Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ХIХ – начало ХХ вв.)'

УПРАВЛЕНИЕ ГОРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ХIХ – начало ХХ вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Р. Соколов

Статья посвящена вопросам организации управления горным образованием в дореволюционной России. В центре внимания автора – определение ведомственной подчиненности горных учебных заведений вообще и первого высшего технического учебного заведения России – Санкт-Петербургского горного института в частности. Рассматриваются различные периоды истории российского образования в связи с проводившимися государственными реформами XIX – начала ХХ вв. Оценивается специфика положения горных учебных заведений, подчиненных Министерству финансов, в свете синхронного существования «профильного» учебного ведомства – Министерства народного просвещения. В завершение автор констатирует, что проблема выбора между двумя моделями организации образования – централизация всего учебного дела в одном ведомстве или наличие специальных учебных заведений в подчинении профильных отраслевых министерств – оставалась актуальной и в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А. Р. Соколов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to some problems of mining education administration in pre-revolutionary Russia. The author pays great attention to department subordination at higher schools in general and in Russia’s first technical college – Saint Petersburg State Mining Institute – in particular. Different periods in the history of Russian education connected with national reforms in the XIXth – the beginning of the XXth centuries are observed. The position of mining educational establishments, subordinated to the Ministry of Finance taking into account the activity of the Ministry of Public Education is analyzed. Finally, the author comes to the conclusion that the problem of choice between two systems of education – centralization of the educational process in the hands of one ministry or subordination of special educational establishments to the corresponding branch industries – was very pressing in the soviet period.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ХIХ – начало ХХ вв.)»

УДК 377.12:000.93

А.Р.СОКОЛОВ

Российский государственный исторический архив,

Санкт-Петербург

УПРАВЛЕНИЕ ГОРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX - начало ХХ вв.)

Статья посвящена вопросам организации управления горным образованием в дореволюционной России. В центре внимания автора - определение ведомственной подчиненности горных учебных заведений вообще и первого высшего технического учебного заведения России - Санкт-Петербургского горного института в частности. Рассматриваются различные периоды истории российского образования в связи с проводившимися государственными реформами XIX - начала ХХ вв. Оценивается специфика положения горных учебных заведений, подчиненных Министерству финансов, в свете синхронного существования «профильного» учебного ведомства - Министерства народного просвещения.

В завершение автор констатирует, что проблема выбора между двумя моделями организации образования - централизация всего учебного дела в одном ведомстве или наличие специальных учебных заведений в подчинении профильных отраслевых министерств - оставалась актуальной и в советский период.

The paper is devoted to some problems of mining education administration in pre-revolutionary Russia. The author pays great attention to department subordination at higher schools in general and in Russia's first technical college - Saint Petersburg State Mining Institute - in particular. Different periods in the history of Russian education connected with national reforms in the XIXth - the beginning of the XXth centuries are observed. The position of mining educational establishments, subordinated to the Ministry of Finance taking into account the activity of the Ministry of Public Education is analyzed.

Finally, the author comes to the conclusion that the problem of choice between two systems of education - centralization of the educational process in the hands of one ministry or subordination of special educational establishments to the corresponding branch industries - was very pressing in the soviet period.

Для Российской империи была характерна децентрализация управления высшим, средним и начальным техническим образованием. Эта децентрализация была заложена еще в Манифесте 8 сентября 1802 г., а затем в законе «О разделении государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. и в «Общем учреждении министерств» 25 июня 1811 г. Наряду с Министерством народного просвещения, в ведении которого находились университеты, гимназии, начальные народные училища, ряд специальных учебных заведений оказался подчинен Министерству финансов, некоторые - Министерству юстиции и т.д. Общее заведование учебными заведениями, подчиненными этим министерствам, находилось в компе-

тенции министров, а конкретные вопросы управления, как правило, рассматривались в советах министров, проходили через канцелярии министерств и, наконец, входили в обязанности отдельных профильных департаментов. Не составляли исключения в этом ряду и горные учебные заведения. Учрежденный 16 июля 1807 г. в составе Министерства финансов для управления горно-заводскими делами (взамен упраздненной Берг-коллегии) Горный департамент (с 12 октября 1811 г. - Департамент горных и соляных дел) заведовал, помимо всего прочего, Горным кадетским корпусом. В соответствии с учреждением Министерства финансов от 25 июня 1811 г. заведование Горным корпусом входило в компетенцию

Отделения казенных горных заводов указанного департамента.

Директор Горного кадетского корпуса входил по должности в состав Ученого комитета по горной и соляной части, учрежденного 28 февраля 1825 г.

