Научная статья на тему 'Государственное управление: совершенствование механизмов противодействия коррупции'

Государственное управление: совершенствование механизмов противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1824
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / PUBLIC ADMINISTRATION / CIVIL SERVANTS / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / E-GOVERNMENT / INFORMATION OPENNESS OF PUBLIC AUTHORITIES / PUBLIC COUNCIL / ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна, Артамонов Алексей Николаевич

Приведен анализ статистики совершения коррупционных правонарушений. Рассмотрены особенности антикоррупционого законодательства. Показано содержание государственных мер противодействия коррупции в государственном управлении. Дано описание последних нововведений в сфере противодействия коррупции, связанных с цифровизацией системы государственного управления. Разработаны предложения по совершенствованию действующих механизмов противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна, Артамонов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Mechanisms to Counter Corruption in Public Administration

The author analyzes the statistics of corruption offenses, considers the features of anti-corruption legislation, reveals the content of state anti-corruption measures in public administration, describes the latest innovations in the field of anti-corruption related to the digitalization of public administration, and develops proposals to improve the existing mechanisms of anti-corruption.

Текст научной работы на тему «Государственное управление: совершенствование механизмов противодействия коррупции»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 342.5 DOI: 10.17277^^.2019.01^.072-078

Приведен анализ статистики совершения коррупционных правонарушений. Рассмотрены особенности антикоррупционого законодательства. Показано содержание государственных мер противодействия коррупции в государственном управлении. Дано описание последних нововведений в сфере противодействия коррупции, связанных с цифровизацией системы государственного управления. Разработаны предложения по совершенствованию действующих механизмов противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; государственное управление; государственные гражданские служащие; антикоррупционная экспертиза; электронное правительство; информационная открытость органов государственной власти; Общественный Совет; антикоррупционное просвещение.

Галина Олеговна Вяткина, студентка 1 курса магистратуры направления подготовки «<Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика

И. Г. Петровского», Брянск, Россия;

galya.vyatkina.00@mail.ru

Алексей Николаевич Артамонов, канд. юрид. наук, кафедра государственно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика

И. Г. Петровского», Брянск, Россия; alexeiartamonow@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Введение. Насколько эффективны сегодняшние механизмы противодействия коррупции в России? Какие факторы препятствуют снижению уровня коррупции в государственном управлении, и возможно ли полностью искоренить данное явление? Все эти вопросы из года в год исследуются различными учеными и по-прежнему не теряют своей актуальности, ведь коррупция является одной из серьезнейших проблем в нашей стране, оказывающей негативное влияние на качество государственного управления и, следовательно, уровень развития нашего общества в целом.

Вопросы противодействия коррупции исследуются в работах Н. А. Егоровой, Н. А. Лопашенко, Е. А. Киршина, Е. В. Марьиной [9 - 12].

Следует отметить фундаментальность исследования С. В. Бондаренко, в котором анализируются причины и предпосылки коррупции, классифицируются коррупционные деяния, рассматриваются механизмы противодействия коррупции [8].

По данным Генпрокуратуры РФ за январь 2018 г. выявлено 3 081 (+18,9 %) преступлений коррупционной направленности. Число зафиксированных фактов взяточничества (получение или дачи взятки, включая мелкие взятки) выросло в первый месяц года по сравнению с январем 2017 г. на 11,1 % [13]. И даже такая неутешительная статистика не может точным образом отразить состояние коррупции в нашей стране, так как преступления коррупционной направленности характеризуются высокой латент-ностью, не позволяющей вскрыть их действительные масштабы.

Особо значима и опасна для государства коррупция в контрольно-надзорных органах государственной власти. Например, трагедия, произошедшая в Кемерово 25 марта 2018 г., в результате которой в пожаре тор-гово-развлекательного центра «Зимняя вишня» погибло 64 человека, наглядно демонстрирует нарушения требований пожарной безопасности ввиду коррумпированности контрольно-надзорных органов.

