Научная статья на тему 'Государственное регулирование цен на рынке бензина и применение денежной компенсации автомобилистам'

Государственное регулирование цен на рынке бензина и применение денежной компенсации автомобилистам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК БЕНЗИНА / ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ / РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / GOVERNMENT REGULATION / GASOLINE MARKET / MONETARY COMPENSATION / OIL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Ирина Викторовна, Авласович Елена Михайловна

Статья посвящена проблеме государственного регулирования цен на рынке бензина и применения денежной компенсации автомобилистам. Автор анализирует влияние государства в случае регулирования цены на бензин, приводит примеры положительного и отрицательного влияния. Рассматриваются меры поддержки потребителей в случае повышения цены на бензин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Prices in the Gasoline Market and the use of Monetary Compensation to Motorists

The article is devoted to the problem of state regulation of prices in the gasoline market and the use of monetary compensation to motorists. The author analyzes the influence of the state in the case of regulation of the price of gasoline, gives examples of positive and negative influence. Measures to support consumers in the event of an increase in the price of gasoline are considered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование цен на рынке бензина и применение денежной компенсации автомобилистам»

Павлова И. В., Авласович Е. М. Государственное регулирование цен на рынке бензина и применение денежной компенсации автомобилистам// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00734.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 338 : 665.73 : 331.211.5

Павлова Ирина Викторовна

Магистрант

ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск iv.pavlova18z3 7@omgau. org

Авласович Елена Михайловна

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск em. a vlaso vich @omgau. org

Государственное регулирование цен на рынке бензина и применение денежной

компенсации автомобилистам

Аннотация. Статья посвящена проблеме государственного регулирования цен на рынке бензина и применения денежной компенсации автомобилистам. Автор анализирует влияние государства в случае регулирования цены на бензин, приводит примеры положительного и отрицательного влияния. Рассматриваются меры поддержки потребителей в случае повышения цены на бензин.

Ключевые слова: государственное регулирование, рынок бензина, денежная компенсация, рынок нефтепродуктов.

На сегодняшний день одной из «наболевших» тем является рост цен на бензин, а также то, как государство влияет на них и регулирует. Но самой главной нерешенной задачей государства является вопрос компенсации потерь автомобилистов при каждом повышении цены на бензин.

Федеральная антимонопольная служба России постоянно проводит мониторинг цен на нефтепродукты и контролирует ситуацию. По мнению ведомства, в Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, они формируются на основе рыночного механизма конкуренции. Факторами, которые влияют на формирование цен моторного топлива, являются: сезонный спрос, рост налоговой нагрузки и мировых цен, отраслевых издержек, профилактика и плановый ремонт российских НПЗ и др.

Правительство Российской Федерации, заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе и ФАС предпринимают действия по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Весной 2018г. правительство смогло остановить беспрецедентный рост стоимости бензина, именно тогда оптовые цены на моторное топливо превысили розничные, это привело к убыткам нефтепереработчиков и АЗС. В ситуацию пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину. Потребовалось доработать законопроект, чтобы ограничить влияние колебаний нефтяных котировок и курса рубля на стоимость бензина в РФ. Решением стало введение демпфирующего механизма,

позволяющего НПЗ частично возместить потери при увеличении экспортных цен. Он заключается в том, что компаниям выплачивается разница между экспортным нетбэком и базовой ценой (50 тыс. руб./т для дизельного топлива и 56 тыс. руб./т для автобензина). Законопроект предусматривает ежегодную индексацию базовой цены на 5%. При отклонении оптовой цены на внутреннем рынке от установленного уровня базовой цены более чем на 10% компенсация НПЗ становится равной нулю. Демпфирующая составляющая возвращает 60% в 2019 г. и 50% с 2020 г. от превышения нетбэка над базовой ценой. [1].

