Научная статья на тему 'Государственное регулирование рыболовства ·1) в Каспийско-Волжском регионе 2)во второй половине xix - начале XX в'

Государственное регулирование рыболовства ·1) в Каспийско-Волжском регионе 2)во второй половине xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова Анна Анатольевна

State regulation of fishing was based on the interests of Treasure and had a target to increase the incomes to the state revenue using direct and indirect taxes on fishing industry The government introduced leasing of fishing water area and system of licenses and admitted different social groups to fishing business. They were involved in the process of solving of fish industry problems and demonstrated active participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воронова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN GOVERNMENT REGULATION OF FISHING ·1) IN VOLGA-KASPIAN REGION AND PARTICIPATION OF PUBLIC 2)(SINCE SECOND HALF OF 19™ CENTURY TO THE BEGINNING OF 20™ CENTURY)

State regulation of fishing was based on the interests of Treasure and had a target to increase the incomes to the state revenue using direct and indirect taxes on fishing industry The government introduced leasing of fishing water area and system of licenses and admitted different social groups to fishing business. They were involved in the process of solving of fish industry problems and demonstrated active participation.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рыболовства ·1) в Каспийско-Волжском регионе 2)во второй половине xix - начале XX в»

История российских регионов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫБОЛОВСТВА В КАСПИЙСКО-ВОЛЖСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

A.A. ВОРОНОВА

Кафедра истории России Астраханский государственный университет

J14025, Астрахань, ул. Татищева, 20а

Государственное регулирование вопросов, связанных с рыболовством, являлось составной частью торгово-промышленной и всей экономической политики вообще. Политика меняется в связи с изменениями, происходящими в экономике, поэтому для более полного понимания изменений, происходивших в рыбопромышленности в изучаемый период, необходимо выяснить общее направление политики в сфере рыболовства, ее цели и методы проведения, экономические и социальные результаты, а также роль общественности в принятии тех или иных решений.

Из всех рыбопромысловых районов страны Каспийско-Волжскому региону со стороны правительства уделялось наибольшее внимание. Объяснялось это тем, что Каспийское море в конце XIX в. занимало первое место не только по количеству, но и по качеству добываемой рыбы. По данным Н.Я. Данилевского, в 1860 г. из 3,6 млн. центнеров всей рыбной продукции, добываемой в промысловых бассейнах страны, 2 млн. (55,5 %) давали уловы Каспийского моря1. По подсчетам О. А. Гримма, в конце XIX в. из 68,4 млн. рублей общего дохода, получаемого рыбной промышленностью России, 30 млн. рублей приходилось на долю Каспийского бассейна2.

В Каспийско-Волжском бассейне, в который входили Нижняя Волга от г. Камышина до дельты и весь Северный Каспий, в 1913 г. было добыто 4,15 млн. центнеров рыбы, что составляло примерно 62 % уловов Каспийского моря и 40 % всей добываемой рыбы в стране3.

Общее управление рыбными и звериными промыслами Российской империи осуществляло Министерство земледелия и государственных имуществ, где промысловое дело было сосредоточено в Главном управлении землеустройства и земледелия при департаменте земледелия. При Министерстве состоял особый инспектор по рыбной части, а при департаменте - три специалиста: по рыбоводству, рыболовству и прикладной ихтиологии. Через Министерство земледелия и государственных имуществ проходили все законодательные акты, касавшиеся рыбной промышленности.

Непосредственное заведование Каспийско-Волжскими промыслами было возложено на Управление Каспийско-Волжскими рыбными промыслами и Комитет. Управление, возглавлявшееся управляющим или начальником, состояло из ревизоров, старших чиновников, смотрителей и осуществляло общее наблюдение за исполнением правил Устава и деятельностью рыбной полиции, заведовало казенными рыболовными статьями и землями береговой полосы Каспийского моря, выдачей билетов на право рыболовства и боя тюленя в море. Общее присутствие Управления рассматривало все полицейские протоколы о нарушениях правил рыболовства и определяло меры наказания. Наблюдение за точным исполнением постановлений о рыболовстве на местах возлагалось на промысловый надзор, состоявший из смотрителей, назначавшихся Управлением, общественных надзирателей, избиравшихся Комитетом, и участковых старост, выбиравшихся на местах лова самими ловцами.

