Научная статья на тему 'Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в период кризиса'

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в период кризиса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИЗИС / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимошин В. А.

During the period of economic degression and misbalance of the economy it is really hard to choose suitable instrument, capable to support balance between public and private concern. In just that very case administrative remedies turns the central instruments of the state regulation of the foreign trade. At present time the following arrangements directed to the intensification of domestic producers protection and anti-crisis arrangements take place: 1) Initiated new customs duties rates. 2) Fytosanitory control in point of some goods becomes tougher. 3) Created united customs area among Russian Federation, Byelorussia and Kazakhstan. However efficiency of these arrangements is very controversial, in cause of the absence of cooperation between public and private sectors of economy when it is especially necessary during difficult time for the country. Thus, during the next decade it is necessary for our country to reconsider the export policy and also introduce necessary innovations in hydrocarbon export sphere. Mentioned above arrangements should become one more measure of realization of the mechanism of legal regulation of the foreign trade activity. For an embodiment of the specified problems, required the following factors: demonopolization of the gas market, creation of the competitive circumstances and an establishment of not discrimination rules for all participants of the market. The state regulation mechanism of the foreign trade activity existing at present is not absolute, and is not always effective thereby it is need an essential completion, and requires the most undivided attention, either legislators or science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в период кризиса»

состоит в том, что цели рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, напрямую относится к планированию как функции государственного органа и должна быть закреплена в законодательстве.

В.А. Тимошин*

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД КРИЗИСА

Ключевые слова: государственное регулирование, внешнеторговая деятельность, кризис, Таможенный союз, экспорт, импорт.

During the period of economic degression and misbalance of the economy it is really hard to choose suitable instrument, capable to support balance between public and private concern. In just that very case administrative remedies turns the central instruments of the state regulation of the foreign trade.

At present time the following arrangements directed to the intensification of domestic producers protection and anti-crisis arrangements take place:

1) Initiated new customs duties rates.

2) Fytosanitory control in point of some goods becomes tougher.

3) Created united customs area among Russian Federation, Byelorussia and Kazakhstan.

However efficiency of these arrangements is very controversial, in cause of the absence of cooperation between public and private sectors of economy when it is especially necessary during difficult time for the country.

Thus, during the next decade it is necessary for our country to reconsider the export policy and also introduce necessary innovations in hydrocarbon export sphere. Mentioned above arrangements should become one more measure of realization of the mechanism of legal regulation of the foreign trade activity.

For an embodiment of the specified problems, required the following factors: demonopolization of the gas market, creation of the competitive circumstances and an establishment of not discrimination rules for all participants of the market.

The state regulation mechanism of the foreign trade activity existing at present is not absolute, and is not always effective thereby it is need an essential completion, and requires the most undivided attention, either legislators or science.

* Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [Vladimir-timoshin@yandex.ru]

В период экономического спада и разбалансированности экономики крайне трудно подобрать инструментарий, которым позволил бы обеспечить оптимальным баланс в сфере публичных и частных интересов. Именно в такие моменты административные средства становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемый уполномоченными на то органами государственной власти и направленный на достижение намеченных целей.

Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они первоначально быши закреплены в Федеральном законе 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»1, а в настоящий момент — в действующем Федеральном законе 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»2.

Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

— защиту экономического суверенитета;

— обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

— стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

— обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

При этом особо отмечается необходимость усиления защиты интересов отечественных производителей «в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рышке товаров и услуг»3. В качестве мер по усилению защиты их интересов, а также антикри-зисныгх мер бышо сделано следующее:

1) Новые ставки таможенных пошлин. В частности, с 12 января 2009 г. на территории России стали действовать новые ставки таможенных пошлин на автомобили иностранного производства 4. Таможенная пошлина на новые легковые автомобили и подержанные в возрасте до трех лет быша увеличена с 25 до 30%, на автомобили от трех до пяти лет — с 25 до 35%. Теперь запретительными пошлинами облагаются все иномарки старше пяти лет, а

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

3 Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5937.

не старше семи, как было раньше. На машины данной категории процентная ставка не устанавливается, пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя.

2) Фитосанитарный контроль. Следующим шагом стало введение фитосанитарного контроля транспортныгх средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации 1. Однако Федеральная антимонопольная служба обвинила Россельхознадзор и Федеральную таможенную службу в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции 2: «Необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе путем установки не предусмотренных законодательством требований к товару или хозяйствующему субъекту».

Антимонопольная служба пришла к вышоду, что обязательный перечень подкарантинной продукции, в том числе транспортныгх средств, быш-тттих в эксплуатации, введенныш таможней и ветеринарной службой с 15 июля 2009 г., — незаконен 3.

