Научная статья на тему 'Совершенствование системы государственного управления стратегическим развитием станкостроения Российской Федерации'

Совершенствование системы государственного управления стратегическим развитием станкостроения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНКОСТРОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / FORECASTING MODEL / MACHINE-TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красовский Геннадий Владимирович, Филатов Дмитрий Андреевич

В статье проанализирован мировой опыт развития станкостроения и методы государственного управления индустриальными комплексами. Предложена новая концепция государственного управления стратегическим развитием станкостроения в России. Обоснована необходимость расширения объекта управления, в связи с чем предложено понятие «система станкостроения». Предложены основы разработки и реализации промышленной политики в области станкостроения, инструментарий для количественной оценки воздействия различных вариантов промышленной политики на повышение эффективности и рост конкурентоспособности станкоинструментальных предприятий и станкостроения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF RUSSIAN MACHINE-TOOLS BUILDING MANAGEMENT SYSTEM

This article contains analysis of international experience of machine-tools building development and industrial policy. Propose new advanced object (machine-tools building system) and conception of industrial policy in Russian machine-tools building. Propose instrumentation for assessment industrial policy to developing and increasing competitiveness of machine-tools building.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы государственного управления стратегическим развитием станкостроения Российской Федерации»

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

УДК 338.242.4

ПВ. Красовский

Д.А. Филатов

Совершенствование системы государственного управления стратегическим развитием станкостроения Российской Федерации

В статье проанализирован мировой опыт развития станкостроения и методы государственного управления индустриальными комплексами. Предложена новая концепция государственного управления стратегическим развитием станкостроения в России. Обоснована необходимость расширения объекта управления, в связи с чем предложено понятие «система станкостроения». Предложены основы разработки и реализации промышленной политики в области станкостроения, инструментарий для количественной оценки воздействия различных вариантов промышленной политики на повышение эффективности и рост конкурентоспособности станкоинструментальных предприятий и станкостроения в целом.

Ключевые слова: станкостроение, государственное управление, промышленная политика, конкурентоспособность, модель прогнозирования.

Высокая значимость станкостроения для развития научно-технического потенциала страны и обеспечения ее технологической независимости в условиях тяжелого финансово-экономического положения отечественного станкостроения обусловливает необходимость кардинального изменения концепции государственного управления стратегическим развитием данного сектора экономики Российской Федерации.

Российское станкостроение характеризуется крайне низкими объемами производства продукции и вкладом в ВВП [3].

Состояние основных производственных фондов

предприятий отрасли не отвечает современным требованиям и находится на грани полного износа, требуя незамедлительной модернизации.

Эффективность его отрасли находится на низком уровне и характеризуется по сравнению с миро-

выми лидерами станкостроения критическим отставанием по показателям производительности труда, рентабельности продаж, а также инвестиционной и

инновационной активности.

© Красовский Г.В., Филатов Д.А. 2014

84

Совершенствование системы государственного управления

Положение предприятий отрасли характеризуется нехваткой оборотных средств и низкой доступностью кредитных ресурсов.

По данным Росстата и ФТС России, с 2002 года доля импорта во внутреннем потреблении станкоинструментальной продукции ежегодно увеличивалась, за исключением 2010 года, когда в связи с кризисными тенденциями общий объем потребления более дорогостоящего импортного механообрабатывающего оборудования сократился (рисунок 1).

Рисунок 1. Российское потребление и производство станков (млрд рублей)

При этом следует также отметить, что показатели импортной зависимости России в различных видах оборудования существенно разнятся. В некоторых сегментах доля российской продукции крайне мала, например, в сегменте лазерных и ультразвуковых станков. Вместе с тем для токарных станков без ЧПУ ценовой категории от 25 тысяч до 200 тысяч долларов за единицу доля импорта составляет 15,5%, для расточных металлорежущих станков без ЧПУ стоимостью до 150 тысяч долларов за единицу — 14,2%, для поперечно-строгальных и долбежных станков всего ценового диапазона — 7,9% [3]. При этом основной продукцией отечественных станкостроителей все же являются станки низкого и среднего ценового сегмента, не относящиеся к категории высокотехнологичных. Однако мировые и российские тенденции развития промышленности (в том числе, ориентация на повышение производительности труда, автоматизацию производства) позволяют утверждать, что именно высокотехнологичные станки в ближайшей перспективе будут создавать технологическую базу стратегических отраслей машиностроения и оборонно-промышленного комплекса.

