Научная статья на тему 'Государственное сельскохозяйственное страхование как инструмент снижения специфических рисков сельскохозяйственного производства'

Государственное сельскохозяйственное страхование как инструмент снижения специфических рисков сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
940
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОСТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УРОЖАЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / AGRICULTURAL CROPS' YIELD / AGRICULTURE / AGRICULTURAL INSURANCE / GOVERNMENT SUPPORT / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арзютова Рита Николаевна

Страхование рисков аграрной отрасли одно из решающих условий стабилизации сельскохозяйственного производства и обеспечения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Определены особенности сельскохозяйственного производства. Отражено значение сельскохозяйственного страхования, в т.ч. страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. Выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие сельскохозяйственного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное сельскохозяйственное страхование как инструмент снижения специфических рисков сельскохозяйственного производства»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 368.5 63.002.2 Р.Н. Арзютова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: сельское хозяйство, агрострахование, государственная поддержка, урожай сельскохозяйственных культур, управление рисками.

Введение

Сельское хозяйство — одна из жизненно важных отраслей общественного производства, непосредственно связанная с удовлетворением первоочередных материальных потребностей людей. При этом сельское хозяйство имеет свои особенности, что обусловливает высокий риск деятельности. Этот риск возможно покрывать с помощью страхования, которое также имеет свою специфику.

Объектом исследований является сельскохозяйственное производство. Предметом исследований принят механизм страхования сельскохозяйственных рисков.

Особенности

сельскохозяйственного производства

Сельскохозяйственное производство имеет свои особенности, заключающиеся в том, что здесь экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным процессом воспроизводства. В связи с этим оно находится в большой зависимости от метеорологических, почвенных и других природных условий. В нашей стране сельское хозяйство ведется в весьма сложных и малоблагоприятных природно-климатических условиях. Огромные территории России расположены в зоне рискованного земледелия, поэтому ежегодно производители сельскохозяйственной продукции несут колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний

температуры, сильных дождей, весенних паводков и других стихийных бедствий, которые по утвержденным критериям отнесены к чрезвычайным ситуациям. При этом основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. По данным Госкомстата и Российского научно-технического центра по чрезвычайным ситуациям в агропромышленном комплексе, убытки сельскохозяйственных организаций от чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве постоянно растут. Ущербы, причиняемые сельскохозяйственному производству от указанных выше причин, значительно снижают его устойчивость, лишают весомых резервов его финансовой стабилизации, а также отрицательно сказываются на сельском развитии в целом [1].

Однако сельскохозяйственные организации несут не меньшие убытки в результате неблагоприятных погодных условий, не приводящих к чрезвычайным ситуациям, но в то же время способствующих сильному снижению урожайности и, следовательно, потере (недополучению) доходов от сельскохозяйственного производства.

Например, аномальные погодные явления 2010 г. нарушили планы на хороший урожай в Приамурье, которые «смыло дождем». Если в 2009 г. в августе пшеницу убирали по 13-14 ц/га, то в настоящее время урожай составляет около 10 ц. В целом надежды аграриев на урожай зерновых не оправдались. В результате аномально жаркого июня и проливных дождей первой декады августа произошла частичная или полная гибель зерновых на площади 13,5 тыс. га. Особенно постра-

дали поля Свободненского, Мазановско-го, Серышевского, Ромненского, Арха-ринского, Благовещенского, Константи-новского районов.

Сельхозугодья зерновых агрофирмы «Партизан» по площади равны примерно четверти Благовещенска. В 2009 г. с 1 га собирали больше 20 ц фуражного ячменя и пшеницы. В этом году максимум получили 800 кг. Хуже, чем рассчитывали аграрии, уродилась соя. Культура погибла более чем на 50 тыс. га. Всего было посеяно более 470 тыс. га сои. По прогнозным данным Министерства сельского хозяйства Амурской области, потери составят 10% процентов посевов. Аграрии ещё не подсчитывали убытки, но уже наверняка знают, что денег из-за ливней утекло немало.

