Научная статья на тему 'Государственное регулирование кредитной кооперции в Венгрии'

Государственное регулирование кредитной кооперции в Венгрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / PSZÁF / OTIVA / STATE REGULATION / CREDIT COOPERATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербан Мария Дмитровна

В статье раскрыт механизм регулирования деятельности кредитных кооперативов в Венгрии. Описаны функции, которые исполняют PSZÁF и OTIVA в процессе регулирования сферы кредитной кооперации Венгрии. Сделан вывод о необходимости адаптации венгерского опыта государственного регулирования кредитной кооперации в реалиях Украины, определены основные моменты этой адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF CREDIT COOPERATION IN HUNGARY

The paper reveals the mechanism of credit cooperatives regulation in Hungary. It describes the functions that perform PSZÁF and OTIVA in the regulation of credit cooperation in Hungary. Inferred that there is the necessity in adaptation of the Hungarian experience of the credit cooperation state regulation to the realities of Ukraine, the basic aspects of this adaptation had been determined.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование кредитной кооперции в Венгрии»

треннего аудита // Вестник Волжского университета им. 7. Томпсон А. А., Стрикленд А. Д. Стратегический

В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80. менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.:

5. Виньков А., Гурова Т., Полунин Ю., Юданов А. Вильямс, 2007. 928 с.

Успешный средний бизнес в России. // Эксперт. 2008. 8. Филонович С. Р. Чем болеют компании // Секрет

№10 (599). С. 25-31 фирмы. 2001. № 11. С. 10-19

6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: 9. Ван Хорн Д.К. , Вахович Д.М. Основы финансово-Республика, 2001. 845 с. го менеджмента. М.: Вильямс, 2008. 1232 с.

FORMATION OF ACCOUNTING AND CONTROL INSTRUMENTS AS A BASIS ENTERPRISE RISK MANAGEMENT

© 2012

L.V. Shuklov, candidate of economic sciences, chief methodologist of accounting and control department, analyst of development support center for small and medium enterprises based on Russian State Academy of National Economy and State Service

LLC «Oil & gas company ITERA», Tyumen (Russia)

Annotation: Concept of medium-sized enterprises in Russia is quite indistinct. Questions of growth stimulating for such companies are insufficiently developed. As early as 1980s it was determined, that major influence to GDP growth is exerted by 3-4% of fast growing medium-sized enterprises. Development of new accounting, analytical and controlling instruments which can increase quality of financial management in such companies can help to increase their competitive advantages and increase the number of such companies in Russia.

Keywords: medium-sized enterprises, growth, risks, internal control, development, economic potential, sustainable growth, IFRS.

УДК 336.77:334.7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В ВЕНГРИИ

© 2012

М.Д. Щербан, преподаватель кафедры «Экономика и предпринимательство»

Карпатский институт предпринимательства ВУЗ «Открытый международный университет развития человека «Украина», Хуст (Украина)

Аннотация: В статье раскрыт механизм регулирования деятельности кредитных коопреативов в Венгрии. Описаны функции, которые исполняют PSZAF и ОТГУА в процессе регулирования сферы кредитной кооперации Венгрии. Сделан вывод о необходимости адаптации венгерского опыта государственного регулирования кредитной кооперации в реалиях Украины и определены основные моменты адаптации.

Ключевые слова: государство, регулирование, кредитная кооперация, ОТ^А, PSZAF.

Тенденции экономического развития развитых стран мира убедительно свидетельствуют о том, что эффективность развития финансово-кредитного сектора экономики зависит от успешного функционирования всех его участников. Кредитные кооперативы являются небанковскими финансово-кредитными учреждениями и важной составляющей рыночных систем большинства стран. Они являются необходимыми институтами демократических основ государства, поскольку имеют социальное направление, которое оказывает содействие повышению благосостояния граждан через реализацию главных принципов их деятельности - самопомощи и самообеспечения на основе взаимопомощи. Специфика деятельности кредитных союзов и способность нивелировать определенные отрицательные проявления кризисных процессов обуславливают повышенный интерес именно к этим финансово-кредитным учреждениям.

