Научная статья на тему 'Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации'

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8363
763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ НАДЗОР / INSURANCE / INSURANCE ACTIVITIES / STATE REGULATION / INSURANCE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е.

Государственное регулирование страховой деятельности направлено на формирование и развитие эффективно функционирующего рынка страховых услуг, защиту прав и законных интересов всех субъектов страховых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of insurance activities in Russian Federation

State regulation of insurance activities is aimed at formation and development of effectively functioning market of insurance services, protection of the rights and legitimate interests of all subjects of insurance legal relations.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузнецова Е. аспирантка Ростовского юридического института МВД России.

Аннотация. Государственное регулирование страховой деятельности направлено на формирование и развитие эффективно функционирующего рынка страховых услуг, защиту прав и законных интересов всех субъектов страховых отношений.

Ключевые слова: Страхование, страховая деятельность, государственное регулирование, страховой надзор.

STATE REGULATION OF INSURANCE ACTIVITIES IN RUSSIAN FEDERATION

Kuznetsova E. Рost-graduate of Rostov law institute of Ministry of the Interior of Russia.

Annotation. State regulation of insurance activities is aimed at formation and development of effectively functioning market of insurance services, protection of the rights and legitimate interests of all subjects of insurance legal relations.

Keywords: Insurance, insurance activities, state regulation, insurance supervision.

Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения. Формирование модели социального рыночного хозяйства в России предполагает соответствующие преобразования в экономике, модернизацию национальных финансовых институтов и другие изменения, обусловленные глобальными интересами страны и современными тенденциями ее развития. В условиях кризиса обеспечение финансовой устойчивости государства приобретает особое значение.

Реализация экономического потенциала России имеет особую значимость для проведения долгосрочной национальной политики в новых экономических условиях, характеризующихся множественностью рисков: как рисков природных и техногенных катастроф, так и рисков, присущих хозяйственной и социальной жизни общества; рисков политической нестабильности и террористических угроз, а также других рисков, не предусмотренных стандартными схемами управления рисками.

Важность страховой деятельности для государства, и соответственно, важность ее государственного регулирования, объясняется рядом причин. Во-первых, являясь одним из видов коммерческой деятельности (предпринимательской) деятельности, страхование выполняет и важную социальную функцию - функцию защиты интересов граждан, юридических лиц и государства в целом от непредвиденных неблагоприятных последствий, которые могут причинить вред жизни, здоровью, имущественным интересам страхователей, окружающей природной среде. Кроме того, страхование является важным элементом финансовой системы общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что денежные средства, находящиеся в распоряжении страхо-

вых организаций, составляют значительную часть финансового рынка, и не только служат своего рода финансовой гарантией стабильности в обществе, но и могут быть использованы для инвестирования в различные отрасли хозяйства.

Государственное руководство - это руководство правовое, осуществляемое на основании норм права, поэтому, регулируя нормами права отношения в сфере страхования, государством обеспечивается стратегическая роль страхования, свойственная социальным государствам с развитой рыночной экономикой.

Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений. Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивных и фиктивных компаний, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователям.

Значение государственного регулирования страховой деятельности трудно переоценить. Несмотря на то что, отношения между страхователями и страховщиками складываются в гражданско-правовой сфере, страховая деятельность требует и финансовоправового регулирования. Это связано с рядом причин, кратко которые можно охарактеризовать можно следующим образом:

1. Страховая деятельность является финансовой и может оказывать существенное влияние на состояние финансового рынка в целом.

2. Страхование выполняет важную социальную функцию, являясь механизмом защиты страхователей от неблагоприятных последствий, угрожающих их жизни, здоровью, имущественным интересам.

3. В гражданско-правовых отношениях участвует страховщик - профессиональный участник страхового рынка и страхователь - непрофессиональный участник. В связи с тем, что отношения по страхованию имеют свою ярко выраженную специфику, требуется государственное вмешательство с целью защиты непрофессиональных участников отношений по страхованию.

