462
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ
КОМПЛЕКСЕ
CHALLENGES
OF THE TARIFF POLICY
IN THE IN THE ELECTRICITY
DISTRIBUTION NETWORKS
Л.А. ЮНУСОВ
Ректор Международного университета в Москве,
д. э. н., профессор L.A. YUNUSOV
Rector of the International University in Moscow, Dr. Sc. Econ., Professor
Б.И. ФАЙН
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий B.I. FAYN
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Director of the Center for Economic Research in infrastructure sectors of Institute of Economics of Natural Monopolies
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены ключевые тенденции развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации. Выявлены основные факторы, влияющие на формирование и реализацию государственной тарифной политики в отношении распределительных сетевых компаний. Дана оценка динамики энергопотребления. Проведен ретроспективный анализ динамики тарифов на услуги по передаче электроэнергии и платы за технологическое присоединение к сети. Исследованы показатели, характеризующие доступность электросетевой инфраструктуры. Определены основные проблемы, связанные с функционированием и развитием компаний, оказывающих электросетевые услуги. Проанализированы особенности и выявлены недостатки государственной тарифной политики, проводимой в отношении распределительных электросетевых компаний. Сформулированы основные задачи тарифной политики в распределительном электросетевом комплексе. Даны предложения в отношении направлений совершенствования государственной тарифной политики в соответствии с современными вызовами.
ABSTRACT
The article analyzes key development trends of Russian electricity distribution grid sector. It was identified main factors influencing the formation and implementation of government tariff policy in relation to the electric distribution companies. The dynamics of energy consumption was estimated. It was conducted retrospective analysis of the dynamics of tariffs for electricity transmission and payment for connection to distribution network. The values characterizing the availability of electrical grid infrastructure were investigated. It was identified main problems associated with the functioning and development of companies providing the electric grid services. The features and the limitations of the government regulation tariff policy in relation to the distribution grid companies were analyzed. The main tasks of the tariff policy in the networks infrastructure were formulated. The ways to improve the government tariff policy in accordance with the modern challenges were suggested.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Государственное регулирование, инвестиции, инфраструктура, стимулирующее регулирование, тарифная политика, тарифы, ценообразование, электрические сети, электроэнергетика.
KEY WORDS
Government regulation, investments, infrastructure, incentive regulation, tariff policy, tariffs, pricing, electricity distribution networks, electric power industry.
Н-Г1Н-
Распределительный электросетевой комплекс Российской Федерации является одной из ключевых инфраструктурных отраслей. Его функционирование направлено на обеспечение надежного энергоснабжения объектов производственной и бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и населения, что является важнейшим компонентом энергетической безопасности государства. Основными видами услуг, оказываемых организациями распределительного электросетевого комплекса, являются передача электрической энергии и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям. Уровень развития объектов инфраструктуры (в том числе электросетевой) является одним из важнейших факторов, характеризующих состояние инвестиционного климата в стране [1]. Величина тарифов на электросетевые услуги оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность российской экономики.
Современная структура электроэнергетической отрасли сформировалась по итогам проведенного в начале 2000-х годов структурного реформирования, в ходе которого входившие в структуру государственного холдинга РАО ЕЭС России вертикально интегрированные региональные акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго) были разделены по видам деятельности с последующим формированием по межрегиональному принципу горизонтально интегрированных генерирующих, электросетевых и энергосбытовых компаний, а также инфраструктурных и сервисных компаний отрасли.
В настоящее время основная часть активов распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации контролируется государственными компаниями. федеральными и региональными органами власти утверждаются все решения, связанные со стратегическим развитием распределительного электросетевого комплекса, формированием и реализацией отраслевой тарифной и инвестиционной политики.
Крупнейшим хозяйствующим субъектом в отрасли является холдинг ПАО «Россети», контрольный пакет акций которого находится в собственности Российской Федерации. В структуру холдинга входит, в частности, 14 межрегиональных и региональных распределительных сетевых компаний (МРСК), имеющих филиалы на территории 73 субъектов Российской Федерации, которыми оказывается порядка 70% от общего объема электросетевых услуг в стране. В отдельных субъектах Российский Федерации (регионы Дальнего Востока и ряд других) основными распределительными сетевыми компаниями являются организации, не входящие в струк-
туру ПАО «Россети». К их числу относятся АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», вертикально интегрированные энергокомпании в изолированных энергосистемах Дальнего Востока, а также региональные сетевые компании в республиках Татарстан, Башкортостан, в Иркутской, Новосибирской и Курганской областях. Кроме того, деятельность по передаче и распределению электрической энергии осуществляют около 1700 территориальных распределительных сетевых компаний (ТСО), находящихся в ведении муниципалитетов, промышленных предприятий и иных категорий собственников.
