Научная статья на тему 'Зарубежный опыт инновационного развития агропромышленного комплекса'

Зарубежный опыт инновационного развития агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3833
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукенов Батырхан

В статье изложены основные меры государственного регулирования инновационного развития агропромышленного комплекса, применяемые на современном этапе в США, Канаде и странах Евросоюза. Обосновано, что налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности предприятий АПК становится одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт инновационного развития агропромышленного комплекса»

УДК 338.43

Зарубежный опыт инновационного развития агропромышленного

комплекса.

Foreign experiences the innovation development of agro-industrial

complex

Батырхан Жукенов

докторант PhD, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

red52859@mail.ru Batyrkhan Zhukenov PhD student, Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyz

red52859 @mail. ru

Аннотация: В статье изложены основные меры государственного регулирования инновационного развития агропромышленного комплекса, применяемые на современном этапе в США, Канаде и странах Евросоюза. Обосновано, что налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности предприятий АПК становится одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.

Abstract: The paper presents basic measures of state regulation of agroindustrial complex’s innovative development currently applied in the USA, Canada and EU member states. It is argued that tax incentives in scientific-technical and implementation activity of agro-industrial complex companies are becoming a sine qua non in creating an efficient innovative environment.

Ключевые слова: инновация, агропромышленный комплекс,

инвестиции, инновационная политика.

Keywords: innovation, agro-industrial complex, investment, innovation policy.

Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у Казахстана не может быть иного пути развития, чем формированиеэкономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. В тоже время отечественный агропромышленный комплекс все еще продолжает оставаться достаточно закрытой сферой для инноваций. В связи с этим необходимо сочетать отечественную инновационную деятельность с передовым зарубежным опытом, который является весьмаполезным для познания процессов, происходящих в агропромышленном комплексе нашей страны. Он позволяет определить наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования АПК, способствует поиску необходимых направлений формирования концепции агропромышленной политики, дает возможность широко использовать эффективно проявивших себя способов развития и поддержки инноваций.

Мировой опыт показывает, что существует множество механизмов, с помощью которых государство может участвовать в создании благоприятного инновационного климата. По видам воздействия методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым методам стимулирования инновационного развития, осуществляемым государством и активно используемым зарубежными странами, можно отнести бюджетное финансирование научных разработок, кредитование, субсидирование части процентных ставок по кредитам, предоставление в пользование государственных площадей на льготных или долевых условиях для осуществления научно-инновационной деятельности, государственные заказы и др. Преимуществом прямого воздействия является адресность финансирования и возможность государственного контроля за использованием средств.

Однако, вместе с тем, прямая государственная поддержка создает условия для лоббирования, коррупции, а также повышает уровень административных расходов на сопровождение государственных инициатив. В большинстве

ведущих стран мира государственная финансовая поддержка научноинновационной деятельности носит подчеркнуто целевой характер.

Стимулирование восприимчивости сельхозтоваропроизводителей к освоению научных достижений в развитых зарубежных странах включает в себя целую систему косвенных методов воздействия. В отличие от методов прямого воздействия, непосредственно влияющих на принимаемые экономическими субъектами решения, косвенные методы лишь создают предпосылки для выбора направлений развития, соответствующих экономическим целям государства.

Косвенные методы стимулирования в современных условиях приобретают все большее распространение в зарубежной практике, так как не требуют отложенных бюджетных затрат, по сравнению с прямым финансированием, а также создают предпосылки для развития предпринимательской инициативы в инновационной сфере. К ним можно отнести формирование законодательно-правовой базы в сфере науки и инноваций, налоговое стимулирование, развитие системы венчурного финансирования, формирование государственной инновационной инфраструктуры (в том числе развитие информационно- консультационных служб) и развитие рынка научно-технической продукции, формирование инновационных кластеров (неформальных объединений малых, средних и крупных предприятий, а также исследовательских организаций, действующих в определенном секторе и географическом регионе).

Среди косвенных методов стимулирования следует выделить активное применение определенных налоговых режимов.

