Научная статья на тему 'Государственное управление социально-экономическим развитием малых городов России'

Государственное управление социально-экономическим развитием малых городов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
801
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЕ ГОРОДА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / PUBLIC ADMINISTRATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / SMALL CITIES / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никифорова Светлана Олеговна, Воронина Елена Владимировна

В статье исследуется проблема государственного управления социально-экономическим развитием малых городов России, анализируется состояние проблемы и пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public administration of social and economic development of small cities of Russia

The article is devoted to the the problem of public administration of social and economic development of small cities of Russia, it examines status of the problem and ways of resolution thereof.

Текст научной работы на тему «Государственное управление социально-экономическим развитием малых городов России»

Формирование личного фактора производства зависит от внешних и внутренних для данного объекта исследования факторов. ПЛФ предприятия (ПЛФП) меньше, чем ПЛФ видов деятельности (ПЛФВД), который, в свою очередь, меньше, чем ПЛФ региона (ПЛФР) на величину миграции.

Внутренним фактором для ПЛФР выступает совокупный ПЛФП, на который влияют инновационно-инвестиционный и образовательный факторы. Следовательно, совершенствование и реструктуризация ПЛФР обеспечиваются преимущественно развитием образовательных услуг (университетских комплексов) и внедрением инноваций разной степени революционности и перспективности.

В любом случае предусмотрены два варианта развития ПЛФ - через рыноч-

ный потенциал региона (РПР) или встроенные автоматические стабилизаторы или через мультипликатор инновационного развития региона (МИРР). МИРР -ускоренное создание новых рабочих мест в сфере высокотехнологичных производств и наукоемких технологий.

Предложенный подход отличается от существующих тем, что он предполагает не стимулирование или интеграцию какого-либо вида деятельности (с научной точки зрения - воздействие на точку), а воспроизводство цепочки видов деятельности от разработки или подготовки кадров до вывода на рынок различных модификаций новых продуктов (это воздействие на отрезок или дугу), что значительно эффективнее позволяет учесть инновациионные процессы и согласуется с динамическими характеристиками развития экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фоломьев И.И. Проблемы развития отечественного производства / Российская академия гос. службы при Президенте РФ. М. 1999.

2. Лоскутов В.И.Модели экономического роста: Монография. М.: Экономика, 2008.

3. Орешин А.Н Модель экономического роста Харрода-Домара. М.: ГУУ, 2007.

4. Бертенев С.А. Экономические теории и школы: история и современность. М.: ГУУ, 2006.

5. Розмаинский И.В. Предпосылки человеческого поведения в моделях роста: посткейнсианский подход. СПб., 2003.

6. Экономическая теория ресурсов или ресурсы экономической теории // Рынки факторов производства. СПб, 1999.

7. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3 т. Т.3. СПб.: Экономическая школа, 2001.

8. Elliott R.F. Labor economics: a comparative text. McGraw Hill Book Company LTD, 1991.

УДК 330 (075.8) ББК 65я73

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ

С.О. Никифорова, Е.В.Воронина

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Экономический кризис привел к ухудшению социально-экономической ситуации. Россия в целом является страной малых и средних городов, в крайне трудном положении оказались моногорода, где процесс урбанизации выстраивается особенно медленно. Под моногородом понимается поселение (город или

поселок), где жизнь и благополучие людей зависят от деятельности одного предприятия или нескольких предприятий, связанных одной производственной цепочкой [1].

За последние десятилетия в моногородах резко снизилось качество жизни, уменьшились доходы населения, увели-

чился процент безработных, ухудшилась экологическая ситуация. Проблема государственного управления социальноэкономическим развитием малых городов России представляется нам наиболее актуальной в настоящее время, так как, несмотря на то что к проблемам малых городов достаточно часто обращаются, стратегия выравнивания социальноэкономической ситуации недостаточно проработана. Нет четких планов реконструкции градообразующих предприятий, все чаще возникают ситуации, связанные с остановкой или частичной загруженностью заводов и фабрик, приводящие к потере рабочих мест, увеличению количества безработных, что снижает качество жизни. Резко снизилось качество трудовых ресурсов.

