Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие моногородов в условиях реконструкции градообразующих предприятий (на примере г. Чусовой Пермского края)'

Социально-экономическое развитие моногородов в условиях реконструкции градообразующих предприятий (на примере г. Чусовой Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
399
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие моногородов в условиях реконструкции градообразующих предприятий (на примере г. Чусовой Пермского края)»

118

Государственное и муниципальное управление

УДК 332.145 ББК 65.04

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ РЕКОНСТРУКЦИИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧУСОВОЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

А.Д. Ризов

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

На федеральном и региональном уровне активно обсуждается тема поддержки моногородов. Предложения выдвигаются разные: взять курс на создание технопарков, развивать малый бизнес, модернизировать производства на градообразующих предприятиях и даже переселять жителей из так называемых «затухающих» моногородов в более благополучные регионы. Число моногородов по разным оценкам достигает 15% всех городов страны. О принадлежности к категории моногородов судят на основе следующих критериев:

• наличие предприятия, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;

• наличие предприятия, на долю которого приходится более 50% объема промышленного производства;

• доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий;

• численность населения города составляет более 5000 человек.

Рассмотрим более подробно динамику количества моногородов. В 2009

году были определены 27 моногородов, нуждающиеся в первоочередной государственной поддержке. В 2010 году ее получили 35 моногородов. В список были внесены города Тольятти, Байкальск, Пикалево и другие. К ним был отнесен и г. Чусовой Пермского края (Приволжский федеральный округ). Предполагалось, что реализация программ развития моногородов приведет к созданию в период до 2015 года более 200000 новых постоянных рабочих мест в моногородах, доля «монопродукции» снизится с 60% до 40%, а на каждый бюджетный рубль будет привлечено до 5 рублей частных инвестиций.

Рассмотрим особенности стабилизации и условия положительной динамики социально-экономического развития российских моногородов с учетом процесса модернизации градообразующих предприятий на примере моногорода Чусовой Пермского края. Ведущая отрасль промышленности города - черная металлургия. Градообразующим предприятием является ОАО «Чусовской металлургический завод» (далее - ОАО «ЧМЗ»), одно из старейших на Урале предприятий черной металлургии с полным технологическим циклом выпуска металла. Комплексный инвестиционный план модер-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014. 119

низации г. Чусового (далее - КИП) был разработан в целях стабилизации социально-экономического положения территории в условиях преодоления кризисных явлений на период до 2012 года и обеспечения реализации стратегических направлений развития города на период до 2015 года [1]. Главной стратегической целью КИПа являлось создание условий для обеспечения стабильности экономической, социальной и бюджетно-финансовой сферы, основанной на принципах диверсификации и эффективности.

Следует отметить, что программы комплексного социальноэкономического развития муниципальных образований, для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения городского округа, другие мероприятия программ, по сути, представляют документы, основанные на генеральных планах развития территорий. Непосредственное планирование территориального развития российских моногородов относится к градостроительной деятельности, видами которой являются градостроительное зонирование, планировка территории, строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства и др. [2]. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, является комплексный законодательный акт «Градостроительный кодекс Российской Федерации» [3]. Территориальное планирование - вид деятельности по развитию территорий, включает установление функциональных зон и определение размещения объектов как федерального, регионального, так и местного значения [4].

Главную цель и основное содержание градостроительной деятельности составляет устойчивое развитие территорий, которое должно быть обеспечено через безопасность и благоприятные условия жизни населения, безопасность осуществления хозяйственной деятельности человека для окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов в интересах сегодняшнего и будущих поколений.

Генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Их содержание регламентируется специальной статьей Г радостроительного кодекса «Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа». Такой генеральный план включает положение о территориальном планировании, где указаны сведения об объектах, планируемых к размещению, их расположение и основные характеристики.

Среди видов территориальных зон выделяют жилые, общественноделовые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур и др. Среди общественно-деловых - зоны делового, общественного и коммерческого назначения, размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов для осуществления предпринимательской и производственной деятельности и др. Примерами могут служить объекты здравоохранения, культуры, научно-исследовательских учреждений, финансового назначения.

120

Государственное и муниципальное управление

Генеральный план Чусовского городского поселения - основной вид градостроительной документации планирования развития территории поселения, отражающий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности [5]. Он был разработан на следующие проектные периоды: I этап (первая очередь строительства) - 2015 г.; II этап (расчетный срок генерального плана) - 2025 г.; III этап - прогноз на 25-30 лет, перспектива.

