Научная статья на тему 'Государственное регулирование как основа инновационного и технологического развития пищевой промышленности Сибири'

Государственное регулирование как основа инновационного и технологического развития пищевой промышленности Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / пищевая промышленность / программно-целевой метод / технологический потенциал территории / органическая продукция / государственный контроль / state regulation / food industry / program-target method / the technological potential of the territory / organic products / state control
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова О. В., Борисов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как основа инновационного и технологического развития пищевой промышленности Сибири»

Борисова О.В.

д.э.н., доцент, гл.н.с. Научного центра агробиотехнологий РАН, Барнаул

borisova_ov@bk.ru

Борисов Д.В.

к.э.н., н.с. Научного центра агробиотехнологий РАН, Барнаул

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СИБИРИ

Ключевые слова: государственное регулирование, пищевая промышленность, программно-целевой метод; технологический потенциал территории; органическая продукция; государственный контроль.

Keywords: state regulation, food industry, program-target method; the technological potential of the territory; organic products; state control.

Пищевая промышленность Сибирского федерального округа играет значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности. Её развитие должно соответствовать целям и задачам формирования в нашей стране инновационно-ориентированной экономики, направленной на технологическое развитие. Это будет способствовать обеспечению конкурентоспособности экономики всех субъектов Российской Федерации, защите национальных интересов в изменяющемся мире, достижению достойного уровня жизни населения. Достижение этих целей невозможно без государственного регулирования отрасли.

Трудности развития этого сектора экономики связанны с недостатком сельскохозяйственного сырья необходимого уровня качества, с отсутствием технологического оборудования отечественного производства, неразвитостью товаропроводящей инфраструктуры в большинстве регионов России. Решение этих проблем возможно путём совершенствования инструментов и методов государственного регулирования и научного обоснования промышленной политики во всех отраслях.

Государственное регулирование экономики рассматривается учеными-экономистами достаточно длительное время, сформировались различные школы: меркантелизм, классическая школа политической экономии, марксистская школа, кейнсианская школа, монетаризм.

Рассматривая термин «государственное регулирование экономики» как воздействие органов государственной власти на процессы воспроизводства экономики для достижения благосостояния всех членов общества, Орешин В.П. отмечал, что воздействие государства на экономику носит, во-первых, объективный характер независимо от степени вовлечения государства в процесс её регулирования; во-вторых, система государственного регулирования рыночного хозяйства является важным дополнением к механизмам саморегулирования рыночной экономики и самоадаптации хозяйствующих субъектов1.

Под государственным регулированием экономики понимают также совокупность инструментов воздействия на все стадии производственного процесса, однако само управленческое воздействие составляет лишь часть механизмов

общего регулирования. Содержательная основа определяется целевым предназначением системы, целевыми функци-

2

ями каждого элемента и его взаимосвязями с другими элементами системы .

Проблемы государственного регулирования внутренних аграрных рынков рассматривали ведущие экономисты прошлого века - Дж.М. Кейнс, П. Сраффа, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, М. Фридмен, Дж. Стиглер, Л. Мизес, которые разработали принципы, ставшие основополагающими при создании ГАТТ (ВТО).

В России разные аспекты государственного регулирования внутреннего аграрного рынка в начале XX века нашли отражение в практической деятельности видных государственных деятелей С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. В наше время проблемы государственного регулирования российского аграрного рынка рассматривались в трудах А.И. Алтухова, И.Н. Буздалова, В.Я. Узуна, П.М. Першукевича, А.В. Петрикова, Э.Н. Крылатых и ряда других ученых. Однако принципы осуществления, размеры и приоритеты государственного регулирования пищевой промышленности в современных условиях остаются недостаточно раскрытыми. Отсутствуют единые методические положения по государственному регулированию пищевой промышленности в Сибирском федеральном округе. В своих исследованиях учёные, как правило, рассматривают или агропромышленный комплекс в целом, или сельское хозяйство.

По отношению к пищевой промышленности государственное регулирование следует рассматривать как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых на всех уровнях государственного управления, с целью приспособления предприятий отрасли к изменяющимся условиям хозяйствования для

1 Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2001. -

2

Бартлинг Г. Основы учения о рыночной экономике. - М.: Агент, 1997. - С. 10.

