Научная статья на тему 'Некоторые проблемы оказания информационных услуг ОВД гражданам'

Некоторые проблемы оказания информационных услуг ОВД гражданам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ВНЕШНИЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ОПЕРАТИВНЫЕ УЧЕТЫ ОВД / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / INFORMATION SERVICES / INFORMATION POWERS / INTERSYSTEM POWERS / EXTERNAL POWERS / DOCUMENT CIRCULATION / OPERATIVE ACCOUNTS LAW-ENFORCEMENT BODIES / PERSONAL DATA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стащенко С. П., Тихонов А. В.

Анализируются вопросы, связанные с информационными полномочиями федеральных органов исполнительной власти; предложена классификация информационных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Рассматривается проблема реализации права граждан на получение сведений, содержащихся о них в оперативных учетах ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стащенко С. П., Тихонов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS ABOUT INFORMATION SERVICE WHICH GIVEN LAW-ENFORCEMENT BODIES FOR CITIZENS

Article is devoted the questions connected with information powers of federal enforcement authorities. In article classification of information powers of federal enforcement authorities is offered. Also in given article the problem of realization of the right of citizens on reception of the data containing about them in operative accounts Law-enforcement bodies is considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы оказания информационных услуг ОВД гражданам»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ОВД ГРАЖДАНАМ

С.П. СТАЩЕНКО,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России E-mail: arlik13@inbox.ru; А.В. ТИХОНОВ,

начальник кабинета специальных дисциплин кафедры административного права Московского университета МВД России

E-mail: and_tihonov@mail.ru Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Ю.А. Тихомиров;

Рецензент: доктор юридических наук, профессор А.А.Фатьянов

Аннотация. Анализируются вопросы, связанные с информационными полномочиями федеральных органов исполнительной власти; предложена классификация информационных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Рассматривается проблема реализации права граждан на получение сведений, содержащихся о них в оперативных учетах ОВД.

Ключевые слова: информационные услуги, информационные полномочия, внутрисистемные полномочия, внешние полномочия, документооборот, оперативные учеты ОВД, персональные данные.

SOME PROBLEMS ABOUT INFORMATION SERVICE WHICH GIVEN LAW-ENFORCEMENT BODIES FOR CITIZENS

S.P. STASHENKO,

lecturer of the Department of Administrative Law University of Moscow Russian Interior Ministry;

A. V. TIKHONOV,

special disciplines study of head of the Department of Administrative Law University

of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. Article is devoted the questions connected with information powers of federal enforcement authorities. In article classification of information powers of federal enforcement authorities is offered. Also in given article the problem of realization of the right of citizens on reception of the data containing about them in operative accounts Law-enforcement bodies is considered.

Keywords: information services, information powers, intersystem powers, external powers, document circulation, operative accounts Law-enforcement bodies, personal data.

Информация необходима для удовлетворения социальных потребностей, а ее распределение и использование в этих целях является одной из главнейших задач государства. Государство не в состоянии осуществлять свою деятельность без сбора, хранения, распространения информации, а особенно, на современном этапе развития общества. Сбор, хранение, обработку и рас-

пределение информации по различным направлениям государственной деятельности (охрана правопорядка, налоговая, бюджетная и т.д.) осущест-вляют специально предназначенные для тех или иных целей органы.

В содержании полномочий федеральных органов исполнительной власти в информационной сфере можно выделить: внутрисистемные и внешние.

Внутрисистемные информационные полномочия связаны с обеспечением деятельности системы федеральных органов исполнительной власти в целом и конкретных государственных органов в частности. Для реализации данных полномочий выполняются следующие функции: сбор и формирование информационных ресурсов государственных органов; документирование и документооборот; отчетная и информирующая деятельность для вышестоящих и контрольных органов; иные виды взаимодействия между государственными органами.

Внешние информационные полномочия выходят за рамки деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и направлены на широкий круг субъектов.

Можно выделить три блока информационных функций государственных органов.

1. Мобилизационная и регулирующая деятельность. Выражается в принятии нормативно правовых актов, как общего, так и индивидуального характера, а также в принятии правоприменительных актов.

2. Официальное информирование граждан о своей деятельности, которое может осуществляться посредством использования средств массовой информации, а так же при помощи использования информационных и коммуникативных технологий, например, через сайты и порталы.

3. Информационно-консультационная деятель -ность, т.е. предоставление гражданам и организациям информационных услуг. Данная деятельность может выражаться в различных формах информирования граждан и организаций по их инициативе или в предоставлении документального или устного сообщения по тому или иному запросу.

