Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РОССИИ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МОНОГОРОДА / МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ECONOMY / SINGLE-INDUSTRY TOWNS / SINGLE-INDUSTRY SETTLEMENTS / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / REGION / CITY-FORMING ENTERPRISE / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Ольга Николаевна

В последнее время большая часть градообразующих предприятий находится в удручающем состоянии, что непосредственно сказывается на уровне развития моногородов. Ввиду этого, малый бизнес имеет решающее значение в процессе стабилизации социально-экономического положения моногородов России. Он принимает участие в пополнении муниципальных и региональных бюджетов, обеспечивает местное население необходимыми услугами и товарами, а также вакантными рабочими местами, которые могут занять высвобождающиеся сотрудники градообразующих предприятий. При создании благоприятных условий для развития малого предпринимательства, оно способно сыграть заметную роль и обеспечить модернизацию, комплексное развитие экономики монопрофильных муниципалитетов. В рамках настоящей статьи нами была проанализирована динамика создания благоприятной среды для развития малого бизнеса в моногородах на примере моногородов республики Хакасии. Выявлены и проанализированы факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства на территории моногородов, а также изучены государственные и региональные меры по развитию малого бизнеса на соответствующих территориях. В заключение статьи был сделан вывод о том, что поддержку малого бизнеса следует расценивать как инструмент, обеспечивающий поддержание и дальнейшее процветание российских моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AS A REVITALIZATION FACTOR FOR THE ECONOMY OF MONOPROFILE MUNICIPALITIES OF RUSSIA

Recently, most of the city-forming enterprises are in a deplorable state, which directly affects the level of development of single-industry towns. In view of this, small business is crucial in stabilizing the socio-economic situation of single-industry towns in Russia. He takes part in the replenishment of municipal and regional budgets, provides the local population with necessary services and goods, as well as vacant jobs that may be taken by the vacated employees of city-forming enterprises. When creating favorable conditions for the development of small business, it is able to play a significant role and ensure modernization and comprehensive development of the economy of single-industry municipalities. In the framework of this article, we analyzed the dynamics of creating an enabling environment for the development of small business in single-industry towns using the example of single-industry towns in the Republic of Khakassia. The factors inhibiting the development of small business in the territory of single-industry towns were identified and analyzed, and state and regional measures for the development of small business in the respective territories were studied. In conclusion of the article, it was concluded that the support of small businesses should be regarded as a tool that ensures the maintenance and further prosperity of Russian single-industry towns.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РОССИИ»

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Развитие малого бизнеса как фактор оздоровления экономики монопрофильных муниципалитетов России

Ефимова Ольга Николаевна,

ассистент Департамента экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: onefimova@fa.ru

В последнее время большая часть градообразующих предприятий находится в удручающем состоянии, что непосредственно сказывается на уровне развития моногородов. Ввиду этого, малый бизнес имеет решающее значение в процессе стабилизации социально-экономического положения моногородов России. Он принимает участие в пополнении муниципальных и региональных бюджетов, обеспечивает местное население необходимыми услугами и товарами, а также вакантными рабочими местами, которые могут занять высвобождающиеся сотрудники градообразующих предприятий. При создании благоприятных условий для развития малого предпринимательства, оно способно сыграть заметную роль и обеспечить модернизацию, комплексное развитие экономики монопрофильных муниципалитетов. В рамках настоящей статьи нами была проанализирована динамика создания благоприятной среды для развития малого бизнеса в моногородах на примере моногородов республики Хакасии. Выявлены и проанализированы факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства на территории моногородов, а также изучены государственные и региональные меры по развитию малого бизнеса на соответствующих территориях. В заключение статьи был сделан вывод о том, что поддержку малого бизнеса следует расценивать как инструмент, обеспечивающий поддержание и дальнейшее процветание российских моногородов.

Ключевые слова: экономика, моногорода, монопрофильные поселения, малый бизнес, предпринимательство, регион, градообразующее предприятие, налогообложение.

