саморегулируемыми организациями [9].
Функционирование подобной системы СРО в России позволило в разы увеличить эффективность регулирования всего рекламного рынка страны, а также сократить число нарушений со стороны субъектов рекламной деятельности.
Список литературы:
1. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2018 году. http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id869 0 (дата обращения: 14.07.2019 г.)
2. Объем рекламы в средствах ее распространения в январе-марте 2019 года http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id8 826 (дата обращения: 14.07.2019 г.)
3.Проект Концепции развития саморегулирования рекламной отрасли России 2017-2021 годы. М., 2017. С. 1-2.
4. Антонов Л.В. Государственное регулирование российского рынка рекламы:
перспективы развития в условиях информатизации общества/Социально-экономические явления и процессы.- 2011.-№3-4 (25-26).- С. 24
5.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 01.05.2019) "О рекламе"// "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
6.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции"//"Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
7.Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 10. Ст. 1163.
8.Минбалеев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие / Под ред. д.ю.н. В.В. Кваниной. - М.: ИД «Юриспруденция». 2010. - С. 155.
9.Баранова М.В. Правовое регулирование рекламной деятельности как оперирование рисками. //Юридическая техника. № 13. С. 416.
УДК 32.019.5_
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ (ВАХХАБИЗМУ) НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.3.67.360 Магомедова Муслимат Алхилаевна
к.филос.н., с.н.с.
Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского
федеральногоисследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала
THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENTS IN OPPOSITION TO RELIGIOUS AND POLITICAL EXTREMISM (WAHHABISM) IN THE NORTH CAUCASUS
Magomedova Muslimat Alikhilaevna
Regional center of ethnopolitical researches of the Dagestan Federal research center of the Russian Academy of Sciences, candidate of philosophy, senior researcher
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется деструктивное влияние религиозно-политического экстремизма на развитие общества и государства. Обосновывается и подчеркивается главная роль органов местного самоуправления в профилактике и в противодействии распространению радикальной идеологии в республиках Северного Кавказа. Предложены рекомендации по улучшению работы в идеологическом противодействии религиозно-политическому экстремизму на муниципальном уровне.
ANNOTATION
The article analyzes the destructive influence of religious and political extremism on the development of society and the state. The main role of local government body is substantiated and emphasized in prevention and in countering the spread of radical ideology in the republics of the North Caucasus. There are some recommendations for improvement of work in ideological counteraction to religious and political extremism at the municipal level.
Ключевые слова: ваххабизм, Северный Кавказ, Органы местного самоуправления, терроризм, противодействие.
Keywords: Wahhabism, the North Caucasus, local government body, terrorism, counteraction.
Введение
Проблема экстремизма привлекает внимание всех государств и мировой общественности. От нее не защищены ни экономически процветающие страны, ни отсталые государства. Международное
сообщество находится в состоянии поиска эффективных инструментов противодействия этому злу.
Одной из причин быстрого распространения религиозно-политического экстремизма на
постсоветском пространстве явилось внезапное возрождение многих религиозных течений, сект различного толка, деятельность которых была запрещена в советское время.
1. Проблемы распространения радикальной религиозной идеологии на Северном Кавказе
На сегодняшний день можно отметить о том, что мир столкнулся с небывалым всплеском радикализма, экстремизма и терроризма, обусловленных рядом факторов. Реальную угрозу для национальной безопасности составляет религиозная ангажированность идеологии, на основе которой осуществляют свою деятельность экстремистские и террористические организации. Лидеры этих организаций используют вырванные из контекста отрывки из священных книг или работ известных теологов. Трудность борьбы с «религиозно-мотивированным» терроризмом и экстремизмом состоит в динамическом характере рассматриваемых деструктивных феноменов, что детерминирует изменения способов борьбы в режиме реального времени. Опасность религиозно -мотивированного терроризма заключается не столько в человеческих потерях, сколько в условиях нагнетания страха, недоверия между представителями разных конфессий.