В системе органов исполнительной власти можно выделить органы, для которых информационные полномочия являются основными, поскольку они функционируют информационной сфере деятельности. К таким органам можно отнести Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций1, Федеральное агентство по информационным технологиям2, Федеральное агентство связи3, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям4, которые возглавляет Министерство связи и массовых коммуника-ций5. Сюда также можно отнести Федеральную службу государственной статистики6, Федеральную службу

государственной регистрации, кадастра и картогра-фии7 и Федеральное архивное агентство8. Но для основной массы федеральных органов исполнительной власти полномочия в информационной сфере являются вспомогательными и способствуют эффективному осуществлению основных полномочий. Полномочия в сфере предоставления информации реализуется, как правило, специализированными структурами, формируемыми внутри федерального органа исполнительной власти, такими как общие отделы (канцелярии), информационно-аналитические отделы, правовые отделы и управления, отделы и управления по связям с общественностью.

Так, в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации входит главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской федерации (ГИАЦ), в непосредственном подчинении которого находятся информационные центры на уровне МВД субъектов, ГУВД, УВД. Полномочия при предоставлении информации данным органом определяется как: осуществление контроля за достоверностью и своевременностью представления Департаменту режимных объектов МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в ГИАЦ статистических отчетов, первичных документов учетов (межведомственный

1 Постановление от 16 марта 2009 г. N° 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». URL: http://www.rsoc.ru/chamber-of-commer-ce/regulations.

2 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 319 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» // СЗ РФ. 2004 г. № 27. Ст. 2782.

3 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 320 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве связи» (с изм. от 23 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. 2004 г. № 27. Ст. 2783; 2005 г. № 18. Ст. 1682, а также с изм. от 6 июня 2007 г. № 354, от 2 августа 2007 г № 493, от 2 октября 2007 г. № 634, от 2 июня 2008 г. № 416.

4 Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. № 78, от 6 июня 2007 г. № 354, от 2 июня 2008 г. № 415). URL: http://-www. fapmc. ru/about/information.

5 Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций». URL: http://minkom-svjaz.ru/ministry/about.

6 Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (с изменениями от

7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.). URL: http://base.garant.ru/se-arch.htm.

7 Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. № 256-р. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 409-р. URL: http://wwwrosregistr.ru/index.phр.

8 Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 177 «Вопросы Федерального архивного агентства» // СЗ РФ. № 15. Ст. 1470.

обмен информацией); участие в подготовке государственных (межгосударственных) целевых программ в области информатизации; рассмотрение в установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России порядке обращения физических и юридических лиц; оказание в установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России порядке и в соответствии с компетенцией ГИАЦ информационных и иных услуг на договорной, в том числе на возмездной основе9.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти разнообразна и определяется конкретной сферой. Соответственно и информация, циркулирующая внутри органа, различная по своему объему и специфике, определяется сферой деятельности конкретного органа и его компетенцией. Одна ее часть носит непосредственно управленческий характер, связана с формированием и реализацией управленческих воздействий, другая — по масштабам, очевидно, значительно большая — выражает взаимосвязи государства с обществом, его многочисленными проявлениями, с потребностями миллионов граждан10. Кроме получения информации, необходимой для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти в режиме постоянного взаимодействия со своими подразделениями, с другими органами власти и входящими в круг ведения конкретного органа организациями, важное значение имеет деятельность по предоставлению каждым органом информации другим пользователям, в том числе гражданам.

Так, в ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» сказано, что «субъект персонал ьных данных имеет право на получение сведений об опера-торе11, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи...». Часть 5 ст. 14 данного Закона закрепляет условия ограничения права граждан на доступ к своим персональным данным. Так, рассматриваемое право ограничивается, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате опе-

ративно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, когда допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

На практике возникают ситуации, когда положения п. 1 ч. 5 ст. 14 ФЗ «О персональных данных» считают ограничением для предоставления гражданам сведений о них, содержащихся в оперативных учетах ОВД. И в самом деле, данный пункт ограничивает доступ к своим персональным данным, если их обработка осуществляется в целях охраны правопорядка. А целью создания оперативных учетов как раз и является борьба с правонарушениями, т.е. охрана правопорядка. Однако, по мнению автора, руководствуясь данной нормой, не следует полностью ограничивать доступ граждан к информации о себе, так как далеко не все оперативные учеты содержат в себе такие сведения о гражданине, предоставив (гражданину) которые можно нанести урон охране правопорядка.

Поэтому, при решении данного вопроса следует обратиться к ст. 5 Закона «Об ОРД», в которой говорится, что «лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано, либо уголовное дело пре-

9 Приказ МВД России от 21 января 2005 г. N° 33 «О Главном информационно-аналитическом центре МВД РФ».

10 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2005 г. С. 339, 340.

11 В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О персональных данных» под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

кращено в связи с отсутствием события преступления, либо в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны...».

Право граждан на ознакомление с имеющейся в их отношении информацией упоминается также в п. 244 Инструкции по организации информационного сотрудничества по линии Интерпола12, где сказано, что «вопросы ознакомления заинтересованных лиц с имеющейся в их отношении информацией решаются в соответствии с действующим законодательством».

Однако, в данном случае сразу возникают проблемы, так как четкого механизма реализации права граждан обратиться в ОВД за интересующей их информации нет.