Для того чтобы российская экономика вышла из состояния стагнации важно предпринять все возможные меры для решения проблемы регионального протекционизма и дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований.

Исторически сложилось, что экономика нашей страны была традиционно основана на базе горнодобывающего и промышленного секторов. С учетом этой специализации на территории России были созданы целые группы предприятий и производственных центров, что легло в основу развития монопрофильных городских образований. Отличительной спецификой моногородов, как известно, является зависимость от градообразующих предприятий и, что самое главное, их финансово-экономического состояния и уровня востребованности производимой продукции/товаров на рынке [6, С. 167-170].

Моногородами именуют населенные пункты, социально-экономическое состояние которых находится в прямой зависимости от одного или нескольких крупных промышленных комплексов.

В настоящее время в России насчитывается около 319 муниципальных образований, которые имеют статус моногорода.

Согласно статистическим исследованиям, не менее 916 тысяч граждан, проживающих на территории российских моногородов, являются сотрудниками градообразующих предприятий. Это, конечно, не такая большая цифра, если сравнивать ее с численностью занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса (свыше 1,5 миллиона человек). Однако важно учитывать сегодняшнее нестабильное состояние национальной экономики и рыночной конъюнктуры. Так, на увольнение одного сотрудника градообразующего предприятия приходится потеря сразу нескольких рабочих мест на малых предприятиях, ведь последние - «обслуживающий сектор» градообразующей отрасли [8, С. 138-148].

Известно, что в последние годы преобладающая доля отечественных моногородов находятся в крайне удручающем состоянии. Поэтому власти страны должны уделять пристальное внимание рассматриваемой категории городских поселений. Они должны стать предметом особой заботы высшего руководящего звена страны.

По подсчетам ученых-статистиков, в среднем на территории моногородов проживает не ме-

сз о

со £

m Р

сг

от А

о. в

нее десятой доли населения России. А это почти 15 млн человек. Чтобы жизнь граждан России, проживающих на территории монопрофильных образований, можно было назвать достойной и благополучной, важно решить задачу трансформации депрессивных и стажирующих моногородов в перспективные территории, территории новых возможностей. Это, безусловно, достаточно амбициозная задача, решение которой будет нелегким. Чтобы реализовать задуманное целесообразно задействовать меры, которые на практике давно доказали свою эффективность. Но для этого также подойдут и новые, перспективные формы поддержки [6, С. 167-170].

Как известно, основная проблема всех моногородов страны - их зависимость от градообразующего предприятия. По этой причине экономика монопрофильных городских поселений отличается повышенной уязвимостью. Учитывая это обстоятельство, на их территории целесообразно развивать альтернативные производства, расширять МСП. При этом для развития малого бизнеса требуется особая поддержка со стороны государства и самого муниципального образования.

Помочь моногородам в решении указанной проблемы призваны следующие институты развития - Корпорация МСП, ВЭБ.РФ, Фонд развития моногородов, Российский экспортный центр. По мере необходимости их представители объединяются в команды единомышленников, что способствует большей эффективности.

В рамках настоящей статьи подробнее с состоянием малого бизнеса на территории монопрофильных образований ознакомимся на примере моногородов республики Хакасия. Следует отметить, что для рассматриваемой республики проблема развития моногородов имеет особое значение. Поэтому к решению этого вопроса привлечено внимание многих узких специалистов. Они заняты поиском наиболее оптимальных моделей развития моногородов. К слову, это достаточно непростая задача, ведь специфика их существования, как правило, обусловлена зависимостью от сырьевой направленности и градообразующего предприятия.

Кризис предприятий такой категории оказывает непосредственное влияние на условия и качество жизни населения моногородов. Нередко трудности функционирования градообразующего предприятия (падение спроса на реализуемые товары/продукцию, проблемы с ликвидностью) предопределяют рост безработицы, миграцию населения моногорода, и иные социально неблагоприятные последствия. В последние годы много внимания уделяется развитию частных инициатив как перспективных направлений развития монопрофильных территорий [6, С. 167-170].