Деятельность по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и подлежит государственному ценовому (тарифному) регулированию. Установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным электрическим сетям осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). Государственная тарифная политика в распределительном электросетевом комплексе призвана найти разумный баланс между приемлемым для потребителей уровнем затрат на электроснабжение (значительной составляющей которых является стоимость услуг электросетевых организаций по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электрическим сетям) и уровнем доходов регулируемых организаций, достаточным для предоставления электросетевых услуг с требуемым уровнем надежности и качества и обеспечивающим возможность привлечения инвестиций в развитие электросетевой инфраструктуры.
Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия, вплоть существенного изменения экономической ситуации в 2014 году, функционирование распределительного электросетевого комплекса осуществлялось в весьма благоприятных внешних условиях (растущий спрос на электросетевые услуги, достаточно комфортная для отрасли регуляторная политика). Так, в период с 2000 по 2012 год в Российской Федерации имел место практически непрерывный рост электропотребления (за исключением кратковременного спада в 2009 году в результате последствий мирового экономического кризиса), что проиллюстрировано на диаграмме 1. Соответственно, в указанный период устойчиво росли объемы передачи электроэнергии и мощности по распределительным электрическим сетям и количество технологических присоединений к сетям новых потребителей.
Однако делавшиеся ранее прогнозы об устойчивом продолжении данного тренда, на которых строилась инвестиционная политика в отрасли, не подтвердились. Уже начиная с 2013 года рост электропотребления сменился стагнацией. С учетом текущей ситуации в российской экономике и прогнозируемых тенденций в отношении объемов промышленного производства можно предположить, что в ближайшей перспективе возвращения к прежним темпам роста электропотребления не произойдет и это следует учитывать при формировании тарифной политики на среднесрочную перспективу.
1№ иво гюъ мог гт гот гон миг гон эдн ш
Источник: данные Росстата
Диаг. 1. Динамика электропотребления в Российской Федерации за период с 1990 по 2015 г.
Тарифы на оказываемые распределительными сетевыми компаниями услуги по передаче электрической энергии в течение длительного периода времени росли ускоренными темпами, существенно опережающими инфляцию (диаграмма 2).
Как видно из данных, представленных на диаграмме, за период с 2007 по 2015 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии выросли 2,8 раза, притом что индекс потребительских цен за этот же период вырос только 2,0 раза. Однако в последние два года темпы
роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии снизились и не превышали уровень инфляции.
Наблюдавшийся ускоренный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии был связан в первую очередь с изменением методологии тарифного регулирования — переходом от краткосрочного регулирования по принципу «затраты плюс» к долгосрочному регулированию на основе регулирования доходности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base, RAB). К настоящему времени указанная методология тарифного регулирования применяется более чем в 40 субъектах Российской Федерации в отношении региональных филиалов МРСК. Целью перехода к долгосрочному регулированию на основе методологии RAB было привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры распределительного сетевого комплекса.
121!
loot Jixia дсгю IDIB 1Ы1 1<ц; jon звы wi
Средний т*рнф услуги по тарЕддхв ] пс р; **
■ ^ИОПЛ£-ть!Й УРОК нЬ И ифлНцКН (И С ЛЮТ Г.
Источник: Годовые отчеты ОАО «Холдинг МРСК», ПАО «Россети» за 2008-2015 гг. Диагр. 2. Динамика среднего тарифа на услуги по передаче электроэнергии по ДЗО ПАО «Россети» в сопоставлении с накопленным уровнем инфляции (ИПЦ) за период с 2007 по 2015 г.
Как видно из агрегированных данных отраслевой отчетности, в первые годы после введения новой методологии тарифного регулирования в распределительном электросетевом комплексе дей-
Н-П (
ствительно наблюдался весьма заметный рост объемов инвестиций (диаграмма 3).
