Section 16. Economics and management
Kopein Valeriy Valentinovich, Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics,
Doctor. Econ. Sci., The Associate Professor, E-mail: [email protected] Filimonova Elena Anatolyevna, Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics,
PhD, The Associate Professor, E-mail: [email protected]
Economy and politics: what comes first for the economic security of the State?
Abstract: the article deals with the modern problems of economic security of the State in crisis, political risks and threats. Underlines the desirability of transferring scientific knowledge activity emphasis not so much on the disclosure of economic and financial security, and the need to address the political factors and the effects of their exposure to economic security. Addresses the methodological approach to the monitoring of the level of economic security, is invited to give attention to the operational modalities, including the method of expert estimations.
Keywords: national security, economic security, political risks, threats
Копеин Валерий Валентинович, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета
им. Г. В. Плеханова, д. э.н., доцент E-mail: [email protected] Филимонова Елена Анатольевна, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета
им. Г. В. Плеханова, к. э.н., доцент, E-mail: [email protected]
Экономика или политика: что первично для экономической безопасности государства?
Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы экономической безопасности государства в условиях кризиса, среди которых выделяются политические риски и угрозы. Подчеркивается целесообразность перенесение акцента активности научного познания не столько на раскрытие сущности экономической и финансовой безопасности, а на необходимость изучения связи политических факторов и последствий их воздействия на экономическую безопасность. Затрагивается методологический подход к мониторингу уровня экономической безопасности, предлагается уделять внимание оперативным способам, в том числе методу экспертных оценок.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, политические риски, угрозы
Любые серьезные изменения в сфере материального производства, финансовых отношениях, социальных сегментах активизируют процессы, которые до этого момента находятся в состоянии покоя. Мировой финансовый кризис в США и Европе затронул не только экономики практически всех стран, но стал своеобразным ускорителем роста новых рисков. Вопрос экономической безопасности, который активно исследуется многими учеными и экспертами, приобрел новые характеристики, связанные с ускоряющимся ростом политических рисков. Теория эво-
люционной экономики, принятая многими учеными как основополагающая для современной реальности, не в полной мере уделяет внимание нерациональности поведения человека, особенно в части его деятельности, не связанной с материальным производством.
Происходящие во многих странах народные волнения, массовые протесты, правительственные кризисы повышают неустойчивость социально-экономического развития. Неустойчивость, снижение темпов развития, неоднозначность направлений развития переносят приоритет научного внимания из сферы
200
Секция 16. Экономика и управление
познания экономической безопасности и попыток ее мониторинга, в раздел практического применения научных знаний для повышения даже не устойчивости, а выживания экономики и сохранения приемлемого уровня жизни населения.
По оценкам исследователей Citigroup, за последние три года количество социальных потрясений и протестов, массовых выступлений, смен правительств увеличилось на 54% по сравнению с предыдущими десятью годами. Политика все больше оказывает влияние на экономику.
Политические риски, в том числе риски протестов населения — Vox Populi («глас народа» — лат.) — явление не новое, но в свете глобальных мировых потрясений эти риски все чаще перерастают в угрозы, реально снижающие национальную и экономическую безопасность. В 1960-х гг. в США происходили движения за гражданские права и протесты против войны во Вьетнаме, в 1968-м — студенческие волнения в Европе, в 1989-м — распад Советского Союза. Эти события, как и факты современного времени — движение в США «Оккупируй Уолл-стрит», военные перевороты на Ближнем Востоке (Египет, Сирия) меняют ситуацию и повышают напряженность в мире.
Понятие экономической безопасности в большинстве определений трактуется как способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами, поступательное развитие народного хозяйства. Но в условиях эскалации внешних политических рисков эта способность не реализуется на достаточном уровне. Россия как часть мировой экономической системы не может избежать этих рисков.
Современные исследователи [1, 19] к основным рискам и угрозам экономической безопасности России относят следующие:
— потеря контроля над национальными ресурсами;
— ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;
— неравномерное развитие регионов и прогрессирующий дефицит трудовых ресурсов большинства из них;
— низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы; коррупция и криминализация хозяйственно-финансовых отношений; нелегальная миграцию и пр.
Серьезной проблемой и рискообразующим фактором для экономической и финансовой безопасности России становится ее технологическое отставание.
