Государственное регулирование трудоустройства молодежи в России State regulation of youth employment in Russia
Ефременко Яна Александровна
Студентка 2 курса Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, Белгород e-mail: [email protected]
Efremenko Yana Alexandrovna
2nd year student Institute of Economics and Management Belgorod National Research University Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
Аннотация.
Исследование проблемы трудоустройства молодежи в настоящее время представляет собой довольно актуальное направление, поскольку молодежь выступает главным трудовым ресурсом страны в силу своих качеств и возможностей. В данной статье рассматривается проблема безработицы современной молодежи в России. Анализируются проблемы, которые она создает для современного общества и страны. Также рассматриваются варианты решения этих вопросов в рамках процесса государственного регулирования занятости. Значительное внимание уделяется службам занятости России. В заключение статьи даны некоторые рекомендации по совершенствованию государственного регулирования трудоустройства молодежи.
Annotation.
The study of the problem of youth employment is currently the most relevant, since young people are the main labor resource of the country, due to their qualities and capabilities. This article deals with the problem of youth unemployment in Russia today. The article analyzes the problems that it creates for modern society and the country. Options for addressing these issues within the framework of state regulation are also being considered. Considerable attention is paid to employment services in Russia. In conclusion, the article provides some recommendations for improving state regulation of youth employment.
Ключевые слова: Молодежь, безработица, рынок труда, трудоспособное население, государственное регулирование.
Key words: Youth, unemployment, job market, working-age population, state regulation.
В современное время молодые люди являются одной из самых незащищенных групп на рынке труда в силу своих возрастных, профессиональных и амбициозных особенностей. Молодежь как социально-экономическая группа имеет противоречивые качества. С одной стороны молодежи присущи такие особенности как: быстрая обучаемость, довольно быстрое восприятие полученной информации, высокая трудоспособность, энергичность и инициативность, стремлением к освоению инноваций. С другой же - молодое поколение отличается профессиональной подготовкой, нет квалификации требуемого уровня, ну и всем известно, что большинству работодателей требуются сотрудники только с опытом работы. Такая противоречивая характеристика молодого поколения как трудового ресурса Российской Федерации объясняет уникальность ситуации, складывающейся на рынке труда.
Занятость молодого поколения - сложная многосторонняя проблема, носящая межведомственный характер. Под занятостью понимается обеспеченность молодежи общественно необходимой работой, приносящей какой-либо доход. Рынок труда молодежи представляет собой особый социально - демографический сегмент российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости [1]. Он формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые школьники, студенты, выпускники как высших, так и средних учебных заведений. Ещё не
работавшие нигде выпускники и студенты, имеют слабое представление о содержании и методах работы, а также о стандартных формах поведения на работе -они требуют к себе большого внимания и постоянной оценки их работы.
В России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет около половины от общего числа зарегистрированных безработных. Как отмечает издание «Огонек», молодежная безработица два года назад составляла 2 миллиона человек в возрасте от 15 до 24 лет. С марта 2018 года по март 2019 года безработица среди молодежи в возрасте 15-19 лет снизилась с 32 процентов до 20,8 процента, а среди 20-24-летних — с 15,2 до 13 процентов. При том, что общая безработица в стране в то время держалась на уровне 4,54,7 процента от всего трудоспособного населения. В 2020 году росту безработицы поспособствовал коронавирус. Пандемия привела к ограничениям, которые в свою очередь привели к резкому спаду производства. В I квартале 2020 года падение спроса на молодых специалистов составило уже 35 процентов [2]. Помимо пандемии на безработицу молодежи повлияло проведение пенсионных реформ. Старшее поколение стало дольше работать и, соответственно, дольше занимать рабочие места.
Хочется подчеркнуть то, что вставать на учет в качестве безработных, молодежи не свойственно, так как, по их мнению, у них вся жизнь впереди и до пенсии им далеко. Несмотря на это, высокий уровень безработицы молодого населения страны опасен социальными и экономическими последствиями, которые затрагивают интересы не только молодежи, но и всего государства в целом. Безработица среди молодого населения ведет: к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов); снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию; усугубляется криминогенная обстановка в стране [3].