124 с.

выполнения главной функции - обеспечения продовольственной безопасности государства и формирования потребительского продовольственного рынка в соответствии с потребностями населения.

Для формирования механизма государственного регулирования пищевой промышленности существует ряд предпосылок:

- необходимость преодоления технологической отсталости отрасли в ряде регионов;

- необходимость введения жесткого государственного контроля над безопасностью продовольственных товаров как производимых на отечественных предприятиях, так и поставляемых по импорту;

- необходимость создания единых условий для ведения предпринимательской деятельности в отрасли на всей территории государства с целью создания условий для развития цивилизованного рынка;

- введение государственного контроля за развитием монополистических объединений на основе эффективного антимонопольного законодательства с целью предотвращения роста влияния монополий и развития активной конкурентной среды;

- необходимость формирования единого экономического пространства не только Российской Федерации, но и Евразийского экономического союза;

- обеспечение доступности капитала для малого и среднего бизнеса на всей территории Российской Федерации, в том числе для предприятий пищевой промышленности;

- необходимость осуществления протекционизма по отношению ко всем организациям, входящим в агропромышленный комплекс, а не только сельскохозяйственным, с целью достижения гарантированного продовольственного обеспечения населения России, развития конкурентоспособного производства по переработке сельскохозяйственной продукции и формирования экспортной политики предприятий пищевой промышленности;

- недостаток кадров специалистов, умеющих работать в условиях членства России во Всемирной торговой организации и в Таможенном союзе;

- недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, в том числе отсутствие достаточного количества логистических центров по обеспечению товародвижения скоропортящейся продукции и иные предпосылки.

На основании изучения современных течений экономической теории, цели государственного регулирования пищевой промышленности можно разделить на генеральные и конкретные. К генеральным целям можно отнести: достижение рациональных норм потребления на каждого жителя страны; достижение экономической стабильности отрасли за счёт достижения высоких стандартов по производству и реализации пищевой продукции на внутреннем и внешнем рынке; обеспечение конкурентных преимуществ российской пищевой продукции на национальном и мировом продовольственном рынке за счёт экологизации производства и переработки сельскохозяйственного сырья; адаптации рыночного механизма к быстроменяющейся конкурентной среде.

Конкретные цели формируются в соответствии с направлениями развития объектов государственного регулирования, они должны исходить из необходимости согласования общественных и частных интересов. Объектами государственного регулирования пищевой промышленности являются условия, процессы, отдельные отрасли, виды продукции и ресурсов, хозяйствующие субъекты (предприятия отрасли), аграрный рынок, отношения между субъектами хозяйствования, возникающие в производства, на рынке и в социальной сфере.

Обобщая мнения российских ученых о развитии принципов государственного регулирования агропромышленного комплекса в целом1, можно выделить принципы государственного регулирования пищевой промышленности:

- принцип аграрного протекционизма, направленный на защиту отечественного производителя продовольственных товаров и регулирование импорта продовольствия;

- принцип сочетания экономических и социальных целей, когда меры государственного регулирования учитывают ценностные ориентации и потребности различных групп населения;

- принцип программного регулирования, базирующийся на разработке и реализации межотраслевых, отраслевых, продуктовых, функциональных и региональных программ.

Стратегические цели агропромышленного комплекса Российской Федерации, определённые в Доктрине продовольственной безопасности, Военной доктрине, Государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», легли в основу Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в которой особо подчеркивается значимость повышения конкурентоспособности российской пищевой продукции на внутреннем и внешних рынках в условиях членства России во Всемирной торговой организации.

Помимо этого, при разработке документов, регламентирующих развитие отечественного агропромышленного комплекса, учитываются цели и задачи, поставленные в Концепции агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества2.

К основным инструментам государственного регулирования пищевой промышленности относим: административно-правовые инструменты, экономические инструменты как регуляторы прямого действия, экономические регуляторы косвенного действия. Для более полного решения существующих проблем и государственного регулирования

1 Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. - М.: Ин-т экон. РАН, 1994; Чирков Е.С. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика и управление. 1998. - № 7. - С. 15-22; Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике / В 5 т. Т. 2. - М.: Научный эксперт, 2008.

