Научная статья на тему 'Государственное регулирование в сфере наращивания экспорта товаров'

Государственное регулирование в сфере наращивания экспорта товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Эльвира

Увеличение объемов поставок товаров на зарубежные рынки и развитие экспортных возможностей белорусских предприятий в современных условиях хозяйствования является одним из ключевых направлений их деятельности. Создание конкурентоспособной экспортно ориентированной продукции и успешная ее реализация позволяют отечественным организациям выходить на новый уровень функционирования и повышать эффективность использования своего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The government regulation of industrial enterprises on increasing the export of goods

Increasing the volume of goods supplies to foreign markets and the export capacity development of Belarusian companies in the current economic conditions is one of the key areas of their activity, since the creation of competitive export-oriented products and their successful domestic implementation allow organizations to reach a new level of performance and to use its potential in a more efficient way.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в сфере наращивания экспорта товаров»

Государственное регулирование

в сфере наращивания экспорта товаров

УДК 339.5

Резюме. Увеличение объемов поставок товаров на зарубежные рынки и развитие экспортных возможностей белорусских предприятий в современных условиях хозяйствования является одним из ключевых направлений их деятельности. Создание конкурентоспособной экспортно ориентированной продукции и успешная ее реализация позволяют отечественным организациям выходить на новый уровень функционирования и повышать эффективность использования своего потенциала.

Ключевые слова: потенциал предприятия, стимулирование экспорта, экспортные возможности, государственная поддержка экспортеров.

Эльвира Никитина,

научный сотрудник сектора мировой экономики Института экономики НАН Беларуси

Повышение эффективности использования потенциала промышленного предприятия в сфере наращивания экспорта предполагает увеличение объемов реализации товаров, диверсификацию рынка и расширение географии внешних поставок, применение прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества, что будет способствовать укреплению экспортной позиции субъекта хозяйствования и завоеванию им новых потребительских сегментов.

Главным фактором успеха отечественных организаций в конкурентной борьбе за зарубежного клиента должно стать гибкое реагирование на динамично изменяющиеся потребности рынка. Это предполагает разработку и внедрение инноваций и производственных процессов, которые будут направлены на совершенствование качественных составляющих выпускаемой продукции и улучшение ее потребительских свойств.

Легкая промышленность Беларуси - ключевая отрасль, главной функцией которой является удовлетворение растущих потребностей всех слоев

населения в непродовольственных товарах. Четверть из них поставляется на экспорт. В отрасли функционирует более 500 предприятий, выпускающих 3,9% общей стоимости промышленной продукции (более 5 тыс. наименований), работает 12,6% от всей численности промышленно-произ-водственного персонала страны.

Наибольший удельный вес в легкой промышленности имеют предприятия частной и иностранной собственности - 73,8 и 3,1% соответственно от их общего количества по стране. На них производится 78,8 и 1,8% общего объема продукции, задействовано 72,9 и 1,5% работников. В то же время высокий уровень монополизации производства снижает возможности развития отраслевой конкурентной среды.

Исследования, выполненные в НАН Беларуси, показали, что системный негативный характер начинает приобретать отмечаемое с 2009 г. снижение индексов промышленного производства. В целом темп роста его объемов в 2014 г. составил 101,9%, в обрабатывающей промышленности - 100,4%. Наиболее низкие показатели демонстрирует производство оборудования и транспортных средств, резиновых и пластмассовых изделий, товаров из кожи и обуви, электроники и оптики (рис. 1) [1].

Снижение объемов производства транспортных средств и оборудования в 2014 г. составило 21,3%. По сравнению с 2013 г. в 2,4 и 2,8 раза сократился выпуск автомобилей специального назначения и велосипедов соответственно, вагонов грузовых несамоходных и мотоциклов и мотоциклетных

Синергия знаний

Рис. 1.

Отраслевая

структура

промышленного

производства

Республика

Беларусь,

2014 г.,

% к итогу

Источник: [1]

колясок - в 1,9 раза, самосвалов для эксплуатации в условиях бездорожья - в 1,5 раза.

