УДК 351.85(477)"1917/1920"
Куприйчук В.М.,
Национальная академия государственного управления при Президенте Украины;
кандидат наук по государственному управлению (Украина, г. Киев);
докторант кафедры социальной и гуманитарной политики;
консультант — Ситник П.К., Национальная академия государственного управления при Президенте Украины; профессор кафедры социальной и гуманитарной политики;
доктор философских наук; профессор (Украина, г. Киев)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРОЙ УКРАИНЫ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1917-1920 ГОДОВ
В статье рассматривается государственно-управленческое воздействие Украинской Народной Республики и Гетма-ната П. Скоропадского на гуманитарное развитие в период национально-освободительной борьбы 1917—1920 годов. Анализируются основные направления и пути реализации гуманитарной политики.
Ключевые слова: Гетманат, Украинская Народная Республика, государственное управление, гуманитарное развитие, государственная политика.
Все цивилизованные государства в современном мире, независимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственного управления. Украина в этом плане не является исключением. Однако Украинское государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо в первую очередь учитывать исторические особенности своего государства.
В XXI в., как и в начале XX в., проблема гуманитарного развития в Украине остается актуальной. Сегодня украинское правительство уделяет первостепенное значение государственному управлению гуманитарной сферой в государстве. Одними из важ-
нейших его направлений являются сферы образования, науки, культуры. Организация управления этими процессами остается актуальной.
Победа Февральской революции 1917 г. в России открыла некоторые реальные возможности для внедрения государственно-управленческих преобразований в гуманитарной сфере Украинского государства. Выразителем интересов украинских граждан была Центральная Рада — представительский политический орган украинского народа, созданный в марте 1917 года. Важной и неотъемлемой частью государственной политики Центральной Рады было проведение культурно-образовательного строительства в Украине, возрождение национального языка и школы. Работа в этом направлении велась весьма интересная.
Так, на протяжении 1917 г. под руководством правительства Центральной Рады было открыто 5,4 тыс. украинских школ, более 100 украинских гимназий (в Киевской, Полтавской, Черниговской и Харьковской областях), введено украиноязычное преподавание в десятках медицинских, агрономических, технических училищ и школ. В системе высшего образования вновь начали действовать народные университеты в Киеве, Николаеве, Харькове, Одессе, научно-педагогическая академия и технический институт в Киеве, ряд украинских факультетов и кафедр в существовавших вузах, которые одновременно охватывали учебным процессом более 5 тыс. студентов [1].
По решению Центральной Рады в структуре Генерального секретариата образования был создан Департамент государственного управления внешкольного образования, который взял на себя организационную и практическую работу, связанную с ликвидацией неграмотности в Украине [2].
Важным шагом в усилении борьбы с неграмотностью стал приказ о привлечении к этой работе местных отделов школьного образования. Это дало возможность привлечь десятки тысяч учителей и работников образовательных учреждений для организации многочисленных курсов по ликвидации неграмотности в городах и селах Украины.
В образовательной работе активное участие принимало поддерживаемое государством общество «Просвещение», с его помощью в городах и селах создавались избы-читальни, кружки по ликвидации неграмотности, а также библиотеки. Развитие библиотечной сети государство рассматривало как одно из ключевых звеньев гуманитарной политики.
Правовой основой развития библиотечного дела было решение правительства об учреждении Национальной библиотеки в Киеве и филиалов в городах Украины. Национальная библиотека, как и вся библиотечная система в Украине, получила от Центральной Рады право беспошлинного ввоза на территорию республики книг, карт, журналов, опубликованных документов и другой научной печатной продукции из-за рубежа [3, с. 49].
Значительное внимание правительство уделяло налаживанию издательского дела. При его участии было основано 80 украиноязычных газет и журналов, выдано 680 наименований учебной, исторической, общественно-политической, технической и другой литературы. Печаталось много художественной литературы, особенно произведения украинских классиков, а также сборники стихов и прозы тогдашних украинских литераторов [4].
Провозглашение Центральной Радой Универсалов и принятие курса на возрождение государственности украинского народа пробудило у граждан интерес к политической, исторической, философской литературе. Удовлетворяя эти потребности, правительство профинансировало издание брошюр со статьями видных государственных и общественных деятелей, в которых поднимались вопросы социально-политического, экономического, гуманитарного развития украинского общества, национальные и государственные проблемы. ^
Государственная поддержка осущест- ^ влялась и в развитии украинского теат- О рального искусства. Центральная Рада О основывает Украинский национальный те- ^ атр, создает школу по подготовке профес- ^ сиональных артистов, режиссеров, возро- ^ дила выпуск еженедельника «Театральные ^ известия» [5].
