Научная статья
УДК 369.036
DOI: 10.34130/2070-4992-2023-3-2-232
Государственное управление поддержкой малого и среднего предпринимательства в экосистемах Севера и Арктики: проблемы и перспективы
Ариф Пирвелиевич Шихвердиев1, Евгений Александрович Пономаренко2, Андрей Анатольевич Вишняков3, Нина Александровна Оганезова4,
134Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, 2Министерство экономического развития Республики Коми Сыктывкар, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2969-3053;
[email protected]; [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6189-6021
Аннотация. В настоящей работе проанализированы вопросы государственного управления и государственной поддержки предпринимательской деятельности. Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство в соответствущих экосистемах Республики Коми, его среда, влияние государственных инструментов и механизмов на результативную деятельность хозяйствующих субъектов Севера и Арктики.
Государственное регулирование рассматривается авторами как важная составляющая развития предпринимательской экосистемы. Для выявления эффективности государственной поддержки проведено исследование факторов развития малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики на примере Республики Коми. По результатам выявлены сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства факторы, определяемые, в первую очередь, сложностями становления природно-культурного, производственного, инфраструктурного, демографического и трудового потенциала.
Научная работа основывается на таких методах исследования, как анкетирование, экспертный опрос, анализ и синтез инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства республики. Авторами проанализированы оценки эффективности механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Коми за 2015, 2018, 2023 гг.
Предложены меры по повышению эффективности государственного управления поддержкой малого и среднего предпринимательства, заключающиеся в том числе в разработке и внедрении институциональных основ механизмов стимулирования, повышении уровня государственного и корпоративного управления, корпоративной культуры, институтов развития малого и среднего предпринимательства, повышении социальной и экологической ответственности малого и среднего предпринимательства, финансового обеспечения путем развития фондового рынка и другие. Разработанные рекомендации могут быть использованы при разработке программ развития малого и среднего предпринимательства, в работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, Севера, Арктика, предпринимательская экосистема, факторы развития, ограничения в развитии потенциала
Для цитирования: Шихвердиев А. П., Пономаренко Е. А., Вишняков А. А., Оганезова Н. А Государственное управление поддержкой малого и среднего предпринимательства в экосистемах Севера и Арктики: проблемы и перспективы // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2023. Т. 3. Вып. 2. С. 232-242. https://doi.org/ 10.34130/2070-4992-2023-3-2-232
Article
State management of support for small and medium-sized businesses in the ecosystems of the North and the Arctic: problems and prospects
Arif P. Shikhverdiev1, Evgeny A. Ponоmaгenko2, Andrey A. Vishnyakov3, Nina A. Oganezova4,
1,3,4 Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia
2Ministry of Economic Development of the Republic of Komi Syktyvkar, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2969-3053; ^vgeniyap^^mail.ru; [email protected]; 4 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6189-6021
Abstract. In this paper, the issues of public administration and state support of entrepreneurial activity are also considered. The object of the study is small and medium-sized entrepreneurship in the entrepreneurial ecosystems of the Komi Republic, its environment, the impact of state instruments and mechanisms on the productive activities of economic entities of the North and the Arctic.
State regulation is considered by the authors as an important component of the development of the entrepreneurial ecosystem. To identify the effectiveness of state support, a study of the factors of development of small and medium-sized enterprises in the conditions of the North and the Arctic was conducted on the example of the Komi Republic. According to the results, factors constraining the development of small and medium-sized businesses are identified, determined primarily by the difficulties of the formation of natural, cultural, industrial, infrastructural, demographic and labor potential.
The scientific work is based on such research methods as questionnaires, expert survey, analysis and synthesis of the innovative potential of small and medium-sized enterprises of the republic. The authors analyzed the evaluation of the effectiveness of mechanisms to support small and medium-sized businesses in the Komi Republic for 2015, 2018, 2023.
Measures are proposed to improve the efficiency of public administration to support small and medium-sized businesses, including the development and implementation of institutional foundations of incentive mechanisms, improving the level of public and corporate governance, corporate culture, institutions for the development of small and medium-sized businesses, increasing the social and environmental responsibility of small and medium-sized businesses, financial support through the development of the stock market and others. The developed recommendations can be used in the development of programs for the development of small and medium-sized businesses, in the work of state authorities and local self-government.
