Научная статья на тему 'Правовые основы гуманитарного развития Украины в период революционных преобразований 1917-1920 годов'

Правовые основы гуманитарного развития Украины в период революционных преобразований 1917-1920 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕТМАНАТ / УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куприйчук В. М.

В статье рассматривается нормативно-правовое воздействие правительства Украинской Народной Республики и Гетма-ната П. Скоропадского на гуманитарное развитие в период освободительной борьбы 1917-1920 годов. Анализируются основные направления и пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы гуманитарного развития Украины в период революционных преобразований 1917-1920 годов»

УДК 351.85(477)"1917/1920"

Куприйчук В.М.,

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины;

кандидат наук государственного управления (Украина, г. Киев), докторант кафедры социальной и гуманитарной политики

Консультант Ситник: Пётр Кононович, Национальная академия государственного управления при Президенте Украины; профессор кафедры социальной и гуманитарной политики, доктор философских наук, профессор (Украина, г. Киев)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРНОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1917-1920 ГОДОВ

В статье рассматривается нормативно-правовое воздействие правительства Украинской Народной Республики и Гетма-ната П. Скоропадского на гуманитарное развитие в период освободительной борьбы 1917—1920 годов. Анализируются основные направления и пути их реализации.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, государственное управление, гуманитарное развитие, Гетманат, Украинская Народная Республика, государственная политика.

Мировая война обострила все противоречия, существовавшие в Российской империи: между капиталистическим и феодальным укладами, буржуазией и рабочими, буржуазией и помещиками-дворянами, царизмом и обществом, империей и национальными окраинами — внутренними колониями и т.д. Названные противоречия обусловили свержения царизма, Февральскую демократическую революцию. Власть в России оказалась у Временного правительства.

В Украине процесс формирования власти имел свою специфику. Если в России сложилось двоевластие, то в Украине — троевластие. Рядом со структурами российского Временного правительства и Советами возникла Украинская Центральная Рада (УЦР) как высший законодательный орган власти, которая была образована 4 (17) марта 1917 г. представителями ряда политических партий. Важной и неотъемлемой частью государственной политики Украинской Центральной Рады и её правительства было проведение гуманитарного строительства в Украине.

Законодательная деятельность гуманитарного развития Украинской Центральной Рады была обусловлена тем, что в 1917 г. общий образовательный уровень был крайне низким, а безграмотность среди населения составляла около 70%, а в некоторых районах этот показатель составлял 80%. Обучение, как правило, осуществлялось на государственных языках тех империй, в состав которых входили украинские земли. Поэтому одним из главных направлений деятельности Центральной Рады в области культуры являлось открытие учебных заведений на украинском языке. Первые украинские школы открывались исключительно на общественные и народные деньги. Несмотря на сложные социально-экономические и политические условия в стране на протяжении существования Центральной Рады, ей удалось открыть 5,4 тыс. украинских школ, около 100 гимназий, ввести обучение на украинском языке в десятках медицинских, агрономических, технических училищ и школ. В системе высшего образования вновь начали действовать народные университеты в Киеве, Николаеве, Харькове, Одессе, Научно-педагогическая академия и технический институт в Киеве, ряд украинских факультетов и кафедр в существовавших вузах, которые одновременно охватывали учебным процессом более 5 тыс. студентов [1].

После провозглашения Центральной Радой I Универсала (10 июня 1917 г.) был создан Генеральный секретариат (министерство) народного образования, который согласовывал работу общественных организаций. В структуре Генерального секретариата был создан Департамент государственного управления внешкольного образования, который взял на себя организационную и практическую работу, связанную с ликвидацией неграмотности в Украине [2].

Большое правовое значение для решения этой проблемы имело создание Педагогической академии в Киеве, которая должна была решить вопрос о подготовке учителей для украинских школ, а в апреле 1918 г. Второго Украинского Народного университета в Полтаве.

Вопросами развития украинского изобразительного искусства занималась соз-

данная в декабре 1917 г. Академия искусств — первая высшая художественная школа в Украине под руководством Г. Нарбута. При Академии искусств была основана украинская национальная картинная галерея, ее основой в момент основания стали картины украинских и зарубежных художников Х^ — ХГХ вв. из личных коллекций Г. Пав-луцкого, Д. Антоновича, В. Щавинського и полотен, закупленных на выставках и аукционах художников из разных стран мира.

