Научная статья на тему 'Государственное регулирование страхования в АПК Брянской области'

Государственное регулирование страхования в АПК Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ХЕДЖИРОВАНИЕ / ФОРВАРДНЫЕ КОНТРАКТЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / INSURANCE / STATE SUPPORT / HEDGING / FORWARD CONTRACTS / COMPETITION / FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подобай Н. В., Лебедько Л. В., Казимирова Т. А.

В Основных направлениях агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2014 годы, наряду с такими механизмами управления сельскохозяйственными рисками, как форвардные и срочные контракты (фьючерсы, опционы) на покупку продукции сельского хозяйства, позволяющими хеджировать риски колебания рыночных цен, особое значение придается страхованию урожая и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом основными задачами являются вхождение в единую систему страхования практически всех предприятий и активная поддержка этого процесса государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main areas agroindustrial policy of the Government of the Russian Federation for 2001-2014 years, along with the management of agricultural risk management mechanisms such as forward and futures contracts (futures, options) for the purchase of agricultural products, to hedge the risks of fluctuations in market prices, particular importance is attached to crop insurance and incomes of agricultural producers. The main objectives are joining in a unified insurance system almost all enterprises and active support for this process by the State.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование страхования в АПК Брянской области»

УДК:368.5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В АПК БРЯНСКОЙ

ОБЛАСТИ

Подобай Н.В., к.э.н., Лебедько Л.В., к.э.н., Казимирова Т.А., к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Аннотация: В Основных направлениях агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2014 годы, наряду с такими механизмами управления

сельскохозяйственными рисками, как форвардные и срочные контракты (фьючерсы, опционы) на покупку продукции сельского хозяйства, позволяющими хеджировать риски колебания рыночных цен, особое значение придается страхованию урожая и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом основными задачами являются вхождение в единую систему страхования практически всех предприятий и активная поддержка этого процесса государством.

Ключевые слова: страхование, государственная поддержка, хеджирование, форвардные контракты, конкуренция, продовольственный рынок.

Сельскохозяйственное производство

отличается особой рисковой средой, так как в ней проявляются природно-климатические риски, весьма опасные и максимально влияющие на конечные результаты деятельности. При этом вызываемый ими экономический ущерб не только сопоставим с масштабами финансовых результатов товаропроизводителей, но периодически превышает их. Несут убытки хозяйства также в результате воздействия традиционных для любой коммерческой деятельности рисков (производственных, маркетинговых,

финансовых): размеры этих потерь велики, трудно оцениваемы, а последствия губительны. Поэтому комплексное влияние

сельскохозяйственных рисков обязывает товаропроизводителей выставлять в системе своих интересов на первое место стабильность и гарантированный результат. Период реформ в сельском хозяйстве России отличался разными способами управления перечисленных рисков. Все используемые ранее меры можно рассматривать как механизмы избежания, или удержания, или снижения рисков, но не их передачи. Страхование как эффективный инструмент передачи рисков практически не использовалось, хотя имеет большое значение

Abstract: The main areas agroindustrial policy of the Government of the Russian Federation for 2001-2014 years, along with the management of agricultural risk management mechanisms such as forward and futures contracts (futures, options) for the purchase of agricultural products, to hedge the risks of fluctuations in market prices, particular importance is attached to crop insurance and incomes of agricultural producers. The main objectives are joining in a unified insurance system almost all enterprises and active support for this process by the State.

Keywords: Insurance, State support, hedging, forward contracts, competition, food market.

обязательной форме. Демонополизация в девяностых годах XX века страхового рынка не повлекла за собой кардинального изменения концептуальных основ страховой защиты на селе. Это и является основной причиной низкого уровня развития страхования в сельском хозяйстве на современном этапе.

В Основных направлениях

агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2014 годы, наряду с такими механизмами управления

сельскохозяйственными рисками, как форвардные и срочные контракты (фьючерсы, опционы) на покупку продукции сельского хозяйства, позволяющими хеджировать риски колебания рыночных цен, особое значение придается страхованию урожая и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом основными задачами являются вхождение в единую систему страхования практически всех предприятий и активная поддержка этого процесса государством.

