Научная статья на тему 'Методология механизмов регулирования инновационных процессов Республики Дагестан'

Методология механизмов регулирования инновационных процессов Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология механизмов регулирования инновационных процессов Республики Дагестан»

дается со стороны Госторгинспекции и по отношению к нарушителям Закона РФ «Об ответственности за незаконную торговлю». В этих двух направлениях Управлению Гос-торгинспекции по республике Дагестан необходимо усилить осуществляемый им контроль.

Одной из важнейших задач деятельности Управления Г осторгинспекции по Республике Дагестан наряду с контролем качества товаров на потребительском рынке является осуществления контроля за соблюдением правил торговли и цен. В 2000 году было поведено 1903 проверок по соблюдению правил торговли и цен, из них с нарушениями 1368, что составляет 71,9%. В среднем по России этот показатель составляет 85,7%. Наложено штрафов из -за нарушений правил торговли на сумму 539,8 тыс. руб.

В ходе проверок выявлены различные виды нарушений. Наибольший удельный вес составляют нарушения правил торговли - 48,9%. Нарушения, связанные с продажей товаров ненадлежащего качества, с нарушением санитарных правил, составляют 37,2%; нарушения, связанные с обманом потребителей, - 7,0%. Меньший удельный вес составляют нарушения государственной дисциплины цен, незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена; продажа товаров без документов; продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов.

Процесс формирования цивилизованного товарного рынка еще не закончен, новый рыночный механизм обеспечения качества потребительских товаров через конкуренцию товаропроизводителей только формируется. Поэтому в современных условиях остается актуальной проблема усиления государственного контроля за качеством товаров на потребительском рынке.

Гаджиев М.М.

Методология механизмов регулирования инновационных процессов Республики Дагестан

Проблемы развития инновационной деятельности в РД в условиях реформирования экономики страны в значительной степени, обусловлены неразвитостью механизмов государственного воздействия на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости. Разработке данных механизмов должна предшествовать формулировка концепции и методологии регулирования инновационных процессов, предполагающая системный подход к данному механизму, определение преследуемых целей, принципов построения и функционирования, используемых методов, способствующих достижению поставленных целей.

Представление регулирования нововведений РД как совокупности экономических форм и методов воздействия органов управления территорий на определенный вид деятельности (виноградарство, с/х и т.д.), реализацию конкретных программ и проектов (разработаны государственная программа 1997 -2000 гг. "Виноград и вино - 2000", социально экономического развития РД до 2006 г. и др.) заказов и контрактов инновационного характера с целью развития конкурентоспособных производств и технологий, позволяет нам говорить о нем как о специфическом экономическом механизме, выступающем составной частью особой системы регионального воздействия на хозяйственную среду, направленного на повышение ее инновативности. В нашем понимании механизм регулирования не однозначен с системой регулирования. Система регулирования понятие более широкое и включает механизм регулирования как составной элемент наряду с элементами составляющими исходную базу для принятия решения и реализации регулирующего воздействия, а также обеспечивающими нормальное функционирование системы и ее зависимость от внешнего воздействия и внутреннего состояния хозяйственной среды. Механизм регулирования инновационных процессов представляет систему форм и методов, используя которые органы управления РД могут оказать воздействие на среду для достижения заданных целей. Ориентация данного механизма преимущественно на экономические формы и методы воздействия делает его экономическим, когда исходное решение влечет за собой цепь последствий, для возникновения которых не требуется дополнительного импульса, следующих друг за другом в определенной последовательности и ведущих к неким очевидным результатам.

В советской экономической литературе выделяются три модели механизмов управления развитием НТП в регионе. 1) Координацию планов мероприятий хозяйствующих субъектов по проведению исследований и разработок, освоение новшеств, внедрению прогрессивных способов и средств и т.п., составляемых независимо от территориальных органов управления предприятиями и организациями с учетом отраслевых, межотраслевых и общегосударственных работ, выполнение которых осуществлялось в рамках соответствующих программ, по заказу или инициативе новатора. 2) Предполагает инициирование республиканскими управленческими структурами дополнительных к скоординированным мероприятиям, имеющих значение для территориального развития и решения его проблем, без ресурсного обеспечения. 3) Включает ресурсное обеспечение инициируемых республикой мероприятий.

