Научная статья на тему 'Гласные источники информации, используемые в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов'

Гласные источники информации, используемые в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алегин А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гласные источники информации, используемые в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов»

12. Время совершения преступления.

13. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в крупном размере.

14. Использование служебного положения должностным лицом органа государственной власти, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением при легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем.

15. Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Алегин А.П.,

канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ФГУНИИ ФСИН РФ

ГЛАСНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ, ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

Успешное ведение борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, невозможно без получения информации, под которой, в общем смысле, понимается совокупность сведений о внешнем и внутреннем состоянии соответствующих общественных отношений. Эта совокупность сведений (данных) определяет меру знания о тех или иных событиях, явлениях и фактах действительности конкретного объекта либо отрасли (сферы) хозяйственного комплекса

Информация, полученная в процессе деятельности по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов, подразделяется на информацию, имеющую только оперативно-розыскное (вспомогательное) значение, и информацию, имеющую доказательственное значение. Под информацией, имеющей только опе-ративно-розыскное значение, понимается информация, используемая для выбора организационно-тактических приемов проведения следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Доказательственными считаются данные, которые при соответствующем процессуальном оформлении могут быть введены в уголовный процесс в качестве доказательства.

1 См.: Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Логос, 2000. С. 15.

Любая информация, появляющаяся в материалах по конкретному преступлению, должна иметь свой источник. Под источником в русском языке понимается то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-ни-будьВ Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» термин «источник информации» не используется, хотя и подразумевается по тексту данного нормативного правового акта, поэтому определение ему можно дать только с социологической точки зрения. В этом смысле под источником информации следует подразумевать лицо, предмет или вид деятельности, с помощью которых добывается информация, необходимая для решения задач борьбы с преступностью2.

Изучение практики информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в сфере экономики показывает, что условно можно выделить следующие основные виды источников получения информации:

— открытые (незасекреченные) данные государственных органов — субъектов противодействия правонарушениям в сфере экономики, в том числе органов внутренних дел;

— негласные (секретные) источники оперативно-розыскной информации.

Федеральными органами исполнительной власти, информационные массивы которых можно рассматривать в качестве источников получения гласной информации о преступной деятельности в финансово-экономической сфере, являются федеральные службы, а также федеральные агентства, которые, кроме предоставления государственных услуг и управления имуществом, ведут реестры, регистры, кадастры, каталоги и иные информационные банки.

Так, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба. На нее возложена обязанность предоставления содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений по запросу любого юридического или физического лица 3. Данные этих реестров, в част-

1 См.: Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 255.

2 См.: Босхолов С. С. Информационное обеспечение деятельности ОВД в сфере борьбы с преступностью. Минск, 1987. С. 22—24.; Плэтт В. Стратегическая разведка: основные принципы' М.: ФОРУМ. 1997. С. 60.

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // Российская газета. 2002. № 113. 26 июня; № 225. 27 ноября; Собрание законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3270; № 43. Ст. 4238; 2004. № 10. Ст. 864; 2005. № 51. Ст. 5546; 2006. № 49 (Ч. 2). Ст. 5220; Постановление Правитель-

ности, позволяют подтвердить незаконность приносящей доход деятельности и определить предмет преступного посягательства, предусмотренного ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и норматив-но-правовое регулирование в финансовой сфере. Оно ведет реестр государственных ценных бумаг Российской Федерации1.

Федеральное казначейство, которому придан статус федеральной службы, образовано в составе Министерства финансов Российской Федерации 2. Органы казначейства имеют право производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности проверки денежных и иных документов, связанных с использованием средств федерального бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов. Сведения, полученные по результатам этих проверок, могут направляться Казначейством в правоохранительные органы для возбуждения производства по делу о преступлении или административном правонарушении либо в Центральный банк РФ в целях решения вопроса о лишении банков и иных финансово-кредитных учреждений соответствующих лицензий на совершение банковских операций.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3 и выполняет следующие функции:

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

ства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 43. Ст. 4238; 2004. № 10. Ст. 864; 2005. № 51. Ст. 5546.

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 76. 13 апреля; № 225. 13 октября; № 272. 8 декабря; 2005. № 180. 17 августа; Собрание законодательства РФ. 2005. № 42. Ст. 4278; 2005. № 49. Ст. 5222.

