Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития российского среднего класса'

Государственное регулирование развития российского среднего класса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЖИЛЬЕ / ТРУД / СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИИ / ИНСТИТУТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРАВА / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / MIDDLE CLASS / SOCIAL GROUPS OF THE POPULATION / STATE REGULATION / SOCIAL INSTITUTES / EDUCATION / HEALTH CARE / HOUSING / WORK / INSURANCE / PENSIONS / INSTITUTE OF THE TAXATION / RIGHT / JUDICIAL SYSTEM / POLITICAL AND CIVIL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Сергей Станиславович

Рассмотрен вопрос государственного регулирования развития российского среднего класса, а также предложены основные направления реформирования его основополагающих социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MIDDLE CLASS

The question of state regulation of development of the Russian middle class is considered, and the main directions of reforming of his fundamental social institutes.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития российского среднего класса»

УДК 316.442. 316.443

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА

С. С. Фролов

Рассмотрен вопрос государственного регулирования развития российского среднего класса, а также предложены основные направления реформирования его основополагающих социальных институтов.

Ключевые слова: средний класс, социальные слои населения, государственное регулирование, социальные институты, образование, здравоохранение, жилье, труд, страхование, пенсии, институт налогообложения, права, судебная система, политические и гражданские институты

В России имеются все предпосылки для укрепления и развития среднего класса. Но данный процесс не произойдет инертно. Необходима целенаправленная грамотная государственная политика по реформированию его основополагающих социальных институтов.

Основные направления реформирования рынка труда. На сегодняшний день состояние рынка труда таково, что число рабочих мест, которые требуют высокой квалификации и характеризуются высокой оплатой труда, невелико. Если не произойдет увеличение данных рабочих мест, вхождение новых социальных слоев населения в состав среднего класса будет значительно затруднен. Для реструктуризации и модернизации экономики требуются более высококачественные рабочие места для технологически более современных процессов, требующих большего профессионализма, образования и квалификации от лиц, на них претендующих, и, соответственно, более высокооплачиваемые, чем имеющиеся.

Препятствует расширению границ среднего класса и то, что на сегодняшний день политика трудоустройства и занятости в нашей стране направлена на помощь населению, составляющему традиционные группы риска, а также лицам, находящимся под угрозой высвобождения с предприятий промышленности. При этом остаются нерешенными проблемы повышения трудового потенциала и устойчивого спроса на такой повышенный трудовой потенциал. В то же время происходит обесценивание и потеря человеческого капитала. Это происходит в результате перехода работников высокой квалификации на работу, которая более высоко оплачивается, но не требует знаний, навыков, квалификации, а также за счет "утечки мозгов". Данный процесс усугубляют обстоятельства, связанные с тем, что молодежь чаще выбирает не высшее образование и высококвалифицированные профессии, а примитивные виды занятий, приносящие быструю высокую прибыль.

Большое число выпускников вузов в течение долгого времени не имеют возможности найти работу по специальности, а многие по собственному желанию идут работать в коммерческие структуры. Данный процесс в значительной степени отражает социально-экономическую дестабилизацию

общества. В более стабильных обществах с достаточно высокой вероятностью возможно рассчитывать результаты принимаемых решений вперед на несколько десятилетий. В таких условиях весомая часть молодых людей предпочитает разрабатывать собственную карьерную стратегию, выбирая работу со скромными доходами на первых порах, но гарантирующую их устойчивый рост по мере профессионального роста. В российском менее стабильном обществе предпочтения отдаются получению всех возможных благ уже сегодня, не ориентируясь на перспективу. Все перечисленное влечет за собой деградацию структуры занятости и оскудение человеческого капитала и препятствует расширению границ среднего класса.

Данные действия повысят уверенность в стабильности личностных профессиональных достижений, послужат стимулом для повышения квалификации, стремления к профессиональному росту, что, в свою очередь отразится на стабилизации и расширении границ среднего класса.

2. Основные направления реформирования потребительского рынка и рынка товаров и услуг. Потребительские ожидания и активность среднего класса зависят от соответствия качества предоставляемых товаров и услуг ценовой политике. Рост цен при прежних заработных платах, рост инфляции не может не отразиться на потребительских настроениях населения9 и, в частности, среднего класса. Одним из наиболее важных факторов, которые влияют на потребительские поведение и настроения представителей среднего класса, является увеличение цен на товары и услуги.

