Научная статья на тему 'Государственное управление и государственное регулирование в здравоохранении'

Государственное управление и государственное регулирование в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управление / регулирование / менеджмент / государство / здравоохранение / administration / regulation / management / state / healthcare

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.С. Колесникова, М.А. Василенко

Анализируется сущность и роль менеджмента, а также его соотношение с понятиями государственного управления и регулирования, которые в основном используются как синонимы. Изучение различий указанных понятий, их сопоставление, проведенное авторами, можно считать элементом новизны в решении данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Administration and State Regulation in Healthcare

The essence and role of management are analyzed, as well as their relationship with the concepts of management and regulation, which are mainly used as synonyms. The difference between these concepts and the relationship between them, carried out by the authors, can be considered a novelty in solving this problem. Today management is characterized at three levels: federal, regional and local. At each level, its tasks and the corresponding type of management (strategic, tactical, operational) are determined. Regulation is also characterized by three criteria: objects; directions; methods (administrative and economic). All criteria are illustrated with relevant examples of government action.

Текст научной работы на тему «Государственное управление и государственное регулирование в здравоохранении»

Государственное управление и государственное регулирование в здравоохранении

Анализируется сущность и роль менеджмента, а также его соотношение с понятиями государственного управления и регулирования, которые в основном используются как синонимы. Изучение различий указанных понятий, их сопоставление, проведенное авторами, можно считать элементом новизны в решении данной проблемы

С.С. Колесникова1

Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, канд. экон. наук, korotyuk.andrej@yandex.ru

М.А. Василенко1

Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, канд. экон. наук, доцент, Margo2026@yandex.ru

1 доцент кафедры, г. Ростов-на-Дону, Россия

Для цитирования: Колесникова С.С., Василенко М.А. Государственное управление и государственное регулирование в здравоохранении// Компетентность / Competency (Russia). — 2024. — № 1. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-1-58-64

ключевые слова

управление, регулирование, менеджмент, государство, здравоохранение

ри исследовании особенностей менеджмента в области здравоохранения неизбежно возникает вопрос о воздействии государства на процессы производства, рынок и другие экономические явления, которые выступают как объекты государства, так и объекты менеджмента. Поэтому необходимо разобраться в сути воздействия, осуществляемого через управление и регулирование деятельности медицинской организации со стороны государства.

Понятие «управление» отражает такие меры руководства, которые охватывают все стороны деятельности и все ресурсы организации и направляют их на достижение цели организации. Специалисты в области управления и экономики фармации отмечают: «Процесс управления, состоящий из ряда последовательно выполняемых и взаимосвязанных действий, является необходимым для эффективного использования имеющихся ресурсов и достижения поставленных целей» [7].

Регулирование предполагает корректирующие действия руководства, связанные с необходимостью устранить какие-то помехи или погрешности управляемого объекта от заданного состояния. В этом смысле регулирование выступает в качестве оперативного управления. Неслучайно в литературе оба термина употребляются зачастую как синонимы [3, 7].

Понятие «менеджмент» с точки зрения экономической теории может рассматриваться как производное от управления. Родственным управлению менеджмент делает подчинение деятельности организации рыночной цели. Целью на рынке является удовлетворение потребностей покупателей с минимальными затратами и с максимальной эффективностью для орга-

низации. Именно этой цели и служит менеджмент.

Остановимся на более детальной характеристике каждого понятия.

Управление

Государственное управление присуще всей экономике. Но не потому государство должно исправлять ошибки рынка. Государство по природе своей призвано решать социальные задачи, независимо от типа экономической системы, которая в нем существует. Эти задачи имеют отношение и к экономике, и к обществу.

Специалисты здравоохранения понимают управление отраслью в широком смысле. По высказыванию академика Российской академии медицинских наук А.И. Вялкова, здоровье выступает высшей ценностью в системе потребностей, поэтому и «управление здравоохранением должно быть высшим приоритетом любого из управлений — государственного, семейного или личностного (самоуправления). Особенно важна разновидность самоуправления: ведь до 80 % потенциала здоровья зависят от самого человека, то есть от его способности управлять собственным здоровьем» [6].

