Научная статья на тему 'Государственное управление инвестиционной деятельностью'

Государственное управление инвестиционной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГ / ПОЛИТИКА / ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ИНВЕСТОР / ЛЬГОТЫ / INVESTMENT / TAX / POLITICS / SECTORS OF ECONOMY / FOREIGN EXPERIENCE / INVESTOR / BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темиркулов Алишер Абдураимович

В данной статье описываются основы инвестиционной деятельности. Экономика Узбекистана сегодня ориентирована на специфику привлечения инвестиций, на основе международного опыта и на решение выявленных проблем. Разработаны рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию государственной инвестиционной политики. В данной статье проанализировано государственное регулирование инвестирования деятельности и обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений в условиях рыночных отношений. Определены прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE DEPARTMENT OF INVESTMENT ACTIVITY

This article describes the basics of investing. The economy of Uzbekistan today is focused on the specifics of attracting investments, based on international experience and on solving the identified problems. Recommendations and suggestions for further improvement of the state investment policy have been developed. This article analyzes the state regulation of investment activities and ensuring the maximum efficiency of investment in market conditions. Direct and indirect methods of state regulation of investment activity are determined.

Текст научной работы на тему «Государственное управление инвестиционной деятельностью»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Темиркулов А.А. Email: Temirkulov17145@scientifictext.ru

Темиркулов Алишер Абдураимович - кандидат экономических наук, ассистент, кафедра бухгалтерского учета и аудита,

Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье описываются основы инвестиционной деятельности. Экономика Узбекистана сегодня ориентирована на специфику привлечения инвестиций, на основе международного опыта и на решение выявленных проблем. Разработаны рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию государственной инвестиционной политики. В данной статье проанализировано государственное регулирование инвестирования деятельности и обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений в условиях рыночных отношений. Определены прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, налог, политика, отрасли экономики, зарубежный опыт, инвестор, льготы.

STATE DEPARTMENT OF INVESTMENT ACTIVITY Temirkulov AA.

Temirkulov Alisher Abduraimovich — Candidate of Economic Sciences, Assistant, DEPARTMENT OF ACCOUNTING AND A UDITING, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the basics of investing. The economy of Uzbekistan today is focused on the specifics of attracting investments, based on international experience and on solving the identified problems. Recommendations and suggestions for further improvement of the state investment policy have been developed. This article analyzes the state regulation of investment activities and ensuring the maximum efficiency of investment in market conditions. Direct and indirect methods of state regulation of investment activity are determined.

Keywords: investment, tax, politics, sectors of economy, foreign experience, investor, benefits.

УДК: 330.34.01

С первых дней независимости Узбекистан избрал собственный путь развития, свою «Узбекскую модель» перехода к социально-ориентированной рыночной экономике, которая опирается на пяти основных принципах, разработанных Президентом Исламом Каримовым еще на заре независимости нашего государства, это приоритет экономики над политикой, государство - главный реформатор, верховенство закона во всех сферах жизни общества, проведение сильной социальной политики, осуществление поэтапного перехода к рыночным отношениям.

В условиях глобализации мировой экономики роль иностранных инвестиций возрастает год от года. Динамика инвестиций оказывает значительное воздействие на изменение совокупного спроса и совокупного предложения в экономике, влияет на динамику макроэкономических показателей, уровень занятости и совокупный доход. С населением более чем 32 миллиона жителей - почти половина всего населения Центральной Азии, Узбекистан является самым крупным потребительским рынком в регионе. Выгодное географическое расположение и близость к крупнейшим рынкам делают Узбекистан привлекательным местом для иностранных инвесторов. В

дополнение к этому в Узбекистане присутствует режим наибольшего благоприятствования с 46 странами, включая Китай, Японию, США, страны ЕС, индия, Южная Корея и имеет Соглашение о свободной торговле со странами СНГ и Грузией, которое обеспечивает беспошлинный доступ продукции Узбекистана на региональные рынки с населением более 300 миллионов человек.

В опубликованном в октябре 2017 г. Отчете Всемирного Банка «Doing Business 2018», Узбекистан добился роста своего рейтинга на 13 пунктов, повысив его до 74-го места в течение года. В целом, с 2012 г. Узбекистан улучшил свой показатель упрощения процедур ведения бизнеса более чем на 90 позиций. После масштабного углубления обновления и реформ Узбекистан добился стабильности и устойчивого роста и макроэкономического баланса. Согласно ежегодному докладу «Глобальные экономические перспективы» Всемирного банка, Узбекистан является пятой наиболее быстро растущей экономикой в мире с темпом роста ВВП 7,8% в 2017 г. Также, руководство поставило задачу увеличить ВВП страны к 2030 г. не менее чем в два раза. По данным рейтинга Узбекистан входит в первую десятку стран, достигших наилучших результатов улучшения деловой среды в 2018 г. Наиболее заметные улучшения были сделаны в таких областях, как регистрация бизнеса, получение кредита, разрешение неплатежеспособности. Ряд зарубежных аналитических центров дали высокую оценку Узбекистану по части высоких темпов экономического роста (Международный экономический форум), стабильности и надежности (Moody's), а также правоприменительной деятельности и безопасности (Всемирный проект правосудия и Организация Гэллап).

