Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТАРИФНОЕ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТАРИФНОЕ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕГУЛЯТОРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Дмитрий Андреевич

Электроэнергетика является базовой отраслью, определяющей вектор развития национальной экономики в целом. При этом электроэнергетика в настоящее время является одной из самых реформированных и реформируемых отраслей, сферой государственного регулирования. Повышение эффективности реализация мер антимонопольного и тарифного регулирования электроэнергетики является важным направлением государственной политики по развитию конкуренции в этой отрасли. Основной акцент делается на переходе к долгосрочному регулированию как основе стабильного устойчивого роста экономики и успешного функционирования всех участников рынка. Объектом исследования является государственная тарифная и антимонопольная политика; предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения между государством и предприятиями электроэнергетического комплекса, возникающие в процессе реализации государственной тарифной и антимонопольной политики. Цель исследования заключается в разработке и обосновании институциональных механизмов регулирования и повышения эффективности функционирования электроэнергетического комплекса. В работе представлены такие методы исследования, как контент-анализ теоретических концепций, экономико-математические и статистические методы, метод алгоритмизации. На основе этих методов экономически обоснованы институциональные изменения при реализации государственной тарифной и антимонопольной политики. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Основные результаты исследования заключаются в 1) обосновании необходимости разработки метода регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, учитывающего баланс интересов всех участников экономических процессов и повышающего эффективность их экономической деятельности; 2) формировании долгосрочной тарифной и антимонопольной политики и конкретных механизмов ее реализации (применение метода эталонов при обосновании затрат, заключение долгосрочных регуляторных контрактов на основе уровня зрелости внутренних бизнес-процессов предприятий электроэнергетического комплекса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE TARIFF AND ANTIMONOPOLY REGULATION OF THE ELECTRIC POWER COMPLEX: INSTITUTIONAL ASPECT

The electric power industry is a basic branch setting the vector for the development of the national economy. The electric power industry is one of the most reformed industries. Improving the efficiency of the antimonopoly and tariff regulation is an important direction of state policy. The antimonopoly and tariff regulation is known to form competition in electric power industry. The main emphasis is made on the transition to long-term regulation as the basis for stable sustainable economic growth and the successful functioning of all market participants. The object of the study is the state tariff and antimonopoly policy; the subject of the study is organizational, economic and managerial relations between state and manufactures arising in the process of the state tariff and antimonopoly policy. The aim of the study is to develop and justify institutional mechanisms for regulating and improving efficiency of the electric power complex. The article presents such research methods as content analysis of theoretical concepts, economic-mathematical and statistical methods, an algorithmization method. Based on these methods, institutional changes in the implementation of the state tariff policy are economically justified. The data of the Federal State Statistics Service and the Federal Antimonopoly Service (FAS Russia) constitute the information base of the article. The main results of the study are 1) justifying the need to develop a method for regulating tariffs in the electric power industry, taking into account the balance of interests of all participants in economic processes and increasing the efficiency of their economic activity; 2) the formation of a long-term tariff policy and specific mechanisms for its implementation (application of the method of standards in justifying costs, conclusion of long-term regulatory contracts based on the maturity level of internal business processes of enterprises of the electric power complex).

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТАРИФНОЕ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Правовые и политические аспекты управления Legal and political aspects of administration

DOI: 10.24412/2070-1381-2023-97-85-97 Государственное тарифное и антимонопольное регулирование электроэнергетического комплекса: институциональный аспект

Васильев Дмитрий Андреевич

Начальник Управления регулирования электроэнергетики, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), Москва, РФ.

E-mail: vasilyev@fas.gov.ru SPIN-код РИНЦ: 3232-6174 ORCID ID: 0000-0002-5901-9414

Аннотация

Электроэнергетика является базовой отраслью, определяющей вектор развития национальной экономики в целом. При этом электроэнергетика в настоящее время является одной из самых реформированных и реформируемых отраслей, сферой государственного регулирования. Повышение эффективности реализация мер антимонопольного и тарифного регулирования электроэнергетики является важным направлением государственной политики по развитию конкуренции в этой отрасли. Основной акцент делается на переходе к долгосрочному регулированию как основе стабильного устойчивого роста экономики и успешного функционирования всех участников рынка. Объектом исследования является государственная тарифная и антимонопольная политика; предмет исследования — организационно-экономические и управленческие отношения между государством и предприятиями электроэнергетического комплекса, возникающие в процессе реализации государственной тарифной и антимонопольной политики. Цель исследования заключается в разработке и обосновании институциональных механизмов регулирования и повышения эффективности функционирования электроэнергетического комплекса. В работе представлены такие методы исследования, как контент-анализ теоретических концепций, экономико-математические и статистические методы, метод алгоритмизации. На основе этих методов экономически обоснованы институциональные изменения при реализации государственной тарифной и антимонопольной политики. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Основные результаты исследования заключаются в 1) обосновании необходимости разработки метода регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, учитывающего баланс интересов всех участников экономических процессов и повышающего эффективность их экономической деятельности; 2) формировании долгосрочной тарифной и антимонопольной политики и конкретных механизмов ее реализации (применение метода эталонов при обосновании затрат, заключение долгосрочных регуляторных контрактов на основе уровня зрелости внутренних бизнес-процессов предприятий электроэнергетического комплекса).

