Научная статья на тему 'Агрострахование: новый этап развития государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя'

Агрострахование: новый этап развития государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / FARM INSURANCE / STATE SUPPORT / FARM COMMODITIES PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Галина Леонидовна, Хисматуллин Данила Михайлович

В данной статье рассмотрено современное состояние сельскохозяйственного страхования в России. Исследована его динамика за последние два десятилетия, показаны достоинства современного этапа и выявлены его основные недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROINSURANCE: A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT OF FARM COMMODITY PRODUCERS

The present-day situation with insurance in agriculture is considered in the article. The dynamics of farm insurance development for the last two decades has been studied. The present-day virtues and shortcomings of insurance in agriculture are pointed out.

Текст научной работы на тему «Агрострахование: новый этап развития государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя»

Агрострахование: новый этап развития государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя

Г.Л. Коваленко, д.э.н., профессор,

Д.М. Хисматуллин, аспирант, Оренбургский ГАУ

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно производит свыше 12% внутреннего валового продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое в свою очередь поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности. Площади, используемые под сельское хозяйство — пахотные земли, пастбища и многолетние насаждения, составляют 208,4 млн га. Россия занимает третье место в мире по площади сельскохозяйственных угодий. Большая часть территории страны лежит в зоне рискованного земледелия, поэтому нуждается в качественной страховой защите от возникающих сельскохозяйственных рисков.

До 1991 г. в России существовала государственная система обязательного сельскохозяйственного страхования. После распада СССР переход от обязательного страхования к добровольному привёл к обвалу этого рынка страхования. В 1993 г. с участием Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ и компании Росгосстрах были разработаны условия страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией половины страхового платежа из средств федерального бюджета. В конце 1993 г. вышло постановление Совета Министров РФ № 1186 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993—1994 гг.».

Следующим этапом развития сельскохозяйственного страхования в современной России было принятие в 1997 г. Федерального закона № 100 «О государственном регулировании агропромышленного производства», в котором сформулированы базовые принципы государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства. Среди них центральным является принцип государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков, в соответствии с которым при страховании урожая сельскохозяйственных культур 50% страховых платежей уплачивали сельские товаропроизводители, а 50% страховых взносов перечислялись страховым компаниям из федерального бюджета. Но условия государственного софинансирования страховых платежей сель-

ских товаропроизводителей были нестабильны. Менялись сроки внесения страховых платежей, была нестабильной доля страховых взносов, компенсируемая из федерального бюджета. Такая неопределённость негативно сказывалась на развитии сельскохозяйственного страхования.

В конце 2001 г. было принято постановление Правительства РФ № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства». К сожалению, постановление не содержало чётких понятий страховых рисков и позволяло по-разному трактовать события, определённые в договорах страхования в качестве страхового случая.

В замену постановления № 758 2001 г. был издан приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур по договорам страхования» № 298 от 26.05.2004, в соответствии с которым были определены мероприятия для принципиальной перестройки действовавшей до этого года системы страхования урожая с государственными субсидиями:

— изменён порядок субсидирования;

— сокращено количество страховых рисков;

— уменьшено число страхуемых культур.

Практика применения приказа Минсельхоза

России № 298 показала, что условия субсидирования не обеспечивали необходимого контроля государства за целевым использованием бюджетных средств.

11 апреля 2005 г. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утвердило приказ № 54 «Об утверждении порядка использования в 2005 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур, с нормативом (методикой) определения размера субсидий по субъектам Российской Федерации». Новый приказ № 54 по сравнению с ранее действовавшим давал большую свободу действий при заключении договора страхования урожая с государственной поддержкой.

Но уже в 2006 г. сельское хозяйство России и система агрострахования столкнулись с проблемой полного отсутствия нормативнозаконодательной базы. Действовавшая до этого правовая база утратила свою силу. Насущной

потребностью для отечественного сельского хозяйства являлось принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства» со специальной статьей, посвящённой агрострахованию. В конце декабря 2006 г. закон был принят. Он определил правовые основы организации страхования в сельском хозяйстве, обеспеченного государственной поддержкой. Позже было принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 254 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений», которым были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат по страхованию урожая. Впервые было принято постановление без ограничения его сроков действия, в отличие от выходивших ранее ежегодных приказов Минсельхоза России, которое позволило расширить перечень сельскохозяйственных культур по сравнению с предыдущими годами: включены кормовые культуры, овощи, бахчевые и картофель.

В 2008 г. 11 июня президент Д. Медведев подписал ФЗ № 83 «О внесении изменений в статью

12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Этим законом установлено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям за счёт бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Однако действовавшие правовые механизмы не позволяли в полной мере регламентировать сельскохозяйственное страхование, поэтому стояла задача подготовки и принятия закона о сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой.

Новым этапом в развитии агрострахования стало принятие 25 июля 2011 г. Федерального закона № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»», вступивший в силу 1 января 2012 г., действие которого поможет модернизировать систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, создав принципиально новую систему агрострахования, позволит снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей до 50—70% и уменьшить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба при чрезвычайных ситуациях. Этот документ устанавливает стандарты страхования и оценки ущерба, с тем чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозорганизациям. Господдержка будет распространяться только на страхование

от катастрофических рисков гибели всего урожая; предполагается, что стоимость страховки по катастрофическим рискам будет составлять 1,5—2% от стоимости урожая [1].

Новая система будет создаваться с использованием космического зондирования земли, систем метеонаблюдений и агроэкспертизы, а также предусматривать возможность выбора различных параметров страховой защиты в зависимости от потребностей аграриев, особенностей объекта и территории страхования.

