ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
УДК 336.47
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК
© В. Р. ТУГУШЕВА, Р. Р. ЮНЯЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected], [email protected]
Тугушева В. Р., Юняева Р. Р. - Государственное стимулирование кредитования инновационной деятельности в АПК // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 469-474. - Активизация инновационной деятельности в сельском хозяйстве способствует устойчивому развитию АПК в целом. В материале рассмотрены специфические особенности региональной инвестиционной политики в аграрном секторе, определены основные методы системы государственного стимулирования инновационного развития, разработаны основные направления инновационного развития в АПК, входящие в систему государственного кредитного стимулирования в условиях экономической нестабильности в стране.
Ключевые слова: государственная аграрная политика, инновационная активность, инновационные процессы в АПК и сельском хозяйстве, финансовое оздоровление, методы кредитного стимулирования.
Tugusheva V. R., Yunyaeva R. R. - The government stimulation of innovative activity creating in agro-industrial complex // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 469-474. - The activity of innovate activity in agriculture favors the development of agro-industrial complex at all. In this material are considered the specific features of regional investment agriculture politic. The main methods of government stimulation system of innovate development are determined the main directions of innovate development in agro-industrial complex which enter the government crediting system in case of inconstant circumstances of the country are worked out.
Keywords:publicagriculturalpolicy,innovateactivity,innovativeprocessesinagro-industrialcomplexandagriculture, financial improvement, methods of crediting stimulation.
Повышение эффективности сельского хозяйства на современном этапе существенно зависит от роста инновационной активности, о чем свидетельствует опыт многих развитых стран. Ориентация отечественного сельского хозяйства на увеличение инновационной составляющей способствует устойчивому развитию отрасли в целом, поэтому развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК является одним из основных направлений государственной аграрной политики, что находит свое отражение в концепциях современной экономической политики. В современных условиях, когда большинство предприятий отрасли не располагают средствами на освоение перспективных научных разработок, важная роль должна отводиться именно государственному стимулированию инновационной деятельности.
Современный АПК находится в сложном финансово-экономическом состоянии: в отрасли еще непреодоленаполностьюубыточность,себестоимость продукции по-прежнему остается высокой, велика доля просроченной кредиторской задолженности, изношены основные производственные фонды, остро не
хватаетоборотныхсредств,отсутствуютнеобходимые методытехнологическогообновленияпроизводствен-ных мощностей, недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий АПК с применением современных технологий производства, управления и организации. В отрасли большей частью применяются устаревшие технологии, сорта растений и пород скота, несовершенные методы и формы организации производства и управления.
В отрасли отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействиянаучныхучрежденийсвнедренчески-ми структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономическогомеханизмаосвоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социальноэкономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе.
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Условия и факторы,влияющие наинновационноеразвитиеАПК, подразделяются на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов). Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные и натуральные продукты питания.
В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки, для которой характерны высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с вос-производственнымпроцессом.Этаспецификасоздает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом.
Одним из важнейших приоритетов государственной политики России является перевод АПК на принципиально новый путь развития - инновационный, который включает три основных составляющих научной деятельности: доведение НИОКР до уровня инновационных проектов, освоение (внедрение) и применение на практике инновационных проектов, продуктов, технологий.
Региональная инновационная политика в аграрном секторе должна осуществляться на основе:
- прогнозов приоритетных направлений освоения научно-технических достижений на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
- выбора и реализации базисных инноваций, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и его конкурентоспособность;
- финансового оздоровления и восстановления платежеспособности хозяйств;
- развития малого инновационного предпринимательства;
- совершенствования экономического механизма реализации инновационной политики.
Основными методами системы государственного стимулирования инновационной деятельности являются:
- прямое государственное стимулирование путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов в соответствии с системой го-
сударственных приоритетов, формирования инновационной инфраструктуры, прогнозирования и планирования;
- косвенное государственное стимулирование освоения научных достижений посредством налоговой, амортизационной, патентной политики, льготного кредитования, страхования, финансового лизинга и т. д.
Прямые методы фактически стимулируют предложение научных разработок, услуг со стороны субъектов инновационной инфраструктуры, а косвенные -спрос на эти разработки, услуги. Значение косвенных методов определяется тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных вливаний по сравнению с прямым финансированием и позволяет охватить большее число предприятий -потребителей научных разработок. Косвенные методы направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических и социально-политическихусловийнаучно-техническогоразвития. Воздействие этих методов считается успешным, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования.