Ключевые слова

Государственное регулирование, тарифная политика, антимонопольная политика, электроэнергетический комплекс, регуляторное соглашение, антимонопольный комплаенс.

State Tariff and Antimonopoly Regulation of the Electric Power Complex:

Institutional Aspect

Dmitry. А. Vasilyev

Head of the Department for Regulation over Electric Power Industry, Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: vasilyev@fas.gov.ru ORCID ID: 0000-0002-5901-9414

Abstract

The electric power industry is a basic branch setting the vector for the development of the national economy. The electric power industry is one of the most reformed industries. Improving the efficiency of the antimonopoly and tariff regulation is an important direction of state policy. The antimonopoly and tariff regulation is known to form competition in electric power industry. The main emphasis is made on the transition to long-term regulation as the basis for stable sustainable economic growth and the successful functioning of all market participants. The object of the study is the state tariff and antimonopoly policy; the subject of the study is organizational, economic and managerial relations between state and manufactures arising in the process of the state tariff and antimonopoly policy. The aim of the study is to develop and justify institutional mechanisms for regulating and improving efficiency of the electric power complex. The article presents such research methods as content analysis of theoretical concepts, economic-mathematical and statistical methods, an algorithmization method. Based on these methods, institutional changes in the implementation of the state tariff policy are economically justified. The data of the Federal State Statistics Service and the Federal Antimonopoly Service (FAS Russia) constitute the information base of the article. The main results of the study are 1) justifying the need to develop a method for regulating tariffs in the electric power industry, taking into account the balance of interests of all participants in economic processes and increasing the efficiency of their economic activity; 2) the formation of a long-term tariff policy and specific mechanisms for its implementation (application of the method of standards in justifying costs, conclusion of long-term regulatory contracts based on the maturity level of internal business processes of enterprises of the electric power complex).

Keywords

State regulation, tariff policy, antimonopoly policy, electric power complex, regulatory agreement, antimonopoly compliance.

Введение

Обеспечение устойчивого экономического роста национальной экономики и повышение благосостояния граждан требуют от государственного регулирования своевременного и эффективного реагирования на новые вызовы экономики и адаптацию к изменениям, создание новых точек роста. В этой связи антимонопольное и тарифное регулирование играет важную роль не только для предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, но и для создания условий для повышения эффективности производства и стимулирования инвестиций в перспективные и новые инновационные технологии, решения экологических и социальных задач. При регулировании электроэнергетического комплекса тарифная политика определяет протекание главных экономических процессов — формирование издержек производства и передачи электроэнергии, а также показателей эффективности работы электроэнергетического комплекса и его влияния на развитие других отраслей и всей национальной экономики.

Объединение двух направлений регулирования — тарифной и антимонопольной политики — является объективной необходимостью, так как конкретные механизмы антимонопольного и тарифного регулирования сильно взаимосвязаны, одновременно реализуются в рамках регулирования конкурентной среды Федеральной антимонопольной службой России.

Целью исследования является разработка и обоснование институциональных механизмов регулирования и повышения эффективности функционирования электроэнергетического комплекса, для чего необходимо решить следующие задачи:

— выявить и обобщить основные тенденции развития электроэнергетического комплекса, оценить существующие механизмы тарифного и антимонопольного регулирования;

— сформировать концептуальную модель трансформации тарифной политики;

— разработать ряд рекомендаций по определению новых институциональных условий реализации тарифных и антимонопольных соглашений.

Тенденции развития, механизмы тарифного и антимонопольного регулирования электроэнергетического комплекса

Для решения поставленных задач исследования были применены междисциплинарный и системный подходы, позволяющие более глубоко изучить проблемы функционирования электроэнергетического комплекса Российской Федерации и направления его регулирования. На основе контент-анализа теоретических концепций были определены и структурированы генезис проблемы и существующие подходы к ее решению; экономико-математические и статистические методы использовались для изучения, обработки, сопоставления и интерпретации массива аналитических и эмпирических данных. Метод алгоритмизации действий применялся для определения последовательности этапов организационно-управленческих трансформаций при реализации государственной тарифной политики. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие направления государственной политики по развитию конкуренции, тарифной политики; материалы Федеральной службы государственной статистики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

Проблемы тарифного и антимонопольного регулирования структурированы в достаточно большом количестве исследований. Фундаментальные исследования антимонопольной политики связаны с развитием теорий конкуренции и обоснованием степени государственного вмешательства в эти процессы. И если в более ранних исследованиях обосновывались механизмы саморегуляции рынка и невмешательства государства [Ротбард 2010; Стиглер 2017], то современной тенденцией является обоснование необходимости государственного участия в экономических процессах для разрешения рыночных противоречий [Тироль 2020; Depoorter 2000; Васильев, Орлова 2022].

