Научная статья на тему 'Государственное управление и качество — не сырьевые источники роста'

Государственное управление и качество — не сырьевые источники роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственные задачи / управление / системный подход / state tasks / management / systemic approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Г. Версан

Рассматриваются две важнейшие проблемы: системный подход к управлению масштабными государственными задачами и качество их решения, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Качество — это всегда комплекс технических, экономических, социальных и организационных требований. Без системного подхода к управлению создать что-то качественное нельзя в принципе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Administration and Quality Are Not Raw Materials for Growth

Over the past years, our economy and social sphere have been burdened not only by the ideological vices of the economic policy of the reformers. The poor quality of management of large-scale state tasks (programs, projects) brought enormous harm to the country. Evidence of this is the many years of misuse and inefficient use of funds spent on all sorts of expensive initiatives. A specific example is the failure of innovative development and, as a result, the technological backwardness and non-competitiveness of our products. The country suffered huge losses. We are talking about the loss of tens of trillions of rubles. The organization of interaction between people, economic entities and government bodies to solve state social and economic problems is characterized by the need to take into account a large number of interdependent factors and conditions. These are links in the same chain. Lack of accounting or poor performance of at least one of them leads to a decrease in the efficiency of solving the problem. I have considered two interrelated problems: a systematic approach to managing large-scale government tasks and the quality of their solution. They are not only interconnected, but also interdependent. Quality is always a complex of technical, economic, social and organizational requirements. Without a systematic approach to management, it is impossible to create something of high quality in principle.

Текст научной работы на тему «Государственное управление и качество — не сырьевые источники роста»

Государственное управление и качество — не сырьевые источники роста

Рассматриваются две важнейшие проблемы: системный подход к управлению масштабными государственными задачами и качество их решения, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Качество — это всегда комплекс технических, экономических, социальных и организационных требований. Без системного подхода к управлению создать что-то качественное нельзя в принципе

В.Г. Версан1

д-р экон. наук, профессор, versan.vilya@gmail.com

1 Москва, Россия

Для цитирования: Версан В.Г. Государственное управление и качество — не сырьевые источники роста // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 5. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-54-64

ключевые слова

государственные задачи, управление, системный подход

а прошедшие годы наша экономика и социальная сфера были отягощены не только идеологическими пороками экономической политики реформаторов. Громадный вред стране принесло низкое качество управления масштабными государственными задачами (программами, проектами). Свидетельство этому — многолетнее нецелевое и неэффективное использование средств, потраченных на всевозможные дорогостоящие инициативы, например провал инновационного развития, и, как следствие, технологическое отставание и неконкурентоспособность нашей продукции. Страна несла громадные потери, речь о десятках триллионов рублей.

Организация взаимодействия людей, экономических субъектов и органов управления для решения государственных социальных и экономических задач характеризуется необходимостью учета большого количества взаимозависимых факторов и условий. Это звенья одной цепи. Отсутствие учета или некачественное выполнение хотя бы одного из них приводит к снижению эффективности решения задачи.

Системный подход к управлению

Дополню ранее высказанную точку зрения по терминам «управление», «менеджмент» и «системный подход» к управлению.

За рубежом менеджмент понимается как всеобщее управление — стратегический и оперативный менеджмент. Такая трактовка нашла применение и у нас. Появились менеджеры, бравшие на себя функции руководителей и специалистов в профессиональных областях деятельности, не имея соответствующих знаний и опыта. На мой взгляд, именно это и привело к опре-

деленной дискредитации понятия менеджмент. Родился даже иронический термин — «эффективный менеджер».

Использование термина «управление» имеет у нас большие традиции. Считаю правильным в дальнейшем применять его как на уровне предприятий, так и на государственном уровне.

В условиях неопределенности и асимметрии в социально-экономической деятельности для достижения поставленной цели существует большое разнообразие способов взаимодействия людей, других экономических субъектов и органов управления. Сложность выбора способа взаимодействия при решении масштабных задач состоит в том, что каждый из них сопровождается различными видами и объемами каких-либо издержек: моральных, материальных, трудовых, временных и финансовых, а также ухудшением качества продукции.

Суть системного подхода состоит в организации такого взаимодействия участников решения социально-экономической задачи, которое обеспечивает достижение поставленной цели при минимальных потерях и соблюдении баланса интересов в постоянно меняющихся внутренних и внешних обстоятельствах. Причем решать эти задачи, как правило, приходится в условиях ограничений по ресурсам и срокам.

Поясню на простых примерах: ► На определенной местности государством поставлена задача создания крупного промышленного комплекса и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей его функционирование и жизнь населения. Задача масштабная, при ее решении необходимо учитывать множество факторов и условий, от которых зависит достижение поставленной цели.