Еще одним примером фитосанитарного контроля может стать ситуация, возникшая 20 января 2009 г. в связи с вступлением в силу Приказа ФТС России от 30 сентября 2008 г. № 1215 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536»4. Этот приказ всего лишь исключил из Перечня документов, необходимый для таможенного оформления, акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (такой акт составляется на границе после карантинного фитосанитарного контроля ввозимого товара) и включил в него карантинныш сертификат. Однако ст. 8 Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений»5 устанавливает необходимость оформления такого сертификата исключительно:

— на ввезенную из-за границы подкарантинную продукцию только при перевозках ее по территории РФ (т.е. сертификат предоставляется не для ввоза, а для последующего перемещения по территории РФ);

— на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны.

1 См.: письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № ФС-АС-3/10359 от 23 сентября 2009 г.

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.

3 См.: События, факты, аналитика от 07 сентября 2009 г. // Современный предприниматель. 2009. № 9.

4 См.: приказ ФТС РФ от 30 сентября 2008 г. № 1215 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44.

5 Собрание законодательства РФ. 2000. № 29. Ст. 3008.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что законодательство не предусматривает требования представлять карантинныш сертификат именно на границе. Указанный сертификат выщается при внутрирос-сийских перевозках подкарантинной импортной продукции или же при внутрироссийских перевозках отечественной продукции, вывозимой из фитосанитарной зоны. Таможенные органы не наделены полномочиями по контролю внутрироссийских перевозок, таким образом, Федеральная Таможенная служба России фактически присвоила себе чужие контрольные функции. Требование предъявить карантинный сертификат при ввозе равнозначно тому, как если бы таможня требовала предъявлять водительское удостоверение при пересечении границы на автомобиле 1. Результатом этого «правового казуса» стали колоссальные потери импортеров, вызванные девятидневным простоем грузовиков с импортными овощами и фруктами, а также ряд исков о возмещении убытков к Федеральной Таможенной службе России.

3) Создание единого таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Важным достижением государства в сфере внешнеторговой деятельности является создание единого таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В соответствии с планом, который был утвержден президентами России, Белоруссии и Казахстана в 2007 году и уточнен премьерами в июне 2009 г., с 1 января 2010 г. будут введены в действие Единый таможенным тариф и Единая система нетарифного регулирования, а также будут унифицированы и введены в действие технологии санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Будет сделан важныш шаг для сближения главных технических регламентов и стандартов стран-участниц. То есть те вопросы, которые связаны с регулированием внешней и взаимной торговли между государствами — участниками Таможенного союза, будут преимущественно решены 2.

Однако создание Таможенного союза повлекло ряд трудностей для российских импортеров алкогольной продукции. Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 с 1 января 2010 г. быш введен в действие ряд ранее подписанных трехсторонних соглашений Таможенного союза, касающихся внешней торговли стран-участниц. Одновременно быш утвержден и Единыш перечень товаров, к которым участники Таможенного союза должны применять запреты или ограничения на ввоз или вывоз при торговле с третьими странами. В число ограниченных в импорте (лицензируемых) товаров попали

1 См.: Морозов А. Как поссорились ФТС и Россельхознадзор // Новая бухгалтерия. 2009.

№ 3.

2 См.: Панина Т. Без границ и пошлин // Росс. газ. 2009. 30 нояб. № 5051 (227).

виски, ром, джин, ликеры, виноградные вина и виноматериалы (прежде по российскому законодательству лицензировался лишь импорт водки).

Введение новых требований повлекло ряд затруднений: таможенные терминалы с 11 января 2010 г. перестали оформлять ввоз алкогольной продукции, импортеры начали в срочном порядке разгружать не терпящие морозов вина на склады временного хранения и отказываться от заказов, чтобы уберечься от еще больших убытков. По прогнозам экспертов, проблемы возникнут и у российских винопроизводителей, которые на 70% зависят от импортного сырья.

Директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга Алексей Мельник заявил агентству «РИА Новости», что виноваты поставщики: они «не отследили изменения нормативно-правовой базы, хотя все документы были предельно открыты, опубликованы в "Российской газете". Проинформировать каждого участника рынка затруднительно»1. Впрочем, очевидно, что, даже отследив публикацию решений комиссии Таможенного союза 29 декабря 2009 г., импортеры вина вряд ли могли бы что-то предпринять. Первые лицензии на импорт вина и ряда алкогольных напитков практически невозможно получить ранее конца января 2010 г. 13 января 2010 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, информируя о новых правилах лицензирования на экспорт и (или) импорт товаров, объявило, что получение лицензии займет 15 рабочих дней, что явно проблематично 2.

Данная ситуация может повлечь ряд судебных исков о возмещении причиненного вреда со стороны частного сектора, ответчиком по которым должна стать Федеральная Таможенная служба, прекратившая таможенное оформление товаров в отсутствие технической возможности получить лицензию и без официального запрета на их импорт. Однако импортеры, как и любые другие предприниматели в Российской Федерации, предпочтут судебным тяжбам с государством компенсацию своих затрат теневыми операциями, в результате которых государственная казна недополучит существенное количество налоговых поступлений.

