Научная статья на тему 'Государственное управление учебными заведениями отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй половины xix - начала XX века (на основе архивных источников, юбилейных обзоров министерств, материалов статистики)'

Государственное управление учебными заведениями отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй половины xix - начала XX века (на основе архивных источников, юбилейных обзоров министерств, материалов статистики) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВЕДОМСТВА / МИНИСТЕРСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИКА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / КАДРЫ / УЧИТЕЛЯ / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT / ORGANIZATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / AGENCIES / MINISTRIES / VOCATIONAL EDUCATION / STATISTICS / PRODUCTIVE FORCES / PERSONNEL / TEACHERS / COMMERCIAL EDUCATION / MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров Михаил Анатольевич

Представленный материал завершает цикл статей, посвященных комплексному исследованию государственно-общественного управления народным образованием в России XIXначала XX века и его взаимодействию с общественными организациями, деятельность которых носила просветительский характер. Системному анализу подвергнуты процессы формирования начального, среднего, высшего, профессионального образования и эволюции механизма управления на уровне высших государственных учреждений (министерств народного просвещения, внутренних дел, юстиции, финансов, иностранных дел, императорского двора и уделов, государственного имущества, транспорта, военного, морского, духовного, императрицы Марии ведомств). Сравнительные статистические таблицы за 1863 и 1894 гг. отражают динамику изменений в количественном составе обучающихся в учебных заведениях разной ведомственной принадлежности. Актуальность исследованию придает то обстоятельство, что в настоящее время российское общество переживает стадию переосмысления исторического опыта дореволюционной России во всех сферах практической жизни. Потребность критического отбора всего наиболее ценного в историческом опыте прошлого представляет не только чисто научный, но и в определенном смысле практический интерес. В заключение делается вывод по всему циклу статей: научно-обоснованное управление системой образования невозможно без познания и выявления закономерностей и прогрессивных тенденций в развитии этой отрасли государственной деятельности, изучения и обобщения опыта, накопленного в процессе исторического развития народного просвещения дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ADMINISTRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS BY SECTORAL AGENCIES AND MINISTRIES IN RUSSIA OF THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY (On the Basis of Archival Sources, Anniversary Reviews of the Ministries, Statistical Materials)

The presented material completes the cycle of articles devoted to the comm plex research of the state-public management of national education in Russia XIX early XX century and its interaction with public organisations, which had educational character. System analysis subjected to the processes of formation of primary, secondary, higher, professional education and evolution of governance mechanism at the level of the highest state institutions (Ministries of national education, interior, justice, Finance, foreign Affairs, the Imperial court and principalities, state property, transport, military, marine, spiritual, Empress Maria agencies). Comparative statistical tables for 1863 and 1894 reflect the dynamics of changes in quantitative composition of students in educational institutions of different departmental affiliations. The relevance ofthe research is in the fact that nowadays Russian society is experiencing a phase of rethinking ofthe historical experience of pre-revolutionary Russia in all spheres ofpractical life. The needofcritical selection of only the mostvaluable historical experience of the past is not only purely scientific, but in a certain sense, ofpractical interest. Finally the conclusion on all the cycle of articles is drawn and it runs that sound scientific management of the educational system is impossible without knowing and identifying patterns and progressive trends in the development of this sector of government activity, the study and generalization of experience gained in the process of historical development of national education in pre-revolutionary Russia.

Текст научной работы на тему «Государственное управление учебными заведениями отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй половины xix - начала XX века (на основе архивных источников, юбилейных обзоров министерств, материалов статистики)»

УДК 378.1.351.7 ББК 74.03(2), Г65

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОТРАСЛЕВЫМИ ВЕДОМСТВАМИ И МИНИСТЕРСТВАМИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (на основе архивных источников, юбилейных обзоров министерств, материалов статистики)

I М.А. Гончаров

92

Аннотация. Представленный материал завершает цикл статей, посвященных комплексному исследованию государственно-общественного управления народным образованием в России XIX - начала XX века и его взаимодействию с общественными организациями, деятельность которых носила просветительский характер. Системному анализу подвергнуты процессы формирования начального, среднего, высшего, профессионального образования и эволюции механизма управления на уровне высших государственных учреждений (министерств народного просвещения, внутренних дел, юстиции, финансов, иностранных дел, императорского двора и уделов, государственного имущества, транспорта, военного, морского, духовного, императрицы Марии ве-домств).Сравнительные статистические таблицы за 1863 и 1894 гг. отражают динамику изменений в количественном составе обучающихся в учебных заведениях разной ведомственной принадлежности. Актуальность исследованию придает то обстоятельство, что в настоящее время российское общество переживает стадию переосмысления исторического опыта дореволюционной России во всех сферах практической жизни. Потребность критического отбора всего наиболее ценного в историческом опыте прошлого представляет не только чисто научный, но и в определенном смысле практический интерес. В заключение делается вывод по всему циклу статей: научно-обоснованное управление системой образования невозможно без познания и выявления закономерностей и прогрессивных тенденций в развитии этой отрасли государственной деятельности, изучения и обобщения опыта, накопленного в процессе исторического развития народного просвещения дореволюционной России.

Ключевые слова: управление, организация, учебные заведения, ведомства, министерства, профессионально-техническое образование, статистика, производительные силы, кадры, учителя, коммерческое образование, военное образование.

ВЕК

STATE ADMINISTRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS BY SECTORAL AGENCIES AND MINISTRIES IN RUSSIA OF THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY (On the Basis of Archival Sources, Anniversary Reviews of the Ministries, Statistical Materials)

I M.A. Goncharov

Abstract. The presented material completes the cycle of articles devoted to the complex research of the state-public management of national education in Russia XIX - early XX century and its interaction with public organisations, which had educational character. System analysis subjected to the processes of formation of primary, secondary, higher, professional education and evolution of governance mechanism at the level of the highest state institutions (Ministries of national education, interior, justice, Finance, foreign Affairs, the Imperial court and principalities, state property, transport, military, marine, spiritual, Empress Maria agencies). Comparative statistical tables for 1863 and 1894 reflect the dynamics of changes in quantitative composition of students in educational institutions of different departmental affiliations. The relevance of the research is in the fact that nowadays Russian society is experiencing a phase of rethinking of the historical experience of pre-revolutionary Russia in all spheres of practical life. The need of critical selection of only the most valuable historical experience of the past is not only purely scientific, but in a certain sense, of practical interest. Finally the conclusion on all the cycle of articles is drawn and it runs that sound scientific management of the educational system is impossible without knowing and identifying patterns and progressive trends in the development of this sector of government activity, the study and generalization of experience gained in the process of historical development of national education in pre-revolutionary Russia.