Предстоит выполнить проектные работы, строительство комплекса и жилья для людей, проложить дороги, обеспечить транспортные услуги и питание, организовать функционирование школ, детских садов, зон культуры и отдыха и многое другое, требуемое для нормальной жизни и работы людей.

Эти вопросы во всех их взаимосвязях надо постоянно держать в поле зрения, анализировать ход выполнения для принятия взвешенных решений. Без системного подхода к управлению качественно справиться с этой задачей не удастся. Для чего нужны руководители и специалисты с аналитическими способностями, владеющие знаниями и навыками системного управления.

► Государство имеет в своем арсенале большое разнообразие способов организации и стимулирования при решении необходимых задач. При этом всегда стоит проблема выбора наиболее рационального способа. Например, при необходимости поддержки актуального направления деятельности может потребоваться льготное кредитование, а оперативное задание для вооруженных сил потребует снизить налоговую нагрузку на предприятия, занятые в этой области, и т.п.

► Еще один аспект системного подхода. Существует так называемый командный стиль руководства, при котором мнение руководителя надлежит выполнять без обсуждения. Далеко не всякий подчиненный позволит себе в такой обстановке предлагать и отстаивать, возможно, более правильное, но альтернативное решение.

Каким бы грамотным и опытным ни был руководитель, всегда существует вероятность того, что какой-то аспект проблемы выпадет из его поля зрения. И вот здесь нужен помощник, способный на своем уровне распознать этот просчет и иметь смелость сказать об этом. И не только сказать, но и отстаивать свою точку зрения на любой стадии принятия решения. Непосредственно участвуя в управлении, такой чиновник не может быть пассивным исполнителем указаний сверху: за этим стоит качество правил, административ-

ных процедур и в конечном счете эффективность принимаемых решений.

Бюрократия во взаимоотношениях между начальником и подчиненными характерна для нашей действительности. В глазах определенной части руководителей ценными часто являются не творческие и инициативные сотрудники — они им мешают, а те, которые лучше промолчат на всякий случай. Тут уже не до системного подхода и качества управления. Надо всячески культивировать толерантность руководителей по отношению к иной точке зрения, поощрять активность подчиненных в процессе подготовки решений.

Возможен и более радикальный путь — законодательное закрепление деловых взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Руководитель, постоянно третирующий мнение подчиненных, должен быть или по закону наказан административно, или уволен с государственной службы. ► И последнее. Для организации на постоянной основе эффективного решения сложных и актуальных направлений социально-экономической политики государство может и должно инициировать создание специальных моделей системного подхода к управлению. Например, для решения проблем качества рядом западных государств была идеологически и финансово поддержана разработка стандартов ИСО серии 9000, устанавливающих требования к системе менеджмента качества.

Учеными для ее построения было предложено процессное управление. Его главные идеи — обеспечить взаимодействие участников создания качественной продукции — от ее разработки до применения у потребителей — и создать условия для ее постоянного совершенствования, не допуская потерь качества на этом пути. Для качества, как известно, нет мелочей. Это был мощный рывок в развитии системного подхода.

Состояние проблемы

В советское время широкое развитие получили теоретические исследования и разработки в области системного управления народным

справка

Абсолютная бессистемность была проявлена в свое время в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Государственная информационная система «Наша природа», Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане и прочие государственные информационные системы в этой сфере, несмотря на вложенные громадные средства, по заключению Счетной палаты РФ, не работали. Не хватало специалистов, не обновлялось устаревшее оборудование, отсутствовала исходная информация и т.п.

хозяйством и предприятиями. Глубокие изыскания были выполнены по проблемам стандартизации, качества и комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП). С конца 80-годов прошлого века была начата адаптация этих разработок применительно к рыночным условиям. Активно осваивался зарубежный опыт системного подхода к менеджменту в различных сферах на всех уровнях управления.

Эти разработки нашли широкое практическое применение на предприятиях (организация, объединение, акционерное общество и т.п.). Многие из них вложили необходимые средства в подготовку специалистов и освоили на практике системный подход к управлению. Где неформально подошли к этому, результативно работают системы управления качеством продукции и предприятием в целом.

Изменить политику в области управления и качества на государственном уровне не удалось. С самого начала был дискредитирован системный подход на федеральном уровне. Так, Министерство экономического развития по предложению международных организаций приступило к внедрению стандартов ИСО серии 9000 в своем ведомстве. Были написаны все необходимые для этого документы, но ничего реального для их практического внедрения не было сделано. Приказ о внедрении системы качества был принят.