В распоряжении Управления имелись пароходы, баркасы и лодки. Содержалось Управление за счет казны, выделявшей на эти цели около 29 тыс. руб. в год; расходы же по содержанию общественных надзирателей, бакенной стражи и судовой команды, а также и ремонт самих судов производились из сумм общественного (с рыбопромышленников) сбора. Определение размера этого сбора возлагалось на Комитет Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов, возглавлявшийся астраханским губернатором и состоявший из вице-губернатора, председателя окружного суда, управляющего рыбными и тюленьими промыслами, ревизоров управления, начальника управления земледелия и государственных имуществ, управляющего казенной палатой, члена губернского присутствия, старшего члена войскового Правления Астраханского казачьего войска, представителя Саратовского земства, двух представителей от морского и двух - от речного рыбных промыслов4. При рассмотрении специальных или особо важных вопросов на заседания Комитета приглашались дополнительно с правом голоса: старший врач промыслов, астраханский врачебный инспектор и старший войсковой врач Астраханского Казачьего войска (при рассмотрении санитарно-врачебной части). При обсуждении вопросов, касавшихся определения размеров и раскладки процентного с рыбопромышленников сбора на расходы по надзору за рыболовством, оценки доходности вод и промысловых заведений, утверждения сметы расходов и т.п., на заседания Комитета приглашались (также с правом голоса) дополнительно еще восемь представителей от речных рыбопромышленников Астраханской губернии, один представитель Самарского земства и два представителя морского рыбного промысла. Председателю Комитета предоставлялось право приглашать на заседания (с правом совещательного голоса) специалистов по различным вопросам.

Основные обязанности Комитета состояли в обсуждении мер, необходимых для проведения в жизнь правил рыболовства, оценке доходности ватаг и владельческих рыболовных вод, утверждении составлявшейся Управлением сметы расходов.

Таким образом, Управление вносило свои предложения, проекты, отчеты и дополнения на рассмотрение Комитета. На Комитет возлагалась обязанность составления проектов обязательных постановлений. Свои предложения по этим вопросам Комитет сообщал губернаторам и начальникам областей, а также наказному Атаману Астраханского Казачьего войска, которые должны были в течение месяца вносить свои замечания и предложения. Окончательно выработанные Комитетом обязательные постановления представлялись на рассмотрение управляющего Главного Управления земледелия и землеустройства и утверждались им по соглашению с Министром внутренних дел, а в некоторых вопросах и с Военным министром. Статьей 748 Устава сельского хозяйства было закреплено право созывать для обсуждения проблем рыбной и тюленьей промышленности по распоряжению управляющего Главного Управления землеустройством и земледелием не реже одного раза в год съезды рыбопромышленников, как общие так и местные, с участием в них представителей Главного Управления землеустройства и земледелия и министерств: военного, торговли и промышленности, а также железнодорожных управлений, пароходных обществ и Астраханского биржевого комитета. Председательствовали на этих съездах лица, назначавшиеся управляющим выше указанного управления. Владельцы вод также могли принимать участие в работе съездов5.

Съезды рыбопромышленников обсуждали различные, самые злободневные вопросы рыбопромышленности. На Первом всероссийском съезде рыбопромышленников, состоявшемся в 1888 г., был поставлен вопрос о необходимости утверждения общих правил рыболовства, а также вопрос о выработке закона, «запрещавшего загрязнение вод»6. Рыбопромышленники, исследователи рыбных промыслов, врачи уже в XIX в. понимали опасность загрязнения вод отходами производства. С докладами по этому вопросу выступили в обществе рыболовства доктор ихтиологии O.A. Гримм и исследователь вопросов рыболовства И.Д. Кузнецов. В своих докладах они изложили ряд фактов, доказывавших, насколько мочка льна и конопли, развитие винокуренных, свеклосахарных и других заводов, а также транспортировка нефти в деревянных судах загрязняли воду, вызывая заметное уменьшение рыбы; они потребовали принятие закона, признававшего загрязнение вод преступлением, подлежащим такому же наказанию, как и отравление питьевых вод7. Вопрос этот, поднятый O.A. Гриммом и И.Д. Кузнецовым, вызвал острую дис-

куссию между рыбопромышленниками, общественностью и представителями различных отраслей промышленности. Общественное мнение и печать поддерживали в этом вопросе ученых и рыбопромышленников. Общество «Охранения народного здравия» назначило премию за лучший проект «обезвреживания фабричных сточных вод»8.