Здравоохранение как ярко выраженная социальная отрасль более других отраслей экономики нуждается в государственном управлении, участии государства в осуществлении медицинской деятельности лечебно-профилактических учреждений. Естественно, в разных экономических системах у государства в управлении могут быть свои особенности в задачах и методах их решения.

На современном этапе задачи управления здравоохранением классифицируются и формируются в зависимости от уровня управляющих ор-

ганов — федерального, регионального и местного.

На федеральном уровне Минздрав России, Управление здравоохранением регионов разрабатывают и обеспечивают стратегию развития отрасли. Верхним эшелоном управления разрабатываются различного рода программы, касающиеся как развития отрасли в целом, так и отдельных сторон здравоохранения и их перспектив. Здесь можно привести следующие примеры.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1640. Изменения, касающиеся корректировки целей, состава соисполнителей и участников, структуры и сроков реализации пилотной госпрограммы, правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 380.

Государственной программой к 2024 году обозначены следующие цели:

► снижение смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения;

► снижение смертности населения от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;

► снижение смертности населения от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;

► снижение младенческой смертности до 4,5 случаев на 1 тыс. родившихся живыми [16].

Программа регулярно обновляется. В 2021 году Правительством утверждено Постановление № 312 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие здравоохранения», постановлением от 24.12.2021 № 2462 утверждена редакция, введенная в действие с 1 января 2022 г. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» сгруппированы в 5 блоков задач и к ним 13 Приложений о правилах

финансового обеспечения их решений [17]. Особо стоит выделить п. 3 «Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан и сфере государственного управления Российской Федерации». В задачах развития до 2024 и 2030 гг. планируется:

► совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;

► ликвидация дефицита медицинских работников;

► развитие информационных технологий в здравоохранении;

► реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;

► повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста [17].

К программам, касающимся отдельных сторон развития отрасли, можно отнести следующие целевые программы:

► Сохранение населения, здоровья и благополучия людей.

► Развитие науки, промышленности и технологий.

► Цифровая трансформация.

Также, преимущественно на федеральном уровне, разрабатываются и устанавливаются стандарты и нормативы, касающиеся разных сторон деятельности здравоохранения:

► стандарты изделий медицинского назначения и медицинской техники;

► стандарты качества лекарственных средств;

► нормативы объемов медицинской помощи;

► подушевые нормативы финансирования и пр.

На региональном уровне управления соответствующими органами государственной власти определяются уже конкретные тактические задачи с учетом особенностей региона для осуществления стратегических целей, обозначенных высшими управляющими органами.

справка

Указ Президента РФ от 6.06.2019 № 254

«О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» касается:

► общих положений;

► состояния национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан;

► угроз и вызовов национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан;

► целей, основных задач

и приоритетных направлений развития здравоохранения в РФ;

► основных механизмов оценки состояния национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан;

► основных этапов и ожидаемых результатов реализации настоящей Стратегии;

► механизма реализации и источников ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией [15]

Задачи региона воплощаются в годовых планах, которые играют тактическую роль в отношении стратегических планов, охватывающих, как правило, период от пяти лет и более.

На уровне лечебно-профилактической организации (ЛПО) — низшем уровне управленческой системы осуществляется оперативное управление. Это управление направлено на достижение максимально возможного медицинского результата при минимально возможном расходовании имеющихся у ЛПО ресурсов. Для этого ведется учет, контроль и анализ всех аспектов деятельности организации (включая особо анализ материальной части и трудовых ресурсов).

Таким образом, стратегический, тактический и оперативный типы управления соответствуют трем уровням управления: высшему, среднему и низшему.