Таким образом, с каждым годом число коррупционных правонарушений в государственном управлении увеличивается, а это значит, что существующие механизмы противодействия коррупции не могут полноценно справиться с данной проблемой.

Методы. В статье используются следующие методы исследования:

- теоретический;

- сравнительный анализ статистики коррупционных правонарушений в 2017 и 2018 гг.;

- анализ нормативной правовой базы Российской Федерации по противодействию коррупции;

- системный подход при исследовании и обобщении механизмов противодействия коррупции в государственном управлении;

- обобщение полученных результатов исследования.

Многие механизмы противодействия коррупции содержатся в различных нормативных правовых актах, например: Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5, ст. 6228]; Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ [4, ст. 3609]; Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [2, ст. 1]; Уголовном кодексе Российской Федерации [1, ст. 2954] и других нормативных правовых актах.

Одним из них является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Согласно ст. 59.2 гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения [3, ст. 3215]. Кроме того, с марта 2018 г. сведения о таком госслужащем подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. По состоянию на 04.04.2018 в реестр включено всего пять лиц, 11.05.2018 - 47 лиц, 06.11.2018 - уже 592 лица, и, очевидно, число таких лиц будет расти [15].

Отметим, что вышеупомянутый механизм является элементом более крупного направления противодействия коррупции - развития электрон-

ного правительства. В настоящее время физические и юридические лица могут получить различные государственные услуги, не взаимодействуя при этом с государственными служащими (например, пользуясь порталом «Госуслуги»). Однако сохраняется проблема низкого уровня осведомленности граждан о возможностях электронного получения услуги, а иногда и вовсе элементарного незнания правил пользования электронными ресурсами.

Государство использует и другие механизмы противодействия коррупции. Например, с каждым годом все больше совершенствуется информационная открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако несмотря на то что каждый орган обязан размещать всю необходимую информацию для граждан в своей сфере деятельности на официальном сайте, далеко не все органы власти регулярно ее актуализируют. Возможно, это связано с высоким уровнем загруженности госслужащих, а может быть и недостаточным уровнем компьютерной грамотности или нехваткой специалистов в сфере информационных технологий. В послании Президента РФ в марте 2018 г. также была отмечена необходимость приведения в цифровую форму документооборота между госструктурами. Как отметил В. В. Путин: «Цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности -это и мощный фактор противодействия коррупции» [6].

Важным механизмом противодействия коррупции выступает антикоррупционная экспертиза, представляющая собой правовую проверку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения [4, ст. 3609]. Информация о коррупциогенности содержащихся в нормативных правовых актах норм может быть получена из материалов прокурорских проверок, средств массовой информации, интернет-источников, обращений граждан и должностных лиц. Необходимость проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта может следовать из материалов дел, рассматриваемых в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, результатов анализа статистики, правоприменительной практики, а также из других материалов, содержащих достаточные данные о наличии коррупциогенных факторов. Однако, согласно ст. 4 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в большинстве случаев заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы, носят рекомендательный характер, хотя и подлежат обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Механизмы противодействия коррупции реализуются и через создание в молодежной среде нетерпимого отношения к коррупции. Например, из года в год исследованию данной проблемы в высших учебных заведениях посвящаются различные конференции, круглые столы, семинары с участием органов власти. В целях формирования нетерпимости к коррупционному поведению органы власти проводят студенческие конкурсы

эссе, плакатов, рисунков, посвященных антикоррупционной тематике. Для студентов высших учебных заведений вводятся тематические дисциплины по противодействию коррупции. Например, студенты юридического факультета БГУ им. академика И. Г. Петровского занимаются освоением дисциплины «Юридическая экспертиза нормативных правовых актов», в котором им помогают различные методические пособия, авторами которых являются сами преподаватели университета [7]. В рамках данной дисциплины студенты имеют возможность подробно изучить особенности антикоррупционной экспертизы. В РАНхиГС для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» с 2018 г. введена дисциплина - «Противодействие коррупции».