В связи с высокой социальной составляющей деятельности кредитных кооперативов как неприбыльных финансовых учреждений, исследование вопроса регулирования системы кредитной кооперации особенно актуально в современных условиях развития экономики.

Отдельные вопросы идеологии, истории, тенденций развития кооперации рассматривались в работах зарубежных и отечественных исследователей: Ф. Райффайзена, Г. Шульце-Делича, В. Гааза, Д. Ричардсона, К. Махона, С. Река, А. Эванса, Б. Бранча, С. Баучера, М. Туган-Барановского, А. Анциферовой, М. Алимана, М. Шкляра, И. Витановича и других. Широкий круг вопросов деятельности кредитных кооперативов исследовался в работах В. Гончаренка, О. Пантелеймоненка и других. Исследованием вопросов регулирования кредитной кооперации Венгрии занимались Ч. Лентнер, Р. Бачо, Б. Вендель и др.

Целью статьи является раскрытие венгерского опыта функционирования кредитной кооперации и адаптация его к современным экономическим реалиям Украины.

Развитие рыночных отношений вызвало появление в Венгрии рынка ценных бумаг. Для надзора за этим сегментом финансового рынка в 1990 году был создан Государственный надзор за ценными бумагами, а также усовершенствование банковского надзора, которое вызвало со временем появление Государственного кассового надзора (1993 г.).

В 1997 году состоялось слияние функций органов надзора за финансовыми рынками (кроме банковского) в едином органе государственной власти, вследствие чего был создан Государственный надзор за финансовым рынком и рынком капитала.

Завершение консолидации надзорных полномочий за всеми сегментами финансового рынка завершилось 1 апреля 2000 года созданием отдельного органа государственной исполнительной власти - PSZAF (Государственной финансовой инспекции).

PSZAF (далее - Регулятор) является самостоятельным, действующим на территории всей страны органом, деятельность которого регламентируется специальным Законом Венгрии (№ СХХ^ с 1999 года) [1]. Регулятор функционирует под руководством Правительства Венгрии. Он осуществляет контроль над всеми финансовыми учреждениями и финансовыми рынками. Регулятор отвечает за регистрацию, лицензирование, надзор и применение санкций по отношению к банкам, кредитно-сберегательным кооперативам, страховщикам, негосударственным пенсионным фондам, участникам рынка ценных бумаг и т.п.

Центральный банк уже больше не осуществляет функцию надзора. Однако определенные контрольные функции еще выполняет Министерство финансов Венгрии. Согласно соглашению об интеграции в ЕС, при Регуляторе есть два советника ЕС.

Регулятор является коллегиальным органом, поэтому создан Контрольный совет, который состоит из 5-ти лиц. Глава Контрольного совета назначается по рекоменда-

ции Премьер-Министра Венгрии Парламентом, а его члены, по рекомендации Премьер-министра, назначаются Президентом Венгрии сроком на 6 лет. Управляет делами Регулятора Генеральный директор, которого вместе с его шестью заместителями назначает на 6 лет Премьер-Министр. О результатах работы Регулятор ежегодно отчитывается перед компетентными Правительственной и Парламентской комиссиями. Решение Регулятора публикуются в „финансовом вестнике" и в Интернете с надлежащим соблюдением банковской и коммерческой тайны.

Цель деятельности Регулятора состоит в следующем:

1) обеспечение бесперебойного и результативного функционирования финансового рынка и рынка капитала;

2) укрепление доверия к финансовому рынку путем обеспечения прозрачности рыночных отношений, а также обеспечение добросовестной рыночной конкуренции (снижение рисков);

3) защита финансовыми учреждениями интересов клиентов (защита прав потребителей).