Во многих развитых странах мира страхование сельхоз рисков является объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства. Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства,

для повышения финансовой устойчивости и поддержания доходности

сельскохозяйственных предприятий.

Более семидесяти лет страхование имущества предприятий АПК осуществлялось в только механизм защиты имущественных интересов самих товаропроизводителей, но и тех инвестиций, которые направляются в современные инновационные технологии сельскохозяйственного производства. В деятельности любого предприятия принято выделять такие основные функциональные области, как производство, маркетинг, финансы. Поэтому представляется

целесообразным выделить среди внутренних рисков следующие их разновидности: производственные, маркетинговые и

финансовые риски. Предлагаемая

классификационная система рисков, позволяет дать более полную содержательную характеристику категории

«сельскохозяйственные риски», упростить их качественный анализ и выбрать стратегию управления ими. В результате приведенной классификации нами предложено следующее определение сельскохозяйственных рисков.

Сельскохозяйственные риски - это комплексные отраслевые риски,

представляющие собой вероятность нанесения ущербов сельхозпроизводству в результате действия природно-климатических факторов, а также обусловленные хозяйственной деятельностью субъектов сельской экономики, которая зависит как от экономического положения в стране в целом, так и от аграрной политики — в частности.

Ущербы, причиняемые

сельхозпроизводству, значительно снижают его устойчивость, лишают весомых резервов финансовой стабилизации, а также в целом отрицательно сказываются на сельском развитии.

Опыт участников ВТО показывает, что все больше расходов на внутреннюю поддержку сельскохозяйственного производства относится к мерам «зеленой корзины». Среди них важная роль отводится субсидированию системы страхования, профилактике заражений и борьбе с вредителями растений. Поэтому у России имеется аналогичная возможность оказывать господдержку производителям

сельхозпродукции через механизм страхования.

Программы страхования рассматриваются как один из важнейших и обоснованных способов экономической поддержки развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной отрасли в целом. Через них фермеры сохраняют

страхования, способствует тот факт, что его государственная поддержка согласно правилам ВТО освобождена от обязательств по сокращению. Зарубежный опыт

свидетельствует также о том, что страхование -это не

взносов или возмещение части ущерба; наличие четкой правовой базы; осуществление координирующей роли в страховании рисков государственной структурой; объединение финансовых ресурсов посредством создания специальных фондов.

Переломным моментом в развитии страхования на современном этапе можно считать 1997 г. Федеральным Законом РФ от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ были сформулированы основные фундаментальные принципы страхования в сфере агропромышленного производства как одного из ключевых его регуляторов. Наиболее важными из них являются: принцип государственной поддержки и принцип добровольности страхования

сельскохозяйственных рисков.

Основополагающая задача, которую решил упомянутый закон, это определение новой формы страхования - государственное добровольное. Оно является особой разновидностью добровольного страхования. Государство оплачивает только часть страхового взноса сельхоз

товаропроизводителя. Поскольку принуждения к страхованию не происходит, то его форма остается добровольной, но участие государства в оплате взносов делает, как нам представляется, специфичным это свойство добровольности. Вместе с тем, исторический опыт свидетельствует о том, что добровольная форма всегда служила как дополнение к обязательному страхованию с целью обеспечения гарантии по возмещению ущерба в более полном размере.

Однако самая главная проблема, состоит в том, что господдержка затрагивает только страхование сельхоз культур. Кроме того, приходится констатировать нездоровую конкуренцию, когда к товаропроизводителю приходят представители более шестидесяти компаний и предлагают разные правила и условия страхования.

Принципиальным недостатком, на наш взгляд, многих организаций, занимающихся в настоящее время страхованием сельхоз культур, является их региональный статус, отсутствие широкой филиальной сети. Проблема в том, что без перераспределения средств между территориями реальное страхование

импульс развития, совершенствуют технологии производства, повышают качество продукции с тем, чтобы добиться более выгодной ее реализации на рынке и самостоятельно выходить на новый виток в своем развитии. Страхование является неотъемлемой частью общенациональной сельскохозяйственной

политики зарубежных стран. Наиболее характерными чертами зарубежных систем страхования являются: субсидирование страховых

Ни один из созданных пулов не смог решить поставленных перед собой задач: по прежнему, на рынке существуют разные организационно-экономические и

методологические подходы к проведению страхования, реализуются «серые» финансово-страховые схемы, страховщики не выплачивают в необходимом размере страховые возмещения сельхоз товаропроизводителям, не работает система перестрахования рисков, так и не создан федеральный страховой

сельскохозяйственный резерв.