Они предполагали централизованное директивное вмешательство в хозяйственную среду с преобладанием планирующих и координирующих функций. В основе эти модели имели программно-целевое планирование с директивной системой заданий и показателей. Преобладание отраслевого принципа государственного управления над территориальным ограничивало эффективность действия управления НТП.

В современных условиях замена административных методов управления экономическими, ни одна из прежних моделей не может быть использована в практике воздействия на инновационную деятельность РД. Новая система должна быть основана на экономических регуляторах и обладать инновационным потенциалом, иметь способность посредством совокупности экономических рычагов формировать у хозяйствующих субъектов потребность в нововведениях и обеспечивать ее реализацию. С системных позиций регулирование инновационных процессов представляет собой открытую систему, подверженную воздействию как внешних, так и внутренних факторов. К фундаменту, на основе которого разрабатывается региональная инновационная политика и механизм ее реализации, можно отнести: общегосударственные приоритеты, федеральную научно-техническую и инновационную политику, федеральное законодательство, кардинальные изменения, в которых неизбежно повлекут за собой трансформацию стратегических направлений развития и методов управления развитием территории РД. К особенностям хозяйственной сферы, связанные с отраслевой направленностью, степенью развитости производительных сил, имеющимся научным и производственно-техническим потенциалом, инновационные инициативы субъектов хозяйствования, регулируемых основными законами рыночной экономики; мотивационный механизм, изменяющийся в связи с развитием производственных отношений.

Основой регулирования инноваций и его исходной составляющими выступают приоритеты развития территорий, инновационная политика РД, нововведенческие программы, проекты, мероприятия.

Для функционирования механизм регулирования должен иметь достаточное подкрепление в области Законодательства РД, осуществляющего разработку нормативноправовых актов, регламентирующих процесс воздействия; информационно-аналитического обеспечения, включающего формирование информационных ресурсов и их использование для реализации функции регулирования; научно-методического обеспечения в виде многовариантных моделей конкретного регулирующего воздействия, а также моделирования результатов вмешательства в хозяйственную среду; развитых организационных структур реализующих выбор форм и методов воздействия, а также контроль результатов. В целом система регулирования инновационных процессов, в нашем представлении, выглядит следующим образом (рис.1).

Финансирова- ние Кредитование

1) Субсидии. 2) Дотации. 3) Реальные инвестиции. 4) Финансовые инвестиции. 5) Финансовый лизинг. 1. Льготное кредитование. 2. Гарантирование займов. 3) Компенсационные соглашения.

Налоговое Аморти- зацион- ное Цено- вое

1) Освобожде- 1) Еди- 1) Кон-

ние от уплаты новре- трактное

налога. менная ценооб-

2) Изменение аморти- разова-

налогооблага- зация. ние.

емой базы. 2) Уско- 2) Уста-

3) Понижение ренная новление

налоговых аморти- льготных

ставок. зация. цен.

4. Отсрочка

платежа.

в) Основы обеспечения функционирования экономического механизма

Правовое

Законода-

тельство

РД

Информационно-

аналитическое

Создание ГАИП РД

Научно-

методиче-

ское

ДНЦ РАН ИСЭИ

Организационно-

управленческое

Правительство РД

Рис.1. Система экономического механизма регулирования инновационных процессов в РД.

Экономический механизм регулирования занимает в нем центральное место и тесно взаимосвязан с планированием инновационных процессов, организацией управления ими, информационным, правовым и научно-методическим обеспечением регулирующего воздействия. Факторы, оказывающие влияние на функционирование данной системы, обусловливают ее открытый характер, зависимый от общенародных приоритетов и избранных направлений государственной научно-технической и инновационной политики, а также внутренних характеристик инновационно активной хозяйственной среды.

Цели и задачи регулирования инновационных процессов могут изменяться в зависимости от уточнения приоритетов развития территорий, а также особенностей хозяйственной среды. Однако, вытекая из мотивационного механизма формирования доходной части бюджета, выступающего материальной основой реализации социально -экономической политики, механизм регулирования товаропроизводства в рамках территорий должен быть связан, прежде всего, с развитием производств и технологий, обеспечивающих высокий конкурентоспособный потенциал и стабильные доходы.