Считается, что налоговые послабления наиболее рыночный способ стимулирования. Этот способ не искажает сигналы рынка, поскольку инвестор в основном, самостоятельно выбирает направление инвестирования и не требует высоких накладных административных расходов.

В мировой практике для стимулирования инновационного развития широко используются следующие виды налоговых льгот:

- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, «ноу-хау» и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости техники и оборудования, передаваемых различным инновационным организациям;

- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

В зависимости от элемента структуры налога (объекта налогообложения, налоговой базы; налогового периода; налоговой ставки; порядка исчисления налога; порядка и срока уплаты налога), на изменение которого направлена льгота, выделяют: налоговые скидки и налоговые кредиты.

Понятие «налоговый кредит» обозначает вычеты в процентном соотношении к затратам на НИОКР из окончательных налоговых обязательств субъекта, произведшего эти затраты. В настоящее время налоговый кредит используют Канада, Италия, Голландия, и определяют его относительно

абсолютной величины расходов компаний на инновационные разработки; Франция и США - относительно прироста этих расходов; Австрия, Япония, Корея и Испания комбинируют оба вида кредита.

Понятие «налоговая скидка» употребляется для обозначения суммы, подлежащей полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. В отношении процесса стимулирования налоговые скидки позволяют фирмам, инвестирующим в НИОКР, получать вычеты из их налогооблагаемого дохода в размере, фактически превышающем сами расходы на НИОКР. Налоговые скидки используют семь стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Дания, Швеция, Ирландия и Великобритания.

В мировой практике существуют два основных вида налоговых скидок -объемный и приростной. Объемный принцип действия скидки дает льготу пропорционально размерам затрат. В данном случае при установленной законом скидке, например в 25%, компания получит возможность вычесть из общей суммы налогооблагаемого дохода 25 долл. из каждых 100 долл., затраченных на инновационное развитие. Например, в Нидерландах объемную скидку применяют не ко всем затратам на инновационное развитие, а только к трудовому компоненту, т.е. к сумме заработной платы ученых и инженеров, занятых в этой сфере. Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на инновации по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. В этом случае при ставке скидки, например, в размере 25% сумма налоговых платежей компании будет уменьшена на 25 долл. из каждых 100 долл. прироста затрат на инновационное развитие в данном году. Максимальная приростная ставка - 50% - имеет место во Франции (там же действует временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога). Также, во Франции освобождаются от налогов 25% прироста расходов на подготовку кадров (там, где безработица велика, эти затраты не облагаются

налогами). В стране накоплен достаточно богатый и интересный опыт в области стимулирования инноваций, и разработанные налоговые меры зарекомендовали себя как весьма эффективные инструменты регулирования.[1]

Главный принцип в странах ЕС состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства.

В целом же, косновным направлениям инновационной политики ЕС относятся: выработка единого антимонопольного законодательства, льготное налогообложение НИОКР, поощрение малого наукоемкого бизнеса, прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейших технологий, стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Интересен опыт США и Канады в области стимулирования инновационной деятельности, как стран, в которых существует исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка аграрных инноваций со стороны государства. Налоговая политика Канады призвана укрепить финансовое положение фермерства. Налоговые льготы фермерам, как и другие формы поддержки (федеральные и провинциальные взносы в страховые программы и т.д.) создали экономические условия для продуктивной деятельности фермерских хозяйств. Там скидка составляет 20%, причем в различных провинциях Канады существуют свои льготные ставки налогообложения для малых сельхозпредприятий. В целом, общая сумма налоговых льгот примерно равняется затратам предприятий на инновационные исследования.

Мировой опыт показывает, что применение программно-целевого метода позволяет правительствам многих развитых стран эффективно использовать

государственные ресурсы для стимулирования научных исследований и производства инновационной продукции.

Программно-целевым методом в Евросоюзе решают проблемы отставания в экономическом развитии отдельных регионов, осуществляют поддержку местных инициатив в малых районах промышленных, сельских, городских и приграничных территориях.