о
ЗОЮ №11 ¡012 2Й1Э 21)14 ?01!>
Источник: расчет авторов по данным отраслевой отчетности
Диагр. 3. Объемы инвестиций в распределительный сетевой комплекс в Российской Федерации за 2010-2015 гг.
Так, объем инвестиций в 2013 году на 75 % превысил аналогичный показатель за 2010 год. Однако начиная с 2014 г. инвестиции в отрасль начали сокращаться. В качестве факторов, оказавших влияние на сокращение объемов инвестиций, следует отметить следующие:
— дефицит собственных средств распределительных сетевых компаний, связанный с инфляционным увеличением текущих расходов (которое не было компенсировано соответствующим ростом тарифов), ростом уровня неплатежей со стороны потребителей и энергосбытовых организаций;
— повышение процентных ставок на рынке заемного капитала до уровня, превышающего норму доходности, учитываемую при тарифном регулировании на основе методологии RAB, что потребовало оптимизации кредитных портфелей электросетевых компаний, объемов и сроков реализации инвестиционных программ в электросетевом комплексе;
Г (J
Г) 1
— удорожание импортного оборудования в условиях произошедшего резкого изменения валютных курсов при невозможности в краткосрочной перспективе его замещения отечественными аналогами в требуемых объемах.
Источник: Данные Всемирного банка
Диагр. 4. Позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) по показателю «подключение к электросетям» в динамике по итогам 2011-2016 гг.
В качестве важнейшего достижения последних лет в развитии распределительного электросетевого комплекса следует отметить значительное улучшение ситуации в отношении доступности электросетевой инфраструктуры. Так, реализация Плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфра-структуры»,утвержденнойРаспоряжениемПравительстваРФот30.06.2012 № 1144-р, позволила существенно улучшить позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) по индикатору «подключение к системе электроснабжения». По итогам 2016 года Россия поднялась на 30-е место в рейтинге стран по сравнению с 184-м местом, занятым в 2012 году (диаграмма 4).
Улучшение позиций страны по показателю «подключение к электросетям» было достигнуто за счет сокращения числа процедур, необходимых для осуществления технологического присоединения,
сокращения сроков их реализации, а также существенного (более чем в 4 раза) снижения среднего размера платы за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям (диаграмма 5), что связано в первую очередь с исключением из структуры платы за технологическое присоединение основной части инвестиционных расходов.
Источник: Годовые отчеты ОАО «Холдинг МРСК», ПАО «Россети» за 2009-2015 гг. Диагр. 5. Динамика изменения среднего размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по ДЗО ПАО «Россети» за период 2009-2015 гг.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся достижения, по-прежнему остается нерешенным ряд системных проблем отрасли, к числу которых можно отнести:
— значительный износ сооружений и оборудования линий электропередачи и подстанций, оцениваемый в целом по распределительному электросетевому комплексу на уровне 70%, при этом около 50% оборудования полностью выработало нормативный срок эксплуатации1;
1 Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р (ред. от 18.07.2015).