Ранее подобный план был разработан для г. Чусовой еще в 1967 году. В Приложении 1 к Решению Думы Чусовского городского поселения от 30.09.2009 г. N 170, Генеральном плане Чусовского городского поселения, были использованы названия территорий (микрорайонов) города, официально не утвержденные нормативными документами, всего их указано 25. Например, микрорайоны Дальний Восток, Старый город, Больничная гора, правобережная часть города (Новый город), Поселок металлургов и др. В Положении определены мероприятия, планируемые к реализации за счет средств бюджетов всех уровней, частных инвесторов, юридических и физических лиц.

Основными задачами Генерального плана Чусовского городского поселения, на решение которых направлены основные разделы проекта, являются: разработка мероприятий по качественному улучшению состояния городской среды; развитие туристической привлекательности территории, создание положительного имиджа; увеличение территорий научнопроизводственного, обслуживающего и коммерческо-делового назначения; формирование качественно новых мест приложения труда; организация зон размещения объектов малого и среднего предпринимательства и др.

К мероприятиям плана были отнесены: развитие жилых зон, строительство жилья; развитие городских центров, системы общественных зон и комплексов, сферы спорта, туризма, занятости молодежи, культивирования здорового образа жизни, социальной инфраструктуры, культуры и искусства, торговли и предпринимательства; градостроительная реорганизация производственных зон, развитие промышленности; формирование природного каркаса территории, городской системы озеленения и благоустройства; развитие транспортной инфраструктуры поселения; нормативно-правовое обеспечение реализации генерального плана.

Как на важнейший принцип следует указать признание необходимости участия населения, объединений граждан в осуществлении градостроительной деятельности, а также - требование обеспечения свободы их участия. Действительно, главной проблемой, затрудняющей модернизацию моногородов, является отсутствие диалога власти, бизнеса и общественности.

Центром развития города Чусовой с момента его основания был и до настоящего времени остается Чусовской металлургический завод. Завод, река, ряд сложных физико-географических условий на правом берегу реки Чу-совая наложили отпечаток на дальнейшее развитие территории: Чусовой стал развиваться на левобережье. Его история была идеологией развития города при планировании развития экономики, социальной политики, строительства

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

121

комфортной жизнь горожан. Именно старая, правобережная часть города -основа истории, база развития. Отсутствие идеологии нового плана привело к его критике со стороны региональной власти, населения самого моногорода.

В 2009 году был выполнен анализ социально-экономического развития моногорода Чусовой, сделаны выводы о том, что он обладает возможностями для развития экономики, в частности, за счет диверсификации и реализации программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Были указаны как актуальные следующие направления:

1. Реализация комплекса мер по улучшению финансовоэкономических показателей градообразующего предприятия.

2. Создание благоприятных условий для развития инфраструктуры и диверсификации экономики города, в том числе для малого и среднего предпринимательства.

3. Создание благоприятных условий для сохранения численности населения, трудовых ресурсов на территории города.

Анализ результатов выполнения КИПа Чусовского городского поселения ко второму полугодию 2013 года проводился с учетом начала глобальной реконструкции старого металлургического предприятия. Планируемый к строительству новый трубно-сталеплавильный комплекс включает трубный и электросталеплавильный цеха, новый стан, расположенный у стана «800». Все здания на этой территории подлежат демонтированию. 5 июля 2013 года была остановлена доменная печь, во втором квартале 2014 года начнутся работы по демонтажу дуплекс-цеха, цеха КИП и автоматики, стана «250», а летом 2014 года будет остановлен и ферросплавный цех. Площадка для начала строительства должна быть готова в третьем квартале 2014 года. Эти изменения означают действительно глобальную реконструкцию градообразующего предприятия моногорода.

Главной проблемой реконструкции является сохранение кадрового потенциала. Всего около 200 рабочих потребуется на демонтаж доменного цеха, который продлится менее 10 месяцев. Будет организовано обучение рабочих специальностям, которые востребованы на новом производстве. Это профессии разливщика стали, подручного сталевара, гидравлика и другие. Ряд специалистов пройдет обучение и стажировку на металлургическом заводе в Выксе. Планируется организовать переобучение в Чусовом. С этой целью будет построен учебный центр для освоения профессий дефектоскопист, оператор постов управления, штабелеровщик и т.д.

Общее же число, попавших под сокращение на ОАО «ЧМЗ», составит 1100 работников. Для трудоустройства еще 900 человек нужно принимать срочные меры. Муниципальная власть могла бы оказать поддержку в рамках программы развития моногородов начиная уже с 2010 г. По программе 2010 года городу был выделен 1 млрд руб. на создание новых рабочих мест с учетом диверсификации экономики. На средства программы планировалось создать 408 новых рабочих мест. Ключевым проектом считалась Ляминская промплощадки. Однако якорные инвестпроекты, предприятие ОАО «Газком» и завод по производству керамических блоков так и не начали работу. Необ-

122

Государственное и муниципальное управление

ходимо выделение государственных средств для софинансирования нового инвестора керамического завода, что позволит закупить оборудование и запустить на Ляминской промплощадке производство керамических блоков. Это позволило бы снять растущую напряженность на рынке труда города. Как важное предложение следует рассматривать необходимость включения г. Чусовой в региональную программу поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит создать рабочие места на новом производстве и в сфере бизнеса.