Вопросы стратегии, тактики и оперативности решаются и внутри каждого лечебно-профилактического учреждения, и решение подчиняется линейке управления «главврач — замглаввра-ча — завотделением».

То есть главврач отвечает за стратегию (реализация долгосрочных целей по объемам и срокам; определение передовых направлений в деятельности медицинской организации; учет изменений условий внешней и внутренней среды организации).

Заместитель главврача обеспечивает в рамках заявленных стратегических целей соответствующее этим целям ресурсное распределение с контролем всех текущих результатов.

Заведующие отделениями контролируют процессы медицинской деятельности на предмет соответствия технологическим стандартам и рациональному использованию имеющихся ресурсов.

Стратегическая установка государственной лечебно-профилактической организации находит отражение в деловом плане, который составляется на 5 лет. Деловой план отличается от бизнес-плана — в его цели не входит получение прибыли. Но перечень

разделов в них во многом совпадает, и в каждом есть маркетинговый, касающийся платных услуг.

Как отличительный в деловом плане можно отметить раздел «Клинический менеджмент». Такой раздел присутствовал в начальный период внедрения в отрасли рыночных методов управления [10]. Позже коллектив разработчиков, во главе с академиком А.И. Вялковым, подчеркнет роль клинического управления в качестве механизма стратегии медицинской организации. Их основные позиции по созданию делового плана выглядят следующим образом:

1) стратегическое клиническое управление;

2) деловой план медицинской организации;

3) методология формирования делового плана;

4) содержание делового плана;

5) реализация медицинских услуг. Методология определения ресурсных затрат на реализацию медицинских услуг;

6) финансовый менеджмент в медицинской организации;

7) планирование мероприятий по повышению эффективности используемых ресурсов [1].

Регулирование

Как отмечалось, регулирование организует подчинение медицинского учреждения определенному порядку, создает условия для нормальной работы по заданным параметрам. То есть выступает практической реализацией управления, своего рода его инструментарием. В нем можно выделить объекты воздействия; направления воздействия; методы воздействия (административные и экономические).

Что касается объектов воздействия, то, по оценкам ВОЗ, таковыми выступают:

► политика государства, которую оно проводит в сфере здравоохранения;

► функции здравоохранения, которые, по определению государства, призвано осуществлять здравоохранение;

► ресурсное обеспечение отрасли со стороны государства с учетом географии национальной экономики страны;

► создание государством организационной структуры самого здравоохранения, адекватной потребностям населения;

► обеспечение со стороны государства подготовки и условий труда для медицинского персонала;

► определение государством особых требований по участию разных субъектов в хозяйственной системе здравоохранения.

Основными направлениями государственного регулирования в здравоохранении в литературе принято считать следующие позиции:

1. Правовое обеспечение всех перечисленных объектов регулирования государства.

2. Создание муниципальных и государственных учреждений в качестве базовой структуры и инфраструктуры отрасли, это — лечебно-профилактические учреждения, аптечные, научные, образовательные учреждения и проч.

3. Разработка соответствующих мер обеспечения качества медицинских услуг и медицинских товаров. Такими мерами здесь могут выступать средства общеотраслевого значения (например, лицензия или сертификат) и специальные стандарты качества.

4. Установление особых правил контроля медицинской деятельности по отдельным ее видам и применению новых технологий.

5. Внедрение контроля стандартов и санитарных норм.

6. Разработка нормативов, правил, отчетности и т.п. [11].

Третьим элементом регулирующего воздействия государства на здравоохранение выступают методы административного и экономического характера.

Примером административного способа воздействия следует назвать один из основополагающих для деятельности отрасли законов — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 1 данного

закона регулирует отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ и определяет:

► правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

► права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

► полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;

► права и обязанности медицинской организации, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

► права и обязанности фармацевтических и медицинских работников.