Keywords: state support, small and medium-sized entrepreneurship, the North, the Arctic, the entrepreneurial ecosystem, development factors, limitations in the development of potential
For citation: Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. State management of support for small and medium-sized businesses in the ecosystems of the North and the Arctic: problems and prospects. . Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchnoissledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University]. 2023. Vol. 3, issue 2, рр. 232-242. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2070-4992-2023-3-2-232
Введение
В настоящее время актуальна проблематика государственного управления поддержкой развития малого и среднего предпринимательства в соответствующих экосистемах Севера и Арктики. Каждая из составляющих экосистемы предпринимательства имеет самостоятельную структуру и определенные границы в зависимости от степени их развития. Например, одним из центральных составляющих экосистемы предпринимательства в условиях Севера и Арктики является механизм государственного регулирования (господдержки) предпринимательства. Но, несмотря на важную роль господдержки, она может быть развита как сильно, так и слабо. И так можно говорить обо всех компонентах экосистемы предпринимательства [1].
На наш взгляд, важнейшей составляющей и конструирующей предпринимательской экосистемы является сама природа Арктики, делающая отбор, определяющая больше рисков и больше возможностей. Важным является выявление факторов, препятствующих развитию предпринимательских экосистем в условиях Арктики.
В связи с этим необходимо прямое государственное стимулирование и регулирование построения предпринимательских экосистем. Другими словами, именно государственное управление является основным составляющим экосистемы предпринимательства в условиях Арктики [1].
На современном этапе, в условиях возрастающей роли естественных монополий и государства, нельзя преуменьшать роль малого и среднего предпринимательства.
Государство осознает существенную роль предпринимательства в формировании бюджета, обеспечиваемого налоговыми выплатами, что в совокупности с формируемыми бизнесом рабочими
местами обеспечивает необходимое стабильное развитие экономики. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что обеспечение приемлемых условий ведения бизнеса находится в фокусе интересов государства.
В Китае, который является одной из самых быстроразвивающихся экономик мира и второй страной по размеру ВВП, на долю малого и среднего бизнеса приходится 60 %, рабочие места, формируемые только малым бизнесом, составляют 79 %, а налоговые отчисления малых предприятий в бюджете страны — более 50 % [2].
Еще в 2018 г. в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации («О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства») Президент РФ указал третий масштабный резерв экономического роста -развитие малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). По его оценкам, вклад МСП в ВВП к 2025 г. подойдет к границе 40 %, а число рабочих мест, образованных этими предприятиями, будет находиться в интервале от 19 до 25 млн человек [3].
Также отметим, что в Национальном проекте по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2018 г. утвержден показатель по годам, и в 2024 г. доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте должна составлять 32 %. Однако в 2020 г. в измененном варианте Национального проекта этот один из ключевых показателей убрали [4].
Принятие Правительством Российской Федерации в 2021-2022 гг. антикризисных мер по предложениям предпринимательского сообщества и проводимая в органах государственной власти работа по совершенствованию регулирования позволили полностью или частично решить более 30 системных проблем бизнеса, представленных в Реестре системных проблем российского бизнеса 2021 г. Однако за прошедший период возникли новые проблемы, которые в совокупности с уже зафиксированными нерешенными проблемами системного характера оказали существенное негативное влияние на развитие бизнеса в России, значительно сдерживая темпы его роста [1].
Теория и методология исследования
В Докладе Уполномоченного по правам предпринимателей РФ анализируются проблемы развития малого и среднего предпринимательства на 2022 г [2].
В 2020 г. потребовался кардинальный пересмотр составляющих национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» как следствие, был исключен один из целевых показателей по доле МСП в ВВП.
Комментируя данную проблематику, следует отметить, что в соответствии с теорией воспроизводства Карла Маркса основой процесса является воспроизводство:
- рабочей силы;
- материальных благ;
- среды обитания и природных ресурсов;
- воспроизводственные отношения между людьми, которые возникают в процессе производства, обмена, распределения и потребления [5].
Если далее анализировать формы воспроизводства, то можно отметить, что есть индивидуальное и общественное воспроизводство. Индивидуальное можно охарактеризовать как воспроизводство, реализуемое на уровне выделенного хозяйствующего субъекта, а общественное — как воспроизводство в масштабе страны материальных благ, человеческих и природных ресурсов, а также взаимоотношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления между людьми. На наш взгляд, увеличить долю МСП в ВВП страны — это значит обеспечить общественное воспроизводство. Получается, что воспроизводство рабочей силы, или как написано в Национальном проекте по предпринимательству, увеличение занятых в МСП является одним из составлявших процесса воспроизводства.