2 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. № 50. 12 марта; № 106. 22 мая; 2005. № 257. 16 ноября; № 294. 29 декабря.

3 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157; № 52. Ч. 1. Ст. 5032; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3233; 2005. № 25. Ст. 2426; № 30. Ч. 1. Ст. 3101; 2006. №25. Ст. 2648.

— устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами и др.

Подразделения Банка России осуществляют контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в уполномоченных банках, иных финансо-во-кредитных учреждениях Российской Федерации, в том числе перечислений платежей. Также Банк России ведет реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.

Федеральная служба по финансовому мониторингу1 является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Она ведет информационные банки данных, получаемых от кредитных организаций, от профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, от организаций федеральной почтовой связи, ломбардов, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и т.д.:

а) об операциях с наличными и безналичными денежными средствами, операциях по банковским вкладам, иным сделкам с движимым имуществом на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей, или ее эквивалент в иностранной валюте;

б) о сделках с недвижимым имуществом, совершаемых на сумму, равную или превышающую 3 млн рублей, или ее эквивалент в иностранной валюте и др.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией2.

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1479; 2005. № 50. Ст. 5301; 2006. № 30. Ст* 3392.

2 См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. № 151—152. 9 августа; 2002. № 138-139. 30 июля; № 209—210. 2 ноября; 2004. № 162. 31 июля; 2005. № 261. 19 ноября; 2006. № 165. 29 июля.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом 1 осуществляет учет федерального имущества и ведет реестр федерального имущества.

Министерство сельского хозяйства в числе многих функций осуществляет ведение реестра федеральной собственности агропромышленного комплекса страны 2.

Федеральное агентство по промышленности 3 ведет реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и реестр аэродромов экспериментальной авиации.

Регистрацию прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, осуществляющая свою деятельность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.4.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии 5 осуществляет ведение Единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и др.

На Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 6 возложено ведение единых общероссийских реестров средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещательных компаний, производителей аудио- и видеопродукции.

Информация, содержащаяся в перечисленных реестрах, является открытой для ознакомления. Правоохранительные органы могут по запросу

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» // Российская газета. 2004. № 76. 13 апреля; Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (Ч. 3). Ст. 5587.

2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 181 «Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» // Российская газета.

2004. № 76. 13 апреля; Собрание законодательства РФ. 2005. № 34. Ст. 3506; № 52 (Ч. 3). Ст. 5760; 2006. № 49 (Ч. 2). Ст. 5226.

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 190 «Вопросы Федерального агентства по промышленности» // Российская газета. 2004. № 76. 13 апреля; Собрание законодательства РФ. 2006. № 52. (Ч. 3). Ст. 5587.

4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Российская газета. 2004. № 76. 13 апреля.

5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 191 «Вопросы Федерального агентства по культуре и кинематографии» // Российская газета. 2004. №76. 13 апреля.

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17июня 2004г. № 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» // Российская газета. 2004. № 130. 22 июня; 2007. № 28. 9 февраля.

получить информацию из реестра в виде выписок о конкретных лицах, объектах собственности, организациях.

Особую группу источников информации о фактах и признаках легализации денежных средств, полученных преступным путем, составляют информационные массивы правоохранительных органов. К числу правоохранительных органов, осуществляющих противодействие «отмыванию» преступных доходов, в настоящее время относятся суды, прокуратура, органы юстиции, органы безопасности, органы внутренних дел.

В горрайлинорганах внутренних дел на основе документов первичного учета, имеющихся в дежурных частях, у оперативных работников, участковых уполномоченных и других служб милиции, формируются массивы данных оперативно-справочного назначения, в которые включаются сведения относительно:

— лиц, которые могут быть причастны к совершению преступлений по легализации доходов, полученных преступным путем;

— похищенных и изъятых номерных вещах, предметах антиквариата и др.

На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в интегрированных банках данных оперативно-справочного характера формируются следующие виды информации:

— данные о лицах, проходящих по делам оперативного учета и по уголовным делам;

— сведения об осужденных за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с лишением свободы;

— сведения о лицах, совершивших административные правонарушения;

— сведения о лицах, состоящих под административным надзором;

— данные о лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел;

— сведения о предметах преступных посягательств, к числу которых в контексте преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, относятся наличные и безналичные денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия из них, недвижимое имущество и др.;

— информация о преступлениях и лицах, их совершивших.