В этой связи, учитывая существующие в настоящее время требования Вассенарского соглашения (под которое подпадает подавляющее большинство самых современных и точных металлообрабатывающих станков,

85

Совершенствование системы государственного управления

в том числе станков пятого поколения: пятикоординатных обрабатывающих центров, прецизионных станков, станков для объемной лазерной резки [7]), оставляющего за странами-экспортерами право на ограничение экспорта товаров и технологий двойного применения, обеспечивающих производство вооружений, космических и летательных аппаратов, судов и другой наукоемкой и стратегически важной продукции, остро встает проблема технологической безопасности страны.

Сегодня все большее распространение получают технические средства, позволяющие производителям технологического оборудования отслеживать его местонахождение, накапливать информацию о выпускаемой на оборудовании продукции и контролировать процесс его эксплуатации. Следует также отметить наличие проблемы специального станкостроения, необходимого для решения производственных задач в оборонных отраслях промышленности, которые не решаются серийным оборудованием. Более того, соответствующие станки невозможно заказать зарубежному предприятию, поскольку в этом случае потребуется допустить потенциального разработчика на закрытые предприятия и выдать ему техническое задание, раскрывающее подробности, которые могут составлять коммерческую или государственную тайну.

На основании приведенных данных очевидно, что в настоящее время российское станкостроение, существенно отставая от своих зарубежных конкурентов (рисунок 2), по существу, утратило способность выполнения своих ключевых функций, ограничивая технологическое развитие промышленности и создавая угрозу национальной безопасности.

86

Рисунок 2. Сравнительная оценка развития станкостроения в России и странах — лидерах в данной сфере [3]

Совершенствование системы государственного управления

Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что развитию отечественного станкостроения в настоящее время препятствует ряд проблем, ключевыми из которых являются:

1. Низкие объемы производства.

2. Низкая эффективность работы отрасли.

3. Низкая доступность кредитных ресурсов.

4. Нехватка оборотных средств.

5. Низкая инвестиционная активность.

6. Недостаточная конкурентоспособность большинства видов продукции.

7. Высокая изношенность основных производственных фондов.

8. Дефицит квалифицированных кадров.

9. Технологическая отсталость.

10. Недостаток отечественных комплектующих.

Результатом такого положения дел является крайне высокая зависимость стратегических отраслей промышленности от импортного техно -логического оборудования, в свою очередь, препятствующая ускорению темпов научно-технического прогресса (НТП) и создающая угрозу технологической безопасности страны.

Очевидно, что механизм «невидимой руки» рынка не обеспечивает разрешения проблем экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Рынок не стимулирует развитие отраслей и производств с длительным сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности будущей нормы прибыли, а также реализацию крупномасштабных и наукоемких инвестиционных проектов, в этой связи задачей государства становится стимулирование НТП, проведение структурной политики, а также развитие отраслей, направленных на обеспечение обороноспособности и военно-политической стабильности, а также развитие научно-технического потенциала, участвующего в обеспечении экономической независимости страны.

Таким образом, отечественное станкостроение нуждается в ускоренном развитии, при этом, поскольку текущее финансово-экономическое положение станкоинструментальных предприятий не позволяет им самим изменить существующие негативные тенденции, необходимо целенаправленное государственное управление стратегическим развитием данного сектора экономики.