Получается, правильным будет поставить целью развития МСП обеспечение расширенного воспроизводства в сфере МСП (процесс обеспечения непрерывности, увеличения и улучшения производимых общественных благ), естественно, увеличение доли МСП в ВВП. И конечно, все силы государственных органов и органов местного самоуправления, институтов развития должны быть направлены именно на обеспечение расширенного воспроизводства в сфере МСП. Явным показателем этого является доля МСП в ВВП.
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р указано, что
стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 % и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира [6].
Отметим, что цифра 40 % доли МСП в ВВП страны прозвучала в послании Владимира Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Ожидаемую занятость в сфере МСП Президент РФ определил на уровне 25 млн человек [7].
Для того чтобы регулировать риски выполнения этих показателей, обеспечить достижение заданных темпов роста экономики и увеличения доходов домохозяйств, были созданы специальные структуры (например, АО «Корпорация "Мой бизнес"»).
Уполномоченным по правам предпринимателей отмечены следующие важные проблемы в МСП РФ:
- Критерии отнесения к МСП и пороги упрощённых режимов налогообложения. Ввиду изменившейся экономической обстановки критерии отнесения предпринимателей к субъектам МСП устарели [8]. В одной и той же сфере при одинаковых размерах бизнеса один предприниматель может платить 35 % обязательных платежей и налогов с зарплат сотрудников, НДС 20 %, а другой предприниматель применил дробление бизнеса и применяет режим налогообложения УСН. Критерии порогов по упрощенным системам налогообложения не соответствуют критериям отнесения к МСП, также не проводилось их расширение в связи с инфляцией.
- Отсутствие мотивации у органов местного самоуправления к развитию бизнеса. Усилия федеральных и региональных органов власти по созданию условий для развития МСП фактически сводятся на «нет» муниципальными органами, не мотивированными к развитию малого бизнеса. Доходы местных бюджетов лишь в малой степени зависят от налоговых отчислений от бизнеса. При этом большинство услуг, от качества которых зависит успешность бизнеса, предприниматели получают как раз на муниципальном уровне (разрешение на торговлю, земельно-имущественные вопросы, подключение к коммунальным сетям и пр.).
- Устаревшая система налогового регулирования. Существующая на данный момент система налогообложения препятствует динамичному развитию малого и среднего бизнеса, стимулируя дробление бизнеса и теневую оплату труда. В первую очередь это связано с уменьшением объемов оборотных средств, связанным с совершением авансовых платежей по налогам на добавленную стоимость и на прибыль. Существенное давление на хозяйственную деятельность субъектов МСП оказывает регулярная превентивная блокировка счетов. В результате бизнес ориентирован прежде всего на оптимизацию налоговых отчислений, а не на развитие. При этом можно констатировать отсутствие возможности развития производств, даже в существенно перспективных областях, ввиду того, что существующие методы государственной поддержки ориентированы в первую очередь на увеличение количества субъектов МСП [2].
Результативность государственной политики можно оценить с помощью эффективных индикаторов. Для оценки уровня поддержки МСП используется оценка развития малого и среднего бизнеса, выраженная через вклад малого и среднего бизнеса в ВВП. С учетом влияния МСП на темпы и устойчивость роста экономики и доходов населения, объективно необходимым является совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, работы институтов развития.
В этом контексте необходимо учитывать оценку социально-экономической результативности государственной политики со стороны гражданского общества, предпринимательства и аппарата государственного управления, что дает существенный толчок развитию методов ее оценки, в том числе в сфере предпринимательства.
Российские авторы А. Г. Шеломенцев, Л. В. Воронина и Е. Д. Исаева, которые в работе [9] провели исследование формирования представлений о государственной социально-экономической политике по отношению к предпринимательству, а также сформировали методологию по ее оценке, определили и уточнили тенденции развития северных территорий Российской Федерации в социально-экономическом контексте.
Вопросы особенностей реализации мер государственной поддержки субъектов МСП рассмотрены в работе Е. Б. Хоменко, И. В. Матвеевой, Л. А. Ватутиной [10], особенности общегосударственной поддержки МСП, проблемы его становления в регионах — в работе Н. В. Коваленко, Т. А. Сулеймановой [11].
Несмотря на наличие целого ряда работ, посвященным проблемам взаимодействия представителей МСП, анализ литературы показал недостаточную проработанность целого ряда вопросов по данной тематике, связанных с формированием предпринимательства и требующих последующей детальной проработки. Таким образом, в России значительная доля внимания исследователей направлена на изучение государственного регулирования общественных институтов вообще и института предпринимательства в частности.
Результаты научного исследования
Авторами проведена сравнительная оценка эффективности существующего механизма поддержки МСП в Республике Коми в 2015, 2018, 2023 гг. (см. табл.).
