Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ / ПРИЧИНЫ РОСТА ТАРИФОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтионов Александр Леонидович

В статье анализируется целесообразность государственного регулирования цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, обосновывается актуальность рассматриваемой темы, нормативные основы принципов тарифообразования от федерального к региональному, рассматривается социально политический аспект обоснованности участия государства в тарифном регулировании, приводится нестандартный, новый подход к анализу причин роста тарифов с позиций рассмотрения общеэкономических правил и влияния на рост тарифов ЖКХ внешних экономических факторов и системных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Локтионов Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF TARIFF POLICY IN THE SYSTEM HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article proposes a substantiation of the validity of state regulation of prices and tariffs in the housing and communal services of the Russian Federation, which is currently considered, the regulatory basis for tariff formation according to the regional regional social political level of the state's validity in tariff regulation, a non-standard, new approach to analysis. on the growth of tariffs on the growth of tariffs for housing and communal services, external economic factors and systems of conditions.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Локтионов А.Л. Email: [email protected]

Локтионов Александр Леонидович - студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Балтийский государственный технический университет «ВОЕНММЕХ» им. Д.Ф. Устинова,

г. Санкт- Петербург

Аннотация: в статье анализируется целесообразность государственного регулирования цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, обосновывается актуальность рассматриваемой темы, нормативные основы принципов тарифообразования от федерального к региональному, рассматривается социально политический аспект обоснованности участия государства в тарифном регулировании, приводится нестандартный, новый подход к анализу причин роста тарифов с позиций рассмотрения общеэкономических правил и влияния на рост тарифов ЖКХ внешних экономических факторов и системных условий.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, государственное регулирование тарифов, причины роста тарифов.

STATE REGULATION OF TARIFF POLICY IN THE SYSTEM HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN

FEDERATION Loktionov A.L.

Loktionov Aleksandr Leonidovich - Student, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUSHION OF HIGHER EDUCATION BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY "VOENMEKH" D.F. USTINOV, SAINT PETERSBURG

Abstract: the article proposes a substantiation of the validity of state regulation of prices and tariffs in the housing and communal services of the Russian Federation, which is currently considered, the regulatory basis for tariff formation according to the regional regional social political level of the state's validity in tariff regulation, a non-standard, new approach to analysis. on the growth of tariffs on the growth of tariffs for housing and communal services, external economic factors and systems of conditions. Keywords: housing and communal services, state regulation of tariffs, reasons for tariff growth.

Построение современных институтов власти в Российской Федерации имеет историю в двадцать девять лет, политическая система непрерывно развивается. Постоянно изменяющиеся условия нашей действительности свидетельствуют о завершении начального этапа стабилизации после революционного периода девяностых годов на пути к развитому правовому государству и переходе к периоду эффективного управления на базе сформированных управленческих структур. Политическая система, на основе работоспособности обратных связей, обеспечивает возможность постоянной модернизации и усовершенствований, как законодательной базы, так и институтов власти, которые находятся на этапе становления. Качество происходящих процессов в осуществлении управления напрямую зависит от качества целевой входящей информации, институтов ее обработки и анализа. Наличие в регионах действенных структур, способных к эффективному управлению на основе

указанного принципа - формирования и оценки обратных связей, и их учет в корректировке вектора текущего состояния и вектора целей, определяют качество управления в них, а значит и напрямую влияет на качество жизни граждан.

Актуальность темы исследования государственного регулирования цен (тарифов) в условиях сложившейся современной российской экономики с присущей ей свободой экономической деятельности является одним из важнейших механизмов по соблюдению государственных и общественных интересов. Пределы влияния и определение механизма воздействия на ценообразование напрямую зависят от правового положения самого государства, так как оно само по себе является хозяйствующим субъектом и одновременно выступает гарантом защиты интересов других хозяйствующих субъектов.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, действующие (утратившие силу) на территории Российской Федерации, правовые нормативные акты СССР, акты федеральных министерств и ведомств, уставы, законы и подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Проанализирована информация, содержащаяся на официальных сайтах органов исполнительной власти, материалах конференций, заседаний и совещаний государственных органов, в отчетных материалах органов исполнительной власти, в рекомендациях экспертов.

«Государственное управление» в сфере регулирования цен и тарифов - это властное, практическое, планомерное, непрерывное, организующее и регулирующее воздействие государства через специально образованные исполнительные органы власти на общественные отношения, возникающие в процессе формирования цен (тарифов). Воздействие для достижения социально-экономических целей, в том числе, обеспечения сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг, обеспечения потребителей необходимым количеством товаров, продукции и услуг установленного качества по доступным ценам, и иных целей.