Концепция повышения продовольственной безопасности государств-участников СНГ. Утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 г. // Информационный портал СНГ. - http://www.cis.minsk.by/age.php?id=18907

пищевой промышленности целесообразно применять территориально-отраслевую направленность государственного регулирования на региональном уровне, что позволит применить дифференцированный подход государственной поддержки к конкретной подотрасли, применять программно-целевой метод управления в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики России.

При разработке мер по государственному регулированию пищевой промышленности необходимо учитывать комплекс факторов, оказывающих влияние на развитие отрасли, в первую очередь введение санкций против Российской Федерации рядом государств, введение продовольственного эмбарго со стороны Российской Федерации. Необходимо внести изменения в имеющиеся стратегии развития пищевой промышленности в регионах, обратить особое внимание на развитие импортозамещения.

Задача политики импортозамещения состоит в формировании национальной модели и создании системы стимулов, способных поддержать национальное производство импортозамещающей продукции, одновременно стимулируя ее экспорт. В Российской Федерации стратегия импортозамещения на продовольственном рынке направлена прежде всего на активизацию использования всех ресурсов, которыми обладает сельское хозяйство, пищевая промышленность, современные торговые сети.

По мнению академика С. Глазьева, в настоящее время макроэкономическая политика России должна быть подчинена целям модернизации и развития на основе нового технологического уклада, для чего необходимо создание максимально благоприятных условий для роста инвестиций, направленных на развитие производственных предприя-тий1. Должна развиваться инновационно-ориентированная экономика.

Таким образом, в условиях продовольственного эмбарго целесообразно максимально использовать потенциал региональной пищевой промышленности и развивать стратегию импортозамещения.

Однако ряд российских экономистов считает, что России необходимо переходить на мобилизационную экономику, или хотя бы внедрять такие её элементы, как внедрение координационной работы по стратегическому управлению2. Под мобилизационной экономикой понимают такую экономику, ресурсы которой сосредоточены и используют-

3

ся для противодействия угрозам существования страны как целостной системы , а также антикризисную экономику, связанную с чрезвычайными обстоятельствами4.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг подчёркивает, что в принципе России нужен новый рыночный Госплан, который координировал бы стратегическое управление и основывался не на командном планировании, а на индикативном. Власть должна четко определиться с приоритетами в промышленности и дать сигналы бизнесу, что сегодня стране нужно более всего.

Исходя из этого, основными стратегическими целями и задачами пищевой Сибирского федерального округа являются:

- полное обеспечение населения Сибирского федерального округа продовольствием за счёт выпуска высококачественной пищевой продукции;

- создание неснижаемых продовольственных запасов для государственных нужд;

- применение импортозамещающих стратегий в молочной, мясной, рыбной, плодоовощной консервной промышленности на базе технологического обновления отрасли;

- разработка и выпуск функциональных продуктов питания с учётом развития производственной деятельности различных отраслей экономики в природно-климатических условиях Арктики;

- повышение конкурентоспособности пищевой продукции на внутреннем и мировом продовольственных рынках за счёт экологизации производства и совершенствования ассортиментной политики;

- развитие инфраструктуры товародвижения на территории Сибирского федерального округа.

В ходе проведения нашего исследования проведён анализ использования программно-целевого метода государственного регулирования пищевой промышленности в Сибирском федеральном округе, а именно - подробный анализ особенностей региональных целевых программ развития агропромышленного комплекса в Сибирском федеральном округе.

В Республике Алтай всё внимание уделено развитию сельскохозяйственного производства, в первую очередь -животноводства. Программ по развитию переработки полученной сельскохозяйственной продукции нет.

В Республике Бурятия в программе развития агропромышленного комплекса до 2020 г. никаких мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности не предусмотрено. Главным целевым показателем является достижение в 2020 году обеспеченности населения основными продуктами питания собственного производства по фактически сложившемуся уровню потребления до 100% .

В Республике Тыва - ситуация аналогична, внимание уделено только развитию животноводства и повышению конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции.