Наиболее важным косвенным методом стимулирования инновационной деятельности, на наш взгляд, является льготное кредитование предприятий, реализующих инновационные проекты, организаций, осуществляющихинновационныеразработки,форми-рование фонда кредитного поручительства инновационных направлений в АПК.
Объектом стимулирования при этом должна стать научная и инновационная деятельность, инновационная заинтересованность аграрного сектора экономики, признанная общественно приоритетной, направления которой определяются государством, финансируются в косвенном порядке из бюджета и контролируются соответствующими органами исполнительной власти.
Система косвенного кредитного стимулирования должна способствовать решению двуединой задачи государства в сельском хозяйстве: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики. С помощью гибкой системы кредитного стимулирования возможно достижение оптимального соотношения между бюджетным финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса.
Создание комплексного механизма кредитного стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве - сфере, характеризующейсявысокой степенью риска и неопределенности, позволит активизировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, с учетом ограниченности ресурсовпредприятийигосударственных(обществен-ных) приоритетов развития отрасли, и обеспечить устойчивое развитие отрасли в перспективе.
Обобщение и анализ зарубежного опыта развития инновационных процессов показали следующее:
- особенность развития инновационных процессов состоит, в первую очередь, в ориентации на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, на максимальное использование тех или иных преимуществ региона;
- успешное развитие инновационной деятельности в большинстве стран связано с системой государственной поддержки научно-инновационной сферы АПК;
- важнейшими современными механизмами стимулирования инновационного развития являются система льготного кредитования и государственное страхование кредитов на всех стадиях инновационного цикла.
Основной задачей на этапе разработки системы кредитного стимулирования АПК являетсявыделение направлений инновационно-ориентированной аграрной экономики. С учетом специфики сельского хозяйства ученые выделяют четыре типа инноваций в АПК: селекционно-генетические,технико-технологические ипроизводственные,организационно-управленческие, экономические,социальные,экологические,информа-ционные (табл. 1).
С учетом инновационных факторов сценарный метод считается общепризнанным в методологии прогнозирования. В зависимости от степени инновационного развития и комбинации факторов выделяются следующие возможные сценарии: инерционного раз-вития,производственно-технологическоймодерниза-ции аграрного сектора, комплексного инновационного развития АПК в целом. Первый сценарий предусматривает сохранение действующих тенденций восстановительного роста и слабого воздействия инновационных факторов.
Сценарий производственно-технологической модернизации аграрного сектора включает в качестве приоритетных направлений НТО распространение ресурсосберегающих технологий, что означает переход от восстановительного к инвестиционному росту с частичным импортозамещением, повышением уровня приоритетности АПК и повышением доходов сельского населения.
Сценарий комплексного инновационного развития АПК отличается значительным усилением селек-ционно-генетических,производственно-технологичес-ких, организационно-управленческих, экономико-социо-экологическихфакторов.Результатомреализа-ции такого сценария является существенное улучшение конкурентоспособности российского АПК за счет повышения технологического и организационного уровняпроизводствавсельскомхозяйстве,переработ-ки продукции, инфраструктуры.
В связи с реализацией национальной программы в аграрной сфере инновационные процессы в сельскохозяйственном производстве коренным образом активизируются. Они нацелены на повышение продуктивности сельскохозяйственных культур и животных, сохранение экологического равновесия.
В растениеводстве и животноводстве инновационные процессы должны быть направлены на увеличение объемов производимой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности и продуктивности скота; улучшение качества продукции. Необходимо преодолеть деградацию и разрушение природной среды, стремиться к снижению расхода энергоресурсов,уменьшениюзависимостипродуктив-ности сельскохозяйственных культур от природных факторов.
Одним из основных факторов успешной дея-тельностисельскохозяйственныхтоваропроизводите-лей должны стать самостоятельное формирование и реализация инновационной стратегии с учетом реального потенциала конкретной сельскохозяйственной организации. Однако решающая роль в выработке и реализации концепции инвестиционной деятельности должна принадлежать государству.
Оно обеспечивает не только финансирование, но и определяет приоритеты в инновационной сфере; осуществляет стратегическое планирование; вырабатывает механизмы самоорганизации, поощряет участие крупного капитала в данной сфере; организует экспертизу ианализ инновационныхпроектов(рис. 1).
