ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
© Курзанова Л.Ю/
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Статья посвящена системе государственного регулирования цен на строительную продукцию. Автором раскрыты понятие государственного регулирования цен и непосредственно система государственного регулирования цен на строительную продукцию. В статье автор подробно рассматривает уровни регулирования цен, их состав, а также основные цели и задачи, которые ставятся перед органами исполнительной власти и их подведомственных организаций в вопросах ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности.
Государство решает три основных экономических задачи: способствует повышению эффективности в строительстве, обеспечению справедливости и макроэкономической стабильности и осуществлению экономического роста.
Политика цен - это действие органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленное на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Ценовая политика в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение и, как часть экономической политики государства, реализуется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонополистическим законодательством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен в установлении определенных правил ценообразования [4].
В условиях рыночной экономики государственное регулирование ценообразования в строительстве осуществляется косвенным воздействием государства на цены. Таким образом, системой государственного регулирования цен на строительную продукцию регламентируются не суммы цен, а условия и ограничения по уровням сметных затрат, учитываемых при формировании цен на строительную продукцию [3].
♦ Ассистент кафедры «Экономика, управление и инвестиции»
Системой государственного регулирования цен на строительную продукцию обеспечиваются три уровня регулирования. Первый уровень -Министерство регионального развития РФ (Минрегиона России): структурное подразделение Департамент регулирования градостроительной деятельности и его подведомственные организации, второй - региональные центры по ценообразованию в строительстве, третий - проведение торгов.
Департамент регулирования градостроительной деятельности в лице отдела сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности решает следующие задачи [5]:
- организует разработку и готовит к утверждению нормативы в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности;
- проводит анализ ценообразующих факторов в строительстве, состояния и конъюнктуры строительного рынка в целом по РФ, отдельным регионам и экономическим районам, стоимости строительных материалов и конструкций, готовых объектов строительства и его элементов;
- разрабатывает и готовит к опубликованию индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по субъектам РФ, рекомендации по ценам на строительную продукцию, подготавливает предложения по вопросам определения стоимости объектов строительства, осуществляемого за счет средств федерального бюджета;
- осуществляет мониторинг цен при проектировании и инженерных изысканиях, организует разработку справочников цен и индексов изменения цен на проектные и изыскательские работы;
- организует разработку и рассмотрение сметных нормативов учитывающих фактические условия выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ;
- организует рассмотрение и регистрацию территориальных и отраслевых сборников по ценообразованию в строительстве по представлению территориальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий строительного комплекса с последующим их включением в перечень действующих документов в области ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности;
- рассматривает законченные разработки проектов нормативных документов по ценообразованию в строительстве, организует их экспертизу, утверждение, публикацию и внедрение;
Подведомственной организацией данного Департамента является Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр ценообразо-
вания в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее ФГУ ФЦЦС), основной целью деятельности которого является:
- реализация единой ценовой политики в сфере инвестиционно-строительной деятельности,
- подготовка нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве и промышленности строительных материалов, необходимых для формирования федеральной нормативно-методической и информационной базы ценообразования.
ФГУ ФЦЦС является единственным на территории Российской Федерации государственным учреждением, уполномоченного на выполнение отдельных функций, ранее выполняемых Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроем России) и нижеследующих функций [6]:
- осуществлять подготовку нормативно-методических и справочно-информационных документов по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве и промышленности строительных материалов;
- осуществлять методологическое руководство отраслевыми региональными и специализированными организациями по ценообразованию в строительстве и их аккредитацию;
- проводить мониторинг уровня цен на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве на территории РФ, а также стоимости эксплуатации (аренды) строительных машин, приборов, материалов и механизмов, оплаты труда в строительстве в разрезе субъектов РФ и ведущих предприятий строительного комплекса;
- формировать и вести единый федеральный информационный банк данных о стоимости материально-технических ресурсов, используемых в строительстве и данных по вопросам сметного ценообразования в строительстве;
- проводить анализ динамики изменения цен на строительную продукцию, материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы, отдельные виды строительно-монтажных работ, транспорт привозных материалов, а также осуществлять сбор и обработку информации о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов;
- собирать, анализировать и регистрировать данные о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций, оборудований, машин и механизмов, а также региональных индексов изменения стоимости строительно-монтажных и иных работ;
- производить разработку индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по субъектам РФ, применяемых для расчетов за выполненные работы, финансируемые с привлечением средств федерального бюджета;
- организовывать выпуск информационно-справочных и нормативно-методических документов по вопросам ценообразования и сметного нормирования;
- обеспечивать выпуск периодических изданий, содержащих сведения о динамике изменения цен на строительную продукцию и ресурсы, применяемые в строительстве, необходимые для определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формирования договорных цен на строительную продукцию и проведения расчетов за выполненные работы,
- обеспечивать выпуск периодических изданий, содержащих сведения о динамике изменения цен на строительную продукцию, необходимых для целей оценочной деятельности при использовании затратных методов оценки;
- организовывать проведение экспертизы сметной документации по объектам капитального ремонта, а также объектам, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения;
- организовывать разработку и внедрение автоматизированных программ сметных расчетов, а также программных ресурсов, необходимых для проведения органами экспертизы, надзора и финансового контроля проверок обоснованности и эффективности использования бюджетных средств при реализации федеральных адресных и региональных инвестиционных программ.