Keywords: management, organization, educational institutions, agencies, ministries, vocational education, statistics, productive forces, personnel, teachers, commercial education, military education.

93

Специфической особенностью системы управления учебными заведениями Российской империи являлось то, что почти все ведомства, начиная с Министерства народного просвещения и заканчивая Министерством внутренних дел, в тот или иной период имели в своем подчинении учебные заведения разных форм, типов и ступеней. Это было результатом определен-

ного порядка, который сложился к началу XVIII века, — каждое веа домство само готовило для себя специалистов, управленцев или просто чиновников. Значительное число учебных заведений всех типов и форм находилось под управлением различных общественных организаций и даже частных лиц. Данный предмет исследования обширен, отчасти нами уже затраги-

вался1. Поэтому автор настоящей статьи позволит себе осветить стороны и аспекты деятельности министерств и ведомств, напрямую не связанных с народным просвещением и подготовкой педагогических кадров, но имевших большое количество учебных заведений и игравших немаловажную роль в подготовки профессиональных кадров в России исследуемого периода.

Было бы большой ошибкой судить о российском образовании только по тем учебным заведениям, которые входили в сферу деятельности Министерства народного просвещения. Согласно материалам статистики на 1863 г. [1, с. 38], в этом министерстве состояло около десяти процентов всех учебных заведений страны. Остальные же учебные заведения были разбросаны по ведомствам, деятельность которых (как собственно и деятельность их учебных заведений) никак не согласовывалась друг с другом вообще. Это была своеобразная «вавилонская башня», где каждое ведомство имело свою систему управления учебными заведениями, 94 также вело свою самостоятельную образовательную политику. Характерными особенностями системы управления образованием в Российской империи XIX — начала XX века были:

1) ограниченная сфера деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки профессиональных и специальных кадров;

2) стремление каждого ведомства для решения своих отраслевых задач создавать свои профессиональные учебные заведения и готовить кадры «только для себя»;

3) стихийность возникновение ведомственных школ;

4) вольное или невольное дублирование в различных ведомствах учебных заведений одного и того же профиля, поскольку функционал многих министерств и ведомств постоянно пересекались;

5) отсутствие взаимодействия и взаимоотношений учебных заведений различных ведомств;

6) каждое ведомство оберегало свою образовательную самостоятельность, обуславливая это политико-экономическими соображениями.

Многообразие учебных заведений усугублялось и тем обстоятельством, что все они создавались в том или ином ведомстве нередко по инициативе дворянства, купечества, городских обществ, которые имели право обусловить многие особенности в характере организации, управления и деятельности заведений, созданных на их средства.

Рассмотрим на основании архивных источников, нормативно-правовых документов, юбилейных обзоров ведомств и министерств, материалов статистики, чем управляли учебные заведения и как изменялись их ведомственная подчиненность на про-

1 Гончаров М.А. Государственно-общественные взаимоотношения в области управления общим и педагогическим образованием в России в конце XVIII — начале XX в. // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 2. - Часть 1; Гончаров М.А. Ученый Комитет Министерства народного просвещения и его роль в управлении общим и педагогическим образованием Российской Империи в XIX в. // Наука и Школа. — 2013. — № 1; Гончаров М.А. Частная и общественная инициатива в деле организации и управления педагогическим образованием в России во второй половине XIX — нач. XX в. // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2. - Часть 1.

тяжении второй половины XIX — начала XX века.

Главными соперниками Министерства народного просвещения в сфере народного образования были Духовное ведомство в лице Святейшего Синода и Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, в ведении которых к середине XIX века находилось значительное число начальных, средних, высших и специальных (женских) учебных заведений. Не будем останавливаться на вопросах управления учебными заведениями этих ведомств, так как подробно они уже проанализи-рованы2. Кроме них существовал ряд министерств и ведомств, которые хоть и имели в своем подчинении профессиональные учебные заведения, но существенную роль на рынке образовательных услуг не играли. Ярким примером может служить деятельность Министерства иностранных дел (МИД). В данном ведомстве были организованы три учебных заведения: Учебное отделение восточных языков при Восточно-Азиатском департаменте МИД (1823), специальный класс Лазаревского института восточных языков (1848), Восточный институт (1899) во Владивостоке, готовивших лишь вспомогательный персонал. Выпускалось по 10 специалистов в год [2, с. 90-96]. Это все говорило о том, что основной кадровый состав МИД состоял преимущественно из представителей высшей титулован-

ной аристократии, не имевших специального образования, а получавших его в домашних условиях, за границей или в ведущих университетах Российской империи.

При анализе деятельности министерств и ведомств по управлению учебными заведениями осуществлено их группирование по основным видам (точнее — направлениям деятельности): Министерство императорского двора и уделов и Министерство государственных имуществ, основная задача которых заключалась в управлении удельными имениями и заведовании населяющими их удельными или государ -ственными крестьянами, а значит, в основном — в подготовке специалистов по сельскохозяйственным работам; Министерство финансов, а позднее и Министерство торговли и промышленности (1905), Министерства путей сообщения, которые занимались подготовкой технических, ремесленных и коммерческих кадров; Министерство юстиции и Министерство внутренних дел, которые регулировали не только вопросы подготовки кадров в сфере правоведения, но и вплотную занимались вопросами подготовки специалистов в социальной сфере, например в призрении, медицине, цензуре; Морское ведомство и Военное министерство, занимавшееся организацией военно-учебных заведений и подготовкой элитных военных кадров.

95

2 Гончаров М.А. Специфика организации и управления благотворительными педагогическими учреждениями ведомства императрицы Марии // Наука и Школа. — 2012. — № 3.; Гончаров М.А. Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2012. — № 4 (27).

