Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в развитии структурной политики комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства в Сибирском федеральном округе'

Роль государственного регулирования в развитии структурной политики комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства в Сибирском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / межрегиональная интеграция / комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства / этноэкономика / state regulation / interregional integration / complex industrial processing of livestock products / the ethnical economy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в развитии структурной политики комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства в Сибирском федеральном округе»

Горнин Л.В.

к.э.н., Министерство финансов РФ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КОМПЛЕКСА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Ключевые слова: государственное регулирование; межрегиональная интеграция; комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства; этноэкономика.

Keywords: state regulation; interregional integration; complex industrial processing of livestock products; the ethnical economy.

Сельское хозяйство Сибирского федерального округа развивается в соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации1, предусматривающей полное обеспечения населения страны продовольствием, а предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности - разнообразным сырьём. В границах федеральных округов между регионами происходит постоянный обмен необходимым продовольствием. Однако современный технологический уровень позволяет внедрять технологии глубокой переработки продукции мясного животноводства и получать разнообразную продукцию, являющуюся сырьём для целого ряда отраслей.

В проводимом исследовании поставлена задача научного обоснования возможностей развития региональной экономики путём создания комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства. На основе продуктового подхода в данный комплекс объединены: пищевая промышленность (мясная); комбикормовое производство; подотрасли легкой промышленности (текстильная, кожевенная, овчинно-шубная); фармацевтическая. Таким образом, в комплекс объединены абсолютно разные отрасли, в основе деятельности которых лежит переработка животноводческого сырья, что не в полной мере соответствует общепринятой системе государственного регулирования, основанной на отраслевом подходе.

Проведенные исследования показали, что мясное животноводство - это совокупность отраслей, поставляющих рынку, прежде всего, мясо. Помимо этого остаётся непищевое сырьё (у каждой отрасли - своё), которое служит основой для производства в других отраслях экономики - лёгкой, комбикормовой, химической и др. Развитие отраслей промышленности во многом сдерживается отсутствием отечественного оборудования для переработки непищевого сырья - эндокринного, кож, шерсти и др. Поэтому вполне логична прямая связь между развитием машиностроения для отраслей, потребляющих непищевое сырье мясного животноводства, и самим мясным животноводством. Этот подход позволяет рассматривать совокупность отраслей сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и машиностроения как единый комплекс (рис. 1).

В сложной макроэкономической ситуации, в которой находятся в настоящее время значительное число регионов России, необходим поиск «точек роста», комплексный подход к использованию региональных ресурсов. Считаю, что всё большую актуальность в планировании получает территориально-отраслевой подход. Как развивать каждую из подотраслей, объединённых в комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства? Здесь необходимо учитывать и наличие крупных корпоративных объединений на территории региона, и кластерный подход, который осуществляется в ряде регионов. В Омской области создаются крупные агрокластеры, действующие в масштабах области и базирующиеся на переработке конкретного вида сельскохозяйственного сырья: зерновой, мясной, молочный и т.д. В Новосибирской области кластеры создаются на муниципальном уровне. В Алтайском крае развиваются корпоративные объединения. В республиках Бурятия, Тыва, Алтай в основу развития аграрного производства заложено развитие этноэкономики.

В условиях рынка в Российской Федерации государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования .

Роль государства следует рассматривать с двух позиций - как регулятора деятельности экономических субъектов, а также как собственника и предпринимателя. Деятельность регулятора реализуется исполнительными органами управления в каждой из отраслей экономической деятельности, при этом используются определенные формы и методы воздействия на всех уровнях государственного управления.

1 Стратегия долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 г. / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - http://www.mcx.ru

2 Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: уч. пособие. - М.: ИД-«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. - С. 511.

Производство КРС -- Птицеводство Овцеводство Свиноводство Звероводство у • -* ► А > Отрасли промышленности:

Мясо - _ Мясо. _ ✓ * _Мясо . - -- _Мясо . ✓ » _Мясо _ мясная

Кости субпро- Кости шшА г Кости комбикормовая

-- ✓ ✓ ✓

дукты кожевенная

Шкуры Шкуры Шкуры Шкуры > овчинно-шубная

текстильная

Эндокринно-ферментное сырье - Перо, пух Шерсть

эндокринно- фармацевтическая

ферментное сырье

1

Продукты жизнедеятельности Биоэнергетика

• ■

для производства, заготовок, хранения, транспортировки для переработки

Отрасли машиностроения, производящие оборудование для комплекса переработки

продукции мясного животноводства

Рисунок 1.