Вопросами развития украинского изобразительного искусства занималась созданная правительством в декабре 1917 г. Украинская академия искусств под руководством Г. Нарбута. При Академии была основана украинская национальная картинная галерея, ее основой в момент основания стали картины украинских и зарубежных художников XVI —XIX вв. из личных коллекций Г. Павлуцкого, Д. Антоновича, В. Щавинського и полотен, закупленных на выставках и аукционах художников из разных стран мира [6].
Правительством Центральной Рады были заложены основы украинского киноискусства. В это время на экране появляется немало художественно-документальных картин с украинской тематикой, экранизируется много сказок для детей и научных фильмов для студентов, что было весьма передовым явлением в то время в мировом масштабе.
Неотъемлемой составной частью гуманитарных преобразований правительство считало и проблему проведения украинизации судебного и административно-государственного аппарата. К весне 1918 г. около 60% (по регионам) административного аппарата вели свое делопроизводство на украинском языке, а в марте 1918 г. Центральная Рада предоставила украинскому языку статус государственного.
В поле зрения государства постоянно находились вопросы развития гуманитарной политики национальных меньшинств Украины. Для них были созданы десятки школ, гимназий, факультетов в вузах, различные периодические издания, театры, музеи и т.д. На государственных штампах и печатях определения печатались четырьмя языками крупнейших национальных меньшинств Украины. Право на свободное национально-культурное развитие национальных меньшинств гарантировалось законодательством [7].
Глубокие гуманитарные изменения, которые были заложены правительством Центральной Рады, имели прогрессивный характер. Именно в эти годы была основано государственная национальная система образования, науки, искусства, кино, издательского и библиотечного дела, осущест-
влены глубокие преобразования в других областях культуры.
Государственную политику Центральной Рады в области развития образования, науки и культуры продолжило правительство Украинского гетманского государства П. Скоропадского.
Им было создано более 150 украинских гимназий. Вышло из печати несколько миллионов экземпляров украинских учебников. Основана широкая сеть общекультурных учреждений: Государственный украинский архив, в котором должны быть сосредоточены документы истории Украины, перевезенные из архивов Москвы и Петрограда, Украинский исторический музей и Украинская национальная библиотека, фонд которой быстро рос, а по количеству и качеству книг Украинская национальная библиотека могла конкурировать с лучшими библиотеками Европы [8].
Осенью 1918 г. решением правительства Гетманата были огосударствлены и провозглашены украинскими в прошлом российские университеты в Киеве, Одессе, Харькове, а также Екатеринославский горный, Харьковский технологический и ветеринарный и Киевский политехнический институты. В этих научных учреждениях в дополнение к уже действующим открывались новые кафедры украинской филологии, истории, культуры, западнорусского права и т.п.
Правительство П. Скоропадского реформировало Киевский народный университет, превратив его в государственный, а в августе принимает закон об основании украинского университета в Каменец-Подольском с перспективой развивать высокую гуманитарную науку на Западной Украине и налаживания научных связей с университетами Западной Европы [9].
Государственную поддержку развитию национального высшего образования правительство оказывало во многих регионах Украины. По решению Полтавской думы и губернского земского собрания в Полтаве создаются юридический и историко-филологический факультеты с правами государственного университета. Екатеринославская городская дума приняла решение о создании в городе универ-
ситета, выделила из местного бюджета на его основание 1,5 млн. гривен и земельный участок для строительства корпуса.
Важное место после университетов в образовательной государственной политике Гетманата занимали педагогические институты. Правительство профинансировало увеличение приема в Киевский, Харьковский, Полтавский, Нежинский институты, выделило средства на учреждение Сумского и других институтов.
Успешно развивалось высшее техническое образование. Выделялись средства на открытие электротехнического факультета в Киевском политехническом институте. Для подготовки специалистов сельского хозяйства основало Харьковский и Херсонский сельскохозяйственный институты правительство открыло агрономический отдел на механико-математическом факультете Университета св. Владимира, утвердило проект строительства в Киеве Сельскохозяйственной академии.