Концепция промышленной политики России на ближайшую перспективу предусматривает в качестве приоритетов развития промышленного производства реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

Модернизация действующих производств накануне нового скачка в общественном развитии является задачей первостепенной важности для всей промышленности в силу значительного физического износа основных фондов и их морального устаревания. Государство готово оказать в этом помощь, предполагая повысить конкурентоспособность отечественного производства. Государственный механизм должен обеспечивать необходимые для обновления ресурсы не в момент фактического физического или морального износа технического оборудования, а в соответствии с закономерностями НТП в тот момент, когда технологический уровень, обеспеченный предшествующей инновацией, достиг своего максимума, т.е. в определенной точке инновационной волны вне зависимости от степени износа оборудования на отдельно взятом предприятий. Вместе с тем понятно, что просто замена морально и физические изношенного оборудования новым, пусть даже техникой более высокого поколения, не решить проблему выхода отечественной продукции на внутренний и мировой рынок в качестве достойного конкурента изделиями уже пользующимся спросом. Обновление производственной базы должно

быть тесно связано со стратегией товаропроизводства. Только тогда количество случаев приобретения и неиспользования новой техники будет минимальным, а финансовые ресурсы смогут претендовать на отдачу.

Диагностика производств, проводимая ГАИП РД (Государственное агентство по инновационной политике, которую надо создать) в рамках инновационной политики, может дать возможность выделить наиболее перспективные, с точки зрения выпуска продукции большого рыночного потенциала, предприятия и области деятельности, которые и должны выступать объектом воздействия РД. Конкурсная оценка и поддержка в рамках приоритетов конкурентоспособных инновационных программ и проектов, реализуемых на контрактной основе, будут способствовать развитию производств и технологий, связанных с решением проблем территорий, улучшением финансового положения органов управления, осуществлением благоприятной социальной политики. Первой задачей в системе многоцелевой функции инновационных программ и проектов РД является поддержка на всех уровнях договоров и контрактов нововведенческого характера.

На современном этапе реформирования экономики еще не достигнута цель - создание конкурентной среды в общественном производстве. Несмотря на реализацию программы приватизации и передачу большей части государственной собственности в коллективное акционерное владение конкурентная среда не сформирована и только посредством этого шага не может быть сформирована, поскольку процесс приватизации практически не изменил количество производителей, оставив российское производство неизменным. Более того, он трансформировал в прежнее состояние тенденцию разукрупнения посредством выделения небольших юридически самостоятельных предприятий на базе цехов, участков, филиалов и т.п. на условиях хозяйственной самостоятельности и аренды основных фондов.

АО "Авиаагрегат" является в РД лидером по разработке инновационной продукции для АО "АвтоВАЗ", рассматривает возможность организации производства газотопливного автомобильного оборудования. Среди других нововведений на предприятии можно отметить также освоение производства вкладышей.

В результате выполнения комплекса конверсионных программ, завод начал массовое производство домкратов и насосов. Технологические нововведения предполагается внедрить и в производство электромеханических усилителей рулевого управления автомобиля. АО "Авиаагрегат" в результате проведенных маркетинговых исследований выявило новые рынки сбыта своей продукции.

Мы согласны с мнением Ахмедуева А.Ш. "... республиканский экономический и научно -технический потенциал, программно-целевое планирование, механизм рынка, режим свободной экономической зоны, необходимо государственное регулирование"1.

Именно поэтому одним из основных приоритетов управления РД должно стать формирование конкурентной среды для основных товаропроизводителей. Большая роль здесь отводится становлению малого предпринимательства. В развитых странах на современном этапе общественного развития сложилось своеобразное разделение функций нововведенческой деятельности, основанное на различных экономических возможностях участников нововведения сформирование крупного и мелкого бизнеса. На начальных стадиях разработки новых продуктов или процессов преобладает мелкое предпринимательство, которое играет роль создателей новой продукции и новых рынков, осуществляет рискованные прорывы.