Поэтому в новых условиях необходимо создание профессиональных объединений страховых компаний, которые будут отвечать за компании-банкроты и недобросовестные компании, отказывающие в выплате страхового возмещения в случае наступления страхового случая. Для профобъединений будет обязательное условие создания собственного компенсационного фонда на случай наступления катастроф, расширяются виды сельхозпроизводств, на которых распространяется господдержка, устанавливаются требования по дополнительному контролю страховщиков друг за другом.

Одной из основных проблем является защита с помощью агрострахования государственных инвестиций, освобождение бюджета от необходимости тратить средства на компенсацию ущерба от погодных катастроф и в конечном счёте использовать господдержку страхования в сельском хозяйстве как один из эффективных способов развития сельскохозяйственного производства, который разрешён ВТО.

Согласно вышесказанному сельскохозяйственные культуры и насаждения должны страховаться от засухи, суховея, заморозков, вымерзания, градобития, пыльных и песчаных бурь и от других рисков. Животноводы, приобретя полисы аграрного страхования, получат возможность защитить своё поголовье от инфекционных заболеваний, стихийных бедствий и даже от перебоев в подаче электроэнергии [2].

Кроме того, на новом этапе уменьшится нагрузка на страхователей, что должно привести к росту количества застрахованных хозяйств и посевных площадей. Сельхозстрахование с господдержкой будет осуществляться на основе годовых планов, учитывающих интересы всех заинтересованных сторон, в его создании будет принимать участие профессиональное объединение аграрных страховщиков.

Наряду с достоинствами нового этапа агрострахования в России имеются такие существенные недостатки, как:

— распространение господдержки только на страхование от катастрофических рисков, при этом не затрагиваются другие не менее существенные убытки, которые могут происходить регулярно;

— отдельные виды государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям будут предоставляться только при наличии полиса страхования;

— страхование осуществляется с франшизой 40%, которая делает проблематичным получение страхового возмещения и является неприемлемой для кредитующих банков;

— на современном этапе агрострахования не представляется возможным сразу охватить страхованием 80% посевных площадей, сохранить минимальные тарифы и остаться в пределах ограниченных объёмов государственного финансирования;

— в настоящее время не определён срок, в течение которого вторая половина страхового платежа должна поступить от регионального министерства сельского хозяйства к страховщику;

— не решён вопрос функционирования системы в случае недостаточности государственных средств, выделяемых на поддержку сельхозстра-хователей;

— существует серьёзный недостаток в организации перестраховочной защиты, так как ёмкость российского перестраховочного рынка является недостаточной и вследствие отсутствия качественной перестраховочной защиты ещё более повышается неустойчивость системы сельскохозяйственного страхования.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство должны быть застрахованы. Новый этап в развитии агрострахования России позволит дать более качественную защиту вложенным в сельское хозяйство государственным средствам.

В 2010 г. из федерального бюджета на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства было выделено около 108 млрд руб. Но агропромышленному комплексу понадобились дополнительные средства, и к концу 2010 г. общая сумма государственной поддержки составила 150 млрд руб. Вследствие аномального природно-климатического явления, случившегося в 2010 г., пострадавшими от засухи Министерством сельского хозяйства России было признано 25035 российских хозяйств в 43 регионах страны; гибель посевов сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн га, это 17% общей площади посевов или 30% от общей площади посева зерновых. Подтверждённые прямые затраты этих хозяйств составили 41,8 млрд руб. Это сумма, которая была вложена в землю и не дала никакой отдачи. Из федерального бюджета и бюджетов регионов на ликвидацию последствий засухи было выделено 35 млрд и 11 млрд руб. соответственно. Плюс

ущерб, который государство понесло от запрета на экспорт зерна [3].

Помимо вышесказанного ущерб от засухи выразился в том, что большое число россиян вследствие аномальных природных явлений, по подсчётам Всемирного банка в своём очередном докладе об экономике России, попало за черту бедности. Прямой и косвенный эффект от засухи выразился в повышении на 0,59 процентного пункта общего уровня бедности в стране, что означает временное попадание за черту бедности свыше 700 тыс. человек, дополнительно к 13,6% населения, которое, по существующим оценкам на 2010 г., относится к категории бедного [4].

Количество страховых компаний, которые заключили договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, в 2010 г. составило 49. Всего договоров в 61 субъекте Российской Федерации было заключено 5534 на общую сумму 8806 млн руб., а субсидий на оплату договоров страхования было выделено 4311 млн руб. Было просубсиди-ровано 49% всех страховых платежей. Выплачено же было по страховым случаям, случившимся в 2010 г., 6392 млн руб.

Несмотря на расширение рынка страховых услуг в целом, укрепление законодательной базы страхования, применение новых страховых программ, рынок агрострахования является проблемным. Дискуссионными остаются вопросы эффективности страхования с государственной поддержкой, нет однозначного мнения о применении обязательного или добровольного страхования в сельском хозяйстве, возникают сложности с выбором страховых тарифов и объекта страхования и, конечно, по поводу выплаты страхового возмещения.

На современном этапе развития агрострахования нет решения главной проблемы — организации реальной страховой защиты сельхозтоваропроизводителей от опасных природных явлений с помощью государства.

Литература

1. Емельянова Т.П. Агрострахование буксует // Финанс [Электронный ресурс]. URL: http://www.finansmag.ru/ articles/124693 Дата обращения 10.11.2011.

2. Логвин А.С. 700 тысяч россиян станут бедными из-за засухи / Индикаторы российских рынков. [Электронный ресурс]. URL: http://finance.lbsglobal.com/news/article24214/default. asp Дата обращения 15.12.2011.

3. Скрынник Е.Б. / Пресс-конференция в РИА Новости об итогах развития АПК в 2010 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/4388.285.htm Дата обращения 01.02.2012.

4. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/07/27/selhoz-dok.html Дата обращения 24.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.