На почве украинского изобразительного искусства активную творческую работу вели скульпторы О. Архипенко, Ф. Бала-венский, И. Кавалеридзе, М. Гельмана,

A. Страхов, М. Паращук, П. Витович и др. Украинские художники в последующие десятилетия создали немало скульптурных и архитектурных монументальных произведений, которые вошли в сокровищницу национального и мирового изобразительного искусства [3].

Весьма важным направлением законодательной работы Украинской Центральной Рады являлось издательское дело. При её участии было основано 80 украиноязычных газет и журналов, массовыми тиражами вышло 680 наименований учебной, исторической, художественной, технической и другой литературы. Большими тиражами начали выходить произведения классиков украинской литературы И. Кот-ляревского, Т. Шевченко, М. Коцюбинского, Л. Украинки, И. Франко, а также сборники молодых украинских литераторов О. Олеся, М. Рыльского, П. Тычини. На украинский язык переводились О. Бальзак, Ги де Мопассан, Джек Лондон, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Активно издавалась общественно-политическая литература. Особое внимание уделялось работам по украинской истории: «Иллюстрированная история Украины», «Краткая история Украины», «Какой мы хотим автономии» М. Грушевского, «О казацких временах на Украине»

B. Антоновича, «История украинского сочинительства» С. Ефремова [4].

Законодательной основой развития библиотечного дела было решение правительства Украинской Центральной Рады об учреждении Национальной библиотеки в Киеве и филиалов в городах Украины. Для

ее создания руководство государства выделило соответствующие средства и издало распоряжение библиотекам оказывать помощь главной библиотеке Украины в формировании фондов гуманитарной, технической, архивной и документальной литературы. Национальная библиотека, как и вся библиотечная система в Украине, получила от Центральной Рады право беспошлинного ввоза на территорию республики книг, карт, журналов, опубликованных документов и другой научной печатной продукции из-за рубежа [5].

Государственная поддержка осуществлялась и в развитии украинского театрального искусства. Своим решением Центральная Рада основывает Украинский национальный театр, в состав которого вошли известные артисты Украины М. Садовский, А. Курбас, И. Марьяненко, П. Саксаганский и др. Действующим губернским театрам выделялись средства для укрепления материальной базы. Для подготовки любителей сцены и организаторов театрального искусства правительство создало школу по подготовке профессиональных артистов, режиссеров, возродило выпуск еженедельника «Театральные известия» [6].

Становление национального сценического искусства Центральная Рада тесно связывала с развитием народной музыки, музыкального образования и хореографии. По ее инициативе был основан Украинский национальный хор (дирижер Сте-ценко). Открыты в Киеве общеукраинские курсы подготовки певцов хора, музыкантов, хореографов. В губернских центрах и в ряде крупных промышленных городов основаны общеобразовательные музыкальные школы.

Украинской Центральной Радой были заложены правовые основы украинского киноискусства. В это время на экране появляется немало художественно-документальных картин с украинской тематикой, экранизируется много сказок для детей и научных фильмов для студентов, что было весьма передовым явлением в то время в мировом масштабе.

Неотъемлемой составной частью государ ств енно -управленче ских гуманитар -

ных преобразований правительство считало и проблему проведения украинизации судебного и административно-государственного аппарата. К весне 1918 г. около 60% (по регионам) административного аппарата вели свое делопроизводство на украинском языке, а в марте 1918 г. Центральная Рада предоставила украинскому языку статус государственного.

В поле зрения государства постоянно находились вопросы развития гуманитарной политики национальных меньшинств Украины. Для них правительством были созданы десятки школ, гимназий, факультетов в вузах, различные периодические издания, театры, музеи и т.д. На государственных штампах и печатях определения печатались четырьмя языками крупнейших национальных меньшинств Украины. Право на свободное национально-культурное развитие национальных меньшинств гарантировалось законодательством [7].

Государственную политику правительства Центральной Рады в области развития образования, науки и культуры на законодательной основе продолжило правительство Гетманата П. Скоропадского. Им было создано более 150 украинских гимназий. Вышло из печати несколько миллионов экземпляров украинских учебников. Основана широкая сеть общекультурных учреждений: Государственный украинский архив, в котором должны быть сосредоточены документы истории Украины, перевезенные из архивов Москвы и Петрограда, Украинский исторический музей и Украинская национальная библиотека, фонд которой быстро рос, а по количеству и качеству книг Украинская национальная библиотека могла конкурировать с лучшими библиотеками Европы [8].

