Научная статья на тему 'Государственное регулирование малого и среднего бизнеса'

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SUBJECT OF THE CRIME / НЕПРАВОМЕРНЫЙ ОТКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGAL PRACTICE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SUBTRACTION / IMPEDING LEGITIMATE BUSINESS RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лященко Наталья Алексеевна

Статья посвящена вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, перспективам обеспечения правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Предпринимательская деятельность все глубже проникает во все сферы жизнедеятельности российского социума и государства. В связи с этим все более необходимой становится потребность в административно-правовом регулировании. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК) рассматривается как преступное посягательство, представляющее собой создание помех, препятствий этому процессу. В статье отражены основные направления, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, с применением норм административного и уголовного права в предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of small and medium-sized businesses

The article is devoted to the issues of state regulation of business activity, prospects for ensuring Law enforcement in the field of entrepreneurship. Entrepreneurship has spread deeply into all spheres of life of the Russian society and the state. In this regard, the need for administrative and legal regulation becomes utterly urgent. Legitimate entrepreneurship impeding (art. 169 Criminal Code of Russia) is regarded as a criminal assault, which is a hindrance, obstacle to this process. The article reflects the main areas related to the state regulation of business activity, with the application of the rules of administrative and criminal law in business activity.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование малого и среднего бизнеса»

Лященко Н.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Предпринимательская деятельность все глубже проникает во все сферы жизнедеятельности российского социума и государства. Место и роль государства в экономике страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются социально-экономические и иные задачи государства. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на процессы в экономике, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. В связи с этим все более необходимой становится потребность в административно-правовом регулировании этой деятельности. Необходимым условием успешного осуществления предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Эта норма олицетворяет не только признание законности предпринимательской деятельности в нашей стране, но и значимость поддержки малого и среднего бизнеса для стабилизации российской экономики в целом.

Развитие предпринимательства и рыночных отношений в России отличается рядом особенностей, главная из которых, определяется задержкой в вопросе индустриализации экономики России. Исторически сложилось, что в экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование. Все это предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и равнодушное отношение к низкой эффективности производства. В современных условиях кризиса возрастает важность оздоровления отечественной рыночной экономики, обеспечения конкурентоспособности российских товаров и услуг. затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государ-

ства в происходящие экономические процессы.

По нашему мнению, рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не решает и многие другие актуальные проблемы: не обеспечивает социально -справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, однако эти проекты необходимы для общества и государства. Обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства.

таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.

Стимулирование развития свободных экономических отношений на федеральном уровне нередко серьезно осложняется вследствие незаконных действий ответственных должностных лиц на местах, связанных, в том числе и с неправомерным ограничением прав предпринимателей. В то же время несомненно, что потенциал предпринимательства в стране полностью не раскрыт и требует поддержки и преобразований.

Конституция Российской Федерации (ст.34) провозгласила принцип свободы экономической, в том числе предпринимательской деятельности. Каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) рассматривается как преступное посягательство, представляющее собой создание помех, препятствий этому процессу. Это преступление является специальным видом злоупотребления должностными полномочиями в особой сфере осуществления государственного регулирования экономикой и, в частности, предпринимательской деятельности. Объективная сторона представляет собой воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и выражается в совершении одного из следующих деяний:

1. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, т.е., четко выраженное нежелание осуществить регистрацию при условии, что заявителем представлены все необходимые документы и соблюден установленный законом порядок их подачи в компетентные органы.

2. Уклонение от регистрации - это завуалированный отказ, который может проявляться в нарушении установленных для регистрации сроков по мотивам загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц, истребования дополнительных документов и др.

3. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии).

4. Уклонение от выдачи лицензии, т.е. создание различных неправомерных препятствий для ее выдачи.

Неправомерные отказы, наряду с иными, не менее опасными формами незаконного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, порой не только причиняют им крупный ущерб, но и могут повлечь разорение и банкротство. Распространенность подобных неправомерных действий чиновников и иных заинтересованных лиц повлекла потребность в их криминализации, воплощенной в ст. 169 УК РФ, которая относится к главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Вместе с тем, норма ст.169 УК РФ представляет собой новеллу отечественного уголовного законодательства, что обусловливает трудности в доказывании признаков данного деяния.

Из-за определенных приемов, используемых при написании законов, на практике имеют место попытки ограничить действие ст. 169 УК РФ путем особого толкования формулировки: «ограничение прав и законных интересов в зависимости от организационно-правовой формы».

Спорным является вопрос о том, можно ли признать ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, нормативные акты, издаваемые на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, запрещающие вывоз определенных товаров за пределы региона и т.п.

Переход к рыночным отношениям в Российской экономике определил необходимость организационно-экономических инноваций во всех областях хозяйственной деятельности. за последние десятилетия можно наблюдать определенное структурное преобразование российской экономической и правовой системы, которое заключается в расширении сферы влияния малого бизнеса. Одним из важнейших направлений экономической сферы является развитие конкурентной рыночной среды, наполнение потребительского рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства. В рыночной экономике предприятие предстает как сфера предпринимательской деятельности, а закономерности и особенности развития предпринимательства находятся в прямой связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики. Ускорение развития предпринимательства в России способствует не только решению региональных и социальных проблем, но и служит основой для экономического подъема России.