По мнению группы ученых институтов отделения экономики Российской академии наук, возглавляемых академиком Д.С. Львовым, отставание в экономическом отношении России от развитых стран Европы можно преодолеть только за счет опережающего роста производства в обрабатывающих отраслях промышленности, при этом огромную роль в реализации данной задачи должна сыграть государственная поддержка.

В этой связи представляется интересным исследование опыта государственного управления в сфере станкостроения в передовых странах (коммент. 1), а также сопоставление его с государственным управлением российским станкостроением (таблица 1).

87

Таблица 1

Сопоставление государственного развития станкостроения на етапе его становления в России и странах — лидерах в данной отрасли

Параметры сопоставления Китай Япония Германия Россия

Границы объекта управления Широкие Широкие Широкие Узкие

Стратегическая ориентация Среднетехнологичные сектора машиностроения Автомобиле-, судостроение, радиоэлектронная промышленности Авиастроение, автомобилестроение Четко не определена

Уровень развития координации Высокий Высокий Средний Е1изкий

Уровень развития кооперации Средний Высокий Высокий Е1изкий

Направления государственной поддержки Создание спроса, повышение доступности кредитов, стимулирование выпуска наукоемких товаров, развитие госпредприятий в области станкостроения (в т.ч. в части создания технологий, субсидирования кредитов, взносов в уставный капитал и прошения лопгов) Создание спроса при протекционистской политике государства, стимулирование обновления производственных мощностей и создания технологической базы, стимулирование экспорта, создание отраслевых исследователвских организаций Создание спроса, защита станкострои-телвного рынка от импорта, обновление производственных мощностей, поддержка научных исследований, поддержка экспорта, создание исследователвских организаций Поддержка развития технологической базы, создание и перевооружение государственного инжинирингового центра, стимулирование создания производственных участков по выпуску станкоинс-трументалвной продукции (в рамках инвестиционных проектов)

Взаимоувязка мер поддержки между собой Есть Есть Есть Нет

Результаты развития Решение текущих задач и создание условий для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перс-пективе Решение текущих задач и создание условий для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перс-пективе Решение текущих задач и создание условий для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перс-пективе Решение ряда текущих проблем, но не способность создания условий для устойчивого долгосрочного разви-тия отрасли

Совершенствование системы государственного управления

Совершенствование системы государственного управления

Несмотря на схожесть направлений и мер государственной поддержки отрасли, российское станкостроение отличается узостью объекта управления, а также низкими уровнями кооперации и государственной координации, что не позволяет рассчитывать на преодоление всех существующих проблем и получение результатов, аналогичных мировым лидерам в данной области (рисунок 3).

Рисунок 3. Существующая государственная поддержка развития станкостроения в Российской Федерации

Очевидно, что ввиду специфики российского станкостроения (состоящего примерно из 100 независимых организаций, находящихся преимущественно в частной собственности, а потому лишенных не только прямого государственного влияния, но и собственного единого координационного центра), поддержка данного сектора экономики требует нового подхода к государственному управлению, отличного от используемого при поддержке иных стратегических отраслей машиностроения (в том числе авиастроения, судостроения, ракетно-космической промышленности). В качестве одного из аспектов такого подхода, ориентированного на сочетание «жестких» (директивных) методов воздействия с рыночными механизмами, предлагается использовать концепцию «Новой Конкуренции» [1] (НК), успешно применяемую в мире для ускоренного развития отраслей промышленности. Она позволяет сформировать отрасль, состоящую из организаций, применяющих стратегии постоянного улучшения продукции и производственных процессов внутри системы

89

Совершенствование системы государственного управления

регулирования, также преследующей цели непрерывного развития и совершенствования, что позволяет обеспечить необходимую конкурентоспособность как отрасли, так и выпускаемой ею продукции.

Принципы, в соответствии с которыми предлагается сформировать новый механизм государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации, представлены на рисунке 4.

Принципы механизма государственного управления развитием станкостроения в РФ;

1. Стратегическая ориентация на предприятия ОПК.