1 Глазьев С. Отринув догмы // Русский дом. 2014. - № 7. - http://russdom.ru/node/8026

2 Вардуль Н. Перед Россией замаячила перспектива «мобилизационной экономики» // Финансовая газета. - М., 2014. - 5 апреля. - http://fingazeta.ru/top/nash-otvet-kerzonu-192061/; Беррес Л. Россию ждёт мобилизационная экономика. - http://subscribe.ru/ digest/economics/money/n1605966780.html

3 Седов В.В. Мобилизационная экономика: от практики к теории // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России XX века: сборник материалов всероссийской научной конференции. Челябинск, 28-29 ноября 2009 г. / Под ред. Г.А. Гончарова, С.А. Баканова. - Челябинск: Энциклопедия, 2009. - 571 с.

4 Словарь экономический. - http://dic. academic.ru/dic.nsf/fin_enc/19873

В Республике Хакасия предусмотрено осуществление комплексных организационных, экономических, технологических мероприятий по стабилизации положения в агропромышленном производстве. По развитию перерабатывающих производств мероприятий не намечено.

В Забайкальском крае принята Долгосрочная целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края на 2013-2017 годы», но она реализуется крайне медленно, подробных отчетов о выполнении программы не опубликовано. Отличительной особенностью Программы Забайкальского края является ориентация на создание предприятий на уровне муниципальных образований, в том числе на кооперативной основе, а также в качестве одной из целей выдвинута ориентация на реализацию продукции на местном рынке.

В Забайкальском крае разработана Дорожная карта развития молочной отрасли, направленная на обеспечение населения молочной продукцией, так как потребление молока в крае составляет 74,7% от рекомендуемой нормы. Главной целью Дорожной карты развития молочной отрасли признается достижение к 2020 году доли рынка, занимаемой местными товаропроизводителями, с 5 до 35%. Будет создано более одной тысячи рабочих мест.

В Красноярском крае принят закон «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса», на основе которого проводится финансирование мероприятий, направленных на поддержку всех отраслей АПК, в том числе пищевой промышленности.

В программах Иркутской, Томской и Новосибирской областей основное внимание уделяется развитию сельского хозяйства, в первую очередь - животноводства, а также экологизации производства.

Таким образом, только в трёх регионах Сибирского федерального округа уделено определённое внимание развитию пищевой промышленности - в Кемеровской и Омской областях, в Алтайском крае.

В Кемеровской области принята Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2025 года. В качестве главной цели определено формирование в области эффективной конкурентоспособной пищевой промышленности, обеспечивающей устойчивое повышение объёмов производства продуктов питания не только для внутреннего потребления, но и для поставок на межрегиональные рынки, что позволит стимулировать развитие смежных отраслей.

Интересен проект реализации целей, поставленных в Долгосрочной целевой программе Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области на 2013-2020 годы». Разработаны достаточно подробные модели агрокластера, схемы движения продукции в аг-рокластере. Агрокластер разбит на 8 секторов: мясной, масличный, льняной, зерновой, крупяной, овощной, молочный, в отдельный сектор выделен Ресурсный кадровый центр, в обязанности которого входит: формирование технологии знаний, проведение НИОКР, уточнение стратегий. Специалисты Министерства сельского хозяйства Омской области считают, что создание агрокластера потребует инвестиций в размере 46 055 тыс. руб., благодаря чему будет создано 2602 рабочих места и будет создан крупный игрок на рынке продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья1.

Наиболее подробные программы по развитию пищевой промышленности разработаны в Алтайском крае. Принята общеотраслевая Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 г., а также ряд Программ по отраслям, направленных на создание уникальных производств по переработке сельскохозяйственного сырья:

- Здоровое питание населения Алтайского края на 2013-2020 г., разработанная совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский институт питания» РАМН, направленная на выпуск функциональных продуктов питания, в том числе витаминизированных и обогащённых;

- Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае на 2011-2015 г.;

- Развитие молочной промышленности в Алтайском крае на 2012-2016 годы».

За период с 2009 г. по 2013 г. во многих субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, уделяется значительное внимание реконструкции и модернизации пищевой промышленности. Если в среднем по России доля инвестиций, направляемых на модернизацию отрасли, колеблется от 18,5 до 19,5%, то в Забайкальском крае она составляет 39%, в Омской области достигла 31%. Стабильно 20-22% инвестиций идёт на модернизацию в Республике Бурятия, Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях. Незначительное внимание модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности уделяется в Республике Тыва, Красноярском крае, Иркутской и Томской областях, где показатели ниже среднероссийских2.

