Научная статья на тему 'СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туласынова Н.Ю., Горохова М.С.

В условиях пандемии, происходит сокращение предприятий всех форм собственности, что привело к неполной занятости и безработице. Необходимость сокращения безработицы и материальной поддержки безработных являются основными функциями государственной службы занятости. В статье рассматривается эффективность деятельности службы занятости населения на примере деятельности центра занятости Республики Саха (Якутия) на рынке труда в условиях до и в период пандемии. Представлена деятельность и динамика трудоустройства граждан в Республике Саха (Якутия). Государство должно регулировать, контролировать процессы, прогнозировать и развивать рынок труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF CITIZENS’ JOB PLACEMENT IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In the context of the pandemic, enterprises of all forms of ownership are declining, leading to part-time and unemployment. The need to reduce unemployment and material support for the unemployed is the main functions of the public employment service. The article considers the effectiveness of the employment service by means of the example of the employment center activity of the Republic of Sakha (Yakutia) in the labor market before and during pandemic conditions. The activity and development of citizens’ job placement assistance in the Republic of Sakha (Yakutia) are presented. The state must regulate, control processes, forecast and develop the labor market.

Текст научной работы на тему «СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН в республике

САХА (ЯКУТИЯ)

Н.Ю. Туласынова, канд. пед. наук, доцент М.С. Горохова, студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-1-196-199

Аннотация. В условиях пандемии, происходит сокращение предприятий всех форм собственности, что привело к неполной занятости и безработице. Необходимость сокращения безработицы и материальной поддержки безработных являются основными функциями государственной службы занятости. В статье рассматривается эффективность деятельности службы занятости населения на примере деятельности центра занятости Республики Саха (Якутия) на рынке труда в условиях до и в период пандемии. Представлена деятельность и динамика трудоустройства граждан в Республике Саха (Якутия). Государство должно регулировать, контролировать процессы, прогнозировать и развивать рынок труда.

Ключевые слова: занятость, безработица, рынок труда, служба занятости, трудоустройство.

Современное состояние российской экономики в условиях пандемии, сокращение предприятий всех форм собственности привели к таким явлениям как неполная занятость и безработица. Необходимость сокращения безработицы и материальной поддержки безработных являются основными функциями государственной службы занятости. Такая служба является одним из важнейших институтов рынка труда, занимающихся решением проблем занятости населения [1].

Поскольку служба занятости населения является институтом, оказывающим существенное влияние на рынок труда, призванным реализовывать государственную политику в этой области, то результаты ее деятельности следует рассматривать с точки зрения обеспечения эффективной занятости населения. По мнению Руденко А.С. повышение эффективности деятельности службы занятости на рынке труда должно быть направлено на обеспечение эффективной занятости населения, под которой понимается наиболее полное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство путем создания условий для воспроизводства и развития трудовых

ресурсов в комплексно сбалансированной экономике страны [2].

Поэтому, основным критерием оценки эффективности деятельности службы занятости в современных условиях является достижение эффективной занятости населения. Применение этого критерия подразумевает оценку эффективности деятельности службы занятости с точки зрения достижения определенных результатов, экономического и социального эффекта от проведения политики занятости, а также с точки зрения создания условий для воспроизводства и развития трудовых ресурсов страны, повышения уровня жизни граждан [2].

Авторы работ, посвященных проблемам эффективности деятельности службы занятости (Ф. Прокопов, Т. Малева, О. Колесникова, Т. Четвернина), затрагивают отдельные направления повышения эффективности этой деятельности, однако исследования не носят комплексного характера [2].

Вместе с тем, несмотря на многообразие имеющихся работ, проблема эффективности деятельности службы занятости населения в Республике Саха (Якутия) остается недостаточно изученной с научной точ-

ки зрения и требует дальнейших теоретических разработок.

Результаты исследования. Служба занятости является одним из важнейших институтов рынка труда, занимающихся решением проблем занятости населения.

Эффективная занятость населения -наиболее полное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство путем создания условий для воспроизводства и развития трудовых ресурсов в комплексно сбалансированной экономике страны.

В Республике Саха (Якутия) действует Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения на 2018-2022 годы" утвержденная Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 года № 2258.