Мелкие капиталы и организации более подвижны и гибки, имеют строгую нацеленность на нововведения, ориентацию на потребителя, готовность к риску. Они занимаются инновациями в тех сферах, которые для крупного бизнеса представляются неперспективными и слишком рискованными. Они быстро адаптируются к рынку: через постоянные контакты со своими клиентами владельцы фирм постоянно в курсе изменений спроса. Мобильность и гибкость перехода к новациям, малый управленческий персонал, простые организационные связи, высокая квалификация кадров, предельное сосредоточение на решении поставленной задачи, высокая восприимчивость к радикальным нововведениям, использование невыгодных сфер производства для крупных предприятий и учет местных условий, все это составляет преимущества мелкого бизнеса перед крупным и позволяет обгонять в соревновании более мощных конкурентов. Малый бизнес должен освобождать крупные предприятия от выпуска мелкосерийной, уникальной продукции. Он выступает первооткрывателем рыночных ниш, которые затем заполняются крупными корпорациями, снижая риск научного и технического поиска, производства нового продукта.

Малый бизнес занимается разработками на первых этапах инновационного процесса (конструирования, проектирования и опытного производства), когда еще не требуется значительных материальных затрат. Ограниченность финансовых и производственных ресурсов, слабые кредитные возможности и большая зависимость от рыночной конъюнктуры не позволяет мелким и средним предприятиям обеспечить крупносерийное производство нового продукта. Поэтому на более поздних стадиях инновационного про-

1 Ахмедуев А.Ш. Экономическая безопасность Республики Дагестан (вопросы методологии). ИСЭИ ДНЦ РАН. Махачкала, 1998. 61 с.

цесса (коммерческого производства) повышается роль крупного бизнеса. Вместе с ним, малый бизнес, осуществляемый единичными частными фирмами, партнерствами или небольшими корпорациями своей деятельностью снижает научный, производственный и инвестиционный риск крупных фирм. Крупные предприятия обладают определенной финансовой устойчивостью, высокой технической оснащенностью, большими производственными возможностями, что позволяет обосновать им господство на текущий НТП, выступая главными производителями на рынке тех новшеств, которые доказали свой потенциал роста в долгосрочной перспективе. Смысл сотрудничества крупного и мелкого капиталов в инновационной сфере состоит в том, что ранние стадии инновационной сферы состоит в том, что ранние стадии инвестиционного процесса, когда велика доля риска, предоставляются небольшим предприятием, берущим на себя ответственность за разработку нового продукта и вывод его на рынок, а заключительные стадии, когда выясняется, что новшество может иметь коммерческий успех, - крупному бизнесу, осуществляющему его серийное производство и коммерциализацию.

В РД все это отсутствует, что связано с неразвитостью малого инновационного предпринимательства, способного взять на себя рыночную апробацию новинок. Однако развитие конкурентной среды хозяйствования и рыночной системы отношений бесспорно приведет в дальнейшем к разделению труда в инновационной сфере в соответствии с мировыми тенденциями. В данном случае остро встанет проблема ресурсного обеспечения становления и развития малых инновационных предприятий, не имеющих на первых стадиях своего существования доходов для покрытия расходов. Как свидетельствуют экономические исследования научная или внедренческая организация формируется до конкурентоспособного состояния за 4-6 лет. В течение этого времени малые предприятия значительно уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам, маркетинговым исследованиям, а их размеры, как правило, далеки от оптимальных. Они остро нуждаются в поддержке, особенно финансовой. Функция компенсации относительной слабости малого бизнеса ложится на государство, которое должно делать это не из благотворительных целей, а ради поддержания высокого уровня конкурентоспособности в экономике и тем самым ее высокой результативности. Именно в этом направлении наиболее целесообразна деятельность властных структур, призванных, исходя из особенностей национальной экономики, учреждать и выращивать малый инновационный бизнес, имитируя венчурное инвестирование путем выдачи субсидий, дополняемых сопутствующими мерами экономического стимулирования.