Структура комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства

Государственное регулирование экономики можно определить как одну из функций органов государственного управления (наряду с планированием, контролем и др.) и одновременно как систему, имеющую целевую установку, в которой есть объекты, в отношении которых реализуется данная функция, субъект, реализующий её, и организационно-экономический механизм, посредством которого эта функция реализуется.

Целями государственного регулирования экономических отраслей, входящих в комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства, являются: достижение экономической и социальной стабильности; обеспечение национальных конкурентных преимуществ; адаптация рыночного механизма к различным ситуациям, складывающимся под влиянием внешних факторов. С помощью государственного регулирования обеспечивается создание экономико-правовых условий для развития стабильных взаимовыгодных производственно-технологических связей планируемого комплекса с производителями сельскохозяйственного сырья, наиболее рационального расположения предприятий комплекса, формирования межрегиональной инфраструктуры материально-технического обеспечения и обслуживания и товародвижения готовой продукции.

Задача государственного регулирования на внутреннем рынке - стимулировать субъекты, производящие конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для расширения государственного регулирования комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства необходимо учитывать ситуацию, складывающуюся в мировой экономике.

Мир, как считает ряд ученых, постепенно превращается в единую торговую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и совершенствуя механизмы их взаимодействия1, унифицируются методы управления, распространяются одинаковые жизненные стандарты2, национальные производства и финансы становятся все более зависимыми от регулирования международных субъектов, накапливаются структурные сдвиги3. Эти процессы являются составными частями глобализации, включающей процессы возникновения либерализованной и интегрированной мирохозяйственной системы и экономической экспансии.

Уровень конъюнктуры глобального рынка определенного товара в открытой экономике неизбежно сказывается на уровне цен на этот товар на национальном рынке, что является ориентиром для товаропроизводителей при регулировании себестоимости продукции, а значит, уровня конкурентоспособности данного товара и конкуренции на рынках отдельных стран, позволяя формировать политику продвижения своего товара внутри страны и за рубежом, оттесняя товар конкурента, или выживая и сохраняя узкий сегмент уже имеющегося рынка.

1 Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб.: Алетейя, 2000. - 320 с.; Клавдиенко В.П. Глобализация мирового хозяйства и трансформация экономических систем в странах Восточной Европы и России // Вестн. Моск.

Ун-та. Сер. 6. Экономика. 2000. - № 5. - С. 78-87.

2

Альтернативы глобализации: человеческий и научно-технический потенциал России. Доклады и выступления на международной научной конференции (21-23 июня 2002 г.) / Под ред. А.В. Бузгалина. - М., 2002. - Т. 2. - С. 14.

3 Кучуков Р. Некоторые особенности процесса глобализации / Р. Кучуков, А. Савка // Экономист. - М., 2003. - № 5. - С. 40-46.

Считаю, что при организации государственного регулирования общеэкономических отраслевых пропорций необходимо более четко применять комплекс элементов структурной и отраслевой политики, тогда формулируется региональная промышленная политика, что позволяет более полно использовать резервы регионов и федеральных округов.

Необходимо формирование субфедеральной программы в рамках Сибирского федерального округа, включающей основные направления государственного регулирования комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства, минуя в качестве предваряющего этапа разработку соответствующей федеральной программы и учитывая перспективы развития отраслей на федеральном уровне, что позволит сократить количество уровней планирования, сформировать устойчивые межрегиональные связи и значительно повысит экономическую эффективность управления регионами.

Отраслевая структура может иметь различную ориентацию: социальную, милитаристскую, сырьевую. В настоящее время в Сибирском федеральном округе отраслевая структура имеет социальную ориентацию, а предлагаемый комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства имеет ярко выраженную социальную ориентацию, так как включает в себя отрасли потребительского сектора.

