Научная статья на тему 'Допрос свидетелей как источник информации при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими липами преступным путем и лицом в результате совершения им преступления'

Допрос свидетелей как источник информации при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими липами преступным путем и лицом в результате совершения им преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Славгородская О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Допрос свидетелей как источник информации при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими липами преступным путем и лицом в результате совершения им преступления»

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИКИ И СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Славгородская О.А.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры методологии криминалистики

Саратовской государственной академии права

ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ДРУГИМИ ЛИЦАМИ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ЛИЦОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья подготовлена с использованием материалов ИПС «КонсультантПлюс». 2008.

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, представляет собой деятельность, позволяющую вывести теневые доходы в сферу законного обращения, приводящую к объединению преступного и законного предпринимательства.

Уголовная ответственность за легализацию предусмотрена ст. 174, 174-1 УК РФ, которые регулируют отношения в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем. Однако ст. 174 УК РФ предусматривает ответственность лиц, которые легализуют указанные средства, полученные другими лицами, а ст. 174-1 УК РФ предусматривает ответственность лица за легализацию денежных средств или иного имущества, которое непосредственно само совершило преступление, для получения определенных средств.

Правовой базой, регулирующей возможность практической реализации ст. 174 и 174-1 УК РФ, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1.

Федеральный закон от 07 августа 2001 №115-ФЗ (далее — Федеральный закон) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Основные понятия, характеризующие ст. 174, 174-1 УК РФ, содержатся в ст. 3 Федерального закона. К ним относятся:

— доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

1 В ред. от 28 ноября 2007 // ИПС «КонсультантПлюс». 2008.

— легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199, 199-1, 199-2 УК РФ;

— операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

— уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с Федеральным законом. Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Обуполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в данной сфере иных органов исполнительной властиПри наличии достаточных оснований, свидетельствующих о факте совершения операции, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем, КФМ России направляет соответствующие материалы в правоохранительные органы;

— обязательный контроль — совокупность принимаемых КФМ мер по контролю над операциями, с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные полномочия, соответственно, возлагаются на КФМ России;

— внутренний контроль — осуществляется над деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организациями, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом являются: кредитные организации; страховые и ли-

1 В ред. от 22 марта 2005 // ИПС «КонсультантПлюс». 2008.

зинговые компании; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам);

4) иные сделки с движимым имуществом.

Объектом преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 174, 174-1 УК РФ, являются отношения по поводу правомерной предпринимательской деятельности, охрана экономической системы страны от поступления значительного объема неконтролируемых денежных средств или иного имущества, его предметом — имущество или денежные средства, приобретенные в результате совершения любого преступ-

ления. Исключение составляют деяния, исчерпывающим образом перечисленные в диспозиции ст. 174, 174-1 УК, а именно предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199-1, 199-2 УК РФ.

Денежные средства включают в себя не только различные виды валют, но и другие средства платежа, включая электронные формы расчетов. Предметом является также и иное движимое имущество, приобретенное как в России, так и за ее пределами. Иное имущество включает в себя не только конкретные материальные объекты, но и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, информацию и т. д.

Предметом легализации не являются материальные ценности, изъятые из гражданского оборота, а также технологии, распространение которых запрещено на международном уровне.

Объективная сторона деяния представлена в виде легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Виды легализации (отмывания) денежных средств перечислены в диспозиции ст. 174, 174-1 УК: совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, за исключением указанных выше преступлений.

Таким образом, легализация может быть осуществлена двумя способами:

а) совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем;

б) использование денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

О крупном размере речь идет в примечании к ст. 174 УК РФ — это 1 млн рублей.

Приобретение имущества другими лицами заведомо преступным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без соответствующих правовых оснований.

Придание сделкам правомерного вида по владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом означает, что данные действия могут быть сопряжены с фиктивным вложением денежных средств в качестве уставного капитала в различные некоммерческие фонды, совершение сделок по передаче имущества в аренду, совершение куп-ли-продажи и т.д. К данным действиям относится все то, что внешне имеет легальную форму, а по существу представляет собой преступные действия.

При использовании денежных средств и/или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления для проведения финансо-

вых операций и других сделок, следует устанавливать данные обстоятельства и учитывать их при квалификации содеянного

Субъективная сторона преступления — деяние, совершаемое только с прямым умыслом. Лицо должно осознавать, что имущество приобретено им преступным путем, а целью выступает стремление легализовать преступно полученное имущество, либо денежные средства. Целью совершаемого преступления является первоначально получение крупных денежных средств, а затем их легализация. Мотив — корыстный.

Субъект преступления — это лицо, достигшее 16-летнего возраста, совершающее действия по легализации с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо преступным путем. Лицо может являться владельцем денежных средств или иного имущества, либо лицо осознает, что совершает финансовую операцию или другую сделку, направленную на легализацию денег или имущества, приобретенных заведомо преступным путем, а в соответствии со ст. 174-1 УК РФ — это лицо совершает указанные действия в отношении объектов, полученных в результате совершения преступления.

Таким образом, уголовно-правовая характеристика ст. 174, 174-1 УК РФ позволяет охарактеризовать данные составы как инструмент борьбы с проникновением криминальных структур в легальные отрасли экономики страны.

Нередко расследование начинается с установления и допроса свидетелей, которые проходили по уголовным делам, предшествовавшим легализации (коррупция, взяточничество, хищения и т.п.), что позволяет не только выявить преступные связи и механизм легализации, но и новых свидетелей. Допрос последних направлен на установление непосредственного предмета легализации, его количества, вида и состояния, способа легализации, лиц, участвующих в этой операции, их образа жизни, имущественного состояния, наличия связей с лицами из государственных структур, милиции, прокуратуры, суда, депутатского корпуса, местной администрации и т.п.