При разработке инновационной политики нужно учитывать особенности инновационных волн (пятой волны), повышать роль новых производств, реализующих радикальные инновации. Зарождаемые в виде малых наукоемких производств, они несут в себе конкурентоспособный потенциал и перспективы роста. Именно поэтому так важно на первых этапах становления оказывать им содействие и поддержку, способствующие их благоприятному развитию.

Задачей современного механизма регулирования инновационных процессов в РД мы считаем поддержку развития малого инновационного предпринимательства. Решение данной задачи может быть осуществлено: созданием благоприятных условий и оказанием финансовой поддержки на начальных стадиях становления мелких новаторских предприятий. Решение задачи связано с оказанием материально-технических, информационных и консультативных услуг, льготным налоговым и кредитным режимами. Другая часть может быть реализована как посредством прямой финансовой поддержки новаторов, так и созданием особых условий для привлечения к данному процессу частных капиталов и кредитных ресурсов.

Наряду с поддержкой и стимулированием становления и развития малого инновационного предпринимательства нельзя сбрасывать то обстоятельство, что в стране сбыт основной массы продукции сосредоточено в несколько сотен крупных производителей, которые ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию, в инновационном процессе (ИП) оно играет роль не менее важную, чем малый бизнес. Объем работ, связанных с освоением производства новых изделий, и влияние этого процесса на экономику предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются номенклатурный состав производственной программы и удельный вес новой продукции в общем объеме товарного выпуска; степень новизны, сложности, унификации и доработанности осваиваемых изделий; тип производства на предприятиях изготовителях новой продукции. В зависимости от перечисленных факторов новое изделие может быть выгодно или невыгодно для предприятия. Причинами невыгодности нового изделия является то обстоятельство, что период освоения значительно осложняет экономическое положение предприятия, требуется перестройка и переналадка производства, значительное отвлечение материальных и людских ресурсов от основного производства. Освоение новой продукции требует больших материальных затрат.

Дополнительные расходы прослеживаются на каждой стадии инновационного цикла и состоят из: затрат на создание новшеств, включая расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы, а также затраты на изготовление опытного образца и его доводку; на подготовку и освоение серийного производства; затраты на техническое и технологическое обновление производственной базы, реконструкцию и техническое перевооружение производства, внедрение новых технологий, механизацию и автоматизацию производственных процессов. Однако единовременные затраты на подготовку производства и освоение нового изделия не охватывает еще всех затрат, связанных с созданием новой продукции. При выпуске новой продукции имеют место более высокие затраты труда, чем при выпуске освоенной продукции. Они приобретают

форму повышенных затрат трудовых и материальных ресурсов и потерь. Эти затраты оказывают влияние на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия в период освоения новой продукции.

В случае коммерческого успеха новшества, вышеперечисленные расходы новаторов покрываются доходами от роста объемов производства, а в случае рыночного неприятия новинки - ложатся убытком на предприятие, зачастую приводя их на грань банкротства и разорения. Именно рыночная неопределенность результатов инновации способствует разграничению функций в инновационном процессе между мелким и крупным бизнесом, когда инновационное предпринимательство берет на себя роль исследователя рынка, а крупное производство - его массовое насыщение товарами.

В расшивке этих мест и видится ключевая роль государственных структур, вкладывающих бюджетные средства на выгодных условиях, а также создающих для производителя внешнюю благоприятную среду посредством косвенного стимулирования привлечения собственных и заемных ресурсов для инноваций. В контексте целеполагания механизм регулирования инновационных процессов в РД имеет одну из задач, связанную с оказанием финансовой поддержки крупному предприятию (фирме) в процессе обновления выпускаемой продукции. Решение может быть осуществлено посредством оказания прямой финансовой помощи, создания особых усилий для привлечения сторонних инвесторов и собственных капиталов хозяйствующих субъектов, развития в республике лизинговых структур и отношений.