Такая профанация открыла прямую дорогу для формального подхода к этой работе руководителям других ведомств и регионов. Реально почувствовали это, в частности, специалисты Всероссийского института стандартизации и сертификации системы Росстан-дарта. По своей инициативе институт предпринял попытку оказать методическую помощь ряду регионов страны по внедрению системы управления качеством и целевых научно-технических программ. Были разработаны методики и рекомендации, организовано обучение персонала органов управления.

Системный подход там не прижился. Отсутствие поддержки от власти, тяготение к ручному управлению руко-

водителей на местах и формализм свели на нет все эти начинания. В целом надо признать, что в 90-е годы были допущены серьезные упущения в исследовании теории системного подхода к управлению масштабными государственными задачами для рыночных условий. Это нашло отражение и в практической работе. Примеров тому много.

Все прошедшие годы у нас происходил сбыт за рубеж богатейших ресурсов в виде кругляка леса. По существу, наше национальное богатство оказалось не защищено от разграбления, а прибыль и добавленная стоимость, создаваемые в процессе переработки этих ресурсов, оседали за рубежом. Не было организовано у нас и производство по их переработке в готовые изделия.

Из последнего. Несистемность действий проявилась в начальный период специальной военной операции. Наряду с успехами в создании стратегического оружия, были допущены просчеты, в том числе в экипировке военнослужащих и недавно мобилизованных.

Принятыми мерами положение удалось улучшить. Был организован выпуск качественной продукции, ориентированной на удовлетворение запросов военнослужащих. Активное участие в улучшении их снабжения приняло большинство населения. Развернута и масштабная работа по созданию в необходимых объемах качественной военной техники.

За прошедшее после начала военной операции время стране удалось удержать экономику от развала, который нам предрекал Запад. Как говорит президент, у нас достаточно средств, необходимых для решения стоящих перед государством задач. Но использоваться они должны рационально. Научно-техническая общественность в дискуссиях на различных площадках и в прессе остро поднимает вопросы поиска дополнительных внутренних источников развития. Нередко при этом акцентируется внимание на необходимости совершенствования управления решением масштабных государственных за-

дач. Поднимаются и вопросы независимой экспертизы качества их решения.

Представители власти при выделении финансовых средств ставят перед исполнителями задачу их эффективного использования. Однако, как показывает официальная информация, конкретных механизмов, обеспечивающих на практике соблюдение этого требования, экономический блок правительства не предлагает. Не обсуждается эта тема широко на заседаниях Совета Федерации и в Государственной думе, в том числе и при принятии бюджета, где независимая экспертиза качества управления расходованием выделенных средств не менее актуальна.

Системный подход к управлению предприятием

Как уже отмечалось, на ряде наших предприятий накоплен значительный опыт системного подхода к управлению и решению проблем качества. Несмотря на отсутствие добросовестной конкуренции, заполненности рынка импортной продукцией, некомпетентное вмешательство чиновников, предприятия должны были выживать: производить качественную и безопасную, пользующуюся спросом у населения продукцию, снижать издержки производства. Именно это стало внутренней потребностью развивать системный подход к управлению. И не только внедрять международные стандарты менеджмента, но и находить новые, порой просто уникальные, подходы к их внедрению. Об этом убедительно свидетельствует опыт предприятий — лауреатов премии Правительства РФ в области качества.

В общем виде состав и содержание основных функций и методов системного управления предприятием были уже рассмотрены автором в статьях [1-5]. В данной статье акцентируется внимание только на особенностях системного подхода к управлению предприятием (это позволит в дальнейшем читателю наиболее полно понять специфику применения системного подхода к государственному управлению). К ним отнесу следующие положения:

► Основой для внедрения системного подхода к управлению предприятием является документально оформленный производственный процесс, отвечающий требованиям технологии, технических регламентов и стандартов. Его проектирование предопределяет производство должного объема продукции с заданными требованиями к качеству и безопасности, а также минимизацию издержек производства. Тем самым деятельность предприятия имеет конкретную качественную цель.

► Для достижения поставленных целей требуется организация такого взаимодействия производственного персонала, при котором все участники работают согласованно для получения конечного результата. Должны быть применены те формы их взаимодействия, которые повышают эффективность производства. Среди них — научная организация труда, современные высокопроизводительные технологии, цифровизация и, где это необходимо и возможно, искусственный интеллект.

► Издержки взаимодействия управленческого персонала минимизируются системной реализацией функций и методов управления, качественными административными процедурами, соблюдением требований технических регламентов и стандартов. Таким образом, формируется сквозной механизм управления производственным процессом.

► Директор предприятия лично отвечает за результат работы коллектива и эффективное расходование ресурсов. Вместе с тем, карьера директора будет под угрозой, если он не сможет организовать не зависящий от возможных субъективных интересов или ошибок его подчиненных контроль как самой целевой программы, так и качества управления ею.