Таблица
Оценка эффективности механизмов поддержки МСП в Республике Коми за 2015, 2018, 2023 гг. (%)
ТаЫе
Evaluation of the effectiveness of SME support mechanisms in the Komi Republic
for 2015, 2018, 2023
№ п/п Наименование показателя Год Очень слабо Слабо Средне Хорошо Очень хорошо
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Деятельность бизнес инкубаторов 2015 27 23 34 16 -
2018 16,9 11,3 47,2 13,2 11,3
2023 9,00 25,00 41,00 24,00 1,00
2 Деятельность фондов поддержки малого предпринимательства 2015 23 31 31 15 -
2018 24,5 18,9 49,1 5,6 1,9
2023 11,00 32,00 31,00 24,00 2,00
3 Имущественная поддержка 2015 23 38 27 8 4
2018 24,5 32,1 26,4 3,7 13,2
2023 10,00 22,00 43,00 24,00 1,00
4 Информационная поддержка 2015 8 45 35 12 -
2018 11,3 16,9 39,6 20,7 11,3
2023 5,00 9,00 41,00 41,00 4,00
5 Консультационная поддержка 2015 15 31 46 8 -
2018 13,2 16,9 43,4 13,2 13,2
2023 4,00 12,00 36,00 44,00 4,00
6 Предоставление гарантий для кредитования 2015 19 62 11 8 -
2018 24,5 30,2 56,6 3,8 3,8
2023 16,00 20,00 46,00 17,00 1,00
7 Предоставление грантов 2015 19 50 27 4 -
2018 32,1 11,3 30,2 16,9 9,4
2023 20,00 27,00 32,00 19,00 2,00
8 Предоставление льготных займов 2015 35 50 4 11 -
2018 35,8 18,8 28,3 13,2 3,7
2023 19 24 33 22 2
9 Предоставление субсидий 2015 15 58 23 4 -
2018 18,8 16,9 32,1 18,8 13,2
2023 18 18 34 27 3
Окончание табл. Table ending
1 2 3 4 5 6 7 8
10 Проведение образовательных программ 2015 - 15 46 35 4
2018 11,3 13,2 50,9 13,2 11,3
2023 3 17 43 30 7
11 Региональные налоговые льготы 2015 23 42 23 12 -
2018 33,9 24,5 32,1 1,9 7,5
2023 19 21 40 19 1
12 Содействие и размещение госзаказа 2015 26 35 35 4 -
2018 18,8 22,6 43,4 7,5 7,5
2023 11 26 44 18 1
13 Предоставление льготного лизинга 2015 - - - - -
2018 - - - - -
2023 14 22 45 18 1
В 2015 г. более половины респондентов оценили деятельность фондов поддержки малого предпринимательства как «слабо» (31 %) и «очень слабо» (23 %). «Очень хорошо» не оценил никто.
Одним из важнейших механизмов поддержки является деятельность бизнес-инкубаторов, которую более половина опрошенных оценили как «слабо» (23 %) и «очень слабо» (27 %).
Плохо используются региональные налоговые льготы, которые 65 % респондентов отметили как «слабо» и «очень слабо».
60% респондентов считают недостаточной имущественную поддержку.
Неэффективность предоставления грантов и субсидий отметили более 60% респондентов.
Такой важный механизм поддержки предпринимательства, как механизм содействия в размещении госзаказа, отметили «неудовлетворительно» (51 %).
Недостаточно высоко оценили уровень консультационной и информационной поддержки.
В качестве одних из самых «провальных» направлений поддержки малого и среднего предпринимательства отмечены предоставление льготных займов и гарантий для кредитования.
В некоторой степени ситуация улучшилась в 2018 г.
Деятельность фондов поддержки малого и среднего предпринимательства как «среднюю» оценили 49 % опрошенных. 1,9 % даже оценили как «очень хорошо». Однако более 43 % все еще считали ее слабой и очень слабой. Налицо позитивная динамика.
Большее число респондентов в 2018 г. уже не «слабо» и «очень слабо» (11,3 и 16,9 % соответственно), а «средне» (47,2 %) оценили деятельность бизнес-инкубаторов.
Однако ситуация с региональными налоговыми льготами ухудшилась, 33,9 % в 2018 г. (в 2015 г. — 23 %) отметили ее в негативном («очень слабо») ключе.
Примерно на том же слабом уровне осталась имущественная поддержка.
Ухудшилась, по мнению респондентов, ситуация с предоставлением грантов и субсидий. Как «очень слабо» предоставление грантов указали уже более 32 %., а предоставление субсидий -18,8 %.