При допросе свидетелей необходимо получить показания от должностных материально ответственных лиц о преступных действиях с определенным имуществом. В том числе о фактах регистрации имущества, получения лицензии на осуществление определенной деятельности.

Перед допросом данных лиц следует изучить материалы уголовного дела, ознакомиться с порядком ведения хозяйственной деятельности. Следо-

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2004. 3 23. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» // ИПС «КонсультантПлюс», 2008.

ватель, готовясь к допросу обвиняемого, должен собрать достаточное количество оперативной информации, задокументированной фото-, звукозаписью, видеосъемкой и обеспечить свидетельскую базу. Только тогда можно приступать к допросу, используя все рекомендуемые приемы тактики для изобличения обвиняемого во лжи и установления объективной истины. Следует систематизировать изъятые документы, выявить среди них подложные, проанализировать имеющиеся планы, схемы, записи.

Необходимо учитывать психические, интеллектуальные, физические особенности личности преступника, уровень, образования, деловые качества, образ жизни.

При допросах необходимо выяснить источники происхождения материальных ценностей, способы их реализации, виды деятельности, осуществляемые различными фирмами, фондами, либо вид деятельности, за совершение которой было получено вознаграждение, в чем она конкретно состояла и т.д., в зависимости от способа осуществления легализации.

Кроме того, при допросах подлежат доказыванию и выявлению следующие обстоятельства:

1. Предмет посягательства: деньги (наличные, безналичные); ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество.

2. Способы узаконивания имущества, имеющего преступное происхождение.

3. Способ сокрытия преступного источника доходов или самого существования доходов, получаемых преступным путем.

4. Механизм, при помощи которого осуществляется придание правомерного вида доходам, полученным преступным путем.

5. Источник возникновения предмета легализации.

6. Кем и какие действия непосредственно совершались в случае осуществления переводов денежных средств при помощи компьютерной техники.

7. Виновность лица, осуществляющего действия по легализации денежных средств или иного имущества, либо являющегося посредником.

8. Круг лиц, причастных к созданию источника легализации.

9. Состав организованной группы преступников и роль каждого обвиняемого, форма его вины и мотивы в действиях по подготовке, совершению и сокрытию следов преступления.

10. Заинтересованность каждого из соучастников в совершении преступления, т.е. каков был личный интерес или же обещанное вознаграждение и в чем оно состояло.

11. Место совершения преступления, включая места создания преступных доходов и места осуществления легализации, учитывая возможность совершения преступных действий на территории другого государства.

12. Время совершения преступления.

13. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в крупном размере.

14. Использование служебного положения должностным лицом органа государственной власти, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением при легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем.

15. Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Алегин А.П.,

канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ФГУНИИ ФСИН РФ

ГЛАСНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ, ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

Успешное ведение борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, невозможно без получения информации, под которой, в общем смысле, понимается совокупность сведений о внешнем и внутреннем состоянии соответствующих общественных отношений. Эта совокупность сведений (данных) определяет меру знания о тех или иных событиях, явлениях и фактах действительности конкретного объекта либо отрасли (сферы) хозяйственного комплекса

Информация, полученная в процессе деятельности по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов, подразделяется на информацию, имеющую только оперативно-розыскное (вспомогательное) значение, и информацию, имеющую доказательственное значение. Под информацией, имеющей только опе-ративно-розыскное значение, понимается информация, используемая для выбора организационно-тактических приемов проведения следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Доказательственными считаются данные, которые при соответствующем процессуальном оформлении могут быть введены в уголовный процесс в качестве доказательства.

1 См.: Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Логос, 2000. С. 15.

Любая информация, появляющаяся в материалах по конкретному преступлению, должна иметь свой источник. Под источником в русском языке понимается то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-ни-будьВ Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» термин «источник информации» не используется, хотя и подразумевается по тексту данного нормативного правового акта, поэтому определение ему можно дать только с социологической точки зрения. В этом смысле под источником информации следует подразумевать лицо, предмет или вид деятельности, с помощью которых добывается информация, необходимая для решения задач борьбы с преступностью2.

Изучение практики информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в сфере экономики показывает, что условно можно выделить следующие основные виды источников получения информации:

— открытые (незасекреченные) данные государственных органов — субъектов противодействия правонарушениям в сфере экономики, в том числе органов внутренних дел;

— негласные (секретные) источники оперативно-розыскной информации.

Федеральными органами исполнительной власти, информационные массивы которых можно рассматривать в качестве источников получения гласной информации о преступной деятельности в финансово-экономической сфере, являются федеральные службы, а также федеральные агентства, которые, кроме предоставления государственных услуг и управления имуществом, ведут реестры, регистры, кадастры, каталоги и иные информационные банки.

Так, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба. На нее возложена обязанность предоставления содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений по запросу любого юридического или физического лица 3. Данные этих реестров, в част-

1 См.: Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 255.

2 См.: Босхолов С. С. Информационное обеспечение деятельности ОВД в сфере борьбы с преступностью. Минск, 1987. С. 22—24.; Плэтт В. Стратегическая разведка: основные принципы' М.: ФОРУМ. 1997. С. 60.

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // Российская газета. 2002. № 113. 26 июня; № 225. 27 ноября; Собрание законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3270; № 43. Ст. 4238; 2004. № 10. Ст. 864; 2005. № 51. Ст. 5546; 2006. № 49 (Ч. 2). Ст. 5220; Постановление Правитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.