Регулирование предпринимательской деятельности, в области принятия решений, заключения соглашений, проведения проверок, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования, обслуживания государственными структурами - это все отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно-надзорной, фискальной и иных функций, которые относятся к сфере, охраняемой нормой закона. Правомерность деятельности должностных лиц в правовой сфере - это не что иное, как законность их деятельности, которая определяется не только Конститу-

цией РФ, ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов. В самом обобщенном виде указанные нормы регламентируют основания и порядок получения статуса предпринимателя или общественного деятеля в разрешительном, либо удостоверительном порядке; обязанности предпринимателя или публичного деятеля по отношению к государству и иным участникам граждан-ско-хозяйственного оборота; ответственность предпринимателя или публичного деятеля; компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности); порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий; возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц .

законодательство Российской Федерации исходит из того, что предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая лицом на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). С учетом этого любые действия, направленные на нарушение подобного правового статуса, могут повлечь ответственность по ст. 169 УК РФ.

При этом закон (ч. 1 ст. 169 УК РФ) не конкретизирует способы вмешательства в предпринимательскую или иную деятельность. Следовательно, они могут быть самыми разнообразными, но обязательно основанными на действующем законе. Предпринимательство - вид рисковой человеческой деятельности, связанной со свободой выбора направлений и методов деятельности, самостоятельности и ответственности в принятии решений. Ограничение самостоятельности может осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, установлению необходимости неправомерного согласования принимаемых решений и т.д.

Согласно ч.1 ст.169 УК РФ, субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно при этом использует свое служебное положение. Данное обстоятельство позволяет определить круг проблем применения названной уголовно-правовой нормы. законодатель не конкретизирует, кого следует считать должностным лицом, препятствующим законной предпринимательской или иной деятельности, и не дает исчерпывающего перечня лиц, подпадающих под данное понятие, что в конечном итоге приводит к трудностям в правоприменительной практике.

Бытует мнение, что бизнес делают нечистоплотные беспринципные люди. Бизнес не совместим со справедливыми правилами и порядочностью по отношению к людям - жажда наживы толкает предпринимателя на любые шаги. такое мнение находит свое подтверждение в практике: уход от налогов, стимулирование коррупции, подавление конкурентов, манипулирование покупателем, эксплуатация наемного работника - вот не полный список неблагопристойных приемов из арсенала бизнесменов.

В то же время, виновными в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в незаконном ограничении

их самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в их деятельность, могут быть должностные лица налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Мотивы преступления могут быть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют. Нередко отказ или уклонение от регистрации или от выдачи лицензии, иные действия по ограничению прав и законных интересов предпринимателей являются способом вымогательства у них взяток. В этом случае должностное лицо виновно не только в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и в получении (покушении) взятки, сопряженном с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ).

Одной из наиболее сложных проблем практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за финансовые преступления, является определение минимального размера ущерба, наносимого деянием, достаточным для возбуждения уголовного дела. К сожалению, данная проблема сегодня не решена. Соответствующий размер определяется чаще всего произвольно, в соответствии с традициями судебно-следственной практики региона, а иногда и просто на основе здравого смысла. Размер ущерба, причиняемый тем или иным финансовым преступлением, определяется на момент совершения преступления, на основе официально установленного на тот же момент минимального размера оплаты труда или курса валют.

законность предпринимательской деятельности включает в себя не только правоприменительную деятельность государственных структур, а именно ответственность должностных лиц в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и непосредственно законность ведения хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем и его ответственность по результатам этой деятельности. В отличие от собственника юридического лица, предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, т.е. имуществом физического лица. При этом ответственность индивидуального предпринимателя возникает не только как у физического лица, но и как у должностного лица организации в связи с тем, что к индивидуальным предпринимателям применяются нормы гражданского права, предусмотренные и для юридических лиц.

таким образом, необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст]: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ // Собрании законодательства РФ. - 2014. -№31. - Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996 - №25. - Ст. 2954.

4. Гладких, В.И. Квалификация воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности [Текст] / В.И. Гладких, П.Н. Сбирунов// Российский следователь. - 2012. - №8. - С. 15 - 19.

5. Коротков, А.П. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности [Текст] / А.П. Коротков, Б.Д. Завидев, О.Б. Гусев // Российский следователь. - 2009. - №5. - С. 16-21.

6. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2008. - №2.

7. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. - СПб.: Нева, 2009.

8. Лященко Н.А. Предприниматели и предпринимательство в России // Гуманизация образования. - 2013. - №2. - С. 39-41.

9. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование методологических подходов к управлению социально-экономической системой предпринимательства // Транспортное дело России. - 2012. - №2. - С. 19-21.

10. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа, 2015. - С. 239-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.