Несколько улучшилась ситуация с содействием в размещении госзаказа. Как «средне» ее отметили 43,4 %, а как «очень хорошо» и «хорошо» по 7,5 % респондентов.
Позитивная оценка — «очень хорошо» и «хорошо» — появилась и в оценке консультационной и информационной поддержки (13,2 % и 11,3 % соответственно). Однако остается значительное количество недовольных данным видом поддержки. Как «слабо» и «очень слабо» ее отметили более трети респондентов.
Несколько улучшилась также оценка предоставления гарантий для кредитования и льготных займов. Как «средне» ее отметили 56,6 и 28,2 % (в 2015 г. 11 и 4 %). Правда, негативная оценка «очень слабо» тоже подросла.
Исследования начала 2023 г. позволили определить результативность поддержки использования механизмов МСП в Республике Коми, так например, показатели:
- деятельность бизнес инкубаторов «хорошо» оценили 24 % респондентов, в 2018 г. показатель составил 13,2 %;
- информационная поддержка «хорошо» оценили — 41 %, что на 20,3 % больше по сравнению с 2018 г.
- проведение образовательных программ — 30 %, в 2018 г показатель составил 13,2 %;
- предоставление гарантий для кредитования — 17 %, в 2018 г — 3,8 %.
Результаты исследования подтверждают повышение эффективности существующих механизмов поддержки МСП в регионе, помимо чего, отметим возможность инвестирования со стороны Китайской Народной Республики в добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов региона, что может привестик развитию крупного бизнеса в регионе. Это, в свою очередь, может привести к разработке пакета мер по стимулированию крупного бизнеса к взаимовыгодному сотрудничеству с малым и средним бизнесом. Использование МСП в деятельности крупных игроков топливно-энергетического комплекса может привести не только росту ВРП, но и росту доли малого и среднего бизнеса, о чем говорил президент России Владимир Путин.
По итогу создания совместных предприятий с китайскими компаниями в регион смогут прийти не только современные технологии, но и современная управленческая культура и экономические отношения, что повлечет за собой обеспечение роста валового регионального продукта.
Кроме этого, при появлении международных инвесторов уже имеющиеся преференции для предпринимателей Коми также будут совершенствоваться, и это позитивно скажется на работе бизнеса в целом.
Заключение
Проведенный анализ факторов развития МСП показывает, что прослеживается позитивная ситуация по поддержке МСП РК.
В результате реализации подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» ожидается:
1) расширение доступа субъектов МСП, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, к финансовым ресурсам путем развития региональных организаций кредитно-гарантийной, лизинговой поддержки и упрощения условий получения такой поддержки;
2) создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса, в том числе посредством поддержки не менее 7,4 тысяч начинающих МСП, действующих не менее 1 года, и действующих МСП, сохранивших деятельность по итогам получения поддержки;
3) реализация комплексной системы акселерации, включающей финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, обеспечивающей долю численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в численности занятых в Республике Коми, на уровне 31 %;
4) снижение административной нагрузки на бизнес, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан, обеспечивающих поддержку не менее 816 самозанятых граждан Республики Коми [12].
Для достижения указанных показателей подпрограммы предлагается следующее:
1. Следует разработать и внедрить институциональные основы механизмов стимулирования МСП в зоне Арктики и Севера России. Эти механизмы должны интегрировать как модели рыночной экономики, так и модели экономики, регулируемой государством. Последнее позволит в необходимой степени учесть проблематику, накладываемую спецификой северных и практических территорий.
2. Необходимо продолжить совершенствовать нормативное правовое обеспечение предпринимательских экосистем с учетом специфики Севера на федеральном и региональном уровнях.
3. Целесообразным является разработать механизмы повышения уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности малого и среднего предпринимательства в условиях Севера. Таким образом можно стимулировать инновационную активность и ответственное поведение как в социальном, так и в экологическом аспекте со стороны МСП посредством реализации мер поддержки через механизмы государственного стимулирования.
4. Следует разработать и внедрить меры по совершенствованию на государственном уровне вопросов профессиональной подготовки и переподготовки предпринимателей и их работников с учетом специфики Севера, в том числе с учетом необходимости развития предпринимательских экосистем.
Видится возможным в этих целях использовать ресурсы Федеральной инновационной площадки по подготовке управленческих кадров для экономики Севера и Арктики.
5. Предлагается разработать комплекс мер на государственном уровне по активизации взаимодействия власти и бизнеса в условиях Севера в рамках механизма государственно-частного партнерства. Это обеспечит необходимый уровень конкурентоспособности субъектов МСП, а также их инвестиционную привлекательность.