Государственное управление социально-экономическим развитием малых городов предполагает различные формы и методы поддержки экономики моногородов, в частности модернизацию и реконструкцию градообразующих предприятий, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, мониторинг социальноэкономического развития поселений. Основной задачей государственной поддержки является создание механизмов включения моногородов в рыночную экономику, позволяющую им в дальнейшем развиваться самостоятельно.

Представляют интерес результаты сравнительного исследования городов разных стран мира, проведенного Всемирным банком [2]. По словам вицепрезидента Всемирного банка Ф.Лотье, на динамичное развитие городов наиболее значительное влияние оказывают три фактора: качество управления, реализуемое городской властью; вовлеченность города в процессы глобализации и общественная активность населения. При этом противоположный результат в судьбе того или иного города выявляется при вялости данных процессов.

На территории всей страны у моногородов возникают похожие проблемы. Но эти проблемы носят и региональный характер, с учетом особенностей каждой территории. Государственное регулиро-

вание направлено на выравнивание различий между регионами, изменение условий жизни населения. Разработка приоритетных направлений социальноэкономической политики строится на основе общей стратегии развития регионов с учетом их специфических проблем.

В научной литературе управление промышленностью в основном рассматривается на примерах крупных промышленно-территориальных комплексов, то есть является предметом исследования региональной экономики [3]. Нет единого подхода к определению сущности города, а также его экономической базы. Среди многочисленных подходов к определению сущности города можно увидеть, что большинство авторов ссылается на развитие промышленности, от которой зависит уровень жизни населения [4].

Управление городом можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это объект государственного управления, с другой - субъект хозяйствования. Управление городом осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, в основном посредством разработки стратегии развития крупных территорий

[4].

В современных условиях глобализации крупные города страны стремительно развиваются. Малые же города могут подвергаться процессам слияния и взаи-мопоглощения друг другом. Указанные процессы могут иметь для малого города как положительный характер, повышающий его статус и увеличивающий рост благосостояния, так и негативный. В данном случае идет речь о координации экономики на региональном уровне [5].

С другой стороны, главной целью малого города как субъекта хозяйствования является повышение благосостояния его граждан, которое достигается посредством снижения уровня безработицы, повышения заработной платы, улучшения качества жизни во всех проявлениях. Эта цель должна достигаться в большей степени на муниципальном уровне. Но, к сожалению, администрации городов часто не видят путей решения многих про-

блем, особенно связанных с развитием производственных комплексов.

В настоящее время практически отсутствуют методические разработки, позволяющие решать проблемы социальноэкономического развития малых городов на муниципальном уровне, а также осуществлять продуктивное взаимодействие властей на различных уровнях.

Деятельность органов местного самоуправления в малых городах в современных условиях при снижении внешних воздействий территорий часто сводится к попыткам властей самостоятельно определять направления развития экономики города. Но это не всегда приводит к успеху, поэтому необходимо разрабатывать стратегические направления развития муниципального образования при согласовании с региональным развитием.

Географические особенности России нашли свое отражение в ее урбанистической структуре, то есть расположении на территории страны городов и проживающего в них населения. В последнее время наблюдается два процесса: дальнейшее укрупнение больших городов и мегалополисов и разукрупнение мелких и средних. Второй процесс, по оценкам специалистов, является наиболее активным. Поэтому социально-экономические проблемы в малых и средних городах приобретают особую значимость.

Одним из важнейших факторов развития малого и среднего города является его транспортно-географическое положение. В наиболее выгодном положении с точки зрения адаптации к рыночной экономике оказываются города, входящие в зоны влияния больших городов. Но выгодное транспортно-географическое положение имеет сравнительно небольшое количество малых городов, около 20 % от их общего количества в России.

Уровень развития малых городов также обусловлен, с одной стороны, их значением в развитии и размещении производительных сил, так как это, прежде всего, место концентрации их функций в системе территориального разделения труда, с другой - их ролью в системе

расселения. Эти направления развития малых городов тесно взаимосвязаны.

Еще в 70-е годы прошлого столетия Н.Т.Агафонов выделил основные направления региональной политики, среди которых особое место занимала политика в отношении развития малых и средних городов. Ученый уделял внимание «недопущению чрезмерного развития крупных городов, стимулированию развития малых и средних городов, развертыванию городского строительства, преодолению существенных различий между городом и деревней» [6, с.15].

