Научная статья на тему 'Государственное учреждение «Дагестанский фонд инвестиций» - экономический механизм управления'

Государственное учреждение «Дагестанский фонд инвестиций» - экономический механизм управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное учреждение «Дагестанский фонд инвестиций» - экономический механизм управления»

Литература.

1. Шарп У., Александр Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИИ: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М,1998. - XII, 1028с.

2. В Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 (ред. От 02.01.2000г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»

Гаджиев М.М., Газалиева Н.И.

Государственное учреждение «Дагестанский фонд инвестиций» - экономический механизм управления

Общеизвестно, что система финансирования содержит определенное количество элементов, имеющих иерархическую соподчиненность, индивидуальную функциональную нагрузку и включающих: источники поступления финансовых ресурсов; механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников; процедуру вложения мобилизованного капитала, механизмы контроля и возвратности ассигнований. Понятно, что эти элементы составляют основу системы финансовой поддержки нововведенческой деятельности. Поскольку для государственного управления Республики Дагестан целостного подобного механизма не существует, мы считаем необходимым предложить возможный вариант его построения, отвечающий, на наш взгляд, интересам как новаторов и управляющих структур РД, так и инвесторов, обусловленным мотивационным механизмом товаропроизводства государственного предпринимательства.

Итак, во-первых, проследим какие источники финансовых ресурсов для поддержки стимулирования инноваций могут выступать: субсидии и субвенции из федерального бюджета; средства местных бюджетов; отчисления государственных бюджетных фондов (технологического развития, инвестиционного, фонда поддержки и развития малого бизнеса и др.); отчисления республиканских пенсионных фондов (в размере 2-5%); отчисления от доходов, полученных субъектами инновационной деятельности при реализации проектов по созданию и выпуску конкурентоспособной продукции; добровольные разовые или регулярные взносы предприятий, учреждений, граждан, направляемые безликим или целевым образом на финансирование конкретных исследовательских и инновационных проектов; иностранные вклады, пожертвования и инвестиции от юридических и физических лиц, заемные средства и иные поступления от деятельности фонда.

Рассмотрев первую составляющую системы финансовой поддержки инновационной деятельности в РД, содержащую источники поступления средств для осуществления процессов субсидирования, дотирования и инвестирования, переходим к разработке второго элемента механизму аккумуляции финансовых средств, поступающих из различных источников. Мы считаем, что мобилизацией финансовых средств в целях реализации республиканской инновационной политики должен заниматься целевой аккумуляционный фонд, созданный при участии органов управления РД. Поддержкой исследовательских и инновационных программ и проектов, разрабатываемых в рамках региональных приоритетов; поддержкой нововведенческого бизнеса, технического и технологического обновления производства, функционирующего на данной территории РД. Таким образом, с государственное учреждение «Дагестанский фонд инвестиций» - ГУ ДФИ - фонд технологического развития или рисковый (венчурный), поскольку это означает сужение круга решаемых задач по определенной совокупности вопросов. В нашем же случае это навряд ли целесообразно, поскольку неразвитость многих элементов рыночной инфраструктуры России переносит центр тяжести с рыночных регуляторов на государственные. Охватить весь круг рассматриваемых проблем можно термином «инновация», охватывающем нововведения любой целевой направленности. Таким образом, целевому мобилизационному фонду, способствующему реализации региональной инновационной политики может быть ГУ ДФИ.

Целью создания ГУ ДФИ мы считаем всестороннею поддержку инновационной активности хозяйственной среды в рамках определенных приоритетов социально-экономического развития РД посредством мобилизации государственных и негосударственных финансовых ресурсов с последующим направлением их в нововведения, обеспечивающие рост конкурентоспособности производств и технологий, благосостояния производителей и потребителей, решение проблем Республики Дагестан.