Из приведенных выше примеров можно сделать вывод, что четкое взаимодействие между публичным и частным секторами экономики отсутствует, когда оно особенно необходимо в сложное для страны время. Решением данной проблемы видится создание нового департамента в Министерст-

1 Информация опубликована на сайте <http://www.vch.гu/cgi-in/guide.cgi?table_code= 15&action=show&id=6889> (последнее посещение — 10 февраля 2010 г.).

2 Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федера-ции<http://www.minpгom.gov.гu/pгess/гelease/showNewsIssue?uгl=activity/foгeigntгade/news/20 > (последнее посещение — 4 апреля 2010 г.).

ве промышленности и торговли Российской Федерации, основной функцией которого должна стать координация действий публичного и частного секторов в целях обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, что, в свою очередь, полностью соответствует задачам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации '.

Другим важным аспектом административно-правового регулирования внешнеторговой деятельности является сфера экспорта углеводородов.

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12% мировой торговли нефтью. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30% 2.

Согласно статистике Федеральной таможенной службы о внешней торговле России в 2008 г.3, доля экспорта сырой нефти составила 32,4% от всего экспорта. В соответствии с ежегодным выпуском «Прогноза мировой энергетики» мировой первичный спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться в среднем на 1% 4.

Второе место во внешнеторговой деятельности России занимает доля экспорта природного газа, составляющая 14,19% 5. Как следует из указанного «Прогноза мировой энергетики»6, существующие доказанные общемировые запасы газа составляют около 180 трлн. кубометров, которых хватит еще на 60 лет при текущих темпах добычи. 56% мировых запасов газа приходится на три страны — Россию, Иран и Катар.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Д.А. Медведев отметил, что: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация» и необходимо «преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта»7.

Таким образом, нашей стране в ближайшее десятилетие необходимо пересмотреть экспортную политику и внедрить необходимые инновации в сфере экспорта углеводородов, что должно стать еще одной мерой реализации механизма правового регулирования внешнеторговой деятельности.

1 См.: положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2868.

2 Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

3 Сайт Федеральной Таможенной службы <http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/trfgoods/popup.php?id286=508> (последнее посещение — 5 апреля 2010 г.).

4 World energy outlook 2008. Основные положения. С. 5 // <http://www.worldenergyout-look.org/2008.asp> (последнее посещение — 3 февраля 2010 г.).

5 Сайт Федеральной Таможенной службы <http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/trfgoods/popup.php?id286=508> (последнее посещение — 5 апреля 2010 г.).

6 Там же.

7 Официальный сайт Президента РФ <http://www.kremlin.ru/transcripts/5979> (последнее посещение — 3 апреля 2010 г.).

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года: «Энергетические рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств останутся основными рынками сбыта продукции российского топливно-энергетического комплекса на весь период действия настоящей Стратегии. В связи с этим будут осуществлены меры по снижению транзитных рисков, включая дальнейшее развитие и совершенствование полноценной экспортной инфраструктуры, обеспечивающей надежность поставок российских энергоносителей на указанные рынки»1. Однако, учитывая темпы развития наших восточных соседей, рациональным видится эскалация внешнеторгового оборота и строительство новых межрегиональных газопроводов в Южной Азии.

Далее необходимо:

— строительство новых газоперерабатывающих и газохимических комплексов для обеспечения комплексной переработки углеводородного сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

— развитие уже существующей трубопроводной инфраструктуры и строительство новых трубопроводов.

Для воплощения в жизнь указанных задач необходима демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных правил доступа к его инфраструктуре для всех участников.

Немаловажным аспектом регулирования внешнеторговой деятельности в период кризиса является развитие механизма государственно-частного партнерства (далее — «ГЧП»), в частности, заключение договоров DBO (design — build — operate). Design, build, operate — проектирование, строительство, управление (англ.). По этому договору частный подрядчик предоставляет государству готовый продукт, а финансирование осуществляется государством. Объект ГЧП в течение всего срока действия договора остается в государственной собственности. Данный механизм позволит сократить уровень безработицы в период кризиса, привлечь иностранные инвестиции, а также позволит сохранить в собственности Российской Федерации объекты, создаваемые при таком способе государственно-частного партнерства. Таким образом, будет соблюден баланс частных и публичных интересов, что в кризисной ситуации является крайне важным для регулирования внешнеторговой деятельности.

Приведенные примеры показывают, что сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности не является совершенным, не всегда эффективен, а значит, требует самого пристального внимания, как со стороны законодателя, так и со стороны науки.

1 См.: распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.