Основными задачами Регулятора в Венгрии есть:

1) беспрерывный надзор за деятельностью финансовых учреждений, которые осуществляют финансово-инвестиционную деятельность, на предмет риска (инспекции);

2) выдача разрешений (лицензий) на создание, начало деятельности, реорганизацию или ликвидацию финансовых учреждений.

Генеральному директору подчиняются:

- Дирекция информатики и услуг;

- Дирекция экономики и контроллинга;

- Дирекция гуманитарной политики и руководства.

Заместителю Генерального директора по вопросам

пруденциального надзора подчиняются:

- Дирекция надзора за финансами и рынком капитала;

- Дирекция по методологии;

- Дирекция надзора за страховым рынком и кассами;

- Советники ЕС.

Непосредственный надзор за системой кредитно-сберегательной кооперации Венгрии осуществляет Дирекция надзора за финансами и рынком капитала, которая в свою очередь состоит из шести структурных подразделений:

- Управление по надзору за кооперативными кредитными учреждениями;

- Управление по надзору за универсальными банками;

- Управление по надзору за специализированными кредитными учреждениями Торгового банка;

- Управление по надзору за рынком капитала;

- Управление по надзору за финансовым предпринимательством;

- Управление по надзору за соблюдением прав на рынке капитала.

Среди названных управлений Дирекции по надзору за финансами и рынком капитала непосредственный надзор за системой кредитно-сберегательной кооперации осуществляет Управление по надзору за кооперативными кредитными учреждениями. Структура этого управления состоит из двух отделов, работа которых взаимосвязанна:

- отдел надзора за сберегательными кооперативами;

- отдел надзора за кредитными кооперативами.,

Состоянием на конец 2010 года в Венгрии PSZAF регулирует деятельность:

- 122 сберегательных кооперативов;

- 7 кредитных кооперативов;

- Акционерного общества „Венгерский кооперативный сберегательный банк" (далее - ТакагекЬапк Rt.).

- ОТ^А (в части изменения устава);

- финансовые предпринимательские учреждения, которые осуществляют брокерскую деятельность от

лица кооперативных кредитных учреждении на предмет предоставления ими финансовых услуг. Одним из основных методов надзора регулятора есть проверки финансовых учреждении. Проверки, которые осуществляет Регулятор, делятся на инспекционные и безвыездные проверки.

Относительно безвыездных проверок, то они состоят

в:

1) регулярном получении Регулятором отчетов за месяц, квартал и год;

2) нерегулярном (экстренном) получении информации (протоколы заседании, изменение местонахождения, изменение состава должностных лиц, информация о чрезвычайном состоянии и т.п.).

Инспекции (выезные проверки) бывают: комплексные проверки (с двухлетним интервалом); повторные проверки (при необходимости); тематические проверки (в отдельных случаях); целевые проверки (в отдельных случаях).

К другим функциям Регулятора, связанным с надзором за рынками финансовых услуг, принадлежат:

- рассмотрение жалоб на отказ о выдаче разрешений;

- выводы по компетентным вопросам на запросы участников рынка;

- инициирование инспекционных действий по отношению к участникам рынка;

- систематическая экспертная оценка деятельности участников рынка на предмет рисков и коммерциализации (в каждом случае с детальной характеристикой, а ежеквартально - относительно всех учреждений);

- участие в разработке и внедрении в практику положений, которые касаются деятельности кооперативных кредитных учреждений.

Важнейшими характеристиками и критериями оценки кредитно-сберегательных кооперативов в Венгрии есть:

1) коммерческие риски: состояние капитала (сольвен-ция, обеспеченность капиталом, структура капитала); ликвидность (соотношение ликвидных активов, пропорция кредит/взнос, система определения конечного срока и т.п.); прибыльность (ROA, ROE, соотношение доходов от процентных поступлений и комиссионного вознаграждения, структура расходов и т.п.); состав активов (объем кредита, межбанковские депозиты, государственные ценные бумаги).