В условиях объективной ограниченности инновационно-инвестиционной активности аграрного сектора методы государственного кредитного стимулирования должны касаться и смежных сфер деятельности, обеспечивающих развитие инноваций в АПК.
Механизм государственного стимулирования кредитования инновационной деятельности в сельском хозяйстве представляет собой совокупность экономических, организационных (а вряде случаев -также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования и их воздействия на активизацию инновационного развития посредством предоставления доступных кредитных ресурсов, залоговой базы при обращении в кредитные учреждения за счет средств государственного бюджета.
Формирование механизма государственного стимулирования кредитования инновационной деятельности в сельском хозяйстве на основе системного подхода должно осуществляться при условии сочетания его функциональных элементов. Основные слагаемые этого механизма представлены в табл. 2.
Необходимость разработки системы государственного кредитного стимулирования развития инноваций в отрасли вызвана тем, что в настоящее время адаптация агропромышленных предприятий к инновациям и нововведениям носит пассивный характер, который предполагает принятие к реализации научной продукции, создаваемой за пределами сельскохозяйственных предприятий. Пассивный характер адаптации обусловлен следующими условиями:
- выполнение серьезных разработок в сфере инноваций для подавляющего большинства агропромышленных предприятий проблематично в силу отсутствия свободных денежных средств и квалифицированных научных кадров;
472
Таблица 1
Основные направления инновационного развитая АПК, входящие в систему государственного кредитного стимулирования
Селекционно- генетические Технико-технологические и производственные Организационноуправленческие и экономические Социальные Экологические Информационные
1. Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений 2. Новые породы, типы животных и кроссы птицы 3. Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды 1. Использование новой техники 2. Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур 3. Новые индустриальные технологии в животноводстве 4. Новые виды удобрений и их системы 5. Новые средства защиты растений 6. Новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания 7. Внедрение нанотехнологий в аграрном производстве 1. Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК 2. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК 3. Новые формы организации и управления в АПК 4. Маркетинг инноваций 5.Создание инновационноконсультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности 6. Концепции, методы 1. Формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК 2. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села 3. Развитие сельского туризма 4. Инновационные образовательные проекты в деревне 1. Биологизация и экологизация земледелия 2. Ведение экологи-ческогохозяйства 3. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды 4. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения 1. Компьютеризация процессов производства в сельском хозяйстве и управления 2. Внедрение ППП управления предприятием на основе систем MRP и ERP 3. Использование GPS-систем спутникового наблюдения и навигации в управлении производственными процессами 4. Программы охвата сельской местности сетью Интернет
Таблица 2
Принципы механизма государственного стимулирования кредитования инновационной деятельности в сельском хозяйстве
Наименование принципа Сущность принципа
Полнота и своевременность Система кредитного стимулирования инноваций в аграрном секторе должна в полной мере отслеживать изменения потребностей отрасли в конкретных инновациях
Рациональность Технологии и инновационные разработки должны обеспечивать конкурентоспособность предприятий по показателям качества продукции и эффективности производства. Поэтому, одной из основных специальных функций является отбор из множества альтернатив наиболее рациональных инновационных проектов
Сбалансированность Должен соблюдаться баланс между стабильностью (управление традиционными технологиями) и усилиями по внедрению инноваций
Рефлексивность Инновационное развитие отрасли должно гибко реагировать на соответствующие инновационные измененияу конкурентов и иных контрагентов агропромышленного предприятия
Эффективность Инновации в АПК должны быть эффективными в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом организация взаимодействия внутренних и внешних элементов инноваций в АПК должна базироваться на системе информации о рынке нововведений и отборе проектов из числа альтернатив при взаимной заинтересованности.
24 2011
,____ящдасшлыи дат*_____ітавгн-іжддаїшгд_____атака ід.-у»___лжбдг дт*.
Кредитная поддержка инновационного развитая АПК
£
_______£_______
Ыз^'ч новее ледов ателье кв е учрелсаеввя АПК (аграрная наука)
Объекты е оддержкн
Т о в аро пров зводв таш совкесгво с создвягап ВЕЕОЫПШЁ. цевтры
сельского хазяйства
Оргавы улравяення АПК саанество с создателями
Направления поддержки по этапам инновационного развития отрасли
С озлииве вавовасш т[ітлен]15 ПроБлЕМЫ а оірдспн. 1 мвре. зіразданнг иіЕ е Бклычивпе ей в х~ш НИР.