Экономика Узбекистана является одной из самых диверсифицированных в Центральной Азии. В стране выпускается широкий ассортимент современных автомобилей и грузовиков, а также высококачественной сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, текстильной и фармацевтической продукции. Согласно утвержденной Президентом Ш.М. Мирзиёевым «Стратегии Действий 20172021гг», одним из пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан является повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей. Для того чтобы провести эти реформы и добиться положительных результатов нам необходимо немалые инвестиции и иностранные в том числе. В современных условиях государство выступает в роли главного источника регулирования инвестиционных процессов. Оно, с одной стороны, выступает гарантом и организатором инвестиционного процесса, с другой - главным инвестором, являясь наиболее крупным собственником. Государство традиционно регулирует инвестиционные процессы в экономике. Инвестиционная политика государства непосредственно влияет на развитие частных и публичных инвестиций в стране, именно она формирует инвестиционный климат. Государственное управление инвестициями предполагает «принудительное» регулирование движения капитала на рынке исходя из государственных интересов путем соединения интересов общества с интересами предпринимательской деятельности. Проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническо-технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры способствует повышение этой роли. В целях создания наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций, прежде всего иностранных инвестиций на основе изучения передового опыта ведущих, промышленно развитых стран мира, соответствующими Указами Президентов Республики Узбекистан были созданы свободные экономические зоны. В декабре 2008 года создана СЭЗ «Навои» на земельном участке площадью 564га, в апреле 2012г. - СЭЗ «Ангрен», в марте 2013г.- СЭЗ «Джизак» площадью 364 га, 12января 2017 года СЭЗ «Ургут» общей площадью 822 Га, СЭЗ «Гиждуван» 67,5Га, СЭЗ «Коканд» площадью 709Га, СЭЗ «Хазарасп» площадью

325Га. Также Указом Президента Республики Узбекистан от 03.05. 2017г. №УП-5032 принято решение о создании СЭЗ «Нукус-фарм, «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм» для развития фармацевтической отрасли.

Инвестиционная деятельность составляет основу функционирования экономики и поэтому она требует формирования эффективной, научно обоснованной государственной инвестиционной политики. Для регулирования инвестиционной политики применяется различные инструменты, одним из которых является создание благоприятных условий для инвестиций. К инструментам такой политики относятся:

а) налоговые льготы, включая освобождение по инвестируемому оборудованию от таможенных пошлин, инвестиционные налоговые кредиты, регулирование учетной и налоговой политики, устранение двойного налогообложения в межгосударственных соглашениях;

б) развитие информационной и транспортной инфраструктуры;

в) льготные условия пользования землей;

г) создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность; д)разработка и утверждение стандартов, норм, регламентов в области инвестиционной деятельности; е) контроль за соблюдением правил игры на рынке.

Перечисленные инструменты инвестиционной политики государства можно объединить в три большие группы: макроэкономическую, микроэкономическую и институциональную. К макроэкономической группе относят инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций: темпы роста экономики, внешнеторговый режим. К микроэкономической группе относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или отдельные отрасли: налоговые ставки на прибыль, на добычу природных ресурсов, правила амортизации, льготные кредиты. К институциональной группе относятся инструменты, позволяющие достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и других участников рынка. Сюда относятся создание государственных органов в области инвестиционной политики и регулирование объединений предпринимателей. И создание постанов президента Узбекистана нового министерства по инвестициям и внешнеторговой деятельности обязан решить эти вопросы. Следующим инструментам регулирования инвестиционной политики является прямые участие государства в инвестиционной деятельности. К ним относятся: - прямое бюджетное финансирование коммерческих проектов (например, строительства атомной электростанции или финансирование через государственные программы); реализация капитальных вложений для государственных нужд (расходы бюджета на проведение капитального ремонта и создание активов, которые являются имуществом государства); предоставление бюджетных средств на возвратной основе (бюджетные кредиты на инвестиционные цели); предоставление государственных гарантий; государственные заказы на поставку товаров, работ, услуг частным компаниям (на основе проведения тендеров); предоставление концессий; проведение различных экспертиз инвестиционных проектов.