Когда в 1834 г. произошло преобразование горной службы и горного ведомства на принципах военной организации и был создан Корпус горных инженеров, в задачи учрежденного с 1 января 1834 г. Штаба Корпуса горных инженеров вошло заведование учебной частью горной службы. В ведении штаба находились Горный институт (недавно преобразованный из Горного кадетского корпуса), Горная техническая школа (просуществовавшая до 3 июля 1862 г.), а также Медальное отделение школы при Монетном дворе.

«Милитаризация» управления учебными заведениями горного ведомства не стояла особняком в системе управления специальным образованием в дореформенной России. Аналогичные явления можно наблюдать в ведомстве путей сообщения, лесном, межевом и др. Это соответствовало общим тенденциям эволюции системы управления в Российской империи эпохи Николая I. Так, в частности, в это же время широко практиковалось назначение вместо обычных гражданских губернаторов военных губернаторов, которым, кроме местной администрации и полиции, были подчинены воинские части местных войск и военные учреждения на территории губернии. После упразднения (15 апреля 1863 г.) Штаба Корпуса горных инженеров все его функции были переданы в Горный департамент. В 1864 г. в составе этого департамента было создано (путем объединения переданных в департамент Инспекторского и Искусственного отделений упраздненного Штаба Корпуса горных инженеров и канцелярии Горного департамента) 4-е Инспекторское отделение. На это отделение было возложено руководство учебными заведениями горного ведомства. Эта функция оставалась за отделением до 1891 г.

В 1894 г. рассмотрение программ и уставов учебных заведений горного ведомства

и порядка преподавания в них стало функцией Горного ученого комитета (до 26 января 1834 г. - Ученый комитет по горной и соляной части, до 6 июня 1867 г. -Ученый комитет Корпуса горных инженеров). Дальнейшей тенденцией развития системы управления высшими, средними специальными и начальными учебными заведениями, принадлежавшими различным ведомствам, стало создание в соответствующих министерствах специальных структур для заведования этими заведениями. При этом в некоторых ведомствах это управление по-прежнему оставалось в профильных департаментах.

Так, например, 15 апреля 1896 г. при Министерстве финансов были созданы в качестве специальных совещательных органов Совет по учебным делам и Учебный комитет, а 5 июня 1900 г. - Учебный отдел на правах департамента. Этот отдел был преобразован из созданного еще 15 апреля 1896 г. в составе Департамента торговли и мануфактур Учебного отделения. При выделении в 1905 г. управления торговлей и промышленностью в специальное министерство Учебный отдел перешел в Министерство торговли и промышленности.

Еще раньше, 26 сентября 1882 г., в составе Министерства путей сообщения был создан Учебный отдел. Специальное учебное отделение существовало и в Департаменте земледелия Министерства земледелия и государственных имуществ. Для этого министерства было характерно управление учебными заведениями в профильных департаментах - сельскохозяйственными - в Департаменте земледелия, лесными - в Лесном департаменте. После перехода 1 января 1874 г. Горного департамента (переименованного из Департамента горных и соляных дел 15 апреля 1863 г. в связи с передачей соляной части в ведение Департамента разных податей и сборов Министерства финансов) в состав Министерства государственных имуществ управление горными учебными заведениями оставалось в Горном департаменте. После передачи Учебного отдела Министерства финансов в состав Министерства торговли и промышленности

- 99

Санкт-Петербург. 2005

(27 октября 1905 г.) первое время управление горными учебными заведениями, в том числе Горным институтом, оставалось сосредоточенным по-прежнему в Горном департаменте. Но 19 августа 1907 г. в состав этого отдела было передано управление учебными заведениями горного ведомства. Такое положение сохранилось вплоть до 1917 г.

Таким образом, несмотря на появление в составе Министерства народного просвещения сначала разряда технических учебных заведений Департамента народного просвещения (с 2 марта 1883 г. - Отделения промышленных училищ того же департамента, а с 1 августа 1904 г. - Отдела промышленных училищ Министерства народного просвещения), управление значительной частью высшего, среднего и начального профессионального образования оставалось

в компетенции соответствующих министерств. Такое ведомственное обособление, наряду с очевидными недостатками, имело и некоторые достоинства. В частности, оно обеспечивало единство учебных и научных структур этих ведомств, солидную базу для производственной практики учащихся и студентов, заинтересованность ведомства в подготовке специалистов и, следовательно, соответствующее финансирование ведомственных учебных заведений. Аналогичные проблемы существовали и в советское время. Их решение в рамках двух существовавших еще в дореволюционной России моделей - централизация всего учебного дела в одном ведомстве или наличие специальных учебных заведений в подчинении профильных отраслевых министерств - стало существенной частью управленческой практики Советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.