Определенная цель предполагает ориентацию деятельности фонда на решение следующих задач: мобилизацию финансовых ресурсов для реализации инновационной политики Республики Дагестан; финансовое обеспечение исследовательских и инновационных проектов и программ, способствующих развитию конкурентоспособных производств; созданию новинок, обладающих потребительской новизной и полезностью; внедрение прогрессивных ресурсосберегающих и эколого-охранных технологий; развитию инновационной инфраструктуры; финансовую поддержку инновационно активных хозяйствующих предприятий и т. д. в рамках приоритетов развития Республики Дагестан.

Основными направлениями деятельности ГУ ДФИ, по нашему мнению, должны выступать: осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов; проведение рекламной и пропагандистской работы по разъяснению основных направлений фонда; обеспечение восполнения финансовых средств через

коммерциализацию результатов исследований и разработок; оказание финансово-кредитных, лизинговых, информационных, консультативных и других услуг новаторам; финансирование республиканских исследовательских и инновационных проектов и программ; оказание финансовой поддержки развитию малого инновационного предпринимательства и предприятиям инфраструктуры нововведенческой деятельности.

Для реализации основных направлений деятельности ГУ ДФИ должно быть предоставлено право: принимать долевое участие в создании хозяйствующих субъектов, в том числе с иностранным участием, занимающихся нововведениями; осуществлять операции на фондовом рынке; осуществлять контрактное финансирование; заключать договора с отечественными и зарубежными производителями; создавать дочерние фонды; финансировать научные исследования и т.д.

Процедура вложения мобилизованного капитала помимо направлений финансового обеспечения включает также непосредственные формы финансирования, посредством которых фонд моет осуществлять свою уставную деятельность. Предложенные нами методы финансовой поддержки, выступающие составными элементами экономического механизма республиканского регулирования инновационных процессов, желательно использовать, учитывая специфику объекта воздействия.

Субсидирование, представляющее собой форму безвозмездного финансирования, применимо в следующих случаях: при покрытии затрат, связанных с реализацией республиканских исследовательских и инновационных программ и проектов, имеющих отдаленный коммерческий эффект, повышенный уровень риска или направленных на решение проблем территории, дающих социальный, экологический и др. виды эффекта, не выраженные напрямую через показатель прибыли (дохода); при стимулировании исследований и разработок в приоритетных направлениях развития РД; инновационно активным в рамках региональных приоритетов малым предприятиям целесообразно выдавать субсидии, покрывающие до 50% затрат на исследования и разработки, 20% расходов на приобретение прогрессивных установок и оборудования, до 20% затрат, связанных с информированием потребителей, рекламной деятельностью и др.

Субсидирование вышеперечисленной деятельности может осуществляться как на условиях контрактного финансирования, так и посредством договорных отношений и разовых компенсационных выплат.

Республиканское дотирование, по нашему мнению, должно быть направлено на снижение стоимости консультационных и информационных услуг, имеющих большое значение в процессе становления инновационного бизнеса, создания и коммерциализации новшеств.

Республиканские дотации могут покрывать недостаток собственных оборотных средств предприятий и организаций местного подчинения при создании и освоении коммерческого производства новинок, а прямые убытки от инновационной деятельности, осуществляемой в рамках региональных приоритетов.

Субсидирование и дотирование как формы безвозвратного финансирования, как правило, не предполагают перехода прав собственности от новатора к финансирующей структуре, если это не оговаривается специально. Наибольшее распространение среди формы финансовой поддержки, осуществляемой на условиях платности и возвратности, имеет кредитование. В отличие от обычных коммерческих кредитов ссуда ГУ ДФИ в целях стимулирования инновационной деятельности должна предоставляться на льготных условиях, предполагающих пониженный процент платы за пользование ресурсами, долгосрочный характер кредитования, отсрочку платежей и др.

Механизм льготного кредитования инновационной деятельности может предполагать:

во-первых, установление срока возврата кредита в соответствии с реальным сроком окупаемости проекта. Как правило, реализация инновационных проектов рассчитана на длительный период, либо предполагает не скорую отдачу. Поэтому данный вид кредитования во всем мире носит долгосрочный характер, зависящий от направленности выполняемых работ.

