Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИКА МОНОГОРОДА / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альхимович Игорь Николаевич

Статья раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в регионах и моногородах. Автор проводит анализ основных тенденций развития малого предпринимательства в моногородах, так как в них оно особенно подвержено влиянию внешней среды, что делает их наиболее уязвимыми субъектами хозяйствования, поэтому государственная поддержка становится непременным условием их становления и развития. Цель данного исследования - формирование институциональной модели государственной поддержки малых предприятий, которая имеет первостепенное значение для экономики моногорода, где рабочие места и производственная деятельность сосредоточены на градообразующем предприятии. В статье вводится новая категория - региональная интеграционная система, концепция которой заключается в том, что при наличии соответствующей поддержки малые предприятия, включаясь в производственные цепочки крупного партнера, становятся элементами интеграционной системы. Последняя дает им ряд преимуществ, связанных с обеспечением доступа к необходимым ресурсам и инфраструктуре крупного партнера. В статье представлен анализ тенденций функционирования крупного предприятия в моногороде, у которого появляются преференции, выражающиеся в более гибком реагировании на запросы потребителей и в производстве инновационной продукции. Проанализированы возможности, которые появляются у моногорода при развитии предпринимательства. Эмпирической базой послужили материалы ведущих предприятий в регионах. Автор резюмирует, что государственная поддержка малых предприятий становится фактором развития и диверсификации экономики моногорода. Представленная институциональная модель взаимодействия предприятий в виде интеграционной системы позволит трансформировать подход к стратегическому управлению факторами производства в условиях экономики моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL ENTERPRISES AS A FACTOR OF DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY OF A SINGLE-INDUSTRY TOWN

The article reveals the problems faced by small businesses in the regions and singleindustry towns. The author analyzes the main trends in the development of small businesses in single-industry towns, since they are particularly affected by the external environment, which makes them the most vulnerable business entities, so state support becomes an indispensable condition for their formation and development. The purpose of this study is to form an institutional model of state support for small enterprises, which is of primary importance for the economy of a single-industry city, where jobs and production activities are concentrated on the city-forming enterprise. The article introduces a new category - the regional integration system, the concept of which is that with the appropriate support, small enterprises, being included in the production chains of a large partner, become elements of the integration system. The latter gives them a number of advantages related to providing access to the necessary resources and infrastructure of a large partner. The article presents an analysis of the trends in the functioning of a large enterprise in a single-industry city, which also has preferences that are expressed in a more flexible response to consumer requests and in the production of innovative products. The article analyzes the opportunities that appear in a single-industry city in the development of entrepreneurship. The empirical basis was the materials of the leading enterprises in the regions. The author summarizes that state support for small enterprises is becoming a factor in the development and diversification of the economy of a single-industry city. The presented institutional model of interaction of enterprises in the form of integration systems will transform the approach to strategic management of production factors in the conditions of the economy of single-industry towns.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДА»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 338.4 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-61-78

Государственная поддержка малых предприятий как фактор диверсификации экономики моногорода

Статья раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в регионах и моногородах. Автор проводит анализ основных тенденций развития малого предпринимательства в моногородах, так как в них оно особенно подвержено влиянию внешней среды, что делает их наиболее уязвимыми субъектами хозяйствования, поэтому государственная поддержка становится непременным условием их становления и развития. Цель данного исследования — формирование институциональной модели государственной поддержки малых предприятий, которая имеет первостепенное значение для экономики моногорода, где рабочие места и производственная деятельность сосредоточены на градообразующем предприятии. В статье вводится новая категория — региональная интеграционная система, концепция которой заключается в том, что при наличии соответствующей поддержки малые предприятия, включаясь в производственные цепочки крупного партнера, становятся элементами интеграционной системы. Последняя дает им ряд преимуществ, связанных с обеспечением доступа к необходимым ресурсам и инфраструктуре крупного партнера. В статье представлен анализ тенденций функционирования крупного предприятия в моногороде, у которого появляются преференции, выражающиеся в более гибком реагировании на запросы потребителей и в производстве инновационной продукции. Проанализированы возможности, которые появляются у моногорода при развитии предпринимательства. Эмпирической базой послужили материалы ведущих предприятий в регионах. Автор резюмирует, что государственная поддержка малых предприятий становится фактором развития и диверсификации экономики моногорода. Представленная институциональная модель взаимодействия предприятий в виде интеграционной системы позволит трансформировать подход к стратегическому управлению факторами производства в условиях экономики моногородов.

Ключевые слова: государственная поддержка, малые предприятия, экономика моногорода, градообразующее предприятие, диверсификация.

Малые предприятия, реализуя социальную и экономическую функции, дают возможность населению применить свои способности и стать успешными членами общества. В развитых странах повышенное внимание к решению проблем малого бизнеса способствует росту благосостояния граждан, поскольку в рамках малого предпринимательства человек становится востребованным и значимым

© И. Н. Альхимович, 2021

\

И. Н. Альхимович

элементом в системе социально-экономических отношений. Именно малый бизнес создает новые рабочие места, в отличие от крупных игроков, которые в силу научно-технического прогресса и появления новых технологий сокращают вакансии. Особенно актуальным направлением создания рабочих мест становится разработка мероприятий, способствующих выходу на рынок и функционированию малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной сфере. Такие организации более стабильны и, как следствие, являются надежными налогоплательщиками, а их владельцы и работники заинтересованы в благополучии родного края, которое проявляется в росте его экономики [26].