96

Рассматривая первую группу министерств, отметим, что «...в административном отношении указанные учреждения представляли очень громоздкую машину. Сами учреждения были поставлены широко и представляли слишком крупные административные единицы по сравнению с сущностью их задачи» [3, с. 9]. Одной из задач Министерства императорского двора и уделов (1826) являлось управление личным имуществом членов императорской фамилии. В состав этого министерства, наряду с многочисленными учреждениями, обслуживающими потребности двора, входил специально созданный Департамент в области народного образования (1829), основная задача которого заключалась в управлении начальных школ для крестьянских детей, так называемые «приказные училища» и ремесленные училища (напр. Земледельческое училище для крестьян удельного ведомства (1833)). Особо следует сказать об обучении детей «служителей» придворного ведомства. Для них существовали собственные начальные школы, а также несколько специальных школ, готовивших для нужд двора конюхов, садовников, поваров, нянек и др. С развитием общей сети начальных школ потребность в существовании таких единичных школ в придворном ведомстве отпадала, их постепенно закрывали. При Департаменте в области народного образования, кроме вышеназванных учебных заведений, на протяжении исследуемого периода состояли: Дирекция императорских театров, с подчиненными ей театральными училищами и курсами в Санкт-

Петербурге и Москве; Придворная певческая капелла, в задачи которой входила и подготовка сведущих регентов и учителей церковного пения; Школа при ботаническом саде; Школа русских нянек и др. [4, с. 88].

Особую роль в Департаменте в области народного образования играл Кабинет его императорского величества (1741), к которому были приписаны Императорский фарфоровый, стеклянный, бумажный заводы, гранильные фабрики и шпалерная мануфактуры. Для этих предприятий были организованы школы для детей мастеровых и горнозаводских рабочих, а также несколько специальных технических училищ. Например, при императорском фарфоровом заводе существовали приходская школа (1804) и техническое училище (1864) [5, с. 430-434].

После введения «Положения об устройстве крестьян в имениях государевых, дворцовых и удельных» (1863) началась передача удельных крестьян в ведение крестьянских учреждений, возникших в результате отмены крепостного права. Вместе с крестьянами передавались в соответствующие ведомства и учебные заведения, существовавшие в удельных имениях. В числе других были переданы 2261 школа с 37 тысяч учеников и учениц [6, с. 102].

Общее представление о количестве учащихся по данному ведомству нам дает Статистический временник Российской империи за 1896 г. [1, с. 49-59] (табл. 1).

Впоследствии, на протяжении конца XIX - начала ХХ века Министерство императорского двора и уделов освобождается в основном от подведомственных ему начальных школ,

Таблица 1

Учебные заведения и количество учащихся в ведении Министерства императорского двора и уделов

Учебные заведения Число учащихся в первой половине XIX в. (1863) Число учащихся в конце XIX в. (1894)

Академия художеств, Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества, Драматические курсы при театральных училищах, дворцовое архитектурное училище, придворная певческая капелла, горное училище, гранильное училище, землемерное училище, сельские удельные школы, школы при императорской охоте, школы придворных служителей, школа нянек и др. 36.671 35.386

сохраняя за собой лишь некоторые специальные учебные заведения, главным образом в сфере художественного образования. Однако их малочисленность и узкопрофильный характер деятельности не позволял поставить задачу развития художественного образования в масштабах империи.

Министерство, сосредоточившее под своим управлением наибольшее количество сельскохозяйственных училищ, неоднократно переименовывалось. Учрежденное как Министерство государственных имуществ (1837), оно имело в своем составе Ученый комитет для заведования как начальными школами в селениях государственных крестьян, так и сельскохозяйственными практическими учреждениями и учебными заведениями. При преобразовании Министерства государственных имуществ в Министерство земледелия и государственных имуществ (1894) преобразован и Ученый комитет — в Учебное отделение для управления учебными заведениями ведомства [7, с. 14-15]. Кроме сельскоК хозяйственных учебных заведений в его подчинении находились дела по училищам и сельскохозяйственным

школам немецких и болгарских колонистов, «попечительство» над кочевыми инородцами (например, калмыцкие улусные школы).

В деятельности Ученого комитета (с 1894 г. — Учебного отделения) Министерства государственных имуществ выделяют три периода: первый — до крестьянской реформы 1861 г., когда главное внимание было обращено на низшее сельскохозяйственное образование в среде казенных и частично помещичьих крестьян; второй — после крестьянской реформы 1874 г., когда основной задачей стало развитие высшего и среднего сельскохозяйственного образования, в том числе с целью подготовки педагогических кадров для низших и средних сельскохозяйственных учебных заведений; третий период, когда было утверждено «Нормальное положение для учреждения низших сельскохозяйственных школ» (1883), давшее толчок частной инициативе в этой области образования [8, с. 34].

Кроме чисто организационных вопросов по развитию учебных заведений по профилю сельского хозяйства, в обязанности Ученого комитета входило рассмотрение программ и

97

учебных планов учебных заведений, подведомственных Министерствам императорского двора и уделов, и государственных имуществ, снабжение их учебными пособиями. После 1894 г. круг его деятельности был значительно расширен. На него было возложено рассмотрение и разработка уставов и программ учебных заведений, распространение сельскохозяйственных знаний, организация опытных сельскохозяйственных учреждений и т.п.

В период 1841-1917 гг. Учебное отделение Министерства государственных имуществ курировало также учебные заведения по подготовке лесничих, горные институты и горнозаводские школы, концентрировало не только сельскохозяйственные учебные заведения.

К началу XX века в России сложилась система высших, средних и низших сельскохозяйственных учебных заведений. По данным Российского государственного исторического архива (РГИА) к 1910 г., в ведение Министерства государственных иму-98 ществ было 5 высших; профессиональных: 4 средних, 19 низших; 1760 начальных учебных заведений [9].

В значительной мере благодаря деятельности Ученого комитета Министерства земледелия и государ -ственных имуществ возникло несколько новых типов учебных заведений по отдельным отраслям сельского хозяйства: училища виноделия, садоводства, молочного хозяйства, школы овчаров, штейгерская школа, а также женские сельскохозяйственные школы (!).