► Именно руководитель прямо заинтересован в повышении доверия к качеству и безопасности выпускаемой продукции со стороны потребителей. Этому способствует усиление внутреннего контроля на стыках между операциями, этапами и стадиями жизненного цикла создания продукции, а также его деловая реакция на результаты го-

Цель любой социально-экономической задачи должна содержать не только количественные характеристики, но и качественные, носить конкретный характер. Именно качество формирует смысл любого вида государственной деятельности

сударственного надзора и оценку соответствия.

► Независимая оценка эффективности работы предприятия осуществляется интегрально, по совокупности социальных и экономических показателей, достигнутых коллективом предприятия, а также его владельцем или государством, в зависимости от формы собственности.

Качество управления масштабными государственными задачами в настоящее время

Вопрос: создает ли действующее в настоящее время законодательство и применяемые механизмы экономического регулирования рынка условия для реализации системного подхода к государственному управлению? Очевидно, что для ответа необходимы специальные исследования. Мне представляется, что достаточно объективно ответить на него позволит рассмотрение опыта разработки и реализации целевых программ и национальных проектов, а также опыта применения федеральных законов. Насколько я могу судить, в таком контексте исследования на государственном уровне у нас не проводились.

Совместно с коллегами мы обсуждали эти проблемы на конференциях и семинарах. Нашли они отражение и в ряде публикаций. Воспользуюсь ими. Конечно, это будет фрагментарный анализ, но определенные выводы из него сделать можно.

О целевых программах. Обращаюсь сейчас к ним только по одной при-

чине — надлежащих и открытых для общества выводов из этого негативного опыта при переходе к проектам не сделано.

На них возлагалась задача развития ключевых направлений социальной сферы и экономики страны. Предложено было разрабатывать три вида программ: государственные, а также федеральные и ведомственные, которые должны были являться составной частью государственных. Цели государственных программ устанавливались в виде индикаторов и обобщенных показателей. В них решались общесистемные вопросы, разрабатывались нормативные документы и рекомендации, организовывалось обучение, семинары, конференции и стажировки.

Предполагалось, что федеральные и ведомственные программы будут конкретизировать их. Предприятия на выделенные средства должны были решать конкретные задачи по созданию современных производств, технологий и конкурентоспособной продукции. Однако эта конструкция программ не сработала. До такой конкретики дело, как правило, не доходило. Средства программ ушли в основном на разработку различного рода документов, организацию обучения, стажировок, семинаров и конференций.

О национальных проектах. Они заменяли целевые программы для повышения эффективности государственного управления при решении приоритетных задач развития страны. Определенный прогресс в этом есть. Наиболее наглядно это проявилось, например, в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Были поставлены четкие цели по качеству и безопасности дорог, разработаны конкретные мероприятия, в том числе по созданию технических регламентов и стандартов.

Назову два проекта, в которых демонстрируется отсутствие системного подхода к управлению.

В нацпроекте «Демография», в его федеральном проекте, где рассматриваются вопросы здорового питания, ничего не говорится о защите рынка

от некачественной и опасной продукции, и в этом смысле проект абсолютно неконкретен. В течение всего срока реализации нет позиций по исключению из продуктов питания опасных для здоровья ингредиентов, таких, например, как применение в неконтролируемых дозах особо опасных технического пальмового масла и стабилизатора кар-рагинана.

Мы с коллегами неоднократно высказывали предложения по корректировке проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (сейчас это проект «Производительность труда»). В нем справедливо говорится о том, что производительность труда является ключевым индикатором экономического развития и конкурентоспособности страны, а также детерминантом уровня жизни населения.

Наша позиция сводится к тому, что эти составляющие роста могут быть наиболее эффективно достигнуты только при одном условии: повышение производительности труда необходимо обеспечивать на базе инновационной экономики1. А это предполагает, что увеличение добавленной стоимости, по которой в проекте рассчитывается производительность труда, должно обеспечиваться не только снижением затрат (это цель проекта), но и созданием качественно новой или усовершенствованной продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому считаем, что наряду со снижением издержек проект должен стимулировать предприятия на выпуск качественной и безопасной продукции и внедрение в этих целях систем управления качеством.

Разработчики проекта, говоря об уже достигнутых результатах, приводят примеры предприятий, на которых повысилось качество продукции. Но это инициатива самих предприятий, так как в проекте о качестве и о системах качества нет ни слова. Нет в нем и соответствующих мероприятий. И это факт, прямо говорящий об идеологической неполноценности проекта, отсутствии системности в самой постановке целей проекта и, как следствие, нерациональном использо-

вании выделенных на проект ресурсов. Высокие технологии не могут создаваться только для снижения издержек.