Существенную угрозу для национальной безопасности составляет активное использование интернет-ресурсов проповедниками
террористических организаций для продвижения своих радикальных идей. Экстремистские организации создают свои сайты, заводят аккаунты в социальных сетях, что дает возможность не только вести пропаганду своих взглядов, но и вербовать новых членов. Для профилактики подобного рода преступлений во многих западных и европейских странах стали приниматься соответствующие законодательные акты и меры для пресечения радикально-экстремистской пропаганды. Основные направления
информационного противодействия экстремизму в Российской Федерации отражены в специальных документах, среди которых основополагающим является «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
Угрозу для общества на сегодняшний день составляет деятельность так называемых «спящих ячеек» и террористов-одиночек («одинокие волки»). По данным МВД РФ за 2019 год обнаружены террористические ячейки в 17 регионах страны [6]. Есть случаи, когда террористический акт совершают люди, которые не состоят ни в каких террористических организациях и группировках. Следовательно, этот человек получает всю необходимую «подготовку» через какие-то экстремистские сайты, чаты в социальных группах. Это новый феномен, который мы можем наблюдать с 2017 года. На наш взгляд, они совершают свои действия через определенные небольшие сети, но достаточно организованные, которые координируют друг с другом свою деятельность. На сегодняшний день значительно утеряно финансирование и те, кто переходит к
активной деятельности пользуются подручными материалами, прежде всего ножами. В первую очередь, это упущение в идеологическом противодействии. Для ее реализации нужно гораздо меньше денег, чем тратятся на контртеррористические операции (КТО). К сожалению, КТО на Северном Кавказе были выгоднее определенному кругу лиц, чем идеологическая и профилактическая работа.
Несмотря на то, что активное финансирование терроризма прекращается, но сохраняется то, что подпитывает радикализацию внутри страны и это не только на Северном Кавказе. Более того, следует отметить, что идет тенденция к омоложению террористов. По данным «Кавказского узла», например, в Чеченской Республике в 2018 году число молодежи среди убитых боевиков выросло почти в три раза по сравнению с 2015 годом. Из 72 убитых за этот период 63 человека были моложе 35 лет, даже попал один ребенок [5]. По данным МВД РФ с начала 2019 года в регионах России были выявлены ячейки террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). В 2019 году была пресечена деятельность ячеек ИГ на территории Краснодарского, Ставропольского и
Красноярского краев, Москвы, Астраханской, Владимирской, Московской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тюменской областей, республик Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Чеченской Республики, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов [3]. По данным начальника главного управления по противодействию экстремизму МВД России генерал-майора полиции Олега Ильиных за первое полугодие 2019 года выявлено 972 преступления террористического характера. Выявлено 14 фактов организации экстремистского сообщества и 90 фактов организации деятельности подобных структур [3]. По словам генерал-майора идет тенденция к снижению количества преступлений экстремистской направленности. За первое полугодие 2019 года зарегистрировано на 58,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
На основе анализа прессы и исследований по данной тематике, движение ваххабизм, который наибольшее распространение на Северном Кавказе получил в 90-е гг., можно квалифицировать как имеющую двойственную природу религиозно-политическую организацию. Экстремизм северокавказских ваххабитов не имеет простого решения через переговоры, поскольку сама их идеология не предполагает переговоров с «безбожниками».
Ваххабизм, в частности его северокавказский вариант, имел много общего с суданским его вариантом в силу того, что наложение ваххабизма на местные религиозные традиции привело к его относительной трансформации и, следовательно, изучить северокавказский ваххабизм необходимо с учетом этих факторов [1, с. 396-405]. По мнению одного из влиятельных шейхов накшбандийского и шазилийского тарикатов в Дагестане Саида-афанди Чиркейского ваххабиты это люди, оказывающие
помощь врагам Ислама, основу чего заложил Муххамад Абд аль-Ваххаб [2, с. 126]. По мнению шейха правдивые и истинные слова они используют для достижения своих ложных целей. Свои доводы они подтверждают Кораном и хадисами, но дают им неверное толкование. В своей книге достопочтенный шейх задается вопросом: «А придерживаются ли сами ваххабиты на самом деле пути сподвижников Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) и их последователей?». «Мусульмане! Ваххабиты - это люди, которые внушают окружающим, что их речи правдивы, но в действительности же их деяния неверны. Остерегайтесь их, если желаете искренне придерживаться пути Ислама! У них совсем неплохо получается хвалить сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и людей следующих двух столетий, но при этом сами не следуют за ними» [2, с. 149].
При систематическом подходе в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом важную роль играют органы местного самоуправления и институты гражданского общества. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основными субъектами противодействия экстремистской деятельности являются органы местного самоуправления [4].