Осенью 1918 г. Указом Гетманата ^ были огосударствлены университеты в ^ Киеве, Одессе, Харькове, а также Ека- О теринославский горный, Харьковский О технологический и ветеринарный и Ки- ^ евский политехнический институты. В ^ этих научных учреждениях в дополне- ^ ние к уже действующим открывались ^ новые кафедры украинской филологии,

истории, культуры, западнорусского права и т.п.

Правительство П. Скоропадского реформировало Киевский народный университет, превратив его в государственный. На его торжественном открытии 6 октября 1918 г. отмечалось, что новый государственный университет призван отображать важную роль в становлении национального и гуманитарного развития украинского народа и государственного строительства его суверенного государства. Также Гетманат принимает закон об основании Украинского университета в Каменец-Подольском с перспективой развивать высокую гуманитарную науку на Западной Украине и налаживать научные связи с университетами Западной Европы [9].

Государственную поддержку развитию национального высшего образования правительство оказывало во многих регионах Украины. По решению Полтавской думы и губернского земского собрания в Полтаве создаются юридический и историко-филологический факультеты с правами государственного университета. Екатеринослав-ская городская дума приняла решение о создании в городе университета, выделила из местного бюджета 1,5 млн. гривен и земельный участок для строительства корпуса. С помощью руководства Украинского государства и участия преподавателей Университета св. Владимира был основан университет в Ялте.

Важное место после университетов в образовательной государственной политике Гетманата занимали педагогические институты. Гетманат профинансировал увеличение приема в Киевский, Харьковский, Полтавский, Нежинский институты, выделил средства на учреждение Сумского и других институтов.

Успешно развивалось высшее техническое образование. Украинское гетманское государство выделило средства на открытие электротехнического факультета в Киевском политехническом институте. Для подготовки специалистов сельского хозяйства основало Харьковский и Херсонский сельскохозяйственные институты, открыло агрономический отдел на механико-ма-

тематическом факультете Университета св. Владимира, утвердило проект строительства в Киеве Сельскохозяйственной академии.

Министерство народного образования и искусства своим решением создало узкопрофильные институты, специалисты которых нужны были для надлежащего функционирования различных сфер экономической, культурной, международной жизни Украинского государства. По инициативе его руководства и при участии различных организаций и государственных ведомств основались институт истории искусства, археологический, художественно-промышленный, медицинский, консульский, путей сообщения, эсперанто, машиностроения, пять военных академий и другие учебные заведения [10].

За исторически короткий период деятельности Украинского гетманского государства (менее 8-ми месяцев) было узаконено 35 высших учебных заведений. Это означало, что в высшем образовании были осуществлены коренные правовые преобразования, которые укрепили основы национального высшего образования. Понятно, что не все учебные заведения в условиях гражданской войны начали действовать и работать на полную мощность. Однако именно государственная политика по их основанию сделала весомый вклад в теорию и практику государственного строительства национального высшего образования, развитие гуманитарной сферы в целом.

К развитию концепции государственного строительства высшего образования нужно также отнести постановление правительства о подготовке национальных научных кадров. С этой целью Совет Министров Гетманата предоставил право университетам, а также девяти разнопрофильным институтам Украины создавать аспирантуру, докторантуру, советы по защите диссертаций. К таким учебным заведениям были отнесены Киевские политехнический, коммерческий, медицинский, Харьковский технический и ветеринарный, Екатеринославский горный и ряд других институтов.

В ноябре 1918 г. Указом гетмана П. Ско-ропадского была основана Украинская академия наук (первый президент — В. Вернадский) и назначены первые одиннадцать академиков.

В это же время в Киеве при поддержке правительства были основаны Государственный драматический театр, Государственный народный и Молодой театры, а также украинская Государственная капелла и Государственный симфонический оркестр [11].

В эпоху Гетманщины наблюдался значительный рост профессиональной, кооперативной, земской, крестьянской, религиозной периодической печати. На конец 1918 г. в Украине выходило на украинском языке 83 журнала. Важным сдвигом в духовной сфере стало образование летом 1918 г. Украинской автокефальной православной церкви во главе с митрополитом В. Липкивским.

Можно утверждать, что системный подход в государственном управлении гуманитарной сферой осуществляли на законодательной основе как правительство Центральной Рады, так и Гетманат и Директория Украинской Народной Республики (УНР).