Основанием для предоставления помощи отдельному региону является низкий уровень ВВП (менее 75% от среднего уровня по ЕС), высокий уровень безработицы, сопровождающийся спадом в промышленном производстве, низкая плотность населения и т. д. Помимо разработки документов, направленных, главным образом, на стимулирование инновационной деятельности, в рамках ЕС принимаются различные программы общеевропейского характера, в реализации которых участвует большая часть стран-членов ЕС (научно-технические программы, программы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и т. д.) для поддержки и финансирования исследований и инновационной деятельности и из бюджета ЕС.

В Европе распространены так называемые «рамочные программы», состоящие из ряда целевых подпрограмм. На рамочную программу выделяется общий бюджет, и совещательный орган принимает решение о распределение сумм по подпрограммам. Общей для всех стратегии или тактики нет, европейское сообщество руководствуется докладами и концепциями, обеспечивая, таким образом, гибкость развития.

В настоящий момент (с 2007 по 2013 год) действует несколько таких программ вразличных областях: «Седьмая рамочная программа», «Рамочная программа о конкуренции и инновациях», инструменты «Единой политики», такие как Европейский фонд поддержки регионов, Сельскохозяйственный фонд.

Отдельным финансовым инструментом стимулирования инновационного развития в странах ЕС стала 7-я рамочная программа, рассчитанная до 2013 г. В

рамках этой программы оказывается финансовая поддержка в форме грантов, которые могут покрыть до 75 % проектных расходов малых и средних предприятий. Программа направлена на:

- укрепление европейских научных исследований и технологического развития путем поддержки сотрудничества между университетами, промышленностью, научно-исследовательскими институтами и центрами, а также органами государственной власти по всей Европе и за ее пределами;

- поддержку передовых исследований лучших европейских научных коллективов по всем научно-технологическим направлениям;

- укрепление кадрового потенциала в сфере европейской науки и технологий;

- поддержку научно-исследовательских инфраструктур, «регионов знаний», малых и средних предприятий, «науки в обществе», «горизонтальной» деятельности по развитию международного сотрудничества.

Большинство подобных программ направлено на развитие инновационной деятельности и предполагают прямое финансирование из союзного бюджета. При этом программы представляют собой систему государственных контрактов на приобретение технологий, товаров, услуг и пр. Условием выделения средств правительством ЕС является частичная обеспеченность предполагаемой программы за счет средств стороны, инициировавшей ее реализацию. Как правило, программы финансируются в соотношении 50% — средства ЕС, 50% — собственные средства.

Характерной особенностью общесоюзных научно-технических программ является их ориентация на фундаментальные исследования. В ЕС действует официальный запрет на финансирование «конкретных» программ коммерческого освоения инноваций. Такие разработки, по мнению членов правительств, могут быть профинансированы частным сектором, следовательно, нет необходимости в использовании государственных ресурсов на их реализацию. Исключение составляют крупные показательные проекты, участники которых (государственные и частные организации) стремятся найти

комплексные решения общественно значимых проблем. Так, в развитие данных программ были приняты различные информационные документы, направленные, например, на разъяснение порядка получения помощи для проведения исследований, внедрение инновационных материалов в производство, создание инновационных предприятий и т.д.

Такого рода программы не только являются действенным инструментом развития научно-инновационной деятельности отдельных стран, но и в целом влияют на формирование потенциала мирового научного знания.[2]

Большого внимания заслуживает опыт Канады, занимающей третье место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, поскольку в этой стране сложились многочисленные эффективные формы и методы государственной поддержки аграрного сектора.

В 2001 году, федеральные, провинциальные и территориальные власти Канады пришли к соглашению о проведении новой аграрной политики, приоритетами которой являются безопасность и качество продуктов питания; охрана природной среды; научные исследования, внедрение инноваций и повышение квалификации фермеров; управление рисками в сельскохозяйственном производстве.