Потребность в развитии некоммерческой модели страхования сельскохозяйственных рисков имеет глубокие исторические предпосылки. В ноябре 2007г. был принят долгожданный Закон РФ «О взаимном страховании» № 286-ФЗ. Наконец-то он внес определенную ясность в правовой статус ОВС. В частности, четко зафиксировано, что ОВС могут создаваться теперь в форме некоммерческой организации. В связи с этим можно заключить, что они представляют собой специфическую форму организации страхового фонда, поскольку действуют как некоммерческие организации, и их деятельность направлена на обеспечение страховой защитой только своих членов. Поэтому можно предположить, что ОВС все-таки составят определенную конкуренцию страховщикам. Вместе с тем, следует не забывать, что все преимущества взаимного страхования проявляются только при построении их многоуровневой системы. Однако практика свидетельствует, что в современной России ОВС даже первого уровня совсем не развиты.

Предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ является наиболее проблемной стадией процесса страхования сельхоз культур. Обусловлено это постоянной изменчивостью условий получения бюджетной поддержки, а также низкой ее эффективностью. Отправной точкой в совершенствовании господдержки страхования следует считать Постановление Правительства

осуществляться не может.

Поэтому с целью объединения усилий 16 января 2004 года крупнейшими страховыми компаниями был образован Российский сельскохозяйственный страховой пул (РССП) для обеспечения финансовой устойчивости операций по страхованию

сельскохозяйственных культур. В противовес РССП в том же 2004 г., 17 августа большинством региональных страховых компаний - членов Ассоциации «Агропромстрах» - был образован Российский агропромышленный страховой пул (РАСП). до этого не могли оплатить половину страхового взноса.

В апреле 2005 г. Минсельхозом РФ был утвержден новый Приказ № 54, отличительной особенностью которого можно считать норму, вынуждающую регионы в обязательном порядке участвовать в субсидировании затрат сельхоз товаропроизводителей на страхование сельхоз культур. В 2006 г. после выхода Приказа Минсельхоза РФ № 83 от 22 марта 2006 г. субсидии стали предоставляться товаропроизводителям на компенсацию до 50 % уплаченного ими страхового взноса.

Таким образом, государство в лице федерального бюджета сняло с себя жесткое обязательство финансировать половину затрат на страхование. Наконец, в апреле 2007 г. вышло Постановление Правительства РФ № 254, которое конкретизировало некоторые положения закона РФ «О развитии сельского хозяйства», связанные с оказанием господдержки страхованию. В частности, субсидии теперь предоставляются бюджетам субъектов РФ в размере 40 % от уплаченных товаропроизводителями взносов. Кроме того, установлено, что они предоставляются при условии осуществления ими долевого финансирования расходов в размере 10 % взносов.

Нововведение вызвало массу критики среди ученых, страховщиков и страхователей. Многие посчитали, что теперь бюджеты всех уровней готовы компенсировать лишь половину затрат на страхование сельхоз рисков. Критикуя новые условия, почти все отмечают, что господдержка страхования должна уменьшать расходы на эти цели, а не увеличивать.

Среди особенностей действующей в Брянской области системы страхования урожая сельскохозяйственных культур, обеспеченного государственной поддержкой (субсидируемое страхование) выделяют следующие:

-субсидированное страхование, которое осуществляется на основании договоров

РФ от 2001 г. № 758, которое предусматривало субсидирование из федерального бюджета 50 % страховых взносов сельхоз

товаропроизводителей. При этом денежные средства перечислялись непосредственно страховой компании, что и приводило к появлению на рынке различных финансово-страховых схем. На смену Постановлению № 758 пришел Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 мая 2004 г № 298. По новым условиям страхователи должны были перечислить страховщикам весь страховой взнос полностью, и лишь в этом случае федеральный бюджет компенсировал им напрямую половину израсходованных на страхование средств. Такой подход был менее выгоден большинству товаропроизводителей, которые и

культур и многолетних насаждений значительно выросли как по региональному так и федеральному бюджету.