Основные цели и направления политики по формированию новой модели экономического роста продиктованы необходимостью поддержания достаточных темпов этого роста в условиях снижения спроса и действующих ограничений, связанных с особенностями предшествующего развития России. Её ключевым элементом должно стать создание условий для повышения деловой активности населения и уровня внутренней конкуренции. Для создания данных условий необходимо определить ряд направлений:

- разработка механизмов формирования устойчивого предложения на финансовом рынке долгосрочных и краткосрочных рентабельных для заемщиков кредитов;

- поддержание долгосрочной стабильности в макроэкономике, что будет способствовать развитию частного сектора за счет оптимизации бюджетной нагрузки и налоговой системы в целях экономического роста;

- значимое повышение деловой активности и уровня внутренней конкуренции за счет экономической либерализации и ограничения практик ведения бизнеса, нацеленных преимущественно на сбор ренты за владение активами;

- повышение отдачи от использования трудовых ресурсов при сокращении доли и количества экономически активного населения, привлечение дополнительных трудовых ресурсов и повышение внутренней трудовой мобильности;

9 Индекс потребительских настроений (ИПН): Шр:/Лрп.80сро1 ги/ЬиНеИп^И^.

102

- выявление и применение конкурентных преимуществ человеческого капитала, ранее не использовавшихся;

- расширение рынка спроса на российскую продукцию и поиск новых ниш в глобальном разделении труда за счет формирования стимулов для экспорта несырьевой продукции и участия российских производителей в международной кооперации.

В сфере денежной политики предлагается ряд институциональных мер:

- повышение уровня конкуренции путем демонополизации экономики, сокращения преференций, противодействия картельным соглашениям и т. д.;

- введение ограничений пределов повышения регулируемых цен и тарифов на продукцию естественных монополий в соответствии с уровнем целевой инфляции на предстоящий календарный год);

- установление целевого значения инфляции на уровне 1,5-2 процентных пункта, что сопоставимо с инфляционной целью Европейского центрального банка;

- использование процентных ставок в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики; обеспечение необходимого предложения денег банковскому сектору с помощью операций (покупка/продажа, залог) на рынке рублевых финансовых инструментов;

- повышение информационной открытости решений Банка России по вопросам денежно-кредитной политики.

Данные меры укрепят положение на потребительском рынке и рынке услуг как представителей среднего класса, так и всего населения в целом.

3. Основные направления реформирования системы образования и здравоохранения. Существует определенный диссонанс в практике функционирования институтов образования и здравоохранения, связанный с несоответствием формально задекларированного беспрепятственного доступа большинства населения к ресурсам этих социальных институтов, реально существующим препятствиям на пути реализации соответствующих социальных практик. Со стороны значительного числа образовательных и медицинских учреждений существуют барьеры в доступности качественных услуг [1], что не позволяет эффективно решить задачу стимулирования развития среднего класса.

Всеобщее высшее образование - почти состоявшийся факт в России. Таким образом, диплом о высшем образовании перестанет быть одним из показателей принадлежности к социально-профессиональному среднему классу. Для преодоления данной негативной тенденции необходимо сформировать и активно развивать параллельную систему получения реально востребованных профессиональных компетенций на исключительно рыночной основе. В эту систему могут входить и негосударственные вузы, включая корпоративные университеты, и независимые центры повышения квалификации. При этом финансирование такой системы из государственного бюджета должно составить к 2020 году не менее 0,7 % от валового внутреннего продукта.

В медицинской отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно-

поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских учреждений.

На развитие системы здравоохранения будут все активнее влиять новые технологии, прежде всего информационные. Это позволит, в частности, кардинально улучшить ситуацию со сроками и точностью диагностики заболеваний. Введение единой электронной медицинской карты сделает более эффективным взаимодействие врачей и учреждений здравоохранения и повысит их ответственность.

Экономические механизмы будут последовательно ориентировать медицинские учреждения и страховые компании на защиту интересов пациентов при рациональном использовании ресурсов отрасли. Необходимо заинтересовать страховые компании в выявлении не только случаев избыточного расходования средств, но и, прежде всего, недостаточно качественного лечения. Целесообразно постепенно вводить соплатежи при лечении пациентов, в отношении которых достоверно установлены факты уклонения от профилактических мероприятий.

Фактически сложившийся и растущий с повышением доходов населения рынок платных медицинских услуг при условии его адекватного регулирования способен не только служить источником финансирования здравоохранения сверх государственных гарантий, но и играть ключевую роль в стимулировании технических и организационных инноваций, распространяемых затем на систему оказания бесплатных услуг.

