Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1707
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ / ADVERTISING / LEGISLATION / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE / REQUIREMENTS FOR ADVERTISING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ветлугина Анастасия Николаевна

Статья посвящена вопросам государственного регулирования рекламной деятельности Российской Федерации. Рассмотрены направления государственного регулирования данной сферы. Выявлены проблемы и предложены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the issues of state regulation of advertising activity in the Russian Federation. The author considers the directions of state regulation of this sphere. The problems are revealed and possible ways of their decision are offered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

Ветлугина Анастасия Николаевна STATE REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам государственного регулирования рекламной деятельности Российской Федерации. Рассмотрены направления государственного регулирования данной сферы. Выявлены проблемы и предложены возможные пути их решения.

ANNOTATION

The article is devoted to the issues of state regulation of advertising activity in the Russian Federation. The author considers the directions of state regulation of this sphere. The problems are revealed and possible ways of their decision are offered.

Ключевые слова: реклама, законодательство, государственное регулирование, Федеральная антимонопольная служба, требования к рекламе.

Keywords: advertising, legislation, federal antimonopoly service, requirements for advertising

Реклама является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, поскольку помогает развивать конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг. В определенной степени она воздействует на поведение субъектов рынка и в значительной степени влияет на состояние и уровень развития экономики и общества.

Объемы и значение рекламы ежегодно лишь увеличиваются. Так, в 2018 году суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил почти 469 млрд.руб., что на 12% больше, чем годом раньше [1]. И уже сейчас можно прогнозировать, что по итогам 2019 эта цифра еще увеличится. По данным Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России за I квартал 2019 года суммарный объем рекламных бюджетов в средствах распространения рекламы за вычетом НДС составил около 111 млрд.руб., что на 4% больше, чем за аналогичный период 2018 года [2]. В настоящее время Россия занимает 16-ое место в мире по объёмам рекламного рынка и седьмое место в Европе [3].

Очевидно, что с всё возрастающей ролью рекламы в обществе такой массив отношений требует детального регулирования со стороны государства, ведь в погоне за прибылью и вниманием потребителя субъекты рекламной деятельности могут идти на различные ухищрения, нарушая права третьих лиц.

Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы, разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы [4]. Его целями будут выступать:

•Создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей рекламную сферу;

•Обеспечение экономической и социальной стабильности рекламного рынка;

•Обеспечение конкурентных преимуществ;

•Формирование целостной системы рекламного обслуживания.

Государственное регулирование в сфере рекламы можно определить как комплекс применяемых со стороны государства мер и действий, оказывающих воздействие на процессы в рекламной сфере. Оно осуществляется по двум направлениям: нормативному и организационному.

Нормативное регулирование заключается в установлении «правил игры», то есть в создании законодательной базы. Она является основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью.

Отечественное рекламное законодательство считается достаточно молодым, находящимся на стадии развития. Это обусловлено тем, что до развала Советского Союза реклама как таковая была слабо развита, а ее нормативное регулирование практически отсутствовало. Лишь в последние десять лет можно говорить, что рынок рекламы стал регулироваться достаточно полно и комплексно.

В настоящее время законодателем четко определено, каким требованиям должна отвечать реклама.

Все требования, предъявляемые к рекламе, можно разделить на:

•Общие требования - требования к рекламе, не зависящие от ее вида, формы, способа распространения и иных критериев. Они закреплены в статьях 5-7 Федерального закона «О рекламе» [5].

•Специальные требования- требования к рекламе отдельных видов товаров, к отдельным способам распространения рекламы, к ее содержанию.

Также ряд требований установлен и в других нормативно-правовых актов, например

Федеральный закон «О защите конкуренции» [6], Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [7] и некоторые другие.

Несмотря на то, что в Федеральный закон «О рекламе» в последние годы вносилось много изменений, тем не менее, он по-прежнему имеет ряд недостатков.

Самый очевидный - названный нормативно -правовой акт не в полной мере регулирует новый вид рекламы, набирающий популярность и масштаб последние 5-7 лет,- рекламу в сети Интернет.

С одной стороны, реклама в сети Интернет подпадает под действие Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем, реклама в сети Интернет обладает рядом особенностей, однако в названном документе она не выделена в отдельный вид рекламы, не прописаны специальные требования и ограничения, связанные с особенностями такого способа ее распространения.

Считаем это одним из серьезных пробелов отечественного рекламного законодательства, нуждающегося в скорейшем устранении. Для этого необходимо дополнить главу 2 Федерального закона «О рекламе» статьей 18.1 «Реклама, распространяемая в информационно -

телекоммуникационной сети Интернет».

Одного лишь нормативного регулирования любой сферы, не только рекламной, недостаточно. Для обеспечения режима законности государству необходимо создать контролирующие

государственные органы, которые обеспечивали бы соблюдение уже действующих нормативно-правовых актов. Это и есть второе, организационное направление государственного регулирования рекламной сферы.

Глава 5 Федерального закона «О рекламе» посвящена вопросам государственного надзора в сфере рекламы. Названный документ наделил ФАС России и ее территориальные органы полномочиями по надзору за соблюдением рекламного законодательства.