Непредсказуемость и отсутствие возможности контролирования естественных природных процессов представляет наибольшую опасность для ведения сельского хозяйства и особенно растениеводства. Это обусловливает повышенную подверженность сельского хозяйства крупным потерям и неизменную актуальность страхования в этой сфере [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что сельское хозяйство — отрасль, наиболее подверженная воздействию сил природы. Поэтому по сравнению с другими объектами народного хозяйства сельское хозяйство в большей степени нуждается в защите, осуществляемой путем страхования [3].

Значение сельскохозяйственного страхования

Значение сельскохозяйственного имущественного страхования заключается в следующем:

- создании и использовании страхового фонда в целях возмещения непредвиденных убытков, причиненных сельскохозяйственным производителям стихийными бедствиями, другими непредсказуемыми событиями и случайностями, нарушающими нормальный цикл воспроизводства в сельском хозяйстве. Главная обязанность страховщиков в сфере сельскохозяйственного страхования состоит в том, чтобы своевременно и правильно возмещать ущерб, причиненный сельскохозяйственным производителям, полностью исключить случаи недоплат и переплат, незаконного возмещения ущерба, вызванного бесхозяйственностью, нарушением агротехнических и зооветеринарных правил

- представляет собой один из видов общественной взаимопомощи. Благодаря страхованию борьба с последствиями стихийных случаев принимает хозяйственно-закономерный характер, дающий возможность точно установить расходы по этой борьбе и ввести их в калькуляцию по ведению хозяйства. Устраняя экономически вредные последствия разного рода случайностей, страхование понижает тем самым весьма значительный риск производства, упрочивая хозяйственный оборот и давая возможность заранее учесть все расходы по ведению хозяйства[4];

- необходимо как средство охраны земледелия, скотоводства, так как создает хозяйственную гарантию, без которой весьма повышается риск возникновения материальных потерь;

- упрочивает весь хозяйственный оборот, создавая возможность вести безбоязненно всякое, даже небольшое хозяйство, поэтому оно имеет особое значение для сельскохозяйственных кооперативов, малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и так далее [5];

- является инструментом обеспечения продовольственной безопасности, компенсации производственных потерь, наконец, улучшения финансового состояния и повышения устойчивости сельскохозяйственного производства.

Однако уровень риска при проведении сельскохозяйственного страхования оказывается достаточно высоким, и страхователям приходится уплачивать довольно крупные суммы страховых взносов. Особенно значительные расходы приходится нести хозяйствам при страховании урожая сельскохозяйственных культур.

Такие расходы для многих сельскохозяйственных предприятий очень высоки и нередко ведут к отказу от заключения договоров. А это, в свою очередь, приводит к тому, что сельскохозяйственные предприятия оказываются без необходимых источников средств для возмещения текущих расходов и обеспечения развития в неблагоприятные по погодно-климати-ческим условиям годы. Следовательно, вопрос обеспечения доступности страхования урожая для широкого круга хозяйств является актуальным. В настоящее время данный вопрос решается путем организации системы страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой [6].

Современная российская модель поддержки сельхозтоваропроизводителей

требует согласования с правилами ВТО, которые предполагают обязательное сокращение тех мер, которые негативно воздействуют на эффективность международной торговли, т.е. прямое государственное финансирование. ВТО отводит важную роль сельскохозяйственному страхованию, которое включено в группу мер, отнесенных к «зеленой корзине», и эти меры освобождены от обязательств по сокращению. Среди мер, одобренных ВТО, есть субсидирование системы сельскохозяйственного страхования.

В России агрострахование является одним из важных направлений государственной поддержки сельского хозяйства. Ведущее место в имущественном страховании в сельском хозяйстве России занимает страхование урожая сельскохозяйственных культур от риска гибели или повреждения в результате воздействия опасных природных явлений, осуществляемое с государственной поддержкой.

Государственная поддержка в сфере агрострахования

Государственная поддержка по данному направлению оказывается на основании Постановления Правительства РФ № 1199 от 31.12.2009 г., в котором изложены правила предоставления и распределения субсидий. Субсидии предоставляются на компенсацию части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные и др.) в результате воздействия опасных природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, половодье, переувлажнение почвы).

Субсидии предоставляются при условии заключения сельскохозяйственным товаропроизводителем договора страхования со страховой организацией в отношении однолетних сельскохозяйственных культур до окончания их сева (посадки); в отношении многолетних насаждений — до начала их цветения.