Средний класс по сравнению с остальными слоями населения является наиболее активным потребителем платных медицинских услуг. Перечисленные выше меры позволят перераспределить систему расходов представителей среднего класса, а средства, которые освободятся от пользования платными медицинскими услугами, направить в социально-профессиональную или досугово-рекреационную сферу.

4. Основные направления реформирования рынка жилья. В системе потребительских приоритетов для представителей среднего класса наличие жилья в собственности является одним из наиболее важных подкритериев, которые определяют материально-имущественное положение представителей среднего класса [2]. Тем не менее, как было сказано выше, приобретение жилья в собственность может позволить себе лишь незначительный процент россиян. В то же время, без преодоления барьеров доступа среднего класса на рынок современного жилья ожидания увеличения его численности и усиления роли в социально-экономическом развитии страны будут неоправданными.

Необходим комплекс мер государственного воздействия по реформированию жилищной политики, которая в настоящее время является на федеральном уровне непоследовательной, а ее реализация на местах неэффективной, административная система приватизирует ренту от управления земельными ресурсами, строительства и управления жилищным фондом. Стратегической це-

лью государственной жилищной политики должно стать создание социальных перспектив приобретения жилья в собственность и улучшения жилищных условий. Для этого необходим следующий комплекс мер:

- улучшение качества градостроительного планирования, подготовка и повышение квалификации проектировщиков, архитекторов, инженеров и градостроителей;

- повышение конкуренции и снижение издержек в строительной отрасли;

- совершенствование законодательной базы для предоставления жилья в аренду, в том числе регулирование предоставления жилых помещений частного жилищного фонда по долгосрочному договору найма, государственного (муниципального) и частного жилищного фонда по долгосрочному договору некоммерческого найма, а также сектора кооперативного жилья как в малоэтажном так и в многоэтажном жилищном фонде;

- оказание бюджетной поддержки и иного рода содействия, в том числе льготное предоставление земельных участков, при некоммерческом жилищном строительстве для обеспечения жильем тех слоев населения, которым недоступно приобретение или наем жилья на рынке (индивидуальное жилищное строительство, строительство некоммерческими организациями, в том числе кооперативами или для целей предоставления в некоммерческий наем);

- стимулирование формирования муниципального жилищного фонда социального использования для предоставления по договору социального найма малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений;

- развитие механизмов модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, реконструкции ветхого жилья, благоустройства жилых кварталов;

- повышение эффективности управления многоквартирными домами и ответственности собственников за их содержание.

Комплекс данных мер позволит расширить границы среднего класса по подкритерию наличия жилья в собственности, который является одной из составляющих материально-имущественного критерия среднего класса.

5. Основные направления реформирования института страхования. Представители среднего класса являются обеспеченной в материальном плане группой населения. Одним из критериев среднего класса выступает материально-имущественный, который складывается из таких подкритериев как наличие движимого и недвижимого имущества ( жилье в собственности, недвижимость, автомобиль...), наличие материальных накоплений и сбережений, наличие акций и ценных бумаг. Поэтому представители среднего класса более чем остальные социальные группы населения заинтересованы в сохранении стабильности своего социально-экономического положения и в существовании эффективных институтов страхования в обществе.

Регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регули-

рующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также обеспечение надзора за функционированием страховых предприятий и организаций.

Государственное регулирование страховой деятельности заключается в воздействии государства на участников страховых обязательств, проводимом по нескольким направлениям:

- прямого участия государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

- законодательного обеспечения становления и защиты национального страхового рынка;

- государственного надзора за страховой деятельностью;

- защиты добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждения и пресечения монополизма.

Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности и совершенствование соответствующей законодательной базы являются необходимыми мерами на пути формирования эффективной системы страховой защиты граждан и юридических лиц в стране. Комплекс данных мероприятий укрепит уверенность населения и повысит доверие к сфере страхования, а следовательно, укрепится положение представителей среднего класса как по объективным (материально-имущественным) критериям, так и по субъективным (самоидентификационным).

6. Основные направления реформирования пенсионной системы. Средний класс заинтересован в гарантиях безбедного существования после окончания трудовой жизни, так как занимает в сфере труда и занятости активную позицию, интенсивно работая на нескольких работах, получая высокую заработную плату. Соответственно представители среднего класса должны рассчитывать на «достойный» уровень пенсии, который они заработали честным трудом. Однако в настоящее время пенсионная система находится на такой стадии, что не приходится рассчитывать ни на какие определенные гарантий [3].

Усугубляется положение еще и тем обстоятельством, что остро встает вопрос об увеличении пенсионного возраста.