Говоря о значимости для управления здравоохранением разработки методов экономического характера, экономисты подчеркивают необходимость теоретической обоснованности таких методов [9]. Экономическая направленность управления должна обеспечить заинтересованность медицинской организации, ее подразделений и сотрудников как в объеме и качестве медицинской помощи, так и в эффективности ее результата для всех участников.

Подчеркивая отсутствие методов экономического стимулирования как минус административно-командной системы, некоторые авторы [9], наряду с этим, указывают в качестве минуса и недостаточное финансирование. Однако финансирование отрасли и методы экономического стимулирования — это не одни и те же порядковые явления в экономике. Суть методов экономического характера в том и состоит, чтобы заставить финансирование работать на отрасль, на отдачу. Достаточность финансирования определяется не абсолютной величиной, а способом вложения денег.

Вместе с тем, к методам экономического характера обычно относят либо планирование, либо рынок. По этому поводу среди специалистов, как отмечает Г. Минцберг, сложился миф, что в государственном управлении бизнес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходы оправданны и это — панацея. «В результате, значительная часть государственных организаций ведут себя как потерявший память пациент и притворяются коммерческими организациями» [2].

Но с точки зрения управления, по мнению авторов, для бизнеса в здравоохранении места нет [2].

Получается, основной вопрос здесь не в том, какой из двух типов вмешательства — контроль государства или рыночный механизм — более необходим, а в том, где и в какой мере требуется применение каждого из них для обеспечения эффективной работы всей системы [2]. То есть на самом деле, в условиях смешанной модели экономики, вопрос выбора метода регулирования не стоит в формате ультиматума: «либо планирование — либо рынок», а речь идет об их разумном сочетании.

Поскольку в рамках данной статьи основным предметом рассмотрения является управленческий и регулирующий смысл деятельности руководства, остановимся на анализе методов экономического регулирования в таком их применении — для управления и регулирования материального производства отрасли и сферы услуг здравоохранения.

В качестве примера регулирования материального производства должна быть взята фармацевтическая отрасль. Государственное регулирование фармацевтического рынка прежде всего направлено на обеспечение прав граждан на эффективную и безопасную лекарственную терапию. А это предполагает следующие действия:

► контроль проведения исследований лекарственных средств у людей и животных;

► регистрацию лекарственных средств (допуск на рынок, разрешение медицинского применения);

► фармакологический надзор (мониторинг безопасности);

► контроль качества лекарственных средств;

► лицензирование и контроль производства;

► лицензирование и контроль дистри-

буции и розничной торговли в фармации;

► аккредитацию и лицензирование специалистов — медицинских и фармацевтических работников;

► правила назначения и отпуска лекарственных препаратов;

► регулирование сферы продвижения и рекламы [12].

Опыт применения принудительных мер государством, в частности в отношении ограничительной практики монополий, рассматривает специалист в этой области, автор «Экономики для менеджеров» профессор Е.В. Савицкая [4]. Существенно, что пример внесения поправок Госдумой в закон «О рекламе» распространяется и на нашу отрасль, широко использующую телевидение в продвижении фармацевтической продукции.

Отдельно стоит сказать о регулировании цен на лекарственные препараты.

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 19.12.22) «Об обращении лекарственных средств» в ст. 60 предусматривает:

► утверждение Правительством РФ перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов);

► утверждение методики расчета предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

► государственную регистрацию отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

► ведение реестра отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

► утверждение методики установленного органами исполнительной власти размера оптовых и розничных надбавок;

► применение предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты [13].

Что касается методов экономического регулирования сферы медицинских услуг со стороны государства, то в первую очередь необходимо отметить регулирование финансирования

системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Оно предусмотрено ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 21-32) [14].

Финансирование обеспечено целевым формированием средств на основе определения размеров страховых тарифов — 5,1 % от фонда заработной платы (работодателей и работников) и страховых взносов исполнительных органов власти субъектов РФ.