Цель структурной политики заключается в формировании общегосударственных, межотраслевых и региональных пропорций, обеспечивающих повышение аллокативной эффективности и конкурентоспособности отраслей эко-номики1.

Именно поэтому целесообразно развивать государственное регулирование на субфедеральном уровне, что позволит формировать устойчивые хозяйственные связи между регионами Сибирского федерального округа на основе комплексного использования ресурсной базы, создавать условия для технологического обновления отраслей комплекса, совершенствовать структурную политику и на этой основе выравнивать условия социально-экономического развития регионов, входящих в округ.

Выбор модели структурной политики зависит от того, какой критерий ориентации выбирается для отрасли: ориентация на внешний или на внутренний рынок. Считаю, что выбор в данном случае определяется уровнем конкурентоспособности конечной продукции, поэтому у отраслей, входящих в комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства, ориентация будет разная. Но общим направлением для развития каждой из этих отраслей должно быть удовлетворение потребностей прежде всего населения собственной страны и постепенное вытеснение с российского рынка импортной продукции. Для решения этой задачи потребуется продуманная отраслевая политика, включающая меры государственного регулирования деятельности в этих отраслях. Рассмотрим основные задачи по отраслям, входящим в комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства. Мясная промышленность является самой развитой среди отраслей, включенных автором в данный комплекс, и единственной, направленной на решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. И именно в ней сложился ряд проблем, характерных для пищевой промышленности Сибирского федерального округа (табл. 1):

- уровень самообеспечения округа составляет 86,8%, значительно колеблется по регионам. Только 4 региона вывозили мясо и мясопродукцию за пределы региона, в остальных она потребляется на месте;

- самый низкий уровень самообеспечения наблюдается в регионах, где производство мяса сосредоточено в личных подсобных хозяйствах: Республике Бурятия, Республике Тыва, Забайкальском крае.

Таблица 1

Уровень самообеспечения регионов СФО мясом*

Уровень самообеспечения ре- Мясо Удельный вес ЛПХ в общем объе-

гионов СФО мясом, 2014 г. в % (Ввоз (+), вывоз -)), тыс. т ме производства мяса в регионе

Республика Алтай 142,8 -8,7 68,3

Республика Бурятия 56,2 +26,3 76,9

Республика Тыва 71,0 +4,9 76,1

Республика Хакасия 92,3 +2,8 58,9

Алтайский край 139,6 -67,2 53,6

Забайкальский край 64,6 +25,9 87,5

Красноярский край 69,6 +66,4 50,7

Иркутская область 60,8 +64 40,7

Кемеровская область 48,0 +96 28,6

Новосибирская область 89,4 +19,8 41,0

Омская область 130,5 -42,6 45,1

Томская область 124,9 -16,6 19,2

Сибирский федеральный округ 86,8 +171,0 47,6

* Собственные расчёты автора на основе данных Росстата.

Потенциальное увеличение объёмов сбыта мясной продукции на рынке СФО, по расчетам автора составляет 171,0 тыс. тонн мяса и мясной продукции. Поэтому для дальнейшего развития данной отрасли государство должно выбрать поддержку стратегии её роста и основную ставку сделать на предприятия малого и среднего бизнеса, учитывая следующие факторы:

1 Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие для магистров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2015. - 338 с.

- продукция в основном скоропортящаяся, длительная транспортировка снижает её качество и сроки реализации;

- учитывая низкую плотность населения в большинстве муниципальных районов СФО, необходимо развивать малые предприятия мясной промышленности непосредственно в сельских районах;

- всем предприятиям отрасли необходимо вести более гибкую ассортиментную стратегию с учетом особенностей потребления мясной продукции местным населением;

- создать логистическую систему, которая на масштабной территории Сибири будет дорогостоящей, если не будет создана на основе высоких технологий, обеспечивающих диспетчеризацию и навигацию.

Развитие малого бизнеса в сельской местности имеет двойное социальное значение: занятость, повышающую доходность населения, и как следствие, рост потребления мясной продукции на местах (сегодня покупательная способность сельского населения гораздо ниже, чем в городах) и развитие сельской территории за счет увеличения налоговой базы местных бюджетов.