Развитие малого бизнеса в моногородах Хакасии на сегодняшний день признается актуальной проблемой экономики региона. В целом Хакассию и ее монопрофильные образования настигла типичная проблема российских регионов.

Проблема устойчивого развития моногородов рассматриваемой республики считается особо важной в перечне традиционных экономических проблем государства. Как известно, решению этой проблемы будет способствовать развитие и расширение малого бизнеса. Его преимущества в социально-экономическом развитии территорий состоят в том, что он отличается повышенной мобильностью и оперативностью, может быстро реагировать на вызовы времени.

При этом его развитие не представляется возможным без прямого участия в этом процессе государства, т.е. для развития малого бизнеса в моногородах необходимо серьезная и комплексная поддержка со стороны федеральных и региональных властей.

Расширение сети малого предпринимательства на территории моногородов позволит решить следующие острые социально-экономические проблемы: безработицы за счет создания новых рабочих мест вне градообразующих предприятий, развитие торговли, сферы услуг, кластеризации, диверсификации, демонополизации экономик монопрофильных территориальных образований.

На рисунке 1 представлен перечень моногородов Хакасии и их градообразующих предприятий [8, С. 138-148], с указанием года основания или ввода в эксплуатацию, собственника, отрасли и основной выпускаемой продукции.

Рис. 1. Перечень моногородов Хакасии и их градообразующие предприятия [8, С. 138-148]

В июле 2017 г. город монопрофильного типа Абаза был удостоен статуса территории опережающего развития (сокращенно ТОР). В течение 10 лет с момента присвоения статуса размер страховых взносов для его резидентов будет снижен с 30 до 7,6%. Также сроком на пять лет резиденты ТОР освобождаются от уплаты налогов на землю и имущество. Благодаря такому нововведению запланировано привлечение в моногород инве-

стиций, общая сумма которых должна достигнуть 2,5 млрд руб. Также новый статус г. Абаза должен поспособствовать росту рабочих мест и снижению зависимости населения от градообразующего предприятия.

Стандартный срок действия статуса ТОР дается для моногорода - 10 лет. По истечению данного срока, его можно продлить еще на 5 лет. Главным преимуществом статуса ТОР для моногорода можно назвать разнообразные преференции и налоговые послабления (преимущественно для предпринимателей).

Последние распространяются на резидентов ТОР, которыми именуют все юридические лица (включая представителей малого бизнеса), заключившие договоры о реализации экономической деятельности на территории моногорода, имеющего статус ТОР. Такие юридические лица проходят процедуру обязательной регистрации и включаются в реестр резидентов. Для того чтобы получить статус резидента, юридическому лицу необходимо разработать и предоставить на оценку специализированной комиссии инвестиционный проект с планом его реализации [8, С. 138-148].

Республика Хакасия принимает участие в одном из важнейших проектов, направленных на развитие отечественной экономики. Этот проект называется «Комплексное развитие моногородов». Ответственность за его реализацию на территории анализируемой республики возложена на министерство экономического развития Республики Хакасия.

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 1398-р, по состоянию на 2018 г. к моногородам 1 категории (монопрофильные образования с крайне сложным социально-экономическим положением, обусловленным проблемами градообразующих предпрниятий) были причислены пос. Вершина Тёи, г. Абаза, с. Туим; к моногородам 2 категории (моногорода, социально-экономическое положение которых находится в степени риска) -г. Сорск, г. Саяногорск, г. Черногорск.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что малый бизнес - главная надежда модернизации экономик монопрофильных образований, большая часть из которых в последние годы находятся в состоянии кризиса.

Пос. Вершина Тёи и с. Туим республики Хакасия были отнесены к наиболее сложным по социально-экономическому положению монопрофильным территориям [8, С. 138-148].

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, было принято решение развивать малое предпринимательство на этих территориях. Так, например, в Туимском сельсовете локализованы объекты, которые были бы интересны туристам: Туимский провал, Туимский кромлех (археологический памятник), оз. Изба, оз. Собачье (Пионерское).