В то же время Г.М. Лаппо отмечал, что города весьма отзывчивы на влияние особенностей региона, которое отражается в наборе функций, кроме того, проблемы городов имеют региональную окраску [7].

Малые города представляют собой опорные центры территориальной системы расселения, в свою очередь являясь составной частью единой системы расселения и выполняя свои функции в этой системе расселения.

В наиболее выгодном положении находятся лишь города, расположенные в непосредственной близости от своего областного, краевого или республиканского центра. В непосредственной близости от центров часто располагаются малые города в старых экономически освоенных районах. Для северных территорий характерно наибольшее удаление от таких центров.

В настоящее время различают несколько форм расселения. Это могут быть временные и постоянные поселения. К временным относят вахтовые поселения. Они могут быть как сельские, соответствующие уровню аграрного хозяйствования, так и урбанизированные пространства, которые соответствуют уровню постиндустриального развития.

Значительная доля малых городов является центрами сельских территорий и не способна сохранять людность более 20 тыс. человек, что в свою очередь ограничивает возможности их социальноэкономического развития. Возрождение и сохранение положительных тенденций

развития, а также расширение функций в условиях рыночной экономики позволит малым городам стать более самостоятельными, активизировать свой потенциал.

С учетом динамики социальноэкономического развития малые города можно разделить на несколько групп:

- быстроразвивающиеся;

- умеренно развивающиеся;

- слабо развивающиеся;

- стагнирующие и умирающие [8].

Так, например, среди исторических малых городов стагнирующими или умирающими являются более 70 %. Быстро или умеренно развиваются только города

- промышленные центры, причем с обновленной экономикой. Таких, в целом по России, относительно небольшое количество. Часто это новые города или старые города, где произошла реорганизация предприятий и управленческих механизмов.

Рассмотрим проблемы социальноэкономического развития малых городов Северо-Западного федерального округа.

Северо-Западный федеральный округ отличается высоким уровнем урбанизации в отличие от среднего показателя по стране. В городах региона проживает приблизительно 82% населения. Но распределение городов и городского населения в округе неравномерно. В состав Северо-Западного федерального округа входят два экономических района: Северо-Западный и Северный (Европейский Север). Они существенно различаются по своим природным условиям и, как следствие, по территориальной организации хозяйства.

Территориальная структура хозяйства региона определила и особенности городов. В настоящее время СевероЗападный федеральный округ остается регионом малых и средних городов. В регионе располагается около 50 малых городов; крупных же не более 15, из них один город - миллионер (Санкт-Петербург). В Северном экономическом районе доля малых городов составляет 72 %, а в Северо-Западном - 64.

Европейский Север выделяется из числа других регионов России: он менее суров, чем Азиатский Север. Региональные особенности городов Европейского Севера сформировались под влиянием природы. Это практически единственный район, не имеющий крупных городов. В 1897 г. в десятку наиболее крупных городов входили Вологда, Архангельск, Петрозаводск, Великий Устюг, Череповец, Белозерск, Устюжна, Тотьма, Вытегра, Усть-Сысольск. Пять из названных городов в настоящее время стали малыми.

Особенности территории нашли свое отражение в функциях городов. Выделяются староосвоенные территории (Архангельская и Вологодская области, республика Карелия) и новые (Мурманская область, Ненецкий АО, Республика Коми), которые осваивались в связи с разведкой и добычей полезных ископаемых. Из существующих в настоящее время 25 городов возникло до 1917 г. и 43 - после.

Старые города изначально предназначались для выполнения административных, транспортных и торговых функций. Обслуживание территории сельского района - одна из основных функций большинства малых городов. Доминирующим компонентом их развития служит сельская местность. Возможности малых городов по вовлечению ресурсов территории в процесс экономического развития ограниченны.

Методики оценки социальноэкономической и демографической ситуации в районе, обслуживаемом малым городом, учитывают различные факторы:

- уровень социально-демографического и экономического развития района;

- территориальное положение относительно как своего центра, так и других иерархических точек роста;

- основные экономико-географические параметры территории;

- уровень развития сферы социальнокультурного и бытового обслуживания населения.

К местным центрам относят Сегежу, Сортавалу, Медвежьегорск, Новодвинск, Мезень, Котлас и др. Некоторые старые города в настоящее время утратили свой

ранг города и превратились в городские, а иногда даже в сельские поселения, выполняя городские функции. Примером могут служить Холмогоры, Кадуй, Пине-га, Кевроль, Турчасов и другие.