Принцип обеспечения стабильности путем установления долгосрочных тарифов, для достижения снижения инфляционных темпов в экономике. Напрямую защищает интересы граждан страны. Снижение инфляционной нагрузки, обесценивающей средства платежа, обеспечивает сохранение покупательной способности средств платежа. Снижает обесценивание накоплений, так как инфляция обусловлена величиной ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального Банка России и ростом тарифов естественных монополий.

Рыночная экономика- это псевдо саморегулируемая экономическая система, где хозяйствующие субъекты принимают решения с учетом экономических свобод (форма собственности, договорные отношения, и т.д.), но, так как государственное управление осуществляет формирование «правил игры», жизнедеятельности общества в виде законотворческой деятельности, отказ государства от вмешательства в экономику не возможен, так как капитализм и рыночная экономика без государственного регулирования превращаются в дикий рынок, в пределе стремящийся к уничтожению конкуренции и самоуничтожению ввиду отсутствия ограничения сбыта, потребления. А это влечет исчерпание экологической ниши, максимальное извлечение прибыли без социального аспекта и принципов регулирования распределения материальных благ в обществе вне правил рыночной экономики,что ведет к потере платежеспособности и обнищанию ряда слоев населения, и в целом дестабилизирует и ослабляет государство. Яркие примеры тому - великая депрессия в США (1929-1939гг) и экономический кризис в России в 1990 годах прошлого века. Основываясь на опыте указанных примеров, несмотря на декларируемые абсолютные экономические свободы и демократическую систему, реальная государственная экономическая политика представляет собой композит

постоянного контроля происходящих процессов в экономике и ее регулирование через систему внутренних институтов власти - структурная часть управления и рыночная система сбыта - без структурная псевдо самостоятельная свободная система. Государство, предоставив свободу участникам рынка, установило обязательные условия для исполнения заключения расторжения договоров (установленные ГК РФ) и прочими императивными нормами правила хозяйствования. В Гражданском кодексе РФ предусмотрены случаи оплаты работ и услуг по установленным регулируемым ценам (ст.424 ГК РФ) [1]. Государство - это своего рода независимый арбитр, обеспечивающий допустимую свободу всех участников рыночных отношений. К тому же рынок (экономическая система, ориентированная на систему «деньги-товар-деньги») не сохраняет национальное богатство в виде природных ресурсов, окружающей среды, не выделяет среди реализуемых товаров социально значимые, и уж тем более на его деятельность не влияет малообеспеченность некоторых слоев населения. Следовательно, вмешательство государства в рыночную экономику необходимо при любом механизме регулировании для осуществления основных функций государства и решения, стоящих перед ним целей, а вот пределы этого влияния, как раз зависят от последних и от задач и концепций стратегического развития экономики страны.

Определение целей управления - это самый первый и важный этап управления, так как субъекты управления стремятся к достижению поставленной цели и соответственно по результатам ее достижения можно судить об эффективности. В.В. Прудников в диссертационной работе писал: «Главная причина провала работы по участию государственных органов в формировании и регулировании цен отсутствие сформулированных целей (подавлении инфляции, тем более любой ценой, не может выступать такой целью)»[2,С.26], равно как и ограничение роста платы граждан за услуги ЖКХ в пределах 4%.

Укрупнено в отношении всех отраслей, регулируемых видов деятельности, цели государственного регулирования можно сформулировать следующим образом, что должно найти непосредственное отражение в нормотворческой деятельности государства:

Обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности за счет сдерживания инфляционного роста (введения долгосрочных тарифов). Не допустить рост цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции.

Перераспределение доходов для ликвидации резкой дифференциации в уровне жизни (перекрестное субсидирование, переход на адресную социальную помощь, снижение бюджетных расходов на дотации МУП). Соблюдение интересов общества в целом и, прежде всего, социально незащищенных слоев населения или отраслей, находящихся в худших экономических условиях, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды. Государство должно гарантировать необходимый социальный стандарт, обеспечить необходимым количеством товара, обеспечив его соответствующее качество (безопасность товаров, качество предоставляемых услуг).

Соблюдение баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций, а так же защита экономических интересов потребителей от монопольного рынка (деятельность естественных монополий). Создание механизма согласования экономических интересов, организация защиты данных интересов.

Создание экономических стимулов повышения эффективности в том числе и энергетической отрасли, систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, что автоматически повлечет за собой процесс внедрения новых технологий для снижения технологических потерь как в инженерных сетях, так и в процессе создания энергоресурса (производства). Существующие законы в области

энергоэффективности (в частности 261-ФЗ) [3] формальными и выполняются не в полной мере.