О федеральных законах. Предлагаю рассмотреть два закона: ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1. ФЗ «О техническом регулировании». Организация рационального технического взаимодействия людей, предприятий и органов государственного управления во многом обеспечивается стандартизацией и техническим регулированием. Разработку этого закона, определяющего политику в сфере качества и безопасности, осуществляли люди, далекие от реального производства. Совместно с коллегами мы пытались донести до них азы этой деятельности, в том числе и зарубежный опыт. Нас не услышали.

Введение его в действие окончательно остановило развитие сектора реальной экономики. За прошедшие годы специалистам удалось добиться при поддержке промышленности внесения в него более 200 изменений, но и после этого он не изменил своей сути.

В нем и сейчас заложено так много лазеек для ущемления прав потребителей и выхода на рынок с опасной и некачественной продукцией, что государство, законодательно отвечающее за безопасность населения, было по факту практически исключено из регулирования рынка.

Более чем за тридцать лет стало очевидно, что такое регулирование рынка — это иллюзорный путь развития бизнеса. Государство, безусловно, должно обеспечить экономическую свободу для предпринимателей. Но о какой свободе для недобросовестных производителей, нарушающих постоянно требования законодательства, вообще можно говорить... Тем не менее, эта политика в полном объеме до сих пор реализуется, со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, в частности, за последние годы резко выросли объемы оборота на потребительском

1 Это — «тип экономики, основанный на производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и постоянном технологическом совершенствовании»

справка

Понятие конкурентная среда

на потребительском рынке в либеральном сообществе трактуется следующим образом: это рынок, на котором свободно соперничают независимые производители (торговля) за право продать свой товар свободному потребителю. Из этого вытекают два вывода: первый — производители (торговля) соперничают без каких-либо правил, второй — государства на рынке нет, потребители действительно оказались свободными — защитить их некому

Экономическое образование —

в высшей школе и при подготовке кадров высшей квалификации — базируется до сих пор на догматах либеральной идеологии. Курсы и учебники для высшей школы ориентированы в основном на изучение проводимой начиная с 1990-х годов денежно-кредитной политики. Экономисты — выпускники высшей школы имеют слабое представление об организации реального производства, хотя в СССР была создана самая лучшая в мире школа по этому направлению

рынке, как правило, более дешевых фальсифицированных и контрафактных пищевых и непищевых товаров. Их производят недобросовестные производители или они нелегально завозятся по импорту.

Недобросовестная конкуренция приносит прямые убытки добросовестным производителям — они проигрывают в конкуренции и вынуждены сворачивать производство. Очевидны также вред для здоровья населения, экономические потери и потери имиджа государства.

Задачу государства заполнить (особенно в сегодняшней ситуации) рынок товарами в какой-то степени можно понять. Можно понять и предприятия, которые сегодня ищут пути решения своих сложных экономических проблем. Понять можно и потребителей, вынужденных искать более дешевую продукцию. В любом случае эту проблему на самотек оставлять нельзя — должен быть организован системный мониторинг попадания контрафакта на рынок. Предупредить предприятие об опасности такой продукции на рынке, если есть нарушения — помочь разобраться с их причинами, проверить еще раз. Если же нарушения продолжаются — наказать по закону. Ну а если и это не срабатывает — тогда принять организационные решения по отношению к государственному предприятию, а коммерческие структуры не допускать к выполнению государственных заказов и ввести жесткий режим надзора. Другого пути просто нет. Может быть, хотя бы это позволит остановить рост фальсификата и контрафакта. Не дай бог, эта продукция попадет к военнослужащим на передовую...

Авторитет национальных стандартов в промышленности утерян. Львиная доля продукции выпускается по техническим условиям, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для качества и безопасности продукции для потребителей.

Еще раз о комплексной стандартизации. Именно она способна обеспечить техническое взаимодействие производителя конечной продукции

с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. Для производителя конечной продукции уже на стадии ее разработки представится возможность заключать контрактные отношения с теми поставщиками, которые готовы выполнять требования этих стандартов.

Понятно, что эта проблема сегодня крайне актуальна в связи с разрывами в логистике взаимных поставок для производства промышленной продукции. Существующие еще с советского времени наработки в области стандартизации не находят сегодня применения в развитии ее теории применительно к рыночным условиям. 2. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон — еще один яркий пример отсутствия системного подхода у его разработчиков к решению государственных задач. Все слова в нем сказаны правильные, но он не работает в интересах государства. Тратится впустую громадное время на проведение конкурсов: порой на это уходило до половины установленного срока исполнения заказа. Естественно, падало качество его выполнения.