Кроме того, формируются банки данных криминалистической информации, в том числе дактилоскопических учетов; видео- и фототек, которые могут быть использованы при раскрытии преступлений, в том числе совершаемых и в финансовой сфере.

Важным источником информации гласного характера при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с совершением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом,

заведомо приобретенными преступным путем, являются документально оформленные результаты судебной экспертизы.

Судебная экспертиза — это процессуальное действие, направленное на установление обстоятельств дела, осуществляемое по поручению органов дознания, предварительного следствия, прокурора, судьи или суда путем проведения исследования на основе применения специальных знаний из какой-либо области науки, техники, искусства, ремесел. Завершается судебная экспертиза дачей заключения сведущим лицом (группой специалистов одной специальности), проводившим исследование.

Объектами судебно-экспертного исследования являются документы, тексты, предметы, образцы материала и иные материально-фиксированные носители информации. Судебно-экспертное исследование ориентировано на дачу ответов по тем вопросам, которые перед ним поставлены органом или лицом, назначившим экспертизу, поскольку проводится в целях установления не всех, а лишь существенных обстоятельств дела.

Классификация экспертиз осуществляется в зависимости от того, какая область научного знания является определяющей при производстве экспертизы. Так, результаты судебно-экономической экспертизы представляют собой источник информации, касающейся показателей финансово-экономической деятельности организации, которые сложились под влиянием распоряжений собственника имущества, а также относительно фактов:

— недостоверного отражения в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности содержания операций и фактических результатов деятельности организации;

— использования средств других собственников и кредиторов на личные цели распорядителя средствами и другие цели, не связанные с деятельностью организации.

Для получения таких сведений необходимо исследование следующих гласных источников информации, в которых хранится базовая для проведения судебно-экономической экспертизы информация:

1) первичные распорядительные документы, включая платежные поручения, расходные кассовые ордера. В них содержатся сведения о фактах распоряжения денежными средствами и другими видами имущества, находящегося в собственности исследуемой организации. В платежных поручениях, банковских мемориальных ордерах, приходных кассовых ордерах и других платежных документах, на основании которых к исследуемой организации поступают денежные средства на счета в банках и в кассу организации, имеются сведения о целевом назначении и экономической природе зачисленных на счета в банках или сданных в кассу организации денежных средствах;

2) регистры бухгалтерского учета, включающие в себя журналы-орде-ра, мемориальные ордера с записями о корреспонденции счетов бухгалтерского учета, ведомости аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями, оборотные ведомости, главную книгу и другие ведомости синтетического бухгалтерского учета, где хранятся итоговые сведения учета о проведенных хозяйственных операциях;

3) ведомости и выписки из лицевых счетов банковского учета, которые содержат информацию о фактах движения денежных средств по счетам организации в банке, подтверждают исполнение воли распорядителя доходами и другими денежными средствами исследуемой организации;

4) формы отчетности, а также налоговые декларации, представленные государству. Они включают в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, расчеты по налогу на прибыль; содержатся сведения об отчетных показателях результатов финансово-хозяйственной деятельности и исчисленных в соответствии с ними налогах, средствах и имуществе организации;

5) аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности, где выражается мнение аудиторов, проводивших проверку организации, о достоверности во всех существенных отношениях представленной бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудит проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»1 и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 2. Аудиту подвергаются предоставляемые организацией отчеты о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, а также бухгалтерский баланс с соответствующими приложениями к нему, пояснительная записка. В аудиторском заключении делается вывод о том, достоверно или недостоверно отражает бухгалтерская отчетность финансовое положение организации во всех существенных отношениях либо в их части.

Подводя итоги исследованию, проведенному в настоящей статье, мы приходим к выводу, что источники информации могут быть материальными (документы информационных массивов федеральных органов исполнительной власти, документы и информационные банки данных правоохра-

1 Российская газета. 2001. № 151-152. 9 августа; № 247. 20 декабря; № 256. 31 декабря;

2005. № 2. 13 января; 2006. № 25. 8 февраля.

2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 39. Ст. 3797; 2003. № 28. Ст. 2930; 2004. № 42. Ст. 4132; 2005. № 17. Ст. 1562; 2006. № 36. Ст. 3831; 2006. № 45. Ст. 4635.

