Научная статья на тему 'Российский рынок автомобильного бензина'

Российский рынок автомобильного бензина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА / РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА / СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ БЕНЗИНА / CONSUMPTION STRUCTURE / RETAIL PRICE / AUTO-PETROL MARKET / EXTRACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафина Татьяна Александровна

Рассматривается рынок автомобильного бензина в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе. Исследована структура потребления автомобильного бензина по федеральным округам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTO-PETROL MARKET IN RUSSIA

The auto-petrol market in the Russian Federation and Privolzhsky Federal region has been studied. The structure of auto-petrol consumption in different federal regions of Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Российский рынок автомобильного бензина»

Российский рынок автомобильного бензина

Т.А. Сафина, соискатель,

Межрегиональный открытый социальный институт

Средняя розничная цена на бензин — это такой показатель, который, несмотря на его удобство для статистики, расчётов и анализа, в реальной жизни встретить нельзя. Он рассчитывается с учётом разницы цен в разных регионах одной и той же страны, а также на различные виды топлива. Что касается реальных цен на заправках, то ситуация может отличаться [1].

Одна из причин текущего повышения цен на заправках — рост оптовых цен на горючее. На цену бензина влияет также другой фактор — монополизм на региональных рынках. Существует мнение, что рост цен по всей стране невозможен без сговора между несколькими крупными нефтяными компаниями с целью извлечения сверхприбыли. Необходимо разработать систему эффективного антимонопольного регулирования цен. Число автозаправочных станций на 100 тыс. машин в России в несколько раз меньше, чем в развитых странах.

Например, по Приволжскому федеральному округу выделяются три основные нефтегазовые компании — это «Татнефть», «Лукойл» и «Башкирнефтепродукт» (рис. 1) [2]. Доминирует по всему ПФО ОАО «Лукойл»; «Татнефть» и «Башкирнефтепродукт» больше представлены в своих республиках и близлежащих регионах. Надо заметить, что цены на АЗС данных компаний значительно различаются.

В Республике Марий Эл доминируют автозаправочные станции из других республик и областей Российской Федерации, местные АЗС представлены очень низким процентом (рис. 2).

Участниками российского рынка автомобильного бензина являются:

• 9 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ЮКОС», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Роснефть», ОАО «Русснефть», ОАО «Татнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Славнефть», ОАО «Башнефть»;

• ОАО «Газпром» (включая «Газпромнефть» (бывшую «Сибнефть»));

• 160 малых и средних предприятий;

• 27 основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) суммарной мощностью по первичной переработке нефти 273 млн т в год (загрузка 72%); 19 из них входят в вертикально интегрированные компании;

• 22 тыс. автозаправочных станций (АЗС) общего пользования. Из них 6 тыс. АЗС принадлежат ВИНК, 16 тыс. АЗС — частные.

Протяжённость магистральных нефтепроводов составляет 48,7 тыс. км, нефтепродуктопро-водов — 19,3 тыс. км. Кроме того, участниками нефтяного рынка в России в настоящее время являются:

• 1500 трейдерских компаний (оптовая торговля на внутреннем рынке);

• 3500 операторов АЗС (розничная торговля на внутреннем рынке);

• более 700 участников экспортно-импортных операций;

• около 25000 конечных потребителей нефтепродуктов (предприятий).

В России в 1-м квартале 2012 г. добыто 16248000 т нефти, что составляет 31% от добытой нефти в 2011 г. (табл.) [3].

Суммарная мощность российских НПЗ составляет 320 млн т, что почти в 1,5 раза превышает потребности внутреннего рынка. В связи с этим объём экспорта нефтепродуктов имеет тенденцию к росту, несмотря на наличие экспортных пошлин.

Лукойл

нм Татнефгь(лев.сторона)

■Роснефть

-Другие

-Ж- Башкирнефтепродукт (пр. сторона)

Рис. 1 - Монополизм крупных нефтяных компаний по ПФО

Лукойл

34%

Марийский

бензин

1%

Татнефть

11%

Рис. 2 - Количество АЗС Республики Марий Эл

Приволжский

ФО

25%

Нико-Ойл

5%

Южный ФО 12%

Уральский ФО 10%

Сибирский ФО 14%

Дальневосточный

ФО

4%

Другие

49%

Северо-- Западный ФО 9%

Центральный ФО 26%

Рис. 3 - Структура потребления автомобильного бензина по федеральным округам России

Добыча нефти в Российской Федерации за 2001—2011 гг., 2012 г., (1-й квартал)

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Добыча нефти, т 28866666,67 31591666,7 34950000 38191666,67 39100000 39883333,33

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (1 кв.)