Первым крупным законодательным актом, регламентировавшим еще в начале второй половины XIX в. Каспийско-Волжское рыболовство, явился Устав 1865 г. На основании этого устава лов рыбы и бой тюленя в русских водах Каспийского моря, за исключением участков, лежащих против земель Уральского и Терского Казачьих войск, были предоставлены вольному промыслу, то есть «в свободное всех желающих пользование»9. Все морские воды, открытые для вольного промысла, были разделены на семь участков, причем перед устьями Волги лов должен был производиться по бакенным ловецким полосам, между которыми оставлялись свободные пространства, запретные для рыболовства. Число, направление, ширина и длина бакенных полос и запретных пространств, а также способы их обозначения определялись инструкциями министерства государственных имуществ. Первоначально было проведено 19 бакенных полос, но они оказались настолько узкими, что в них невозможно было ловить, не нарушая правил о запретном пространстве. Вследствие этого число полос было сокращено до четырех, а в 1887 г. одна из них, в три версты шириной, была увеличена вдвое. В водах вольного промысла рыболовство не было ограничено ни временем, ни местом, ни числом и направлением выставки сетей; но повсеместно запрещалось использование плавных сетей. Позднее были введены некоторые ограничения в пользовании различными снастями.

Бой тюленя по Уставу 1865 г. должен был производиться в один определенный срок одновременно всеми промышленниками. Загон тюленей в расставленные сети у тех островов, где они выходили на берег для залежек, а также зимний бой (для которого выезжали на лед на лошадях) был воспрещен. За право свободного лова в море был установлен билетный сбор в пользу казны с каждой рыболовной лодки и с каждого тюленепромышленника. Кроме того, тюлений жир и шкурки, привозимые с моря в низовья Волги, облагались определенной пошлиной с каждого пуда. Для обеспечения морских ловцов свободным береговым пространством, а также для пристанища и устройства промысловых заведений было определено, что берега моря, морских заливов и ильменей, а равно и берега островов должны оставаться свободными на одну версту, начиная от заплесков при самой высокой воде; и с этой целью для образования означенной береговой полосы отчуждено из владения частных лиц, а также Спасо-Преображенского монастыря потребное количество земли за капитальную сумму 780 259 рубё°>целях развития вольного промысла и предоставления мелким ловцам возможности участвовать в нем не в качестве подрядных ловцов крупных рыбопромышленников, а в качестве самостоятельных ловцов (по многочисленным просьбам самих ловцов) Уставом 1865 г. была учреждена вспомогательная для морских ловцов касса; фондом для нее служили, главным образом, штрафные суммы, взимавшиеся с нарушителей Устава, а также суммы, выручаемые от продажи конфискованной рыбы, тюленя и запрещенных снастей. Была обещана также ссуда из средств Государственного казначейства в сумме 150 тыс. руб.; но обещание это так и не было выполнено. Ловецкая касса начала свою работу с 1876 г., когда фонд ее достиг 67 тыс. руб. Ссуды ловцам выдавались под залог морских лодок или другого имущества, а также под круговое поручительство трех владельцев лодок, на срок от трех месяцев до одного года, из расчета 0,5 % в месяц.

Право на лов рыбы в реках, впадающих в Каспийское море, было закреплено Уставом 1865 г. на общем основании за владельцами берегов с соблюдением некоторых ограничений в низовьях Волги и в северных рукавах р. Терека - Прорве, Таловке и Середней. Ограничения эти были направлены на сохранение запасов красной рыбы. Сущность этих ограничений заключалась в следующем: минимальное расстояние между тонями определялось двумя верстами; запрещался лов рыбы распорными неводами. Большое значение для развития рыбного промысла имел запрет на устройство учугов, перегородок, забоек, заколов и других орудий лова, представлявших собой вбитые в дно реки сваи или колья, совершенно преграждавшие ход рыбы вверх по реке. Устав 1865 г. впервые ввел запретные для лова рыбы сроки (с 15 мая по 16 июня).

