Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альхимович И.Н.

В данной статье рассматриваются аспекты и даются предложения, по развитию региона при активном государственном участии и управлении предпринимательством в условиях региональной экономики. Зарубежный и отечественный опыт убедительно свидетельствует о том, что развивая предпринимательство органы власти в лице малых предпринимательских структур получают эффективное средство для повышения уровня жизни населения. Основное внимание важно уделять на поощрение и создание благоприятных условий для нормализации функционирования предпринимательских структур как основного фактора развития социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE GOVERNANCE OF BUSINESS IN THE CONDITIONS OF THE REGIONAL ECONOMY

This article examines the aspects and makes proposals for the development of the region with active state participation and business management in the context of the regional economy. Foreign and domestic experience convincingly testifies to the fact that by developing entrepreneurship, government bodies represented by small business structures receive an effective means to improve the living standards of the population. It is important to pay main attention to the promotion and creation of favorable conditions for the normalization of the functioning of business structures as the main factor in the development of the socio-economic system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 334.78

Альхимович И.Н., кандидат экономических наук доцент кафедры политической экономии и истории

экономической науки ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова

Россия, Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются аспекты и даются предложения, по развитию региона при активном государственном участии и управлении предпринимательством в условиях региональной экономики. Зарубежный и отечественный опыт убедительно свидетельствует о том, что развивая предпринимательство органы власти в лице малых предпринимательских структур получают эффективное средство для повышения уровня жизни населения. Основное внимание важно уделять на поощрение и создание благоприятных условий для нормализации функционирования предпринимательских структур как основного фактора развития социально -экономической системы.

Ключевые слова: Государственное управление, развитие предпринимательства, малые предприятия

Alkhimovich I.N., Candidate of Economic Sciences

Associate Professor of the Department of Political Economy and History

of Economic Science FSBEIHEPRUE. G.V. Plekhanova

Russia, Moscow

STATE GOVERNANCE OF BUSINESS IN THE CONDITIONS OF THE

REGIONAL ECONOMY

Abstract: This article examines the aspects and makes proposals for the development of the region with active state participation and business management in the context of the regional economy. Foreign and domestic experience convincingly testifies to the fact that by developing entrepreneurship, government bodies represented by small business structures receive an effective means to improve the living standards of the population. It is important to pay main attention to the promotion and creation of favorable conditions for the normalization of the functioning of business structures as the main factor in the development of the socio-economic system.

Key words: Public administration, entrepreneurship development, small enterprises

Предпринимательство обеспечивает условия для повышения жизненного уровня широких слоёв населения. Создавая и предоставляя новые рабочие места, производя необходимые обществу товары и услуги, выступая одновременно и потребителем различной продукции, малые предприятия занимают всё более заметное место в экономике страны и её регионов. Государственное регулирование и целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет первостепенное значение для экономики России, поскольку современное конкурентоспособное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. Несмотря на массу положительных достоинств, присущих малому предпринимательству, на сегодняшний день приходиться констатировать тот факт, что предпринимательство в России находится под все еще в значительной степени находится давлением бюрократического аппарата. Отсюда большое количество контролирующих малый бизнес и дублирующих функций друг друга органов федеральной и местной власти, действия которых обычно сложно оспорить в судебном порядке. В регионах зачастую создаются административные и бюрократические барьеры малому бизнесу при распределении льгот на использование природных ресурсов, его дискриминируют при кредитовании и субсидировании, ущемляют права отдельных хозяйствующих субъектов и наоборот, предоставляют кому-то эксклюзивные права и индивидуальные льготы. Происходят прямые нарушения законодательства о предпринимательской деятельности. Экономическая политика государства в регионах основана в основном на создании «кажущегося» благополучия, связанного с выплатой и частичным повышением пенсий, заработных плат работникам социальной сферы, а так же поддержание и ежеквартальное индексирование прожиточного минимума на который нормальное существование представляется довольно проблематичным. Это минимум создаётся за счёт экспорта необработанных или частично обработанных сырьевых ресурсов и импорта товаров народного потребления. Казалось бы, с такими значительными экспортёрами и объёмами сбыта ресурсов государство должно активно развиваться, стремительно повышаться уровень жизни людей, обеспечивая условия для стабильного и всеобъемлющего экономического роста [1], [3].