2) функциональные риски: средние показатели по учреждениям (эффективность); изменение балансовых показателей; соотношение, изменение доходов и расходов, связанные с основной деятельностью.

3) персональные риски: система собственности, отдельные должности и менеджмент;

При осуществлении надзора Регулятор имеет право применять такие меры воздействия:

1) против финансовых учреждений:

- присылать предупреждение о необходимости соблюдения внутренних норм;

- присылать обязательство разработать План мероприятий стабилизации финансового состояния учреждения;

- требовать обеспечения выполнения показателей минимального капитала, уровня платежеспособности или соблюдение других условий законодательных актов;

- накладывать штраф;

- ограничивать деятельность финансового учреждения;

- накладывать запрет на взятие новых обязательств финансовым учреждением;

- назначать инспекцию финансового учреждения;

- отозвать разрешительный документ финансового учреждения;

- ликвидировать финансовое учреждение, как юридическое лицо.

2) против физических лиц:

- требовать созыва общего собрания финансового уч-

реждения для рассмотрения вопроса о применении санкции против виновного лица;

- запрещать выплачивать доход (дивидендов) основателям финансового учреждения;

- лишать права голосования на общем собрании финансового учреждения;

- запрещать совершать правомочие между финансовым учреждением и его основателем;

- запрещать получение предпринимательского кредита.

3) против руководства (должностных лиц):

- рекомендовать или требовать повышения квалификации;

- обязать к проведению внутренней проверки финансового учреждения и привлечение должностных лиц к ответственности;

- запретить выплату гонорара;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наложить штраф на должностное лицо.

Актуальными задачами Регулятора в данное время

являются организация контроля субъектов регулирования и создание в Венгрии условий для внедрения новых требований, связанных с членством в Европейском Союзе и адаптация к процессу BASEL [1].

Проблему Регулятор усматривает в неполном соответствии кредитно-сберегательных кооперативов новым требованиям, которые вступили в действие с 2006 года. К примеру, несоответствие размера собственного капитала требованию в 250 млн. форинтов, что больше миллиона дол. США.

Важное место в системе кредитной кооперации Венгрии занимает Национальный Фонд защиты кредит-но-сберегательных учреждений (OTIVA). OTIVA как добровольный Фонд защиты кредитно-сберегательных кооперативов, который создан ими же на основании закона LXIX (Pit) с 1991 года, действует на основании закона CXII (Hpt) с 1996 года [2]. Фонд успешно выполнял задачу консолидации и управление кризисными явлениями, принятыми в Акте об интеграции. Сейчас удельный вес деятельности управления кризисными процессами, рядом с постоянными действиями контроля и мониторинга, постепенно переходит к задачам предупреждения кризисов и интеграционных задач развития системы кредитной кооперации.

OTIVA является юридическим лицом, которое осуществляет свою деятельность и получает доход, но этот доход используется для уставной деятельности без распределения его между основателями.

Наименование OTIVA на русский язык можно перевести как Национальный Фонд защиты кредитно-сбере-гательных учреждений. Сначала, исходя из особенностей национального законодательства Венгрии, OTIVA было зарегистрировано государством как общественная организация. Члены организации приняли за основу Акт об интегации кредитно-сберегательных кооперативов, в интересах обеспечения надлежащего выполнения зафиксированных в нем положений, которые касаются в частности:

1) укрепление доверия к кредитно-сберегательным кооперативам;

2) гарантирование делового авторитета кредитно-сберегательных кооперативов;

3) укрепление стабильности кредитно-сберегатель-ных кооперативов, которые являются членами OTIVA, а также безопасности депозитных средств их клиентов;

4) предупреждение возникновение предкризисных явлений, а также устранение их отрицательных следствий;

5) содействие интеграции кредитно-сберегательных кооперативов.