Устав 1865 г. отражал государственную политику по этому вопросу, заключавшуюся в защите интересов и прав речных рыбопромышленников, с одной стороны, и увеличении доходов от всего рыболовства с другой, тем самым способствуя развитию вольного морского промысла при сохранении приоритета за речным, приносившим ему главный доход. При этом государство прислушивалось к просьбам, предложениям и требованиям как со стороны рыбопромышленников, предпринимателей, исследователей рыбного промысла, так и ловцов при обсуждении важнейших законопроектов, относившихся к рыбной промышленности.

Уничтожив откупную систему и учуги, казна разбила принадлежавшие ей в Астраханской губернии воды первоначально на 59 участков, а затем - на 122. Участки сдавались в аренду на шестилетний срок. Для того, чтобы обеспечить рентабельность сдаваемых в аренду речных участков, была выделена большая предустьевая зона, так называемая бакенная система, площадью около 600 кв. км.

Устав 1865 г. открыл доступ к рыбному промыслу не только крупным предпринимателям, но и мелким промышленникам. В результате этой политики количество рыбопромысловых заведений в Каспийско-Волжском бассейне увеличилось с 52-х - в 70-х гг. до 387 -в 1890 г. и 720 -в 1910".

Начало Каспийско-Волжского рыбного промысла как поставщика рыбных продуктов для широких слоев населения следует отнести - к 80-м гг. XIX в., когда, в связи с общим ростом народного хозяйства России, усилился спрос на дешевые рыбные продукты. Из числа частиковых (чешуйчатых) пород рыб, составлявших недорогую и высококалорийную пищу для большинства населения, наиболее важное значение получила, как и предсказывал К. Бэр, астраханская сельдь. В 60-х гг. XIX в. сельдь, как известно, шла на жиротопление; за жир, вытопленный с 1000 штук, «выручали 11 3/4 копейки и использовали его для освещения. О вобле как о промысловой рыбе К. Бэр в своих работах (60-е гг.) и не упоминает12. По рекомендации К. Бэра сельдь начали солить. Сельдяной промысел, стремительно развиваясь, занял по своим размерам первое место.

Вследствие этого в 80-х гг. появилась необходимость в урегулировании сельдяного лова. 22 мая 1884 г. после долгих обсуждений были утверждены специальные правила сельдяного лова, согласно которым было разрешено иметь на тоне во время хода сельди не более четырех неводов (или волокуш) с определенным размером ячей. Ограничения коснулись и количества неводных рабочих. Употребление плавных сетей, запрещенное ранее, было вновь допущено вначале на гри г. (1885-1888), а затем было разрешено на более длительный срок по ходатайству астраханских рыбопромышленников. Лов сельди в низовьях Волги ниже Лебяжинской станицы разрешался только по 9 мая, а в водах выше этой станицы - по 15 мая. Но эти сроки почти ежегодно продлевались по настоятельным просьбам рыбопромышленников13. Таким образом, делались некоторые уступки речным рыбопромышленникам в ущерб сохранению рыбных запасов. К началу 80-х гг. XIX в. многие статьи устава 1865 г. уже не соответствовали требованиям развивавшейся рыбной промышленности.

В 1883 г. при Департаменте земледелия была образована комиссия по подготовке нового Устава Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов с участием в ней рыбопромышленников и представителей Астраханского казачьего войска. Составленный комиссией проект Устава был передан на рассмотрение Комитета Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов, после чего был вновь переработан в департаменте и осенью 1893 г. подвергнут новому рассмотрению на заседании особого совещания в Астрахани под председательством губернатора и при участии рыбопромышленников и ловцов, не входивших в состав Комитета, а также специалистов по вопросам рыболовства - О. Гримма и И.Д. Кузнецова. Подлежавший обсуждению проект Устава был напечатан со всеми дополнениями и замечаниями в журнале «Рыбное дело» (1893. № 17-19). Проект состоял из 200 статей. Остановимся лишь на существенных отличиях проекта нового Устава от предшествующего. Сфера действий нового Устава распространялась на систему бассейна реки Волги выше г. Камышина (до Саратова). К речным водам были причислены приморские ильмени и протоки в дельте Волги. Кроме того,

признавая целесообразным установление предустьевой бакенной системы, новый проект отменял деление бакенных полос на черневые (до одной сажени глубины моря) и морские (до четырех саженей) как оказавшееся на практике невыполнимым.