В то же время важнейшими функциями государственной поддержки малых предприятий в условиях моногорода становятся создание благоприятной среды функционирования малых предприятий и взаимодействие с малыми предприятиями с целью обеспечения их эффективной самоорганизации и самосовершенствования в приоритетных для города и региона направлениях развития. От эффективности выполнения функций системы государственной поддержки малых предприятий напрямую зависит существование и развитие малых компаний и, следовательно, функционирование и модернизация всей социально-экономической системы региона и моногорода. В условиях последнего это становится особенно актуальным, когда системная государственная поддержка малых предприятий становится необходимым условием диверсификации экономики и создания предпосылок для появления новых, перспективных в стратегическом значении направлений развития. Именно на малых венчурных производствах создаются новые продукты, которые затем становятся инновациями. Основная задача заключается в том, чтобы такие структуры открывались и эффективно работали наряду с другими малыми предприятиями, в том числе при реализации муниципальных и государственных заказов, а также развитии системы образования и подготовки предпринимателей в регионах [1].

Анализ сложившейся ситуации в сфере малого российского предпринимательства подводит к выводу о том, что положение и условия хозяйствования большинства предприятий такого масштаба оставляют желать лучшего. Наряду с объективными причинами, связанными с ограниченностью финансовых средств, выделяемых на поддержку малых предприятий, отсутствием развитой инфраструктуры и часто непониманием и открытым противодействием со стороны членов общества, существуют и другие, не менее важные причины. Прежде всего, это отсутствие стратегии поддержки малого бизнеса, главным образом, в инновационных сферах деятельности. Во многих российских регионах не выявлены приоритеты развития малых предприятий. Слабо отработаны механизмы обратной связи и эффективного последовательного мониторинга. В связи с этим важность приобретает создание предпосылок и определение направлений повышения эффективности функционирования системы государственной поддержки малых предприятий. Наиболее существенным фактором становится создание условий для их взаимодействия с крупными бизнес-структурами, в особенности градообразующими предприятиями [5; 7; 23].

Рассматривая развитие малых предприятий в контексте организации взаимодействия с крупными бизнес-структурами в условиях моногорода, представляется важным провести сравнение преимуществ крупного и малого бизнеса. При этом необходимо проанализировать положительные и отрицательные стороны малых предприятий по сравнению с крупными партнерами. Является ли конкурентоспособным малый бизнес в моногородах, и в чем заключается его социально-экономическая функция в контексте взаимодействия с крупными бизнес-структурами?

Преимущества крупных компаний [9] в моногородах следующие.

1. Как правило, крупные фирмы стали таковыми, тщательно прорабатывая региональные рынки, на которых они присутствуют, то есть они создали для себя условия деятельности, где их издержки минимальны. Это означает, что такие компании используют факторы производства по минимальным ценам. Данный факт можно объяснить тем, что крупные фирмы создают для себя ряд благоприятных условий развития в моногороде:

— сеть поставщиков, от некоторых элементов которой они могут безболезненно отказаться, в результате чего крупные фирмы получают материальные факторы производства (сырье, материалы, топливо) по минимальным для них оптовым ценам. В то же время предприятия малого бизнеса из-за отсутствия финансовых средств (следовательно, меньших по объему закупочных партий) такой возможности не имеют;

— сеть подготовки кадров, вследствие чего оплата труда на крупных фирмах несколько ниже, чем на предприятиях малого бизнеса;

— развитую сеть сбыта как возможность реализовывать товары, услуги с минимальными в данных условиях издержками.

2. Диверсифицированность деятельности, что означает наличие достаточно большого количества направлений, видов деятельности фирм, то есть крупную фирму можно представать как большое количество хозрасчетных подразделений с раздельным бюджетом. Таким образом, такая компания как система, подверженная влиянию внешних и внутренних факторов, значительно более устойчива, нежели малое предприятие с одним-двумя видами деятельности, так как все направления одновременно не могут оказаться резко убыточными.

3. Возможность создания долгосрочных проектов, в том числе разработка новых марок товаров, новых методов продвижения товаров, новых методов управления, а также возможность НИОКР [6].

4. Наличие так называемых нематериальных активов, обладающих высокой ликвидностью и относящихся к преимуществам высокого ранга. Сюда относятся, прежде всего, репутация, торговые марки, имидж компании, инфраструктура, всевозможные исследовательские, маркетинговые, управленческие и образовательные разработки [21].

5. Кредитоспособность крупных фирм с точки зрения финансовых институтов и частных инвесторов крупного бизнеса. Это означает, что для крупных компаний существует реальная возможность с выгодой для себя использовать рынок финансовых ресурсов и рынок ценных бумаг, поэтому большинство финансо-

вых институтов относится к сфере крупного бизнеса так же, как и большинство предприятий, работающих на рынках с низким уровнем риска, большая часть перерабатывающих и наукоемких производств.

Возникает закономерный вопрос: что же может противопоставить крупному бизнесу с его столь очевидными преимуществами малое предпринимательство в условиях моногорода? К преимуществам малого бизнеса относятся следующие факторы.

1. Ориентация на конечного потребителя. Малый бизнес работает с учетом тех потребностей, которые уже есть на рынке. Таким образом, при постановке цели, которая не встретит соответствующего благоприятного отношения у конечного потребителя, у малого предприятия не получится создать соответствующий рыночный сегмент. Довольно показательным в этом отношении является пример, когда у малого предприятия попросту не хватит финансовых средств для создания «условного рефлекса» потребления своей продукции, как это сделали такие представители крупного бизнеса, как «Джилетт», «Сникерс», «Твикс» и другие компании.

2. Быстрота реагирования, простота организации, высокая мобильность малых предприятий, в том числе исходя из внутренней организации и типа организационной культуры. В современной высококонкурентной среде потребительские рынки являются довольно мобильными. Таким образом, малые предприятия для выживания и развития вынуждены постоянно реагировать на изменяющийся спрос или упреждать такие изменения, затрачивая по возможности как можно меньше времени.