во-вторых, покрытие кредитом значительной доли затрат инновационной деятельности. Для крупного производства при условии покрытия не менее 50% общей суммы затрат на реализацию проекта за счет собственных средств ссуда может быть предоставлена в размере недостающих 50% средств, а в исключительных случаях до 65%;

в-третьих, пониженную процентную справку за пользование кредитными ресурсами. Применительно к инфляционным условиям хозяйствования речь может идти о 30-60% ставке от учетной ставки, устанавливаемой Центральным банком России;

в-четвертых, отсроченные платежи, предполагающие перенесение срока возврата ссуды и уплаты процентов по ней на период получения доходов от реализации проекта. При этом отсрочка может предусматривать начало возврата кредита через 2-3 года после начала окупаемости проекта, с тем чтобы у предпринимателя была возможность инвестировать развитие производства.

Специфической формой льготной финансовой поддержки выступает кредитование без залога, когда риск не возврата ссуды берут на себя властные республиканские структуры. Данный вид кредитования, по нашему мнению, наиболее целесообразен при поддержке становления и развития малого инновационного бизнеса. На это же должна

быть направлена и система гарантирования займов, получаемых новаторами у коммерческих банков или других финансовых институтов, предполагающая погашение ГУ ДФИ ссуды и процентов по ней в случае неплатежеспособности заемщика.

Стимулирующее воздействие на инновационную деятельность может оказывать и компенсационная политика ГУ ДФИ, связанная с частичным покрытием банковских процентов.

Инвестирование нововведенческой деятельности, представляя собой, разновидность рискового финансирования, выступает новой формой ссудного капитала, предполагающего отсутствие как такового возврата инвестированных средств с уплатой процента за их использование либо регулярные доходы на вложенный капитал.

Финансовую поддержку нововведенческой деятельности ГУ ДФИ может осуществлять наряду с реальными инвестициями и посредством финансовых инвестиций, предполагающих операции с ценными бумагами, выпущенными новаторами для осуществления инноваций. Наибольшая роль республиканских финансовых инвестиций, по нашему мнению, прослеживается на этапах развития новых производств, а также в период рационализации и модернизации действующих предприятий, обусловленных продуктовыми нововведениями.

В этих условиях инициатором арендных операций мог бы выступить ГУ ДФИ, начав свою деятельность в этой области с финансового лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике.

Мы считаем, что лизинговая деятельность ГУ ДФИ может предполагать два направления, когда фонд выступает непосредственным лизингодателем и когда он делегирует эти права сторонней организации, специализирующейся на данного вида финансовых операциях и созданной при участии органов управления Республики Дагестан. Во втором случае весь риск и ответственность по лизинговым операциям принимает на себя лизинговая компания, созданная на акционерной основе при участии республиканских управленческих структур.

Итак, нами разработана процедура вложения мобилизованного ГУ ДФИ, предполагающая различные формы и методы в зависимости от целевой направленности потоков финансовой поддержки и значимости поддерживаемых исследовательских и инновационных проектов для благосостояния и развития территории. С тем чтобы рассмотрение данного вопроса носило логически законченный характер, мы считаем необходимым остановиться на механизме, контролирующем потоки финансовой поддержки и обеспечивающем целевое использование, срочность и возвратность региональных капиталов. Данный механизм предполагает, прежде всего, наличие соответствующих инновационных структур. Мы видим два наиболее целесообразных варианта построения.

Первый предполагает осуществление функции финансовой поддержки и контроля за использованием ресурсов единым финансовым органом, входящим в состав региональной управленческой структуры, разрабатывающей и реализующей на данной территории инновационную политику. Как мы уже определились, таким органом должен выступать ГУ ДФИ, структура которого для охвата всех сторон финансовой поддержки нововведенческой деятельности может быть представлена следующим образом (рис.1).