Разделение бакенных полос на черневые и морские (по Уставу 1865 г.) давало возможность лова и менее состоятельным ловцам, не имевшим ни средств ни оснащения для выхода в море. К примеру, стоимость билета для лова в бакенных водах составляла: в черневых

- 80 , а в морских - 120 руб. в год. На практике это разделение было трудно осуществимо, так как уровень воды постоянно менялся и при попутном ветре обычная речная лодка могла выйти на 40 верст от берега вглубь моря14. Таким образом, покупая более дешевые черневые билеты, бакенные ловцы осуществляли лов на всем пространстве бакенных полос без разделения их на черневые и морские. Тайный советник Климов предложил установить единый размер билета для лова рыбы в бакенных водах, то есть для ловцов, ловивших в черневых бакенных водах, это означало повышение стоимости билета. Определяя размер билетного сбора за право морского рыболовства, новый Устав требовал наличия билета на каждой лодке, участвовавшей в рыболовстве, не только ловецкой, но и подъездной.

Вводились новые ограничения и в использовании орудий лова в море. Были установлены особые правила пользования каждой снастью в бакенном пространстве, а также дополнительная плата за пользование ими. Устанавливались различные запретные для рыболовства сроки для «верховых» и «низовых» промыслов1'. В проект нового Устава впервые была включена глава о врачебно-санитарной части на рыбных промыслах. В этой главе помещены правила об устройстве и содержании промысловых заведений, содержании рабочих на промыслах и о составе врачебно-санитарного надзора. Необходимость создания санитарно-врачебной части на промыслах была вызвана большим скоплением рабочих.

Состав Управления увеличился включением в него чинов врачебно-санитарной службы. Количество членов Комитета увеличилось за счет введения в него санитарного врача Управления, представителя Астраханского казачьего войска, представителя участка речных вод между Камышином и Саратовом. За Комитетом сохранялась роль совещательного учреждения, представлявшего свои постановления на утверждение министерства; весь административный надзор сосредоточивался в Управлении. Должности выбиравшихся Комитетом общественных надзирателей упразднялись, так как, по оценке В. И. Вешнякова, «ввиду специального их назначения - следить за действиями промышленников и, в том числе, членов Комитета, и подвергать их по своему усмотрению преследованию, существование этих надзирателей представлялось неудобным»16. Внесены были также некоторые изменения и в положение о вспомогательной для морских ловцов кассе: возрастание капитала ловецкой кассы было ограничено только ее прибылями, из штрафных же денег, в размере 75 %, был образован особый специальный капитал для совершенствования рыболовства.

Проект нового Устава в конце 1897 г. был представлен министром земледелия и государственных имуществ в Государственный Совет. Весной 1899 г. было образовано особое совещание под председательством статс-секретаря Островского (затем статс-секретаря В.И.Вешнякова), рассмотревшее проект Устава. 3 июня 1902 г. проект был утвержден Государственным Советом в виде Правил о Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслах17.