2. Продолжение реализации целевой программы по развитию отечественного станкостроения с целью поддержки развития научнотехнического потенциала, технологических и кадровых ресурсов

3. Стимулирование создания институтов развития в системе станкостроения, способствующих экономии зз счет «эффекта масштаба» и повышению конкурентоспособности предприятий.

4 Стимулирование кооперации между взаимодействующими участниками системы станкостроения на различных фазах производственной цепочки.

5. Ориентация на частно-государственное партнерство.

6. Обеспечение управления знаниями и постоянное совершенствование.

7. Создание условий для сбалансированного развития организаций станкостроения (повышения доступности необходимых им ресурсов).

8. Разработка инструментария для оценки альтернативных вариантов промышленной политики в данном секторе экономики и выбора оптимального из них

9 Интеграция механизма государственного управления станкостроением в общую систему управления российской экономикой

Рисунок 4. Принципы механизма государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации (новый подход)

Практическая реализация предлагаемого подхода к государственному управлению стратегическим развитием станкостроения в Российской Федерации потребует расширения объекта управления (от станкоинструментальной промышленности до системы станкостроения) для получения возможности управления всем циклом преобразования ресурсов в готовую станкоинструментальную продукцию. Необходимо также решить ряд других задач, комплекс которых представлен на рисунке 5.

90

Совершенствование системы государственного управления

Рис. 5. Комплекс задач, решение которых необходимо для реализации нового подхода к формированию нового механизма государственного

управления развитием станкостроения в Российской Федерации

Система станкостроения может быть определена как взаимосвязь платформ, каждая из которых состоит из специализированных организаций, обеспечивающих полный цикл работ по ресурсному обеспечению, производству, реализации и поддержке потребления станкоинструментальной продукции.

Очевидно, что масштаб предлагаемого термина «система станкостроения» гораздо шире существующего «станкоинструментальная промышленность» и включает в себя, в том числе:

• промышленные предприятия, производящие станкоинструментальную продукцию;

• научно-исследовательские и конструкторские организации, занимающиеся разработкой технологий в области станкостроения;

• сбытовые организации (в том числе, системные интеграторы);

• лизинговые организации;

• профильные учебные заведения;

• отраслевые объединения, союзы и ассоциации;

• отраслевые информационные организации;

• совокупность отношений как внутри вышеуказанных организаций, так и в их связях с ближайшим окружением системы.

Схематично систему станкостроения в Российской Федерации можно представить следующим образом (рисунок 6).

91

Совершенствование системы государственного управления

Рисунок 6. Система станкостроения Российской Федерации

Расширение объекта управления (до системы станкостроения) позволит обеспечить эффективное управление всем циклом преобразования ресурсов в готовую станкоинструментальную продукцию, ее реализацию и потребление.

Вопрос развития станкостроения в Российской Федерации, выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровни, тесно связан с выработкой промышленной политики, задающей при помощи «государственных рычагов» направления развития промышленности в целом и отдельных ее секторов для достижения необходимых с точки зрения страны целей.

Промышленная политика в области станкостроения — это совокупность действий государства, предпринимаемых для влияния на систему станкостроения в стране, а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации станкоинструментальной продукции с целью создания и развития конкурентоспособных организаций, работающих на принципах НК, способных обеспечивать успешное выполнение государственных функций, в частности по стимулированию НТП и обеспечению технологической независимости российских стратегических отраслей машиностроения.

92

Совершенствование системы государственного управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, основные цели развития станкостроения в Российской Федерации:

1. Повышение технологической безопасности российской промышленности при минимуме затрат ресурсов.

2. Повышение эффективности производства в стратегических отраслях промышленности страны благодаря использованию российского конкурентоспособного технологического оборудования при минимуме затрат ресурсов.

3. Повышение конкурентоспособности станкостроения в Российской Федерации и отдельных его участников при минимуме затрат ресурсов.