6. Требуется совершенствование мер по стимулированию крупного бизнеса к взаимовыгодному сотрудничеству с малыми и средними предприятиями, в том числе по использованию малых предприятий в деятельности крупных предприятий ресурсно-сырьевой направленности и модели такого взаимодействия [13].
7. В целях расширения возможностей финансирования и обеспечения малого и среднего предпринимательства в условиях Севера долгосрочными и недорогими финансовыми ресурсами необходимо развить фондовые рынки национального и регионального уровней. Такой подход позволит сформировать мощный инструмент развития предпринимательской экосистемы, в том числе за счет трансформации сбережений населения в инвестиции.
8. Одним из важнейших направлений является разработка мер по обеспечению инновационного развития малого и среднего предпринимательства в условиях Севера. Формирование инновационной инфраструктуры стимулирует деятельность малых и средних предприятий в области инноваций, являясь стабильным источником экономического роста арктических и северных территорий России. В связи с этим необходимо подготовить комплексный план по развитию инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях Севера как основы предпринимательской экосистемы.
9. Важно обеспечить взаимодействие государственных органов и образовательных учреждений по развитию молодежного предпринимательства, созданию предпринимательской культуры, формированию студенческих стартапов, а также системы трансфера технологий. Также необходима совместная работа государственных органов и образовательных учреждений по открытию новых образовательных программ подготовки кадров для Республики Коми по направлению «инноватика» (управление инновациями, инновационное предпринимательство, трансфер технологий и др.).
10. Важным аспектом развития предпринимательства в регионе является повышение эффективности поддержки государством малых и средних предприятий. В целях повышения ответственности государственных органов в рамках данной деятельности следует выделить проблематику обеспечения экономической безопасности региона в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [14].
Таким образом, возникает необходимость выделения набора критериев, формирующих систему обеспечения экономической безопасности, которые определяются количественными и качественными параметрами. Выход этих параметров за разрешенные пределы должен интерпретироваться как возникновение угрозы экономической безопасности РФ и региона. Это позволит назначить государственные структуры, ответственные за их реализацию. Исключительно важными параметрами являются: обеспечение роста доли малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, рост валового регионального продукта, размер и динамика инвестиций в основной капитал и др.
По итогам отчетного периода необходимо провести оценку уровня экономической безопасности с привлечением внешних независимых экспертов. При этом проводится анализ значений показателей экономической безопасности и верификация их пороговых значений. По результатам анализа определяется фактическое выполнение параметров. Обязательным моментом является запрет на корректировку показателей в течение отчетного периода.
Таким образом, в рамках изложенного обеспечивается разработка критериев эффективности принимаемых государственной и муниципальной властью решений для развития малого и среднего предпринимательства, построения предпринимательской экосистемы.
11. Объективно необходимыми с участием государства являются разработка и реализация инструментов по повышению уровня корпоративного управления и корпоративной культуры. Эффективное корпоративное управление способствует эффективному использованию капитала компании и обеспечивает подотчетность органов управления совладельцам и эффективную систему внутреннего контроля и управление рисками [15]. Корпоративная культура способна определять эффективные модели поведения сотрудников организации без привлечения административного воздействия, что способствует активному участию в рабочем процессе сотрудников, формированию
творческих подходов при выполнении задач, ориентируя сотрудников на достижение групповых целей [16]. Совместно роль корпоративного управления и корпоративной культуры в эффективном функционировании организации не подвергается сомнению, поскольку повышается ее управляемость, обеспечивается потенциал внутренних изменений, определяется вектор развития в конкурентной среде, намечаются принципы и методы, используемые членами организации при реализации своей деятельности и в отношениях между ними.
12. Необходимо повышение эффективности системы государственного и муниципального управления с учетом предоставления необходимых ресурсов и полномочий на региональном и местном уровнях, рассмотрение государственной власти как ключевого элемента развития малого и среднего предпринимательства и предпринимательской экосистемы в условиях Севера.
13. В целях обеспечения эффективности существующего механизма поддержки малого и среднего предпринимательства следует реально повышать ответственность и эффективность институтов развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
14. Для обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в условиях Севера необходимо распространить предусмотренные Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» льготы по налогам, возмещение части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и установленные иные меры поддержки на всех малых и средних предпринимателей Республики Коми в связи с высокорисковым характером предпринимательства в условиях Севера [17].