Одним из ключевых звеньев гуманитарного строительства была перестройка системы государственного управления народным образованием. По решению Директории УНР разрешалось учреждать частные школы, украинский язык стал основным во всех государственных школах, одновременно за национальными меньшинствами признавалось «право на школу с родным языком». Специальным законом были национализированы украинские частные гимназии и учительские женские семинарии. Реорганизовывалась и расширялась сеть специальных и профессиональных школ. При этом особое внимание правительством уделялось изучению украинского языка, математики, истории, географии Украины и других славянских земель [12].

Процесс государственного внешкольного образования как в теоретическом, так и в практическом плане значительно продвинулся вперед в эпоху Директо-

рии. В конце 1918 г. в городах и особенно в деревнях начали создаваться народные дома, которые должны были стать в населенных пунктах центрами проведения культурно-массовой, в том числе и образовательной, работы. Эти и другие методы государственного управления значительно улучшили работу с неграмотными, повысили качество обучения и общий культурный уровень населения, которое посещало внешкольные культур но-образовательные учреждения [13].

Весомым достижением Украинского государства с участием различных культурных организаций, несмотря на экономические трудности и короткие сроки пребывания Директории в Украине, был заметный вклад в развитие украинского издательства. В Украине и зарубежье только во время Директории УНР в 1919 г. вышло из печати 1450, а в 1920 г. 1350 наименований учебной, художественной, общественно-политической и другой литературы общим тиражом около 10 млн. экземпляров, большинство из которых напечатаны на украинском языке [14].

Реализуя государственную политику формирования национального кино, Директория в начале 1919 г. разработала и приняла программу перспективного развития киноискусства в Украине, которая предусматривала комплекс мер по увеличению сети стационарных и передвижных кинотеатров и производству украинских фильмов.

Популяризируя кино, Директория УНР поддерживала на законодательной основе открытие новых кинозалов и прежде всего построение детских кинотеатров в Киеве, Екатеринослав-ле, Одессе, Каменец-Подольском и других городах, что стало новизной в сфере становления национальной кинематографии. Также правительство Директории обязало кинопрокатные организации ввести в свою практику систематический показ кинофильмов в школах, училищах, вузах, клубах, народных домах [15].

Глубокие гуманитарные изменения, которые были заложены на законодательной основе различными по своей

политическом ориентации правительствами в период национально-освободительной борьбы 1917— 1920 годов, имели прогрессивный характер. Именно в эти годы была основана государственная национальная система образования, науки, искусства, кино, издательского и библиотечного дела, развиты глубокие преобразования в других областях культуры. Все это внесло существенный вклад в законодательную основу полноценного национально-культурного возрождения украинского народа и дальнейшее развитие государственной гуманитарной политики в посткоммунистическое время и дало возможность сделать значительный вклад деятелей украинской культуры в развитие мировой культуры ХХ века, превратить Украину в активного творца общечеловеческих духовных ценностей.

Библиографический список

1. Калиниченко В.В. История Украины. Часть III: 1917 — 2003 гг: Учебник для исторических факультетов высших учебных заведений / Калиниченко В.В., Рыбак И.К.

- Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2004.

- 628 с.

2. Постановление II Всеполтавского съезда «Просвещения» 10-12 мая 1918 / Провесинь. — 1918. — 2 июня.

3. Культура в годы борьбы за государственную независимость Украины (1917 — 1920). — Http://buklib. net/component/ option, com_jbook / task, view / Itemid, 99999999/catid, 183/id, 7954 / (21.11.11 г).

4. Врублевский В. Из истории создания и становления Национальной библиотеки Украины (1918- 1923) / Врублевский В., Кучмаренко В. Киевская старина. - 1998.

- № 6. - С. 49.

5. Исаевич Я. Украина древняя и новая. Народ, религия, культура / Исаевич Я. -Львов, 1996. - 312 с.

6. Грицак Я. Очерк истории Украины. Формирование модерной украинской нации XIX-XX вв. / Грицак Я. - М.: Европ. у-нт 1996. - 341 с.

7. Савченко В.А. Павел Скоропадский

- последний гетман Украины / В.А. Савченко. - Харьков: Фолио, 2008. - 380 с.

8. Закон об открытии четырех кафедр украиноведения в Харьковском и Новороссийском государственных университетах / Государственный Вестник. - М., [Б.И.], 1918. - 5 октября.