Министерство народного образования и искусства позаботилось о создании узкопрофильных институтов, специалисты которых нужны были для надлежащего функционирования различных сфер экономической, культурной, международной жизни Украинского государства. По инициативе его руководства и при участии различных организаций и государственных ведомств основались институты истории искусства, археологический, художественно-промышленный, медицинский, путей сообщения, машиностроения, пять военных академий и другие учебные заведения. В действующих и в новых институтах вводилось украиноязычное преподавание и изучение украиноведческих дисциплин [10].
За исторически короткий период деятельности Украинского гетманского государства (менее 8-ми месяцев) образовалось 35 высших учебных заведений. Это означало, что в высшем образовании были осуществлены коренные преобразования, которые укрепили основы национального высшего образования. Понятно, что не все учебные заведения в условиях Гражданской войны начали действовать и работать на полную мощность. Однако именно государственная политика по их основанию
сделала весомый вклад в теорию и практику государственного строительства национального высшего образования, развитие гуманитарной сферы в целом.
К развитию концепции государственного строительства высшего образования нужно также отнести постановление правительства о подготовке национальных научных кадров. С этой целью Совет Министров Гетманата предоставил право университетам, а также девяти разнопрофильным институтам Украины создавать аспирантуру, докторантуру, советы по защите диссертаций. К таким учебным заведениям были отнесены Киевские политехнический, коммерческий, медицинский, Харьковские технический и ветеринарный, Екатеринославский горный и ряд других институтов.
В ноябре 1918 г. приказом гетмана П. Скоропадского была основана Украинская академия наук (первый президент — В. Вернадский) и назначено первых одиннадцать академиков.
В это же время в Киеве при поддержке правительства были основаны Государственный драматический театр, Государственный народный и Молодой театры, а также Украинская государственная капелла и Государственный симфонический оркестр [11].
В эпоху Гетманщины наблюдался значительный рост профессиональной, кооперативной, земской, крестьянской, религиозной периодической печати. На конец 1918 г. в Украине выходило на украинском языке 83 журнала.
Можно утверждать, что системный подход в государственном управлении гуманитарной сферой осуществляли как правительство Центральной Рады, так и Гетма-нат и Директория Украинской Народной Республики.
Одним из ключевых звеньев гуманитарного строительства была перестройка ^ системы государственного управления на- ^ родным образованием. По решению пра- О вительства Директории разрешалось уч- О реждать частные школы, украинский язык ^ стал основным во всех государственных ^ школах, одновременно за национальными ^ меньшинствами признавалось «право на ^ школу с родным языком». Специальным
законом были национализированы украинские частные гимназии и учительские женские семинарии. Реорганизовалась и расширялась сеть специальных и профессиональных школ. При этом особое внимание правительством уделялось изучению украинского языка, математики, истории, географии Украины и других славянских земель [12].
Процесс государственного внешкольного образования как в теоретическом, так и в практическом плане значительно продвинулся вперед в эпоху Директории. В начале 1919 г. в городах и особенно в деревнях начали создаваться Народные Дома, которые должны были стать в населенных пунктах центрами проведения культурно-массовой, в том числе и образовательной, работы. Эти и другие методы государственного управления значительно улучшили работу с неграмотными, повысили качество обучения и общий культурный уровень населения, которое посещало внешкольные культурно-образовательные учреждения [13].
Весомым достижением Украинского государства с участием различных культурных организаций, несмотря на экономические трудности и короткие сроки пребывания Директории в Украине, был заметный вклад в развитие украинского издательства. В Украине и зарубежье в 1919 г. вышло из печати 1450, а в 1920 г. 1350 наименований учебной, художественной, общественно-политической и другой литературы общим тиражом около 10 млн. экземпляров, большинство из которых напечатаны на украинском языке [14, с. 91].
Реализуя государственную политику формирования национального кино, Директория в начале 1919 г. разработала программу перспективного развития киноискусства в Украине, которая предусматривала комплекс мер по увеличению сети стационарных и передвижных кинотеатров и производству украинских фильмов.
Популяризируя кино, Директория поддерживала на законодательной основе открытие новых кинозалов и прежде всего построение детских кинотеатров в Киеве, Екатеринославле, Одессе, Каменец-Подольском и других городах, что стало но-
визной в сфере становления национальной кинематографии. Также правительство обязало кинопрокатные организации ввести в свою практику систематический показ кинофильмов в школах, училищах, вузах, клубах, Народных Домах [15].
