Научная статья на тему 'Государственное управление развитием станкостроения в Российской Федерации'

Государственное управление развитием станкостроения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНКОСТРОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Дмитрий Андреевич

В статье предложена новая концепция государственного управления развитием станкостроения в российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление развитием станкостроения в Российской Федерации»

Г осударственное управление развитием станкостроения в Российской Федерации Government of machine-tools building in Russian Federation

Филатов Дмитрий Андреевич (Filatov Dmitry Andreevich)

аспирант (candidate student) МГТУ «Станкин» (MSTU “Stankin”) kozmirenko@rambler.ru

В статье предложена новая концепция государственного управления развитием станкостроения в российской Федерации.

Suggest the new government concept of machine-tools building in Russian Federation.

Ключевые слова: станкостроение, государственное управление, промышленная политика, системный подход.

Key words: machine-tools building, government, industrial policy, system approach.

Как известно, станкостроение, будучи одной из фондообразующей отраслей, во многом определяет уровень научно-технического потенциала страны и обеспечивает ее технологическую безопасность.

Однако, ввиду череды политических и экономических преобразований, сегодня российские станкоинструментальные предприятия находятся в крайне тяжелом финансово-экономическом положении (характеризуемым низкими объемами производства, технологической отсталостью, дефицитом квалифицированных кадров, нехваткой оборотных средств, низкой доступностью кредитных ресурсов, высокой изношенностью основных производственных фондов, неэффективностью

производственных процессов), практически лишившись способности выполнять свою основную функцию по обеспечению промышленности конкурентоспособным технологическим оборудованием в необходимом количестве.

С целью исправления данной ситуации Правительством Российской Федерации принят ряд мер по поддержке станкостроения (см. рис. 1).

Рис. 1. Государственная поддержка развития станкостроения

в Российской Федерации Ожидается, что к 2016 году указанные меры позволят повысить научно-технический и производственный потенциал отечественного станкостроения, а также восстановить технологическую независимость российской промышленности [7].

Таблица 1

Сопоставление государственного развития станкостроения в странах-лидерах в данной отрасли* и в России

Параметры сопоставления Китай Япония Германия Россия

Границы объекта управления Широкие Широкие Широкие Узкие

Стратегическая ориентация Среднетехнологичные сектора машиностроения Автомобиле-, судостроение, радиоэлектронная промышленность Авиастроение, автомобилестроение Четко не определена

Уровень развития координации Высокий Высокий Средний Низкий

Уровень развития кооперации Средний Высокий Высокий Низкий

Направления государственной поддержки Создание спроса, повышение доступности кредитов, стимулирование выпуска наукоемких товаров, развитие госпредприятий в области станкостроения (в т.ч. в части создания технологий, субсидирования кредитов, взносов в уставный капитал и прощения долгов) Создание спроса при протекционистской политики государства, стимулирование обновления производственных мощностей и создания технологической базы, стимулирование экспорта. создание отраслевых исследовательских организаций Создание спроса, защита станкостроительного рынка от импорта, обновление производственных мощностей, поддержка научных исследований, поддержка экспорта, создание исследовательских организаций Поддержка развития технологической базы, создание и перевооружение ГИЦ, стимулирование создания производственных участков по выпуску станкоинструментальной продукции (в рамках инвестиционных проектов)

Взаимоувязка мер поддержки между собой Есть Есть Есть Нет

Результаты развития Решение текущих задач и создание условий для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе Решение текущих задач и создание условий для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе Решение текущих задач и создание условий для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе Решение ряда текущих проблем, но не способность создания условий для устойчивого долгосрочного развития отрасли

* на этапе его становления

Источник: обобщено автором по данным торговых представительств Российской Федерации за рубежом

Вместе с тем анализ передового мирового опыта развития станкостроения (см. табл. 1) показывает, что несмотря на схожесть большинства мер государственной поддержки данного сектора экономики, российское станкостроение отличается узким масштабом объекта государственного управления, отсутствием четко обозначенного стратегического ориентира (подкрепленного соответствующим платежеспособным спросом), низкими уровнями координации и кооперации, фрагментарностью мер поддержки.