Соответственно, громоздкая организационная структура, медленное прохождение информации об изменении состояния рынка до управляющего звена и управленческих решений обратно, медленные технологические изменения губительны для предприятий малого бизнеса. Рассмотрим это утверждение на примере инноваций. Ряд исследователей считает, что крупные производства нередко могут сталкиваться с большим количеством препятствий и трудностей. Советы топ-менеджеров крупных компаний зачастую довольно далеки от реальных рыночных потребностей. Поскольку руководители масштабных бизнес-структур не имеют возможности эффективно контролировать все выпускаемые продукты и все рынки, по их мнению, все изменения связаны с существенными рисками. В то же время малым предприятиям, нацеленным на конечных потребителей, жизненно необходимо гибко реагировать на любые изменения их поведения.

Предприятия крупного бизнеса расходуют материальные и финансовые ресурсы довольно быстро. Как справедливо отмечают многие исследователи, система управления большой структуры воспринимает намерение разработать новый продукт таким же образом, как и другое подобное предложение. Новому продукту присваивается собственный счет. В итоге можно считать, что соответствующая доля прямых и косвенных затрат будет распространена именно на этот продукт.

Руководство крупной бизнес-структуры часто стремится избегать возникновения каких-либо неоправданных и неожиданных «сюрпризов». При этом в пра-

ктической деятельности, чтобы успешно вести конкурентную борьбу, масштабные фирмы просто вынуждены заниматься нововведениями, создавая на собственных площадях соответствующую инфраструктуру или осуществляя венчурное финансирование. В этом смысле крупные предприятия добиваются успеха и развиваются благодаря тому, что располагают современными элементами инфраструктуры для разработки инноваций, включая и имеющиеся у данных предприятий оборудование и технику. Рассматриваемая тенденция зачастую ставит руководство крупных фирм в положение, когда одобрение заведомо отдается собственным инвестиционным планам и уже сделанным капиталовложениям. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что владельцы и менеджеры крупной бизнес-структуры в меньшей степени, чем предприниматели, стоящие ближе к рынку, обладают пониманием конъюнктуры и рыночным чутьем. Управленческий персонал большого предприятия зачастую безосновательно преувеличивает степень рискованности начинаний в новых сферах деятельности. Другими словами, крупным бизнес-структурам перемены, связанные с инновациями, даются значительно труднее, чем малым предприятиям. Им гораздо сложнее вносить перемены в свою корпоративную культуру, а также совершенствовать технологии.

Как показывает опыт, крупные производства сталкиваются с акциями противодействия в своей деятельности. Их инициаторами могут быть как конкуренты, в том числе из других регионов, так и опасающиеся сокращения работников профсоюзы. Также в зависимости от масштаба бизнеса нежелательные для крупного предприятия воздействия могут исходить со стороны органов управления и власти. В контексте всех рассмотренных аспектов неудивительно, что многие компании, занимающиеся бизнесом в высокотехнологичных отраслях, стараются придерживаться тех принципов поведения, которые свойственны в большей степени предприятиям малого бизнеса [10].

В чем же заключается преимущество малых предприятий? По мнению некоторых аналитиков, «живучесть», малых бизнес-структур основывается на системообразующем принципе — «ориентации на нужды». Он заключается в том, что малым предприятиям жизненно важно дать своим потребителям в частности и рынку вообще новый продукт, удовлетворяющий остро актуальные потребности. Соответственно, руководители малых компаний вынуждены строить аналитические перспективные планы. Этому способствует ряд обстоятельств, связанных с тем, что первые этапы разработки новых продуктов, вполне возможно, могут длиться довольно продолжительное время. В связи с этим на первый план выходит требование по снижению издержек, поскольку длительный период работы с низкой рентабельностью или полным отсутствием прибыли может довольно пагубно сказаться на функционировании и стоимости предприятия, поставив под сомнение будущие инвестиции в бизнес. Соответственно, успешная деятельность малых предприятий основывается на быстром и своевременным реагировании на возникающие изменения — во многом за счет опыта и интуиции руководства и разработки соответствующей корпоративной культуры. Другими словами, малые предприятия вынуждены приспосабливаться к изменяющимся запросам рынка

в том числе и потому, что у них нет ресурсов, чтобы «пережить трудные времена». В то же время крупные предприятия силами своих менеджеров стараются создавать условия, чтобы новые продукты приносили те же результаты в виде финансовых показателей, которые соответствуют уже существующему товарному ассортименту. Это выражается в расписывании накладных расходов и учреждении новых отделов и должностей, что сказывается на себестоимости производимых продуктов. Малым предприятиям в этом отношении свойственна гибкость, не требующая существенных затрат. Эти структуры стремятся быстро меняться, подстраиваясь под изменяющиеся условия, быстро переходя на использование других идей и факторов. В своем стремлении выжить и успешно функционировать на рынке малые бизнес-субъекты активно пытаются достигнуть положения, при котором появляются новые перспективы и возможности для развития. Кроме этого, многие из них разрабатывают, опробуют и реализуют на практике стратегические действия, которые можно отнести к множественным конкурентным подходам. Довольно показательным в этом отношении является пример корпорации 1ВМ, которая использовала принципы организации работы малого бизнеса на рынке при разработке новейшего персонального компьютера. Суть деятельности заключалась в том, что коллектив ученых-разработчиков, возглавляемый руководителем, при получении определенного задания и инструкций наделялся свободой в принятии основополагающих решений. Были отменены почти все ограничения. Это позволило разработчикам в полной мере использовать творческий потенциал, что в свою очередь способствовало созданию и реализации на практике ряда передовых маркетинговых и дизайнерских идей как в производственной сфере, так и в распределении и внедрении. Затем выполненные продукты и разработки были довольно успешно применены в корпорации.