Кроме того, именно малый бизнес даёт возможность производить уникальную продукцию по рецептурам народов Сибири и на основе использования нетрадиционных видов сырья. Во всех регионах СФО приняты программы по развитию туризма, в том числе гастрономического туризма, главная цель которого - показать особенности питания, существующие в Сибири, разнообразие национальных кухонь за счет выпуска готовой продукции по национальным рецептам (алтайская, бурятская, тувинская, татарская, немецкая, кумандинская, хакасская, якутская, русская, украинская и другие виды кухонь, в зависимости от народа, проживающего на данной территории).

Второе направление государственного регулирования мясной отрасли - поддержка использования нетрадиционного мясного сырья, уникального для мирового продовольственного рынка и производящегося или добываемого в СФО. К данной категории сырья следует отнести:

- мясо северных оленей и маралов;

- мясо боровой, водоплавающей, болотной и полевой дичи, диких животных, добываемых на охоте (лось, косуля, горный козёл, кабан, медведь) практически не используемое в мясной промышленности, являющееся ценным сырьем для освоения национального и международного продовольственного рынка. Это - экологически чистая продукция, не вывозящаяся из регионов её производства. Отраслевые стандарты переработки, хранения и транспортирования должны быть разработаны сибирскими технологами с учетом более длительного транспортирования и требованиям производства экопродукции.

Требуется государственная поддержка разработки технологий переработки мяса всех видов дичи, учитывающих, в т. ч. особенности его потребления в странах-соседях, что входит в задачи научных центров и вузов Сибирского федерального округа. Главной задачей государственной поддержки мясной промышленности Сибири должно стать развитие производства собственной уникальной продукции и её активное продвижение прежде всего на национальном рынке.

Объектами государственного регулирования непродовольственного животноводческого сырья являются наиболее значимые для сельских территорий виды продукции мясного животноводства: шкуры и шерсть.

По данным Российского союза кожевников и обувщиков, по результатам опроса предприятий кожевенной промышленности России в 2014 г. ими переработано 115 тыс. тонн (на 11% ниже уровня 2013 года). С учетом того, что при максимальной загрузке мощностей годовая потребность в кожевенном сырье российских кожевенных предприятий составляет 220 тыс. тонн, дефицит сырьевых кожевенных ресурсов составляет 40%1.

Значительно пополнить рынок кожевенного сырья можно за счёт грамотной организации заготовительной деятельности в муниципальных районах республик, развивающих этноэкономику. Например, в Республике Тыва в настоящее время создана уникальная система хозяйствования в форме аратских и семейно-родовых хозяйств, которые производят 92% продукции сельского хозяйства республики. Основной проблемой этнического хозяйства является отсутствие структуры по реализации продукции. В связи с плохой реализацией в мусор выбрасывается ценнейшее сырьё для производства - кожа и руно, массово сжигают шерсть в отдаленных чабанских стоянках из-за неразвитости транспортных услуг. Государственное регулирование в этом вопросе играет стратегическую важную роль, так как совершенная логистика перемещения сырья и товаров является основным требованием развития предпринимательской деятельности в Туве2.

Серьезной проблемой для основного потребителя кожевенного сырья - обувной отрасли - является её импорто-зависимость, обусловленная тем фактором, что производство обуви на 70% (по оценке экспертов) представляет собой сборку импортируемых частей (деталей) обуви и в меньшей степени зависит от конъюнктуры рынка кожевенного сырья. В этой ситуации реализация в Сибирском федеральном округе стратегии развития комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства призвана стать дополнительным стимулом для реализации федеральной Стратегии развития легкой промышленности, а значит, разработка в её рамках подпрограммы развития кожевенной, обувной, овчинно-шубной и меховой промышленности в Сибирском федеральном округе является своевременной и актуальной. Именно интеграционные процессы в рамках Сибирского федерального округа позволят не только активно развивать сельское хозяйство, но и возродить отечественную легкую промышленность.

1 Развитие рынка кожи в Российской Федерации. - М1р://%㹫г.80щк(^еушкоу.ги/пе%г8/?р=8

2 Донгак Б.А. Современные проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства Республики Тыва // Фундаментальные исследования. 2014. - № 9-1. - С. 139-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.