Ведомствами, сосредоточившими наибольшее количество профессиональных учебных заведений, являлись министерства: финансов, путей

сообщения, юстиции, внутренних дел, военное и морское.

Профессионально-техническое образование в России исторически возникло и развивалось в том ведомстве, которому вверено было главное «попечение о торговле и промышленности». Этим ведомством было Министерство финансов, а после 1905 г. опека над этим образованием перешла Министерству торговли и промышленности.

К середине XIX в. Министерство финансов сконцентрировало в своем ведении почти все технические, ремесленные, горные, коммерческие и другие виды учебных заведений. Управление всеми учебными заведениями ведомства было поручено специально созданному в 1864 г. Учебному отделу.

В целях централизации управления, дублирования учебных заведений и создания достаточного числа отечественных специалистов, а также повышению престижа таких учебных заведений министр финансов С.Ю. Витте разработал «Программу развития торговли и промышленности России» (1893), которая предусматривала решение трех основных задач:

1) централизовать управление существующими торгово-промышленными учебными заведениями при Министерстве финансов;

2) «строго сообразовать программы и деятельность специальных образовательных учреждений с практическими нуждами страны»;

3) увеличить число этих учреждений и расширить их финансирование за счет частного предпринимательства [10, с. 58].

Зарождающийся российский капиталистический класс, осознавая

важность и необходимость такого специального образования, был готов дать необходимые средства для создания соответствующих учебных заведений, но только при условии контроля их Министерством финансов. Главной причиной необходимости в таком контроле являлось недовольство «непрактическим» направлением учебных программ и отсутствием должного внимания к коммерческому образованию в Министерстве народного просвещения. Поэтому вопрос о подведомственности коммерческих учебных заведений был рассмотрен на Государственном совете в 1894 г., на котором было отмечено: «Следует совершенно отрешиться от теоретических воззрений и, став на чисто практическую почву, задаться вопросом, в каком ведомстве будет более обеспечено широкое распространение коммерческих знаний в нашем купечестве. Если держаться этой точки зрения, то приходится дать решительное предпочтение сосредоточению коммерческого образования в руках Министерства финансов» [11].

Передача коммерческих училищ в руки Министерство финансов дала положительные результаты: буржуазия, промышленники и банкиры, получившие широкие права в деле учреждения и заведования ими, увеличивали вклады и субсидии «своим» учебным заведениям. Одновременно активизировалась деятельность отделов коммерческого образования Департамента торговли и промышленности (будущего Министерства), Ученого комитета Министерства путей сообщения, Министерства земледелия по разработке теоретических и практических основ системы торгово-промышленных учебных заведений.

Для того чтобы управление осуществлялось в нормативно-правовых рамках, были разработаны два документа. На одном из них остановимся более подробно. Это «Проект общего нормального плана промышленного образования» (1886) И.А. Вышнеградского. В плане приведены 5 категорий («степеней») управленческих и промышленных кадров, в которых нуждается промышленность:

«1. Инженеры, обладающие опытом, научным и техническим образованием, способные совершенствовать производство на основе новейших отечественных и зарубежных научных достижений, готовые вести успешную борьбу между различными промышленными учреждениями как в смысле повышения достижения изделий, так и в направлении удешевления их производства;

2. Коммерчески образованные руководители промышленного дела, которые, понимая его техническую сущность, могли бы вести самостоятельно собственно торговую сторону промышленного предприятия, действующего даже в самых обширных размерах, и которые имели бы достаточные технические познания», чтобы обсуждать с инженерами технические совершенствования;

3. Техники, ближайшие помощники инженеров, которые должны обладать сведениями, необходимыми как для основательного и правильного ведения производства, так и для исполнения проектно-изыска-тельских работ;

4. Мастера, которые отлично знают техническую сторону отрасли производства, могут руководить рабочими и владеют необходимыми

99

сведениями для того, чтобы с успехом направить деятельность своей мастерской к достижению наилучшего промышленного результата;

5. Рабочие, которые с надлежащей точностью и аккуратностью исполняют поручаемые им работы. Очень важно в рабочих общее развитие, нравственный уровень, сознательное отношение к работе» [12, с. 27].

На основании этого проекта были разработаны и утверждены «Положение о промышленных училищах» (1888). Предусматривались технические: средние и низшие школы; ремесленные училища: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, а на основании «Положения о коммерческих учебных заведениях Министерства финансов» (1896), предусматривались четыре типа учебных заведений: коммерческие училища 2-3-классные с задачей дать коммерческое и общее образование; торговые классы; торговые школы; курсы коммерческих знаний [11].

Общее представление о количе-1ПП стве учащихся по данному ведомству 100 нам дает Статистический временник Российской империи за 1896 года [1, с. 49-59] (см. табл. 2).

Реформа промышленного и коммерческого образования в конце

XIX - начале XX века сыграла важе ную роль для развития промышленного комплекса России в целом.

Растущие потребности в кадрах низших технических служащих для развивающейся сети российских железных дорог привели к количественному росту специальных учебных заведений ведомства путей сообщения, что обеспечило солидную финансовую поддержку этим учебным заведениям со стороны частных железнодорожных компаний.

Проанализируем деятельность органов управления учебным делом при Министерстве путей сообщения. Органом, отвечающим за управление учебными заведениями стал - Учебный комитет (1849), впоследствии переименованный в Ученый комитет (1870), который отвечал за «сосредоточение в оном направления умственного образования и наблюдения за его ходом в учебных заведениях ведомства» [13, с. 75]. Под его управлением в разное время состояли институт корпуса инженеров путей сообщения, строительное училище, школа кантонистов и школа телеграфических сигнальщиков. Для координации управления училищами со стороны ведомства путей сообщения и частных железнодорожных обществ

Таблица 2

Учебные заведения и число учащихся в ведомстве Министерства финансов

Учебные заведения Число учащихся в первой половине XIX в. (1863) Число учащихся в конце XIX в. (1894)

Технологический институт, коммерческие е училища и курсы, училища технического рисования: Строгановское в Москве и Штиглица в СПб., морские школы, пробирное училище, технические и ремесленные мастерские, женские профессиональные школы, дома призрения ремесленного образования и др. ок. 4000 5824

был образован Совещательный комитет. Его создание обуславливалось интенсивным строительством железных дорог в России в последней четверти XIX века на средства частных предпринимателей и возникновением массы частных технических училищ, готовивших специалистов для обслуживания железных дорог. Однако учебных вопросов было так много, что для этого при Совещательном комитете «в видах улучшения внутреннего строя подведомственных Министерству путей сообщения учебных заведений, контроля и направления их деятельности» [13, с. 77] была учреждена Особая коб миссия по школам ведомства (1875), руководить которой был поставлен В.М. Соболевский, редактор «Русских ведомостей» (!). Вот яркий пример общественно-государственного управления учебным делом в России.