4. Кроме того, гражданско-правовые отношения по страхованию можно отнести к длящимся правоотношениям. Исполнение своей обязанности по уплате страховой премии страхователем чаще всего отделено значительным периодом времени от исполнения своей обязанности по выплате страхового возмещения страховщиком. Соответственно должны быть предусмотрены механизмы обеспечения устойчивости страховщика с тем, чтобы он смог выполнить свои обязательства, а также механизм контроля за соблюдением этих обязательств. Специфика страховой деятельности влечет за собой и существенную специфику государственного регулирования в сфере налоговых отношений, отношений в сфере защиты конкуренции.

В условиях монополии государства на страховое дело в советский период место страхования в централизованных финансах было бесспорным. Государственное страхование в СССР основывалось на началах государственной монополии, единых организационных и финансовых принципах и регулировалось исключительно нормами финансового права. Государство счи-

Кузнецова Е. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тало страхование экономическим инструментом мобилизации средств предприятий, колхозов и населения, позволяющим их перераспределять для укрепления экономики и финансов страны, то есть рассматривало страховые денежные средства как составную часть бюджета. Это было удобно государственным властным структурам, так как с помощью норм финансового права, регламентирующих деятельность в сфере страхования, позволяло сохранять в своих руках рычаги распределительного механизма. Как неотъемлемая часть советских финансов страхование полностью подчинялось общим задачам распределения и использования национального дохода в интересах развития производства и удовлетворения потребностей социалистического общества.

Переход России к рыночной экономике потребовал преобразования базовых экономических отношений в российском обществе: появилась частная собственность, обособленные негосударственные субъекты хозяйствования, частное предпринимательство.

В настоящее время в России сформировался рынок страховых услуг, основанный на принципах предпринимательской инициативы и государственного надзора за деятельностью страховых компаний, в основе которого - защита интересов участников страховых правоотношений.

Необходимость в государственном надзоре за страховой деятельностью обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в целом, условно можно разделить на две группы. Первая группа - это нормативные акты, относящиеся к государственному регулированию страховой деятельности; вторая группа - это нормативные акты в сфере гражданско-правового регулирования страхования.

Такое деление обусловлено тем, что все общественные отношения, возникающие в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду, возникающих между ними отношений, а также по способам правового регулирования:

- общественные отношения, возникающие между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем), в том числе и с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;

- общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов1.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования достаточно традиционно формируется и законодательство в этой сфере. В большинстве государств уже в начале XX века сформировалось законодательство о страховом надзоре, которое, как правило, было отделено от гражданского законодательства, регулирующего договор

1 Ковалевская Н.С. Система страхового права и система страхового законодательства// Страховое право. 2000. № 3. С. 13.

страхования. Так, во Франции надзор за деятельностью обществ страхования от несчастного случая осуществлялся на основании закона 1905 года, надзор за обществами страхования жизни - на основании другого закона также 1905 года. В Германии специальный закон о страховом надзоре был принят в 1901 году, в Австрии - в 1921 году, в Швейцарии в 1885 году. В США страхование регулировалось законодательством штатов, причем во всех штатах особое внимание уделялось организации страховых обществ и контролю за ними2.

В настоящее время в Российской Федерации можно наблюдать аналогичное положение вещей: существует финансово-правовое регулирование страховой деятельности (требования, предъявляемые к субъектам страхового дела, положение о лицензировании, формировании страховых резервов, страховом надзоре), которое содержится в ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; и частноправовое регулирование (регулирование договора страхования, отношения между страхователем и страховщиком (выгодоприобретателем) закрепленное в Гражданском кодексе РФ, а также некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодексе торгового мореплавания).

В связи с тем, что целью данной статьи является рассмотрение финансово-правового регулирования страховой деятельности, и соответственно источников права именно в этой сфере, то гражданско-правовое регулирование останется за рамками данной работы.