Так, в 2008 г. сельскохозяйственными предприятиями Амурской области было заключено 324 договора страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. Урожай сельско-

хозяйственных культур был застрахован с посевной площади 570334 га, что составляет 80,9% от общей посевной площади. Сумма страховых взносов по заключенным договорам страхования, уплаченная сельскохозяйственными товаропроизводителями, составила 196186 тыс. руб. Для частичного покрытия этих расходов была начислена сумма субсидий из федерального бюджета — 85516,8 тыс. руб. Фактически перечислено субсидий сельхозтоваропроизводителям: из федерального бюджета — 78474,47 тыс. руб.; за счет бюджета Амурской области — 34856,91 тыс. руб., следовательно, доля перечисленных субсидий к уплаченной страховой премии составила 57,8%. Получили страховое возмещение 268 хозяйств Амурской области. Сумма фактически выплаченного страхового возмещения по договорам страхования составила 143363 тыс. руб. Определив процент выплаченного страхового возмещения к уплаченным страховым премиям, можно вычислить убыточность страхования сельскохозяйственных рисков, которая в Амурской области составила 73,1%, что на 7,8% больше, чем по Дальневосточному федеральному округу, и на 12,5% в среднем по России.

В целом, 2008 г., по оценкам Минсель-хоза, с точки зрения страховых событий был средним, с некоторыми отклонениями по разным климатическим зонам.

Несмотря на то, что тема страхования сельскохозяйственных культур является актуальной, существует немало проблем и сложностей, которые тормозят развитие рынка страхования сельскохозяйственных рисков. Несмотря на все преимущества страховой защиты аграрии не торопятся страховаться.

Одной из причин является недостаток информации об этом виде страхования и негативный опыт общения с недобросовестными страховщиками. В сложившейся ситуации необходимо организовывать разъясняющие семинары, проводимые страховыми компаниями, где сельхозпроизводители могут получить полную информацию из первых рук. В таких семинарах должны участвовать региональные органы власти, банки, занимающиеся кредитованием сельскохозяйственной отрасли, представители Министерства сельского хозяйства, которые смогут разъяснить аграриям экономические и правовые нюансы страхования агропромышленных рисков, как получить субсидии государства на

страхование, сообщить об особенностях кредитования агропредприятий. Участники семинара могут поделиться опытом страхования урожая. Чтобы о страховой защите узнало как можно больше сельхозпроизводителей региона, такие встречи необходимо проводить регулярно.

Второй причиной, сдерживающей развитие сельскохозяйственного страхования, является тяжелое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий. Большинство сельскохозяйственных организаций находятся в трудном финансово-экономическом положении, которое выражается в высокой изношенности основных фондов, наличии просроченной кредиторской задолженности, зачастую превышающей объемы реализации сельскохозяйственной продукции. Для решения этой проблемы необходимо финансово-экономическое оздоровление сельскохозяйственных предприятий.

Третья проблема — тарифы. При страховании сельскохозяйственных культур с участием государства субъекты страхования обязаны использовать утвержденные стандартные тарифы, разработанные для каждого региона в разрезе культур. Такие тарифы не устраивают ни страховщиков, ни страхователей. Страховщики считают, что тарифы сильно занижены, а страхователи считают, что страховой тариф должен максимально адекватно отражать природно-климатические особенности по зонам и субъектам Российской Федерации, а также внутри них. Следовательно, тариф должен устанавливаться в каждом договоре отдельно. Их величина должна зависеть от того, какой интервал снижения урожайности желает обеспечить защитой страхователь. Страхователь сам должен проводить расчет показателей урожайности, т.к. он полностью располагает статистической базой, которая привязана к конкретным почвенно-клима-тическим особенностям производства.

На протяжении последних лет руководство Российской Федерации постоянно заявляет об острой необходимости развития аграрного комплекса, о государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям, что, несомненно, делает эту отрасль невероятно привлекательной для разного рода игроков российской экономики.

В настоящее время принята Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой на период до

2020 г., которая определяет основные направления формирования единой государственной политики в области сельскохозяйственного страхования и призвана решить существующие проблемы.