Созданный 10%-й «коридор» допустимых отклонений оптовых цен позволяет им снизить потери от непокрытой разницы внешних и внутренних цен. Предусмотренный законопроектом демпфирующий механизм пока не опробован на практике, поэтому эффективность его применения остается под вопросом. В качестве подстраховки от резкого роста цен на бензин Минфин ввел возможность оперативного повышения экспортных пошлин. Коэффициенты на нефть и светлые нефтепродукты могут быть скорректированы до 0,45 и 0,6 соответственно от базового значения - 0,25. Такой инструмент позволит снижать экспортный паритет и уменьшать стимулы для экспорта и повышения внутренних цен. Однако одновременно возрастает фискальная нагрузка на нефтяные компании, которая может приводить их к убыткам.

Помимо введения новых механизмов балансировки рынка, с 2019 г. акциз на бензин повышается с 8,2 тыс. руб./т до 12,3 тыс. руб./т (с 6,1 до 9,2 руб./л), НДС увеличивается с 18% до 20% [2,с.56].

В России ПАО «Газпром» осуществляет добычу 95% природного газа и нефти, при этом цена на сбыт устанавливается государством. Получается замкнутый круг. Есть и еще один момент, который необходимо учесть, в России розничная цена на бензин имеет отношение к доллару по отношению к рублю, а розничная цена формируется из оптовой, которая в свою очередь должна соответствовать экспортному паритету. В мае 2018г. топливный рынок РФ не прошел проверку на устойчивость при резком изменении соотношения нефтяных котировок и курса рубля. В июне 2018г. пришлось резко снижать акцизы, но и данное решение правительства принципиально не изменило ситуацию.

Самыми уязвимыми в сложившейся ситуации являются нефтеперерабатывающие заводы и АЗС, которые компенсируют разницу между сдерживаемой государством розницей и рыночным оптом. Например, в Саудовской Аравии внутренние цены на бензин устанавливаются правительством и очень долгое время они являлись одними из самых низких в мире и никак не зависели от нефтяных котировок и прочих факторов, соответственно потребление бензина возрастает.

Ситуация в России выглядит намного хуже, каждый скачок цены на бензин влечет за собой снижение спроса на моторное топливо и его увеличение на более дешевое топливо, например, природный газ. При этом страдает потребитель, возрастает недовольство населения, поскольку при увеличении цены на бензин происходит подорожание продуктов питания и многое другое, так как увеличивается стоимость перевозки.

С целью законодательно создать механизм защиты интересов рядовых потребителей в августе 2018 г. от фракции КПРФ в государственную думу на рассмотрение был внесен законопроект, по которому в России предполагается ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. По мнению авторов законопроекта, скачок роста цен в первой половине 2018 г. носит не рыночный характер, а связан с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых и снижением экспортных пошлин на нефть. До этого времени «налоговый маневр» так заметно не сказывался на топливном рынке. Увеличение цены на нефть на фоне снижения экспортной пошлины привело к тому, что ее экспорт стал выгоднее, чем ее переработка до бензина и дизеля. То, что предложила фракция КПРФ означало установить предельные уровни цен и торговых надбавок к ним, решение всех остальных вопросов остается за правительством.

Конечно, существует много негативных последствий государственного регулирования цен на бензин, одна из них - это дефицит топлива, который может возникнуть, поскольку

фиксированная цена не учитывает расходы на доставку и многие другие немаловажные расходы. Кроме дефицита топлива потребитель столкнется с тем, что появится топливо плохого качества, следовательно, пострадает потребитель, так как увеличится износ транспортного средства. Может, действительно лучше, если будет рыночное регулирование, ведь рынок способен более гибко реагировать на ситуацию, за счет конкуренции он стимулирует развитие и сдерживает рост цен. Рыночные механизмы в России не всегда хорошо работают, потому что большей частью инфраструктуры ТЭК владеет государство.

Для того чтобы в нефтяной отрасли заработали рыночные механизмы, необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, эти меры должны перевести ТЭК на частную собственность, во-вторых «убить» олигополию и, в - третьих развить конкуренцию, т.к. основным двигателем рынка является именно конкуренция, при которой и происходит сдерживание роста цен. В России конкуренция наблюдается только в рознице. Слишком много нужно сделать, чтобы у нас ввели рыночные принципы, для этого необходима мощная политическая воля, и не факт, что они будут иметь популярность у народа. Подготовленный фракцией КПРФ проект так и не был принят. [3] Сегодня рынок продолжает зависеть от различных факторов, не исключено, что ситуация со скачком цен может повториться и в этом году. Так, может, государству необходимо найти другие меры поддержки населения при росте цены на бензин?