Тарифная политика является важным элементом государственной регуляторной политики, так как через установление тарифов государство может изменять динамику и структуру национальной экономики, ускорять технико-технологическую модернизацию базовых отраслей, повышать эффективность деятельности промышленных предприятий, осуществлять соблюдение баланса интересов в обществе и экономике [Васильев 2019; Рыкова, Табуров 2018]. В последнее время тарифная политика рассматривается не только как механизм контроля над ценообразованием в отрасли, но и как инструмент «подталкивания» к зеленой экономике [Labeaga et а1. 2021; Lechthaler 2017]. Тарифы могут послужить основой стимулирования производства электроэнергии из возобновляемых источников [Сушкевич 2018], изменить инвестиционную политику электроэнергетических предприятий, стать частью программно-целевых документов по декарбонизации экономики [Артемьев, Косарев 2021].

В свою очередь, антимонопольная политика направлена на поддержание добросовестной конкуренции и усиление экономической безопасности страны за счет координации действий экономических субъектов всех уровней [Чугуевская 2020]. Государственная защита принципов конкуренции является основой антимонопольной политики, формирующей правила добросовестного экономического поведения на рынке, в том числе за счет реализации антимонопольного комплаенса [Савина 2019]. Антимонопольный комплаенс представляет собой систему устранения негативных последствий рисков нарушений конкурентного законодательства и по своей сути должен являться эффективным инструментов профилактики нарушений [Князева, Дозмаров 2020]. Однако в практической деятельности инструменты антимонопольного комплаенса пока еще находятся в стадии формирования, а предприятия часто демонстрируют формальный подход по его использованию [Антимонопольный комплаенс как эффективный инструмент профилактики нарушений 2019; Плетешков 2018].

Электроэнергетический комплекс требует особого подхода к регулированию, так как обладает рядом специфических особенностей и имеет важное значение для развития всей экономики. Степень монополизации в электроэнергетике является очень высокой [Королев 2020]. По данным Федеральной службы государственной статистики1 и ФАС России2, в 2019 году индекс концентрации для 50 предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии (из 884) составляет 84,2%, индекс Херфиндаля-Хиршмана — 291,29; более половины рынка (56,6%) приходится на долю 15 предприятий, а локальные индексы (на уровне регионов) могут достигать 100%. В 2020 году ситуация немного изменилась в сторону снижения уровня концентрации:

1 Перечень показателей, характеризующих состояние конкурентной среды // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ conçurent s.htm (дата обращения 26.12.2022).

2 Анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2021 году // Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/ documents/688513 (дата обращения 27.12.2022).

индекс Херфиндаля-Хиршмана составил 235,7, индекс концентрации для 50 предприятий — 80,2%, до 50,8% снизилась доля 15 крупных предприятий. В 2021 году показатели снова выросли до отметки 242,2, 81% и 51,6% соответственно.

Модели организации экономических отношений, функционирования конкурентной среды, основные участники экономических отношений, механизмы взаимодействия между ними, формы и методы государственного регулирования — все эти аспекты определяются с учетом региональной и отраслевой специфики электроэнергетического комплекса [Kapitonov et а1. 2018; Abramov et а1. 2018]. Потребление электроэнергии по регионам Российской Федерации и электроемкость ВРП имеют значительную дифференциацию, обусловленную климатическими, технологическими и производственными особенностями субъектов РФ (Таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Энергоемкость валового регионального продукта, кг условного топлива /

на 10 тыс. рублей (по отдельным регионам)3

2019 год 2020 год

Субъект РФ Энергоемкость региона (кг условного топлива/ на 10 тыс. руб.) Энергоемкость региона (кг условного топлива/ на 10 тыс. руб.) Субъект РФ

Кемеровская область 342,59 1 355,52 Кемеровская область

Вологодская область 316,16 2 314,88 Вологодская область

Липецкая область 313,26 3 282,31 Липецкая область

Республика Хакасия 257,59 4 248,10 Республика Хакасия

Челябинская область 237,39 5 225,27 Челябинская область

Республика Тыва 217,94 6 199,12 Республика Тыва

Чеченская Республика 215,91 7 196,92 Иркутская область

Рязанская область 199,43 8 195,42 Чеченская Республика

Иркутская область 182,23 9 188,90 Рязанская область

Карачаево-Черкесская Республика 181,52 10 184,99 Республика Коми

Магаданская область 68,06 76 67,86 Чукотский автономный округ

Московская область 66,47 77 65,84 Московская область

Республика Калмыкия 64,54 78 65,68 г. Севастополь

Камчатский край 62,15 79 63,49 Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) 58,42 80 55,76 Камчатский край

Калининградская область 57,62 81 53,78 Магаданская область

Ямало-Ненецкий автономный округ; 57,29 82 52,83 Калининградская область

г. Санкт-Петербург 48,45 83 51,21 Сахалинская область

Сахалинская область 44,32 84 42,38 г. Санкт-Петербург

г. Москва 23,92 85 23,02 г. Москва

3 Составлено автором на основе: Технологическое развитие отраслей экономики // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения 10.12.2022).