Как отмечалось выше, OTIVA была образована соответственно Акту об интеграции с 1993 года, инициатором появления которого было государство. Таким образом, инициатором создания OTIVA можно считать государство. Тем не менее, основателями OTIVA высту-

пили также 233 кредитно-сберегательных кооперативы. Не вошло в ОТ^А 24 кредитно-сберегательных кооперативы, которые создали другой фонд, деятельность которого подобный деятельности ОТ^А [1].

Процесс концентрации кооперативов продлевается в связи с требованиями к капиталу. Пруденционные требования в Венгрии полностью отвечают Базелю II. Минимальный капитал для кредитно-сберегательного кооператива имеет с 2007 года отвечать сумме в 1 миллион евро, согласно договору об интеграции Венгрии в Европейский Союз.

Основной целью ОТ^А - направление своей деятельности, которая основывается на использовании имеющихся финансовых ресурсов, а также результатов регулярно осуществляемых проверок деятельности кре-дитно-сберегательных кооперативов (что обнаруживают предкризисные ситуации и предотвращают их), на:

1) обеспечение стабильности и надежности функционирования всех кредитно-сберегательных кооперативов (участников процесса интеграции);

2) содействие укреплению доверия к кредитно-сбе-регательным кооперативам со стороны их членов и клиентов.

ОТ^А применяет конкретные меры по предотвращению возможных кризисных явлений, осуществляет реорганизацию отдельных кооперативов, а также предоставляет им необходимую финансовую поддержку в форме предоставления кредитов, увеличение капитала или порук.

Поставленные задачи ОТ^А решает таким образом, чтобы своим вмешательством в деятельность кооперативов надолго отстранить проблемы, не усложняя при этом положение деловых партнеров кооперативов. В конечном счету, ОТ^А должно обеспечивать соответствующей группе кредитно-сберегательных кооперативов более эффективное функционирование при стабилизации финансово-хозяйственного состояния и обеспечение высокого уровня финансовых услуг кредитно-сбере-гательных кооперативов. В связи с этим ОТ^А может оказывать финансовую поддержку исключительно при согласии конкретного кредитно-сберегательного кооператива с рекомендациями относительно нормализации хозяйственной деятельности и мероприятиями по внедрению таких рекомендаций у жизнь.

Работа ОТ^А по выявлению и предупреждению возможных кризисных явлений в системе кредитной кооперации состоит в проведении работниками ОТ^А проверок кредитно-сберегательных кооперативов. Целью таких проверок является своевременное выявление всех тех отрицательных показателей деятельности кооперативов, которые могут привести к кризису или ухудшению финансового состояния. В случае выявления критических ситуаций ОТ^А сообщает о таких фактах руководству соответствующего кооператива, после чего ОТ^А применяет определенные мероприятия в рамках своей компетенции, определенной Уставом ОТ^А. Большое значение в этом играет Исполнительный директор ОТ^А, который в тесном сотрудничестве с Регулятором обязан:

1) обеспечить надлежащую профессиональную координацию проверок кредитно-сберегательных кооперативов, исключая параллельное дублирование действий с Регулятором;

2) принимать участие в разработке предписаний и распоряжений Регулятора;

3) соответственно утвержденному плану проверок и придерживаясь предписаний общего собрания ОТ^А, проверять кредитно-сберегательные кооперативы на предмет их соответствия условиям надежного и прибыльного функционирования, а также требованиям законодательства;

4) контролировать соблюдение кооперативами условий договоров, которые касаются предоставленной ОТ1УА финансовой поддержки;_

5) предоставлять Дирекции рекомендации относительно мероприятий, которые целесообразно применить к кредитно-сберегательному кооперативу.

Дирекция ОТГУА готовит и предоставляет Общему собранию ОТГУА Правила проверок, которые должными содержать цель проверок, процедуру их проведения, порядок предоставления информации о результатах контроля, а также порядок обжалования результатов проверки кооперативами.