Еще одна особенность малых предприятий заключается в том, что они, в отличие от крупных бизнес-структур, в меньшей степени требуют предсказуемости и адекватности внешней среды. Это обычно связано с регулярно возникающими рисками, которые необходимо учитывать. Не имея возможностей данную среду создавать, малые фирмы активно меняются, чтобы соответствовать тем требованиям, которые определяет рынок в виде микро-, а государство — в виде макросреды. Крупные же компании стремятся создавать благоприятную для себя среду с предсказуемыми условиями функционирования и развития. Как показывает практический опыт, процесс появления инноваций носит зачастую неорганизованный, идущий скачками характер, что представляет собой некий элемент нестабильности. Понимая такое положение вещей, целый ряд крупных компаний направляет усилия посредством создания соответствующих структур на разработку мер по повышению уровня предсказуемости и стабильности инновационного процесса. В то же время малые бизнес-структуры чувствуют себя в данных нестабильных условиях более комфортно, поскольку при риске появляется больше возможностей для получения дохода и успешного развития.

Вероятно, как в человеческой жизни сложно запланировать счастье, так и в деловой сфере непросто определить, что нужно сделать, чтобы создать именно

то новое, что будет востребовано и пользоваться большим, чем у конкурентов, успехом со стороны искушенного потребителя. В научном сообществе бытует мнение, что именно успешные в инновационной деятельности фирмы довольно редко разрабатывают соответствующие планы. С определенной долей уверенности можно утверждать, что именно отсутствие четко выстроенной системы жесткого планирования становится ключевым условием достижения успеха на рынке. Инновации становятся непременным составляющим фактором эффективного функционирования малого предприятия. Постоянный поиск путей достижения новых результатов лежит в природе предпринимательской деятельности. Отличие крупного предприятия от малого заключается в том, что последнее должно «чувствовать», что рынку будет нужно в будущем, а крупное производство создает это посредством значительных финансовых инвестиций в маркетинговые исследования, разработку и выпуск нового продукта.

3. Следующим преимуществом малых предприятий является высокий уровень рентабельности функционирования на довольно небольших сегментах рынка. Появляется возможность сфокусировать усилия на удовлетворении потребностей ограниченного количества потребителей.

4. Другой сильной стороной становится предоставление возможностей для самореализации представителям общества, обладающим нестандартным подходом к ведению бизнеса на основе явно выраженных, в том числе предпринимательских способностей. Сюда можно отнести создание новшеств, относящихся как к разряду управленческих, так и технических открытий, в основе которых лежат передовые, еще не реализованные предпринимательские идеи.

5. К преимуществам малых предприятий относится их более низкий уровень, в сравнении с крупными партнерами, подверженности конъюнктурным колебаниям на рынках. Более того, малым компаниям свойственна высокая степень выживаемости в кризисные времена и периоды депрессий в экономике [13].

6. Большая норма прибыли в сравнении с крупными предприятиями является следующим преимуществом малых бизнес-структур. Можно выделить ряд сфер, в которых в этом отношении малый бизнес наиболее ярко присутствует:

— розничная торговля, предприятия общепита и бытового обслуживания (особенно в небольших населенных пунктах);

— информационно-консалтинговые, аудиторские услуги (особенно на узких рынках);

— разные виды элитного производства, ориентированные на узкий круг потребителей, где у малого бизнеса есть возможность создания своих нематериальных активов;

— в экономически развитых странах отмечается масштабное присутствие малого бизнеса на рынке недвижимости.

Необходимо признать, что в условиях российского рынка у малого бизнеса несколько больший потенциал развития, чем в развитых странах. Это обусловливается следующими причинами:

— относительно низкими требованиями к финансовому «стартовому» уровню

при создании бизнеса и входа на рынок;

— необходимостью в гораздо меньшем количестве информационных данных для становления и функционирования.

Кроме того, в российских условиях существует много маркетинговых ниш, которые так или иначе могут быть востребованы и заполнены с разработкой соответствующих мероприятий. Следовательно, есть существенные возможности для эффективного развития в плане увеличения оборота именно за счет большей, чем у крупных фирм, нормы прибыли:

— экстенсивное развитие, подразумевающее пространственную диверсификацию за счет увеличения торговых, производственных площадей, числа постоянных клиентов;

— интенсивное развитие или товарная диверсификация, осуществляемая за счет роста информированности, повышения уровня квалификации менеджеров.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать ряд выводов, в соответствии с которыми есть основание утверждать, что способность малых предприятий в инвестиционном плане является довольно высокой. Соответственно, при условии интенсивного развития и активного управления малые предприятия могут представлять собой базу для всестороннего сотрудничества и реализации совместных с крупными предприятиями направлений развития региона и моногородов (комментарий 1). Следовательно, происходит активная поддержка малых предприятий при наличии доступа к ресурсам крупного партнера в планомерной и стабильной совместной работе [23].

На сегодняшний день органы управления и власти около двух сотен моногородов уже разработали программы и планы модернизации своей экономики, определив направления диверсификации и, соответственно, предложив конкретные инвестиционные проекты, призванные устранить зависимость от градообразующих предприятий. Однако только некоторые из этих городов были признаны наиболее нуждающимися в помощи со стороны государства с предоставлением кредитных средств и дотаций. Использование соответствующих возможностей было признано неэффективным, поскольку только часть сумм была освоена, а для получения остальных необходимых ресурсов не были разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации. В том числе были слабо представлены меры по развитию малого предпринимательства, особенно в контексте использования механизмов государственной поддержки малых предприятий, что в свою очередь не позволило реализовать в полной мере те факторы производства, которые располагаются на данной территории. Причина создавшегося положения кроется в неумении применить предпринимательские способности как основной фактор и организующее начало производственной деятельности (комментарий 2).