Добыча нефти, т 40841666,7 40350000 40866666,67 42466667 51143200 16248000

Цены на бензин слабо поддаются конъюнктурному регулированию также потому, что на величину этих цен влияет объективное отставание российской нефтеперерабатывающей отрасли.

Отличительной чертой рынка автомобильного бензина в России является то, что во многих регионах сильно развит монополизм крупных нефтяных компаний, которые и формируют «свои» цены на бензин. Зачастую они несправедливо высокие, т.к. не подвержены жёсткому регулированию со стороны правительства.

Нефтеперерабатывающие заводы России имеют разный уровень технологической оснащённости, но в целом для отрасли характерна крайняя степень изношенности основных фондов.

Территориальное распределение перерабатывающих мощностей неудобно: ключевые регионы-потребители находятся на значительном удалении от ведущих НПЗ. Большинство из них расположены в глубине страны, вдали от портовой инфраструктуры, что делает их модернизацию с целью развития экспорта товарных нефтепродуктов экономически неэффективной.

Так же как и производство, потребление автомобильного бензина в региональном разрезе

сильно отличается по России и определяется рядом региональных особенностей — размером территории, протяжённостью автомобильных дорог, численностью населения, развитием промышленности и сельского хозяйства и т.д. (рис. 3).

Основная доля бензина потребляется в пяти городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Рынок нефти и нефтепродуктов относится к рынку жёсткого типа, т.е от изменения спроса цена практически не зависит. Ценообразование на данном рынке в большей степени зависит от политического и внешнеэкономического регулирования. Примером служит экономический кризис 2008 г., когда произошёл обвал цен на нефть («эталонная» нефть стоила 40$ за баррель).

Налогообложению подвергаются как сырая нефть на этапе продажи, так и деятельность нефтеперерабатывающих предприятий. Это означает, что экономическую ренту, образующуюся в нефтяном секторе, получают не только нефтедобывающие компании, но также компании и государственная казна стран-потребителей (рис. 4).

%

гхл Налоги (лев. сторона) ----Добыча сырой нефти(пр. сторона)

Рис. 4 - Выручка с одного литра нефти стран-потребителей

-Промышленная марка

В России налоговая составляющая цены нефтепродуктов (с учётом НДС) составляет 50—65% (в России в стоимости бензина доля налогов в два с половиной раза больше, чем в США).

Налоговое регулирование является основным инструментом формирования цен на бензин государственным аппаратом.

По данным Минфина, цена бензина на АЗС, разложенная на составляющие, составляет: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 13—17%; акцизы — 12%; налог на прибыль — 10%; НДС — 15%; затраты на добычу, транспортировку и переработку — 15%. Таким образом, налоги «съедают» более 65%. В цену бензина закладывают доходы сервисных и транспортных компаний, а также тарифы естественных монополий. Совокупная прибыль производителей и продавцов составляет 30—35%. В январе 2011 г из-за увеличения акцизов произошёл резкий всплеск цены на бензин — примерно на 20—22%. Как показано выше, цена на бензин состоит из реальной цены и налогов. При подорожании акциза цена не должна была так резко повышаться, иначе можно считать, что свою роль играет спекулятивный фактор.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых изменяется в зависимости от мировых цен на нефть сорта Urals, а цена российской нефти напрямую зависит от мировой цены на

«эталонную» марку нефти Brent. Таким путём государство увязывает внутреннюю цену на ГСМ с мировыми ценами на нефть. Если цена на «эталонную» нефть растёт, то растёт и цена на Urals соответственно. Нефтяники платят больше налогов, даже если они не экспортируют сырьё, а перерабатывают его и продают внутри страны. Таким образом, наличие в стране налоговой системы, привязанной к мировым ценам на нефть, провоцирует повышение внутренних расценок на бензин и горюче-смазочные материалы вслед за мировыми.

Ежегодно наиболее активный рост цен на бензин приходится на лето — начало осени, т.е. на период, когда в силу вступает т.н. сезонный фактор.

В некоторых регионах России повысился уровень жизни населения, благодаря этому многие автовладельцы могут себе позволить заменить отечественный автомобиль на более дорогой иностранной сборки, который использует бензин марки АИ 95. Если проследить покупательную способность автовладельцев на АЗС, то можно сделать вывод о том, что спрос на марки бензина АИ 92 выше, чем на марку бензина АИ 95, так как цена на эту марку существенно отличается.

Литература

1. Морозова Е. Экономика внутреннего сгорания // Российская бизнес-газета. № 497.

2. Официальные сайты НК // URL: www.tatneft.ru, www.lukoil. ru, www.bnp-azs.ru

3. Официальный сайт Госкомстата // URL: www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.