Государственное регулирование трудоустройства молодежи - это система мер государства, позволяющая молодому поколению профессионально самореализовываться [4]. Государственное регулирование безработицы молодого поколения должно осуществляться не только на федеральном, но и на региональном уровне. Суть изменений должна состоять в том, чтобы объединить потребности и интересы молодых людей с потребностями и интересами человечества. По этой причине актуальным и стратегически важным становится реализация государственного регулирования трудоустройства молодежи, сосредоточенного на решении проблем, связанных с обеспечением занятости молодых людей, а так же с сохранением и развитием трудовых ресурсов страны.
Важно принять во внимание, что проблема включения молодого поколения в число трудовых ресурсов страны тесно связана с проблемой их трудовых ориентаций, с определением их приоритетов, желаний и возможностей. Очень часто возникает противоречие между потребностями, запросами молодежи и конкретными предложениями рабочих мест. В результате чего, большая часть молодежи остается невостребованной на рынке труда.
Для создания эффективных условий занятости молодежи, были созданы службы занятости, реализовывающие комплексное регулирование вопросов трудовой деятельности.
Сейчас проблемой трудоустройства и вовлеченности молодежи в проблемы страны занимается одна из самых массовых некоммерческих организаций РФ - Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ). Уже 30 лет, а именно с 31 мая 1990 года, РСМ объединяет активную и талантливую молодежь, находит и раскрывает в них способности. Из года в год в проектах Российского Союза Молодежи
принимают участие около 4 миллионов человек. Это школьники, студенты, молодежь из больших и малых городов и сёл. К 2020 году организации РСМ были созданы в 77 субъектах Российской Федерации. Общая численность членов РСМ превышает 110 тысяч молодых человек. В команду РСМ входит Ассоциация студентов и студенческих объединений России и Ассоциация учащейся молодежи РСМ «Содружество».
Российский Союз Молодежи проводит работу по реализации программ и проектов для молодежи в сфере воспитания, содействия профессиональной занятости, развития кадрового потенциала молодежи, вовлечения молодежи в социальную практику, развития социальных инициатив у молодежи.
Еще в школьные годы РСМ находят активных и талантливых людей. Так, программа «Ученическое самоуправление» помогает выявить лидеров школьного самоуправления. Таким образом помогает найти место в жизни и построить карьеру начинающим специалистам. А в рамках проекта «Открытое образование» специалисты следят за качеством высшего образования в России и выявляют «лучших».
Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах Российской Федерации были открыты молодежные биржи труда - MBT, которые оказывают помощь молодым людям в постоянном или временном трудоустройстве. Кроме того, широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.
Молодежные биржи труда - некоммерческие государственные организации, деятельность которых направлена на помощь в трудоустройстве молодых людей. В большинстве случаев такие центры работают благодаря гражданской инициативе и открытости работодателей. MBT действуют как в больших городах, так и в маленьких населенных пунктах. Основной целью данной организации является: содействие молодому поколению в поисках первых достойных вариантов для заработка и саморазвития. Целевая аудитория - люди от 14 до 30 лет, но ключевую роль такие организации предоставляют для молодежи от 14 до 18 лет, так как в этом возрасте тяжелее всего найти работу. Молодежная биржа труда выполняет ряд специфических функций, основными из которых являются: профориентация для школьников, способствуют выбору профессии с помощью тестирований и открытых разговоров; предоставление сезонных работ на период каникул; стажировка и практика для начинающих специалистов.
Для того, чтобы сориентироваться в услугах и узнать месторасположение молодежных бирж труда в своем городе гораздо эффективнее воспользоваться ресурсами интернета. В представленной ниже таблице 1 приведен список сайтов или сообществ в социальных сетях.
Таблица 1. Список сайтов или сообществ молодежной биржи труда
Город Адрес сайта или группы в социальных сетях
Москва https://czmol.ru; https://vk.com/czmol; https://vk.com/vrabotah.