Во-вторых, сознательно или нет, но разработчики заложили в него большую коррупционную составляющую. Я и мои коллеги по директорскому цеху знали, что на практике неоднократно были случаи, когда для получения заказа необходимо было возвращать заказчику наличными от 20 до 30 % его объема. И какой бы профессионально подготовленной ни была организация, только при выполнении этого условия у нее был шанс выиграть конкурс и получить заказ.

В-третьих, на такой почве даже появились специальные организации, которые брались за выполнение любых заказов. Пользуясь связями, они выигрывали конкурсы. А выполняли их за меньшую сумму приглашенные специалисты. Тем и жили. Основная причина — субъективизм при подведении итогов конкурса на получение заказа.

Не знаю, как сейчас работает этот закон. Но в любом случае считаю, что с учетом изложенного власти надо подумать о прекращении этой бессмысленной игры в демократию при распределении государственных заказов. В большинстве случаев заказ все равно получала та организация, которая, в том числе и по субъективным причинам, устраивала заказчика.

Распределять бюджетные средства, особенно в нынешних условиях, на мой взгляд, должно государство. Заказчик должен знать потенциал организаций, способных сделать эту работу лучше других. Главное здесь — объективный независимый контроль качества выполнения заказа и строгая ответственность как заказчика, так и исполнителя.

Системный подход к государственному управлению масштабными государственными задачами

Выскажу свои предложения по составу и содержанию основных функций и методов управления. Именно их реализация, на мой взгляд, будет направлена на системное устранение болевых точек в решении государственных задач в настоящее время.

1. Состав:

► установление конкретной качественной цели решения социально-экономической задачи (под такой целью в дальнейшем будет пониматься совокупность измеряемых или оцениваемых качественных и количественных требований, предъявляемых к любой социально-экономической задаче);

► организация взаимодействия исполнителей задачи для достижения поставленной цели и минимизации издержек;

► целевое планирование решения задачи;

► эффективный внутренний и внешний контроль;

► независимая оценка конечного результата.

2. Содержание:

► Цель. Исхожу из того, что у нас будет решена задача индикативного страте-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активно продвигаемые сегодня на государственном уровне цифровизация и искусственный интеллект — это только средства организации взаимодействия административного аппарата, повышающие качество управления и снижающие издержки

гического планирования роста экономики и качества жизни, что позволит определять приоритеты развития страны и состав актуальных государственных задач. На этой основе будут устанавливаться цели задач и объемы их финансирования.

Как уже говорилось, цель любой социально-экономической задачи должна содержать не только количественные характеристики, но и качественные, носить конкретный характер. Именно качество формирует смысл любого вида государственной деятельности. Мы гордимся Крымским мостом. Для его создания была поставлена и достигнута конкретная качественная цель, поднявшая на новый уровень жизнь людей и экономику в Крыму. На системной основе были обеспечены его надежность, необходимая пропускная способность и удобства для населения.

Системный подход и установление качественных целей, на достижение которых он должен быть направлен, наиболее полно представлен в Москве. Позитивный опыт есть и в других регионах страны. Есть он и в отраслях. На его анализ и обобщение должны быть ориентированы сегодня социальные институты и институты развития. ► Организация взаимодействия. Такой строго детерминированной основы, как производственный процесс, на этом уровне нет. Как уже говорилось, организация взаимодействия людей, экономических субъектов и органов управления на этом уровне характеризуется высокой степенью неопределенности и субъективизмом. В этом, собственно,

справка

Когда в прессе или на телевидении сегодня обсуждается завершенная или предстоящая работа, то в большинстве случаев основной акцент делается на количественные характеристики. Даже явные успехи, например в строительстве жилья, автодорог, сельском хозяйстве, характеризуются не повышением качества жизни людей, а количеством рублей, тонн и километров. Такую формулу успешности развития страны люди не могут ни ощутить, ни оценить: количество вложенных рублей — это аргумент для тех, кто распределяет средства. Главное для людей — что для повышения качества жизни дадут те или иные действия государства

и состоят проблемы и сложность внедрения системного подхода к государственному управлению.

Стержнем для организации взаимодействия являются правила и административные процедуры отраслевого, межотраслевого и регионального управления. Техническая сторона взаимодействия решается средствами стандартизации и технического регулирования.

Разработка правил и административных процедур осуществляется на основе действующего законодательства и применяемых механизмов регулирования рынка экономическими методами. Качество этих правил и процедур в конечном счете определяет величину моральных и материальных издержек взаимодействия.