— несоответствие технико-экономических показателей функционирования российских распределительных компаний лучшим зарубежным практикам, в частности в отношении уровня потерь электроэнергии при передаче, а также недостаточная загруженность имеющихся сетевых мощностей в отдельных регионах;
— раздробленность распределительного сетевого комплекса, избыточное число неэффективных территориальных сетевых организаций (ТСО). Деятельность ТСО отличается, как правило, меньшей эффективностью по сравнению с МРСК, более низкими показателями надежности энергоснабжения при более высоких удельных затратах на передачу электроэнергии и потерях электроэнергии в сетях. Начиная с 2013 года, количество ТСО сократилось с 3 тыс. до 1,7 тыс. организаций (более чем на 40%), что стало следствием реализации государственной политики по консолидации разрозненных электросетевых активов в составе холдинга ПАО «Россети» и утверждения Правительством РФ1 достаточно жестких критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к числу ТСО, имеющих право на установление в их отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
— отсутствие частных инвестиций в сетевую инфраструктуру. Инвестиции в распределительный сетевой комплекс осуществляются практически полностью за счет собственной тарифной выручки сетевых организаций, а также привлечения заемного финансирования, преимущественно со стороны крупнейших российских банков с государственным участием. В отличие от сектора генерации, где в результате реформирования отрасли были привлечены значительные объемы частных инвестиций на основе механизма IPO, в сетевом комплексе не были реализованы какие-либо крупные проекты с участием частных инвесторов, что связано с законодательным закреплением государственного контроля в отрасли (частные инвесторы могут владеть лишь миноритарными пакетами акций), а также с отсутствием долгосрочной предсказуемой политики тарифного регулирования. Учитывая значительный уровень износа основных средств и необходимость опережающего развития сетевой инфраструктуры, тарифная политика должна быть ори-
1 Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
ентирована на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечивать возможность использования широкого спектра инструментов привлечения долгосрочного финансирования, не возлагая при этом на потребителей дополнительную тарифную нагрузку; — высокий уровень тарифов на электроэнергию и мощность для промышленных потребителей, одной из причин которого является сохранение при формировании тарифа на передачу электроэнергии перекрестного субсидирования между населением и другими группами потребителей, что отрицательно влияет на уровень издержек и конкурентоспособность отечественной промышленности и приводит к оттоку части платежеспособных потребителей от централизованного энергоснабжения в пользу развития собственной (распределенной) генерации. Указанные проблемы, по мнению авторов, в значительной степени вызваны несовершенством проводимой государством тарифной политики. К основным проблемам системы тарифного регулирования распределительного сетевого комплекса относятся отсутствие долгосрочной стабильной и предсказуемой системы регулирования, сохранение принципа ценообразования «от фактически достигнутых затрат», перекрестное субсидирование в тарифах на услугах по передаче электроэнергии, отсутствие механизмов компенсации сетевым организациям расходов по содержанию резервных сетевых мощностей. Далее более подробно рассмотрены вышеперечисленные проблемы и даны предложения по возможным подходам к совершенствованию тарифной политики, направленным на их решение.
1. Нестабильность действующей системы тарифного регулирования. Действующая система тарифного регулирования характеризуется отсутствием долговременной стабильности и предсказуемости. Изменения макроэкономической ситуации регулярно приводят к смене целевых параметров роста тарифов естественных монополий, следствием чего являются частые изменения «правил игры», включая пересмотр методологии и параметров тарифного регулирования электросетевых организаций, в т.ч. тарифных решений, принятых на долгосрочный период регулирования. В частности, неоднократно проводилась так называемая перезагрузка RAB, предусматривающая пересмотр ранее установленных долгосрочных параметров регулирования и продление долгосрочного периода регулирования1. Также
1 С 1 июля 2012 года в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 1178, с 1 января 2015 года в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 750.
правительством периодически вводятся ограничения в отношении предельных темпов индексации тарифов без учета ранее принятых долгосрочных тарифных решений в отношении конкретных регулируемых организаций.
Кроме того, накоплен значительный объем обязательств регулирующих органов перед электросетевыми компаниями в рамках «сглаживания тарифов» — механизма, предусматривающего перенос части тарифной выручки с первых лет долгосрочного периода регулирования на последующие годы с целью недопущения резкого роста тарифов при переходе к RAB-регулированию. Учет данных обязательств в полном объеме в ранее предусмотренные сроки практически невозможен, поскольку приведет к недопустимо резкому росту тарифов [2]. Объем выпадающих доходов дочерних компаний ПАО «Россети», связанных с невключением в тариф обязательств по «сглаживанию», оценивается в 123 млрд рублей [3].
Столь частые изменения правил тарифного регулирования ограничивают возможности стратегического планирования в отрасли и действенность стимулирующих механизмов, ведут к снижению капитализации компаний электросетевого комплекса и их инвестиционной привлекательности. В этих условиях необходимо формирование устойчивой долгосрочной системы тарифного регулирования, лишенной зависимости от конъюнктурных факторов и обеспечивающей стабильность и предсказуемость регулирования на всем протяжении жизненного цикла создания и эксплуатации электросетевой инфраструктуры.
2. Фактическое сохранение принципа ценообразования «затраты плюс» при переходе к долгосрочному тарифному регулированию.
В соответствии с действующим законодательством регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется двумя основными методами — методом доходности инвестированного капитала и методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Оба указанных метода предполагают установление параметров регулирования на долгосрочный период (как правило, пять лет).