Для работников с более высокими зарплатами предлагается создать систему квазидобровольных пенсий, взносы на которые платит сам работник, и развивать систему добровольных пенсионных накоплений. Под квазидобровольной мы понимаем пенсионную систему, взносы в которую взимаются с работника по умолчанию, но работник имеет право выхода из системы по заявлению. Развитие квазидобровольной и добровольной пенсионной системы требует гораздо более высокого уровня развития институтов, предоставляющих населению соответствующие услуги. Поэтому перед введением квазидобровольной системы необходимо существенно усилить требования транспарентности НПФ и контроля за рисками, а также законодательно утвердить возможность

ведения коммерческих индивидуальных и корпоративных пенсионных счетов. Эти действия должны быть введены пакетными решениями.

Таким образом, в России должна быть сформирована комплексная система пенсионного обеспечения для групп с разными доходами:

1) социальная пенсия для неработающих (имеющих низкий стаж работы в формальном секторе) и низкодоходных сотрудников неформального сектора;

2) базовая пенсия для низкодоходных работников формального сектора;

3) комбинированная пенсия для среднедоходных категорий: сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной; с ростом доходов — добровольная накопительная (с участием софинансирования со стороны государства или без него) и квазидобровольная пенсия.

4) комбинированная-альтернативная пенсия для высокодоходных категорий: сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной; с ростом доходов — добровольная накопительная (с участием или без участия софинанси-рования со стороны государства) и квазидобровольная пенсия, а также различные альтернативные формы накоплений и сбережений.

7. Основные направления реформирования системы налогообложения и неформальной практики. Средний класс в европейском обществе является основным, надежным и законопослушным налогоплательщиком. По-иному обстоит положение среднего класса в системе налогообложения и неформальных практик в современном российском обществе. Часто представители среднего класса являются выходцами из теневого экономического сектора или имеют дополнительные доходы, связанные с неформальной занятостью и теневой деятельностью, которая не облагается налогами [3].

Вместе с тем средний класс является активным участником неформальных практик, сложившихся в тех сферах, в которых он выступает главным потребителем - в образовании и здравоохранении.

Следовательно, в той или иной мере он поддерживает эти практики и способствует их укоренению. Частично реализуя свои потребности, средний класс все же не может быть удовлетворен этим статус-кво, поскольку, выступая плательщиком, он не имеет реальных инструментов контроля над количеством и качеством получаемых услуг.

Таким образом, для расширения среднего класса в структуре современного российского общества необходимы следующие меры государственной налоговой политики

Независимо от сценариев реформирования пенсионной системы должны быть поставлены вопросы о целесообразности возврата к единому социальному налогу и передаче администрирования соответствующих платежей налоговым органам.

Целесообразно перейти от упрощенной системы налогообложения к налогу на реальные денежные потоки в части специальных налоговых режимов, применяемых для малого бизнеса с целью развития конкуренции, упрощения учета доходов и расходов для целей налогообложения и сокращения возможностей для налоговой оптимизации и уклонения.

Таким образом, улучшение и стабилизация ситуации в налоговой сфере благоприятно отразятся и укрепят положение представителей среднего класса, которые являются активными налогоплательщиками. Это, в свою очередь, повлияет на улучшение бюджета страны, укрепит положение тех представителей среднего класса, которые от него зависят.

8. Основные направления реформирования системы прав собственности, преодоления административных барьеров, судебной системы. Традиционным средним классом являются собственники малых предприятий, для которых даже необязательно высшее образование, чтобы относиться к среднему классу. Несмотря на то, что в постсоветской России уже 25 лет как разрешена частная собственность, именно мелких частных собственников по-прежнему несравненно мало в сопоставлении с другими развитыми странами. Одна из главных причин этого - в сохраняющихся разнообразных финансово-экономических и административно-бюрократических барьерах, несмотря не декларируемую решимость в поддержке малого бизнеса.

Институт частной собственности необходим для существования и развития не только мелких предпринимателей, какую бы долю в обществе они ни составляли, он является экзистенциальным условием существования всего среднего класса как совокупности имущих слоев. Эффективное функционирование этого института основано на праве собственности, которое, в свою очередь, обеспечивается независимой судебной системой. Эффективность судов в этой связи определяется их пригодностью для отстаивания представителями среднего класса своих экономических и социальных интересов. В настоящее время типичное для представителей среднего класса обращение в суд по имущественным спорам часто является бесперспективным, особенно если ответчиком выступает орган власти или конкретный ее представитель.