Таблица 2. Потребление электроэнергии по субъектам Российской Федерации, млн кВт.час (по отдельным регионам)4

2019 год 2020 год

Субъект РФ Потребление электроэнергии Потребление электроэнергии Субъект РФ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 75071,9 1 71534,2 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

г. Москва 56642,2 2 55146,9 Иркутская область

Иркутская область 56546,1 3 54734,2 Красноярский край

Красноярский край 54173,8 4 52706,2 г. Москва

Московская область 49089,6 5 48737,2 Московская область

Свердловская область 48813,5 6 48649,4 Свердловская область

Челябинская область 37765,2 7 37441,3 Челябинская область

Кемеровская область 35312,9 8 34165,5 Кемеровская область

Республика Татарстан 30952,5 9 28928,2 Республика Татарстан

Республика Башкортостан 27781,7 10 25280,2 Республика Башкортостан

Кабардино-Балкарская Республика 1629,4 76 1669,4 Кабардино-Балкарская Республика

Республика Северная Осетия — Алания 1501,3 77 1649 Республика Адыгея

Республика Адыгея 1434,6 78 1500,3 Республика Северная Осетия — Алания

Карачаево-Черкесская Республика 1364,5 79 1443,6 Еврейская автономная область

Еврейская автономная область 1289,8 80 1309,2 Карачаево-Черкесская Республика

Республика Тыва 825,2 81 829,6 Республика Ингушетия

Республика Ингушетия 807,3 82 824,3 Республика Тыва

Чукотский автономный округ 749 83 779,5 Чукотский автономный округ

Республика Алтай 602,6 84 731,9 Республика Калмыкия

Республика Калмыкия 573,2 85 688,6 Республика Алтай

От эффективности функционирования электроэнергетического комплекса зависит эффективность экономики в целом. Но, как и в любой другом секторе экономики, в электроэнергетике предприятия сталкиваются с рядом проблем и угроз, которые проявляются в увеличении рисков хозяйственной деятельности: у компаний электроэнергетического комплекса наблюдается ряд системных проблем, выраженных в сокращении использования мощностей, низких темпах прироста фондоотдачи и производительности [Современная рыночная электроэнергетика 2017]. При этом возрастает регуляторная нагрузка на комплекс. Частота изменений в законодательстве и подзаконных актах, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, за последние несколько лет (2018-2020 гг.) постоянно увеличивается (Таблица 3).

4 Составлено автором на основе: Промышленное производство // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise industrial (дата обращения 10.12.2022).

Таблица 3. Динамика и частота изменений нормативных актов, регулирующих

сферу электроэнергетики5

Наименование Федерального закона или нормативного акта Количество изменений в год

2018 2019 2020

Федеральный закон «Об электроэнергетике» 6 4 5

Правила оптового рынка (ППРФ 11726) 10 16 17

Основы ценообразования в электроэнергетике (ППРФ 11787) 8 14 11

О функционировании розничных рынков (ППРФ 4428) 8 4 10

Правила недискиминационного доступа (ППРФ 8619) 6 6 8

Количество изменений в ППРФ итого: 32 40 46

Государственное регулирование экономики должно базироваться на ряде принципов, определяющих его эффективность: принципе целеполагания и ориентации на результат; принципах справедливости, объективной беспристрастности и распределения ответственности за работу регуляторов и снижение регуляторной нагрузки; принципе согласованности регуляторной политики на макро-и мезоуровне; принципах информационной прозрачности решений, механизмов контроля и регулирования, цикличности государственного регулирования; принципе подталкивания и принципе учета двусторонних рисков. Однако в настоящее время государственное регулирование электроэнергетического комплекса не всегда соответствует декларируемым принципам, существует достаточно большое количество диспропорций между уровнями регулирования, пониманием цели и задач регулирования, обеспечением прозрачности, открытости и эффективности регуляторной политики (Таблица 4).

Таблица 4. Особенности реализации принципов государственного регулирования10

Принцип государственного регулирования Действующие практики государственного регулирования и институциональные нормы Недостатки государственного регулирования электроэнергетического комплекса

Принцип целеполагания и ориентации на результат Реализуемые в экономике национальные проекты и программы формируются исходя из целей долгосрочного развития, содержат ключевые индикаторы, позволяющие определить результаты реализации программ и проектов. Размытость целеполагания в рамках реализации национальных проектов, влияние внешних геополитических факторов на приоритеты развития.

5 Составлено автором.

6 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 14 от 4 апреля 2011 г. Ст. 1916.

7 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 4 от 23 января 2012 г. Ст. 504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Постановление Правительства РФ от 4.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 23 от 4 июня 2012 г. Ст. 3008.

9 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 52 (часть II) от 27 декабря 2004 г. Ст. 5525.

10 Составлено автором.