Наиболее типичными для Европейского Севера являются небольшие исторические города - центры своей округи. Исторический город - это особая категория городского статуса, предполагающая разработку программ по их восстановлению и развитию. Суровый климат и природные условия, а также удаленность друг от друга заметно осложняют осуществление этих программ.

Становление и развитие многих новых городов пришлось на время Второй мировой войны или сразу после нее. Это оправдывает формирование градообразующей базы по устаревшим технологиям, несмотря на потребность Севера в трудосберегающих новых технологиях. Трудоизбыточные технологии предполагали использование большого количества неквалифицированных рабочих, что в середине двадцатого века обусловило приток населения. Часть городов Европейского Севера создавалась силами заключенных, что отразилось не только на их облике, но и функциях.

Политика формирования постоянных поселений была оправдана с экономической точки зрения, так как вахтовый метод на временных поселениях в условиях слабого развития инфраструктуры был практически невозможен.

Опыт освоения Севера связан с добычей полезных ископаемых, возникновением поселений - центров разработок. Территориальная организация данных районов носит очаговый характер, центры расположены далеко друг от друга, что также оказывает влияние на образ и условия жизни населения. Города и поселки часто существуют автономно.

Многие малые и средние города Европейского Севера являются монофункциональными. Это транспортные узлы, в том числе морские порты (Беломорск, Кемь, Кандалакша, Мезень, Андерма, Нарьян-Мар), центры добывающей про-

мышленности (Инта, Вуктыл, Ковдор, Оленегорск, Заполярный и другие).

В особую группу отнесены города всех других функциональных типов, составляющих около 10% малых городов региона. Чаще всего это города-новостройки, центры науки и культуры, рекреационные центры и другие. Так, например, Кировск Мурманской области явился первым городом Кольского полуострова, получившим толчок к развитию в результате открытого в начале XX века крупнейшего месторождения апатитонефелиновых руд. В настоящее время добываемый здесь апатит служит главным сырьем, которое вывозится за рубеж и определяет международные связи региона. Деятельность Кировска как центра горно-химической промышленности продолжает город Апатиты, расположенный в тридцати километрах от Кировска. Кроме профильного горно-обогатительного комбината здесь располагается Кольский филиал РАН.

Мончегорск Мурманской области возник в 30-е годы 20-го столетия в связи с разработкой медно-никелевых месторождений.

Обобщая сказанное, можно выделить ряд проблем, возникших на территории Европейского Севера.

Экономическая стагнация Европейского Севера растянулась на несколько десятилетий. Эту территорию почти не затрагивали экономические подъемы 19го века, слабо реформировалась экономика и в 20-м столетии. Первое десятилетие 21-го века было встречено большим кругом проблем социально-экономического характера.

Одним из основных различий между старыми и новыми городами являются способы формирования населения. Так, в старых городах население является коренным, состоящим из выходцев из соседних сельских территорий. Поэтому это население в меньшей степени подвержено миграциям. Именно на него можно делать ставку при реформировании экономики.

В молодых городах население пришлое, часто временное, не имеющее кор-

ней на данной территории. Здесь в большей степени выражены миграционные потоки, чаще в сторону убыли населения. В меньшей степени есть возможность проведения инновационной политики. Поэтому молодые города испытывают большие трудности в развитии экономической базы города. Отток связан с потерей экономически активной части населения. В большей степени отток населения происходит из Мурманской, Архангельской областей, республик Карелия и Коми, а также Ненецкого АО.

В результате экономических реформ обострились проблемы на градообразующих предприятиях, что отразилось на уровне жизни населения, увеличении безработицы, демографических и других показателях.

Старые модели развития экономики оказались неконкурентоспособными, в результате чего многие малые и средние города стали депрессивными. Трудности реорганизации экономики этих городов заключаются в очаговости расселения, несовершенстве транспортной инфраструктуры, невозможности изменения видов деятельности и т.п.

В настоящее время существует множество предложений по «сворачиванию» относительно монопрофильных городов, созданных вокруг центров добычи полезных ископаемых. Особенно это касается временных, вахтовых поселений. Оцениваются сроки эксплуатации месторождений и разрабатываются стратегические планы развития территории. Но многие из предложенных планов невозможны для реализации по технологическим и социально-экономическим причинам. Прежде всего нет четких программ по расселению населения этих городов.

