Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Ю.В., Киселева К.А.

Данная статья посвящена проблемам государственного регулирования занятости населения и безработицы. Проанализирована ситуация на рынке труда, а также меры государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ»

покупки товаров на данном рынке.

Именно экономически эффективное, с точки зрения прибыли, предприятие может составить сильную конкуренцию и получить путь к благополучному процветанию.

Использованные источники:

1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2001 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

2. Антонова, О.В. Управление кризисным состоянием организации. - М.: ЮНИТИ 2010. - 670 с.

3. Власова Е.В. Экономические преобразования России под влиянием западных санкций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 20-22.

Волкова Ю.В.

студент Киселева К.А. студент

Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам государственного регулирования занятости населения и безработицы. Проанализирована ситуация на рынке труда, а также меры государственного регулирования.

Ключевые слова: безработица, занятость населения, рынок труда, государство.

Безработица - социальная-экономическая проблема, которая серьезно влияет на каждого человека. Существует множество подходов к определению безработицы. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. [3]

Основными причинами безработицы являются:

- избыток неквалифицированной дешевой рабочей силы в странах ближнего зарубежья, готовой заполнить свободные ниши на российском рынке труда;

- снижение темпов экономического роста;

- замедление роста экспорта, которое влечет за собой снижение производственных мощностей.

Последствиями безработицы могут быть сокращение НД страны, недопроизводство валового продукта и др. Также можно выделить неэкономические последствия безработицы, к ним относятся психологические, социальные и политические последствия потери рабочих

мест, что может привести к росту преступности и социальной напряженности в обществе.

Проблемами государственного регулирования рынка труда в России занимается Федеральная служба по труду и занятости населения, функциями которой являются оценка состояния и прогноз развития занятости населения, мониторинг рынка труда, помощь безработным и незанятым гражданам, разработка различных программ по содействию занятости населения, а также социальная поддержка безработных. Так как безработица является значимой макроэкономической проблемой и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство принимает ряд мер по борьбе с ней. Основными являются: трудоустройство, создание рабочих мест и выплаты пособий по безработице.

Одной из мер по борьбе с безработицей является развитие предпринимательства в России. В настоящее время предпринимательская инициатива граждан широко приветствуется и поддерживается, так как развитие небольшого бизнеса влечет за собой создание новых рабочих мест. Малый бизнес во многих странах является достаточно доходным занятием для большего количества людей и пользуется реальной поддержкой государства. Малый бизнес достаточно мобилен и динамичен, он завлекает образованную и энергичную молодежь, а также людей склонных к риску.

Предприятия малого и среднего бизнеса в России дают примерно 11% ВВП. На конец 2014 года число зарегистрированных предприятий составило 5,9 млн., а численность занятых на предприятиях составила примерно 17 млн. человек [4].

Рассмотрим показатели динамики занятости и безработицы на начало 2015 года. На 1 января 2015 года уровень регистрируемой безработицы по всей стране составляет 5,5%. Уровень занятости населения в январе 2015 года составил 64, 8% [4]. По сравнению с январем 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г.Севастополь) увеличилась на 326 тыс. чел, или на 0,5% и составила 71,8 млн. чел, а численность безработных - уменьшилась на 86 тыс. чел, или на 2,1% и составила 4, 1 млн. чел. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 924 тыс. чел, что на 2,6% больше по сравнению с декабрем 2014 г. и на 2,7% - меньше по сравнению с январем 2014г. (без Республики Крым и г.Севастополь) [4].

Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в январе 2015 г. 73% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2015 г.

составила 24,4%, среди безработных женщин - 29,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2015г. его использовали 61,4% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете -второй по популярности способ поиска работы, который использовали 38,9% безработных [4].

Наиболее важным для определения ведения государственной политики в области регулирования ранка труда является анализ структуры безработицы и занятости. Выделяют несколько видов таких структур: дифференциация по половозрастной структуре, по виду населения (городское, сельское), по федеральным округам.

Анализируя половозрастную структуру населения, необходимо заметить, что занятость среди женского населения ниже, чем среди мужского. В настоящее время женщины составляют большую часть населения в Российской Федерации. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2015 года женщины составляли 77,1 млн. чел, а численность мужчин составляла 66,6 млн. чел. Рассматривая безработицу по половому признаку, выделим следующее: уровень безработицы среди мужчин составил 5,8%, а среди женщин 5,2% [4]. Для анализа безработицы населения по возрасту выделяют несколько возрастных групп: 15-19, 20-24, 25-29, 30-49 и т.д. Средний возраст безработных в январе 2015 года составил 35,7 года. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастных группах 15-19 (28,2%) и 20-24 (14,0%).