Институтом, призванным обеспечивать координацию позиций и действий власти и общества, в борьбе против нарушения прав человека, экстремизма и терроризма являются Антитеррористические комиссии при глав субъектов Российской Федерации, а также районные и городские комиссии, оперативные группы по противодействию терроризму на местах. С целью изучения роли органов местного самоуправления, антитеррористических комиссий в регионах в идеологическом противодействии религиозно-политическому экстремизму
(ваххабизму) нами было проведено социологическое исследование среди экспертов посредством глубинного интервью и анкетирования. В результате исследования средняя оценка роли органов местного самоуправления в идеологическом противодействии религиозно-политическому экстремизму (ваххабизму) составила 6,2 балла по шкале от 0 до 10; роль городских округов и муниципальных районов составила 6,03 баллов; оценка деятельности органов местного самоуправления на уровне сельских поселений составила около 5 баллов. Выше всех была оценена экспертами роль Антитеррористических комиссий при главах субъектов и составила около 8 баллов. Исследование в основном было проведено среди экспертов в таких республиках, как Дагестан и Чеченская Республика, как регионы, в которых наиболее остро проявляются проблемы распространения религиозно-политического
экстремизма.
Как было сказано выше в каждом муниципальном образовании республик
функционируют Антитеррористические комиссии и ответственными за эту работу являются заместители глав районов по общественной безопасности. Сотрудниками аппарата АТК в Республике Дагестан, например, совместно с представителями Межведомственной рабочей группы по координации деятельности в области противодействия терроризму на территории республики - сотрудниками аппарата Национального антитеррористического комитета на регулярной основе, с выездом на места осуществляется контроль и анализ эффективности деятельности антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях, оказывается необходимая консультативно-методическая
помощь. На заседаниях АТК с отчетами о проделанной работе по противодействию экстремизму и терроризму выступают представители антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях - главы муниципальных образований и руководители заинтересованных министерств и ведомств, а в муниципальных районах - главы сельских поселений.
В отделах образований муниципальных районов республик есть ответственные лица, которые занимаются профилактической деятельностью в противодействии экстремизму. Для этого уделяются определенные часы, есть уголки по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Также в образовательных учреждениях ведутся профилактические беседы представителями АТК в МО, представителями Духовных управлений мусульман (ДУМ), имамами местных мечетей.
По поводу роли органов местного самоуправления в идеологическом
противодействии религиозно-политическому экстремизму один из дагестанских экспертов в ходе интервью отметил следующее: «Когда я выстраивал свою работу вместе с коллегами, то общее понимание что это нужно у муниципалитетов было. Замы по безопасности при разном образовании и разном возрасте, все до единого говорили, что это нужно и научите нас этой работе. Но вот многие главы МО были заняты кошельковыми играми, потому что на них лежит материальная ответственность. А чиновники муниципальные низового уровня все говорят, что с этим нужно что-то делать. Есть муниципалитеты, где эта проблема остро никогда не стояла, потому что там были сильны позиции официального духовенства. Но этот процесс, к сожалению, идет и там. У них просто было понимание, что у них все нормально. И говорили, зачем нам это, у нас итак все нормально. Но в этих районах начали появляться ребята, которые стреляли по должностным лицам, за ними самими приехали силовики. Люди, которые когда-то были тарикатскими юношами мюридами, вдруг начали поворачиваться в другую сторону. Это же просто так не бывает, значит какие-то процессы идут, кто-то их двигает. В этом плане я бы оценил
работу МО на 7-8б. В основном нагрузка лежит на них, хотя у них денег на это нет, а то что есть разворовывается».
Менее эффективной выявилась работа в идеологическом противодействии религиозно -политическому экстремизму (ваххабизму) на уровне сельских поселений. На наш взгляд, это обосновывается тем, что в селах как правило все знают друг друга, и если в поле зрения попадает кто-то из своих, то это стараются не афишировать. По этому поводу один из экспертов отметил: «Их деятельность носит чисто формальный характер. По статистике и по официальным отчетам у них все хорошо. А потом выясняется, что из этого района сколько-то людей уехало в Сирию. Опять-таки, если есть ваххабизм и экстремизм, дайте четкое определение им, чтобы люди просто понимали. На сколько мне известно, сам салафизм делится на 7 течений. И есть абсолютно неприемлемые понятия между собой, есть которые чуть ли не враждуют друг с другом. Есть крайне лояльные и крайне радикальные. В моем понимании так называемый салафизм и ваххабизм - это край. Край, где человек либо радикализируется, либо держится на этом уровне. Этот закон о запрете ваххабитской деятельности как символ. Он дает слишком такой широкий спектр, его надо сузить. Есть, например, люди, которых считают ваххабитами, но они сами знать не знают Мухаммеда Абд аль- Ваххаба, его труды».
Выше всех респонденты оценили деятельность АТК при главах субъектов, и средняя оценка составила около 8 баллов.
Следует отметить, что за последние двадцать лет государственные и муниципальные органы власти, институты гражданского общества на Северном Кавказе накопили большой положительный опыт по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
Во многих муниципальных образованиях Республики Дагестан образованы Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. В городе Хасавюрт РД, например, функционирует Центр примирения и согласия, в которой оказывается медицинская и психологическая помощь, юридическая консультация и проводится духовное наставление.