В последующие годы был опубликован ряд инструкций по приведению в действие рассмотренных выше правил, в частности, инструкция 4 ноября 1902 г. «О порядки выдачи билетов на право лова или приема и скупа рыбы и боя тюленя в море», инструкция 8 мая 1903 г. «О составе, разделении и границах вод (морских и речных) и о производстве лова рыбы как в морских, так и в речных водах». В целях изучения Каспийско-Волжских промыслов 20 декабря 1904 г. министром земледелия и государственных имуществ была утверждена «Программа для доставления сведений по статистике и технике Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов»18. 9 мая 1911 г. был утвержден закон «О дополнении и изменении действующих постановлений о рыболовстве в Каспийском море и впадающих в него реках». Этим законом, в частности, запрещались покупка, продажа, хранение и перевозка маломерной рыбы. Утвержденный 25 июня 1912 г. закон «Об ограничении подледного рыболовства в Каспийском мо-

ре» дополнял соответствующие статьи Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.) о правилах подледного лова и о наказаниях виновных в нарушении установленных законом правил19. Правила «О Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслах» (от 3 июня 1902 г.), а также последующие инструкции, законы и распоряжения принимались после долгих обсуждений в Комитете Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов с привлечением рыбопромышленников, ловцов и предпринимателей. Эти законы принимались одной стороны, с целью сохранения рыбных запасов от хищнического уничтожения, а с другой - с целью защиты интересов крупного капитала речных рыбопромышленников.

Материал для регламентации промыслов давали результаты научных экспедиций и стационарных исследований, организованных правительством. Первой серьезной попыткой привлечь науку к выработке законодательства по вопросам рыболовства в Каспийском море явилась организованная в 50-х гг. XIX в. экспедиция под руководством академика К. Бэра. Исследование биоресурсов Каспийского моря было лишь частью комплексной многолетней научно-исследовательской программы, включавшей в себя целый ряд экспедиций по изучению рыбопромысловых водоемов России, организованной Русским географическим обществом и Министерством государственных имуществ в 50-60-х гг. XIX в. Итогом работы явилось фундаментальное «Исследование о состоянии рыболовства в России». Авторами труда были академик К. Бэр и Н.Я. Данилевский. Один из томов исследования был посвящен рыболовству в Каспийском море и его притоках20. Впервые была проведена научная экспертиза и разработаны основы рационального ведения рыбного хозяйства. Выводы исследования были обращены прежде всего к правительству; суть предложений заключалась в необходимости организации разумного государственного регулирования рыбного промысла. Рекомендации академика К. Бэра были положены в основу Устава Каспийских рыбных и тюленьих промыслов 1865 г., а также инструкций, законов и правил Каспийско-Волжского рыболовства. В последующие годы исследования ограничивались командированием специалистов на промыслы для изучения конкретных вопросов. В начале XX в. вновь возникла необходимость в комплексных исследованиях.

В 1904 г. состоялась первая Каспийская экспедиция по изучению сельдяного промысла, а в 1912-1913 гг. - вторая. В 1914-1915 гг. организованная в Астрахани экспедиция занялась изучением промысла осетровых. Параллельно с экспедициями стали возникать и стационарные центры изучения рыболовства. С этой целью в 1907 г. в г. Астрахани была основана Ихтиологическая лаборатория"1. Кроме мер законодательных и административных, относившихся непосредственно к рыбному промыслу, следует отметить также и мероприятия общегосударственного масштаба, опосредованно повлиявшие на развитие рыбной промышленности.

Необходимо отметить прежде всего железнодорожное строительство, проведение к волжским пристаням железнодорожных линий: в 1871 г. - Царицын - Фастов, Саратов - Аткарск и Кинешма - Иваново; в 1874 г. - Сызрань - Моршанск, в 1877 - Батраки - Самара - Кинель; в проекте была новая железнодорожная ветка - Саратов - Астрахань. 5 марта 1899 г. на чрезвычайном собрании Астраханской городской думы было принято постановление, в котором говорилось, что Дума «...после оживленных прений постановила уполномочить городского голову И.Н.Плотникова и гласного Д.Н.Сергеева принять участие в предстоящем 18 марта совещании при министерстве, ходатайствуя об удовлетворении возбужденных ранее городом просьб о проведении железной дороги на Астрахань по левому берегу с вокзалом в городской черте - как линии, наиболее отвечающей торгово-промышленным потребностям не только Астрахани, но и всего края2"». В апреле 1903 г. было принято решение правительства: связать Астрахань с центральными районами страны железной дорогой через Саратов. В 1907 г. закончилось строительство железнодорожной ветки Красный Кут - Бузанская пристань, а в 1909 - Бузанская пристань

- Астрахань23. С этого момента начинается качественно новый этап экономической жизни и деятельности Астраханского края и порта.