В этой связи скорее всего даже успешная реализация всех существующих в настоящее время мер государственной поддержки станкостроения не позволит создать конкурентоспособную и устойчивую с финансово-экономической точки зрения отрасль в долгосрочной перспективе.

Очевидно, что государственная поддержка данного сектора экономики требует выработки нового подхода, в качестве которого может быть предложен системный подход, в полной мере соответствующий специфики российского станкостроения и позволяющий благодаря всестороннему учету связей, влияний и взаимодействий, преодолеть существующую фрагментарность мер государственной поддержки станкостроения и сформировать желаемую структуру развития данного сектора экономики в будущем (см. рис.2).

Практическая реализация предлагаемого подхода к государственному управлению стратегическим развитием станкостроения в Российской Федерации потребует: расширения объекта управления для получения возможности управления всем циклом преобразования ресурсов в готовую станкоинструментальную продукцию, а также выработки основ промышленной политики в области станкостроения.

Специфика станкостроения в РФ:

1. Отсутствие четко обозначенной стратегии развития данного сектора экономики.

2. Узкий масштаб объекта государственного управления.

3. Фрагментарность мер государственной поддержки.

4. Низкий уровень кооперации организаций.

5. Отсутствие центра координации организаций.

6. Невозможность устойчивого долгосрочного развития отрасли из-за направленности господдержки только на решение обнаруженных проблем.

7. Наличие различных (иногда противоположных) групп интересов.

8. Нерегулярность корректировки государственной поддержки.

Свойства системного подхода:

1. Объект рассматривается как часть содержащего его целого.

2. Широкое поле зрения, охватывающее весь спектр вопросов.

3. Целостность и увязка элементов системы.

4. Первоочередная роль взаимодействию элементов системы.

5. Наличие организации, снижающей степень неопределенности развития системы.

6. Направленность на идеальное развитие объекта в будущем.

7. Совместный характер планирования.

8. Постоянное совершенствование.

Рис. 2. Соответствие системного подхода специфики российского

станкостроения

Источник: [3].

Таким образом, предлагается ввести новое понятие «система станкостроения», которое может быть определено как совокупность взаимосвязанных платформ, каждая из которых состоит из специализированных организаций, обеспечивающих полный цикл работ по ресурсному обеспечению, производству, реализации и поддержки потребления станкоинструментальной продукции.

Схематично, систему станкостроения в Российской Федерации можно представить следующим образом (см. рис. 3).

Промышленная политика в станкостроении

Промышленная политика в станкостроении

Конкуренты •Іч'І Зарубежные Прочие системы

партнеры

Технологический

результат

■>\Ч\\Ч\\'ч\\\\\'ч\\\\Ч\\\\\\\\\\\\\\Ч\\\\' .\\ч\\\\Ч\\\\\\\\\\\\\\Ч\\Ч\\\\\\\\\\''\*

|.\ч\\ч\\\\\ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ОКРУЖ А Ю ЩАЯ С РЕДА

Рис. 3. Система станкостроения в Российской Федерации

Для реализации адекватного управления новым объектом (системой станкостроения) и выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровни может быть предложена промышленная политика в области станкостроения, создающая при помощи «государственных рычагов» необходимое с точки зрения Российской Федерации влияние на систему, а также на ее отдельные аспекты, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации станкоинструментальной продукции.

Таким образом, могут быть сформулированы основные цели промышленной политики в области станкостроения в Российской Федерации:

1. Повышение технологической безопасности российской промышленности при минимуме затрат ресурсов.

2. Повышение эффективности производства в стратегических отраслях промышленности страны, благодаря использованию российского конкурентоспособного технологического оборудования при минимуме затрат ресурсов.

