Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
283
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / занятость / рынок труда / безработица / обеспечение эффективной занятости / трудовые ресурсы / экономически активное население / флексибилизация труда / прекаризация / Republic of Belarus / employment / labor market / unemployment / ensuring effective employment / labor resources / economically active population / labor flexibilization / precarization

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Н Н. Морозова, А И. Фролов

В работе рассмотрены основные нормативные документы по регулированию занятости. На примере одного из регионов Республики Беларусь проанализированы количественные и качественные параметры ее изменения в современных условиях. Авторами предлагается ряд мер по обеспечению эффективной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF EFFECTIVE EMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF BELA-RUS

The article considers the main normative documents on the regulation of employment. Quantitative and qualitative parameters of changes in employment are analyzed on the example of one of the regions of the Republic of Belarus in modern conditions. The authors propose a number of measures to ensure effective employment.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 331.5(476)

Н.Н. Морозова, А.И. Фролов

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск, 220007 e-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В работе рассмотрены основные нормативные документы по регулированию занятости. На примере одного из регионов Республики Беларусь проанализированы количественные и качественные параметры ее изменения в современных условиях. Авторами предлагается ряд мер по обеспечению эффективной занятости.

Ключевые слова: Республика Беларусь, занятость, рынок труда, безработица, обеспечение эффективной занятости, трудовые ресурсы, экономически активное население, флексибилизация труда, прекаризация.

N.N. Morozova, A.I. Frolov

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus,

Minsk, 220007 e-mail: [email protected]

STATE REGULATION OF EFFECTIVE EMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article considers the main normative documents on the regulation of employment. Quantitative and qualitative parameters of changes in employment are analyzed on the example of one of the regions of the Republic of Belarus in modern conditions. The authors propose a number of measures to ensure effective employment.

Key words: Republic of Belarus, employment, labor market, unemployment, ensuring effective employment, labor resources, economically active population, labor flexibilization, precarization.

В Республике Беларусь особая роль отводится социально-экономическим аспектам, где ключевую роль играют проблемы занятости, сокращения безработицы, степень трудовых взаимоотношений в каждой организации и регионах в условиях цифровизации экономики.

В целях обеспечения реализации государственной политики в области содействия занятости населения, охраны труда, эффективного развития рынка труда Совет министров Республики Беларусь утвердил государственную программу «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы. Государственная программа разработана в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития, определенными в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (протокол заседания Президиума Совета министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10), концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года (протокол заседания Президиума Совета министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3). Государственная программа направлена на содействие производительной занятости, развитие ее новых форм и инклюзивности. Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе Цели 8 «Достойная работа и экономический рост» [1].

Для исследования проблем потребовалось изучение общетеоретических и практических работ по занятости населения, рынку труда, экономике и психологии труда, управлению персоналом. Анализ занятости, рынка труда, закономерностей его функционирования в условиях капиталистических производственных отношений нашел отражение в работах ученых: Дж. Кейнса, Ф. Кенэ, К. Маркса, А.Маршалла, д. Риккардо, А.Смита, Д. Фридмена. В рамках работ общего

экономического плана по исследованию отношений занятости, по проблемам эффективной занятости, рационального использования труда исследования проводили: B.C. Боровик, H.A. Горелов, Н.О. Ивашкина, А.Г. Коровкин, Л.А. Костин, С.А. Кузьмин, И.Д. Мацкуляк, А.Г. Новицкий, А.Ф. Ревенко, Л.И. Старовойтова, Л.С. Чижова. Рынок рабочей силы рассматривается в работах Б. Бреева, В. Буланова, Н. Вишневской, Н. Волгина, С. Кузнецова, А. Московской, В. Московской, Н. Попова, А. Семенова. Особенностям занятости, рынка труда, различным их аспектам на современном этапе посвящены диссертационные исследования С. Бабкиной, М. Бегеевой, Е. Борисовой, Н. Глуховой, Д. Гурьева, О. Долматовой, Н. Зяблюка, М. Поповой, М. Чувахиной, опубликованные в виде монографий. В то же время, несмотря на наличие достаточного количества работ и публикаций, комплексное исследование проблем в сфере занятости, факторов их возникновения, перспектив решения на каждом уровне, а также влияние гибких форм занятости на эффективность функционирования рынка труда пока представлены незначительно.

Рассмотрим структуру трудовых ресурсов (рис. 1).

Рис. 1. Структура трудовых ресурсов

Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы, раскрывается его механизм по использованию рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. В широком смысле рынок труда представляет систему социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. При этом система управления занятостью населения должна включать два стратегических блока. Первый предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы

рабочих мест и повышения качества труда. Второй - разработка комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда - повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита. Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование занятости населения (табл. 1).

Таблица 1

Нормативно-правовые акты по регулированию занятости в Республике Беларусь

Дата принятия акта Нормативно-правовой акт

15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) на белорусском языке Конституция Республики Беларусь

26 июля 1999 г. № 296-З Принят Палатой представителей 8 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями от 28 января 2020 года) Трудовой кодекс Республики Беларусь

15 июня 2006 г. № 125-З (с изменениями, внесенными законами Республики Беларусь 17.07.2020 г. № 50-З) Закон «О занятости населения Республики Беларусь»

2 апреля 2015 г. № 3 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 г. № 1) Декрет Президента Республики Беларусь «О содействии занятости населения»

Постановление Совета министров от 30 декабря 2020 г. № 777 Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы

Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015г. № 3 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 1) Декрет «О предупреждении социального иждивенчества»

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет определить степень национального благополучия, эффективности социально-экономических изменений, стабильности. Необходимым условием для воспроизводства населения является его занятость, регулирование которой - одно из важнейших направлений социально-экономической политики, и от ее успешного проведения зависят экономическая и социальная стабильность в районе. Рассмотрим основные показатели занятости на примере Калинковичского района (табл. 2).