На практике же ситуация совершенно другая. Государственная политика, власть в лице государственных органов направляют усилия на наполнение бюджета в том числе за счёт предприятий, не относящихся к сфере добычи и экспорта ресурсов. Это малые и средние предприятия, физические лица, то есть те категории экономики и общества, которые нуждаются в государственной поддержке в силу своей природы и

занимаемого положения. Всё больше в обществе и в СМИ появляется информации о том, что «успешно» проведённая «ваучеризация» и приватизация были довольно авантюрами действиями власти. Итогом этих событий стало всеобщее обнищанием населения и развал экономики страны. Единственный прибыльный и стабильный источник государственного бюджета оказался в руках небольшой группы лиц, по некоторым оценкам составляющий 5%численности населения [2].

Данная ситуация может быть не представляется опасной на первый взгляд, но при анализе становится понятным, что продавая не переработанное или частично переработанное сырьё, Россия лишает своё население так необходимых рабочих мест, которые могли бы появиться при глубокой переработке и выпуске автомобилей, компьютеров и другой высокоточной и трудоёмкой продукции Ресурсными являются только часть регионов России, это в основном Европейский Север, Сибирь и Урал. Уровень населения, проживающего в этих регионах, был бы довольно высоким, если бы территории сами распоряжались добытыми богатствами, но распределение через бюджеты на всю страну доходов приводит к уменьшению доли самого региона в несколько раз. Рассматриваемые добывающие регионы занимают 3\4 России, а количество работающих на добывающих и частично перерабатывающих предприятиях составляет около 30 млн. человек. Соответственно только небольшая часть территории и населения России обеспечивают валютные поступления всей страны. Остальные регионы в массе своей являются потребителями, но они могли бы развиваться инновационным путём по примеру Финляндии, Японии создавать передовые технологии, развивать информационно -индустриальный комплекс, повышая тем самым уровень эффективности экономики и социальной сферы [4], [7].

В связи с этим возникает вопрос о более эффективном использовании имеющихся в наличии ресурсов для экономического и социального развития страны в целом и каждого отдельного региона. Как уже отмечалось, ресурсодобывающими и экспортирующими предприятиями владеет небольшая часть всего населения, т.е. отсутствует возможность влияния большинства населения на использование доходов от добычи и продажи ресурсов. Тому же способствует и слабость государственной власти. Все эти негативные моменты являются следствием отсутствия политической воли и культурных, общечеловеческих ценностей. Насаждение через средства массовой информации чуждой русскому человеку культуры, основной смысл которой сводится к тому, чтобы жить «во всю» сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне, продавая всё, что только возможного ценного за рубеж. Важнейшей задачей здесь представляется создание и появление класса собственников в лице лучших и активных граждан, собственников части своей родины. Это так называемый «средний класс». И как свидетельствует мировая практика

именно класс собственников, средний класс определяет посредством выборов в органы власти и контроля за их деятельностью, основные направления развития и стратегию страны. Именно по причине отсутствия стабильности и благоприятных экономических условий появилась довольно острая проблема утечки капитала из России. В недвижимость и другие активы за рубежом российские граждане ежегодно вкладывали значительные средства. До сих пор ситуация во многом не изменилась. Снижение налогового бремени и в частности налога с дохода до 13% способствовало повышению эффективности взимания средств и наполнения бюджета. Но негативные тенденции в перетекании ресурсов за рубеж, в особенности человеческих, во многом сохраняются и сегодня. Важнейшую роль здесь играет законодательная база, во многом способствующая развитию сферы обращения в ущерб производству. Законы же зачастую принимаются без учёта необходимых тенденций развития способствующих переходу экономики от добывающего типа к воспроизводственному. В связи с этим представляется важным и своевременным событием рассмотрение и одобрение концепции государственной политики и национального проекта поддержки и развития малого предпринимательства в стране. Намечено создание к 2015г. целостной системы с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровень. Создателями системы была предусмотрена реализация конкретных меры по её реализации, это прежде всего -оптимизация законодательной базы в области малого предпринимательства; снижение налогов и упрощение налогообложения (за основу при этом должно быть взято обложение вменённого дохода, т.е. единый налог), кредитная, информационная поддержка, упрощение договоров аренды [6].