На сегодняшний день туристов привлекает Туимский провал. Он стал популярным местом отдыха. Там организуются экскурсии для разных кате-

горий туристов. Администрация приняла решение о создании на территории с. Туим в ближайшее время кафе и парка с аттракционами. С учетом регулярного потока туристов, реализация проекта будет достаточно выгодной и быстро окупаемой.

Озера села используются для сезонного отдыха, а Туимский кромлех привлекает туристов многовековыми легендами и нестандартными размерами.

Таким образом, в развитии анализируемой территории особо значение будет иметь малый бизнес. Это единственная область предпринимательства, которая способна оперативно реагировать на социально-экономические изменения.

Теперь проанализируем сегодняшнее экономическое состояние и перспективы его улучшения в пос. Вершина Тёи, после ликвидации градообразующего предприятия «Тейский рудник». Учитывая то обстоятельство, что территория поселка богата полезными ископаемыми, на промышленных отвалах Тейского рудника целесообразно развивать производство кубовидного и мелкого щебня. Также может быть организовано строительство мини-завода, специализирующегося на переработке мрамора, твердых бытовых отходов [8, С. 138-148].

В рамках расширения малого предпринимательства на территории поселка может быть создан спортивно-туристический комплекс «Вершина Тёи». В последние годы активно ведутся переговоры о строительстве туристического комплекса, центра спортивной подготовки по лыжным гонкам, создания туристско-рекреационного комплекса «Поднебесье» [6, С. 167-170].

Вышеизученные монотерритории Хакасии причислены к наиболее кризисным территориям по экономическому положению. В 2019 г. им была оказана материальная поддержка в размере 0,06 млн руб. (Вершине Тёи) и 0,15 млн руб. (Туим) соответственно.

Уровень безработицы на территории монопрофильного образования Вершина Тёи достиг более 7%, а в Туиме - 3%.

К слову, официально зарегистрированный уровень безработицы в республике в январе 2019 г. был равен примерно 1,5% от общей численности трудоспособного населения. Самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в моногороде Черногорске (всего 1%) [8, С. 138-148].

Помочь улучшению экономической ситуации моногородов республики призван малый бизнес. Особое внимание при расширении представительства малого бизнеса следует обратить на: народные промыслы, реализацию небольших инвестиционных проектов, производство услуг и товаров, переработку промышленных и твердых бытовых отходов и пр.

Поддержка малого предпринимательства может быть реализована в преумножении человеческого капитала, разработке перспективных программ для развития моногородов, развитии государственно-частного партнерства и доступности кредитных ресурсов [10, С. 370-371].

сз о со от гп Р от

от А ш

Перспективной моделью развития сохранившихся моногородов Хакасии будет активизация и расширение частного предпринимательства (преимущественно малого бизнеса). Но для реализации на практике этой идеи требуется систематическая поддержка представителей малого предпринимательства со стороны федеральных и региональных властей. Важно создать благоприятные условия для развития малого бизнеса на территории монопрофильных образований [7, С. 128-130].

Важно направить силы на устранение типичных проблем, тормозящих развитие малого бизнеса, ввести преференции и льготы, создать комфортные условия.

В ходе многолетних наблюдений, учеными были установлены следующие факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса на территории моногородов: дефицит квалифицированных кадров; низкая предпринимательская активность самого населения; неразвитость транспортной инфраструктуры; высокие ставки по кредитам; низкая платежеспо-

собность потребителей товаров и услуг. Необходимо преодолеть указанные факторы. Конечно, это задача не из легких. Развитию малого предпринимательства на территории моногородов должно быть отведено приоритетное значение.

В последнее время становятся популярны льготные микро- займы на пополнение оборотных средств или вложение во внеоборотные активы; первый взнос договора по лизингу оборудования (транспортные средства, промышленные приборы, станки, аппараты, установки, машины). Льготные микрозаймы стали выдаваться только предпринимателям, экономическая деятельность которых локализована на территории моногородов [10, С. 370-371].