По КИПу моногорода на строительство бизнес-инкубатора в г. Чусовой было затрачено 36 млн руб. из краевого и федерального бюджета, на техническое оснащение здания - 8 млн руб. Площадь помещений - 1344 кв. м. В здании расположены два цеха - для трикотажного и ремесленного производства, а также много офисных помещений, где разместятся 79 резидентов. Предприниматель должен выбрать направление бизнеса, включенное в утвержденный в установленном порядке перечень. Из него исключены многие сферы, популярные среди индивидуальных предпринимателей: торговля, общественное питание, оказание бытовых и медицинских услуг, строительство, операции с недвижимостью, финансовые и страховые услуги, добыча и реализация полезных ископаемых. В будущем предполагается, что инкубатор будет выпускать около 100 предпринимателей в год. Как и в целом ряде моногородов, к моменту реконструкции градообразующего предприятия Чусового не было открыто новых предприятий, а запуск бизнес-инкубатора состоялся в значительно поздние сроки, чем было предусмотрено КИПом. К этому добавляется важнейший, по мнению автора, фактор - отсутствие информации населения о стратегии развития края, перспективных с позиций бизнеса направлений, предусмотренных генеральными планами развития как края, так и городских поселений, включая непосредственно г. Чусовой.

Выполненный анализ Схемы территориального планирования Пермского края, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края 27.10.2009, №780-п [6], позволяет сделать вывод о том, что Чусовой определяет специализацию Пермского края ввиду своей конкурентоспособности, промышленного потенциала, ресурсов, внутренних и внешних рынков выпускаемой градообразующим предприятием продукции.

Чусовой входит в зону опережающего развития как Лысьвенско-Чусовской промышленный узел и признан территорией основного вклада в социально-экономическое развитие Пермского края. При этом в международный коридор «Евразия» коммуникационными осями Пермского края входят железнодорожная ветка Пермь - Чусовой - Ханты-Мансийск (Нижний Тагил) и автодорога Пермь - Чусовой - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут -Томск.

Зона опережающего развития «Лысьвенско-Чусовской промышленный узел» в настоящее время находится в стадии формирования. В нее войдут территории от Лысьвы до Гремячинска и от Чусового до п. Промыслы. Эти территории рассматриваются и как туристско-рекреационные зоны, зоны градостроительного развития, особо охраняемые природные территории. Социально-экономическая деятельность зоны предполагает выделение и резер-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014. 123

вирование территорий для развития жилых зон, размещения индустриальных зон, логистических центров, развития туризма и рекреации.

В городе Чусовой планируется создание (размещение) научных организаций, имеющих прямое отношение к металлургическому производству и машиностроению, а в перспективе - их преобразование в технопарки и технико-внедренческие зоны. В развитии туристско-рекреационного комплекса края Чусовой назван одним из шести его центров, как и центром его восточной зональной системы расселения по социальной инфраструктуре регионального значения. То есть в Чусовом будут сконцентрированы специализированные больницы и поликлиники, учреждения высшего, среднего и профессионального образования, театры, музеи, стадионы.

Общий вывод следующий: имеющиеся промышленный и инновационный потенциалы должны лежать в основе определения направлений развития бизнеса, инвестиций малого и среднего бизнеса - процессов, определяющих глобальную модернизацию градообразующего предприятия и развития экономики моногорода в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Пермского края от 8 декабря 2010 года №1023-п «Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы» с изменениями на 27 июня 2013 года (редакция, действующая с 12 июля 2013 года). URL: docs.cntd.ru>document/911528934 (дата обращения 10 сентября 2013 г. ).

2. Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Градостроительный кодекс РФ. URL: docs.cntd.ru (дата обращения 10 сентября 2013 г.).

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 23 июля 2013 г.): Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Российская газета. №63 от 25 марта 2011 г. URL: docs.cntd.ru (дата обращения 10 сентября 2013 г.).

4. Федеральный закон от 20 марта 2011 года №41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: docs.cntd.ru> (дата обращения 10 сентября 2013 г.).

5. Решение Думы Чусовского городского поселения Пермского края от 30.09.2009 №170 «Об утверждении Генерального плана Чусовского городского поселения». URL: chuso-voy.ru>main/index.html?id=164 (дата обращения 10 сентября 2013 г.).

6. Постановление Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. №780-п «Об утверждении схемы территориального планирования Пермского края». URL: permkrai.ru>_res/docs/doc4983.pdf (дата обращения 10 сентября 2013 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.