Исполнительный директор ОТТУА все необходимые инструкции относительно выполнения возложенных на него обязанностей получает исключительно от Дирекции OTIVA.

Следует обратить внимание на то, что ОТГУА оказывает финансовую поддержку кредитно-сберегательным кооперативам лишь в том случае, когда это не угрожает дальнейшему выполнению обязанностей ОТГУА. Таким образом, преимущество предоставляется интересам всей системы кредитной кооперации, а не интересам отдельного кредитно-сберегательного кооператива.

Кредитно-сберегательные кооперативы, которые принимают участие в процессе интеграции, с целью обеспечения пруденционного соответствия друг другу, учитывая общность риска, которому подлежит ОТГУА, через общий нетронутый запас, в пределах его размера, берут на себя гарантию наложения запрета на определенную часть денежных средств с зачислением их на обособленный собственный счет кредитно-сберега-тельного кооператива, а также на счет дополнительных взносов, поддерживают предварительно установленный общим собранием уровень нетронутого запаса ОТГУА.

Распоряжение имуществом ОТГУА, в пределах законодательства Венгрии, осуществляется таким образом, который сохраняет его стоимость. При этом не должно подвергаться опасности обеспечение целей деятельности ОТГУА и должны быть в наличии необходимые для выполнения задач источники денежных средств. Поэтому уровень ответственности ОТГУА за риск огра-ниченый.

ОТГУА может предоставлять соответствующую финансовую поддержку лишь при условии восстановления кредитно-сберегательным кооперативом нормальной деятельности, а также соблюдение необходимых условий стабилизации положения, предложенных ОТГУА. Полученную финансовую поддержку следует использовать таким образом, чтобы на продолжительный срок искоренить самую возможность возникновения проблем в деятельности кредитно-сберегательного кооператива, без создания любых проблем для его клиентов.

ОТГУА и кредитно-сберегательный кооператив в ходе принятия решений из улучшение финансового состояния кооператива обязаны сотрудничать, поддерживая партнерские отношения один из одним. Нарушение в ходе сотрудничества одной из сторон своих партнерских обязательств не освобождает другу сторону от выполнения своих обязанностей.

Материальная поддержка обеспечивается или по системе следующего возвращения средств кредитно-сбе-регательным кооперативом в обусловленный сторонами срок, или покрытием затрат на счет отнесения их на расходы ОТГУА.

За государственные средства Фонд защиты кредит-но-сберегательных кооперативов в Венгрии покупал паи в кредитно-сберегательных кооперативах, которые оформлялось договорами о предоставлении финансовой поддержки. Условиями договоров могли быть такие аспекты [3]:

- объединение определенных кооперативов (присоединение или слияние);

- изменение должностных лиц в руководстве кооператива;

- 8-процентное наполнение собственного капитала кооператива;

- финансовый кризис кооператива должен решаться

без освещения в средствах массовой информации;

- конкретные мероприятия из финансового оздоровления кооператива.

Поэтому все сотрудничество ОТГУА с кооперативами базируется на добровольном принятии условий финансового оздоровления самым кредитно-сберега-тельным кооперативом. При этом ОТГУА получает один голос в кооперативе и выполняет контрольные функции за выполнением условий договора и мероприятий финансового оздоровления кооператива.

Таким образом ОТГУА на основании решения Общего собрания, действуя в пределах своих полномочий, регламентированных Уставом, предоставляет предусмотренную Уставом необходимую финансовую поддержку кредитно-сберегательному кооперативу, который оказался в кризисной ситуации.

В договоре ОТГУА и кредитно-сберегательный кооператив фиксируют конкретные условия, на основании которых они намерены сотрудничать в интересах восстановления нормальной хозяйственной деятельности кооператива. Фактически речь идет о сотрудничестве сторон, а не об обычном предоставлении финансовой поддержки в виде займа.