Санкт-Петербург https://spbmbt.ru https ://vk. com/mbt_spb
Уфа https ://vk. com/mbtufa
Новосибирск https://mct-nsk.ru
Курск https ://birzha-kursk. ru
Красноярск https ://vk. com/mbirzhatruda
Самара https ://www. mc -samara. ru
Белгород https://belgorod.gorodrabot.ru/
В других городах РФ так же имеются MBT, но они, к сожалению, еще не обзавелись сайтом. Все же -это действующие организации, с разнообразной структурой и большим количеством участников.
К несовершенствам молодежной биржи труда чаще всего относят то, что сезонная работа или подработка для школьников и студентов, в основном основана на физической выносливости, а это порой не совпадает с выбранной профессией. Кроме того, молодежь с ограниченными возможностями не сможет выполнять такую работу. Несмотря на ранее сказанные недостатки, молодежная биржа труда (MBT) остается популярной версией поиска работы.
В последнее десятилетие, во многих городах Российской Федерации, широко применяется Молодежный кадровый резерв - МКР Государственной службы для трудоустройства молодежи. Необходимость молодых специалистов в кадровых резервах государственной службы очевидна. Кадры в лице молодежи необходимы для обеспечения существенных социально-экономических факторов развития государства и общества. Так же, Молодежный кадровый резерв является источником для подбора кадров на должности государственной гражданской службы в исполнительных органах власти, относящиеся к младшей группе должностей.
Хочется отметить, что многие регионы РФ «завлекают» молодежь жильем. В начале оно оформляется договором социального найма, а затем переходит в собственность работника. Как следствие у молодого специалиста будет опыт работы и собственное жилье. Кроме того, для привлечения молодых специалистов в отдаленные поселения, применяются единовременные выплаты молодым специалистам, получившим высшее образование.
Государству необходимо увеличить количество мест в ВУЗах, для получения высшего образования по целевому направлению. В рамках данного проекта студенты получают высшее образование бесплатно. Но, далеко не вся современная молодежь готова ехать в отдаленные поселки и маленькие города, чтобы отработать свое целевое направление на обучение.
Таким образом, ситуация, складывающаяся на молодежном российском рынке труда в последние годы, является довольно напряженной: растут масштабы безработицы среди молодежи, увеличивается её продолжительность. Несмотря на то, что часть молодого поколения оказывается способной в силу собственных ресурсов и активности адаптироваться к изменившейся ситуации, все же много и таких, кто не может обойтись без помощи. Функцию поддержки и помощи в трудоустройстве выполняет государственная служба занятости населения, которая способна реально помочь безработным приобрести профессию и навыки, востребованные производством. Государству целесообразно эффективнее использовать трудовой потенциал молодого поколения, для этого необходимо решать проблемы молодежи, развивать и реализовывать их личностные и профессиональные возможности. Также, для решения проблемы безработицы молодежи, государству необходимо развивать систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям, с учетом потребностей рынка труда. Ведущими задачами государственного регулирования трудоустройства молодежи должны быть: профессиональная адаптация молодежи к рынку труда и повышение конкурентоспособности молодого поколения на трудовом рынке.
Список используемой литературы:
1. Шустова О.А., Шевень Л.Н. Проблема занятости российской молодежи // Студенческие научные исследования. 2015. № 7 URL: http://student.snauka.ru/2015/07/2548 [Электронный ресурс] (Дата обращения: 25.11.20)
2. Трушин А. Безработный возраст // Огонек. 2020. №21 С. 12 URL: https://www.kommersant.ru/doc/4341606 [Электронный ресурс] (Дата обращения: 25.11.20)
3. Бабушкина Т.В. Молодежь на рынке труда и образовательных услуг. / Т.В. Бабушкина, М. Гарсия-Исер // Человек и труд. 2009. №6. С.41-43
4. Лещинская Г. Молодежный рынок труда // Экономист. 2002.- №8. С. 68 URL: https://docplayer.ru/58661993 [Электронный ресурс] (Дата обращения: 25.11.20)