Однако логически выстроенная структура управления учебным делом в ведомстве не смогла качество организовать учебный процесс в подведомственных школах. На заседании Русского технического общества (1882) было признано неудовлетворительном состояние железнодорожных школ: «...появившиеся у нас совсем недавно, страдают существенными недостатками, препятствующими в значительной мере их успеху. Прежде всего, останавливает на себе внимание сложность их администрации. Во главе каждой железнодорожной школы стоит попечитель, избираемый из высокопоставленных лиц, за ним следуют: председатель железнодорожной компании, представители правления и уже позади всех стоит начальник школы. Вследствие это-

го, каждая мера для приведения ее в исполнение должна пройти через целый ряд формальностей». Поэтому было положено: «Учредить в составе Министерства путей сообщения Учебный отдел и инспекцию для заведования по ближайшим указаниям министра учебными заведениями ведомства путей сообщения» [14, с. 7]. Учебный отдел регулировал вопросы по учебной части, обсуждал планы и программы преподавания. Изменена и сама структура управления учебными заведениями ведомства: отменены наблюдатели на частных железных дорогах, а их функции переданы окружной инспекции, на которую возлагалось общее руководство и ближайшее наблюдение за учебными заведениями вверенных им округов. Начальники училищ представляли инспекторам отчеты о ходе преподавания, успехах учеников, наградах, сметы и протоколы совещаний. Окружные инспектора подчинялись управляющему учебным отделом, отчитывались перед ним в своей деятельности и деятельности поднадзорных училищ. Впоследствии была создана система управления училищами, сосредоточившая распорядительную власть и средства училищного фонда в непосредственном ведении Министерства путей сообщения и его органа — Учебного отдела.

Необходимо отметить, что помимо самих технических железнодорожных училищ при станциях железных дорог начали появляться общеобразовательные школы (двух-и одноклассные училища), которые помимо собственного ведомства, подчинялись Министерству народного просвещения и Священному синоду.

101

102

Все эти школы готовили к поступлению в технические железнодорожные училища в основном детей железнодорожных служащих.

Общее представление о количестве учащихся по данному ведомству нам дает Статистический временник Российской империи за 1896 года [1, с. 49-59] (табл. 3).

Таким образом, во второй половине XIX века в Министерстве путей сообщения, как и в большинстве других ведомств, была создана специальная структурная часть для заведования учебными заведениями и инспекция. К началу XX века эта система управления приобрела свою устойчивость.

Рассмотрим теперь ведомства, в задачу которых входило управление судебной системой и осуществление общего надзора за деятельностью судебных учреждений, а именно Министерство юстиции и Министерство внутренних дел. Судебная реформа ставила перед министерствами новые сложнейшие задачи: организация новой системы судопроизводства на принципах буржуазного права, создание исполнительной полиции, преобразовании сферы надзора за социальной сферой.

Для подготовки чиновников судебного ведомства и Правящего Сената в ведении Министерства юстиции существовало одно из самых приви-

легированных учебных заведений в России для детей потомственных дворян — Училище правоведения им. принца Ольденбургского (1835). Отмечая деятельность по подготовке «молодых дворян к гражданской службе по судебной части», Александр III в рескрипте по случаю 50-летия училища призывал и в будущем направлять «труды свои на благовоспи-тание русского юношества, утверждая питомцев своих в правилах веры, правды и доброй нравственности и в неизменной преданности Престолу и Отечеству» [15, с. 56].

К задачам Министерства юстиции относились также охрана земельных прав дворянства путем надзора за судебно-межевыми делами. Для подготовки специалистов по охране этих прав был создан Константиновский межевой институт, школы межевых топографов (землемерные училища).

Учебной частью ведал Второй департамент, который также заведовал «частями»: распорядительной, хозяйственной, бухгалтерской, контрольной, счетной, экзекутор-ской и т.п. Училище Правоведения и Константиновский межевой институт напрямую подчинялись Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В конце XIX века из ведения Министерства внутренних дел в

Таблица 3

Учебные заведения и число учащихся в ведомстве Министерства путей сообщения

Учебные заведения Число учащихся в первой половине XIX в. (1863) Число учащихся в конце XIX в. (1894)

Институт инженеров путей сообщения, строительное училище, сигнальная школа, школа кантонистов и кондукторов, ж/д начальные школы 822 2966

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебные заведения и число учащихся в ведомстве Министерства юстиции

Учебные заведения Число учащихся в первой половине XIX в. (1863) Число учащихся в конце XIX в. (1894)

Училище правоведения, Константиновский межевой институт, школа межевых топографов, землемерные училища, школа тюремных надзирательниц Свыше 1000 Около 900

Министерство юстиции было передано Главное тюремное управление, в компетенцию которого входило управление каторгой и ссылкой, руководство деятельностью Общества попечительства о тюрьмах, учебно-исправительных заведений, колоний, ремесленных заведений, школ, приютов (напр., школа тюремных надзирательниц в Москве).

Общее представление о количестве учащихся по данному ведомству нам дает Статистический временник Российской империи за 1896 г. [1, с. 49-59] (табл. 4).

Итак, в течение второй половины XIX — начала XX века деятельность Министерства юстиции сфере профессионального образования, как и деятельность Министерства иностранных дел, рассмотренного выше, имела узковедомственный, прикладной характер, что отвечало, в первую очередь, потребностям самого ведомства в специалистах.