За время, прошедшее с момента начала перехода к новой методологии тарифного регулирования распределительного сетевого комплекса в 2009 году, не было отмечено принципиального улучшения эффективности операционной деятельности и значимого сокращения затрат. Одной из причин этого является сохранение принципа ценообразования на основе фактических затрат, несмотря на переход к новой методологии регулирования. Величина базово-
4/4
го уровня операционных затрат (одного из основных долгосрочных параметров регулирования как при применении метода доходности инвестированного капитала, так и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки) по-прежнему определяется на основе фактически достигнутых затрат сетевой организации. Аналогично доходность и возвратность инвестиций при использовании RAB-ре-гулирования гарантируется для всей валовой величины фактически осуществленных инвестиций, вне зависимости от их эффективности и результативности.
По мнению авторов, при дальнейшем совершенствовании системы тарифообразования необходим полный отказ от учета при регулировании фактической величины подконтрольных затрат сетевых организаций и переход к регулированию на основе установления нормативных (эталонных) показателей, определяемых по результатам бенчмаркингового исследования деятельности наиболее эффективных предприятий отрасли и скорректированных с учетом региональных особенностей. Кроме того, механизм гарантирования доходности и возвратности инвестиций должен быть дополнен мерами контроля за результатами их осуществления, в т.ч. за достигнутыми показателями, характеризующими обновление основных производственных фондов. Данный подход соответствует мировым тенденциям развития методологии тарифного регулирования [4, 5] и позволит создать действенные стимулы к сокращению издержек и оптимизации инвестиционных программ, а также консолидации отрасли за счет ухода с рынка неэффективных территориальных сетевых организаций, имеющих высокие удельные затраты на обслуживание электросетевого хозяйства.
3. Перекрестное субсидирование в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.
Практика перекрестного субсидирования при формировании тарифов на электроэнергию (снижение тарифа для населения и приравненных к нему потребителей до уровня ниже экономически обоснованного за счет завышения тарифов для других групп потребителей) сохраняется в Российской Федерации с начала 1990-х гг., когда основным приоритетом тарифного регулирования было недопущение социальной напряженности в результате роста тарифов на электроэнергию для населения [6]. В структуре конечных тарифов для потребителей основной объем перекрестного субсидирования приходится на сетевую составляющую. В настоящее время объем перекрестного субсидирования в тарифах на передачу электрической энергии оценивается в размере 238 млрд рублей. [3]. Несмотря на не-
однократно принимавшиеся решения о поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, данная практика по-прежнему широко распространена.
Дополнительная тарифная нагрузка, связанная с перекрестным субсидированием, приводит к снижению конкурентоспособности отечественной промышленности. В таких условиях для крупных промышленных потребителей часто оказывается экономически выгодным развитие собственной (распределенной) генерации с уходом от централизованного энергоснабжения, что в конечном итоге приводит к еще большей тарифной нагрузке на остальных потребителей и экономической неэффективности, связанной с неоптимальной величиной суммарных народно-хозяйственных затрат на энергоснабжение.
Представляется необходимым скорейший отказ от использования перекрестного субсидирования, приведение тарифов на услуги по передаче электроэнергии в соответствие с их реальной себестоимостью с одновременным переходом к адресной компенсации части стоимости электроэнергии для социально незащищенных слоев населения, что позволит обеспечить приемлемый уровень тарифов на электроэнергию для крупных промышленных предприятий, а также для субъектов малого и среднего бизнеса.
4. Отсутствие механизмов компенсации сетевым организациям расходов по содержанию резервных сетевых мощностей.
Повышение доступности электросетевой инфраструктуры, снижение платы за технологическое приведение к электрической сети и введение льготных ставок платы за присоединение для широкого круга потребителей, наряду с безусловно положительными эффектами, в ряде случаев приводит к подключению потребителями избыточных сетевых мощностей, которые в последующем полностью не используются [7]. Аналогичная ситуация имеет место и в отношении действующих потребителей, которые за время, прошедшее с момента подключения к сети, снизили потребление электроэнергии и мощности вследствие перепрофилирования производства, реализации мероприятий по энергосбережению и иных факторов.