Снизилось производство машин и оборудования в целом на 19,8%, самосвалов карьерных в натуральном выражении - в 1,7 раза, машин стиральных - в 2,1 раза, подшипников шариковых и роликовых - в 2,2 раза, экскаваторов самоходных, ковшовых погрузчиков и станков для обработки дерева - вдвое. В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования выпуск телевизоров сократился в 2,7 раза. При общем замедлении экономического роста в январе 2015 г. промышленность обеспечила только 26% вклада в ВВП, что меньше даже в сравнении с пиковой ситуацией мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. (27,2%) [1].

На фоне снижения объемов производства в отдельных отраслях промышленности выросли складские запасы. Так, в 2014 г. их уровень составил

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Обработка древесины, производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство. Издательская деятельность

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

Химическое производство

Производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Производство машин и оборудования; производство транспортных средств и оборудования

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Прочие отрасли промышленности

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

32,7 трлн руб. (рис. 2) с наибольшими значениями в обработке древесины и производстве изделий из дерева - 198,4%, производстве кожи, изделий из кожи и обуви - 166,9%, транспортных средств и оборудования - 153,7% [1].

Структура белорусской промышленности обладает высокой долей импортоемких отраслей, что в совокупности с недостаточной эффективностью экспорта препятствует обеспечению перекрытия импортных потоков. Проведенное в Институте экономики НАН Беларуси исследование позволило выявить основные негативные тенденции во внешней торговле [2].

■ Высокий уровень товарной концентрации экспорта связан с уязвимостью поставок белорусских производителей от мировой конъюнктуры ограниченного числа товаров. Лидирующие позиции занимают основные группы товаров: нефтепродукты, калийные удобрения, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, молоко

и молочные продукты, черные металлы, доля которых в общем объеме составила в 2013 г. 47,4%, в 2014 г.- 48,9%.

■ Значительный объем экспортных товаров на географически ограниченное число зарубежных рынков. Основные потребители белорусских товаров: Россия, Украина, Соединенное Королевство, Нидерланды, Германия, Литва, Италия, Казахстан, Польша.

■ Сокращение экспортных поставок ряда товарных позиций, в частности продукции машиностроения. В 2014 г. стоимостной объем экспорта тракторов

и седельных тягачей уменьшился на 21,1% по отношению к 2013 г., что было вызвано снижением средней цены на 6,7 п.п. и фактических объемов продаж сложно-технической продукции на внешнем рынке на 15,4%. Спрос на белорусские машины и механизмы в анализируемом периоде в целом упал на 17,1%, особенно значительно по важнейшей товарной позиции «шины» - в 1,6 раза.

■ Негативная тенденция, наблюдаемая при реализации на внешнем рынке продуктов нефтепереработки. Снижение их цены в среднем на 3,5%

за тонну обусловило снижение продаж в стоимостном выражении на 1,9%. Основные потоки поставок, доля которых достигает 70% в экспорте, идут в Украину, Великобританию и Нидерланды.

■ Снижение валютных поступлений от экспорта товаров в Российскую Федерацию. Абсолютное сокращение поставок составило около 1,5 млрд долл., что вызвано усиливающимися процессами девальвации российского рубля в сложившихся условиях снижения цен на нефть и отрицательного влияния введенных против России санкций.

Необходимо отметить, что существенное уменьшение стоимостного объема экспорта за 2014 г.

произошло также по ряду товарных групп: молоко и сливки сгущенные и сухие (на 181 млн долл., или в 1,3 раза), нефть сырая (на 117 млн долл., или в 1,1 раза), автомобили, предназначенные для перевозки 10 и более человек (на 87 млн долл., или в 2,1 раза), колбасы и аналогичные продукты из мяса (на 84 млн долл., или в 1,5 раза), автомобили специального назначения (на 83 млн долл., или в 2,1 раза), удобрения азотные (на 82 млн долл., или в 1,5 раза) и др., что в совокупности вызвало снижение валютной выручки на сумму более миллиарда долларов.