Многие идеи украинских правительств по реформированию государственного управления гуманитарной сферой, предложенные в период национально-освободительной революции 1917—1920 годов, не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Первостепенное значение для органов государственной власти по-прежнему имеют вопросы развития правового государства и гражданского общества, совершенствования украинской независимости, местного самоуправления и политической системы, повышения эффективности государственного управления гуманитарной сферой и ответственности должностных лиц. Проводимая в настоящее время Президентом и Правительством Украины гуманитарная политика вселяет надежду, что курс реформ Украинского независимого государства гарантирует укрепление идентичности украинской политической нации, развитие общества на принципах внутреннего диалога, гуманистических ценностей и толерантности, превратит Украину в активного творца общечеловеческих духовных ценностей.
Библиографический список
1. Калиниченко В. История Украины. Часть III: 1917 — 2003 гг: Учебник для исторических факультетов высших учебных заведений / Калиниченко В.В., Рыбак И.К.
- Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2004.
- 628 с.
2. Гунчак Т. Украина: первая половина XX в. Очерки политической истории / Гун-тач Т. — К.: Госстандарт Украины, 1993. — 214 с.
3. Врублевский В. Из истории создания и становления Национальной библиотеки Украины (1918— 1923) / Врублевский В., Кучмаренко В. Киевская старина. — 1998.
— № 6. — С. 49.
4. Дорошенко Д. Украинским писательством в 1917 г. / Дорошенко Д. Новая Рада.
— 1918. — 10 янв.
5. Исаевич Я. Украина древняя и новая. Народ, религия, культура / Исаевич Я. — Львов, 1996. - 312 с.
6. Культура в годы борьбы за государственную независимость Украины (1917 — 1920). — Http://buklib. net/component/ option, com_jbook / task, view / Itemid, 99999999/catid, 183/id, 7954 / (21.11.11 г).
7. Грицак Я. Очерки истории Украины: Формирование современной украинской нации XIX — XX вв. / Грицак Я. — М.: Ев-роп. у-нт, 1996. — 341 с.
8. Савченко В. Павел Скоропадский — последний гетман Украины / В.А. Савченко. — Харьков: Фолио, 2008. — 380 с.
9. Закон об открытии четырех кафедр украиноведения в Харьковском и Новороссийском государственном университетах /Государственный Вестник. — М., [Б.И.] 1918. — 5 октября.
10. Постановление Совета Министров об ассигнованиях Министерству Народного Просвещения и Искусства 1,282 млн.
руб. на нужды высшей школы / Государственный Вестник. — М., [Б.И.] 1918. — 29 июля.
11. История мировой и украинской культуры: [учеб. для высш. закл. образования] / Греченко В.А., Черный И.В., Куш-нерук В.А., Режко В. — М.: Литера, 2000.
— 464 с.
12. Пыжик А. Реформирование системы национального образования Директории УНР / А.М. Пыжик — К.: [Б.И.] 1998.
— 44 с.
13. Пыжик А. Культурно-просветительная деятельность правительства УНР в период Директории / А.М. Пыжик — К.: Четвертая волна, 1998. — 36 с.
14. Пирог Р. Павел Скоропадский: Штрихи к политическому портрету / Р.Я. Пирог, Ф.М. Проданюк / Украинский исторический журнал. — 1992. — № 9. — С. 91 — 105.
15. Кинематограф / Вестник общества «Просвещение» в Екатеринославе. Большевик. — 1919. — 3 мая.
Kupriychuk V.M., e-mail: [email protected]
National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, candidate of science in public administration (Kiev, Ukraine), doctoral student of the department of social and humanitarian policy, adviser — Sytnyk P.K., National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, professor of the department of social and humanitarian policy, doctor of philosophical sciences, professor (Ukraine, Kiev).
STATE MANAGEMENT OF THE HUMANITARIAN SPHERE OF UKRAINE IN THE PERIOD OF REVOLUTIONARY TRANSFORMATION OF 1917-1920
The article considers the state-government impact of the Ukrainian National Republic and Hetman P.Skoropadskiy on human development in the period of the national liberation struggle of 1917-1920. The main directions and ways of their implementation of humanitarian policy are analyzed.
Key words: Hetmanate, Ukrainian National Republic, public administration, humanitarian development, public policy.