Принципы справедливости, объективной беспристрастности и распределения ответственности за работу регуляторов Реализация действий по учету интересов всех социально-экономических групп в рамках реализации государственной политики. Перекрестное субсидирование как форма учета интересов населения перераспределяет регуляторную нагрузку на промышленные предприятия. Нарушения со стороны региональных регуляторов в части реализации норм тарифной политики.

Принцип снижение регуляторной нагрузки Декларирование принципа снижения регуляторной нагрузки. Увеличение количества регуляторных норм, правил и положений.

Принцип согласованности регуляторной политики на макро-и мезоуровне Декларирование согласованности мер и направлений регуляторной политики: обязательное отражение национальных приоритетов в региональных стратегиях. В разных субъектах РФ регуляторы используют различные подходы: полнота экспертных заключений, формируемых региональными регуляторами, отличается в различных субъектах РФ.

Принцип информационной прозрачности решений, механизмов контроля и регулирования Обеспечение открытости и доступности для потребителя, в том числе населения, процесса тарифного регулирования является принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. По данным ФАС России, ежегодному охвату со стороны федерального контроля за тарифами подлежит не более 5% предприятий.

Принцип цикличности государственного регулирования Выражается в разработке планов развития, дорожных карт их реализации и механизмов контроля. В настоящее время формирование тарифов осуществляется практически вручную.

Принцип подталкивания Реализация ESG-повестки, направленной на стимулирование предприятий к экологическим инновациям, переходу к зеленой энергетике, социально-ответственному поведению и т.д. Завышенные тарифы, приводящие к Х-неэффективности (низкой заинтересованности энергетических предприятий в снижении издержек).

Принцип учета двусторонних рисков Внедрение риск-ориентированного подхода в практику государственного регулирования, в том числе определение направлений построения системы управления рисками. Разнообразие и сложность объектов регулирования, разнонаправленное понимание сути риск-ориентированного подхода регулирующими органами.

Обобщая возможности и необходимости реализации данных принципов, можно определить набор действующих политик и инструментов государственного регулирования, успешно реализующих эти принципы, а также выявить пробелы государственного регулирования.

Концептуальная модель трансформации тарифной политики

Обобщение сформировавшихся тенденций развития электроэнергетического комплекса и тарифных механизмов его регулирования, определение паттернов основных проблем позволили сформировать проблемно-управленческую матрицу, определяющую пути и перспективы их решений (Таблица 5).

Таблица 5. Концептуальная модель трансформации тарифной политики (проблемно-управленческая матрица)11

Тенденции

Паттерны проблем

Пути решения

Перспективы

Потребность в многофакторной макроэкономической модели расчета допустимых темпов роста тарифов.

Исчерпание потенциала роста тарифов.

Усиление государственного вмешательства в экономические процессы предприятий электроэнергетического комплекса.

Неиспользование предприятиями возможностей снижения издержек и увеличения производительности труда.

Низкая эффективность деятельности инфраструктурных организаций.

Низкие стимулы предприятий

электроэнергетического комплекса к технологической и экологической модернизации.

Конфликт интересов бизнеса и населения из-за роста цен на энергоносители.

Выход крупных промышленных предприятий из единой энергетической системы (строительство собственных источников электрогенерации).

«Ручное» формирование тарифов, низкий охват предприятий тарифной кампанией. Тарифная дискриминация.

X-неэффективность (провалы) государственного регулирования. Высокий уровень регуляторной нагрузки.

Перекрестное регулирование — «серая» зона государственного регулирования.

Частые нарушения со стороны региональных регуляторов. Утверждения региональных тарифов без согласования с ФАС.

Низкая эффективность деятельности промышленных предприятий электроэнергетического комплекса.

Высокая энергоемкость экономики.

Формальное соблюдение ESG-повестки и целей устойчивого развития.

Применение метода эталонов при обосновании тарифов.

Использование методов экономико-математического моделирования (метод DEA).

Политика долгосрочных тарифов.

Регуляторный контракт.

Обязательное исполнение механизма согласования тарифных решений.

Цифровизация

процессов установления, согласования и применения тарифов.

Повсеместное применение методов эталонов.

100% охват предприятий электроэнергетического комплекса при проведении тарифных кампаний.

Формирование долгосрочных инвестиционных программ.

Долгосрочное прогнозирование цен на энергоносители для крупных промышленных предприятий.

Повышение прозрачности антимонопольных решений. Снижение регуляторной нагрузки на предприятия. Снижение рисков регуляторного воздействия.

В рамках реализации долгосрочной государственной тарифной политики, закрепленной в том числе в Федеральном законе от 02.08.2019 № 300-ФЗ12, автором были разработаны основания для заключения с предприятиями электроэнергетического комплекса долгосрочных регуляторных соглашений (Таблица 6). Основания для заключения соглашений представляют

11 Составлено автором.

12 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 02.08.2019 N ЗОО-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 330697/ (дата обращения: 25.12.2022).