Нормативы по объемам медицинской помощи и финансовым затратам на единицу медицинской помощи утверждаются правительством, ежегодно утверждаются в Базовой программе ОМС и выступают основой расчета потребности в финансовых ресурсах на осуществление медицинского страхования граждан на единицу объема медицинской помощи и численности населения.

Заключение

В заключение можно сказать, что понятие «управление» и понятие «регулирование» на практике достаточно отчетливо просматриваются на всех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Что касается менеджмента, то эта категория приемлема только на нижнем уровне, уровне отдельного медицинского учреждения или организации. Это объясняется ее автономностью и строго экономической направленностью. Менеджмент определяется только для отдельной независимой хозяйственной единицы, хозяйственного субъекта, и обязательно ориентирован на достижение экономической выгоды. В рамках государственного ЛПУ выгода связана с получением дохода от платных медицинских услуг. В рамках частной медицинской организации менеджмент нацелен на получение прибыли. В общем случае цель медицинского менеджмента — это эффективность деятельности организации, отдельных сотрудников и коллектива [5, 3].

Хотим обратить внимание еще на одну мысль замечательного практика, обобщающего первые шаги в управ-

лении, — Н.Н. Карякина: «В управлении медицинским учреждением интересы пациента для главного врача на первом месте! Это аксиома № 1. Наша специальность — медицина, она позволяет мыслить системно, воспринимать причинно-следственные связи, а значит, видеть вперед. Как в любой системе в ней нет черного или белого, правильного или ложного. Управление медицинской организацией — это движение с постоянными развилками на пути: в одну сторону пойдешь — бюджет найдешь, но снизишь качество помощи; в другую — обретешь сильную команду, но потратишь много личных сил; останешься стоять — покой обретешь, но учреждение потеряешь, и т.д. В управлении всегда есть вероятности,

но нет точных решений и правильных Статья поступила ответов» [8]. ■ в редакцию 5.10.2023

Список литературы

1. Вялков А.И., Кучеренко В.З., Вардосанидзе С.Л. и др. // Главврач. — 2007. — № 12.

2. Минцберг Г. Что не так в здравоохранении? Мифы. Проблемы. Решения. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

3. Петрова И.Г., Додонова И.В., Погосян С.Г. Основы медицинского менеджмента и маркетинга: учебное пособие. — СПб: Фолиант, 2019.

4. Савицкая Е.В. Экономика для менеджеров: учебник. — М.: Литтерра, 2016.

5. Солодовников Ю.Л. Экономика и управление в здравоохранении: учебное пособие. — СПб: Лань, 2019.

6. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие для вузов / Под ред. акад. РАМН А.И. Вялкова, 3-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

7. Управление и экономика фармации: учебник / Под ред. проф. И.А. Наркевича. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.

8. Управление медицинской организацией. Первые шаги / Под общ. ред. Н.Н. Карякина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022.

9. Чернышев В.М., Пушкарев О.В., Стрельченко О.В. Экономические основы эффективного управления медицинской организацией. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.

10. Яковлев Е.П. // Экономика здравоохранения. — 2002. — № 7.

11. Государственное регулирование в сфере здравоохранения; https:// spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_ regulirovanie_v_sfere_zdravoohraneniya/ (дата обращения: 9.01.2023).

12. Государственное регулирование фармацевтической деятельности; https://spravochnick.ru/farmakologia_i_farmacia/gosudarstvennoe_regulirovanie_ farmacevticheskoy_deyatelnosti/ (дата обращения: 9.03.2023).

13. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ; https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_99350/8fb40921959bc47096aeb370f4815a5f87acd58e (дата обращения: 20.02.2023).

14. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ; https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107289/8691fa7bd9d2c85059c7c89e108e026c83 9b3290 (дата обращения: 11.02.2023).

15. Указ Президента Российской Федерации от 6.06.2019 № 254; https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/ (дата обращения: 7.03.2023).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 380; https://base.garant.ru/72216586 (дата обращения: 17.01.2023).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640; https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748440/

(дата обращения: 17.01.2023).