Решение данных проблем позволит помочь преодоление кризисных явлений в сельском хозяйстве, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, сделать национальное агропромышленное производство конкурентоспособным.

Реализация Концепции предполагает:

1) координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с поддержкой государства;

2) разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;

3) обеспечение скоординированности мероприятий по ресурсам, срокам и этапам преобразований.

Основным результатом реализации Концепции будет являться рост застрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение охвата сельхозтоваропроизводителей сельхозстрахованием с государственной поддержкой.

Заключение

Таким образом, агрострахование является одним из способов управления рисками в сельском хозяйстве на современном этапе, а последовательная государственная политика в сфере страхования, намеченная в Концепции мероприятия, сможет обеспечить устойчивое развитие аграрного сектора экономики.

Библиографический список

1. Курносов А. Страхование производственных рисков в сельском хозяйстве / А. Курносов, А. Камалян, К. Назаренко // Международный с.-х. журнал. — 2002. — № 3. — С. 8-13.

2. Нилиповский В.И. Инновации на зарубежных рынках сельскохозяйственного страхования / В.И. Нилиповский, Ю.С. Долгорукова / / Страховое дело. — 2007. — № 5. — С. 50-54.

3. Никитин А. Бюджетная поддержка страхования посевов сельскохозяйственных культур / А. Никитин // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 4. — С. 31-34.

4. Гвозденко А.Н. Страхование / А.Н. Гвозденко. — М.: ТК Велби; Проспект, 2004. — 464 с.

5. Основы страховой деятельности: учебник / отв. ред. Т.А. Федорова. — М.: БЕК, 2003. — 768 с.

I

Ключевые слова: управленческая задача, принятие решений, система планирования, область планирования, организационная структура, процесс планирования, промышленное предприятие, аграрное предприятие.

Введение

Теория принятия решений, возникшая в середине прошлого столетия, сильно изменила науку и практику управления предприятием. Появилась новая функция менеджмента — принятие управленческих решений. Оказалось, что управление можно представить в виде непрерывного решения управленческих задач, где каждая задача по своей сути является ситуацией выбора лучшей из нескольких альтернатив. Грамотная система принятия решений дает фирме сильное конкурентное преимущество — ведь управленческие задачи решаются во всех областях деятельности предприятия.

Экономисты предлагают массу вариантов повышения эффективности принятия решений, но в современной литературе мало внимания уделяют систематизации решения управленческих задач и, в частности, планированию принятия решений. Странно, но факт: планирование, одна из основных функций менеджмента, совершенно не применяется к другой функции — принятию решений. Логично предположить, что планирование принятия решений может повысить эффективность в этой области так же, как планирование продаж повышает эффективность сбытовой деятельности фирмы, планирование произ-

6. Сплетухов Ю.А. Проблемы проведения страхования урожая с государственной поддержкой / Ю.А. Сплетухов // Финансы. — 2007. — № 12. — С. 52-55.

водства — эффективность производственных процессов и т.д.

Основная часть

Планирование независимо от его области необходимо организовывать в виде системы, которую Е.Н. Почекутова определила как «совокупность элементов — постановка целей, оценка альтернативных вариантов, принятие решений, организация, мотивация, информационное обеспечение и т.д. — объединенных в упорядоченной структуре и образующих взаимодействующие подгруппы» [1].

В.В. Царев выделяет два компонента системы внутрифирменного планирования: бизнес-планирование и оперативно-производственное планирование, И. Кац выделяет подсистемы планирования [2, 3]:

• разработка производственной программы;

• расчет потребности в ресурсах, нужных для выполнения программы;

• планирование доходов и расходов;

• планирование себестоимости, прибыли, рентабельности;

• планирование инвестиций.

Д. Хан предлагает различать систему планирования и контроля (состоит из субъектов и процедур планирования) и систему планов и отчетов (состоит из результатов планирования). Система планирования и контроля — это целеориентиро-ванная совокупность процессов планирования и контроля, между которыми существуют специфические связи. Ее компонентами являются: элементы со специфическими параметрами, то есть сами процессы планирования и контроля, а также

+ + +

УДК 338.22.021.1

В.В. Беляев

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АПК: ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.