Результаты. В ходе анализа вышеперечисленных механизмов выяснили, что они, безусловно, требуют совершенствования. Ответим на вопрос: какие способы борьбы с коррупцией будут наиболее эффективными для нашего государства?

Во-первых, в рамках активного внедрения электронного правительства в России необходимо повышать уровень компьютерной грамотности государственных гражданских служащих. Например, можно организовать обучение особенностям электронного документооборота и работы с федеральным порталом управленческих кадров при приеме и рассмотрении документов претендентов на замещение вакантных должностей в электронном виде в части анализа представленных через портал справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера претендентов.

Во-вторых, необходимо повышать информационную открытость органов государственной власти, а также исключать реальное взаимодействие граждан с представителями органов власти путем:

1) расширения перечня электронных государственных услуг;

2) совершенствования официальных сайтов органов власти и регулярного обновления актуальности информации для граждан;

3) повышения осведомленности граждан о возможностях получения электронных услуг в целях их дальнейшей регистрации на портале и распространения подробных инструкций работы с порталом «Госуслуги».

В-третьих, практика повседневной управленческой деятельности показывает, что зачастую использование норм права осложняется бюрократизацией и формализацией при разработке различных правовых актов. Именно поэтому необходимо активно внедрять различные формы общественного контроля, например, регулярно привлекать к обсуждению таких документов Общественный совет при органах государственной власти, используя при этом различные формы взаимодействия: заседания, публичные слушания, круглые столы, семинары и другие формы.

Развивая механизм создания в молодежной среде нетерпимого отношения к коррупции, необходимо комплексное использование мер антикоррупционного просвещения путем привлечения не только внимания молодежи, но и всего населения, так как проблема высоких коррупционных рисков кроется не в отсутствии жестких карательных мер, а именно в со-

циокультурных основах современного российского общества. В качестве механизма антикоррупционного просвещения могут выступать:

1) социальная реклама антикоррупционного характера;

2) активное включение средств массовой информации, освещающих коррупционные правонарушения с указанием конкретных лиц либо случаи безупречной государственной или муниципальной службы.

Обсуждение. Таким образом, проанализированы существующие государственные механизмы противодействия коррупции и разработан ряд предложений по их совершенствованию. Предложения автора помогут расширить и углубить методологическую базу мероприятий по противодействию коррупции в государственном управлении и проектированию «дорожной карты» конкретных органов государственной власти по внедрению системы противодействия коррупции.

Заключение. Подводя итог, отметим, что с каждым годом число коррупционных правонарушений возрастает, и существующие государственные механизмы противодействия коррупции не справляются с данным явлением. Коррупционные явления полностью исключить, конечно, невозможно, но комплексное использование вышеперечисленных механизмов позволит снизить их до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества и, конечно же, государственного управления. Как точно отметил заместитель директора департамента государственной службы и кадров Минюста России И. В. Мошинец: «Полностью коррупцию изжить невозможно, но непримиримая борьба с нею показывает сильную защитную реакцию государства» [14].

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от

04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3609.

5. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

6. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46. 02.03.2018.

7. Артамонов А. Н., Воробьев А. Н. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов. Брянск: РИО Брянского государственного университета им. акад. И. Г. Петровского, 2015. 116 с.

8. Бондаренко С. В. Коррумпированные общества [Электронный ресурс]. Ростов н/Д, 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:

21.01.2019).

9. Егорова Н. А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 1996. 188 с.

10. Киршина Е. А. Корыстный мотив в преступлениях коррупционной направленности [Электронный ресурс] // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3 (29). С. 105 - 109. Режим доступа: http://vestnikkui.ru/arhive/2017/3_29_2017.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

11. Лопашенко Н. А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. С. 21 - 35

12. Марьина Е. В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Самара, 2010. 24 с.