нительных органов и иные предметы материального мира, которые имеют следы, относящиеся к признакам преступления) и идеальными (показания физических лиц). Гласные источники информации, используемые в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов — это такие материальные носители информации, полученные правоохранительными органами в уго-ловно-процессуальном порядке, а также идеальные носители информации, при извлечении сведений из которых с целью использования в уголовном процессе не требуется засекречивания способов их получения.

Галанова Л.В.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры методологии криминалистики

Саратовской государственной академии права

ИССЛЕДОВАНИЕ В ЧАСТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКАХ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ НАЛИЧИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБЛИЧЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ КРИМИНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Криминалистика за годы своего существования накопила немало средств и методов изобличения преступников. Вместе с тем следует признать, что в условиях борьбы с современной преступностью, для которой характерны организованность и изощренность способов, применяемых преступниками для достижения результатов своих действий и их сокрытия, использование систем продуманной защиты от разоблачения и дерзость, проявляющаяся в противодействии расследованию, этих средств явно недостаточно, они не всегда эффективны и, безусловно, нуждаются в совершенствовании. Как отмечает Г.А. Зорин, «одна из самых главных причин интенсивного развития и роста преступности состоит в том, что расследование не следует за преступлением как во времени, так и по месту действия. Оно диалектически запаздывает, вызывая закономерную неготовность в организационном, методическом, техническом и информационном отношении»1. Как бы пессимистично не звучало такое заключение, следует признать, что в целом оно справедливо.

Однако в практике правоохранительных органов нередко складываются ситуации, когда сама криминальная деятельность создает условия, позволяющие не только не опоздать с расследованием, но и получить «горячими» изобличающие преступника доказательства.

1 Зорин Г.А. Проблемы международного законодательства в уголовном судопроизводстве (Беларусь — щит России и Европы от транснациональной преступности) // Юридическая наука и образование в Республике Беларусь на рубеже XX—XXI веков. Гродно, 1998. С. 136.

Речь вдет, прежде всего, о ситуациях, при которых: а) данные, содержащие признаки преступления, получены, и расследование начато в период, когда криминальные действия продолжаются; б) в процессе расследования конкретного преступления становится известно о новых фактах совершения противозаконных действий, определенным образом связанных с расследуемым событием, и имеется возможность получить достаточное количество изобличающей преступника информации, не раскрывая своей информированности. Такие ситуации можно назвать следственными ситуациями наличия возможности изобличения и пресечения криминальных действий.

Ситуации, о которых идет речь, являются сложными (проблемными), отличающимися дефицитом ориентирующей и доказательственной информации, ограниченными сроками для принятия тактически верных решений, а нередко и активным противодействием заинтересованных в воспрепятствовании расследованию лиц. В подобных условиях требуются проведение значительного числа следственных и иных действий, четкое, скоординированное постоянное взаимодействие следователя с работниками органов дознания, интенсивная деятельность. Вместе с тем такие ситуации можно назвать благоприятными для расследования.

В ситуации, когда имеются условия для задержания преступников «с поличным» благоприятной ее делает наличие реальной возможности получения данных, позволяющих раскрыть преступление, установить и изобличить виновных. Во второй ситуации следователь, решая задачу собирания полных сведений обо всех обстоятельствах расследуемого преступления, получает определенную информацию, которая проливает свет и на вновь обнаруженные криминальные факты. В этот период следователь уже располагает суммой знаний об участниках процесса, достаточно четко определена занимаемая этими участниками позиция, а сам он действует на основе уже выработанной им стратегической и тактической линии. Все это расширяет возможности эффективного использования при выяснении новых обстоятельств методов моделирования, прогнозирования и рефлексивного управления. Кроме того, к моменту обнаружения новых преступных фактов у следователя нередко уже сложилась организационно-методическая система взаимодействия с оперативными работниками, а сформированные планы расследования, а также проведения отдельных действий и операций требуют лишь определенной корректировки и дополнения. Все перечисленные условия позволяют считать следственную ситуацию обнаружения новых преступных фактов в обстановке уже осуществляемого расследования уголовного дела благоприятной для выводов и действий следователя. При этом для следователя главное — правильно выбрать время и средства воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.