Усиленно развивалось грузовое пароходство, перешедшее на нефтяное топливо и тем значительно снизившее фрахты на грузы. В 60-х гг. XIX в. на Волге работало 108 пароходов, в. 1884 г. их число увеличилось до 491, а к 1892 г. - до 1055. Развитие транспортных связей фор-

сировапо развитие астраханской рыбопромышленности. С одной стороны, открывался выход (через волжские пристани) дешевому бакинскому керосину в центральные губернии, что делало невыгодным приготовление сельдяного жира для нужд освещения и заставляло переходить от жиротопления к посолу сельди. С другой стороны, железные дороги, сократившие расстояния между производителем и потребителем рыбной продукции, открыли астраханскому рыбному товару доступ на внутренние рынки, а относительно дешевые речные и железнодорожные фрахта и тарифы на малоценные породы рыб (такие как сельдь, вобла и другая мелкая частиковая рыба) сделали возможным рентабельное использование этих пород.

Еще одним фактором, вызвавшим бурное развитие всего рыбного промысла в целом и сельдяного в частности, явилась отмена в 1880 г. акциза на соль. И это важнейшее государственное решение было принято при активном участии астраханских рыбопромышленников. Вслед за введением соляного устава 1862 года, предоставившего дело соляной разработки в частные руки, с взиманием акциза в размере 30 коп. с пуда, некоторые земские собрания уже в 1865-1866 гг. возбуждали ходатайства об отмене соляного акциза в интересах земледелия и скотоводства24. В 1869 г. в Астраханском Комитете рыбных и тюленьих промыслов был поднят вопрос о необходимости сложения соляного акциза для развития рыбной промышленности. В 1873 г. Министерство финансов отказалось даже уменьшить соляной акциз для рыбопромышленности и отклонило ходатайства астраханских рыбопромышленников до предоставления более точных сведений об уловах. Неоднократное обсуждение этого вопроса завершилось Указом 23 ноября 1880 г. об отмене соляного акциза. Последствием этого явилось как количественное увеличение соленого рыбного товара, так и значительное качественное его улучшение: прекращение использования старых тузлуков, жировой соли, а также различных сортов соли, непригодных для засолки рыбы, например, соли-астраханки, добывавшейся из ближайших к Астрахани небольших озер. Стоимость соли до снятия акциза составляла 40 коп. и более за пуд, а после отмены акциза - 9 коп.‘5 При резком снижении цен соль стала использоваться в значительно большем (необходимом) количестве для посола рыбы. За время сложения акциза спрос на мелкие сорта рыбы увеличился.

Проведение в 1882 г. железнодорожной ветки от оз. Баскунчак к Волге (Владимирской пристани) значительно снизило стоимость перевозки соли. Это привело к сокращению на 2,5 рубля расходов на посол 1000 штук сельди и, естественно, вызвало увеличение уловов сельди, воблы, мелкого частика26. Отмена акциза, способствуя развитию рыбного промысла, увеличила доходы казны от рыбопромысловых участков и заведений.

Увеличение доходности рыбных промыслов можно объяснить, с одной стороны, увеличением общего количества дешевых билетов на право лова частиковой рыбы, а с другой -повышением арендной платы за казенные участки.

Итак, государственная политика по вопросам, связанным с рыбной промышленностью, исходила, прежде всего, из интересов казны, заключавшихся в повышении доходности рыбных промыслов при сохранении баланса биоресурсов. Отмена откупной системы и введение аренды на рыболовные участки, а также разрешение вольного промысла в море способствовали созданию равных условий для предпринимательской деятельности выходцам любых сословий и социальных групп.