3. Повышение конкурентоспособности станкостроения в Российской Федерации и отдельных его участников при минимуме затрат ресурсов.

Достижение этих целей с учетом текущего сложного финансовоэкономического состояния отечественного станкостроения потребует решения следующих задач:

а) повышения импортозамещения зарубежного технологического оборудования на российских стратегических предприятиях;

б) увеличения объема производства российской

станкоинструментальной продукции;

в) повышения инновационного технологического уровня российского станкостроения;

г) модернизации и технологического перевооружение производственных мощностей российских станкостроительных предприятий;

д) повышения производительности труда в станкостроении;

е) увеличения конкурентоспособности изготавливаемой российскими станкоинструментальными предприятиями продукции;

ж) повышения доступности финансовых ресурсов для российских станкоинструментальных предприятий;

з) повышения производительности труда в отраслях-потребителях российской станкоинструментальной продукции.

Очевидно, что такая промышленная политика в области станкостроения в Российской Федерации требует соответствующего механизма, посредством которого будет обеспечиваться ее проведение.

Для разработки указанного механизма государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации предлагается сочетание успешно себя зарекомендовавших директивных механизмов поддержки с рыночными, опирающимися на получившую распространение в мире для ускоренного развития промышленных комплексов концепцию Новой конкуренции [1] и обеспечивающими необходимую организацию элементов и процессов внутри системы.

Также разумно предположить, что в условиях текущего тяжелого финансово-экономического положения российских

станкоинструментальных предприятий и ограниченности ресурсов государственной поддержки, промышленную политику в области станкостроения в Российской Федерации необходимо сосредоточить на конкретном секторе рынка.

С учетом проведенной оценки наиболее перспективным для развития станкостроения в Российской Федерации является сектор российских предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), характеризуемый значительным платежеспособным спросом, формируемым в рамках государственного заказа, хорошими перспективами развития, высоким технологическим уровнем потребляемой продукции и возможностью оказания преференций отечественным предприятиям по сравнению с импортными (см. табл. 2).

Таким образом, можно сформулировать принципы формирования нового механизма государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации:

1. Стратегическая ориентация на сегмент российских предприятий

ОПК.

2. Продолжение реализации целевой программы по развитию отечественного станкостроения с целью поддержки развития научнотехнического потенциала, технологических и кадровых ресурсов.

Таблица 2.

Оценка перспективности секторов для развития станкостроения в Российской Федерации

Критерии оценки сегментов Машино- строение Оборонно- промышленный комплекс Топливно- энергетический комплекс Металлургический комплекс Химический комплекс

Емкость сегмента Высокая Средняя Низкая Низкая Низкая

Финансовые возможности потребителей Средние Средние Высокие Высокие Высокие

Перспективы развития сегмента Высокие Высокие Средние Средние Средние

Технологический уровень продукции Высокий Высокий Средний Средний Высокий

Значимость для технологической независимости страны Средняя Высокая Низкая Средняя Средняя

Возможность предоставления преференций отечественным предприятиям с учетом требований ВТО Нет Есть Нет Нет Нет

Экспортный потенциал Существенный Незначительный Незначительный Незначительный Незначительный

Примечание: поскольку иные сектора промышленности, потребляют менее 3% всего объема станкоинструментальной продукции, в данном отборе сегментов они не рассматриваются.

Источник: по оценкам автора.

3. Стимулирование создания институтов в системе станкостроения, способствующих, благодаря развитию кооперации между участниками системы и экономии за счет «эффекта масштаба», повышению их конкурентоспособности.

4. Стимулирование кооперации, характеризующейся совещательным характером, открытостью и долгосрочной ответственностью, между взаимодействующими участниками системы станкостроения, специализирующимися на различных фазах единой производственной цепочки.

5. Ориентация на частно-государственное партнерство, позволяющее с одной стороны реализовывать потенциал частнопредпринимательской инициативы, а с другой - сохранить контрольные функции государства в станкостроении.