Как уже отмечалось, несмотря на соответствующий национальный проект, государственная поддержка малых предприятий в стране во многом сводится к провозглашению лозунгов и незначительному снижению налогового бремени. Этого, конечно же, недостаточно, особенно в современных условиях, поскольку данный сектор экономики требует пристального внимания и поддержки. Госу-

дарство, стремясь поддержать малые предприятия, в первую очередь на региональном уровне, ограничивается организацией конкурсного финансирования с предоставлением недостаточных для малых предприятий ресурсов. Отсутствие финансовых средств не позволяет муниципалитетам и региональным властям организовать необходимую инфраструктуру поддержки малых предприятий [11].

У государственных органов федерального уровня существует бремя социальной нагрузки в условиях международного снижения деловой активности, которое также требует дополнительных финансовых расходов. Направление ресурсов в экономику регионов и стремление создать благоприятный имидж для зарубежных партнеров ежедневно отнимают существенные финансовые средства. В данной ситуации надеяться на всеобъемлющую и необходимую помощь и поддержку малым региональным предприятиям, в особенности материальную и финансовую, не приходится. В связи с этим в моногородах возрастает роль других факторов развития, важнейшими из которых являются крупные предприятия, как структуры, концентрирующие значительные ресурсы. Они обладают не только необходимыми для малых структур оборудованием и площадями, но и специалистами, технологиями, научной базой [15].

Как и другим рыночным субъектам, крупным компаниям в современных условиях хозяйствования необходимо эффективно приспосабливаться к постоянно меняющимся запросам потребителей. В то же время малые структуры, используя незначительные ресурсы и площади, могут обеспечить ряд необходимых адаптивных свойств крупным предприятиям. Таким образом, можно говорить о существовании обоюдовыгодных преимуществ, взаимодействии и совместной кооперации разномасштабных производств. Соответственно, у государства появляется возможность экономить и более эффективно использовать столь необходимые средства. Иными словами, при эффективном взаимодействии выигрывают все субъекты хозяйствования и рыночной среды, что подтверждает и зарубежный опыт. В этом ключе стоит основной вопрос: как организовать и наладить данное эффективное взаимовыгодное сотрудничество предпринимательских структур и государства в лице соответствующих органов власти и управления? Прежде всего, этому должно способствовать формирование эффективной системы государственной поддержки малых предприятий, в особенности на региональном и муниципальном уровнях. На практике в России это будет осуществляться следующим образом. Государство как организация, целью которой является становление благоприятной среды для реализации потенциала каждой личности, выступает инициатором и субъектом процессов активизации создания и развития малых предприятий в качестве основного источника новых рабочих мест. В данном контексте приоритетное внимание необходимо уделять созданию условий, главным образом, в виде соответствующих объектов инфраструктуры, способствующих развитию малого предпринимательства в интеграции с крупными бизнес-структурами. Не менее важно уделить внимание повышению эффективности деятельности уже существующих элементов системы поддержки малых предприятий, а именно результативно функционирующих служб админи-

страций муниципалитетов. Следовательно, организация государством условий для эффективного взаимодействия малых и средних предприятий обеспечивает результативность всей системы государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе при создании кластеров в регионах [3].

При определении и выборе направлений повышения эффективности системы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства необходимо учитывать, что главной целью является повышение их конкурентоспособности. Одним из факторов действенной работы малого бизнеса выступает обеспечение его эффективного взаимодействия с крупными субъектами предпринимательской деятельности. Организация такого сотрудничества становится наиболее актуальной в моногородах, где основное количество рабочих мест сосредоточено на градообразующем предприятии, что значительно повышает риски, связанные с изменением объемов производства, вызванных конъюнктурными колебаниями [19].

Малые предприятия во многом зависят от финансовой и материальной помощи, поступающей из трех основных источников: государство, частные лица и предпринимательские структуры. Частные инвестиции становятся довольно существенным ресурсом поддержки для малых структур в условиях моногородов, поскольку градообразующие предприятия не всегда зарегистрированы в тех регионах, где они расположены. В этом случае налоги не остаются в моногороде, где находится основное производство, а малый и средний бизнес всегда регистрируются по месту нахождения.

Появление стабильных условий хозяйствования, способствующих долгосрочным инвестициям, позволит эффективно задействовать накопления населения моногорода. Добиться этого возможно, когда собственник финансовых средств становится предпринимателем и использует собственные, а также ресурсы родственников, друзей и знакомых. Средства населения также могут быть задействованы в экономике при создании соответствующих структур: акции, доли и паи, которые может приобретать житель моногорода с возможностью получать доход на вложенные средства. Основное внимание при этом необходимо уделить целям развития предприятий с возможностью организации на основе интегрированных структур акционерных обществ в моногородах (комментарий 3).

Важно поддерживать и развивать малые предприятия в приоритетных для моногорода направлениях и создавать организационно-правовые условия для успешного их сотрудничества с градообразующими предприятиями, оказывая помощь организационно-правового характера. Органы управления региона и моногорода должны активно способствовать налаживанию взаимовыгодных, долгосрочных партнерских отношений между малыми и градообразующим предприятиями [12].

С целью повышения эффективности использования ресурсов крупные зарубежные структуры при содействии органов власти налаживают системное сотрудничество, приобретая тем самым важные конкурентные преимущества и возможность адекватного реагирования на изменения среды хозяйствования. Здесь может быть полезен зарубежный опыт. В связи с этим необходимо организовать системную

работу с возможностью посещения специалистами и предпринимателями зарубежных предприятий на базе региональных деловых центров, являющихся основным звеном системы обеспечения поддержки малых предприятий [14].