собой достижение определенных характеристик зрелости бизнес-процессов предприятий электроэнергетического комплекса и их соответствие регуляторным требованиям антимонопольной и тарифной политики.

Таблица 6. Матрица оценки зрелости внутренних бизнес-процессов предприятий электроэнергетического комплекса с точки зрения реализации тарифной и

антимонопольной политики13

Процесс/ характеристика деятельности Уровни зрелости процесса и соответствия регуляторным требованиям

1 2 3

Выполнение требований ФЗ и регулирующих положений Частые нарушения антимонопольного законодательства и нормативных актов в части тарифного регулирования. Требования ФЗ соблюдаются, но на предприятии отсутствует система антимонопольного комплаенса. Выполняются полностью. На предприятии внедрена и реализуется система антимонопольного комплаенса.

Соответствие регулируемых затрат эталонным Регулируемы затраты значительно выше эталонных. Регулируемы затраты равны эталонным. Регулируемые затраты ниже эталонных. Предприятие участвует в тарифной кампании, реализует политику информационной прозрачности.

Реализация ESG-принципов ESG-принципы реализуются декларативно, в планах развития предприятий не отражены возможности перехода на «зеленую» энергетику. ESG-принципы реализуются частично. Затраты на экологию минимальны. Предприятие осуществляет ESG-политику и реализует конкретные проекты по декарбонизации.

Технологическая модернизация производства Предприятие не осуществляет технологическую модернизацию, использует устаревшие технологии. Предприятие реализует средние инвестиционные проекты по технической модернизации, осуществляет незначительные технологические инновации. Предприятие реализует крупные инвестиционные проекты по технической модернизации, осуществляет технологические инновации.

Возможность заключения долгосрочного тарифного соглашения Краткосрочное тарифное регулирование, контроль со стороны ФАС процессов установления тарифов. Заключение регуляторного соглашения сроком на 3-5 лет. Заключение регуляторного соглашения сроком до 10 лет.

Регуляторное соглашение — это механизм, который позволяет определить и зафиксировать долгосрочные параметры экономической деятельности регулируемых предприятий электроэнергетического комплекса (объем инвестиций, тарифы). Регуляторное соглашение заключается между регулятором и регулируемой организацией на добровольной основе; его могут заключать только квалифицированные предприятия, которые готовы брать на себя обязательства и исполнять их в течение периода регулирования.

Заключение долгосрочных соглашений возможно в рамках реализации эталонного метода регулирования тарифов в сфере электроэнергетики. Этот метод регулирования направлен на исключение «тарифной дискриминации» и предполагает определение эталонов, то есть выведенных расчетным путем экономически обоснованных параметров, которые должны применяться для регулируемых организаций. В рамках реализации эталонного регулирования автором было предложено использовать метод DEA (Data Envelopment Analysis) — метод свертки данных — для обоснования тарифов, определяющих не только затраты, но и эффективность функционирования предприятий электроэнергетического комплекса. В основу метода DEA, базовые разработки которого изложены в трудах зарубежных авторов [Cooper et al. 2006; Farrell 1957], заложена идея построения границы эффективности для всех предприятий отрасли. При этом эффективность/неэффективность деятельности каждого конкретного предприятия

13 Составлено автором.

отрасли определяется его собственным решением, достижением оптимума Парето и рассчитывается как отношение суммы взвешенных результатов к сумме используемых ресурсов.

Для определения последствий применения метода эталонов был проведен расчет основных экономических параметров (операционных затрат) для сетевых организаций электроэнергетического комплекса (АО «Дагестанская сетевая компания», ПАО «Сахалинэнерго, Филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «МРСК Северо-Запада» — Архэнерго, ООО «АСЭП», ОАО «РЖД» и другие — всего 227 организаций) (Таблица 7).

Таблица 7. Расчет последствий применения метода эталонов (млн рублей) (фрагмент)14

Группа регионов Территориальная сетевая организация (ТСО) Эталонные операционные затраты (OPEX), всего Затраты (OPEX) по регулированию, за год Отклонение OPEX от эталонного («+» к увеличению, «-» к уменьшению)

1 ТСО 1 1546628,95 1792202,43 -245573,48

5 ТСО 2 1996566,82 1347677,73 648889,09

4 ТСО 3 1705480,61 1946857,07 -241376,47

3 ТСО 4 202863,05 304333,56 -101470,51

5 ТСО 5 2188024,70 1996719,24 191305,46

5 ТСО 6 211970,34 141692,84 70277,50

5 ТСО 7 405504,33 56472,17 349032,16

ИТОГО 287566698,39 298736056,7 11169358,31

Из 227 организаций более половины (114) имеют отклонения операционных затрат от эталонных со знаком «-», то есть к уменьшению, что в сумме составляет — 11 169 358,31 млн рублей. Это доказывает эффективность применяемого метода, который позволяет более обоснованно подходить к установлению затрат, включаемых в регулируемый тариф, снижать объемы перекрестного субсидирования.