За счет средств федерального бюджета компенсируется более 70% затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. В динамике доля субсидий из федерального бюджета увеличилась до 95% в 2013 г.

страхования урожая сельскохозяйственных культур, обеспеченного государственной поддержкой (договор субсидированного страхования).

-договоры страхования урожая

заключаются на срок не менее пяти лет. Страховая сумма устанавливается в размере 70% страховой стоимости (обязательная франшиза).

-страхование сельскохозяйственных

животных, сельскохозяйственных машин и оборудования, помещений и линий по переработке, принадлежащих

сельскохозяйственным товаропроизводителям, производится в Брянской области без государственного субсидирования.

За последние 5 лет компенсации затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных

В целом общая сумма компенсаций увеличилась в 823.15 раза Значительное увеличение дотаций из федерального бюджета в 2011 и в 2013 гг. связано с чрезвычайной ситуацией вызванной засухой в 2010 г.

Таблица 1 - Компенсация затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур за счет средств регионального и федерального бюджета в Брянской области в 2008-

2013г.г.

2013 год в % к

Профинансировано за счет бюджета 00 о о <м о\ о о <м о о <м о <м <м о <м 2013г 2008г 2009г 2010г 2011г 2012г

Федерального 200,9 1597,2 1506,0 2302,9 15289,0 23370,0 в 116,3р. в 14,6р. в 15,5р. в 10,1р. 152,9

Регионального 100,4 399,3 422,3 465,0 804,7 123,0 в 2,3р. в 3,1р. в 2,9р. в 2,7р. 152,9

Итого средств: 301,3 1996,5 1928,3 2767,9 16093,7 24600,0 в 1,7р. в 12,3р. в 12,8р. в 8,9 р. 152,9

С 2012 г. начал работать новый механизм аграрного страхования с господдержкой, который предусматривает страхование аграрных хозяйств от катастрофических рисков, в том числе полной гибели урожая, значительного вынужденного убоя скота и других рисков. Согласно положениям закона, 50% страхового взноса по полису будет выплачивать аграрное

национального объединения аграрных страховщиков. Страховые возмещения производителям сельскохозяйственных культур могут выплачиваться при недоборе урожая на 30% и более. Положения о господдержке по договорам страхования сельскохозяйственных культур начали действовать с 2012 г., в отношении животных с 1 января 2013 г. Нормы

хозяйство, а 50% премий страховщику будет выплачивать государство на основе заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя. На господдержку могут рассчитывать не только аграрные предприятия, специализирующиеся на посевах зерновых, но и производители многолетних культур и животноводы.

Объем бюджетных субсидий на страхование урожая стратегических культур будет рассчитываться на основании разработанных хозяйствами планов, которые утверждаются ежегодно не позднее 30 апреля. План направляется в уполномоченные органы субъектов РФ не позднее 1 августа предшествующего года и размещается на официальном сайте этого органа власти в интернете. На основе предложений субъектов РФ и объединения страховщиков формируется общий план сельскохозяйственного

страхования. Не менее 5% в структуре тарифа предполагается направить на формирование гарантийных фондов, которые будут создаваться в рамках

Е.П. Чиркова. - Брянск: МСХ РФ, БГСХА, 2014. - 350 с.

2. Казимирова Т.А. Активизация и обеспечение эффективности инвестиций в АПК (на материалах предприятий АПК Брянской области): Дис. .. .канд.эк.наук: 08.00.05 /РГАЗУ-М., 1999.-167 с.

об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат вошли в действие с 1 января 2014 г.

Выводы:

1. Разработан новый механизм аграрного страхования с государственной поддержкой, предполагающий страхование сельскохозяйственных производителей от катастрофических рисков, в том числе полной гибели урожая, значительного вынужденного убоя скота и других рисков

2. Ведено планирование бюджетных субсидий на страхование урожая стратегических культур

3. Разработаны и введены в действие нормы об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат с 1 января 2014 г.

Литература

1. Развитие организационно-

экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона / Т.А. Казимирова, Л.В. Лебедько, Н.В. Подобай и др.; Под общей ред.

3. Сборник статистических материалов по Брянской области - Брянск: 2013. - 420с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.