13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года: основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры // Офиц. сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://genproc. gov.ru/stat/data (дата обращения: 21.01.2019).

14. Официальный сайт Минюста России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/activity/reports (дата обращения: 21.01.2019).

15. Федеральный портал госслужбы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru (дата обращения: 21.01.2019).

References

1. Criminal Code of the Russian Federation of 06/13/1996 No. 63-FZ (as amended on 03 October 2018), Sobraniye zakonodatel'stva RF ^olle^ed legislation of the Russian Federation], 1996, no. 25, article 2954. (In Russ.)

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 12/30/2001 No. 195-FZ (as amended on 11 October 2017), Sobraniye zakonodatel'stva RF [Meeting of the Legislation of the Russian Federation], 2002, no. 1. (In Russ.)

3. On the state civil service of the Russian Federation: Feder. Law of 07/27/2004 No. 79-FZ (as amended on 03 August 2018), Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2004, no. 31, article 3215. (In Russ.)

4. On anti-corruption expertise of normative legal acts and drafts of normative legal acts: feder. Law of 07/17/2009 No. 172-FZ (as amended on 04 June 2018), Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2009, no. 29, article 3609. (In Russ.)

5. On combating corruption: Feder. Law of 12/25/2008 No. 273-FZ (as amended on 03 August 2018), Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2008, no. 52 (part 1), article 6228. (In Russ.)

6. Putin V.V. Rossiyskaya gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 2018, no. 46. (In Russ.)

7. Artamonov A.N., Vorob'yev A.N. Yuridicheskaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov [Legal expertise of regulatory legal acts], Bryansk: RIO Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta im. akad. I. G. Petrovskogo, 2015, 116 p. (In Russ.)

8. Bondarenko S.V. [Corrupt Societies], available at: https://cyberleninka.ru/ (accessed 21 January 2019).

9. Yegorova N.A. PhD Dissertation (Law), Saratov, 1996, 188 p. (In Russ.)

10. Kirshina Ye.A. available at: http://vestnikkui.ru/arhive/2017/3_29_2017.pdf (accessed 21 January 2019).

11. Lopashenko N.A. Problemy bor'by s proyavleniyami kriminal'nogo rynka [Problems of combating the manifestation of the criminal market], Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2005, pp. 21-35. (In Russ.)

12. Mar'ina Ye.V. Extended abstract of candidate's of legal sciences thesis, Samara, 2010, 24 p. (In Russ.)

13. https://genproc.gov.ru/stat/data (accessed 21 January 2019).

14. http://minjust.ru/ru/activity/reports (accessed 21 January 2019).

15. https://gossluzhba.gov.ru (accessed 21 January 2019).

Improvement of Mechanisms to Counter Corruption in Public Administration

G. O. Vyatkina, 1st year Master's Student in Jurisprudence, I. G. Petrovsky Bryansk State University, Bryansk, Russia;

galya.vyatkina.00@mail.ru

A. N. Artamonov, PhD in Law, Department of State and Legal Disciplines, I.G. Petrovsky Bryansk State University, Bryansk, Russia;

alexeiartamonow@yandex.ru

The author analyzes the statistics of corruption offenses, considers the features of anti-corruption legislation, reveals the content of state anti-corruption measures in public administration, describes the latest innovations in the field of anti-corruption related to the digitalization of public administration, and develops proposals to improve the existing mechanisms of anti-corruption.

Keywords: corruption; anti-corruption; public administration; civil servants; anticorruption expertise; e-government; information openness of public authorities; Public Council; anti-corruption education.

© Г. О. Вяткина, 2019 © А. Н. Артамонов, 2019 Статья поступила в редакцию 10.10.2018

При цитировании использовать:

Вяткина Г. О., Артамонов А. Н. Государственное управление: совершенствование механизмов противодействия коррупции // Право: история и современность. 2019. № 1. С. 72 - 78. doi: 10.17277/pravo.2019.01.pp.072-078

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.