Также следует уделить внимание организации стажировок студентов и преподавателей вузов, совместному проведению конференций, выставок, ярмарок и других мероприятий, способствующих налаживанию взаимовыгодного сотрудничества отечественных и зарубежных организаций (рисунок 1) [17].

Поддержка и появление большего количества малых предприятий становится особенно актуальным в современных условиях развития моногородов, поскольку это является фактором снижения безработицы.

Рисунок 1. Система обеспечения поддержки малых предприятий в части организации сотрудничества зарубежных и отечественных организаций

Необходимо, чтобы рабочие места появлялись в новых инновационных отраслях с созданием производств на основе высокотехнологичной диверсификации с выпуском наукоемких и инновационных продуктов. В таком случае решение проблем моногорода будет не конъюнктурным, а долгосрочным и устойчивым, что и требуется для стратегического развития территорий [8]. Таким образом, перед моногородами сегодня стоит две взаимосвязанные задачи. Во-первых, выработка рекомендаций по выбору направлений диверсификации экономики моногорода. Во-вторых, отбор высокотехнологичных проектов по созданию инфраструктуры поддержки малых предприятий с производством наукоемких продуктов, а также привлечение инвестиций для их реализации. Если первому направлению уделяется повышенное внимание, в том числе в контексте создания благоприятных условий

для развития малых предприятий, то к привлечению инвестиций необходимо прилагать больше усилий, поскольку возможность реализации самих проектов напрямую связана с наличием ресурсов и доступом к ним [18].

Целесообразно разрабатывать и реализовывать проекты диверсификации на основе развития малых предприятий и наукоемких производств с высокой долей прибавочной стоимости параллельно с планированием мероприятий по улучшению их инвестиционной привлекательности. Такой подход в процессе разработки проектов диверсификации экономики моногорода позволит предложить условия, направленные на обеспечение привлекательности разрабатываемых проектов для потенциального инвестора, что сделает их реализацию более согласованной и эффективной [2; 13].

В связи с этим появляется возможность представить алгоритм разработки и реализации направлений диверсификации экономики моногорода на основе поддержки малых предприятий. На первом этапе, цель которого — инициация проекта, происходит выбор и учет мнений заинтересованных лиц. Соответственно, проект может выдвигаться по инициативе региональных и федеральных органов управления и власти. С другой стороны, аналогичные предложения может выдвигать население, а равно и органы местного самоуправления, а также предприятия. Рассматривая сложившуюся ситуацию в российских регионах, можно утверждать, что инициация деятельности по развитию экономики моногорода зачастую происходит со стороны граждан и представителей предпринимательских кругов. Особенно важно учитывать это при планировании диверсификации, поскольку в итоге изменения должны улучшить жизнь людей, проживающих и посещающих моногород. Также эти изменения будут создавать предпосылки для сокращения числа уезжающих в другие регионы, особенно представителей молодежи, при организации инфраструктуры и соответствующих возможностей для обучения предпринимательской деятельности [24].

Первостепенное значение в этом отношении будет иметь активизация участия представителей местной общественности, предпринимателей и органов местного самоуправления при непосредственном участии депутатского корпуса региона и федерального центра. Вместе с тем в соответствии с идеей параллельного хода разработки направлений диверсификации экономики моногорода и управления инвестиционной привлекательностью разрабатываемых проектов, следовало бы дополнить состав заинтересованных субъектов в лице органов власти, бизнеса и общественности еще одним довольно значимым субъектом — местным населением, заинтересованным в приумножении собственных капиталов. Таким образом, при планировании мероприятий и сроков диверсификации необходимо согласовать интересы основных участников проекта в увязке со стратегическими документами социально-экономического развития муниципалитета, региона и страны. В итоге предполагается, что владельцы крупного предприятия в активном взаимодействии с основными участниками процессов диверсификации будут нацелены, кроме собственных выгод, на цели и задачи, стоящие перед руководством моногорода. Такой учет интересов моногорода предполагает организацию сотрудничества

с малыми предприятиями, поскольку это отвечает требованиям социальной ответственности бизнеса и соответствует экономической целесообразности. Таким образом, градообразующее предприятие становится активным субъектом изменений, направленных на развитие моногорода [16; 25].

Анализ требований инвестора, в том числе владельцев крупного предприятия даст возможность при планировании направлений и мероприятий диверсификации определить такие условия, создание которых впоследствии позволит привлечь инвестиции. На первый план здесь выходит количество и разнообразие объектов инвестирования. При реализации инвестиционных проектов в моногородах следует обратить внимание на то, что количество объектов инвестирования там ограничено и ими выступают градообразующие предприятия. Последние, направляя средства на создание и развитие малых предприятий, в то же время финансируют собственные производства на основе интеграции с малыми партнерами. Государственная поддержка этой деятельности становится одним из ключевых аргументов в пользу выбора для сотрудничества и создания владельцами градообразующего предприятия малых партнеров, поскольку снижаются затраты на формирование и вхождение в состав интеграционной системы необходимого количества и специализации таких предприятий (комментарий 4).

Следующий шаг разрабатываемого алгоритма, предполагает проведение анализа внешней и внутренней среды моногорода с целью выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз с последующей разработкой стратегии развития на основе выявленных конкурентных преимуществ. Анализ также позволяет определить препятствия на пути претворения в жизнь мероприятий по диверсификации моногорода. Важно выяснить приоритетные пути развития моногорода, чтобы именно с учетом этих направлений создавать и поддерживать малые предприятия. Таким образом, они становятся эффективным средством в реализации интересов населения моногорода и позволяют успешно использовать имеющиеся на его территории факторы производства [7; 22; 27; 28].