В структуре экономики преобладают технологические уклады, которые уже утратили свое ведущее значение в развитых странах несколько десятилетий назад. Это отражено и в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г. », где говорится, что «успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития». Поэтому, обеспечение экономической безопасности в современных условиях возможно только при развитии инновационной системы, повышении производительности труда, освоении новых ресурсных источников, разработки новых технологических основ, государственной поддержке приоритетных секторов, совершенствовании банковской системы и финансового рынка.
Если же рассматривать в этих условиях любую страну, то даже качественная оценка внешних факторов и политических воздействий позволит заключить, что в числе основных задач государства становится обеспечения национальной безопасности и сохранения суверенитета страны. Рассмотрение вопросов экономической безопасности как иерархического уровня национальной может проводиться в связи с привязкой к внешним факторам (ограничения торговли, экономические санкции, ценовые войны и т. д.). Нельзя оставить без внимания высокую степень трансляции воздействия внешних факторов на финансовую систему и изменения уровня ее безопасности. Поэтому постановка исследовательской задачи изучения проблем финансовой безопасности должна включать задачу изучения связи политических факторов, влияющих на национальную безопасность, и экономических, свойственных больше финансовой системе.
Косвенных свидетельств объективности такой связи больше чем достаточно. Даже отдельные заявления политиков, сказанные без привязки к конкретной ситуации, вызывают отток или приток капитала на рынок, резкие колебания котировок валют, волатильность биржевых индексов и другие последствия в экономической и финансовой сферах.
Угрозы финансовой безопасности условно разделяют на внутренние и внешние [2, 149]. Это деление в самом общем виде выделяет угрозы финансовой безопасности по отношению к объекту. Внутренние и внешние угрозы возникают в результате недостаточной способности финансовой системы гарантировать воспроизводство, обслуживать государственный долг. Как показывает проведенный анализ, в условиях
201
Section 16. Economics and management
глобализации экономики и серьезных социальных потрясениях особое значение имеют внешние угрозы финансовой безопасности [3].
Полную классификацию внешних угроз финансовой безопасности России разработать достаточно сложно. Прежде всего, необходимо выделить расширение мировых рынков (капитала, ресурсов, труда, финансов и т. д.) и интеграцию финансовой сферы. Ускорению процессов интеграции и скорости обмена способствует высокий уровень проникновения информационных технологий во все сферы деятельности человека.
Возникновение транснациональных корпораций, интернациональных банковских холдингов, создание разнообразных финансовых инструментов, обращающихся как на мировых, так и на внутренних рынках, позволяют предприятиям активно работать на заемных капиталах мирового финансового рынка, что закрепляет их зависимость от внешнего рынка. Мировой финансовый рынок сегодня не стабилен, его характерной особенностью стала неустойчивость как следствие перечисленных выше положений, к которым можно отнести разнообразные финансовые «пузыри» на рынках недвижимости, ценных бумаг.
Ситуацию усугубляют социальные и политические потрясения. Усилились тенденции по приобретению независимости регионами и странами: Каталония в Испании, Шотландия в Великобритании, Крым на Украине. В 2011-2013 гг. массовые протесты населения происходили в Турции, Бразилии, Таиланде, Индии. В эти годы среднегодовое число уличных протестов на основных мировых рынках выросло до 21,7 по сравнению с 14,1 (до финансового кризиса). Крепнут политические партии, определяющие в числе своих приоритетных задач развитие национальных идей, выход из состава Евросоюза. По оценкам специалистов Citigroup, с 2011 г. по апрель 2014 г. из 69 политических волнений 43 имели ограниченные последствия, 17 — средние, а девять — дестабилизирующие. К последним авторы относят присоединение Крыма Россией, революцию в Египте, успех на выборах ультранационалистической партии «Золотая заря» в Греции, оппозиционного движения «Пять звезд» в Италии, массовые народные протесты в Таиланде, Бразилии и Турции.
Такое перерастание политических рисков, которые имеют как внешнюю, так и внутреннюю природу, в угрозы, определяет необходимость корректировок внешней и внутренней политики страны. Во внешней политике ряда стран наблюдается расширение мероприятий в сфере военной безопасности, страны НАТО объявили об увеличении расходов на военные цели. В условиях сокращения материальной производственной базы, падения уровня жизни населения, увеличения дефицита государственных бюджетов перенос центра тяжести финансовых средств на военные нужды и обороноспособность приведет к еще большему оттоку средств из сферы производства и снижению государственной поддержки национальной экономики. При попытках повысить военную безопасность в условиях ограниченности ресурсов уровень экономической и финансовой безопасности будет понижаться еще большими темпами.