Хотя основным элементом сотрудничества есть, конечно, финансовая поддержка. Так, ОТГУА обязуется на условиях договора предоставить в распоряжение кре-дитно-сберегательного кооператива капитал в виде государственных облигаций в интересах обеспечения повышения показателей платежеспособности кооператива до 8 %.

Условием предоставления займа есть получения на основании Закона „О кооперативах" [4] с 1992 года пая в кооперативе. Подписание договора со стороны ОТГУА считается заявкой на пай и принятием на себя обязательства на протяжении 8 календарных дней с момента подписания договора перевести облигации кредитно-сбере-гательному кооперативу. Невыполнение обязательств кооператива в части передачи пая является основанием отказа от договора со стороны ОТГУА.

Кредитно-сберегательный кооператив выплачивает ОТГУА, как своему члену, часть прибыли пропорционально его пая, в порядке, установленном органами управления кооператива и в соответствии с принятым решением. Кооператив на протяжении 8 календарных дней, которые следуют за датой принятия решения о распределении прибыли, пересчитывает соответствующую часть прибыли на счет ОТГУА.

Стороны договора ежегодно, при рассмотрении финансового состояния кооператива, могут принять решение об отказе ОТГУА от своего права на прибыль. При этом должны быть согласованные и зафиксированные конкретные условия такого отказа. Дополнительные денежные средства, полученные кооперативом в результате такого отказа, должны быть использованы им исключительно на увеличение своего капитала.

В случае же прекращения членства ОТГУА в кре-дитно-сберегательном кооперативе, последний должен осуществить все необходимые расчеты с ОТГУА в порядке, предусмотренном законом, выплатив ОТГУА как стоимость его пая, так и надлежащую часть прибыли, согласно положениям и срокам, установленным органами управления кооператива. При этом срок между датой подачи заявления ОТГУА о своем намерении выйти из членов кооператива и датой полной выплаты ОТГУА надлежащих денежных средств не может превышать три месяца. В случае отказа ОТГУА от своей доли, суммарную стоимость пая кредитно-сберегательный кооператив может выплачивать как денежными средствами, так и облигациями, переданными прежде кооператива.

ОТГУА обязуется в договоре отказаться от своего членства в кооперативе по инициативе последнего, если: 1) текущая деятельность кооператива во всех отношениях отвечает требованиям, которые относятся к кредитно-сберегательным кооперативам законодатель-

ством и предписаниями Регулятора;

2) кредитно-сберегательный кооператив в полной мере выполнил все свои обязательства, зафиксированные в договоре с OTIVA.

С точки зрения адаптации венгерского опыта регулирования кредитной коопреации в реалиях Украины, то стоит отметить следующее.

1. Правительство поддерживало и направляло процесс реструктуризации и формирование системы кре-дитно-сберегательной кооперации в Венгрии.

2. Очень важно на начальных этапах сформулировать общую концепцию и стратегию. Это необходимо для успешного осуществления процесса реструктуризации кооперативной системы, а также для того, чтобы она воспринималась как достойный доверия, жизнеспособный партнер в сфере финансово-кредитного обеспечения аграрного сектора экономики и малого предпринимательства.

3. Программа оздоровления начиналась комплексной рекапитализацией и сопровождалась созданием стабилизационного фонда и системы аудита.

4. Венгерская модель показала, что сбалансированный подход снизу вверх и сверху вниз к созданию системы кредитной кооперации дает наилучшие результаты при реструктуризации и усовершенствовании системы кредитного обеспечения аграрного сектора экономики и малого предпринимательства.

5. Опыт Венгрии также удостоверил, что ради достижения всестороннего оздоровления, при осуществлении реструктуризации необходимо на начальных этапах и по возможности полнее учитывать нужды местного уровня.

6. Проблему недостаточности высококвалифицированных менеджеров и кадров можно эффективно решить путем систематического проведения обучения.