Успех развития пищевой промышленности в значительной степени зависит от развития сельскохозяйственного производства и качества поставляемого сельскохозяйственного сырья, следовательно, важна стабильная работа по модернизации сельскохозяйственного производства. В Российской Федерации регулярно выделяются субсидии из федерального и региональных бюджетов на поддержку сельского хозяйства. Задачей органов регионального управления является поддержка сельхозтоваропроизводителей в освоении ими выделенных средств на модернизацию производства. В Сибирском федеральном округе в 2014 г. наиболее успешно средства федерального бюджета осваиваются в Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях - более 92% на 1 декабря 2014 г. Значительное отставание наблюдается в Кемеровской области - 72%.

1 Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Омской области от 28 ноября 2012 г. № 243-п. - http://www.omskportal.ru/

2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015.

Особое внимание государственному регулированию сельскохозяйственного производства на уровне региона (выделение средств за счёт регионального бюджета) уделяют в Омской области, Красноярском крае, Республиках Ха-кассия и Бурятия. Выделение и освоение региональных средств значительно замедлилось в Алтайском и Красноярском краях. В Кемеровской области по состоянию на 1 декабря 2014 г. освоено только 57,67% от средств, выделенных региональным бюджетом для сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, особое внимание в настоящее время необходимо уделить возможности более полно освоить средства, выделенные сельскому хозяйству федеральным и региональным бюджетом.

Между тем, своевременная модернизация пищевой промышленности позволяет значительно улучшить её деятельность на региональном уровне. В качестве примера рассмотрен Алтайский край. За период с 2011 г. по 2014 г. в пищевую промышленность Алтайского края было инвестировано 12 млрд. руб., что привело к росту производительности труда по сравнению с 2005 г. в 4,2 раза. При этом производительность труда в некоторых предприятиях превышает отраслевой уровень в два-три раза, то есть это предприятия - лидеры в отрасли в стране. За 2014 г. рост отгрузки товаров собственного производства в отрасли составил 6%, темп роста производства - 4% . Все это в совокупности позволяет алтайским предприятиям ежегодно пополнять продуктовый ассортимент на 200-300 наименований. Особо высокие темпы производства демонстрируют предприятия масложировой промышленности. Выработка растительного масла к настоящему времени превысила 110 тысяч тонн, а рост производства составляет 1,7 раза к прошлому году1.

В Алтайском крае достигнут высокий уровень обеспеченности населения региона продовольствием (табл. 1), что позволяет развивать поставки в другие регионы России и экспортную деятельность.

Таблица 1

Обеспеченность населения Алтайского края продовольствием, произведенным

предприятиями региона

Наименование продукции Рациональная норма потребления (кг/год) Общая потребность населения края, тыс. тонн Объем производства в год, тыс. тонн Дефицит (-), Профицит (+), тыс. тонн

Мука (на хлебопечение) 105,0 253,8 1327,4 + 1073,6

Крупы 13,0 31,4 365,2 + 333,8

Макаронные изделия 7,0 16,9 112,2 + 95,3

Сыр 6,0 14,5 83,5 + 69,0

Масло животное 4,0 9,7 20,5 + 10,8

Сухое молоко 2,3 (на пром. переработку в крае) 6,4 + 4,1

Мясо и субпродукты I категории - всего 70,0 169,2 235,3 + 66,1

Выполнение регионального антикризисного плана предприятиями пищевой промышленности позволило сохранить в 2015 г. положительные тенденции развития отрасли, начатые в 2005 г., индекс промышленного производства пищевых продуктов составил: в целом по отрасли - 105,5; в плодоовощной промышленности - 264%; в молочной промышленности - 105,2; в мясной промышленности - 100,3; в прочих подотраслях пищевой промышленности -111,4%2.

В целом в Российской Федерации и в Сибирском федеральном округе ситуация иная: уровень самообеспечения достигнут по картофелю (97,5%), по овощам (88,7), по яйцам (98%). Не достигнут уровень самообеспечения по мясу (76,1%), молоку (80,2), фруктам (30,5%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребление мяса и мясопродуктов населением Сибирского Федерального округа значительно отстаёт от рациональных норм питания: только в Республике Алтай оно соответствует норме. Особенно низкое потребление данных продуктов в Республиках Бурятия и Тыва, Новосибирской и Томской областях.