Организация и проведение массовых мероприятий с участием работодателей способствуют эффективному решению вопросов занятости населения, способствуют соблюдению требований законодательства в области содействия занятости населения. Мероприятия центров занятости населения по РС(Я) направлены на решение таких важных социально-экономических задач, как сохранение и более полное использование трудового потенциала населения, с одной стороны, и снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, которые утратили социальный статус и доход, с другой.

За 2020 год в ЦЗН Республики Саха (Якутия) численность граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг составила 76105 чел., что на 17,5% выше аналогичного периода прошлого года, за 2019 г. - 62778 чел., из них обратилось в целях поиска подходящей работы - 61584 чел., что выше на 69,9%, за 2019 г., в т.ч. незанятых трудовой деятельностью увеличилось в 1,9 раза до 58 363 чел. , в 2019 г. - 30080 чел соответственно [3].

Численность граждан, признанных безработными за 2020 г., увеличилось в 2,8 раза до 50843 чел., в 2019 г. - 18220 чел.

Снято с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы 41617 чел., что

больше на 13,5% чем за АППГ, в 2019 г. -36 657 чел. Всего трудоустроено 11 182 чел. (18,2% от числа обратившихся в поисках подходящей работы). Направлено на обучение по направлению службы занятости 2 559 чел., что на 10,7% выше в 2019 г.

- 2 284 чел. [3].

По структурному составу в числе граждан, ищущих работу за 2020 г.: молодежь от 14 до 29 лет показатель увеличился на 71,2% до 26 384 чел. (2019 г. - 15 408 чел.), женщин - увеличилось в 2,1 раза до 31 220 чел. (2019 г. - 15 098 чел.), лиц предпенсионного возраста увеличилось на 3,6% до 1 862 чел. (2019 г. - 1 797 чел.), пенсионеров - увеличилось на 20,2% до 1 504 чел. (2019 г. - 1 251 чел.) [3].

В структурном составе обратившихся за содействием в поиске работе граждан за 2020 г. наблюдается уменьшение на 22,9% численности граждан, относящихся к категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей до 309 чел. (2019 г. -401 чел.) [3].

Численность прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность выросло в 2,7 раза до 918 чел., в 2019 г. - 338 чел., инвалидов уменьшилась на 1,8% до 1398 чел., в 2019 г. - 1408 чел., стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва увеличилась на 23,9% до 11311 чел., в 2019 г. - 9132 чел. [3].

При этом отмечается увеличение доли граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации

- на 35,3% до 3406 чел. в 2019 г. - 2517 чел., ранее не работавших, ищущих работу впервые увеличилось в 4,3 раза до 24 320 чел.. в 2019 г. - 5642 чел., освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы уменьшилось на 36,2% до 171 чел., в 2019 г. - 268 чел. [3].

По образовательному составу. Численность граждан из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы имеющих высшее образование выросло на 55,1% до 10051 чел. (16,2% всех обратившихся), имеющих среднее профессиональное увеличилось на 42,4% до 13092 чел.

(21,2%), среднее общее увеличилось на 115,3% до 23 102 чел. (37,3%), основное общее увеличилось на 108,4% до 12628 чел. (20,4%), не имеющих основного общего образования уменьшилось на 24,4%

Исходя из таблицы 1 мы видим, что численность уволенных по высвобождению обратившихся в ЦЗН РС(Я) за содей-

Согласно таблице 2 из числа граждан, уволенных по высвобождению за 2020 г. трудоустроено 762 чел., что составляет 22,4% от общего числа обратившихся граждан указанной категории, за 2019 г. трудоустроено - 653 чел. или 25,9%. Доля трудоустроенных на работу за 2020 г. по сравнению с 2019 уменьшилась на 3,5% [3].

По данным Росстата Республики Саха (Якутия) численность рабочей силы в Республике Саха (Якутия) за октябрь-декабрь 2020 года составила 504,4 тыс. чел. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 2,1 тыс. человек. Численность занятых в экономике увеличилась на 2,7 тыс. человек и составила 466,6 тыс. человек. Общая численность безработных уменьшилась на 1,6% и составила 37,7 тыс. чел. Уровень общей безработицы понизился на 0,1 п.п. и составил 7,5% от численности рабочей силы, что является показателем эффективной работы службы занятости [4].