Повышение эффективности использования потенциала промышленности, исходя из сложившейся ситуации, следует корректировать путем модернизации и формирования интегрированной системы управления и планирования деятельности промышленных предприятий. Это позволит увязать все в едином контексте и разработать действенную систему мер по решению проблем их устойчивого развития. Необходимо также совершенствовать специализацию субъектов хозяйствования на основе выбора существующих либо создания новых рыночных ниш, присутствие в которых позволит организации добиться успеха и занять крепкие экспортные позиции.

Достигнуть же преимуществ в конкурентной борьбе отечественные производители смогут, лишь приложив серьезные усилия по устранению слабых мест, сдерживающих повышение эффективности использования потенциала. К таким негативным моментам можно отнести:

■ необходимость технического перевооружения большинства предприятий, что обусловлено высокой степенью износа оборудования;

■ неумение специалистов в области маркетинга разрабатывать действенные механизмы привлечения потенциальных потребителей производимых товаров, что связано с трудностями в прослеживании ценовых трендов в выбранных сегментах, отсутствием навыков заполнения инвестиционных проектов, а также с незнанием и нежеланием проводить полную оценку традиций и правил ведения бизнеса на определенном зарубежном рынке;

■ отсутствие действенных экономических механизмов стимулирования экспортных процессов в виде целостной системы их государственной поддержки [3, 4].

Названные проблемы отрицательно сказываются на достижении предприятиями промышленности целей, связанных с выходом на зарубежные рынки, закреплением в уже имеющихся сегментах за счет консолидации трудовых и информационных ресурсов, и требуют пересмотра контента сложившейся практики работы. Отметим, что формирование эффективного механизма развития и реализации экспортного потенциала промышленных

62,8 63,8

53,8 519 53,4 53

58,3

56,5

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

субъектов нуждается в выполнении ряда государственных мер: обеспечении функционирования инструментов кредитования и страхования экспорта, предоставлении государственных гарантийных обязательств относительно экспортных кредитов;

■ создании системы информационно-консультативных служб в области внешнеторговой деятельности, которые имели бы региональные и заграничные представительства;

■ организации активного продвижения продукции на внешние рынки и защиты интересов отечественных экспортеров за рубежом со стороны белорусских министерств и ведомств.

Принятие указанных мер государственного регулирования экспортной деятельности позволит преодолеть имеющиеся кризисные явления в сфере торговой политики, повысит конкурентоспособность отечественных товаров на внешних рынках и будет способствовать укреплению внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами-партнерами. СИ

Статья поступила в редакцию 28.12.2015 г.

Summary

Increasing the volume of goods supplies to foreign markets and the export capacity development of Belarusian companies in the current economic conditions is one of the key areas of their activity, since the creation of competitive export-oriented products and their successful domestic implementation allow organizations to reach a new level of performance and to use its potential in a more efficient way.

[5 See: http://innosfera.by/2016/06/exports

Литература

1. Тенденции и перспективы развития промышленного комплекса Республики Беларусь. Научно-аналитический доклад // http://economics.basnet.by/files/Tendencii.pdf.

2. Внешняя торговля Республики Беларусь. Министерство иностранных дел Республики Беларусь // http://www.mfa.gov.by/export/.

3. Никитина Э.И. Международная экономическая интеграция и национальный суверенитет /

B.Ф. Медведев, В.В. Почекина, Э.И. Никитина / под науч. ред. А.Е. Дайнеко; Институт экономики НАН Беларуси.- Мн., 2015.

4. Никитина Э.И. Развитие экспортного потенциала предприятия: продвижение продукции на зарубежные рынки // Держава та репони. Науково-виробничий журнал. 2013, №1.

C. 211-215.

5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь //http://www.belstat.gov.by.

Рис. 2.

Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема

промышленного

производства,

Республика

Беларусь,

%, на конец

периода

Источник: [5]

75,8

74,5

67,9

65,3

61,1

59,4

49,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.