Kompetentnost / Competency (Russia) 1/2024 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-1-58-64

Public Administration and State Regulation in Healthcare

S.S. Kolesnikova1, Rostov State Medical University of the Russian Federation Ministry of Health, PhD (Ec.), korotyuk. andrej@yandex.ru

M.A. Vasilenko1, Rostov State Medical University of the Russian Federation Ministry of Health, Assoc. Prof. PhD (Ec.), Margo2026@yandex.ru

1 Associate Professor of Department, Rostov-on-Don, Russia

Citation: Kolesnikova S.S., Vasilenko M.A. Public Administration and State Regulation in Healthcare, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2024, no. 1, pp. 58-64.

The essence and role of management are analyzed, as well as their relationship with the concepts of management and regulation, which are mainly used as synonyms. The difference between these concepts and the relationship between them, carried out by the authors, can be considered a novelty in solving this problem. Today management is characterized at three levels: federal, regional and local. At each level, its tasks and the corresponding type of management (strategic, tactical, operational) are determined. Regulation is also characterized by three criteria: objects; directions; methods (administrative and economic). All criteria are illustrated with relevant examples of government action.

1. Vyalkov A.I., Kucherenko V.Z., Vardosanidze S.L., etc., Head physician, 2007, no. 12, pp. 43-66.

2. Mintzberg H. What's wrong in healthcare? Myths. Problems. Solutions, Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2017, 251 P.

3. Petrova I.G., Dodonova I.V., Pogosyan S.G. Fundamentals of medical management and marketing, St. Petersburg, Foliant, 2019, 351 P.

4. Savitskaya E.V. Economics for managers, Moscow, Litterra, 2016, 201 P.

5. Solodovnikov Yu.L. Economics and management in healthcare, St. Petersburg, Lan', 2019, 310 P.

6. Healthcare management and economics, ed. by acad. RAMS A.I. Vyalkov, 3rd ed., Moscow, GEOTAR-Media, 2009, 658 P.

7. Management and economics of pharmacy, ed. by prof. I.A. Narkevich, Moscow, GEOTAR-Media, 2018, 923 P.

8. Management of a medical organization. First steps, gen. ed. by N.N. Karyakin, Moscow, GEOTAR-Media, 2022, 299 P.

9. Chernyshev V.M., Pushkarev O.V., Strel'chenko O.V. Economic foundations of effective management of a medical organization, Moscow, GEOTAR-Media, 2021, 375 P.

10. Yakovlev E.P. Business plan of a medical institution as a mechanism for strategic management of healthcare, Health economics, 2002, no. 7, pp. 5-8.

11. State regulation in the field of healthcare; https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_ regulirovanie_v_sfere_zdravoohraneniya/ (acc.: 9.01.2023).

12. State regulation of pharmaceutical activities; https://spravochnick.ru/farmakologia_i_farmacia/ gosudarstvennoe_regulirovanie_farmacevticheskoy_deyatelnosti/ (acc.: 9.03.2023).

13. RF Federal Law of 12.04.2010 N 61-FZ; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 99350/8fb40921959bc47096aeb370f4815a5f87acd58e (acc.: 20.02.2023).

14. RF Federal Law of 29.11.2010 N 326-FZ; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/8691fa7bd9d2c85059c7c89e108 e026c839b3290 (acc.: 11.02.2023).

15. RF President Decree of 6.06.2019 N 254; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/ (acc.: 7.03.2023).

16. RF Government Decree of 29.03.2019 N 380; https://base.garant.ru/72216586 (acc.: 17.01.2023).

17. RF Government Decree of 26.12.2017 N 1640; https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748440/ (acc.: 17.01.2023).

ПОЛИГРАФИЯ (499) 175 42 91

АСМС верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать,

ч/б копирование

DOI: 10.24412/1993-8780-2024-1-58-64

key words

administration, regulation, management, state, healthcare

References

1 Vyalkov A I Kucherenko V Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.