ПраведеннЕ фгнда ментальных н прикладных исетЕдававкн, выполвевне разработок.
Офораялевве заковчЕэввск лаучно-гехшгсесквх разработок как объектов иигвдшввктуадънон еобст&йшшств. Производство в реализация
НЛУКОЕМКОВ ПрОДуКПВН.
Подготовка ввновапкн к освоєнню НК В ЛрОВЗБОДСГВе
Огвоенпе ПЕВОБЯППЕЗ
Приобретение воу-хэу
ВвеДрЕНЕЕ ВНЕОВаЩШ В ПрОНіБСС^ТЕС
н управление.
Эксперт ме нх ал ьв ые пшощадкв в проекти.
С оленсгвне ваучным
И НССЛЄ^ОВ-ЗГЄЛЬСЕЕМ учр ЄЖДЄ ЕГКГГП е разработке ввновапнн
V
У
Ря-швоггранввпе пвеоз.іпеп
ЛЬлПМОЕіа В ЕереИВДГОГОЕКа
кадров АПК из рябогы с ианиияцишш
Осуществление должностных функция органами ^‘славлення АПК, пропаганда ннновавЕШ. Информационное обеглечевве
ПреЛПрНаТВН рят Тн ц мР-.~*-г
О^П^ЯНЭ^ШКЕВО-ПраЮЕНХ форм Б СЕТШЮЗЯрОЕЗЛО^ВЕ. Дгагелыссгь ЕЕЖіров ннвоэадвонногв рвжвтжв н сред^п кассовой кнф;тк?"п:і
7
Рисунок 1. Объекты и направления кредитной поддержки инновационного развития АПК
- объективно вследствие разделения труда су-ществуюторганизации,занимаюш,иесягенерировани-ем, разработкой и распространением инноваций;
- инновационный процесс требует значительной по объему инвестиционной поддержки, которую подавляющее большинство агропромышленных предприятий не может себе позволить;
- недостаточный ресурс предпринимательской активности в сельском хозяйстве.
Основным источником финансирования аграрной науки должен стать государственный бюджет, а также деятельность научно-исследовательских организаций по хозрасчетной тематике. Однако прямое бюджетное финансирование инноваций может стать неэффективным, так как в силу инерционности государственных структур, которым будет поручено управление процессом развития инноваций в отрасли, возможна оторванность действительных направлений приложения государственных финансов требуемым.
Возможности заключения договоров на научные исследования с предприятиями и организациями ограничены, так как большинство заказчиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей) не имеет возможности их оплатить. Таким образом, единствен-
ным эффективным способом развития инновации в АПК становится перевод его на рыночную основу при условии ограниченного государственного контроля и существенной бюджетной поддержки в форме косвенного финансово-кредитного стимулирования.
В общем виде механизм государственного кредитного стимулирования развития инноваций в сельском хозяйстве должен включать:
- объекты стимулирования;
- приоритетные направления приложения бюджетных ресурсов;
- формы и методы стимулирования;
- инструменты государственного косвенного воздействия;
- учет условий инновационного развития конкретного периода времени и конкретных региональных условий;
- механизмы оценки результатов инновационной политики в аграрном секторе, основанной на государственном кредитном стимулировании.
В нынешних нестабильных экономических условиях, когда значительная часть сельскохозяйственных предприятий хронически неплатежеспособна, именно государство посредством косвенных методов должно
содействовать повышению инновационной активно-сти,освоениюнаучно-техническихдостижений,обнов-лению материально-технической базы отрасли, чтобы способствоватьэффективностисельскохозяйственно-го производства, росту конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке.
Многочисленные проблемы развития инноваци-оннойдеятельностиваграрномсекторетребуютразра-ботки и внедрения целостной инновационной самоорганизующейся системы, структурно и функционально объединяющей в себе на тесно взаимосвязанной осно-
ве научный, кадровый, производственный и финансовый потенциалы. Она может быть организована в формерегиональныхинновационно-технологических отраслевых комплексов (кластеров), координирующие работу всех структур от момента зарождения научной разработки до внедрения ее в производство. Всоставетакихкластеровнепременнойсоставляющей должен стать специализированный банк (филиал, отделение специализированного банка, например, ОАО «Россельхозбанк» ), осуществляющийльготноекреди-тование субъектов инновационного кластера.