Порядок работы с обращениями граждан определяется Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750.

Так, в контексте данной Инструкции под обращением гражданина понимают направленные в подразделение системы МВД России письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина. Нам представляется, что рассматриваемое обращение носит характер заявления, т.е. просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц.

Гражданин может направить обращение по почте, либо с использованием информационных систем общего пользования, либо обратиться с данным заявлением в ОВД лично. В случае, если гражданин обратился с заявлением лично, то оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает автору обращения или лицу, представляющему его интересы.

Данное обращение гражданина докладывается руководителю органа внутренних дел и в этот же день (или ближайший рабочий день) передаются в подразделение делопроизводства органа внутренних дел, где оно регистрируется и учитывается.

Решение по обращению должно быть принято в течение семи дней с даты регистрации до даты получения обращения непосредственно исполнителем. В резолюции по обращению руководитель подразделения системы МВД России обязан в письменном виде определить исполнителя, сроки и порядок его разрешения, а также необходимость осуществления контроля. Допускается установление сокращенных сроков рассмотрения обращения.

Представляется, что исполнителем в данном случае будет выступать сотрудник оперативного подразделения ОВД. Исполнитель в ходе рассмотрения обращения должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Например, если в ходе рассмотрения сообщения будет установлено, что в оперативном учете содержатся сведения, не соответствующие действительности, то исполнитель должен принять меры к исправлению данной информации. Право гражданина на изменение недостоверных сведений закреплено в уже упоминавшейся ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», где сказано, что «субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав».

Гражданин для подтверждения недостоверности сведений, содержащихся о нем в оперативных учетах, может, в том числе, представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании. В этом случае указанные материалы приобщаются к материалам проверки.

При этом надо иметь в виду, что права гражданина нарушаются не только тогда, когда в оперативных учетах хранится недостоверная информация, но и тогда, когда вносятся и хранятся сведения, которые не имеют отношения к предназначению конкретного учета. Так, в ходе анонимного опроса сотрудников практических подразделений стало известно, что в ряде случаев собираются данные, фиксация которых

12 Утверждена Приказом МВД РФ № 786, МЮ РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г.

не предусмотрена действующим законодательством. Представляется очевидным, что перечень собираемых данных должен быть ограничен лишь наиболее необходимыми сведениями. Считаем целесообразным внести некоторые ограничения, касающиеся сбора информации о личности:

1) информация может собираться и использоваться только для достижения тех целей, которые заранее определены на нормативном правовом уровне, при этом объем накапливаемых данных должен соответствовать целям их сбора;

2) граждане должны иметь реальную возможность ознакомиться с информацией, которая хранится о них в оперативных учетах. При этом должна быть предусмотрена процедура, позволяющая гражданину путем обжалования изменить сведения, не соответствующие действительности;

3) пользователи могут получать информацию лишь в рамках своих должностных полномочий;

4) период хранения информации, а в ряде случаев и время ее использования должно быть ограничено заранее установленным сроком;

5) в банках данных должны существовать технические возможности разделения идентифицирующих признаков от остальных данных, а также применяться средства защиты информации от несанкционированного доступа, намеренного или неумышленного искажения.

Далее следует определить характер информации, которая не может быть предоставлена гражданину. Так, гражданин может знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. В этом случае подразделение системы МВД России вправе мотивированно отказать гражданину в ознакомлении с материалами по разрешению его обращения.

Обращение гражданина с просьбой о предоставлении сведений, содержащихся о нем в оперативных

учетах, должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Указанный срок исчисляется от даты регистрации обращения в подразделении, непосредственно осуществляющем рассмотрение обращения и ведущем самостоятельное делопроизводство, до даты направления окончательного ответа автору.

Ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на официальном бланке подразделения системы МВД России за подписью руководителя подразделения системы МВД России. В ответе должен содержаться перечень учетов и характер информации, в них содержащейся, которая касается обращения гражданина.

Таким образом, на основе анализа некоторых нормативных правовых актов мы предлагаем конкретный механизм реализации права граждан на обращение в ОВД с просьбой ознакомиться со сведениями, содержащимися о них в оперативных учетах.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2005.

2. Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики. М., 2009.

3. Вершинская О.В. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М., 2007.

4. Туманова Л.В., Сытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001.

5. Волчинская Е, Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 2008.

6. Белов Г.В. Социальные парадигмы информационного общества и проблемы информационного права // Проблемы информатизации. 2004. № 3.

7. Стрельцов А.А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006.

8. Информационные проблемы в сфере административной реформы. М., 2005.

9. Собрания Законодательства РФ. № 15, 27.

10. URL: http://www.rosregistr.ru/index.phр, http:// base.garant.ru/search.htm, http://minkomsvjaz.ru/minist-ry/about, http://www.fapmc.ru/about/information, http:// www.rsoc.ru/chamber-of-commerce/regulations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.