Потребление молока и молочных продуктов во всём Сибирском федеральном округе не соответствует рациональным нормам питания. Наиболее близки к данным нормам в Алтайском крае - 335 кг на душу населения и в Омской области - 319 кг. Наиболее критическая ситуация в Республике Тыва и Иркутской области, где потребление молока и молочных продуктов в два раза ниже норм потребления. Это позволяет утверждать, что развитие пищевой промышленности является одной из важнейших стратегических задач в Сибирском федеральном округе.

Считаем, что необходима серьезная доработка региональных стратегий и программ развития агропромышленного комплекса. Во-первых, программы по развитию пищевой промышленности должны быть во всех регионах Сибирского федерального округа.

В большинстве регионов отсутствуют мероприятия по развитию инфраструктуры товародвижения готовой продукции, созданию логистических центров, способных организовывать хранение, комплектование партий скоропортящейся продукции, произведенной в сельской местности. Это второе направление доработки долгосрочных целевых программ.

Третьим направлением государственного регулирования пищевой промышленности является технологическое развитие отрасли. Для пищевой промышленности необходима разработка технологий глубокой переработки всех видов сельскохозяйственного сырья. Активная работа по внедрению новых собственных технологий на предприятиях

1 Инвестиции в пищевую промышленность Алтайского края. - http://www.amic.ru/news/291771/

2 Развитие отраслей пищевой промышленности Алтайского края / Главное управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. - http://www.ffprom22.ru/info/development/

354

пищевой промышленности Алтайского края позволяет ежегодно предприятиям отрасли выводить на рынок более 300 наименований новых товаров. Разработка технологий производства новых видов пищевой продукции осуществляется в Сибирском НИИ сыроделия, Международном колледже сыроделия и Алтайском государственном техническом университете. Особое внимание уделяется производству детской пищевой продукции, для чего внедряются принципиально новые технологии, например, производство детского морса на молочной сыворотке с яблочным и черничным соком; витаминизированного молока для питания детей до 3 -х лет; молочные смеси для детей с момента рождения; масло сливочное для детского питания; колбаски для детского питания. Аналогичной продукции ни в одном из регионов Сибирского федерального округа не выпускается.

Для активного внедрения биоиндустрии создан инновационный территориальный кластер «АлтайБио». В настоящее время в крае ведутся работы по реализации 64 проектов биотехнологической направленности, из них: 31 -предприятиями, 18 - высшими учебными заведениями, 15 - научно-исследовательскими институтами.

Это позволяет достаточно активно развивать экспортную деятельность: алтайская продукция экспортируется в 18 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2015 году по сравнению с аналогичным периодом 2014 года экспорт муки увеличился на 60,8%, макаронных изделий на 13,4, масла растительного на 51,7%, кормов и кормовых добавок в 4,7 раза, комбикормов и кормосмесей в 5,4 раза. В 2015 году были осуществлены поставки меда в Афганистан, Германию, Канаду, Китай, Монголию, Польшу, США. Богатый урожай гречихи позволяет обеспечивать гречневой крупой не только внутренний рынок, но и зарубежные. Так, например, в Японию отгрузили свыше 780 тонн алтайской гречки. При этом вся крупа прошла проверку в испытательной лаборатории, по итогам которой было выдано 36 сертификатов качества1.

Четвертое направление корректировки региональных стратегий и программ связано с тем, что в региональных программах отсутствуют мероприятия по организации заготовки и первичной переработке непродовольственного сельскохозяйственного сырья, что не соответствует основным стратегиям импортозамещения на рынке сырья для легкой промышленности, обозначенных в Стратегии развития лёгкой промышленности России до 2020 г. В программы развития сельского хозяйства всех регионов Сибирского федерального округа включены мероприятия по интенсивному развитию животноводства, однако развитие заготовки и первичной переработки шкур домашних животных (крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, оленей и маралов), а также шерсти, не предусмотрено.

Пятое направление технологического развития отрасли - выпуск отечественного оборудования для всех подотраслей пищевой промышленности, то есть развитие машиностроения с целью снижения критической зависимости от зарубежных технологий.

1 Краткий обзор пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края. -index.html

http://www.ffprom22.ru/info/analitika/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.