до 2 981 чел. (4,8%) [3].

По оценке федерального статнаблюде-ния, уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в сентябре составил - 7,5%.

ствием в поиске подходящей работы за 2020 г. увеличилось на 35,4% до 3 408 чел., за 2019 г. - 2517 чел., соответственно.

Центры занятости населения Республики Саха (Якутия) в целом, выполняют реализацию государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы" в 2019 году из 68 установленных показателей (с учетом динамики изменения) исполнены 64 показателя (94,1%). Тем не менее, необходимо проводить системную работу по повышению эффективности и качества услуг в сфере занятости населения.

Заключение. В условиях пандемии безработица является социальной проблемой не только в республике, но и в России в целом, которая оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране и требует применения специальных мероприятий, направленных на ее устранение.

Центры занятости населения Республики Саха (Якутия) в целом, выполняют реализацию государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)

Таблица 1. Динамика обращения за 2019-2020 гг.

Наименование показателей 2019 2020 Темпы роста 2020 к 2019 в (%)

Всего обратилось за содействием в поиске подходящей работы 36410 61854 69,9

в т.ч. граждане, уволенные по высвобождению возраст 2517 3 408 35,4

Доля обращения уволенных по высвобождению от общего числа обратившихся граждан (%) 6,9 5,5 -

Таблица 2. Динамика трудоустройства за 2019-2020 гг.

Наименование показателей 2019 г. 2020 г. Темп роста 2020 г. к 2019 г. (в %)

Всего обратилось за содействием в поиске подходящей работы из числа уволенных по высвобождению 2 517 3 408 35,4

Всего трудоустроено 5 778 11 181 93,5

в т.ч. граждане, уволенные по высвобождению 653 762 16,7

Доля трудоустройства от общего числа обратившихся граждан, уволенных по высвобождению (%) 25,9 22,4

на 2018-2022 годы" в 2019 году из 68 установленных показателей (с учетом динамики изменения) исполнены 64 показателя (94,1%).

Тем не менее, необходимо проводить системную работу по повышению эффективности и качества услуг в сфере занятости населения. Принять меры по достижению в 2022 году значений индикаторов и показателей мероприятий государственной программы. Таким образом, именно комплексный подход к системе занятости, мерам её регулирования и социальной защи-

напряжённость в сфере трудовых отношений и повысить качество выполняемой работы трудящегося населения.

Необходимо отметить, что повышенное внимание должно уделяться государством существующим проблемам занятости. Государство должно регулировать рынок труда, контролировать процессы, протекающие в сфере труда, разрабатывать прогноз и развивать рынок труда для того, чтобы предотвратить образование кризисных ситуации, а при их возникновении своевременно их решать.

те населения поможет снизить социальную

Библиографический список

1. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 года № 2258. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/48171428/

2. Руденко А.С. Эффективность деятельности службы занятости на рынке труда. дисс. на соискание ученой степени канд. эк. наук. - Саратов, 2004. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/regulirovanie-zanyatosti-naseleniya-sankt-peterburga-v-usloviyakh-nestabilnoi-demografichesk

3. Отчет Государственного комитета РС(Я) по занятости населения перед общественностью. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gkzn.sakha.gov.ru/

4. Трудовые ресурсы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sakha.gks.ru/folder/41308 дата обращения: 24.02.2021)

PROMOTION OF CITIZENS' JOB PLACEMENT IN THE REPUBLIC OF SAKHA

(YAKUTIA)

N.U. Tulasynova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor M.S. Gorokhova, Student

North-Eastern Federal Uni versity named after M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk)

Abstract. In the context of the pandemic, enterprises of all forms of ownership are declining, leading to part-time and unemployment. The need to reduce unemployment and material support for the unemployed is the main functions of the public employment service. The article considers the effectiveness of the employment service by means of the example of the employment center activity of the Republic of Sakha (Yakutia) in the labor market before and during pandemic conditions. The activity and development of citizens' job placement assistance in the Republic of Sakha (Yakutia) are presented. The state must regulate, control processes, forecast and develop the labor market.

Keywords: employment, unemployment, labor market, employment service, job placement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.