Достижение этих целей с учетом текущего сложного финансово-экономического состояния отечественного станкостроения потребует решения следующих задач:

а) повышения импортозамещения зарубежного технологического оборудования на российских стратегических предприятиях;

б) увеличения объема производства российской станкоинструментальной продукции;

в) повышения инновационного технологического уровня российского станкостроения;

г) модернизации и технологического перевооружение производственных мощностей российских станкостроительных предприятий;

д) повышения производительности труда в станкостроении;

е) увеличения конкурентоспособности изготавливаемой российскими станкоинструментальными предприятиями продукции;

ж) повышения доступности финансовых ресурсов для российских станкоинструментальных предприятий;

з) повышения производительности труда в отраслях — потребителях российской станкоинструментальной продукции.

Одной из основных задач успешной реализации механизма государственного управления стратегическим развитием станкостроения в Российской Федерации является разработка инструментария для оценки альтернативных вариантов промышленной политики в данном секторе экономики и выбора оптимального из них.

Опираясь на положения системного подхода, для решения данной задачи была разработана двухуровневая модель (рисунок 7, таблица 2).

93

Совершенствование системы государственного управления

политики на развитие станкостроения и конкурентоспособности отдельных станкоинструментальных предприятий

Таблица 2.

Влияние параметров промышленной политики ка ключевые показатели

развития станкостроения страны

Этап Описание

Модель макро уровня (влияние промышленной политики на систему станкостроения в целом)

Этап 1. Схематичное представление системы государственного управления станкостроением Государственное управление станкостроением представляется в виде схемы потоков системы, преобразующей ресурсы (входные потоки) в результаты (выходные потоки) по средствам действия внутренних элементов, взаимодействующих между собой (в том числе, через обратные связи), и влияния внешней среды.

Этап 2. Аналитическое представление системы государственного управления станкостроением Схематичное представление системы государственного управления станкостроением по методике, предложенной Н.Е. Кобринским, преобразуется к аналитическому виду. Для этого каждый результирующий поток системы представляется в виде функциональной связи от входящих в него потоков.

Этап 3. Оценка влияния факторов внешней среды Для оценки влияния внешней среды предлагается использовать сценарный подход, состоящий из следующих этапов: определения перечня факторов внешней среды, значимых для поведения системы; определения для каждого фактора базовых переменных (коммент. 2); выявления степени взаимосвязи между факторами внешней среды и базовыми переменными; проверки соответствия базовых переменных факторам внешней среды; составления тренда поведения факторов внешней сре-лы: интегрирования результатов расчетов в сценарии.

94

Совершенствование системы государственного управления

Продолжение табл. 2

Этап Описание

Этап 4. Определение функциональных взаимосвязей системы Для каждого из элементов системы подбираются соответствующие его поведению уравнения связи между его входными и выходными потоками. Для этого могут быть использованы как уже изученные функциональные взаимосвязи, так и зависимости, полученные статистическим путем.

Этап 5. Расчет результатов Подстановкой данных в выбранные функции входных и базовых переменных получаем прогноз поведения системы во времени в зависимости от сценариев внешней среды.

Этап 6. Интегрирование результатов Полученные результаты моделирования с учетом различных сценариев внешней среды приводятся к единому показателю путем определения соответствующих им критериев значимости и вероятностей.

Модель микро уровня

(влияние промышленной политики на конкурентоспособность отдельных станкостроительных предприятий)

Этап 7. Оценка прямого влияния параметров промышленной политики Определяется выгода от непосредственного получения рассматриваемым станкоинструментальным предприятием экономии в издержках и роста заказов за счет реализации предложенных мероприятий промышленной политики.

Этап 8. Оценка косвенного влияния параметров промышленной политики Путем сопоставления влияния результатов промышленной политики (полученных на выходе модели макро уровня) на переменные спроса и предложения оценивается влияние на рассматриваемое предприятие изменившейся конъюнктуры рынка.