Задача популяризации малого бизнеса и в целом повышение престижа предпринимательства должны иметь системный характер. Молодое поколение также должно иметь возможность самореализации на территории моногородов посредством открытия и ведения малого бизнеса.

Таблица 1. Количественные показатели МСП в монопрофильных образованиях Республики Хакасия (по состоянию на 2019 г.) [8, С. 138-148]

Монопрофильный муниципалитет Число / численность работающих, чел. Занятые в сфере МСП, чел./ доля в общей численности трудоспособного населения ММО,% Численность населения, чел. Соотношение занятых в МСП к общей численности насе-ления,%

МСП микропредприятия ИП

всего / в трудоспособном возрасте

г. Абаза 38/ 1801 86/300 309/ 706 2807/ 62 15137 / - 18

г. Саяно-горск малые - 48/ 2048; средние - 2/ 220 2068/957 1679/ 3389 6614/ 29,6 60317/ - 11

г. Сорск 4/ - 8 206 / - 230/ 5 11324 / 5821 -

г. Черно-горск малые - 80/ -; средние - 6/- 2193/ - 1669/ - - /24% 77400/ - 10

пос. Вершина Тёи 6/ 58 - 7/ 59 117/64 3028/1463 4

с. Туим 2/ 337 - 27/ 56 393/485 4239/1980 9

Итого 186/ 4464 4355/ 1257 3897/ 4210 - 171445/ - -

Итак, в вопросе социально-экономического развития монопрофильных территорий важно подходить комплексно. С этой целью на территории России недавно был запущен проект «Место притяжения». Его цель состоит в оживлении моногородов благодаря расширению малого бизнеса, создании в моногородах торговых и прогулочных улиц, которые станут центрами притяжения для туристов и горожан. Свыше 130 российских моногородов проявили интерес и уже изъявили желание стать участниками проекта.

Участникам проекта предлагаются льготные франшизы (16 франшиз с минимальным объемом инвестиций и льготным паушальным взносом) „ и займы под 0% годовых на суммы от 5-250 мил-= лионов рублей. Корпорацией МСП также занима-© ется активной поддержкой малого бизнеса на тереЗ ритории монопрофильных образований. Так, на-~ пример, Фонд выдает представителям малого биз-зе неса льготные займы, а Корпорация - гарантию.

Таким образом, проявляется синергия институтов развития [7, С. 128-130].

Не так давно МОНОГОРОДА.РФ совместно с ВЭБ.РФ и РЭЦ представили совместный проект под названием - «Прошагай город». Жители моногородов разбиваются на команды, проходят туристические маршруты города и наносят их объекты на «Яндекс» или «Гугл» карты. Этот проект также направлен на расширение малого бизнеса моногородов. Так, происходит рост массовых посещений территорий после нанесения точек малого бизнеса на онлайн-карты и у предпринимателей повышается количество посетителей. Привлечение туристов на территории моногородов, в свою очередь, также благотворно влияет на развитие гостиничного бизнеса, индустрии питания, художественных промыслов [10, С. 370-371].

Все эти меры являются своеобразным толчком к снижению зависимости населения и экономик монопрофильных образований от градообразую-

щих предприятий, способствуют росту новых рабочих мест в альтернативных сферах.

Во многих моногородах в последнее время ведется достаточно активная работа с бизнес-сообществом: систематически организуются бизнес-завтраки, где представители малого бизнеса имеют возможность рассказать о полученных ими мерах поддержки и наболевших проблемах ведения бизнеса, поделиться опытом с другими предпринимателями [7, С. 128-130].

В целом меры поддержки не остаются безрезультатными. Российские моногорода в последние годы живут активной жизнью, их развитие сдвинулось с мертвой точки.

В большинстве монопрофильных территориальных образований появились благоустроенные общественные пространства и зоны отдыха, в которых сконцентрирован малый бизнес.