У крупного предприятия, как и у любого другого инвестора, существует собственный подход к выбору объекта инвестиций, учитывающий совокупность инвестиционного потенциала и риска. Также происходит учет конкурентного преимущества и препятствий при осуществлении диверсификации руководством моногорода. В связи с этим общие интересы и взаимный учет специфики работы хозяйствующих субъектов позволяет разрабатывать и реализовывать крупномасштабные проекты развития. В основе такой деятельности лежит диверсификация экономики моногорода при непосредственной государственной поддержке малых предприятий как необходимого системного элемента преобразований в таких городах.

Комментарии

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р, «Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». URL: https://base.garant.ru/70707142/ (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения». URL: https://base.garant.ru/70707142/ (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

3. Поддержка моногородов России // Официальный сайт Внешэкономбанка. URL: http://www.veb.ru/strategy/region/mono/ (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

4. Монопрофильные города и градообразующие предприятия // Союз инвесторов. URL: http://www.unioninvest.ru/city_mong.html. (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

Литература

1. Балдина Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2018. Т. 26. № 4. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26643676 (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

2. Гордеева Д. С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности / Д. С. Гордеева, С. С. Демцура. В сб. Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сборник научных трудов. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019. С. 52—61.

3. ГорфинкельВ. Я. Инновационное предпринимательство: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Я. Горфинкель и др., под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 523 с.

4. Грачева К. М, Петер Е. В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Научный альманах. 2018. № 7-1 (21).

5. Демцура С. С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2010. № 9. С. 223-225.

6. Демцура С. С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики / Наука ЮУрГУ: сборник научных трудов. 2017. Т. 1. № 3-1 (13). С. 3-8.

7. Иванов О. Б., БухвальдЕ. М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 5. С. 7-21.

8. Иванов О. Б., БухвальдЕ. М. Моногорода России: от аутсайдеров к лиде-

рам экономического развития // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 5. С. 7-24.

9. Иванов О. Б. Роль, место и значение крупных компаний и корпораций в национальной и мировой экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 5. С. 7-17.

10. Кокин А. Н. Формирование системы инфраструктурного предпринимательства: цели развития, ключевые бизнес-функции и параметры устойчивости: монография / Кокин А. Н. М.: Изд-во «ИЦ РИОР», «НИЦ ИНФРА-М», 2020. 132 с.

11. Кузьмина Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт» 2019. 417 с.

12. Литвинова А. Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 2. С. 23-26.

13. Логинова А. Г., Юричева, Е. Ю. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2018. Т. 3. № 7. С. 71-75.

14. Морозова Г. А., Зимин В. А. О роли государства в реализации инвестиционной политики / Современные проблемы управления: межвуз. сб. научных трудов / под общ. ред. С. А. Мартышкина, С. А. Ключникова. Самара: Изд — во «Самарский университет», 2018. Вып. 9. С. 134-138.

15. Пиньковецкая Ю. С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: уровень насыщения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2-1. С. 132-142.

16. Полетаев В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: монография / Полетаев В. Э. М.: Изд-во «НИЦ ИНФРА-М», 2018. 281 с.

17. Полетаев В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: монография / Полетаев В. Э. М.: Изд-во «НИЦ ИНФРА-М», 2019. 624 с.

18. РасуловаЛ. В. Трактование терминов «малый бизнес» и «малое предпринимательство» в современной литературе // Science Time. 2019. № 5 (29). С. 564-567.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Растворцева С. Н., Манаева И. В. Социально-экономическое развитие моногородов Центрально-Черноземного района России: проблемы и пути решения. М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. 140 с.

20. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин. М.: Изд-во «Юрайт», 2013. 544 с.

21. Рудакова О. С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О. С. Рудакова. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2013. 343 с.

22. Уланова Е. Н. Развитие государственной поддержки малого бизнеса в России // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 65.

23. Ромицына Г. А., Романовская Н. Н. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в регионе // Вестник Тульского

филиала Финуниверситета. 2019. № 1. С. 181—184.

24. Ускова Т. В. Моногород: управление развитием: монография / Т. В. Ускова. Москва: СПб.: Питер, 2012. 727 с.

25. Халяпин А. А., Куфтырева Е. Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 1-1 (56). С. 125-127.

26. Чеботарев В. С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 2 (34). С. 225

27. Boyle M. Cultural politics of Glasgow, European City of Culture: making sense of the role of local state in urban regeneration. PhD Thesis. University of Edinburg, 1992. 508 p.

28. Maksimova D. Russian Monotowns. MA Thesis, Lund University, 2015. URL: http://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId= 7374168&fileOId=7374174 (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

References

1. Baldina Yu. A. The role and place of small and medium-sized businesses in modern economic conditions. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo [Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series], 2018, vol. 26, no. 4. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=26643676 (accessed: 10 April, 2021) (in Russian).

2. Garfinkel' V. Ya Innovacionnoe predprinimatel'stvo: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Innovative entrepreneurship: a textbook and workshop for secondary vocational education], edited by V. Ya Garfinkel, T. G. Popadiuk. Moscow: Publishing house "Yurayt", 2019, 523 p. (in Russian).

3. Gordeeva D. S. Sovremennye mekhanizmy real'nogo sektora ekonomiki v sfere sovmestnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti [Modern mechanisms of the real sector of the economy in the field of joint educational activities], D. S. Gordeeva, S. S. Demtsura, v. sb. Predpriyatiya, otrasli i regiony: genezis, formirovanie, razvitie i prognozirovanie [Enterprises, industries, and regions: genesis, formation, development, and forecasting], Nizhny Novgorod: NOO "Professional'naya nauka", 2019, pp. 52-61 (in Russian).

4. Gracheva K.M., Peter E. V. State support for the development of small business in the Russian Federation. Nauchnyy al'manah [Scientific Almanac], 2018, no. 7-1 (21) (in Russian).