Особая роль органов государственного управления РД на современном этапе общественного развития видится в становлении рыночной инфраструктуры, обслуживающей инновационные процессы. Прежде всего, информационное обеспечение производителей и привлечение частных капиталов к нововведенческой деятельности. Внедрение в хозяйственную практику телекоммуникационных средств связи важно для отслеживания конъюнктуры рынка и принятия правильных решений при разработке стратегии предприятий. До 70-х годов сбор и обработка информации о состоянии товарных рынков мирового сообщества выполняло государство. В 70-80-е годы качественные изменения в информационных технологиях, благодаря которым частные производители товаров (услуг, работ) могут более не перекладывать на государство информационное обеспечение. Будучи встроенным в информационную систему мирового рынка, производитель в состоянии самостоятельно изучать и определять рыночную конъюнктуру, и нет необходимости делегировать государству эту функцию.

Определение параметров макросистемы РД, ее проблем и задач развития остается прерогативой государственных структур, хотя бы потому, что частному производителю это не под силу, да и не нужно, т.к. он оперирует в определенном сегменте рынка, в части системы. Имея возможность присоединится к международному информационному полю, производитель сам определит основные потоки товародвижения и исследует рыночную конъюнктуру. Предоставление такой возможности цель инновационной политики всех уровней, механизм реализации которой должен быть связан с обеспечением развития телекоммуникаций, привлечением капиталов к созданию информационных систем.

Заметную роль в инфраструктуре инновационной деятельности играет венчурные капиталы, возникающие, в немалой степени, благодаря государственному воздействию, побуждающему предприятия осуществлять самостоятельно рисковое финансирование, либо делать отчисления в соответствующие фонды или организации. Рисковый капитал возник в 40-х годах и выполняет важнейшую функцию стимулирования предпринимательской конкуренции в США. Главной проблемой предприятий (фирм), выпускающих на рынок новые товары и услуги, нехватка финансовых ресурсов для становления и развития, или осуществляющих рисковое инвестирование в венчуры. Фирма эта инвестор, получающего средства от крупных финансовых институтов, государственных органов, университетов, предпринимателей и частных лиц, инвестирующего их в новые быстрорастущие рисковые предприятия (венчуры). Цикл организации не превышает 10 лет, в течение которых вложения не могут изыматься, и который соответствует среднему периоду становления новой фирмы и возмещения венчурных затрат. В отличие от мощных институтов рискоинвесторы, это небольшие партнерства, действующие очень оперативно, совмещая динамизм малой формы организации с возможностью использовать значительные средства. Как правило, они осуществляют усиленное инвестирование лишь на первых порах становления предприятий - новатора, а в дельнейшем доводят начинающие фирмы до той степени зрелости, когда они начинают представлять интерес для вложений государственных ценных бумаг или фондового капитала публичных компаний, а также для слияния и других форм приобщения к большому бизнесу.

В РД в ходе экономических реформ венчурное финансирование и венчурные капиталы не получили должного развития и отражения в нормативно-законодательных материалах, как непременное условие начальных этапов инновационного процесса. Вместе с тем, стимулируя или создавая условия для притока капиталов из внешних источников, государство имеет многочисленные выгоды, связанные с: достижением экономии средств расходной части бюджета; сокращением госаппарата, следящего за финансовыми потоками в инновационную сферу; реализацией конкретных проектов, часто из которых может быть напрямую связана с реализацией приоритетов; развитием инновационного предпринимательства, решающего многие болезненно важные социально-экономические проблемы не только конкретной территории. Именно поэтому так важно для государственных органов инициировать, поддерживать и стимулировать развитие венчурного финансирования и рисковых капиталов. Нужна поддержка развития инфраструктуры инновационной деятельности и создание условий для ее стимулирования.

Одним из центральных направлений инновационной политики на всех уровнях государственного является стимулирование кооперации между научными организациями и создания на базе ДНЦ РАН, в который входили бы ДГУ, ДГТУ, ДГСА и др. вузами предпринимательской среды, устраняющей разрывы в инновационном цикле и сокращающей его продолжительность. Поскольку цикл создания и производство новшеств в нашей стране намного превышает, проблема сокращения немаловажна для регулирования инновационных процессов в РД.