Взаимодействие власти и общества при решении различных проблем рыбной промышленности было достаточно тесным и разнообразным со второй половины XIX в.: от обсуждения законопроектов в Комитете Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов с привлечением рыбопромышленников до научной экспертизы биоресурсов водоемов, проведения железнодорожной линии, отмены акциза на соль и природоохранных мероприятий. Представителями общественности при обсуждении этих вопросов, прямо или косвенно касавшихся рыбного промысла, были морские и речные рыбопромышленники, солепромышленники, ловцы, казаки Астраханского казачьего войска, представители Саратовского и Самарского земств, врачи (санитарные врачи и врачи на промыслах), ученые. Важную роль в обсуждении законопроектов сыграли съезды рыбопромышленников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данилевский И.Я Статистика Каспийского рыболовства // Исследование о состоянии рыболовства в России. СПб., 1863. Т. V. С 15.

2 Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894 С CVI1

I Подсчитано по: Материалы к пересмотру плана электрификации ГОЭЛРО по Нижневолжской области. Саратов, 1925. С. 131; Надирадзе A.A. Развитие и размещение рыбной промышленности Дагестана в дореволюционный период. Махачкала, 1969. С. 45;

4 Законы и инструкции, действующие в Каспийско-Волжском рыболовном районе Астрахань. 1913. С. 5; Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1906. Т. XII Ч. 2. № 753.

J Полное собрание законов Российской империи. СПб , 1906 Т. XII. Ч. 2. № 748. f Съезд русских рыбопромышленников. СПб., 1889 С. 10-ПО.

7 Гримм О. О гибельном влиянии нефти на рыб и противодействия этому // Вестник рыбопромышленности. 1891. № 12: Каврайский Ф.Ф. К вопросу о запрещении перевозки нефтяных продуктов наливом в деревянных судах// Вестник рыбопромышленности. 1892. № 5. 6: Кузнецов И.Д. К вопросу о загрязнении русских рыболовных вод // Вестник рыбопромышленности. 1892 № 5,6

’ Вешняков В.И Рыболовство и законодательство. СПб , 1894. С. 457 ' ГААО (Государственный архив Астраханской области) Ф l.On. 11. Д. 174. Л 1-5.

II Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894. С 532

11 Подсчитано по: Материалы к пересмотру плана электрификации ГОЭЛРО Нижневолжской области. Саратов, 1925. С 137; ГААО. Ф 194. Оп, 1. Д. 787. 796

|_ Гурвич Л И Волго-Каспийский район // Труды научного института рыбного хозяйства. М., 1929. Т. IV. С. 65 11 Протоколы Комитета Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов IV. 1878-1881. Астрахань, 1894. С. 73.

14 Там же. С 73.

' Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. С. 539

f’ Там же. С. 541-542

17 РГИА. Ф. 1263, Оп. 2 Д. 5550. Л 60

!* Законы и инструкции, действующие в Каспийско-Волжском рыболовном районе Астрахань, 1913 С. 115-116.

4 Там же. С 39-40

Исследование о состоянии рыболовства в России. Г.II Рыболовство в Каспийском море и его притоках. СПб.. 1860.

■' Наша рыбопромышленность и ее нужду. М., 1921. С 11-12.

" Сборник материалов по вопросу об Астраханской железной дороге: Издание Петровского общества исследователей Астраханского края. Астрахань, 1899 С. 725-726; Астраханский вестник. 1899. 6 марта. № 2963; Астраханский листок. 1899, 6 марта. № 51

J Вся Астрахань и весь Астраханский край: Памятная книжка Астраханской губернии на 1909 год Астрахань, б/г С. 67.

4 Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. С. 647.

■5 Варпаховский П., Лебедев 11 Значение налога на соль для Астраханской рыбопромышленности // Рыбное дело 1893. № 8. С 124.

Груды научного института рыбного хозяйства. М., 1929 T IV С. 66.

RUSSIAN GOVERNMENT REGULATION OF FISHING IN VOLGA-KASPIAN REGION AND PARTICIPATION OF PUBLIC (SINCE SECOND HALF OF 19th CENTURY TO THE BEGINNING OF 20™ CENTURY).

A.A. VORONOV A

Department of Russian History Astrakhan State University

25 Tatischev str., Astrakhan 414025 Russia

Stale regulation of fishing was based on the interests of Treasure and had a target to increase the incomes to the state revenue using direct and indirect taxes on fishing industry The government introduced leasing of fishing water area and system of licenses and admitted different social groups to fishing business. They were involved in the process of solving of fish industry problems and demonstrated active participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.