Поддержка аграрного рынка в Канаде осуществляется преимущественно в рамках федеральных и провинциальных программ. Следует отметить, что доля участия провинций в финансировании сельскохозяйственных программ составляет около 50%.

Государственные целевые программы используются в качестве ключевых инструментов управления инновациями. Среди них можно отметить:

«Сельскохозяйственную инновационную программу» направленную на продвижение существующей и развитие новой инновационной продукции с добавленной стоимостью.

Основным элементом международной стратегии Канады является «Канадская международная сельскохозяйственная и пищевая программа», разработанная в целях поддержки сельского хозяйства и пищевой

промышленности. Развитие долгосрочных международных стратегий может гарантировать промышленности хорошие позиции на рынках, и ответить на увеличивающийся спрос и конкурентоспособность Канады как мирового лидера в поставке безопасных, высококачественных сельскохозяйственных продуктов.

«Сельскохозяйственная программа инновационныхбиопродуктов» позволяет развивать исследования, внедрять новые технологии, такие как биотопливо, биохимия и т.д. Программа направлена на мобилизацию частных и общественных исследовательских секторов для построения интегрированной исследовательской системы сельскохозяйственной биопродукции.

«Программа сельскохозяйственных возможностей» и «Программа развития взаимодействий» направлены на ускорение внедрения научных разработок на рынки Канады. Реализуя эти программы, государство решает проблему поддержки взаимодействия между аграрным сектором и промышленностью.

Правительство принимает различные меры для закрепления успеха Канады в данной области, в частности: способствует развитию научноисследовательской кооперации;разделяет финансовый риск в приоритетных областях; совместно с провинциями предоставляет налоговые и финансовые стимулы для инвестиций в инновации; поддерживает высококвалифицированную рабочую силу, от которой зависит экономический рост в частном секторе. Для облегчения передачи технологий в области фундаментальных и прикладных исследований многие государственные и университетские лаборатории сотрудничают с фирмами, а фирмы благодаря этому получают доступ к самым современным установкам.

В США одним из главных приоритетов политики стало поощрение научно-технического прогресса.

В официальных правительственных документах капиталовложения в научно-техническую сферу даже именуется «инвестициями в будущее», а инновационная деятельность в АПК рассматривается как один из наиболее

эффективных способов осуществления стратегических национальных целей.Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся данным, в США на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП.

В США государство вносит значительный вклад в развитие аграрной науки - около 1 млрд долл. в год. Эти средства слагаются из средств федерального бюджета (меньше половины) и средств бюджетов штатов (остальное). Согласно закону федеральные средства выделяются штатам при условии, что каждый их них выделит из своего бюджета суммы, не меньшие, чем получит от государства. В некоторых штатах доля регионального финансирования науки превышает 60% от общей суммы. Решения по выбору направлений развития науки принимают в штатах, хотя и под некоторым контролем со стороны государства.

Государственное регулирование инновационной деятельности в США осуществляют такие органы как: Американский научный фонд, Американский научный совет, Национальное бюро стандартов, Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук и др. Они осуществляют мониторинг и прогнозирование инновационных экономических, в том числе и аграрных процессов в стране и за рубежом.

В США развита нормативно-правовая база, которая сопровождает инновационный процесс от начала и до конца. Основными программами поддержки развития инноваций стали: «Инновационные исследования в малом бизнесе», «Трансферт технологий малого бизнеса». За рубежом государства стимулируют научные исследования в области агропродовольственного комплекса правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований. К специальным мерам стимулирования инновационной активности относится система льгот (беспроцентный или низкопроцентный кредит), предоставляемых фирмам-новаторам, фермеров, осваивающих капиталоемкие инновации с

высокой степенью финансового риска. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но, главное, на структуру производства.