Интеграция науки и производства с созданием новых организационных форм, позволяет распределить риск между несколькими независимыми участниками, объединить их опыт и знания для прогрессивных инноваций. В прошлом властные структуры практически не интересовали объемы и уровень научно-технических разработок, создаваемых научно-производственным потенциалом, расположенных в РД. Имея задел республика может быть независим в инициировании программ и проектов, размещение заказов на разработку. Решать ее можно несколькими способами: путем сохранения за органами управления РД права собственности на научно-технические достижения, создаваемые при их содействии и поддержке; путем закупки научно -технической продукции; путем всевозможного получения ее от научных организаций и участников инновационной деятельности при условии действия соответствующих экономических регуляторов. Формирование республиканского пакета научно- технических разработок расширит возможности органов управления в части передачи результатов НИР и НИОКР в производство, способствуя тем самым повышению инновационной активности производителей. И поэтому один из вопросов регулирующего воздействия на ИП выступают поддержка и создание республиканского банка данных научно-технических разработок и коммерческое использование этой информации.

Цель ИП в республике на современном этапе: создание экономического механизма регулирования ИП (программ, проектов и т.д.) для развития конкурентоспособных способов и средств, для укрепления бюджета и решению проблем территорий.

Определенный круг целей регулирующего воздействия стратегически важен на 10-15 лет, приходящиеся на длинные волны (пятой инновационной волны), в развитии способов и средств, по истечению которых приоритеты несомненно изменятся в пользу массового производства и распространения новинок, а также развития рыночных инфраструктур - на республиканском уровне, углубления и усиления фундаментальных исследований, обеспечивающих следующую волну инновационных колебаний и более высокую степень развития. Современное вложение капитала в РД не предполагает преимущественного действия принципа быстрой отдачи, а наоборот должно быть ориентировано на отдаленный эффект, что пренебрегается как стратегами финансовой поддержки предпринимательства.

Принципиально то, что основная часть мероприятий, поддерживаемых государственными органами РД, ориентировалась на рынок и удовлетворяла предъявляемым им требованиям. Естественно, что наилучшим образом спрос рынка знает не государство, а исполнитель и производитель новшеств, им передается риск выхода на рынок, так и возможность получить компенсацию при коммерческом успехе. Органом государственного управления важно уловить грань, где рыночных стимулов оказывается недостаточно, и создать противовес, стимулирования заинтересованность фирмы в нововведениях, соответствующих приоритетам развития территории. Внедрение и массовое производство определяют коммерческую ценность новшества и в случае рыночного успеха позволят компенсировать затраты как производителя, так и органов управления, обеспечив им возможность реализации социально-экономической политики.

Определенная цель регулирования ИП в РД применительно к рыночным способам хозяйствования коренным образом отличается от социалистического способа производства, предполагающего обеспечение эффективного, пропорционального развития научно-технического и производственного потенциала, ускорение его экономического и социального развития. Развитие потенциала в новых условиях рынка не может выступать самоцелью управляющих республиканских структур, поскольку как на внутреннем, так и внешнем рынках конкурируют не производственные особенности и интеллектуальный потенциал, а результаты их деятельности, то есть научно-техническая продукция и новые изделия. Поэтому вряд ли целесообразно поддерживать развитие потенциала без учета конкурентоспособности его результатов.

Социалистические цели в недалеком прошлом сформировали ту искаженную структуру науки и промышленности, которая оказалась принципиально неприемлемой к системе хозяйствования, используемой мировым сообществом. Часть научных структур и предприятий оказалась неработоспособной при предоставлении им полной самостоятельности, что повлекло их неизбежную самоликвидацию, происходящую трансформацию республиканской экономики. Идет ликвидация излишних структур, нежизнеспособных в условиях конкуренции и рынка. Особенно это касается отраслевой науки, существование которой как таковой просто немыслимо без постоянных вливаний государственных инвестиций. Но они, как мы уже успели определиться, необходимы там, где исследования и разработки удовлетворяют потребностям перспективного общественного развития, а также при решении приоритетных социально-экономических задач. Узкоотраслевые проблемы, а также проблемы создания конкурентоспособной продукции и производств выступают прерогативой конкретных товаропроизводителей, среди которых государственная ответственность наступает только применительно к части общественно-

го производства, находящегося в госсобственности. На республиканском уровне это относится к федеральной и муниципальной собственности и сферах влияния нижестоящих звеньев управляющей системы.