Государственное учреждение «Дагестанский фонд инвестиций»

Мобилизационный сектор Сектор рискового финансирования Сектор лизинговых операций

Сектор контрактного финансирования Сектор фондовых операций Сектор финансирования услуг

Сектор льготного кредитования Сектор гарантий и компенсаций Служба аудита

Рис.1. Структура ГУ ДФИ

Мы не останавливаемся на функциональном перечне подразделений фонда, поскольку они вытекают из вышеизложенного материала. Особо следует подчеркнуть, что ГУ ДФИ по нашему мнению, должен выступать чисто финансирующей и контролирующей использование ресурсов организации. Ответственность за определение приоритетов развития РД, отбор проектов и программ, претендующих на поддержку, не входит в его компетенцию. Вместе с тем фонд вправе предложить наиболее целесообразные формы и методы финансовой поддержки из арсенала, которым он владеет.

Предложенный нами механизм финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности выступает одним из направлений республиканского вмешательства в хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости, а также элементом механизма реализации инновационной политики РД. Он нацелен не

только и не столько на безвозвратное финансирование новаторов, сколько на облегчение доступа предпринимателей на организованный рынок капиталов и равноправное экономическое партнерство органов управления РД с частными инвесторами в целях развития конкурентоспособных производств и технологий, удовлетворения возвышающихся потребностей населения и решения социально-экономических проблем Республики Дагестан.

Мусаев И.Г.

Механизм стимулирования развития экспортной деятельности предприятий промышленности

Современный механизм государственного стимулирования экспорта характеризуется большим разнообразием форм и активным участием государства в развитии экспорта.

Для всемерного содействия экспортным операциям необходимо создания для них благоприятных торгово-политических и экономических условий. Началом этому послужил Федеральный Закон от 13 октября 1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. 30 ноября 1995 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающий возможность их финансовой поддержке, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Для развития данного Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 года «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством РФ постановлением от 8 февраля 1996 года за №123 утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 года, а также основные средства достижения поставленных целей. Взятые вместе указанные документы должны составить основу долгосрочной системы внешнеторгового регулирования.

Стратегической целью реализации этих документов является создание системы поддержки российского экспорта товаров и услуг. Ими предусмотрены также конкретные меры государственной поддержки экспортного производства и экспортеров, в том числе и экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции.

Важнейшее значение для выработки целенаправленной системы стимулирования экспорта имеет выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации страны. Нельзя считать, что такой выбор способен сделать сам рынок. Экспортные приоритеты, как подтверждает практика стран, наиболее успешно выступающих на международных рынках, необходимо определять ориентируясь не на текущее соотношение спроса-предложения, а на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства, учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации национальных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках. Иначе говоря, нужна научно обоснованная программа повышения международной конкурентоспособности российской продукции.

Структура государственного содействия развитию экспорта в России базируется на нескольких обозначенных в них направлениях - экономического, организационно-правового и специфического характера. В рамках этих направлений можно выделить пять основных принципов их реализации. Прежде всего через инструменты общеэкономического характера, имеющие наибольшее значение для экспортеров-производителей. Далее путем финансового содействия из средств федерального бюджета, установления особого порядка взимания налога на прибыль, использование элементов таможенного регулирования и специальных мероприятий в поддержку экспортеров. Причем характер и направленность этих мер определяется, в первую очередь, необходимостью облагораживания структуры российского экспорта, повышения в нем удельного веса продукции с высокой степенью обработки и наукоемкого экспорта.

Первый и главный блок вопросов аккумулируется в финансовом содействии экспортерам, которое является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны в целом. Предлагаемые меры стимулирования экспорта за счет средств федерального бюджета предполагают их соответствие, в первую очередь, нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющим принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорту, а также учитывают условия присоединения России к этой организации.

Оно может обеспечиваться, во-первых, путем предоставления со стороны правительства в лице Министерства финансов гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые уполномоченными банками (на возвратных условиях) для пополнения оборотных средств экспортоориентированных предприятий. Здесь, в частности, целесообразно рассмотреть возможность таких действий как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.