Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гривас Т.Н.

Статья посвящена выявлению понятия инноваций в сфере здравоохранения, а также анализу инновационных решений в государственном управлении в сфере здравоохранения в рамках отдельных зарубежных стран (США и Франция). Автор, произведя обзор представленных в научной литературе концептов, даёт своё авторское определение понятию «инновации в сфере здравоохранения», а также обосновывает перспективные инновационные решения в государственном управлении в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING INNOVATIVE SOLUTIONS IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HEALTHCARE

The article is devoted to the identification of the concept of innovation in the field of healthcare, as well as the analysis of innovative solutions in public administration in the field of healthcare within certain foreign countries (USA and France). The author, having reviewed the concepts presented in the scientific literature, gives his author's definition of the concept of "innovations in the field of healthcare", and also substantiates promising innovative solutions in public administration in the field of healthcare.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_54 УДК 342.951

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Promising innovative solutions in public administration in the field of healthcare ГРИВАС Тамара Николаевна,

студент, факультет «Государственное и муниципальное управление»

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт государственной службы и управления. Россия, 119606, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84. E-mail: dr.grivas@mail.ru;

GRIVAS Tamara Nikolaevna,

Student, Faculty of State and Municipal Administration

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Institute of Public Administration and Management. 84 Vernadsky Avenue, Moscow, 119606, Russia. E-mail: dr.grivas@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена выявлению понятия инноваций в сфере здравоохранения, а также анализу инновационных решений в государственном управлении в сфере здравоохранения в рамках отдельных зарубежных стран (США и Франция). Автор, произведя обзор представленных в научной литературе концептов, даёт своё авторское определение понятию «инновации в сфере здравоохранения», а также обосновывает перспективные инновационные решения в государственном управлении в сфере здравоохранения.

Abstract: The article is devoted to the identification of the concept of innovation in the field of healthcare, as well as the analysis of innovative solutions in public administration in the field of healthcare within certain foreign countries (USA and France). The author, having reviewed the concepts presented in the scientific literature, gives his author"s definition of the concept of "innovations in the field of healthcare", and also substantiates promising innovative solutions in public administration in the field of healthcare.

Ключевые слова: инновации, здравоохранение, государственное управление, инновационные решения, медицина.

Keywords: innovations, healthcare, public administration, innovative solutions, medicine.

Для цитирования: Гривас Т.Н. Перспективные инновационные решения в государственном управлении в сфере здравоохранения //Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_54.

For citation: Grivas T.N. Promising innovative solutions in public administration in the field of healthcare // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_54.

Статья поступила в редакцию: 26.04.2023

Современные процессы предопределяют необходимость разработки и внедрения новых инновационных решений в государственное управление в сфере здравоохранения. Так, тектонические подвижки в системе административно-правового обеспечения, проектирования и реализации государственного управления и государственной политики в сфере здравоохранения, детерминированные ведущейся против России глобальными экономическими войнами, вследствие чего остро актуализировались вопросы импортозамещения в сферах производства, поставок и технического обслуживания (ремонтов) сложной электронной медицинской техники (в том числе комплектующих и расходников к ней), иного специализированного медицинского оборудования лекарственных средств и фармацевтических субстанций, оборудования для их производства. А это всё неминуемо требует искать инновационных решений, ориентированных на отечественных производителей и логистику.

Кроме того, необходимость поиска и выработки перспективных инновационных решений в государственное управление в сфере здравоохранения обусловлена общими тенденции интенсивного насыщения и активного внедрения разноприродных и полилатеральных (то есть разносторонних) инноваций (цифровых [9, 10, 11], регуляторных [1, 2], организационных, инновационных) в сфере здравоохранения, что уже прямо или косвенно нашло отражение в немалом числе подзаконных актов в Российской Федерации - в актах Президента РФ, актах Правительства РФ, приказах Министерства здравоохранения РФ, иных актах стратегического и текущего планирования и программирования государственного управления в названной сфере.