5. Demtsura S. S. Small business: the role and problems of development. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie iputi razvitiya [New science: Current state and ways of development], 2010, no. 9, pp. 223-225 (in Russian).

6. Demtsura S. S. Ekonomika znaniya kak strategicheskaya cel' modernizacii rossiyskoy ekonomiki [The economy of knowledge as a strategic goal of

modernization of the Russian economy], v sb, Nauka YuUrGU: sbornik nauchnyh trudov [Nauka SUSU: collection of scientific papers], 2017, vol. 1. no. 3-1 (13). p. 3-8 (in Russian).

7. Ivanov O. B., Bukhvald E. M. Small and medium-sized entrepreneurship as a factor of spatial development of the Russian economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no. 5, pp. 7-21 (in Russian).

8. Ivanov O.B., Buchwald E. M. Monogoroda Rossii: from outsiders to leaders of economic development. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 5, pp. 7-24 (in Russian).

9. Ivanov O. B. Role, place and significance of large companies and corporations in the national and world economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 5, pp. 7-17 (in Russian).

10. Kokin A. N. Formirovanie sistemy infrastrukturnogo predprinimatel'stva: celi razvitiya, klyuchevye biznes-funkcii i parametry ustoychivosti: monografiya [Formation of the infrastructure entrepreneurship system: development goals, key business functions and sustainability parameters: monograph], Moscow: Publishing house "IC RIOR", "NIC INFRA-M", 2020. 132 p. (in Russian).

11. Kuzmina E. E. Predprinimatel'skaya deyatel'nost': uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Entrepreneurial activity: a textbook for secondary vocational education], 3rd ed., reprint. and add. Moscow: Publishing house "Yurayt", 2019. 417 p. (in Russian).

12. Litvinova A. G. Forms and methods of management in small business. Nauka ibiznes:puty razvitiya [Science and business: ways of development], 2018, no. 2, pp. 23-26 (in Russian).

13. Loginova A. G., Yuricheva, E. Yu. Actual problems of small and medium-sized entrepreneurship in modern Russia. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sel'skohozyaystvennye nauki. Ekonomicheskie nauki [Bulletin of the Mari State University. Series: Agricultural Sciences. Economic sciences], 2018, vol. 3, no. 7, pp. 71-75 (in Russian).

14. Morozova G. A., Zimin V. A. O roli gosudarstva v realizacii investicionnoy politiki [On the role of the state in the implementation of investment policy], v sb. Sovremennye problemy upravleniya: mezhvuz. sb. nauchnyh trudov [Modern problems of management: mezhvuz. sb. nauchnykh trudov], under the general editorship of S. A. Martyshkin, S. A. Klyuchnikov, Samara: Publishing house "Samarskiy universitet", 2018, iss. 9, pp. 134-138 (in Russian).

15. Pinkovetskaya Yu. S. Small and medium-sized enterprises in the regions: the level of saturation. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences], 2019, no. 2-1, pp. 132-142 (in Russian).

16. Poletaev V. E. Gosudarstvo i biznes v Rossii: innovacii i perspektivy: monografiya

[State and business in Russia: innovations and prospects: monograph], Moscow: Publishing house "NIC INFRA-M", 2018, 281 p. (in Russian).

17. Poletaev V. E. Biznes v Rossii: innovacii i modernizacionnyy proekt: monografiya [Business in Russia: innovations and modernization project: monograph], Moscow: Publishing house "NIC INFRA-M", 2019, 624 p. (in Russian).

18. Rasulova L. V. Interpretation of the terms "small business" and "small entrepreneurship" in modern literature. Science Time, 2019, no. 5 (29), pp. 564-567 (in Russian).

19. Razvortseva S. N., Manaeva I. V. Social'no-ekonomicheskoe razvitie monogorodov Central'no-Chernozemnogo rayona Rossii: problemy i puti resheniya [Socio-economic development of single-industry towns in the Central Chernozem region of Russia: problems and solutions], Moscow: Ekon.-Inform. Publishing House, 2019. 140 p. (in Russian).

20. Repin V. V. Processnyy podhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov [Process approach to management. Modeling ofbusiness processes], Moscow: Publishing house "Yurayt", 2013, 544 p. (in Russian).

21. Rudakova O. S. Reinzhiniring biznes-processov: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Reengineering of business processes: textbook for university students], Moscow: Publishing house "UNITY-DANA", 2013, 343 p. (in Russian).

22. Ulanova E. N. Development of state support for small business in Russia. Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2015, no. 4(28), p. 65 (in Russian).

23. Romitsyna G. A., Romanovskaya N. N. Modern state and trends in the development of small business in the region. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta [Bulletin ofthe Tula branch ofthe Finuniversitet], 2019, no. 1, pp. 181-184 (in Russian).

24. Uskova T. V. Monogorod: upravlenie razvitiem: monografiya [Monogorod: management of development: monograph], Moscow: St. Petersburg: Piter, 2012, 727 p. (in Russian).

25. Khalyapin A. A., Kuftyreva E. B. Small business in the financial system ofthe region. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie iputi razyitiya [New science: Current state and ways of development], 2018. no. 1-1 (56), pp. 125-127 (in Russian).

26. Chebotarev V. S. Small and medium-sized entrepreneurship as a strategic factor of economic security of Russia. Yuridicheskaya nauka ipraktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no. 2(34), p. 225 (in Russian).

27. Boyle M. Cultural policy of Glasgow, the European City of Culture: understanding the role of the local state in the revival of cities. PhD thesis. University of Edinburgh, 1992, 508 p.

28. Maksimova D. Russian Monotowns. Master's thesis, Lund University, 2015. Available at: http://lup.lub.lu.se/luur/download?func=DownloadFile&recor dOId=7374168&fileOId=7374174 (accessed: 10 April, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.