Главным элементом правового статуса ФАС России являются полномочия, составляющие часть ее компетенции. В соответствии со статьей 33 антимонопольный орган:

предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Характерной чертой антимонопольного органа как контрольной структуры являлась возможность вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольных объектов, а именно: федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лица указанных органов, а также индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их руководителей,- путем направления им соответствующих запросов с целью истребования

информации, связанной с производством, размещением и распространением рекламы. В свою очередь, подконтрольные объекты обязаны были представить в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечить его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации.

Об эффективности работы Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов можно судить, исходя из результатов ее работы.

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области количество заявлений, содержащих информацию о факте нарушения рекламного законодательства, составило:

По результатам рассмотрения дел по статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»:

В 2017 году - вынесено 34 постановления о назначении штрафов на общую сумму 346 000 рублей.

В 2018 году - вынесено 63 постановления о назначении штрафов на общую сумму 622 000 рублей.

Вместе с тем, многие специалисты отмечают, что «вопросы повышения доверия потребителей к рекламе по своей природе не должны в императивном порядке регламентироваться государством, а должны решаться посредством саморегулирования отношений» [8], возникающих в процессе осуществления рекламной деятельности.

На сегодняшний день в России саморегулирование рекламного рынка развито слабо. В этом смысле было полезно обратиться к зарубежному опыту, в частности к опыту Великобритании, где саморегулирование рекламной деятельности развито очень хорошо и во многом превалирует над государственным регулирование рекламной сферы посредством уполномоченных государственных органов.

Видится перспективным развитие системы саморегулируемых организаций для целей саморегулирования и контроля профессиональной деятельности субъектов рекламной деятельности, защиты интересов членов организации и локальной нормотворческой деятельности. Это возможно в рамках реализации Концепции развития саморегулирования рекламной отрасли России 2017-2021 годы, проект которой был представлен в августе 2017 года рабочая. Предполагается, что система саморегулируемых организаций в сфере рекламы будет строиться следующим образом: сначала будут сформированы СРО в Москве и ряде регионов страны (Нижний Новгород и Екатеринбург). Эти проекты станут пилотными, а к 2021 году должно сформироваться опорное, базовое звено системы саморегулирования. Это позволит перераспределить усилия по контролю за рекламой между государством и

саморегулируемыми организациями [9].

Функционирование подобной системы СРО в России позволило в разы увеличить эффективность регулирования всего рекламного рынка страны, а также сократить число нарушений со стороны субъектов рекламной деятельности.

Список литературы:

1. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2018 году. http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id869 0 (дата обращения: 14.07.2019 г.)

2. Объем рекламы в средствах ее распространения в январе-марте 2019 года http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id8 826 (дата обращения: 14.07.2019 г.)

3.Проект Концепции развития саморегулирования рекламной отрасли России 2017-2021 годы. М., 2017. С. 1-2.

4. Антонов Л.В. Государственное регулирование российского рынка рекламы:

перспективы развития в условиях информатизации общества/Социально-экономические явления и процессы.- 2011.-№3-4 (25-26).- С. 24

5.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 01.05.2019) "О рекламе"// "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

6.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции"//"Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.

7.Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 10. Ст. 1163.

8.Минбалеев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие / Под ред. д.ю.н. В.В. Кваниной. - М.: ИД «Юриспруденция». 2010. - С. 155.

9.Баранова М.В. Правовое регулирование рекламной деятельности как оперирование рисками. //Юридическая техника. № 13. С. 416.

УДК 32.019.5_

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ (ВАХХАБИЗМУ) НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.3.67.360 Магомедова Муслимат Алхилаевна

к.филос.н., с.н.с.

Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского

федеральногоисследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала

THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENTS IN OPPOSITION TO RELIGIOUS AND POLITICAL EXTREMISM (WAHHABISM) IN THE NORTH CAUCASUS

Magomedova Muslimat Alikhilaevna

Regional center of ethnopolitical researches of the Dagestan Federal research center of the Russian Academy of Sciences, candidate of philosophy, senior researcher

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется деструктивное влияние религиозно-политического экстремизма на развитие общества и государства. Обосновывается и подчеркивается главная роль органов местного самоуправления в профилактике и в противодействии распространению радикальной идеологии в республиках Северного Кавказа. Предложены рекомендации по улучшению работы в идеологическом противодействии религиозно-политическому экстремизму на муниципальном уровне.

ANNOTATION

The article analyzes the destructive influence of religious and political extremism on the development of society and the state. The main role of local government body is substantiated and emphasized in prevention and in countering the spread of radical ideology in the republics of the North Caucasus. There are some recommendations for improvement of work in ideological counteraction to religious and political extremism at the municipal level.

Ключевые слова: ваххабизм, Северный Кавказ, Органы местного самоуправления, терроризм, противодействие.

Keywords: Wahhabism, the North Caucasus, local government body, terrorism, counteraction.

Введение

Проблема экстремизма привлекает внимание всех государств и мировой общественности. От нее не защищены ни экономически процветающие страны, ни отсталые государства. Международное

сообщество находится в состоянии поиска эффективных инструментов противодействия этому злу.

Одной из причин быстрого распространения религиозно-политического экстремизма на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.