По нашему мнению, на республиканском уровне поддерживать нужно не пропорциональное развитие потенциала, а конкретные проекты, виды деятельности и производства, способствующие либо прогрессивному социально-экономическому развитию РД, либо решению ее проблем, либо удовлетворению потребностей населения, имеющих тенденцию к росту. В любом случае, развитие конкурентоспособного производства, независимо от его ориентации на инвестиционную или потребительскую сферы, должно быть выгодным для РД, удовлетворять его интересы в части формирования материально-технической и финансовой базы функционирования управляющих структур.

Хаджалиева С.Д., Джамбулатов И.Д.

Проблемы определения регионального тарифа на электроэнергию

В настоящее время существуют десятки концепций по реформированию энергетики. Мы не можем, естественно, охватить все стороны данной проблемы, над которой бьются лучшие специалисты. Что общего в этих концепциях, так это резкое повышение тарифов. Иначе говоря, идет полная поломка ныне существующей энергетической системы и структуры управления. Однако есть проблемы, которые остаются при выборе любой концепции развития энергетики.

С тарифами на электроэнергию сложилась парадоксальная ситуация: потребители хотят дешевую энергию; производители электроэнергии желают высокие тарифы и, соответственно высокую прибыль; а стратегические цели и задачи государства- не тариф и не прибыль, а утверждение энергокомпаний как стабильно развивающейся единой энергетической системы в регионе. Все это в совокупности представляет собой энергетическую триаду.

Нынешнее состояние тарифа настораживает и напоминает ситуацию с курсом рубля перед августовским кризисом 1998г. Если помните, задолго до кризиса известные финансисты предлагали, доказывали президенту о необходимости «отпустить» курс рубля, а он категорически отказался, и через считанные дни произошла девальвиация рубля.

Нечто подобное происходит и с тарифами на электроэнергию. В СМИ достаточно много пишут о необходимости в многократном повышении тарифа, особенно руководством РАО «ЕЭС».

В РАО «ЕЭС» уверены в своих расчетах и утверждают, что увеличение среднестатистического тарифа на электроэнергию в 2,3 раза среднестатистический житель России еще может выдержать. Поэтому не вызывает удивление надежды чиновников заложить в тариф инвестиционную составляющую. А это означает залезть в карман потребителю, что является «уголовно наказуемым» поступком. Наша уверенность, что именно, через тариф будет собрана львиная доля инвестиций, основана на том, что у государства просто нет средств. Основной источник инвестиций - это наши с вами карманы. Механизм сбора инвестиционных средств пока еще не разработан.

Конечно, мы не предлагаем бесконтрольно отпустить тариф в свободное «плавание» и не утверждаем, что электроэнергия стоит столько, сколько дают за нее на рынке. Вместе с тем, искусственное сдерживание тарифа чревато негативными последствиями. Поэтому не следует забывать, что существуют вполне определенные границы попу-листического влияния на тариф электроэнергии со стороны кого бы то ни было. Переходить эти границы крайне не желательно.

Может наступит такое время, когда у «Дагэнерго» сработает инстинкт самосохранения- чтобы не развалить ,он обязательно начнет продавать электроэнергию вопреки запретам на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности), где высокие тарифы, в результате, в республике будет острая нехватка электроэнергии с частыми отключениями света, т.е. появится дефицит электроэнергии. А это всегда выгодно производителю электроэнергии, поскольку, как правило, приводит к многократному росту тарифа. Поэтому, когда существует ФОРЭМ, больше исходят из ситуации не только внутри Дагестана, но и на российском рынке.

Надо понять элементарную вещь: пока у нас дешевая электроэнергия, ее никто не будет экономить и она всегда будет в дефиците.

Правительству скорее следует наладить адресную помощь бедным, которые не смогут оплачивать электроэнергию по установленным тарифам, чем сохранять низкие тарифы для всех. Сдерживание тарифа на электроэнергию не лучший способ улучшения жизни населения. Какой тариф адекватен для Дагестана?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо определить;

-какую часть дохода семьи составляет плата за коммунальные услуги;

-какую часть всех выплат составляет плата за эл,/энергию;

-средний доход семьи;

-величина прожиточного минимума в республике;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.