Например, на территории Челябинской области интересы ФГУ ФЦЦС представляет филиал ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» по Челябинской области, призванный собирать, обрабатывать и передавать информацию в своем регионе, необходимую для обеспечения деятельности ФГУ ФЦЦС [3].
Так же в Челябинской области с целью совершенствования существующей и создания новой системы ценообразования в строительстве, основанной на ресурсном методе определения стоимости строительства, и обеспечения на этой основе рационального использования средств, выделяемых на капитальное строительство, был создан региональный инфор-
мационный центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве ООО «Челинформцентр», в основу деятельности которого легло решение следующих задач [2]:
- методическое обеспечение и внедрение в организациях области ресурсных методов определения стоимости строительства;
- регистрация текущих цен, составление расчетных и прогнозных цен (индексов цен) на строительную продукцию;
- сбор информации и формирование банка ресурсно-стоимостных показателей по введенным в эксплуатацию объектам;
- разработка укрупненных показателей стоимости строительства;
- разработка региональных сметных нормативов, необходимых для определения стоимости строительства на различных стадиях разработки документации;
- распространение и внедрение в практику технических и программных средств для компьютеризации сметных и экономических расчетов;
- разработка методических документов для регионального уровня по вопросам ценообразования в строительстве и составления сметной документации в текущих ценах;
- определение стартовых цен и котировка объектов строительства, выставляемых на подрядные торги;
- определение текущей стоимости строительства объектов, финансируемых за счет федерального и местных бюджетов, и осуществление мониторинга цен в ходе строительства;
- составление региональных бюллетеней текущих и прогнозных цен по видам строительства и по основным ресурсам, потребляемым в строительстве;
- выполнение других работ и услуг, необходимых участникам инвестиционного процесса.
Третий уровень регулирования - проведение торгов, как в форме конкурса, так и аукциона. Проведение торгов (конкурсов) представляет собой экономическую оптимизацию стоимости строительной продукции путем соревновательного представления оферт (подрядчиков) с точки зрения их соответствия критериям, определяемых сметной документацией инвестора.
Оферта каждого участника конкретных торгов выражает намерения, в том числе по форме взаимозачетов, методу и сметно-нормативной базе формирования инвесторской стоимости СМР, перечню и нормам лимитированных затрат в составе сметной стоимости СМР подрядчика и нормам затрат и инфраструктуру в составе договорной цены [3].
Изменения в экономической системе и ценовой политике РФ влекут за собой совершенствование правовой базы и закономерно требуют об-
новления системы ценообразования и сметного нормирования. На сегодняшний день завершается первый этап работы по реализации новой Концепции развития и совершенствования российской системы ценообразования в строительстве. В основе новой системы ценообразования и сметного нормирования должен лежать комплекс взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов, позволяющих обеспечить равноправие участников инвестиционного процесса, рекомендательный характер публикуемых методик и правил, вариантный подход к определению сметной стоимости, свободный выбор нормативной базы, рациональные способы исчисления прибыли, накладных и других затрат.
Список литературы:
1. Постановление Главы Администрации Челябинской области «О региональном информационном центре по ценообразованию в строительстве» № 262 от 07.04.2006 г.
2. Положение о филиале Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» по Челябинской области, утвержденного Начальником ФГУ ФЦЦС Е.Е. Ермолаевым, 16.05.2006 г.
3. Бузырев В.В., Суворова А.П., Амосова Н.М. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве: Учебное пособие / В.В. Бузырев, А.П. Суворова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.
4. Дорожкин В.Р. Ценообразование и управление стоимостью в строительстве. - Воронеж. Издательство им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 328 с.
5. Департамент регулирования градостроительной деятельности. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosstroy.gov.ru/ dep_str.htm.
6. Правовой статус Федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgufccs.ru/center/index.php.