6. Разработка инструментария для оценки альтернативных вариантов промышленной политики в данном секторе экономики и выбора оптимального из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Обеспечение управления знаниями и постоянного совершенствования для развития и последующего поддержания стратегического преимущества российской системы станкостроения в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

8. Создание условий для сбалансированного и целостного развития участников системы станкостроения, направленных на формирование конкурентоспособных организаций

9. Интеграция механизма государственного управления развитием станкостроения в общую систему управления российской экономикой.

Учитывая вышеизложенное, схематично структура механизма государственного управления развитием системы станкостроения в Российской Федерации может быть представлена следующим образом (см. рис. 5).

Рис. 5. Структура механизма государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации

В результате предлагаемое совершенствование государственного управления станкостроением в Российской Федерации позволит: повысить эффективность работы в отраслях потребителях продукции станкостроения; повысить конкурентоспособности участников системы станкостроения; ускорить инновационное развитие станкостроения; создать современную инфраструктуру развития станкостроения, обеспечивающую воплощение принципов концепции Новой конкуренции; повысить прибыль в станкостроении и объем налоговых отчислений в бюджет.

На основании изложенного, можно сделать ряд выводов:

1. Показано, что для повышения эффективности государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации может быть использован системный подход, позволяющий благодаря всестороннему учету связей, влияний и взаимодействий, преодолеть существующую фрагментарность государственной поддержки станкостроения и сформировать желаемую структуру развития данного сектора экономики в будущем.

2. Показано, что реализация указанного подхода государственного управления развитием станкостроения требует расширение объекта управления (до системы станкостроения), позволяющее охватить полный перечень вопросов, связанных с ресурсным обеспечением, производством, реализацией и поддержкой потребления станкоинструментальной продукции, а также обеспечение адекватного воздействия на данный объект с помощью промышленной политики, выработанной с учетом современных подходов к управлению индустриальными комплексами, предусматривающих сочетание директивных и рыночных механизмов.

Библиографический список

1. Бест М. Новая Конкуренция. Институты промышленного развития - М.: ТЕИС, 2002. - 356 с.

2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

3. Гиг Дж., ван Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. -М.: Мир, 1981. - 336 с., ил.

4. Грибков А., Захарченко Д., Корниенко А. (2013) Конкурентоспособность станкостроения России // Вопросы экономики № 3. с. 126-137.

5. Красовский Г.В. Конкурентные стратегии промышленных предприятий в инновационно ориентированной экономике // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика 2009 № 1, с. 3-14.

6. Кутин А. А., Корниенко A. A. (2009). Современные проблемы и концепция повышения конкурентоспособности продукции отечественного станкостроения // Вестник МГТУ «Станкин». № 2 (6), с. 68-72.

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2013 № 1535-р

«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

(в новой редакции)».

1. Best M. New competition. Institutes of industrial development - M.: TEIS, 2002. - 356 p.

2. Galperin V.M., Ignatiev S.M., Morgunov V.I. Microeconomika v 2-h tomakh. Institut “Ekonomicheskaya shkola” Sankt Peterburg, 2004.

3. John v. Gigch Applied general system theory - M.: MIR,1981.-336 .

4. Gribkov A., Zakharchenko D., Kornienko A. (2013) Razvitie otechestvennogo stankostroeniya - fundament modernizatsii mashinostroitelnogo proizvodstva // Voprosy economiki

№ 3. pp. 126-137.

5. Krasovsky G.V. Konkurentnye strategii promyshlennykh predpriyatii v innovatsionnoorientirovannoi ekonomiki // ETAP: 2009 № 1, pp. 3-14.

6. Kutin A.A., Kornienko A.A. (2009). Sovremennye problemy I kontseptsii povysheniya konkurentosposobnosti produktsii otechestvennogo stankostroeniya // Vestnik MGTU “Stankin”. № 2 (6), pp. 68-72.

7. Order of Russian Government from 29.08.2013 № 1535-r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.