Правовые основы страхового надзора в Российской Федерации закреплены, прежде всего, в ФЗ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Статья 6 ФЗ № 4015-1 определяет понятие страховщика, устанавливает ограничения по видам деятельности, которые могут осуществлять страховщики, и ограничения для страховых организаций, участие в которых принимают иностранные инвесторы.

Указом Президента от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба страхового надзора 3.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства; предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства; обеспечения, защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц, государства; эффективного развития страхового дела.

В соответствии с пп. «г» п. 3. ст. 30 и пп. «е» п. 3 ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью входит установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности, а также разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Нормативное регулирование страховой деятельности осуществляет Министерство финансов РФ. Можно

2 Серебровский В.И. Избранные труды. М., 1997. С. 471.

3 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// СПС «Гарант».

выделить следующие наиболее значимые нормативно-правовые акты:

Приказом Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела»;

Приказ Минфина РФ от 20 октября 2008 г. № 113н «О форме годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за_____год» и порядке ее со-

ставления и представления»;

Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;

Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».

Формирование и поддержание конкурентоспособной среды на страховом рынке регулируется антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Что касается налогообложения страховых организаций, главным источником права в этой области является Налоговый кодекс РФ (в частности, его глава 25 «Налог на прибыль предприятий и организаций»).

В настоящее время возникают идеи разделения законодательства, регулирующего страховую деятельность, на частно-правовую сферу (договорные обязательства в сфере страхования) и публично-правовую (государственное регулирование страховой деятельности). Помимо этого предлагается принять Закон о государственном страховом надзоре. Ярким сторонником такой теории государственного регулирования страховой деятельности является М. Вайер.

Однако в настоящее время, принимая во внимание судебную практику по страховым спорам, есть все основания полагать, что предлагаемый закон еще более затруднит применение норм страхового права. Наиболее эффективной мерой в настоящий момент может быть устранение противоречий в действующем страховом законодательстве, правовое разрешение существующих проблемных вопросов.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.

2. Налоговый Кодекс РФ// СПС «Гарант».

3. Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»// СПС «Г арант».

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Гарант».

5. Положение о Федеральной службе страхового надзора: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 с изменениями и дополнениями// СПС «Гарант».

6. Положение о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела: утв. Приказом Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. № 60н с изменениями и дополнениями// СПС «Гарант».

7. Приказ Минфина РФ от 20 октября 2008 г. № 113н

«О форме годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за_____год» и порядке ее со-

ставления и представления» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Гарант».

8. Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Г арант».

9. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: утв. приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н с изменениями и дополнениями// СПС «Г арант».

10. Ковалевская Н.С. Система страхового права и система страхового законодательства// Страховое право. 2000. № 3.

11. Серебровский В.И. Избранные труды. М., 1997.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья написана на весьма актуальную тему. Человечество не выработала лучшего способа защиты своих интересов, чем страхование. Страховой рынок России сегодня переживает весьма трудные времена. Его дальнейшее успешное развитие во многом зависит от качества нормативно-правовой базы, от способности и возможности государства обеспечить защиту прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений.

Автором прекрасно раскрыта актуальность рассматриваемых вопросов, определена стратегическая роль страхования, связанная с выполнением защитной и превентивной функций.

Е.В.Кузнецова провела четкую классификацию страховых отношений. Особенности их субъектного состава предопределяет использование не только традиционного гражданско-правового способа воздействия, но и активного применения финансово-правового метода регулирования данной разновидности общественных отношений.

Автор убедительно доказывает, что дальнейшее развитие рынка страховых услуг во многом зависит от эффективности страхового надзора, осуществляемого за субъектами страхового дела. Анализ действующего законодательства позволяет Е.В.Кузнецовой определить цели осуществления страхового надзора в РФ, а также функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Автор высказывает собственное мнение по поводу предлагаемого проекта закона о страховом надзоре. Следует согласиться, что принятие данного законопроекта еще более затруднит применение действующего страхового законодательства.

Статья завершается четко сформулированными выводами. Она, несомненно, будет интересна как теоретикам, так и практикам страхового права.

д.ю.н, профессор Мирошник С.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.