Участие Министерства внутренних дел (МВД) в управлении профессиональным специальным образованием в 60-х гг. XIX века было определено самой сущностью министерства: заведование учебными заведениями и их же полицейский контроль. Кроме этого, оно ведало делами призрения, духовными делами иностранных исповеданий, медициной, делами земств, статистикой

и многими другими делами, в том числе имеющими отношение к образованию. Важную роль в деле управления образованием играло Главное управление цензуры, которому было передано наблюдение за общественными и публичными библиотеками. Министерство являлось конгломератом различных советов, комитетов, отделов и департаментов, имевших самый разноплановый характер и опекавший самые разнообразные учебные заведения.

Специальный органом, регулирующим деятельность учебных заведений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел, был Хозяйственный департамент, состоящий из земского отдела, медицинского совета, управления цензуры, управление почт, комитета статистики. Департамент ведал делами по народному образованию в сфере общественного призрения, частно-общественного образования, земского народного образования и многими другими.

Большинство учебных заведений Министерства внутренних дел концентрировалось в ведении Приказов общественного призрения. К началу 60-х гг. XIX века приказы содержали: 20 сиротских домов и 2 их отделения на 1022 человек, 18 воспитательных домов на 589 человек, 16 училищ и отделений для детей канцелярских служителей (865

103

учащихся), 5 фельдшерских школ (175 учащихся). Кроме того, приказы имели 557 стипендиатов в средних и высших учебных заведениях других ведомств, а также отпускали пособия учебным и благотворительным учреждениям других ведомств. После проведения земской и городской реформ ближайшее заведование медицинской частью и общественное призрение было передано земствам и городам. МВД сохранило за собой лишь общий надзор за деятельностью органов самоуправления [16, с. 186].

В связи с проведением крестьянской реформы резко возросло значение земского отдела Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, осуществлявшего наблюдение за претворением в жизнь «Положения» (1861) о создании земских учебных заведений всех направлений и профилей, а также за открытием и закрытием школ для детей раскольников (с 1895).

Медицинский отдел Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, созданный еще в 1803 г., существовал по «Положению о Медицинском совете» (1841), которое придало ему характер высшего административного учреждения. Его ведению подлежало все медицинское образование (зубоврачебные, акушерские, фельдшерские и прочие курсы и училища) в государстве, в том числе вопросы об открытии медицинских школ, утверждении и изменении их уставов, разрешения медицинских курсов, обеспечении этих учебных заведений и курсов преподавателями, рассмотрение ходатайств об экзамене на медицинское звание [17, с. 140].

Заведование делом почт и телеграфов курировалось специально создан-

ным Управлением. Это управление сильно нуждалось в отечественных специалистах, что отмечалось в отечественной историографии: «Недостаток научно подготовленных специалистов по электротехнике и крайняя необходимость избавиться от иностранных техников, которых телеграфное ведомство вынуждено было принимать на службу из-за границы, побуждало к принятию мер для подготовки таковых в России» [15, с. 37]. С этой целью было открыто Техническое училище почтово-телеграфного ведомства (1886), послужившее основанием для Электротехнического института (1891).

Нельзя не упомянуть и о деятельности Центрального статистического комитета (1858) МВД, благодаря которому в России была создана новая отрасль науки — школьная статистика. Под патронажем МВД Статистический комитет провел общее обследование учебных заведений всех ведомств в 50 губерниях Европейской России. Это было самое подробное и полное обследование. Кроме этого, основным источником информации по вопросам количества учебных заведения, социальному и правовому статусу учащих и учащихся, их вероисповеданию и многим другим, исследователи обязаны «Статистическому временнику Российской империи», издававшемуся с 1863 по 1910 гг.

Общее представление о количестве учащихся по данному ведомству нам дает Статистический временник Российской империи за 1896 года [1, с. 49-59] (см. табл. 5).

Сообразно громадному числу учебных заведений местных общественных и сословных органов, с

Таблица 5

Учебные заведения и количество учащихся по ведомству Министерства внутренних дел

Учебные заведения Число учащихся в первой половине XIX в. (1863) Число учащихся в конце XIX в. (1894)

Институт гражданских инженеров, Электротехнический институт, Консерватории, духовные учебные заведения не православного вероисповедания, сиротские дома, приюты, колонии для несовершеннолетних 2104 4128

которыми Министерства юстиции и внутренних дел должны было соприкасаться, сами организации, структуры министерств к началу XX века значительно усложнились, а характер подведомственных этим министерствам учебных заведений отражает многообразие и пестроту в направлениях их деятельности.

Рассмотрим последнюю группу ведомств, занимавшихся организацией военно-учебных заведений и подготовки элитных военных кадров в России, это Морское ведомство и Военное министерство.

Министерство морских сил, основанное в 1802 г., постоянно преобразовывалось, пока в 1884 г. оно не получило название Морского ведомства, которое просуществовало до свержения монархии. Вопросами образования и воспитания будущих морских офицеров занимался Морской ученый комитет, впоследствии преобразованный в Комитет Морских учебных заведений (1875). К обязанностям этого отдела было отнесено «наблюдение за направлением и усовершенствованием учебной части в морских учебных заведениях, издание «Морского сборника» и т.п. [19, с. 139]. В структуре Комитета нае ходился известный журнал «Морской

сборник», в задачи которого входило «распространение полезных сведений между служащими флота и вообще в морской службе необходимых знаний по морской части, изучение и распространение военно-морских и технических знаний на флоте, освещение событий прошедших времен во всех флотах и многое другое» [19, с. 229]. Именно в этом журнале пояя вилась знаменитая статья естествоиспытателя и педагога Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой был подчеркнут основной недостаток существовавшей системы воспитания -развитие специального образования в ущерб общечеловеческому.