Заключение

Как национальная экономика в целом, так и энергетический комплекс на современном этапе развития сталкиваются с рядом системных вызовов, что обуславливает потребность в многофакторной макроэкономической модели расчета допустимых темпов тарифов на макроуровне; необходимость снижения административного давления и необходимость обеспечения предпринимательской уверенности в стабильности проводимой тарифной политики. В качестве основных путей решения сложившихся проблем автором определены такие направления, как применение метода эталонов при обосновании тарифов; использование методов экономико-математического моделирования (метод DEA) при обосновании и реализации политики долгосрочных тарифов; заключение долгосрочных регуляторных контрактов при реализации антимонопольной политики; обязательное исполнение механизма согласования тарифных решений и цифровизация процессов установления, согласования и применения тарифов.

14 Составлено автором.

Повышение инвестиционной и деловой активности предприятий электроэнергетического комплекса, повышение уровня эффективности экономической деятельности требуют поиска резервов роста, которые определяются долгосрочностью тарифного регулирования. Для решения этой проблемы была представлена модель долгосрочного тарифного регулирования, основанная на применении долгосрочных регуляторных соглашений и оценке зрелости внутренних бизнес-процессов предприятий электроэнергетического комплекса с точки зрения реализации тарифной и антимонопольной политики. Долгосрочные соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности являются востребованным механизмом (как со стороны регулируемых организаций, так и со стороны органов государственного регулирования всех уровней), который будет постепенно охватывать все сферы государственного регулирования цен (тарифов) и способствовать совершенствованию отраслевых нормативных правовых актов.

Список литературы:

Антимонопольный комплаенс как эффективный инструмент профилактики нарушений / под ред. С.А. Пузыревского. Москва.: Издательская группа «Юрист», 2019.

Артемьев А.А., Косарев П.Н. Тарифная и инвестиционная политика энергетических предприятий в условиях низкоуглеродного тренда экономики // Экономический вектор. 2021. № 1(24). С. 147-151. DOI: 10.36807/2411-7269-2021-1-24-147-151

Васильев Д.А. Новое в государственном регулировании тарифов электроэнергетических компаний // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9(110). С. 161-166.

Васильев Д.А, Орлова Л.Н. К вопросу о необходимости государственного регулирования электроэнергетического комплекса // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2022. № 4(124). С. 141-154. DOI: 10.21686/2413-2829-2022-4-141-154

Королев В.Г. Современные особенности и состояние электроэнергетической отрасли РФ // Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 215-219.

Князева И.В., Дозмаров К.В. Антимонопольный комплаенс — профилактика компаниями рисков нарушения конкурентного законодательства // ЭКО. 2020. № 4(550). С. 110-129. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2020-4-110-129

ПлетешковА.Н. Экономическая эффективность антимонопольного комплаенса для предпринимательских структур // Экономические науки. 2018. № 169. С. 51-53.

Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. Челябинск: Социум, 2010.

Рыкова И.Н., Табуров Д.Ю. Тарифная политика на основе анализа динамики регулируемых и свободных цен в отрасли электроэнергетики // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 5(68). С. 115-126

Савина А.М. Направления формирования и развития конкуренции на основе антимонопольного комплаенса // Финансовая экономика. 2019. № 6. С. 389-393.

Современная рыночная электроэнергетика Российской Федерации / под ред. О.Г. Баркина. М.: Издательство «Перо», 2017.

Стиглер Дж.Дж. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.

Сушкевич Е.А. Фиксированные тарифы как инструмент стимулирования производства «зеленой» энергии // Экономика. Бизнес. Финансы. 2018. № 4. С. 6-10.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 97. Апрель 2023 г.

Тироль Ж. Экономика для общего блага. М.: Издательство института Гайдара, 2020.

Чугуевская А.В. Антимонопольная политика Российской Федерации // Инновационные научные исследования. 2020. № 12-1(2). С. 134-139.

Abramov R.A., Tronin S.A., Brovkin A.V., Pak K.C. Regional Features of Energy Resources Extraction in Eastern Siberia and the FAR East // International Journal of Energy Economics and Policy. 2018. Vol. 8. № 4. С. 280-287.

Cooper W.W., Seiford L.M., Tone K. Data Envelopment Analysis. A Comprehensive Text with Models, Applications, References and DEA-Solver Software. New York: Springer-Verlag, 2006.

Depoorter Ben W.F. Regulation of Natural Monopoly // Encyclopedia of Law and Economics. Vol. III. The Regulation of Contracts. Cheltenham: Edward Elgar, 2000. P. 498-532.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Farrell M.J. The Measurement of Productive Efficiency // Journal of The Royal Statistical Society. Series A (General). 1957. Vol. 120. № 3. P. 253-281. DOI: 10.2307/2343100

Kapitonov I.A., Voloshin VI., Korolev V.G. Eastern Vector of Russian State Policy Development for Ensuring Energy Security // International Journal of Energy Economics and Policy. 2018. Vol. 8. № 5. P. 335-341.