Появились новые субъекты развития территории - корпорации, добывающие природные ресурсы. Раньше социальные проблемы решались централизованно. Сейчас многие из социально-экономических проблем отданы на откуп муниципалитетам. Обеспечение достойного уровня жизни является очень дорогостоящим для муниципального управления, поэтому многие проблемы не реша-

ются вовсе или имеют незавершенный характер [9].

Северо-Западный экономический район также имеет свою специфику в области территориальной организации населения и хозяйства. Особое место в регионе занимают города-спутники Санкт-Петербургской агломерации: Ломоносов, Сестрорецк, Всеволожск, Кировск, Пет-родворец, Петрокрепость, Гатчина, Тосно и др. Они не только укрепили экономическую базу северной столицы, но и обострили экономические и социальные проблемы в регионе.

Городские агломерации создаются двумя участниками: многопрофильным городом-ядром и часто монопрофильны-ми городами-спутниками. Повторяя рисунок развития Москвы, Санкт-

Петербург разрастается по периметру, включая в свои пределы города-

спутники. Будучи центром научнотехнического, промышленного и иннова-

ционного развития, Санкт-Петербург стимулирует внедрение производств-филиалов в городах-спутниках.

В первом десятилетии нового века заметно изменилась роль моноцентриче-ских агломераций, которые ориентированы на крупный город-центр. На Северо-Западе примером подобного явления могут служить моногорода Ленинградской области: Сланцы, Бокситогорск, Пикале-во, Волхов и другие. В них остро стоят социальные проблемы, которые также усугубляются экологическими.

На Северо-Западе широко представлены города - старые фабрично-заводские центры деревообрабатывающей, стекольной или иной промышленности, рекреационные центры. В них кроме общих проблем: занятости населения, предоставления населению выбора деятельности - особыми являются проблемы реанимации старого производства.

Наиболее многочисленной группой таких городов являются города - административные центры петровского и екатерининского периодов: Валдай, Борови-чи, Тихвин, Луга, Лодейное Поле, Сольцы и другие. Социальная и экономическая политика здесь также направлена на

создание новых филиалов предприятий, позволяющих предоставлять рабочие места населению, расширение сферы услуг, выравнивание доходов населения. Важнейшим вопросом остается расширение и укрепление базовых предприятий, создающих градообразующую основу.

Так, например, в советское время в Тихвине Ленинградской области размещался крупный машиностроительный завод «Трансмаш», на котором работало порядка 20 тыс. чел. Помимо оборонной продукции предприятие выпускало, в частности, спецмашины на базе тракторов «Кировец». В период перестройки предприятие значительно снизило объемы выпускаемой продукции, что прежде всего отразилось на уровне жизни жителей города, так как предприятие было градообразующим.

С 2008 г. активно производилась государственная поддержка предприятия, в частности, в области налаживания экономических связей с партнерами. В настоящее время завод, ныне носящий имя ЗАО «ТСЗ "Титран-Экспресс"», - крупнейший в регионе производитель продукции для железнодорожного подвижного состава и продукции для военнопромышленного комплекса.

На базе бывшего завода в настоящее время также строится Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), с планируемым выпуском 10 000 грузовых вагонов в год. Заметное место в районе занимает Тихвинский завод ферросплавов, который производит феррохром, преимущественно используемый для производства нержавеющей стали. Этот завод входит в состав компании Oriel Resources Ltd., в рамках которой консолидированы все ферросплавные предприятия группы «Мечел».

ЗАО Тихвинский завод ферросплавов

- самый молодой ферросплавный завод России. В его составе имеются 4 электропечи мощностью 22,5 МВА каждая, предназначенные для выплавки высокоуглеродистого феррохрома. Продукция предприятия поставляется на заводы группы «Мечел», а также реализуется на внутреннем и на внешнем рынках. В по-

следние годы промышленные предприятия Тихвинского района показывают динамичный рост производства.