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений. В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также административные и экономические средства данного регулирования. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях

экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.

Косвенные методы государственного регулирования предполагает только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредственное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.

Государственная инвестиционная политика составляет собой систему мер, направленных на создание условий для осуществления инвестиционного процесса, обеспечения доступа предприятия к инвестиционным ресурсам их эффективного использования. Важное значение здесь имеет подчиненность инвестиционного процесса реализации общеэкономической цели. От успешной активизации инвестиционной деятельности зависит переход к экономическому росту. Существование тесной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнано. Тем не менее, существует различные точки зрения на то, каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса.

Сторонники монетаристской концепции государственного регулирования отстаивают тезис о том, что инвестиции в нормальной рыночной экономике являются главным фактором экономического роста. Акцент делается на сбережения участников рынка: чем больше средств накапливается, тем больше инвестиции и выше рост экономики. Соответственно, важнейшая задача государства - увеличение нормы сбережений через поощрение сбережений и ограничение потребления. Согласно же кейнсианской модели, в обратную сторону; высокий спрос ведет к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции: чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. Эффективность использования той или иной модели в применении к инвестиционной деятельности, зависит от многих, перечисленных выше макроэкономических параметров. И, как показывает опыт, эффективность регулирования в условиях рыночной экономики определяется также сложившейся и ожидаемой конъюнктуры инвестиционных рынков. Конъюнктура инвестиционных рынков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимает темпы инфляции, что является индикатором уровня сбалансированности экономики. Основным направлением инвестиционной политики является финансирование капиталовложений. Инвестиционная политика государства проводится властными структурами, подчинена достижению установленной на прочной, научной базе цели и рассчитана на определенный период времени. Она предусматривает направление финансовых средств на воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-экономических условиях. В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политика осуществляет допустимые пределы, в которых оправдано прямое участие государства в инвестиционном процессе. Государственное регулирование инвестиционной деятельности - это не столько участие государства в инвестиционном процессе путем финансирования общественно значимых мероприятий и выполнения тех или иных функций, сколько создание благоприятных условий для того, чтобы она по мере совершенствования рыночных механизмов и других необходимых предпосылок все в большей степени продвигалась вперед в режиме саморазвития. Государственная инвестиционная политика включает управление процессами консолидация крупных финансовых средств, постоянной подпитки их источников, перелива финансов между отраслями и регионами. Своей бюджетно-налоговой, амортизационной, ценовой, таможенной, кредитной и эмиссионной политикой государство полностью формирует экономическую среду и на основе этого создают благоприятные и реальные условия для инвесторов, а не предписывают жестокие ограничения.

То, что в Республике Узбекистан проводится политика непосредственного участия государства в привлечении иностранных инвесторов в экономику, только приветствуется. Государственная политика здесь предусматривает разработку грамотных подходов к выбору приоритетов по направлениям инвестирования отдельных сфер и отраслей национальной экономики. Речь идет о приоритетных направлениях развития экономики, обеспечивающих национальную, продовольственную, экологическую безопасность страны, о государственной стратегии целенаправленного инвестирования, реализация которой требует вложений, не всегда быстро окупаемых, но дает большой социально-экономический эффект в перспективе. В первую очередь - это импортозамещающие производства, включая проекты с участием стратегических инвесторов из-за рубежа, переработка сырья и топлива, составляющих основу экспорта, наукоемкие производства в области создания принципиально новых материалов, высокотехнологичный сектор экономики.

Список литературы /References

1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистон», 2017. 48 с.

2. Роздольская И.В. Концептуальная направленность и практическая востребованность формирования эффективной системы мотивации персонала в формате общей стратегии управления организацией [Текст] / И.В. Роздольская, И.Н. Исманов // Роль экономической науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции. 26-30 марта 2018 года. Белгород: Изд-во БУКЭП, 2018. Ч. 1. С. 19.

3. Шаев Д.А. Развитие инфраструктуры туристской индустрии в Узбекистане, 2018 Вопросы науки и образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-turistskoy-industrii-v-uzbekistane/ (дата обращения: 16.12.2019).

4. Хожаев А.С. Вопросы совершенствования использования статистических исследований при сборе информации в сфере плодоводства-овощеводства Theoretical & Applied Science, 2017. № 9 (53). С. 8-13

5. Хожаев А.С., Рахматуллаев С.А. Мева-сабзавотчилик со^асини устувор ривожлантиришнинг асосий масалалари. Молодой ученый, 2017. № 16-2 (150). С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.