Поэтому исследовательскую задачу изучения сущности экономической безопасности и создание концепции управления ею на уровне государства целесообразно, по нашему мнению, формулировать как создание системы экспертных оценок способности государства обеспечить решение социально-экономических задач с ориентацией на собственные ресурсы и силы. Метод экспертных оценок позволит без значительных материальных и временных затрат дать оперативное качественное описание ситуации, определить мероприятия по реагированию на риски и угрозы. Создание экспертного сообщества (аналоги которого имеются в структурах государственной власти в виде советов по безопасности), в состав которого должны войти специалисты в области внешней политики, экономики как элемент системы безопасности будет решать практические задачи по стабилизации положения и повышения безопасности. Перенос центра тяжести по изучению проблем экономической безопасности в практическую плоскость не исключает необходимости разработки моделей, в том числе математических, по прогнозированию развития внешних и внутренних рисков, а лишь разделяет меры управляющего реагирования на оперативные и перспективные.
Список литературы:
1. Нарышкин, С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития/С. На-рышкин//Вопросы экономики. - 2010. - № 5.
2. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник/под ред. В. К. Сенчагов. 2-е изд. - М.: Дело, 2005, - С. 77.
202
Секция 16. Экономика и управление
3. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.
4. Копеин, В. В. Структурные преобразования экономики региона и его финансовая безопасность (на примере Кемеровской области)/В. В. Копеин, Е. А. Филимонова; отв. ред. В. В. Михайлов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 384 с.
Kupriichuk Vasyl Mykhajlovych National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, PhD government, doctoral student in social and humanitarian policy
Е-mail: [email protected]
State management in the field of culture between the Central Council (March 1917 — April 1918)
Abstract: The article examines the impact of state control of the Central Council on national and cultural development of Ukrainian People’s Republic (1917-1918 gg.) The features of cultural development in this historical period, analyzed the positive experience of the humanitarian policy of the Ukrainian Central Council in the context of humanitarian problems of modern Ukraine.
Keywords: public administration, government, humanitarian politics, culture, the Ukrainian Central Council.
Куприйчук Василий Михайлович Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, кандидат наук государственного управления, докторант кафедры социальной и гуманитарной политики
Е-mail: [email protected]
Государственное управление в области культуры в период Центральной Рады (март 1917 — апрель 1918 гг.)
Аннотация: В статье рассматривается государственное управляющее воздействие Центральной Рады на национально-культурное развитие Украинской Народной Республики (1917-1918 гг.) Рассматриваются особенности культурного строительства в этот исторический период, анализируется положительный опыт гуманитарной политики Украинской Центральной Рады в контексте проблем гуманитарного развития современной Украины.
Ключевые слова: государственное управление, правительство, гуманитарная политика, культура, Украинская Центральная Рада.
Борьба за национально-культурное возрождение в 1917 г. превратилась в одно из важнейших направлений национально-освободительного движения в Украине. Она получила почетное место в деятельности Украинской Центральной Рады (УЦР) и особенно активизировалась после провозглашения I-го и II-го Универсалов и создания ее исполнительных структур — Генерального Секретариата и отдельных секретарств, включая Генеральный секретариат народного образования, который внес весомый вклад в развитие украинской национальной духовности.
В период управленческой деятельности Генерального секретариата образования вполне естественно возникла потребность в образовании отдельного органа государственного управления делами культуры и искусства. Для решения большого ряда проблем
каждой культурной отрасли нужно было предоставить ее собственный очаг, создать соответствующий управленческий механизм, способный адекватно реагировать на злободневные проблемы того или иного сектора гуманитарной сферы.
28 июля 1917 г. Генеральный секретариат образования утверждает вопрос организации отдела искусств, в структуру которого входило 5 (пять) отделов: пластических искусств, художественной промышленности, охраны памятников старины и музеев, театральный и музыкальный отделы.
Отдел пластических искусств осуществлял государственное управление развитием живописи, скульптуры, архитектуры, художественного образования, организацией выставок и уходом за современной архитектурой.
203