Этап 9. Определение рыночных моделей Исходя из особенностей рынков, на которых функционирует рассматриваемое предприятие, определяются соответствующие им рыночные модели для каждого товара.

Этап 10. Определение значений цен и объемов продаж товаров предприятия С помощью отражения на выбранных рыночных моделях оценок прямого и косвенного влияния параметров промышленной политики на функции спроса и предложения конкретного товара определяются искомые значения цен и объемов продаж всех товаров рассматриваемого предприятия.

Этап 11. Вычисление значений кон-курентоспособнос-ти предприятия На основе данных объемов продаж и цен товаров рассматриваемого предприятия рассчитывается конкурентоспособность предприятия через его рентабельный объем продаж. Так же могут быть рассчитаны другие финансово-экономические показатели, в том числе объем прибыли, уровень рентабельности, чистый дисконтированный доход.

Предлагаемая двухуровневая модель позволит: оценить влияние параметров промышленной политики на ключевые показатели развития станкостроения страны в целом; количественно измерить увеличение конкурентоспособности конкретных станкоинструментальных предприятий

95

Совершенствование системы государственного управления

в зависимости от вариантов развития отрасли; повысить эффективность инвестиций, направляемых на развитие станкостроения; создать вклад в развитие методической базы в части стратегического планирования оказания государственной поддержки отраслям промышленности.

Наряду с вышеизложенным, одной из основных целей промышленной политики в области станкостроения является создание условий для эффективного долгосрочного функционирования и повышения конкурентоспособности организаций системы станкостроения.

В качестве примера на основе модели микро уровня предлагается оценить влияние изменения вариантов промышленной политики на конкурентоспособность инвестиционного проекта по созданию автоматизированных листогибочных комплексов и гидравлических прессов, планируемого к реализации ОАО «Совместное предприятие “Донпрессмаш”. Результаты прогнозных расчетов приведены в таблице 3 и рисунке 8.

Таблица 3.

Прогнозные расчеты развития отечественного станкостроения при различных вариантах факторов внешней среды

Годы Производство продукции станкостроения (П) Налоговые отчисления предприятий станкостроения (НО) Технологии, внедренные в производство (КТ)

А Б А Б А Б

При существующем подходе к развитию станкостроения

2013 102,3 103,8 101,5 102,6 102,7 102,7

2014 104,4 105,6 103,0 103,8 102,1 102,1

2015 105,7 106,2 103,8 104,2 95,3 95,4

2016 104,8 106,6 103,3 104,4 95,3 95,6

С учетом создания только финансового консорциума

2013 102,3 103,8 101,5 102,6 102,7 102,7

2014 114,1 115,3 109,2 109,9 102,1 102,1

2015 107,2 107,7 104,8 105,1 95,6 95,7

2016 105,1 106,8 103,4 104,6 95,7 95,9

С учетом создания только технологического консорциума

2013 102,3 103,8 101,5 102,6 286,0 286,0

2014 104,4 105,6 103,0 103,8 107,5 107,5

2015 107,4 107,9 104,9 105,3 100,0 100,0

2016 105,2 106,9 103,5 104,6 97,6 97,7

С учетом создания и финансового консорциума, и технологического консорциума

2013 102,3 103,8 101,5 102,6 286,0 286,0

2014 114,1 115,3 109,2 109,9 107,5 107,5

2015 108,9 109,4 105,9 106,2 100,1 100,1

2016 105,4 107,2 103,7 104,8 97,8 97,9

96

Совершенствование системы государственного управления

Сопоставление результатов развития отечественного станкостроения при различных вариантах факторов внешней среды (варианты «А» и «Б») и подходах к его поддержке (в % год к году в сопоставимых ценах). При неизменных входных данных (бюджетных ассигнованиях) в случае создания финансового и технологического консорциумов в период 2013—2016 годов увеличиваются объемы:

• производства станкоинструментальной продукции (на 13%);

• налоговых отчислений (на 8%);

• инвестиций в станкостроение (на 26%);

• внедрения в серийное производство конкурентоспособных технологий (на 215%).