В рамках настоящего исследования, с целью выявления перспективных инновационных решений, которые могли бы найти отражение в государственном управлении в сфере здравоохранения, особое внимание будет акцентировано на успешном зарубежном опыте. Однако переходя непосредственно к таким вопросам, следует определить, что представляют из себя инновации в сфере здравоохранения. Так, особенностью инноваций выступает то, что они представляют собой что-то новое или улучшение того, что уже существует, функционирует в рамках правовой действительности. При этом В.В. Омельяновский справедливо указывает, что «инновационные медицинские технологии являются, с одной стороны, движущей силой повышения качества медицинской помощи, а с другой - определяют рост расходов на здравоохранение» [4]. Например, инновации сыграли существенную роль и в рамках борьбы с COVID-19. Что характерно как для отечественного опыта, так и для зарубежного. Согласно Е.О. Селютиной и И.Г. Ершовой, инновации в здравоохранении «играют важную роль в обеспечении устойчивости систем здравоохранения после пандемии COVID-19. Применяя инновации, можно не только расширить доступ к качественным и недорогим медицинским услугам, например, за счет расширения цифровой инфраструктуры здравоохранения для того, чтобы оказывать медицинскую помощь на «последней миле», но также предотвращать последствия будущих пандемий с наименьшими затратами» [12].

В целом значение инноваций в сфере здравоохранения вызвано необходимостью разработки чего-то нового, улучшенного. В свою очередь, это важно для борьбы с неизлечимыми заболеваниями; для улучшения взаимодействия органов государственной власти, медицинских учреждений и граждан между собой; для доступности государственных услуг в сфере здравоохранения; для подъема уровня жизни граждан; для

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

улучшения сферы здравоохранения (в т.ч. компетенции сотрудников, оборудования) и т.д.

Согласно авторскому определению, инновации в сфере здравоохранения - результат научно-медицинской, медико-технологической, правовой или организационной целенаправленной деятельности, который объективируется (выражается) в предмете материального мира, процессе, методе, технологическом решении, имеющих качественное превосходство над другими сопоставимыми результатами или аналогичными объектами протитипизации или сравнения и служит достижению общественно полезных целей, связанных с улучшением количественных и качественных характеристик системы здравоохранения в целом, отдельных её организационно-структурных сегментов или элементов, совершенствовании форм, процессов, методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, оказания экстренной медицинской помощи, улучшения здоровья человека.

Важным элементом нашего концепта является артикулирование качественное превосходства. Под качественным превосходством следует рассматривать такое превосходство, которое не может быть преодолено количественно либо количественное преодоление которого нерационально. Активная разработка инновационных решений в сфере здравоохранения наблюдается в отдельных зарубежных странах. Для их правовой регламентации принимаются и различные нормативные правовые акты, которые составляют правовой базис инноваций в сфере здравоохранения и инноваций в целом, как важного элемента развития и качественного улучшения отдельных сфер общественных отношений.

Создаваемые, тестируемые и внедряемые ныне в зарубежных странах на сегодняшний день инновации в сфере здравоохранения (в том числе цифровые инновации) преимущественно акцентированы на борьбе с онкологическими заболеваниями, инфекционными заболеваниями (что особенно ярко проявилось в период пандемии COVID-19), на создание методов диагностики и терапии генетических сбоев, на создание киберфизических систем и цифровых диагностических систем, однако за таковыми не поспевает должное нормативно-правовое обеспечение и сопровождение, законодательное регулирование в этой сфере характеризуется множеством правовых пробелов, и то общая сегодня проблема для всех государств мира (включая Россию), в некоторых из которых просто лишь некоторые вопросы могут быть урегулированы чуть лучше.

В рамках и в процессе нашего исследования были рассмотрены подходы к определению инноваций и их правовому регулированию на примерах США и Франции. Так, в США правовая основа инноваций в сфере здравоохранения представлена комплексом нормативных правовых актов. Так, например, Закон о лечении 21-го века (Закон о лекарствах) [16], подписанный 13 декабря 2016 года, призван помочь ускорить разработку медицинских изделий и принести новые инновации и достижения пациентам, которые в них нуждаются, быстрее и эффективнее.