Малому предпринимательству удается вдохнуть новую жизнь в моногорода, особенно в те из них, которые находятся в тотальной зависимости от убыточного градообразующего предприятия. Именно малый бизнес обеспечивает население монопрофильных территорий новыми рабочими местами. Нередко в сферу малого бизнеса переходят граждане, ранее потерявшие по тем или иным причинам работу на главном предприятии города. Можно смело утверждать, что поддержка со стороны федеральных и региональных институтов и властей индивидуальных предпринимательских инициатив, включая представителей малого бизнеса, является стратегическим фактором развития ММО.

Налогообложение, как известно, больная тема всех без исключения предпринимателей. При этом для малых предприятий оно зачастую становится причиной закрытия ИП. К сожалению, налоги на малый бизнес показывают ежегодную тенденцию к росту [6, С. 167-170].

Принимая это во внимание, хорошим подспорьем для развития малого бизнеса в моногородах могла бы стать отмена налогов на протяжении первых лет после открытия малого предпринимательства, либо внедрение льготной выплаты налогов для представителей малого бизнеса. Это позволит представителям малого бизнеса лучше освоиться и закрепиться на рынке, обеспечить людей рабочими местами, повысить доходность бизнеса. Среди налоговых льгот было бы уместно предоставление малым предприятиям возможности размещения на муниципальных площадях, ставки за аренду которых были бы максимально снижены по сравнению по среднерыночными арендными ценами.

В заключение настоящего исследования напомним, что монопрофильные образования были образованы в эпоху СССР вокруг градообразующих предприятий. Как правило, все жители моногородов трудоспособного возраста трудились на градообразующем предприятии. Первые проблемы в жизнь моногородов пришли в начале 90-х. Попытки градообразующих предприятий само-

стоятельно освоить рынок нередко приводили к их полному закрытию или сокращению производства. К слову, любые изменения в функционировании градообразующего предприятия неминуемо сказываются на уровне жизни населения моногорода [7, С. 128-130].

Очевидно, что монопрофильные образования может спасти только малый бизнес. Вдохнуть жизнь в «полумертвые» моногорода можно только путем создания новых рабочих мест, которые не будут иметь отношения к градообразующему предприятию. Преимущества малого бизнеса скрываются в том, что для его открытия не требуется внушительных инвестиций, если сравнить его со средним или крупным бизнесом. При этом открытие, посредством малого бизнеса, новых рабочих вакансий, освободит администрацию моногородов от бремени выплат законных пособий по безработице уволенным сотрудникам градообразующего предприятия. Чтобы достигнуть такого результата, правительству необходимо всеми возможными мерами поддерживать развитие малого бизнеса в моногородах, включая административные методы и материальную поддержку. К примеру, власти могут предоставить представителям малого бизнеса льготы на участие в тендерах на госзаказы. Это позволит представителям малого предпринимательства найти новые рынки сбыта и, возможно, будет способствовать повышению спроса на производимую продукцию.

Не стоит забывать и про простых граждан, которые ввиду своей узкой специализации при увольнении с градообразующего предприятия остались без работы. Для этой категории жителей моногородов целесообразно организовать за счет государства (бесплатные) курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Это даст возможность узким специалистам освоить на бесплатных/льготных условиях новые востребованные сегодня профессии. Притом при разработке перечня специальностей, особое внимание государства должно быть приковано к предприятиям малых форм, чтобы вновь отучившиеся граждане в дальнейшем смогли создать собственное малое предприятие на территории моногорода.

Литература

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// govemment.ru/docs/23354/ (дата доступа: 25.06.2020)

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/.(дата доступа: 25.06.2020)

сз о со от m Р от

от А

3. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 3227-р «Об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consulnant.ru/document/cons_ doc_LAW_34252/ (дата доступа: 25.06.2020)

4. Дмитриева Е.О. Модели развития малого предпринимательства в моногородах РФ//Аге Administrandi. Искусство управления. 2017. Т. 9. № 2. С. 195-216.