15. В целях повышения мотивации у органов местного самоуправления к развитию малого и среднего бизнеса выйти с инициативой на федеральный уровень и решать вопрос о повышении зависимости доходов местных бюджетов от налоговых отчислений от бизнеса [18]. Подобный подход позволит значительно повысить качество услуг, оказываемых муниципалитетом, таких как разрешение на торговлю, земельно-имущественные вопросы, подключение к коммунальным сетям и пр.
16. В целом можно сказать, что для развития малого и среднего предпринимательства как важного фактора развития экономики необходимо в соответствии с посланием Президента РФ Совету Федерации (2018 г.) установить ключевым показателем развития предпринимательства показатель «Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте» [19]. И соответственно необходимо направить усилия и бизнеса, и государственных органов, и институтов развития на выполнение этого ключевого показателя. Также следует поднять на другой уровень ответственность за выполнение поручения Президента РФ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Список источников
1. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Чемашкин А. Ю., Обрезков Н. И., Мощев С. В, Меледина Е. А., Мартынова Ю. Э. Предпринимательские экосистемы: проблемы и возможности. Коллективная монография. СПб: Астерион, 2022. 176 с.
2. Кизимов В. Доклад уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей «Реестр системных проблем Российского бизнеса — 2022» // Открытый журнал. URL: https://journal.open-broker.ru/economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-rossii/ (дата обращения: 13.05.2023).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01.03.2018 года (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2023)
4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. Паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/ (дата обращения: 13.05.2023).
5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Политиздат, 1975.Т.П. гл.21.
6. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения: 13.05.2023).
7. Малый бизнес упёрся в контроль и надзор // Икси. URL: https://icss.ru/images/macro/Small%20business.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
8. От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства: Мой бизнес // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dd639b37a8aa9578479965c (дата обращения: 20.05.2023).
9. Воронина Л. В. Государственная политика в сфере предпринимательства в северных регионах России: монография. Архангельск: Издательский центр А3+, 2017. 207 с.
10. Хоменко Е. Б., Матвеева И. В., Ватутина Л. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях цифровой экономики. М.: РУСАЙНС, 2020. 170 с.
11. Коваленко Н. В., Сулейманова Т. А. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 471-485.
12. О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 521 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие экономики и промышленности : постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2023 г. № 185 // garant.ru). URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 22.05.2023).
13. Кузьмин В. Н. Малое и среднее предпринимательство как инструмент реализации экономической функции государства // Вестник Юридического института МИИТ. 2020. № 1 (29). С. 107- 117.
14. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 20.05.2023).
15. Шихвердиев А. П. Государство как субъект корпоративных отношений. М.: Акционер, 2002. 264 с.
16. Оганезова Н. А., Плешев Д. А. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности деятельности организации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 4. С. 507-516. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-4-507.
17. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации : федеральный закон от 13.07.2020. № 193-ФЗ. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 22.05.2023).
18. Обзор макроэкономической ситуации: о необходимости создания условий для развития малого и среднего бизнеса // Икси. https://icss.ru/images/macro/Small%20business.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
19. Госпрограммы поддержки малого бизнеса — 2023 // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 20.05.2023).
Reference
1. Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Chemashkin A. Yu., Obrezkov N. I., Moshev S. V., Meledina E. A., Martynova Yu. E. Predprinimatel'skie ekosistemy: problemy i vozmozhnosti. Kollektivnaya monografiya [Entrepreneurial ecosystems: problems and opportunities. Collective monograph]. St. Petersburg: Asterion, 2022. 176 p. (In Russ.)
2. Kizimov V. Report of the Commissioner under the President of the Russian Federation for the protection of the rights of entrepreneurs "Register of systemic problems of Russian business — 2022. Otkrytyj zhurnal [Open Journal]. Available at: https://journal.open-broker.ru/economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-rossii (accessed: 13.05.2023). (In Russ.)
3. Poslanie Prezidenta RFFederal'nomu Sobraniyu RFot 01.03.2018goda (Opolozhenii vstrane i osnovnyh napravleniyah vnutrennej i vneshnej politikigosudarstva) [The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 01.03.2018 (On the situation in the country and the main directions of domestic and foreign policy of the state)] Available at: pravo.gov.ru (accessed: 13.05.2023). (In Russ.)
4. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030]: Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 No 474. Passport of the National Project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (accessed: 13.05.2023). (In Russ.)
5. Marx K. Capital. Kapital. Kritika politicheskoj ekonomii [Criticism of political economy]. Politizdat, 1975.Vol. II. Ch. 21. (In Russ.)