Также важной проблемой является занятость сельского населения, которая уступает городской. Сельское население характеризуется низкой плотностью населения и узкими взаимосвязями отраслей. Во многих сельских районах преимущественным занятием людей является сельскохозяйственный труд и в меньшей степени социально-экономическая деятельность. Не трудно заметить, что уровень безработицы в сельской местности превышает уровень безработицы городского населения. По данным на январь 2015 года уровень безработицы в сельской местности составил 8,2 %, что на 3,5% выше, чем в городской местности. По сравнению 2010 годом уровень безработицы снизился на 2,0 % [4]. Снижение безработицы, прежде всего, связано с реализацией целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2008-2012гг.», целью которой было повышение занятости и уровня жизни сельского населения. В 2012 году также была принята государственная программа «Содействие занятости населения на период 2013-2020 года», целью которой является принятие мер по социальной поддержке безработных граждан, создание правовых, экономических и институциональных условий, способствовавших эффективному развитию рынка труда. Несмотря на принятие различных программ уровень безработицы в селе, все равно, выше, чем в городе и ситуация сельской местности усугубляется, в частности отсутствием рабочих мест по месту жительства.

Рассмотрим структуру занятости и безработицы населения по федеральным округам. По данным Росстат, наиболее худшие показатели наблюдаются в Северо-Кавказском федеральном округе, где уровень безработицы составляет 11,5%, а уровень занятости - 58,8% (данные на январь 2015 года). На втором месте по уровню безработицы и занятости находится Сибирский федеральный округ с показателями по безработице -7,1%, по занятости - 62,3% (данные на январь 2015 года). Наиболее низкий уровень безработицы наблюдался в Центральном федеральном округе и составил 3,3%.Что касается наиболее высокого уровня занятости, то такой уровень зафиксирован, в Центральном федеральном округе. Также наиболее высокие показатели занятости зафиксированы в Северо-Западном и Уральском округах - 67,8% и 66,2% соответственно [4].

Проанализируем уровень занятости и безработицы относительно Краснодарского края. По данным Краснодарстат регистрируемый уровень безработицы в крае на февраль 2015 года составил 5,8%, а уровень занятости - 61,2%. Экономически активное население составило 2630,6 тыс. чел. [5]. На конец 2014 года безработными на Кубани числились более 17 000 человек, из них большинство женщины - 62% и жители сельской местности -59%. Безработная молодежь в возрасте от 16-29 составляет 20%, граждане пенсионного возраста -14%. Среди безработных числятся люди, не имеющие профессионального образования - 33% [1].

Численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) на февраль 2015 года составила 1042,4 тыс. человек штатных работников. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 34,5 тыс. человек [5].

Таким образом, проблема занятости и безработицы является основополагающей для экономики каждой страны, так как она характеризует социально-экономическую ситуацию в стране. Подводя итоги можно сказать, что тенденций массового увольнения работников в Российской Федерации не наблюдается. В период с декабря 2014 по март 2015 год в России уровень безработицы незначительно увеличился всего на 0,3%, а уровень занятости сократился на 0,5%. Некоторым предприятиям приходится переводить работников в режим неполного рабочего времени. Неполная занятость наблюдается, если работники не имеют возможности (либо не хотят) трудиться столько времени, сколько они хотят или вынуждены трудиться на таких рабочих местах, где эффективность их труда ниже потенциально возможной [6].

В рамках подготовки плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году правительство приняло несколько решений о поддержке рынка труда. Одним из ключевых направлений такого плана является снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости, что предусматривает выделение субсидий в размере свыше 52 млрд.рублей для

реализации таких мероприятий [8].

В настоящее время актуализируются задачи изменения механизмов управления и регулирования, в том числе процессов происходящих на рынке труда. Важнейшей задачей как общегосударственной, так и региональной политики является включение проблем занятости населения и безработицы в состав важнейших приоритетов социально-экономической политики. Причем особое место необходимо уделять мерам активной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности граждан.

Использованные источники:

1. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. Режим доступа: http://krasnodar.ru/content/2/ show/209614/

2. Абилова С.Х. Анализ и прогнозирование занятости и безработицы. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3763.pdf

3. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации»

4. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: www.gks.ru/

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/

6. Вукович Г.Г., Гелета И.В. Рынок труда региона: вопросы теории и практики: монография. Гамбург. 2011.

7. Гелета И.В. Занятость населения и рынок труда: проблемы анализа и оценки// Управление мегаполисом. 2014. № 1.С. 100-104.

8. Портал Правительства Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/docs/16639/

Володина Е.О. студент 2-го курса ЛГПУ Россия, г. Липецк НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ ДЖЕФФРИ АЛЕКСАНДЕРА И КОНЦЕПЦИЯ МАКСА ВЕБЕРА Аннотация: В статье изложена теория неофункционализма американского социолога Джеффри Александера и взаимосвязь с данной теорией концепции «идеальных типов» немецкого социолога Макса Вебера, описывается появление и сущность теории неофункционализма, её особенности и характеризуется концепция «идеальных типов».

Ключевые слова: Джеффри Александер, Макс Вебер, неофункционализм, идеальный тип, функционализм, социология, теория.

После появления основополагающих работ Парсонса, начался этап рутинизации социологического знания, на котором функционализм являлся последовательной и приближающейся к завершению теорией. На втором этапе развития послевоенной социологии сдвиги в «научной восприимчивости» делегитимировали усилия данной теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.