В связи с научно-техническим прогрессом потребовалась реорганизация русского флота из парусного в паровой, а затем в броненосный. Поэтому резко возросла потребность в грамотных офицерах и матросах. В 1860-1880 гг. произошла реформа учебных заведений, изданы новые их уставы, основанные на принципиально новых началах. Если ранее в военно-учебные заведения принимали по кандидатским спискам в малолетнем возрасте (от 7 лет), что влекло за собой смешение общего гимназического курса со специальным морским, то в результате преоб-

105

106

разования этим учебным заведениям было придано лишь специальное морское назначение. В них принимались воспитанники по состязательному экзамену уже в сознательном возрасте. Таким образом, произошло отделение общего образования от специального. Одновременно стало уделяться больше внимания практическому морскому образованию.

Во флоте начальное обучение неграмотных новобранцев стало проходить в специальных «экипажных школах», школой писарей и судовых содержателей, управление которыми было получено специальным инспекторам школ. По официальным данным, в 1863 г. из всех служащих на флоте нижних чинов грамотными были 32,1%, а к 1880 г. - почти 50% [20, с. 366].

Военное министерство Российской империи можно отнести к ведомствам с наибольшим числом учебных заведений. Специальные органы управления учебными заведениями появились здесь еще в первой половине XIX века: Совет военно-учебных заведениях (1805); Главный штаб его высочества вел. кн. Михаила Павловича по управлению военно-учебными заведениями (1831). Несмотря на централизованный характер в руководстве Военным ведомством, управление военно-учебными заведениями оставалось самостоятельной частью.

Развитие военного искусства в середине XIX века потребовало фундаментальной перестройки всех военно-учебных заведений и всего министерства в целом. Учитывался опыт Морского ведомства - в основу реформы была положена мысль об отделении специально-военных клас-

сов от общеобразовательных в особые учебные заведения, что больше соответствовало и возрасту учащихся, и назначению различных типов военно-учебных заведений. Для этого нужно было создать современную управленческую структуру, обладавшую сильным кадровым и материально-техническим потенциалом. Были соединены Совет военно-учебных заведений, Штаб Главного начальника военно-учебных заведений и Управление училищ военного ведомства в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) «для ближайшего сопоставления специальных военно-учебных заведений с ведомствами, для которых эти заведения должны будут подготавливать деятелей». В состав ГУВУЗа были введены учебные заведения: Пажеский и кадетские корпуса, училище гвардейских юнкеров, училища военного ведомства и аудиторское училище, юнкерские училища, школы для солдатских детей, учрежденные при войсках гвардии, приготовительные классы для сыновей офицеров [21].

Мысль об отделении специального образования от общего воплощалась, начиная с преобразования общих классов кадетских корпусов в военные гимназии и специальных классов - в военные училища. Более двадцати училищам военного ведомства был придан характер военно-начальных школ, а также был разработано и введено в действие «Положение преобразования военно-начальных школ в военные прогимназии ввиду потребности в подготовительных заведениях для юнкерских училищ (1868).

Важным преобразованием явилось восстановление кадетских кор-

пусов вместо военных гимназий (1886). По мнению военного руководства, это более соответствовало их главной цели - подготовке воспитанников к переходу в военные училища. Что же касается системы управления военно-учебными заведениями, то, в принципе, она сохранилась в прежнем виде, распадаясь как бы на две части: учебные заведения, находящиеся в ведомстве ГУВУЗа, и учебные заведения подведомственные другим структурами подразделениям Военного министерства.

Общее представление о количестве учащихся по данному ведомству нам дает Статистический временник Российской империи за 1896 года [1, с. 49-59] (табл. 6).

Таким образом, пореформенное развитие России требовало ускоренного и расширения подготовки специалистов по всем отраслям народного хозяйства. Вплоть до середины 1880-х гг. Министерство народного просвещения стояло в стороне от этой неотложной задачи, занимаясь глав-

ным образом общеобразовательными учебными заведениями. Посему другим ведомствам приходилось создавать и развивать многочисленные специальные учебные заведения. Но и этот процесс был крайне неупоря-дочен. Отсюда уникальная пестрота ведомственной подчиненности учебных заведений в России, стихийность и дублирование в управлении ими.

Но на данном историческом этапе не было альтернативы. Оставалось либо сохранять status quo, либо оба речь все дело образования на провал, передав его ведомству просвещения. Даже в начале XX века, когда Министерство народного просвещения, «стянув под себя» почти все общеобразовательные учебные заведения, заявило претензию и на руководство профессиональным сектором образования, это было пустым притязанием, так как всем было ясно, что сие является для него непосильной задачей. Это доказывало и само ведомство просвещения, развивая медленными темпами доставшуюся

Учебные заведения и число учащихся по Морскому ведомству и Военному министерству

Таблица 6

Учебные заведения Число учащихся в первой половине XIX в. (1863) Число учащихся в конце XIX в. (1894)

Морского ведомства

Николаевская морская академия, Морской кадетский корпус, Техническое училище, морской кадетский корпус, штурманское училище, военно-морское гимназическое заведение, писарские и минные школы, школы гвардейского экипажа и др. 933 2283

Военного министерства

Академии: Военно-медицинская, Михайловская артиллерийская, Николаевская инженерная и генерального штаба, Военно-юридическая; кадетские корпуса, военные гимназии, училища и школы различных военных ведомств 18103 23103

ему долю профессионального образования - промышленные училища.

Кроме того, крайне отрицательное отношение общественного мнения к реакционному Министерству народного просвещения побуждало общество и создавать, и поддерживать учебные заведения, находящиеся вне этого министерства. В свою очередь, ведомства, имевшие свои учебные заведения, самостоятельно и небезуспешно выстраивали собственные органы управления ими. Это создавало впечатление наличия в стране многоголового «суперведомства» просвещения.

Во второй половине XIX — начале XX века просматриваются три основных тенденции как в организации управления учебными заведениями, так и в общей системе государственного управления.

Во-первых, управление было слишком хаотичным. Как справедливо заметил Л.Е. Шепелев, «важ.-нейшей особенностью правительственного аппарата в России» являлась несогласованность деятельно-1°0 сти никаких ведомств» [10, с. 12].

Во-вторых, эта несогласованность порождала противоречия, а часто и противоборство различных ведомств в ущерб делу, в частности образовательному.