Обоснованно выделить Global Health Innovation Act of 2017 [14], который требует, чтобы Агентство США по международному развитию отчитывались перед Конгрессом о разработке и использовании глобальных инноваций в области здравоохранения в своих программах.

Следует отметить, что развитие правового регулирования инновационной сферы происходит и по сей день в рамках законодательства США. В данной связи заслуживает внимания Закон США об инновациях и конкуренции 2021 года [15].

Правовые гарантии и условия проектирования, программирования, разработки, тестирования, внедрения и применения инновационных решений в сфере здравоохранения во Французской Республике закреплены в следующих актах:

Кодекс общественного здравоохранения Франции [13] (в частности, раздел 2 «Исследования с участием человека», глава 5 «Обучение и исследования», глава 8 «Биомедицина» и др). Кодексом общественного здравоохранения регулируется достаточно много важных вопросов, связанных не только с отдельными заболеваниями и их лечением, но и внедрением в сферу медицины различных инноваций.

2) Декрет № 2019-600 от 17.06.2019, принятый во исполнение ст. L. 162-31-1 Кодекса социального обеспечения, измененного Законом № 2018-1203 от 22.12.2018 «О финансировании социального обеспечения на 2019 год», «дополняет список исключений, необходимых для этих экспериментов, требующих уведомления высшего органа здравоохранения»;

3) Указ № 2017-1483 от 18.10.2017. Данный акт также регулирует применение инноваций в сфере здравоохранения.

4) Указ № 2018-125 от 21.02.2018 «О рамках проведения экспериментов по инновациям в системе здравоохранения, предусмотренных статьей L. 162-31-1 Кодекса социального обеспечения».

5) Закон об инновациях и исследованиях Франции 1999 года. Закон направлен на эффективную передачу технологий от государственных исследований частным компаниям и содействие инновационным фирмам.

При этом следует отметить, что европейские и французские законодатели рассмотрели многие аспекты цифрового здравоохранения, но всеобъемлющей схемы регулирования пока нет. Применимые правила варьируются от отношений между операторами цепочки поставок, а также НСР и пользователями, политики общественного здравоохранения и прав пациентов в трансграничном здравоохранении. На французском уровне такие правила в основном кодифицированы в ЕРНС - например, положения о борьбе с откатом и прозрачности, медицинская этика, а также производство и дистрибуция лекарственных средств. Положения других кодексов могут также применяться к конкретным аспектам здравоохранения (например, уважение человеческого тела в Гражданском кодексе (ЕСС), схемы возмещения в Кодексе социального обеспечения.

Следует отметить, что инновации в зарубежных странах в нынешнее время направлены также на модернизацию скорой помощи, оказания медицинских услуг. Например, на сегодняшний день во Франции для того, чтобы повысить конкурентоспособность французских предприятий и способствовать устойчивому, инклюзивному и жизнестойкому развитию французской экосистемы здравоохранения, правительство в тесном партнерстве с заинтересованными сторонами в области исследований и промышленности реализует амбициозный подход, направленный на стимулирование роста в таких стратегических технологических областях как [3]: биотерапия и биомоделирование; цифровое здравоохранение. Достаточно активно разрабатывается и правовое регулирование по данным вопросам.

Таким образом, в качестве выводов к настоящему исследованию необходимо указать следующее.

Проведённое нами обширное научное исследование дефиниций, таксономий, линеек существенных признаков инноваций вообще и в

сфере здравоохранения в частности, отраженных в судебной практике. в научных исследованиях и в официальных разъяснениях, позволило сделать следующие выводы.