Расчеты сетевых организаций с потребителями и энергосбытовыми компаниями проводятся в соответствии с величиной заявленной мощности, которая может быть значительно меньше величины номинальной присоединенной мощности. В результате у потребителей отсутствуют стимулы для отказа от избыточных сетевых мощностей. Расходы по содержанию таких мощностей транслируются на всех потребителей региона, что сдерживает экономический рост
6
_
и, в свою очередь, не позволяет увеличить загрузку электросетевой инфраструктуры.
Механизмы регулирования должны обеспечивать предотвращение подключения потребителями избыточных сетевых мощностей, что может быть обеспечено путем тарификации резервируемой сетевой мощности либо введения абонентской платы для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному тарифу.
ВЫВОДЫ
Изменение экономической ситуации в Российской Федерации обусловило изменение базисных экономических условий функционирования распределительного электросетевого комплекса. Многолетний тренд роста объемов энергопотребления в стране сменился стагнацией. В условиях дефицита собственных финансовых средств компаний распределительного сетевого комплекса и удорожания заемного финансирования резко снизился объем инвестиций, направляемых на развитие и модернизацию электросетевой инфраструктуры. Государством наложены жесткие ограничения на дальнейший рост тарифов электросетевых организаций.
В этих условиях необходим пересмотр парадигмы тарифного регулирования, его первоочередными целями должны стать обеспечение долгосрочной стабильности регуляторной политики, стимулирование повышения внутренней эффективности функционирования отрасли, справедливое распределение тарифной нагрузки между отдельными группами потребителей, повышение инвестиционной привлекательности распределительного электросетевого комплекса.
Библиографический список
1. Юнусов Л.А. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики: Дисс. ... докт. экон. наук: 08.00.14 / Юнусов Ленар Альбертович; Российский государственный торгово-экономический университет — М., 2009.
2. Долматов И., Золотова И. Тарифное регулирование: правила или ограничения?// Энергорынок. 2015.№ 6.
3. Доклад министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака на заседании Совета Федерации 24.06.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d5659504a814cf854d. pdf
4. Орлова Ю.А. Реформа регулирования тарифов электросетевых компаний России: условия повышения конкурентоспособности сектора// Современная конкуренция. 2014. № 4.
5. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Конкуренция и регулирование в управлении электроэнергетикой (теоретические подходы)//Про-блемы прогнозирования. 2007. № 4.
6. Эволюция системы регулирования тарифов в электроэнергетике. Долматов И.А., Минкова В.С., Яркин Е.В.//Электрические станции. 2015. № 1.
7. Репетюк С.В., Мозговая О.О., Файн Б.И. Регулирование деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям: российский и мировой опыт//Экономическая политика. 2016. № 1.
Bibliography
1. Yunusov L.A. Pryamye inostrannye investitsii v usloviyakh globalizatsii mirovoi ekonomiki: Diss. ... dokt. ekon. nauk: 08.00.14 / Yunusov Lenar Al'bertovich; Rossiiskii gosudarstvennyi torgovo-ekonomicheskii universitet. — M., 2009.
2. Dolmatov I., Zolotova I. Tarifnoe regulirovanie: pravila ili ogranichenija? // Jenergorynok. 2015. № 6.
3. Doklad Ministra jenergetiki Rossijskoj Federacii A.V. Novaka na zasedanii Soveta Federacii 24.06.2015 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://council.gov.ru/media/files/41d5659504a814cf854d.pdf
4. Orlova Ju. A. Reforma regulirovanija tarifov jelektrosetevyh kompanij Rossii: uslovija povyshenija konkurentosposobnosti sektora// Sovremennaja konkurencija, № 4. 2014.
5. Volkonskij V.A., Kuzovkin A.I. Konkurencija i regulirovanie v upravlenii jelektrojenergetikoj (teoreticheskie podhody)//Problemyprognozirovanija, №4, 2007.
6. Jevoljucija sistemy regulirovanija tarifov v jelektrojenergetike. Dolmatov I.A., Minkova V.S., Jarkin E.V.//Jelektricheskie stancii, №1, 2015.
7. Repetjuk S.V., Mozgovaja O.O., Fajn B.I. Regulirovanie dejatel'nosti po tehnologicheskomu prisoedineniju k jelektricheskim setjam: rossijskij i mirovoj opyt// Jekonomicheskaja politika, №1, 2016.