И в-третьих, вся эта неслаженная ведомственная машина противостояла обществу и его запросам в сфере образования. Лишь в отдельных случаях, когда интересы ведомства и общества совпадали, что видно на примере Министерства финансов, удавалось получить искомый образовательный результат.

В целом, это была действительно «вавилонская башня» и государ-

ВЕК

ственного, и учебного управления, которая мало интересовала и по-своему устраивала саморазрушающуюся власть. Ее интересы все более расходились с интересами страны, в частности и в деле образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Статистический временник Российской империи [Текст]. - СПб., 1866.

2. Очерк истории Министерства иностранных дел (1802-1902) [Текст]. - СПб., 1902.

3. Обзор деятельности министерств за время царствования в бозе почившего императора Александра III [Текст]. - Ч. 1. -Кн. 1. - СПб, 1901.

4. Производительные силы России. Отд. XIX [Текст]. - СПб., 1896.

5. 200-летие Кабинета его императорского величества (1704-1904) [Текст]. - СПб., 1911.

6. История уделов за 100-летие их существования (1797-1897). Т. 1 [Текст]. -СПб., 1902.

7. Сельскохозяйственное ведомство за 75 лет его деятельности [Текст]. - Пг., 1914.

8. Москальский, И.П. История учебно-хозяйственных заведений Министерства государственных имуществ с основания их до 1888 г. [Текст] / И.П. Москальский. -Спб., 1888.

9. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 398. - Оп. 75. -Д. 774. - Л. 1.

10. Шепелев, Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в. [Текст] / Л.Е. Шепелев. - Л., 1981.

11. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 1152. - Оп. II. -Д. 1894, д. 120. - Л.14-16, 23.

12. Труды организационного комитета I съезда деятелей технического и профессионального образования. Секция III [Текст]. - СПб., 1890.

13. Краткий исторический очерк учебных заведений ведомства путей сообщения [Текст]. - СПб., 1900.

14. Голос [Текст]. - 1883. - 7-19 января. - №7.

15. Пашенный, Н. Императорское Училище правоведения и правоведы в годы мира, войны и смуты [Текст] / Н. Пашенный. -Мадрид, 1967.

16. Министерство внутренних дел (18021902). Исторический очерк [Текст]. -СПб., 1901.

17. Моисеев, А.И. Медицинский совет МВД. Краткий исторический очерк [Текст] / А.И. Моисеев. - СПб., 1913.

18. Почта и телеграф в царствование ими. Александра III [Текст]. - СПб., 1901.

19. Обзор деятельности Морского ведомства за царствование имп. Александра III (1881-1894). - СПб., 1901.

20. Обзор деятельности Морского управления в России в первое 25-летие благополучного царствования гос. имп. Александра Николаевича (1855-1880) [Текст]. Ч. 1. - СПб., 1880.

21. Зайончковский, П.Л. Военные реформы 1860-1870 гг. в России [Текст] / П.Л. Зай-ончковский. - М., 1952.

REFERENCES

1. 200-letie Kabineta ego imperatorskogo veli-chestva (1704-1904), St. Petersburg, 1911. (in Russian)

2. Golos, 1883, 7-19 janvaija, No. 7. (in Russian)

3. Istorija udelov za 100-letie ih sushhest-vovanija (1797-1897), Vol. 1, St. Petersburg, 1902. (in Russian)

4. Kratkij istoricheskij ocherk uchebnyh zave-denij vedomstva putej soobshhenija, St. Petersburg, 1900. (in Russian)

5. Ministerstvo vnutrennih del (1802-1902). Istoricheskij ocherk, St. Petersburg, 1901. (in Russian)

6. Moiseev A.I., Medicinskij sovetMinisterstva Vnutrennih Del. Kratkij istoricheskij ocherk, St. Petersburg, 1913. (in Russian)

7. Moskalskij I.P., Istorija uchebno-hozjajst-vennyh zavedenij Ministerstva gosudarstven-

nyh imushhestv s osnovanija ih do 1888 g., St. Petersburg, 1888. (in Russian)

8. Obzor dejatelnosti ministerstv za vremja carstvovanija v boze pochivshego imperato-ra Aleksandra III, issue 1, vol. 1, St. Petersburg, 1901. (in Russian)

9. Obzor dejatelnosti Morskogo upravlenija v Rossii v pervoe 25-letie blagopoluchnogo carstvovanija Aleksandra Nikolaevicha (1855-1880), Issue 1, St. Petersburg, 1880. (in Russian)

10. Obzor dejatelnosti Morskogo vedomstva za carstvovanie imp. Aleksandra III (18811894), St. Petersburg, 1901. (in Russian)

11. Ocherk istorii Ministerstva inostrannyh del (1802-1902), St. Petersburg, 1902. (in Russian)

12. Pashennyj N., Imperatorskoe Uchilishhe pravovedenija i pravovedy v gody mira, voj-ny i smuty, Madrid, 1967. (in Russian)

13. Pochta i telegraf v carstvovanie Aleksandra III, St. Petersburg, 1901. (in Russian)

14. Proizvoditelnye sily Rossii, Otd. XIX, St. Petersburg, 1896. (in Russian)

15. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA), F. 1152, Op. II, D. 1894, D. 120, L. 14-16, 23. (in Russian)

16. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA), F. 398, Op. 75, D. 774, L. 1. (in Russian)

17. Selskohozjajstvennoe vedomstvo za 75 let ego dejatelnosti, Petrograd, 1914. (in Russian)

18. Shepelev Jl.E., Carizm i burzhuazija vo vto-roj polovine XIX v., Leningrad, 1981 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Statisticheskij vremennik Rossijskoj imperii, St. Petersburg, 1866. (in Russian)

20. Trudy organizacionnogo komiteta I sezda dejatelej tehnicheskogo i professionalnogo obrazovanija, Sekcija III, St. Petersburg, 1890. (in Russian)

21. Zajonchkovskij P.L., Voennye reformy 18601870 gg. v Rossii, Moscow, 1952. (in Russian)

109

Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Институт «Высшая школа образования и когнитивных наук», Московский педагогический государственный университет, rust20@yandex.ru Goncharov M.A., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy, Institute "High School of Education and Cognitive Sciences", Moscow State University of Education, rust20@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.