Согласно нашему концепту, инновационности решения (регуляторного, организационного, лечебного и т.д.) в сфере здравоохранения присущи существенные следующие признаки (через которые такая инновационность и должна определяться и подтверждаться):

объективно фиксируемая новизна решения (в чистом виде или в виду значительной улучшенности), в том числе в основе такой новизны - креативность (должна содержаться новая идея или несколько новых идей);

наличие у решения прикладного компонента, характеризующегося потенциалами выраженного наличия, улучшения и производства (вклада в производство) общественного блага и общественной выгоды (обоснованно предполагаемой от внедрения), а также соответствующим целевым назначением; такое решение пригодно желательно, принося значительную пользу индивиду, группе или обществу в целом;

реальность решения (оно должно представлять собой реально существующий продукт, метод или технологию, обладающие возможность быть реально внедренными и реализованными, введёнными в употребление; такое решение пригодно для использования) и воспроизводимость этого решения;

стратегичность (направлена на достижение долгосрочных целей в корпоративной деятельности); прибыльность (увеличивает экономическую эффективность от реализации новой и полезной идеи).

В действительности, наше определение годится и для дефинирования и объяснения инновационности, инновации в целом. Понятно, что инновации в сфере здравоохранения имеют определенные особенности, связанные именно с правоотношениями и условиями, в которые они внедряются, зависят от того, к чему (к какому процессу) они относимы, эти самые инновации: процесс публичного управления в сфере здравоохранения; процесс надзора и контроля в сфере здравоохранения (включая оценки качества и безопасности [5, 6, 7, 8]); процесс регуляторный в сфере здравоохранения; процесс корпоративного частного управления в сфере здравоохранения; диагностический процесс; лечебный процесс; профилактический процесс; медико-восстановительный и медико-социальный процесс, в том числе лечебно-физкультурный процесс; фармацевтический процесс; процесс разработки, тестирования, обеспечения, внедрения, применения, контроля медицинской техники. Но здесь уже пойдёт много более детализированная казуальная (для каждого случая) роспись признаков, что не входит в задачи нашего исследования.

Анализ зарубежного опыта правового регулирования инноватики в сфере здравоохранения позволил сделать вывод о существенно более развитом регулировании таких инноваций в законодательствах США и Франции, чем в законодательстве Российской Федерации, в первую очередь в части проактивно-предиктивного (предвосхищающего) регулирования таких инноваций. И некоторый такой опыт зарубежных стран (как в аспекте правового регулирования, так и во внедрении инноваций в сферу здравоохранения) мог бы быть адаптированно применён в отечественной практике. Библиогра фия:

1. Дегтярев М.В. Будущее права. Инновационные публично-правовые режимы и новейшие (нетипичные) регуляторные технологии: Библиографический указатель / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 140 с.

2. Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Под ред. д.ю.н., проф. И.В. Понкина / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с.

3. Здравоохранение инновации 2030 (2021 - Strategic Council for the Healthcare Industries (CSIS)) // <https://www.elysee.fr/admin/upload/default/0001/10/878189f8b95f7905f5b4ecf540701a425e615cdf.pdf>.

4. Обзор зарубежного опыта финансирования инновационных медицинских технологий / В. В. Омельяновский, И. А. Железнякова, Т. П. Безденежных [и др.] // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2020. - Т. 13. - № 3. - С. 316-323.

5. Понкина А.А. Врачебная ошибка в контексте защиты прав пациентов / МИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. - М., 2012. - 199 с.

6. Понкина А.А. Врачебная ошибка и право на безопасную медицинскую помощь. - М.: Изд. ред. журнала «ГлавВрач», 2013. - 80 с.

7. Понкина А.А. Права пациентов. Конституционно-правовое исследование. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 143 с.

8. Понкин И.В., Понкина А.А. Дефекты оказания медицинской помощи. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 312 с.

9. Понкин И.В. Медицинское право в условиях цифровизации // Бизнес, менеджмент и право. - 2021. - № 1. - С. 22-25.

10. Понкин И.В., Понкина А.А., Лаптев В.С. Концепты электронного здравоохранения и электронного здоровья человека // Наркология. - 2014. - № 6. - С. 34-40.