Таким образом, необходимо последовательное применение доказательного порядка необходимости и эффективности государственного регулирования, использование оценки регулирующего воздействия вновь принимаемых и действующих нормативных правовых актов с участием и учетом результатов для всех заинтересованных сторон.

Для этого необходимо предпринять следующие действия:

- повысить ответственность органов власти и должностных лиц за действие (бездействие), а предпринимателей — за несоблюдение установленных обязательных требований;

- повысить размеры компенсаций морального вреда по гражданским искам, расширить возможности для коллективных исков и представительства интересов, в т. ч. со стороны негосударственных организаций, развивать систему досудебного решения споров и третейского судебного разбирательства;

- обеспечить современные стандарты обслуживания в сфере государственных и муниципальных услуг в соответствии с предпочтениями граждан и бизнеса, исключить граждан из процессов межведомственного взаимодействия, развивать электронный доступ к государственным и муниципальным услугам. Необходимо стремиться к доступности и открытости информации о результа-

тах и планах деятельности органов государственной власти, развивать механизмы участия различных групп населения в принятии решений;

- обеспечить соответствие полномочий и кадрового потенциала органов исполнительной власти, совершенствовать реестр должностей государственной службы (на основе профессионально-функционального подхода), повысить эффективность механизмов отбора на государственную службу и карьерного роста на основе личных достижений;

- перейти к формированию эффективного контракта с государственными служащими с учетом состояния рынка труда, к оценке результатов индивидуальной деятельности и стимулированию по результатам.

9. Основные направления реформирования политических и гражданских институтов. Средний класс в состоянии осознать свои цели и артикулировать их на политическом языке. Именно средний класс за счет своей численности в зрелом и развитом обществе определяет моральные стандарты и в известном смысле его идеологию. Наконец, средний класс в целом рассматривается как ключевой элемент общества в обеспечении гарантий политической свободы.

Сегодня на развитие российского среднего класса оказывает влияние отсутствие четко работающих административных, политических институтов и институтов гражданского общества. Формирование последних, наоборот, серьезно обременено недавно внесенными поправками в федеральное законодательство в отношении некоммерческих организаций (НКО).

В итоге сегодня у российского среднего класса нет политических сил и инструментов, при помощи которых он мог бы адекватно выражать и эффективно защищать свои интересы [4]. Состояние, размер и динамичность среднего класса зависит от эффективности работы перечисленных выше институтов.

Одновременно действует и противоположный вектор связи: от состояния, размера и динамики среднего класса зависят те или иные институты (образование, здравоохранение, туризм.).

Гражданская активность средних классов является условием укрепления всей системы политических, правовых, судебных, негосударственных и других институтов, от которых в конечном итоге зависит социально-экономическое положение не только средних классов, но и всех прочих социальных групп, а также механизмы устойчивости и вертикальной мобильности в обществе.

По большинству из названных направлений в настоящее время ведутся исследования, в ходе которых ученые приходят к выводу о том, что без изменений и реформирований в системе институтов формирование механизмов вертикальной социальной мобильности не произойдет и границы среднего класса не расширятся.

Проведенный анализ ситуации на рынке труда, потребительском рынке и рынке услуг, рынке жилья, в сферах образования и здравоохранения, в пенсионной и судебной системах, в системах налогообложения, политических и гражданских институтов, позволяет говорить о том, что обеспечение устойчивости среднего класса и расширение его границ является комплексной задачей, тре-

бующей на государственном уровне реализации целого ряда мер по реформированию всех указанных институтов.

Список литературы

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / под ред. А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ, 2011. 146 с. С. 73.

2. Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2010.

3. Средний класс в современной России: 10 лет спустя: аналит. докл. / Науч. ред.: Н.Н. Никс. М.: Институт социологии РАН, 2014. 222 с.

4. Гонтмахер Е.Ш., Григорьев Л.М., Малева Т.М. Средний класс и российская модернизация // Время новостей. 2008. № 14.

Фролов Сергей Станиславович, д-р социол. наук, профессор, профессор кафедры «Социология», [email protected], Россия, Москва, Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MIDDLE CLASS

S. S. Frolov

The question of state regulation of development of the Russian middle class is considered, and the main directions of reforming of his fundamental social institutes.

Key words: middle class, social groups of the population, state regulation, social institutes, education, health care, housing, work, insurance, pensions, institute of the taxation, right, judicial system, political and civil institutes.

Frolov Sergey Stanislavovich, doctor of sociological sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, MGIMO University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.