В довоенные и послевоенные годы на Северо-Западе возникли новые города: Волхов, Чудово, Пыталово, Кириши, Подпорожье, Кировск, Сланцы, Пикалево и другие. Во всех этих городах градообразующую основу составили базовые отрасли промышленности, такие, как энергетика, добыча торфа или горючих сланцев, производство глинозема. Возникновение многих новых городов в советское время становилось вехами в развитии промышленности страны. Современная ситуация требует коренных преобразований, участия государственных программ по их возрождению.

Многие проблемы Европейского Севера и Северо-Запада имеют общий характер. Решается проблема переселения части населения в более благоприятные районы страны, предоставление рабочих мест, обеспечение продовольствием, улучшение условий труда на производстве. Формирование рациональной системы расселения, отвечающей задачам комплексного социально-экономического развития территорий, возможно при включении всех поселений, в том числе и сельских.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из направлений социальноэкономической политики в городах Европейского Севера является превращение городов из узкопрофильных в многопрофильные, если позволяют условия.

Заметное место в регионе занимают программы по развитию туризма, возрождению промыслов, часто с привлечением иностранного капитала. В Вологодской области подготовлена база подобного пути развития, в частности, для Великого Устюга, Белозерска, Тотьмы и других. В республике Коми развиваются традиционные промыслы: гончарный,

чугунолитейный, пошива национальной обуви.

Региональными программами развития предусматривается возрождение старообрядчества и создание музейной зоны с привлечением иностранного капитала. Также предусмотрена организация тури-

стических центров в местах работы первооткрывателей нефти и газа - Ухте, Печоре и других моногородах [9].

В городах Кемь, Олонец, Сортавала, Пудожь республики Карелия осуществляется подготовка туристических центров, в том числе для иностранного туризма, зон организованного отдыха. Многие малые и средние города входят в туристический маршрут Северо-Запада «Серебряное кольцо».

Выполнение программы развития туризма в моногородах тесно связано с формированием инфраструктуры, расширением маршрутной сети, строительством мотелей и зон отдыха. В настоящее время это самая отсталая сфера деятельности. Историко-культурные предпосылки развития туризма в малых городах Северо-Запада открывают большие возможности для включения территории в маршруты. Экологически ориентированная деятельность позволяет развивать новый бизнес в малых городах под контролем местных властей.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что решение социальноэкономических задач возрождения и развития малых городов на территории Северо-Западного федерального округа зависит от степени сформированности экономических механизмов, применимых к

новым условиям. Механизмы развития малых городов должны формироваться на основе строгого взаимодействия разных уровней управления - федерального, регионального и местного.

Главная управленческая задача развития малых городов на муниципальном уровне заключается в опережающем развитии инфраструктуры, которое необходимо согласовывать со стратегией развития крупных территорий, прогнозом и перспективами формирования крупных производственных комплексов.

Как отмечалось выше, огромную роль играет усиление роли районных центров, в частности, сельскохозяйственных, особенно когда возрождение градообразующих предприятий невозможно в полной мере. Ведущей составляющей государственного социально-экономического регулирования является городская политика региона, подразумевающая деятельность федеральных и региональных органов управления, направленная на эффективное использование потенциалов городов, обеспечение условий жизни населения. В настоящее время важно сохранить самобытность городов и поселений, усилить их роль в формировании материальной и духовной культуры страны.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

ЛИТЕРАТУРА

Моногорода [Электронный ресурс]. URL: http://www.monogorod.org (дата обращения 21.02.11). Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995. Минасов М.Ш. Взаимодействие всех уровней власти - необходимое условие развития региона // Регион: экономика и социология. 2003. № 1.

Моделирование социо-эколого-экономической системы региона // Под ред. В.Г. Гурмана. М.: Наука, 2008.

Грязневич В. Политика очень важна // Эксперт «Северо-Запад», 6-12 февраля 2006. С.20-21. Агафонов Н.Т. Территориальная организация общества в России: проблемы и пути обновления // Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. Кн. вторая: Региональная политика в междисциплинарных исследованиях. СПб., 2009. С. 12-13.

Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. фак-в вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Анищев В.П. Возрождение и развитие малых городов России // Под ред. В. П. Анищева и др. М.: АО «Панас-Аэро». 1994.

Социально-экономическое развитие малых городов России / Г.Ю. Ветров, Д.В. Визгалов, Е.Ю. Ел-дагина. М.: Фонд «Институт экономики города»; СПб.: Лимбус Пресс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.