6. Strategiya razvitiya malogo isrednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Strategy for the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030]: Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.06.2016 No 1083-R. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd (accessed: 13.05.2023). (In Russ.)
7. Small business has rested on control and supervision. Iksi [Icsi]. Available at: https://icss.ru/images/macro/Small%20business.pdf (accessed: 05.20.2023). (In Russ.)
8. From point to complex: how the state support of entrepreneurship has changed: My business. RBK [RBC]. Available at: https://plus.rbc.ru/news/5dd639b37a8aa9578479965c (accessed: 05.20.2023). (In Russ.)
9. Voronina L. V. Gosudarstvennaya politika v sfere predprinimatel'stva v severnyh regionah Rossii: monografiya [State policy in the field of entrepreneurship in the northern regions of Russia : monograph]. Arkhangelsk: Publishing Center A3+, 2017. 207 p. (In Russ.)
10. Khomenko E. B., Matveeva I. V., Vatutina L. A. Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel'stva v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [State support of small entrepreneurship in the digital economy]. Moscow: RUSAINS, 2020. 170 p. (In Russ.)
11. Kovalenko N. V., Suleymanova T. A. Domestic and foreign experience of state support of small and medium-sized enterprises. CITISE [CITISE]. 2020. No 2 (24). Рp. 471-485. (In Russ.)
12. On Amendments to the Resolution of the Government of the Republic of Komi dated October 31, 2019 No. 521 "On the State Program of the Republic of Komi "Development of Economy and Industry : Resolution of the Government of the Republic of Komi dated April 11, 2023 No 185. garant.ru. Available at: https://www.garant.ru (accessed: 05.22.2023). (In Russ.)
13. Kuzmin V. N. Small and medium-sized entrepreneurship as a tool for implementing the economic function of the state. Vestnik YUridicheskogo instituto MIIT [Bulletin of the Law Institute of MIIT]. 2020. No 1 (29). Рp. 107-117. (In Russ.)
14. Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030] : Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 No 208. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_216629 (accessed: 05.20.2023). (In Russ.)
15. Shikhverdiev A. P. Gosudarstvo kak sub"ekt korporativnyh otnoshenij [The state as a subject of corporate relations]. Moscow: Shareholder, 2002. 264 p. (In Russ.)
16. Oganezova N. A., Pleshev D. A. Corporate culture as a factor in improving the efficiency of the organization. Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University]. 2022. Vol. 2, issue 4, рр. 507-516. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-4-507. (In Russ.)
17. O gosudarstvennoj podderzhke predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii [On state support of entrepreneurial activity in the Arctic Zone of the Russian Federation]: Federal Law No 193-FZ of 13.07.2020. Available at: www.consultant.ru (accessed: 05.22. 2023). (In Russ.)
18. Overview of the macroeconomic situation: on the need to create conditions for the development of small and medium-sized businesses. Icsi [Icsi]. Available at: https://icss.ru/images/macro/Small%20business.pdf (accessed: 05.22. 2023). (In Russ.)
19. State programs for small business support — 2023. Kontur [Contour]. Available at: https://kontur.ru/articles/4710 (accessed: 05.22. 2023). (In Russ.)
Информация об авторах
Ариф Пирвелиевич Шихвердиев — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Российская Федерация, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, 55).
Евгений Александрович Пономаренко — министр экономического развития и промышленности Республики Коми, г. Сыктывкар (Российская Федерация, 167000, г Сыктывкар, Интернациональная ул, д. 157)
Андрей Анатольевич Вишняков — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Российская Федерация, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, 55).
Нина Александровна Оганезова — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Российская Федерация, 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55).
Information about the authors
Arif P. Shikhverdiyev — doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Corporate Governance, Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Russian Federation, 167000, Syktyvkar, Oktyabrsky Prospekt, 55).
Evgeny A. Ponomarenko — minister of Economic Development and Industry of the Komi Republic, Syktyvkar (Russian Federation, 167000, Syktyvkar, Internatsionalnaya str., 157)
Andrey A. Vishnyakov — candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of the department of Economic Theory and Corporate Governance, Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Russian Federation, 167000, Syktyvkar, Oktyabrsky Prospekt, 55).
Nina A. Oganezova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Corporate Governance, Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Russian Federation, 167001, Komi Republic, Syktyvkar, Oktyabrsky Ave., 55).
Статья поступила в редакцию: 25.05.2023 Одобрено после рецензирования: 20.06.2023 Принято к публикации: 22.06.2023
The article was submitted: 25.05.2023 Approved after reviewing: 20.06.2023 Accepted for publication: 22.06.2023