Активно продвигаемые сегодня на государственном уровне цифровиза-ция и искусственный интеллект — это только средства организации взаимодействия административного аппарата, повышающие качество управления и снижающие издержки. Понимание этого является принципиально важным. Они часто противопоставляются, по степени воздействия на экономику и социальную сферу, человеку. Качество государственного управления будет всегда определяться совместной деятельностью людей, их человеческими качествами, знанием, опытом, умением анализировать ситуацию и адаптироваться к изменениям во внутренней и внешней среде.

► Целевое планирование решения задачи. Применяются различные виды целевого планирования: программы и методы сетевого планирования и управления (СПУ). В процессе разработки и выполнения плана может возникнуть необходимость корректировки организационных решений. Определяются причины сбоев в организации взаимодействия, уточняются требования к исполнителям. В этом смысле можно сказать, что реализация функций организации и планирование — это итеративный процесс.

► Эффективный внутренний и внешний контроль. Выскажу здесь одно, возможно спорное, предложение. Необ-

ходимо усилить внутренний контроль на стыках между отдельными этапами и стадиями процесса решения задачи. Подразделение, осуществляющее внутренний контроль, целесообразно подчинить непосредственно руководителю задачи, лично отвечающему за качество ее решения. Он также прямо заинтересован в эффективном внешнем контроле. Это обеспечивается деловой реакцией на его результаты.

Независимая оценка проекта задачи и ее конечного результата

Одной из самых сложных проблем государственного управления является объективная оценка и предупреждение тех задач, в которых потенциально заложены социальные и экономические потери для общества. И чем масштабнее задача, тем большую опасность она представляет. Бороться с ними крайне трудно.

Жизнь показала, что не справился с этой проблемой и Экспертный совет при Правительстве РФ. Работает он на общественных началах и как консультативный орган. В его составе известные, занимающие высокие должности люди. Конкретную работу выполняют привлекаемые ими ученые и специалисты, в том числе и контактирующие с коммерческими структурами. Трудно предполагать, что при такой организации экспертизы будет исключен конфликт интересов. Факты — упрямая вещь. Думаю, что если хотя бы половина из организуемых у нас с начала 90-х годов прошлого века масштабных задач была успешно решена, то не отстали бы мы так серьезно в технологическом развитии и качестве продукции. Это неоднократно, в привязке к неэффективно потраченным нефтегазовым доходам, отмечалось на экспертном уровне.

Отсюда и значимость решения этой проблемы. Необходимо организовать действительно независимую и объективную оценку проектов масштабных государственных задач, системности их решения и качества конечного результата. Только в этих условиях руковод-

ство страны будет иметь достоверную и своевременную информацию о ходе решения задачи, эффективности расходования ресурсов и реального достижения целей. Другого пути сегодня просто нет. Думаю, что предлагаемая постановка проблемы заставит задуматься о поиске рациональных путей ее решения.

Заключение

се, что говорилось о качестве государственного управления, составе и содержании функций и методов управления, о качестве, независимости и объективности принимаемых решений, — это организационные, научно-технические, методические и моральные аспекты управленческой деятельности.

Фундаментальной основой качественного государственного управления является уровень культуры и образования населения: ведь законодательную базу и механизмы экономического регулирования рынка создают живые люди, со всеми своими предпочтениями и взглядами на происходящие в стране социальные и экономические процессы.

Считаю, 2022 год войдет в нашу историю не только в связи со специальной военной операцией. Общество наконец-то реально начало освобождаться от догматов либеральной экономики. Запад, сам того не подозревая, своими действиями сделал все для ускорения этого процесса.

В культуре и образовании предстоит преодолеть оставленное нам тяжелое наследие 1990-х. Необходимые улучшения в этих сферах уже начали происходить в 2022 году. Указ Президента РФ от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной

Список литературы

1. Версан В.Г. Игнорирование качества — идеологический просчет в экономической политике // Стандарты и качество. — 2020. — № 3.

2. Версан В.Г. Кто и как остановил в новой России переход к инновационной экономике? Причины и мотивы // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — № 7.

3. Версан В.Г. Качество управления экономикой и производством: практика, вопросы теории // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2021. — № 8.

4. Версан В.Г. Концептуальные основы обеспечения качества управления социально-экономическими процессами // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — № 1.

5. Версан В.Г. Качество — магистральный путь восстановления сектора реальной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — № 8.

культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808» дает надежду на их продолжение. Должны происходить большие положительные перемены в школьном и высшем образовании. Об этом сказано в Послании Президента Федеральному собранию РФ. Необходимо повысить уровень изучения организационной составляющей государственного управления экономикой с акцентом на качественное развитие реального производства и эффективное использование в этих целях ресурсов.