Тем не менее, государственные и муниципальные органы не всегда реально оценивают складывающуюся религиозную ситуацию, зачастую перекладывают
идеологическую работу по противодействию экстремизму на духовенство, медленно решают вопросы трудозанятости населения. Но проявление религиозно-политического экстремизма реальная угроза сохранению целостности и безопасности страны. Поэтому противодействие этому явлению должно быть одной из главных задач государственных и муниципальных органов власти. Идеология религиозно-политического
экстремизма заключается в отказе от светского характера государства. Это грозит выходом субъектам Российской Федерации из ее состава, так как в светском российском государстве исламское, какое бы оно не было - традиционное или не традиционное, не может быть.
Следует также отметить о том, что реальность политической составляющей России такова, что граждане практически лишены всякого влияния на власть. В представлениях же россиян устойчиво сохраняется советская мифологема о возможности населения контролировать деятельность государственных и муниципальных органов, что деформирует общественное сознание. Отсутствие реального участия населения в решении вопросов местного значения, сомнение в легитимности власти являются весомыми причинами для возникновения крайних протестных форм. О чем свидетельствуют недавние протесты в Москве, Улан-Удэ и в других городах.
В федеральном и в республиканском законодательстве большое внимание уделено вопросам информационного противодействия терроризму и экстремизму с использованием средств массовых коммуникаций. В новых социально-политических условиях СМИ могут быт как эффективным средством и инструментом профилактики и борьбы с такими идеологическими течениями, как национализм, ваххабизм, фашизм, так и средством их пропаганды. Информационные технологии расширяют и усиливают влияние на общественные настроения, которые формируются как особые психические состояния, объединяющие значительные массы людей, что весьма удобно для манипуляций.
Заключение
Как один из субъектов противодействия религиозно-политическому экстремизму, органы местного самоуправления должны оперативно реагировать на экстремистские проявления, используя действующее законодательство, потенциал традиционного ислама, позитивных традиций и обычаев. Им необходимо учесть, что в своей пропагандистской работе экстремисты используют в качестве аргументов ошибки и упущения в деятельности органов местного самоуправления. Исходя из этого основным направлением работы по противодействию и профилактике экстремизма на муниципальном уровне является разработка мер нормативно-правового, пропагандистского, воспитательного характера с целью защиты личности, общества и государства от деструктивных и разрушительных процессов, широкого разъяснения идеологической основы религиозно-политического экстремизма.
На основе вышеизложенного, считаем необходимым:
- Основным направлением работы муниципальных органов в борьбе с религиозно -политическими экстремизмом является совершенствование информационно-
аналитической работы, направленной на создание положительного имиджа региона, усиление работы
по идеологическому противодействию, активизация работы комиссий
горрайадминистраций по взаимодействию с религиозными организациями.
- Проводить курсы повышения квалификации по информационному противодействию экстремизму и терроризму в сети интернет.
- Мусульманскому духовенству, СМИ, органам власти всех уровней необходимо предпринять меры для реализации решений по снижению материально-денежных тягот при отправлении свадебных, похоронных и иных традиционных обрядов.
- Повысить уровень идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму, привлекая представителей местного самоуправления, духовенства, СМИ.
- Органам местного самоуправления вести целенаправленную работу по организации культурно-просветительского, спортивного досуга молодежи.
- Считать приоритетной задачей идеологического противодействия экстремизму создание в обществе целостной системы духовной безопасности, обеспечивающей невосприимчивость к идеологии экстремизма.
Литература
1. Арухов З.С. Специфика северокавказского ваххабизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: Издательство «Лотос», - 2007.
2. Саид-Афанди Аль-Чиркави Сокровищница благодатных знания / Пер. с аварского / При участии канонисческого отдела Духовного управления мусульман Дагестана / - 3-е изд. -Махачкала: Нуруль иршад, - 2010.
3. Силовики озвучили число выявленных в России ячеек террористов // https://www.kavkaz-zel.eu/articles/340305/ (дата обращения: 18.09.2019)
4. Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 15 п. 6.1. // https://www.yabloko.ru/municipal/zakon/fz131 (дата обращения: 28.08.2019).
5. Чеченское подполье: молодежи все больше // https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/340070/ (дата обращения: 11.10.2019).
6.
https ://www.novayagazeta. ru/news/2019/10/04/15588 2-patrushev-otchitalsya-o-zaderzhanii-152-chelovek-po-delam-o-terrorizme-v-tsentralnoy-rossii (дата обращения: 7.10.2019).