Характерной особенностью аграрной политики США является активное внедрение инноваций на всех стадиях сельскохозяйственного производства: механизации, селекции, химизации, региональной специализации, применении биотехнологий. Такой подход позволил при общем снижении количества используемых в сельском хозяйстве ресурсов(земля, труд, химикаты, техника, семена, поголовье скота) значительно увеличить и качественно улучшить производство продукции. При этом научно-технический прогресс проявился не только в модернизации производства, но и в новых организационноуправленческих методах, современных методах ведения бизнеса, различных видах предпринимательства, многообразии мер и механизмов государственного влияния. Это объясняет уровень роста продуктивности полей и ферм США, высокое качество и дешевизну производимой продукции, эффективность и высокую производительность труда в сельском хозяйстве. В результате такой деятельности аграрный сектор США по-прежнему остается мировым лидером в сельскохозяйственной экономике.

Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса.

Контакт государственных и частных институтов в сфере НИОКР -важная черта инновационного механизма. Являясь выразителем интересов крупнейших производителей, частные организации осуществляют обратную связь, предоставляя государственным органам информацию об эффективности для бизнеса проводимых ими мер, а бизнесу - об экономической политике государства. Эти организации сыграли также не последнюю роль в

формировании современной модели государственного управления научнотехническим развитием страны.

Экономическим «открытием» США последнего десятилетия называют венчурный бизнес. Бурный рост количества мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и «стартовым» производством, стал характерной особенностью американского инновационного процесса. Государственные органы США способствовали созданию благоприятных налоговых и кредитных условий для функционирования венчурных фирм и образованию единого национального рынка венчурного капитала.[3]

Мировой опыт государственного регулирования инновационной деятельности показывает, что инновационный процесс может успешно развиватьсякак за счет государственного, так и частного финансирования. При этом важную роль играет уровень развития инновационного климата в стране: законодательная база, регулирующая отношения участников инновационного процесса, развитое информационное и материально-техническое обеспечение научных исследований, сотрудничество между субъектами инновационной деятельности.

Формирование государственной инновационной инфраструктуры является существенным элементом поддержки инновационных процессов. В интересах активизации инновационной активности в экономически развитых зарубежных странах государство играет большую роль в создании социальной инфраструктуры, включающей формирование информационной системы внутри страны. Оно может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

В целом же, анализ практики государственного регулирования инновационного развития агропродовольственного комплекса показал, что финансирование из государственного бюджета все еще остается основной формой поддержки в большинстве стран, и программно-целевой метод весьма

эффективен в решении ряда таких экономических проблем в АПК как поддержка взаимодействия между аграрным сектором и промышленностью, развитие и внедрение новых аграрных технологий и т.д.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что Казахстану необходимо активизация инновационной деятельности. Стратегия инновационного развития агропродовольственного комплекса, ее основные цели, задачи и механизмы поддержки инновационных программ и проектов должны определяться на основе инновационной политики государства, главной задачей которой остается мобилизация возможностей научно-технического потенциала отрасли для технического и технологического обновления отечественного сельского хозяйства. Основным механизмом соединения аграрной науки с сельскохозяйственным производством являются республиканские целевые программы. Однако при их составлении необходимо учесть опыт стран с развитым аграрным сектором, который показывает, что несоответствие целей объему ресурсов, выделяемых для их реализации, как правило, приводит к недостижению конечных результатов.

Список литературы

1. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский Юридический Журнал № 1 (76) / 2011 г.

2. Силкина Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности / Е.В. Силкина// Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006.

3. Федоренко В.Ф. Научно-информационное обеспечениеинновационного

развития в сфере сельского хозяйства: науч. изд.- М.: ФГБНУ

«Росинформагротех», 2011. - 368 с.

References

1. Kalyatin V.O., NaumovV.B.,0Nikiforov T.S. Experience in Europe,the U.S. and India in the field of public support for innovation / / Russian Journal of Law number 1 (76) / 2011

2.SilkinE.V.Foreign experience of public management innovation / E.V.Silkin / / Materials of the international forum "Innovative Technologies and Systems": -Minsk: “BELISA”, 2006.

3. FedorenkoV.F. Scientific and information support of innovative development in the field of agriculture: scientific. ed. - M.:

FGBNU"Rosinformagroteh ", 2011. - 368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.