Работа по кардинальной перестройке социально-экономической политики начата. Вопрос теперь только в том, насколько энергично и последовательно она будет реализовываться. Беспокоит общество только то, что не так решительно происходят сегодня изменения в законодательной базе и механизмах экономического регулирования рынка, которые долгие годы были сутью социально-экономической политики либералов.

Рачительное решение масштабных социально-экономических задач — это, в условиях противостояния с Западом и проведения СВО, важнейшая составляющая повышения качества жизни людей и суверенитета России. Необходимо внедрять в практику государственного управления системный подход, организовать в этих целях подготовку и переподготовку руководителей органов управления.

Они должны быть системщиками. Только тогда они смогут достойно конкурировать по эффективности управления государственной собственностью с успешным и ответственным бизнесом, системным по определению. ■

справка

Считаю целесообразным создать работающий на постоянной основе Экспертный центр. В его состав должны войти опытные высококвалифицированные специалисты — аналитики различного профиля. Платить им необходимо достойную и стабильную заработную плату, величина которой не должна зависеть от результатов экспертизы. Подчиняться Центр должен, на мой взгляд, избранному большинством населения президенту, определяющему социально-экономическую политику страны и несущему всю полноту ответственности за ее реализацию.

Возможен и другой вариант — Центр возглавляет человек, пользующийся полным доверием президента, но не принимающий участия в оперативной работе правительства и коммерческой деятельности. Думаю, что к этому варианту можно подойти только тогда, когда будет перестроена законодательная база о неотвратимой ответственности за финансовые преступления, соразмерной нанесенному государству вреду. А управленческой элиты, привыкшей вольно распоряжаться бюджетными средствами, будет намного меньше

Статья поступила в редакцию 23.03.2023

Kompetentnost / Competency (Russia) 5/2023 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-54-64

Public Administration and Quality Are Not Raw Materials for Growth

V.G. Versan1, Prof. Dr. (Ec.), versan.vilya@gmail.com

1 Moscow, Russia

Citation: Versan V.G. Public Administration and Quality Are Not Raw Materials for Growth, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 5, pp. 54-64. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-5-54-64

key words

state tasks, management, systemic approach

Over the past years, our economy and social sphere have been burdened not only by the ideological vices of the economic policy of the reformers. The poor quality of management of large-scale state tasks (programs, projects) brought enormous harm to the country. Evidence of this is the many years of misuse and inefficient use of funds spent on all sorts of expensive initiatives. A specific example is the failure of innovative development and, as a result, the technological backwardness and non-competitiveness of our products. The country suffered huge losses. We are talking about the loss of tens of trillions of rubles.

The organization of interaction between people, economic entities and government bodies to solve state social and economic problems is characterized by the need to take into account a large number of interdependent factors and conditions. These are links in the same chain. Lack of accounting or poor performance of at least one of them leads to a decrease in the efficiency of solving the problem.

I have considered two interrelated problems: a systematic approach to managing large-scale government tasks and the quality of their solution. They are not only interconnected, but also interdependent. Quality is always a complex of technical, economic, social and organizational requirements. Without a systematic approach to management, it is impossible to create something of high quality in principle.

References

1. Versan V.G. Ignorirovanie kachestva — ideologicheskiy proschet v ekonomicheskoy politike [Ignoring quality — an ideological miscalculation in economic policy], Standarty i kachestvo, 2020, no. 3.

2. Versan V.G. Kto i kak ostanovil v novoy Rossii perekhod k innovatsionnoy ekonomike? Prichiny i motivy [Who and how stopped the transition to an innovative economy in new Russia? Causes and motives], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2020, no. 7.

3. Versan V.G. Kachestvo upravleniya ekonomikoy i proizvodstvom: praktika, voprosy teorii [The quality of economic and production management: practice, theory issues], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2021, no. 8.

4. Versan V.G. Kontseptual'nye osnovy obespecheniya kachestva upravleniya sotsial'no-ekonomicheskimi protsessami [Conceptual foundations for ensuring the socio-economic processes management quality], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2022, no. 1.

5. Versan V.G. Kachestvo — magistral'nyy put' vosstanovleniya sektora real'noy ekonomiki [Quality is the main way to restore the real economy sector], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2022, no. 8.

НОВАЯ КНИГА

Лепявко А.П.

Контактные средства измерений температуры

Учебное пособие. — М.: АСМС, 2022

В учебном пособии приведено понятие «температура», описаны температурные шкалы, дана классификация контактных средств измерений температуры.

Для каждой из групп контактных средств измерений: механических, или термометров расширения (манометрических, биметаллических, жидкостных стеклянных), и электрических (термопреобразователей сопротивления и термоэлектрических преобразователей) рассмотрены принцип действия, конструкция, метрологические характеристики и методы поверки.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.