До тех пор пока будут отсутствовать законодательно закрепленные цели регулирования цен (тарифов), управление в сфере ценообразования будет бессистемным, не имеющим первоосновы, следовательно, заранее неспособным урегулировать текущие проблемы и обреченным на неэффективность. Таким образом, данное обстоятельство повлечет за собой нецеленаправленное и бессмысленное расходование и хищение финансовых ресурсов, создавая благоприятные условия для развития и процветания коррупции. Как правильно отмечает профессор А.П. Алехин, «именно качественное законодательство призвано предупредить поспешность, импровизации, субъективизм и волюнтаризм в создании управленческих систем»[4,С.114].

Процесс государственного управления настолько сложен и многогранен, что постановка задач видится необходимой, как промежуточное, связующее звено между целями и функциями управления.

Конечно, подавление инфляции или ограничение роста платы граждан за услуги ЖКХ в пределах 4% не является самоцелью правительства. Цели правительства состоят в балансировке всей макроэкономической системы государства доступными средствами.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов обусловлена инфляционным принципом используемой в настоящее время экономической модели. Так как средства платежа выпускаются в экономику страны мега регулятором - Центральным банком Российской Федерации, не свободными к обращению, а имеющими обременение в виде ссудного процента, минимальный размер которого определяется параметром Ключевой ставки (ставки рефинансирования), то наличие данного процента обуславливает необходимость выполнения необеспеченной ростом ВВП денежной эмиссии за каждый период, не менее суммы всех кредитных обязательств, взятых в экономике всеми участвующими в ней субъектами в периоде. Эмиссия денежных средств необеспеченная ростом ВВП - есть инфляция. Инфляция есть обесценивание средств платежа. Снижение покупательной способности средств платежа, в совокупности с необходимостью ресурсоснабжающими организациями обеспечить поставку ресурса в объеме и качестве не меньшем, чем в предыдущем периоде обуславливают необходимость индексации тарифов не меньше уровня инфляции. Увеличение же тарифов естественных монополий повышает нагрузку на всю экономическую систему, так как участвует в ценообразовании всех производителей товаров и услуг, и дополнительно разгоняет маховик инфляции. Увеличение уровня инфляции и тарифов, снижает уровень жизни населения и совокупную доступность материальных благ. Таким образом, ограничивая рост тарифов естественных монополий, государство стремиться снизить нагрузку на реальный сектор экономики, и общий уровень инфляции - повысить благосостояние населения.

Вся тарифная политика в данной ситуации- это попытка решения проблем в зоне следствий, без принятия кардинальных решений по устранению причин. Для полного решения вопроса и устранения необходимости ежегодной корректировки тарифов в сторону их увеличения, необходимо рассмотреть вопрос за рамками указанной области на уровне пересмотра принципов экономической системы и исключить условие выпуска в экономику средств платежа обремененных ссудным процентом. Решение этого вопроса находится в области пересмотра уровня экономического суверенитета страны, применяемых правил эмиссии через биваллютное обеспечение. Эмиссия рубля привязанная к необходимости приобретения долларов или евро, есть ни что иное как датирование экономических систем являющихся эмитентами данных валют. Поиску и внедрению альтернативных средств обеспечения.[5] Пересмотру статуса Центрального Банка РФ, и в том числе его статуса независимости от

государства и обязательств принимаемых на себя государством в отношении проводимой внутренней экономической и социальной политики. [5]

Дальнейшее реформирование государственного устройства России - это нормальное историческое развитие, насущная необходимость, задача настоящего и будущего. При этом оценка эффективности действующих институтов власти и системы управления в целом базируется на измеряемых и метрически состоятельных экономических критериях - уровне покупательной способности населения, ликвидности средств платежа, стоимости товаров и услуг, доступности материальных благ в текущем моменте времени в сравнении с предыдущими периодами. Именно в целях повышения стабильности и эффективности экономической системы страны, и как следствие повышения благосостояния граждан, необходимо государственное регулирование тарифов.

Список литературы /References

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020), ст. 424

2. Прудников В.В. Повышение эффективности государственного регулирования тарифов на рынке транспортных услуг: дис. . канд. экон. наук. М., 2000.- 189 с.

3. Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ

4. Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности М.: Волтерс Клувер, 2008. 160 с.

5. Величко М.В., Ефимов В.А., Зазнобин В.М. Экономика инновационного развития // Управленческие основы экономической теории - Издание 2-е, исправленное и дополненное, 2017.-584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.