11. Понкин И.В. Цифровые модели-двойники пациентов: понятие и правовые аспекты // Бизнес, менеджмент и право. - 2022. - № 2. - С. 10-14.

12. Селютина Е.О., Ершова И.Г. Тенденции развития инноваций в здравоохранении в условиях распространения COVID-19 // Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики: сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции, Курск, 22 марта 2022 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 216-221.

13. Code de la santé publique [Кодекс общественного здравоохранения] // <https://www. legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEG ITEXT000006072665?etatTexte=VIGUEUR&etatTexte=VIGUEUR_DIFF>

14. Global Health Innovation Act of 2017 // <https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1660>.

15. United States Innovation and Competition Act of 2021 [Закон США об инновациях и конкуренции 2021 года] // < https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/1260>.

16. 21st Century Cures Act [Закон о лечении в 21 веке] // <https://www.congress.gov/114/plaws/publ255/PLAW-114publ255.pdf>. References:

1. Degtyarev M.V. The future of law. Innovative public law regimes and the latest (atypical) regulatory technologies: Bibliographic index / Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). - M.: Buki Vedi, 2022. - 140 p.

2. Degtyarev M.V. The latest regulatory technologies and tools: Regulatory experiments, sandboxes, guillotines, ecosystems, platforms / Ed. by D.yu.n., prof. I.V. Ponkin / Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). - M.: Buki Vedi, 2022. - 424 p.

3. Healthcare Innovations 2030 (2021 - Strategic Council for the Healthcare Industries (CSIS)) // <https://www.elysee .fr/admin/upload/default/0001/10/878189f8b95f7905f5b4ecf540701a425e615cdf.pdf>.

4. Review of foreign experience in financing innovative medical technologies / V. V. Omelyanovsky, I. A. Zheleznyakova, T. P. Bezdenezhnykh [et al.] // Pharmacoeconomics. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology. - 2020. - Vol. 13. - No. 3. - pp. 316-323.

5. Ponkina A.A. Medical error in the context of protecting the rights of patients / MIGSU RANEPA under the President of the Russian Federation. - M., 2012. - 199 p.

6. Ponkina A.A. Medical error and the right to safe medical care. - M.: Ed. of the journal "Chief Physician", 2013. - 80 p

7. Ponkina A.A. The rights of patients. Constitutional and legal research. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 143 p.

8. Ponkin I.V., Ponkina A.A. Defects of medical care. - M.: GEOTAR-Media, 2021. - 312 p.

9. Ponkin I.V. Medical law in the conditions of digitalization // Business, management and law. - 2021. - No. 1. - pp. 22-25.

10. Ponkin I.V., Ponkina A.A., Laptev V.S. Concepts of electronic health care and electronic human health // Narcology. - 2014. - No. 6. - pp. 34-40.

11. Ponkin I.V. Digital models-doubles of patients: concept and legal aspects // Business, management and law. - 2022. - No. 2. - pp. 10-14.

12. Selyutina E.O., Ershova I.G. Trends in the development of innovations in healthcare in the context of the spread of COVID-19 // Strategy for the formation of the ecosystem of the digital economy: collection of scientific articles of the 4th International Scientific and Practical Conference, Kursk, March 22, 2022. Kursk: Southwest State University, 2022. pp. 216-221.

13. Code de la santé publique [Public Health Code] // <https://www.legifrance.gouv .fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006072665?etatTexte=VIGUEUR&etatTexte=VIGUEUR_DIFF>.

14. Global Health Innovation Act of 2017 // <https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1660 >.

15. United States Innovation and Competition Act of 2021 [US Innovation and Competition Act of 2021] // < https://www.congress.gcv/bill/117th-congress/senate-bill/1260 >.

16. 21st Century Cures Act [Law on Treatment in the 21st Century] // <https://www.congress.gov/114/plaws/publ255/PLAW-114publ255.pdf >.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.