9. Постановление Совета Министров об ассигнованиях Министерству Народного Просвещения и Искусства 1,282 млн. руб. на нужды высшей школы / Государственный Вестник. - М. [Б.И.], 1918. -29 июля.

10. История мировой и украинской культуры: [учеб. для высш. образования] / Греченко В.А., Черный И.В., Куш-нерук В.А., Режко В. - М.: Литера, 2000.

- 464 с.

11. Пыжик А.М. Реформирование системы национального образования Директории УНР / А.М. Пыжик - К.: [Б.И.] 1998.

- 44 с.

12. Пыжик А.М. Культурно-просветительная деятельность правительства УНР в период Директории / А.М. Пыжик - К.: Четвертая волна, 1998. - 36 с.

13. Пирог Р.Я. Павел Скоропадский: Штрихи к политическому портрету / Р.Я. Пириг, Ф.М. Проданюк / Украинский исторический журнал. - 1992. - № 9. -С. 91-105.

14. Кинематограф / Вестник общества «Просвещения» в Екатеринославе. Большевик. - 1919. - 3 мая.

Bibliography

1. Kalinichenko V.V. History of Ukraine. Part III: 1917 to 2003: The textbook for the history departments of higher education. / Kalinichenko VV, Fisher IK - Kharkov: KNU them. V.N. Karazina, 2004. - 628.

2. Decision II Vsepoltavskogo Congress of "Enlightenment" May 10-12, 1918 / Proves-in. - 1918. - june 2.

3. Culture during the struggle for national independence of Ukraine (1917-1920).

- Http:/ buklib.net / component / option, com_jbook / task, view / Itemid, 99999999/ catid, 183/id, 7954 / (21.11.11g).

4. Wroblewski B. The history of creation and development of the National Library of Ukraine (19181923) / W. Wroblewski, Kuch-marenko B. -Kiev old boy. - 1998. - № 6.

- S. 49.

5. Isaevich Ya Ukraine ancient and modern. The people, religion, culture / Isaevich Ya - Lviv, 1996. - 312.

6. Gritsak J. Essay on the history of Ukraine. Formation of the modern Ukrainian nation XIX-XX centuries. / Gritsak Ya — Moscow: Europe. y nt 1996. — 341.

7. Savchenko V.A. Skoropadskiy — the last Hetman of Ukraine / V.A. Savchenko — Kharkiv: Folio, 2008. - 380.

8. The law on the opening of four departments in the Ukrainian Kharkov and Novorossiysk State University / The State Journal. -M. [BI], 1918. - 5 october.

9. Resolution of the Council of Ministers of the Ministry of National Education Appropriation Art and 1.282 million rubles. to the needs of higher education / National Journal. - M. [BI], 1918. - july 29.

10. The history of world and Ukrainian culture [Textbook. For top. Saves list. Education] / Grechenko V.A., Black I.V., Kush-neruk V.A., V.A. Rezhko - M: Letter, 2000.

- 464.

11. Fawn A.M. Reforming the system of national education in the day UNR Directory. / A.M. Fawn - K.: [BI] 1998. - 44.

12. Fawn A.M. Cultural and educational activities of the UNR government during the Directory / A.M. Fawn - K.: The Fourth Wave, 1998. - 36.

13. Pie R.J. Skoropadskiy: Sketches for a political portrait / R.Ya. Pirig, F.M. Prodanyuk / Ukrainian Historical Journal. - 1992. - № 9.

- P. 91-105.

14. Cinema / Herald Company «Enlightenment» in Yekaterinoslav. Bolshevik. -1919. - may 3.

Kupriichuk V.M, e-mail: [email protected]

National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, PhD government (Kiev, Ukraine), doctoral student in social and humanitarian policy adviser Peter Sytnyk Kononovich, National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Professor of Social and humanitarian policy, Ph.D., professor (Ukraine, Kiev). LEGAL BASIS OF HUMANITARIAN UKRAINE IN THE PERIOD OF THE REVOLUTIONARY

TRANSFORMATION OF 1917-1920 The article discusses the impact of regulatory and legal government of the Ukrainian People's Republic and the Hetmanate P.Skoropadskogo on human development during the liberation struggle of 1917- 1920. Analyzes the major trends and ways to implement them.

Key words: legal regulation, governance, human development, Hetmanate, Ukrainian People's Republic, public policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.