7. Промедление с внедрением надлежащих информационных технологий при формировании системы кре-дитно-сберегательной кооперации приводит к серьезным проблемам.

8. Находясь в процессе трансформации, кооперативная система сталкивается с многочисленными структурными и финансовыми проблемами, поэтому для нее чрезвычайно важно наладить партнерские отношения на международном уровне и внутри страны - от этого она очень сильно выиграет.

9. Для повышения конкурентоспособности системы кредитно-сберегательной кооперации в финансово-кредитном обеспечении села рекомендуется также создать стратегические альянсы или заключить соглашения о сотрудничестве с местными и иностранными финансовыми посредниками и другими учреждениями, которые могут поддержать деятельность относительно финансирования аграрного сектора экономики.

Таким образом, на основании проведенного анализа функционирования механизма госрегулирования кредитной кооперации в Венгрии можно сделать вывод о необходимости его применения с учетом реалий Украины. Последующие исследования должны акцен-тироватся на формировании институционно-правововой базе внедрения венгерского опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Lentner Csaba. Penzpiacok szabalyozasa Magyarorszagon. Akademiai Kiado, Budapest, 2006, 327 o.

2. 1996. evi CXII. Torveny a hitelintezetekrol es a penzugyi vallalkozasokrol.

3. 2002. evi CXX. Torveny a tokepiacrol.

4. 2005. evi torveny a szovetkezetekrol.

STATE REGULATION OF CREDIT COOPERATION IN HUNGARY

© 2012

M.D. Scherban, assistant of the department "Economics and Entrepreneurship"

Carpathian institute of entrepreneurship of higher educational establishment Open International University of Human Development "Ukraine", Khust (Ukraine).

Annotation: The paper reveals the mechanism of credit cooperatives regulation in Hungary. It describes the functions that perform PSZAf and OTIVA in the regulation of credit cooperation in Hungary. Inferred that there is the necessity in adaptation of the Hungarian experience of the credit cooperation state regulation to the realities of Ukraine, the basic aspects of this adaptation had been determined.

Keywords: state regulation, credit cooperatives, OTIVA, PSZAF.

УДК 378.147

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛОЖНЫХ ЭВРИСТИК КАК НЕАДЕКВАТНЫХ МЕНТАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

© 2012

О.Н. Ярыгин, кандидат педагогических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Е.А. Ярошинская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, педагогики высшей школы и управления, проректор по научной роботе

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В работе рассматривается широко распространенное явление, состоящее в применении ментальных моделей, построенных для простых систем, в качестве эвристик при исследовании сложных систем. Показана необоснованность такого переноса и необходимость отказа от «ложных эвристик» при переходе к недетерминированным динамическим системам с обратными связями.

Ключевые слова: ментальные модели, сложные системы, компетентность в аналитической деятельности.

В качестве эпиграфа к книге «Искусство решения Еще в трактате «О софистических опровержениях» проблем» известный аналитик Р. Акофф предпослал Аристотель предостерегал от следования ложным мо-

слова не менее известного психолога Р.Лэнга: «Между истинным, и ложным представлениями об окружающем нас мире лежит целый ряд образов, которые мы склонны выдавать за действительность. Стремление сохранить свою приверженность этим образам сковывает наше воображение и мысль. Мы должны стремиться отходить от привычных концепций и учиться смотреть на мир по-новому; только в этом случае возможны творческий рост личности и совершенствование самого процесса познания".

делям: «А так как некоторые заботятся больше о том, чтобы слыть мудрыми, чем быть мудрыми и не слыть ими (ведь софистика - это мнимая мудрость, а не действительная, и софист - это тот, кто ищет корысти от мнимой, а не действительной мудрости, то ясно, что для них важно скорее казаться исполняющими дело мудрого, чем действительно исполнить его, но при этом не казаться исполняющими его» [1].

Определяя род своей деятельности Р. Акофф, перечислив широкий и разнообразный круг проблем, с ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.