Таблица 2

Показатели занятости Калинковичского района [2]

Показатель Источник информации / алгоритм расчета 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Численность населения района, чел. Статистические данные по регионам Республики Беларусь в 2019 г. 59 758 59 308 58 622

2. Число занятых, чел. 23 270 23 157 22 769

3. Число безработных, чел. 169 87 45

4. Численность экономически активного населения, чел. 23 439 23 244 22 814

5. Коэффициент экономически активного населения, % Р К , . р 39,2 39,2 38,9

6. Коэффициент занятости, % К =А_ зан р э.ак 99,3 99,6 99,8

7. Коэффициент безработицы, % К = ^ безр р э.ак 0,7 0,4 0,2

По состоянию на 1 января 2020 г. численность населения Калинковичского района составляла 58 622 человека, из них 54,3% (31 831 чел.) население в трудоспособном, 19,8 % (11 607 чел.) - моложе трудоспособного и 25,9% (15 183 чел.) - старше трудоспособного возраста. Численность экономически активного населения в 2019 г. составила 22 814 чел., из них численность занятых -22 769 чел., а безработных, соответственно, 45 чел. За анализируемый период (2017-2019 гг.) численность населения района снизилась на 1,9%, численность экономически активного населения снизилась на 625 человек, или 2,7%, из них число занятых - 501 человек, безработных - 124 че-

ловека. За анализируемый период коэффициент экономически активного населения сократился на 0,3 процентных пункта, что говорит об увеличении неэкономически активного населения, коэффициент занятости населения вырос на 0,5 процентного пункта. Коэффициент безработицы за исследуемый период сократился на 0,5 процентного пункта и составил 0,2%. Таким образом, для Калинковичского района характерна тенденция демографического сокращения населения, что влияет на занятость и качественную структуру рабочей силы. Отразим численность безработных в районе по половозрастному признаку (табл. 3).

Таблица 3

Численность безработных в районе по половозрастному признаку за 2017-2019 гг.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Всего Из них женщины Всего Из них женщины Всего Из них женщины

Численность безработных, состоящих на учете 169 98 87 44 45 25

Имеют возраст, лет:

16-17 1 0 4 1 1 0

18-19 8 7 4 3 4 3

20-24 21 11 7 3 5 3

25-29 20 11 10 9 7 4

30 2 2 2 1 1 1

31-34 21 17 10 5 6 5

35-39 20 11 10 6 5 3

40-44 19 14 4 2 3 0

45-49 13 8 11 5 6 3

50-52 14 7 2 1 2 1

53-54 13 9 5 3 2 1

55-57 12 1 11 5 1 1

58-59 3 0 3 0 1 0

60 и старше 2 0 4 0 1 0

Согласно приведенным данным, можно отметить, что в районе за анализируемый период идет сокращение безработных как по половому, так и по возрастному признаку, что является хорошим импульсом для развития экономики в регионе. Но стоит отметить, что женщины имеют больший процент безработных, чем мужчины.

За период с 2017 по 2018 г. произошло увеличение числа безработных с общим средним образованием, что показывает отношение нанимателей в регионе к работникам без специализированного образования. Невысокая востребованность на рынке труда лиц без специального образования связана с отсутствием у них достаточной квалификации, в связи с чем им сложно конкурировать и их в последнюю очередь принимают на работу даже при наличии свободных вакантных мест. В 2019 г. тенденция снижения количества безработных сохранилась и имела следующие показатели: общее базовое - 15,5%, общее среднее - 28,8%, профессионально-техническое - 15,5 %, среднее специальное - 31,1% и высшее 8,8% от общего числа безработных (рис. 2).

50 40 30 20 10 0

Общее базовое

—2017

Общее среднее

•2018 Л 2019

Профессионально-техническое Среднее специальное

Рис. 2. Изменение численности безработных по уровню образования в 2017-2019 гг.

За анализируемый период 2017-2019 гг. можно отметить, что категория граждан с общим средним образованием в возрасте от 18 до 30 лет наиболее подвержена безработице в виду отсутствия должного образования. В современном обществе образование во многом определяет качество рабочей силы, которая в свою очередь выступает фактором конкурентоспособности на рынке труда. Современное общество характеризуется развитием инновационной экономики, что обусловливает ужесточение требований к качеству рабочей силы. Наиболее ценными качествами работника становятся уровень образования, профессионализм.

В условиях цифровизации экономики возрастает вероятность для обеспечения полной занятости населения, появились новые задачи, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы. По наблюдению экономистов, юристов и социологов в настоящий момент происходит прекари-зация - процесс дерегуляции трудовых отношений, который влечет за собой угрозу отсутствия гарантированной трудовой занятости и снижения социальных и правовых гарантий как работников, так и потенциальных работников.

Рассмотрим необходимые меры по регулированию и содействию обеспечения эффективной занятости, связанной с преодолением прекаризации, флексибилизацией рынка труда (повышение его гибкости) и активными мерами политики занятости в Республике Беларусь (рис. 3).

Рис. 3. Меры по обеспечению эффективной занятости

Итак, основными мероприятиями для обеспечения эффективной занятости являются:

- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от пола, возраста, религии, национальности и социального положения в реализации права на труд;

- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

- участие профсоюзов, союзов предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране.

Литература

1. Об утверждении Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы: Постановление Совета министров Республики Беларусь, 30 декабря 2020 г. № 777 // КонсультантПлюс - Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021 г.

2. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://belstat.gov.by/ (дата обращения: 30.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.