Labeaga J.M., Labandeira X., Lopez-Otero X. Energy Taxation, Subsidy Removal and Poverty in Mexico // Environment and Development Economics. 2021. Vol.26. Special Is.3. P. 239-260. DOI: 10.1017/S1355770X20000364

Lechthaler F. Economic Growth and Energy Use during Different Stages of Development: An Empirical Analysis // Environment and Development Economics. 2017. Vol.22. Is. 1. P. 26-50. DOI: 10.1017/S1355770X16000243

References:

Puzyrevskiy S.A. (ed.) (2019) Antimonopol'nyy komplayens kak effektivnyy instrument profilaktiki narusheniy [Antimonopoly compliance as an effective tool for preventing violations]. Moscow: Izdatel'skaya gruppa "Yurist".

ArtemievA.A., Kosarev P.N. (2021) Tariff and Investment Policy of Energy Enterprises in the Conditions of a Low-Carbon Economic Trend. Ekonomicheskiy vektor. No.1(24). P. 147-151. DOI: 10.36807/2411-7269-2021-1-24-147-151

VasilyevD.A. (2019) New in State Regulation of Electricity Companies Tariffs. Ekonomika i predprinimatel'stvo. No. 9(110). P. 161-166.

VasilyevD.A., OrlovaL.N. (2022) Concerning the Issue of Obligatory State Regulation of Electric Power Complex. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. No. 4(124). P. 141-154. DOI: 10.21686/2413-2829-2022-4-141-154

Korolev V.G. (2020) Contemporary Features and State of Russian Electric Power Industry. Innovatsii i investitsii. No. 10. P. 215-219.

KnyazevaI.V., DozmarovK.V. (2020) Antitrust Compliance Programme — Prevention of Risks of Violation of Competition Law by the Company. EKO. No.4(550). P. 110-129. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2020-4-110-129

Pleteshkov A.N. (2018) Economic Efficiency Antimonopoly Compliance for Enterprise Structures. Ekonomicheskiye nauki. No. 169. P. 51-53.

Rothbard M. (2010) Power and Market: Government and the Economy. Chelyabinsk: Sotsium.

Rykova I.N., Taburov D.Yu. (2018) Tariff Policy Based on the Analysis of the Dynamics of Regulated and Free Prices in the Electricity Sector. VestnikSevero-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. No. 5(68). P. 115-126.

Savina A.M. (2019) Directions of Formation and Development of Competition through Antitrust Compliance. Finansovaya ekonomika. No. 6. P. 389-393.

Barkin O.G. (ed.) (2017) Sovremennaya rynochnaya elektroenergetika Rossiyskoy Federatsii. [Modern market electric power industry of the Russian Federation]. Moscow: Izdatel'stvo "Pero".

Stigler G.J. (2017) The Citizen and the State Essays on Regulation. Moscow: Izdatel'stvo instituta Gaydara.

Sushkevich E.A. (2018) Fiksirovannyye tarify kak instrument stimulirovaniya proizvodstva "zelenoy" energii [Fixed tariffs as an instrument to stimulate the production of "green" energy]. Ekonomika. Biznes. Finansy. No. 4. P. 6-10.

Tirole J. (2020) Economie du bien commun. Moscow: Izdatel'stvo instituta Gaydara.

Chuguevskaya A.V. (2020) Antimonopoly Policy of the Russian Federation. Innovatsionnyye nauchnyye issledovaniya. No. 12-1(2). P. 134-139.

Abramov R.A., Tronin S.A., Brovkin A.V., Pak K.C. (2018) Regional Features of Energy Resources Extraction in Eastern Siberia and the FAR East. International Journal of Energy Economics and Policy. Vol. 8. № 4. С. 280-287.

Cooper W.W., Seiford L.M., Tone K. (2006) Data Envelopment Analysis. A Comprehensive Text with Models, Applications, References and DEA-Solver Software. New York: Springer-Verlag.

Depoorter Ben W.F. (2000) Regulation of Natural Monopoly. In: Encyclopedia of Law and Economics. Vol. III. The Regulation of Contracts. Cheltenham: Edward Elgar. P. 498-532.

Farrell M.J. (1957) The Measurement of Productive Efficiency. Journal of The Royal Statistical Society. Series A (General). Vol. 120. No. 3. P. 253-281. DOI: 10.2307/2343100

Kapitonov I.A., Voloshin V.I., Korolev V.G. (2018) Eastern Vector of Russian State Policy Development for Ensuring Energy Security. International Journal of Energy Economics and Policy. Vol. 8. № 5. P. 335-341.

Labeaga J.M., Labandeira X., Lopez-Otero X. (2021) Energy Taxation, Subsidy Removal and Poverty in Mexico. Environment and Development Economics. Vol.26. Special Is.3. P. 239-260. DOI: 10.1017/S1355770X20000364

Lechthaler F. (2017) Economic Growth and Energy Use during Different Stages of Development: An Empirical Analysis. Environment and Development Economics. Vol.22. Is. 1. P. 26-50. DOI: 10.1017/S1355770X16000243

Дата поступления/Received: 22.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.