Рассматривая ситуацию по отношению поддержки и развития малого предпринимательства в мире важно отметить, что документы ООН содержат положения о том, что для борьбы с бедностью большое значение имеет государственная целевая помощь, направляемая на развитие малого предпринимательства. Предполагается, что данная помощь в особенности в регионах должна быть направлена на создание и нормальное функционирование социальной и производственной инфраструктуры, поддержку и развитие малых и средних предприятий, а так же семейного предпринимательства. При этом государственные органы власти взаимодействуя с предприятиями малого бизнеса призваны создавать эффективные предпосылки для решения насущных социально-экономических проблем. Сюда относятся прежде всего создание рабочих мест, повышение благосостояния людей [5].

Наиболее показательным примером участия государства в экономическом рыночном процессе является США. Целенаправленное участие государства происходило на всех стадиях исторического развития американской экономики и формирования демократических институтов

общества. Во-первых, государственные институты, в правовой и других сферах, создали и поддерживают общие условия для свободы выбора и проявления предпринимательской инициативы любым гражданам страны. Во-вторых, государство в любой момент было готово взять на себя ответственность и тяжесть стартового инвестирования новых отраслей и технологий, особенно, если они повышают конкурентоспособность страны на мировом рынке. Это и строительство железных дорог, развитие ведущих отраслей: металлургической, автомобильной, авиационной и др. В -третьих, государственные органы разных уровней - федерального, штатов и местного стимулируют вовлечение в деловую активность растущее число предпринимательских единиц. Темп роста числа предприятий превышает темп роста населения страны в целом. В - четвёртых, под пристальным вниманием федеральных властей находится финансирование исследовательской деятельности. Всемерно поддерживаются и развиваются фундаментальные исследования, а также всемерное распространение информационных и коммуникационных технологий и систем. Довольно показательным примером является событие, когда 1969 году при содействии государства в рамках проекта Министерства обороны США были соединены компьютеры, что явилось прообразом «Интернета» [9].

Одним из фундаментальных устоев рыночной экономики является конкурентный механизм, и, с момента возникновения американского государства, федеральное правительство стремилось поддерживать и защищать конкуренцию как среду с равными возможностями для бизнеса для всей территории страны. В то же время в условиях России государство всегда занимало существенное место в жизни общества и экономики. Таким образом для ускорения развития нового, глобально-информационного уклада необходимо существенное изменение социально-экономической и научно-технической политики государства. Важно изменить отношение общества к научно-техническому прогрессу и значительно увеличить финансирование науки и технологической модернизации. Вся государственная политика должна быть направлена на развитие экономики и институциональных преобразований, что в свою очередь должно привести к преодолению технологического отставания страны [8].

Малое предпринимательство во многом в современной России рассматривается не как средство и возможность для решения социально -экономических проблем, а как источник наполнения бюджета, а часто, как среда оборота незаконных средств. Предпринимательство, основным признаком которого является стремление к получению максимальной прибыли, может стать весомой составляющей социально-экономического развития при взаимодействии с государственными органами. Государство, с помощью разумного сочетания экономических и административных методов, должно обеспечивать условия для эффективного развития региональной народно-хозяйственной системы. Государство в условиях

региональной экономики призвано дополнять рынок, обеспечивая его стабильность и общественно-полезную значимость, развивая социально значимые направления деятельности и приложения сил и средств предпринимательских организаций эффективно повышая таким образом уровень жизни населения.

Использованные источники:

1. Балдина Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2018. Т. 26. № 4. [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26643676 (дата обращения 15.10.2020)

2. Грачёва К.М., Петер, Е.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации / Научный альманах. 2018. № 7-1 (21). [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26629995 (дата обращения 21.10.2020)

3. Демцура С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223 -225. Демцура, С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики//Наука ЮУрГУ: сборник научных трудов. -2017. -С. 612 -620.

4. Дикунов С.А. Роль развития малого предпринимательства в регионе / Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 3-8.

5. Литвинова А.Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве / Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 2. С. 23-26.

6. Мудрова С.В. Функциональный подход к управлению предприятием в условиях экономических изменений. // Вестник Академии. 2012. № 4. С. 129-131.

7. Негорожина А.С. Малое предпринимательство как важный структурный элемент региональной экономики / Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2017. № 3. С. 19-22.

8. Полетаев В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография/Полетаев В. Э. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 281 с.

9. Шлихтер А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США.// МЭИО- 2002.- №6.- С. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.