Научная статья на тему 'Государственное управление в области информации'

Государственное управление в области информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3628
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бенмерабет А. М-с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в области информации»

полагаемой) вины и т. д. Похожую позицию занял и профессор Б. В. Волжен-кин в рамках своей модели уголовной ответственности юридических лиц. Скептически оценивая содержание субъективного критерия коллективного субъекта, он предлагает вынести оценку «психического отношения» за рамки состава. «Говорить о вине юридических лиц, понимая под виной, как это принято в российском праве, психическое отношение лица к своему противоправному поведению, нельзя. ...Более целесообразно говорить об определенных объективных условиях, при которых юридическое лицо может нести ответственность наряду с физическими лицами»1.

Таким образом, по вопросу виновности юридических лиц в литературе можно встретить полярные позиции. На наш взгляд, точка зрения сторонников субъективного подхода выглядит более предпочтительной, поскольку вся дееспособность юридического лица реализуется посредством деяний лиц физических, а само юридическое лицо существует лишь в сознании людей. Представляется невозможным совершение административного правонарушения юридическим лицом без соответствующего деяния лица физического, и чтобы избежать трудностей при определении вины юридического лица, необходимо установить ее прямую привязку к вине соответствующего должностного лица (как правило, члена администрации юридического лица).

Бенмерабет А. М- С.,

аспирант МГЮА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ

На рубеже двух последних столетий появилась новая сфера жизни общества — информационная, обусловленная переходом человечества к третьей — после аграрной и индустриальной — стадии развития, которую обозначают обычно как «информационное общество». «В современном обществе информационные ресурсы играют огромную роль и требуют к себе серьезного отношения как к интеллектуальному богатству, которое должно использоваться эффективно»2.

Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-телекоммуникационных технологий весьма ощутимым образом меняет системы образования, труда, общественной жизни и отдыха и др.

1 Волженкин Б. В. Уголовная ответственность юридических лиц. СПб., 1998. С. 26.

2 Попугаев Ю. И. Механизм правового регулирования в информационной сфере. Информационное право.

Проблемам, связанным с информацией, посвящено множество научных работ в различных областях знаний, в том числе и в юридической науке1, однако этого недостаточно, так как до сих пор умаляется высокая значимость информационной функции как функции государства, то есть как реализации компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества2.

С точки зрения науки административного права, одной из важнейших задач государства является процесс организации государственного управления в информационной сфере, а государственное регулирование обеспечения информационной безопасности, которая на современном этапе находится в перечне актуальных проблем развития науки и техники в России и за рубежом, играет главную роль для государственного строительства и развития страны (особенно на фоне проводимой административной и иных реформ)3.

Следует подчеркнуть, что одним из самых существенных достижений науки кибернетики является тот факт, что была установлена глубокая связь между информацией и управлением в системах любой природы. Для управления системой независимо от качества и количества ее элементов и связей между ними необходимо периодическое получение информации об ее внутреннем состоянии и отношениях с окружающей средой. Информация играет важную роль в организации управленческой деятельности (менеджменте). Информация в управлении может быть оперативной, экономической, научной, технической. Управленческий процесс всегда связан с использованием информации и вне ее осуществляться не может.

Изучая вопросы государственного управления в области информации, следует рассмотреть регулируемые объекты информационной сферы, опреде-

1 См.: Рассолов М. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М., 1996; Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997; Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991; Копылов В. А. Информационное право. М., 2005; Рассолов М. М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1991; Бачило И. Л, Лопатин В. Н, Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп., и др.

2 Просвирнин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3.

3 Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта — обеспечить открытость деятельности госорганов и органов местного самоуправления. Документ устанавливает порядок предоставления госорганами информации

о своей деятельности, вводит ограничение на предоставление информации, содержащей государственную или служебную тайну, определяет способы доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления, закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответ на него.

ленные Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Можно выделить четыре таких объекта: информация; информационные технологии; информационные системы; информационно-телекоммуникационные сети.

«Информация» происходит от латинского «ПогтаИо», что означает разъяснение, изложение. Само понятие «информация» довольно широкое. В Словаре русского языка С. И. Ожегова информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сообщения, уведомляющие о понятии, состоянии чего-либо.

Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Информационные системы — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В состав основных объектов информационной системы могут быть включены средства, комплексы, сети и системы технологии, которые возможно объединить в одну структуру для выполнения одной или нескольких из перечисленных функций: сбор, хранение (накопление), обработка (производство), поиск, распространение (распределение, передача), прием (потребление) информации и предоставление информационных услуг.

Информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В организации информационной сферы важную роль играет государственное управление. Именно оно как юридическая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение закрепленных положений законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления путем реализации принадлежащих им государственно-властных полномочий.

Одной из важнейших сторон жизни современного информационного общества является формирование и использование информационных ресурсов. Отношения, связанные с созданием, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском, распространением и предоставлением потребителю документированной информации, созданием и использованием информационных технологий и защитой информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации1.

Законодательные и правовые основы деятельности в области связи закреплены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»2. В соответствии с данным Федеральным законом на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом государственное регулирование деятельности в области связи осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной

1 Об основах государственной политики в сфере информатизации см.: Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170, см. также: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.

2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи: осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи; осуществляет правовое регулирование в области связи и информатизации; выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи.

Правительством Российской Федерации определяется порядок осуществления федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи государственного надзора за деятельностью в области связи.

Правовое положение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в информационной сфере, закреплено Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1 и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области информационных технологий и связи, являются Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Федеральное агентство по информационным технологиям, а также Федеральное агентство связи.

В рамках государственного управления в этой сфере Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства по информационным технологиям и Федерального агентства связи2.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи3.

1 Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. от 12 марта 2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

2 См.: Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г. № 311 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2774.

3 См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 318 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2781.

Федеральное агентство по информационным технологиям — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним1.

Государственное управление в области культуры, печати и массовых коммуникаций осуществляют Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела2.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия3. Федеральная служба организует и обеспечивает деятельность Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.

Федеральное архивное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела4.

1 См.: Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 319 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2782.

2 См.: Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 289 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2571.

3 См.: Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 301 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 26. Ст. 2671.

4 См.: Положение о Федеральном архивном агентстве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2572.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии1.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности2.

Принципиальное место в развитии государственного управления в области информации и информационной сферы занимает решение проблем, связанных с развитием информационной сферы общества, средств массовой информации и коммуникаций, использованием больших информационных систем для поддержки государственного управления. Информационная сфера, обладая политической, экономической и социальной атрибутикой, является, прежде всего, средой и средством, в которых реализуется государственная политика, принимаются государственные решения, действует механизм управления обществом, формируются методы регулирования событиями, проводятся управляющие воздействия, комплексно оценивается их эффективность. В зависимости от того, насколько будет развита информационная сфера и насколько высок будет качественный уровень государственного управления в этой сфере, зависят открытость общества, действенность феномена общественного мнения, степень зрелости общества. Информационная сфера обеспечивает условия участия граждан в принятии общественно значимых решений, определяет уровень доступности граждан к правовой информации.

Не следует забывать, что для современной информационной сферы российского общества показателен зарубежный опыт. Однако объективно существующие российские трудности и специфические локальные условия не позволяют непосредственно перенять этот опыт: следует расставить приоритеты в государственной политике формирования информационной сферы общества.

1 См.: Положение о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 291 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2573.

2 См.: Положение о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 292 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2574.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.