5. Кулай С.В. Зарубежный опыт модернизации и реструктуризации экономики моногородов// Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 73. С. 224-248.

6. Кунанбаева К.Б. Малый и средний бизнес в системе моногородов РФ//Самоуправление. 2019. Т. 2. № 4 (117). С. 167-170.

7. Милицина К.С. Проблемы малого предпринимательства в моногородах//В книге: современные тенденции и инновации в науке и производстве. 2017. С. 128-130.

8. Прищепа Е.В. Модели развития моногородов в республике Хакасия: социально-экономические перспективы и роль малого предпринима-тельства//Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 17. № 4. С. 138-148.

9. Раевич И.А. Малый бизнес как фактор обеспечения конкурентоспособности моногородов России//Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 4 (76). С. 129-135.

10. Тюплина И.А. Проблемы развития малого бизнеса в условиях моногорода//В сборнике: Россия в системе современной социальной реальности. 2017. С.370-371.

SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AS A REVITALIZATION FACTOR FOR THE ECONOMY OF MONOPROFILE MUNICIPALITIES OF RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Efimova O.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Recently, most of the city-forming enterprises are in a deplorable state, which directly affects the level of development of single-industry towns. In view of this, small business is crucial in stabilizing the socio-economic situation of single-industry towns in Russia. He takes part in the replenishment of municipal and regional budgets, provides the local population with necessary services and goods, as well as vacant jobs that may be taken by the vacated employees of

city-forming enterprises. When creating favorable conditions for the development of small business, it is able to play a significant role and ensure modernization and comprehensive development of the economy of single-industry municipalities. In the framework of this article, we analyzed the dynamics of creating an enabling environment for the development of small business in single-industry towns using the example of single-industry towns in the Republic of Kha-kassia. The factors inhibiting the development of small business in the territory of single-industry towns were identified and analyzed, and state and regional measures for the development of small business in the respective territories were studied. In conclusion of the article, it was concluded that the support of small businesses should be regarded as a tool that ensures the maintenance and further prosperity of Russian single-industry towns.

Keywords: economy, single-industry towns, single-industry settlements, small business, entrepreneurship, region, city-forming enterprise, taxation.

References

1. Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030. Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of June 2, 2016 [Electronic resource]. Access mode: http:// govemment.ru/docs/23354/ (date accessed: 25.06.2020)

2. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ [Electronic resource]. Access mode: http://base.garant. ru/12154854/. (Access date: 25.06.2020)

3. Order of the Government of the Russian Federation of December 27, 2019 No. 3227-r "On approval of the plan for the implementation of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025" [Electronic resource]. Access mode: http://www.consulnant.ru/document/cons_doc_ LAW_34252/ (date accessed: June 25, 2020)

4. Dmitrieva E.O. Models of small business development in single-industry towns of the Russian Federation // Ars Administrandi. The art of management. 2017.Vol. 9.No. 2.P. 195-216.

5. Kulai S.V. Foreign experience of modernization and restructuring of the economy of single-industry towns // Public Administration. Electronic bulletin. 2019.No. 73. S. 224-248.

6. Kunanbaeva K.B. Small and medium business in the system of single-industry towns of the Russian Federation // Self-government. 2019.Vol. 2.No. 4 (117). S. 167-170.

7. Militsina K.S. Problems of small business in single-industry towns // In the book: modern trends and innovations in science and production. 2017.S. 128-130.

8. Prischepa E.V. Models of development of single-industry towns in the Republic of Khakassia: socio-economic prospects and the role of small business // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. 2019.Vol. 17.No. 4.P. 138-148.

9. Raevich I.A. Small business as a factor in ensuring the competitiveness of single-industry towns in Russia // Modern competition. 2019.Vol. 13.No. 4 (76). S. 129-135.

10. Tyuplina I.A. Problems of small business development in a monotown // In the collection: Russia in the system of modern social reality. 2017.S. 370-371.

a.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.