Например, в сельском хозяйстве существует субсидия на ГСМ для сельхозпроизводителей. Правительство России ежегодно распределяет определенную сумму, которая выделяется из резервного фонда в качестве компенсации расходов аграриев на ГСМ. Подорожание топлива неизбежно отражается на конкурентоспособности российской продукции и замедляет развитие АПК, прибыльность аграриев снижается, а в случае сокращения урожая есть риск сработать вовсе в убыток. [4] В данной ситуации «заложниками» остаются простые граждане, для которых продукты питания становятся дороже. Но если в сельском хозяйстве государство хоть немного контролирует вопрос с субсидиями, то для остальных это вопрос для обсуждения.

Можно предложить правительству ежемесячно выделять денежные субсидии на 1 транспортное средство в размере 1 000 рублей. На эти деньги можно будет купить почти 23 литра бензина. Особенно это было бы хорошей социальной мерой для ветеранов и пенсионеров, которые зачастую используют свой автомобиль только летом, а в остальное время машина стоит в гараже.

Министерство транспорта РФ видит вероятность полного перехода на топливный акциз и ухода от транспортного налога лишь после 2020 года, поскольку последний исправно собирается и наполняет региональные дорожные фонды. Получается, что чем больше ездишь, тем ты больше используешь свое транспортное средство, тем больше ты будешь платить за топливо через акцизы. Может действительно так было бы лучше, но сейчас в РФ используются два принципа: и акцизы, и транспортный налог, сохранение которого необходимо как источник ресурса для субъектов РФ по приведению в нормативное состояние местных дорог. Поэтому автолюбители зависят от многих факторов и повлиять на них не могут.

В некоторой степени решают проблему различные акции, которые устраивают нам АЗС. Например, сеть АЗС «Газпромнефть» ввела бонусную карту, на которую с каждой заправки на 1000 рублей в период акции клиент получает 1 бонус на каждый полный литр топлива или дает скидку 1 рубль с каждого литра бензина на заправку от 25 литров при предъявлении штрих-кода из мобильного приложения «Газпромнефть». [5] Для потребителя, у которого транспортное средство является не только способом комфортного передвижения, но и способом получения дохода, любая экономия иногда очень необходима. В качестве обобщающего вывода можно отметить, что необоснованное повышение цен может привести к уменьшению располагаемого дохода потребителей и снизить прибыль производств разных отраслей экономики.

Ссылки на источники

1. Статистика [Электронный ресурс] // Министерство энергетики РФ. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic (дата обращения: 20.03.2019)

2. Хлибык А.А. Особенности ценообразования на рынке бензина в России [Электронный ресурс] // Научный диалог: экономика и управление - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/113519/discussion_platform (дата обращения: 20.03.2019)

3. Структура цены автомобильного бензина [Электронный ресурс] // Российский топливный союз. - Режим доступа: http://www.rfu.ru/analytics/analytical-materials/1402-struktura-tseny-avtomobilnogo-benzina-v-rossii-i-ssha-sravnitelnaya-kharakteristika.html (дата обращения: 20.03.2019)

4. Сельскохозяйственный портал [Электронный ресурс] - Режим доступа https://atgarant.ru/news/mnenie_subsidiya_na_gsm_dlya_selyhozproizvoditeley (дата обращения 20.03.2019)

5. Сеть АЗС Газпромнефть [Электронный ресурс]-Режим доступа https://www.gpnbonus.ru (дата обращения 20.03.2019)

Irina Pavlova

Master student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Elena Avlasovich

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

State Regulation of Prices in the Gasoline Market and the use of Monetary

Compensation to Motorists

Annotation. The article is devoted to the problem of state regulation of prices in the gasoline market and the use of monetary compensation to motorists. The author analyzes the influence of the state in the case of regulation of the price of gasoline, gives examples of positive and negative influence. Measures to support consumers in the event of an increase in the price of gasoline are considered.

Keywords: government regulation, gasoline market, monetary compensation, oil market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.