Рисунок 8. Оценка влияния промышленной политики

на конкурентоспособность ОАО «СП “Донпрессмаш” (Примечание: Pmax и Qmax — максимальные цена и объем продаж; P — цена; Q — объем продаж; AC — средние издержки; D и MR — функции спроса и предельного дохода; E — точка рыночного равновесия; индекс 0 предусматриваем существующий подход к развитию станкостроения, индекс 1 — прямое и косвенное влияние финансового и технологического консорциумов).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Показано, что для повышения эффективности государственного управления развитием станкостроения в Российской Федерации может быть

97

Совершенствование системы государственного управления

использован новый подход, основанный на расширении объекта управления (до системы станкостроения), позволяющем охватить полный перечень вопросов, связанных с ресурсным обеспечением, производством, реализацией и поддержкой потребления станкоинструментальной продукции, а также обеспечение адекватного воздействия на данный объект с помощью обоснованной промышленной политики, выработанной с учетом современных подходов к управлению индустриальными комплексами, предусматривающих сочетание директивных и рыночных механизмов.

2. Разработан и апробирован на реальных данных инструментарий прогнозирования воздействия различных вариантов промышленной политики на конкурентоспособность и эффективность станкоинструментальных предприятий и станкостроения в целом.

3. Изложенные в статье подходы были использованы Департаментом развития секторов экономики Министерства экономического развития Российской Федерации для определения прогнозных значений индикаторов и показателей развития станкостроения, оценки объемов необходимого бюджетного финансирования, формирования мероприятий государственной поддержки станкостроения при разработке подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Комментарии

1. В качестве передового опыта реализации промышленной политики в станкостроении в настоящей работе приведен опыт Китая, Японии и Германии, занявших по результатам 2012 года первые три места в мире по объемам производства металлообрабатывающего оборудования.

2. Под «базовыми переменными» предлагается понимать переменные, включаемые в прогноз социально-экономического развития России на соответствующий период, составляемый Минэкономразвития России.

Литература

1. Бест М. Новая Конкуренция. Институты промышленного развития — М.: ТЕИС, 2002. 356 с.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика в 2-х томах. Институт «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004.

3. Грибков А., Захарченко Д, Корниенко А. Конкурентоспособность станкостроения России // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 126—137.

4. Григорьев С.Н. Развитие отечественного станкостроения — фундамент модернизации машиностроительного производства // Автоматизация в промышленности. 2012. № 5. С. 4—7.

98

Совершенствование системы государственного управления

5. Кутин А.А., Корниенко A.A. Современные проблемы и концепция повышения конкурентоспособности продукции отечественного станкостроения // Вестник МГТУ «Станкин». 2009. № 2. С. 68—72.

6. Council Regulation (EC) No 1504/2004 of 19 July 2004.

References

1. Best M., The new competition: Institutions of industrial restructuring. Harvard University Press, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gal'perin V. M., Ignat'ev S. M., Morgunov V. I. Mikrojekonomika v 2-h tomah [Microeconomics in two volumes]. Institut "Ekonomicheskaja shkola", Sankt-Peterburg, 2004.

3. Gribkov A., Zaharchenko D., Kornienko A. Competitiveness of Russian machine-tools building. Voprosy ekonomiki [Economic issues], 2013, no. 3, pp 126-137 (in Russian).

4. Grigor'ev S.N. Developing of Russian machine-tools building — base of industrial modernization. Avtomatizacija v promyshlennosti [Autoimmunization in industry], 2012, no. 5, pp. 4-7 (in Russian).

5. Kutin A. A., Kornienko A. A. Current issues and conception of increasing Russian machine-tools competitiveness. Vestnik MGTU “Stankin” [MSTU “Stankin” journal], 2009, no. 2, pp. 68-72.

6. Council Regulation (EC) No 1504/2004 of 19 July 2004.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.